Научная статья на тему 'Интернет-коммуникации: путь культурного развития личности или свобода выбора в информационную эпоху'

Интернет-коммуникации: путь культурного развития личности или свобода выбора в информационную эпоху Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
400
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПОВЕДЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА / ADAPTATION / INTERNET COMMUNICATION TOOLS / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / INFORMATION SOCIETY / BEHAVIOR / ELECTRONIC ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дятлова Е. В., Михина М. В.

С внедрением практически во все сферы деятельности людей компьютерных технологий возникает необходимость в формировании целостной научной позиции в определении дальнейшего культурного развития человека. Сделано предположение, что продуктивным основанием для исследований коммуникаций посредством сети Интернет являются философские категории и культурно-историческая психология, так как ее положения позволяют осмыслить интернет-коммуникации как опосредованную деятельность. В статье выделены и проанализированы особенности электронных взаимодействий, которые оказывают существенное влияние на развитие личности: отсутствие тактильных ощущений, увеличение объема и скорости передачи информации, внедрение в коммуникации искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET COMMUNICATION TOOLS: THE WAY OF CULTURAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY OR FREEDOM OF CHOICE IN THE DIGITAL AGE

With the introduction of almost every sphere of human activity computer technologies, there is a need for the formation of holistic scientific position in determining further cultural development of the human being. An assumption has been made, that a resourceful basis for communication research via the Internet are philosophical categories and cultural-historical psychology, because its statements allow to conceptualize the Internet communication tools as indirect activity. The specific features of electronic interactions, which have a significant impact on development of the of the personality have been highlighted and analyzed in the article: a lack of tactile sensations, increasing the volume and speed of information transfer, the introduction of artificial intelligence in communication tools.

Текст научной работы на тему «Интернет-коммуникации: путь культурного развития личности или свобода выбора в информационную эпоху»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПСИХОЛОГИИ

УДК 316.65; 159.99

Дятлова Елена Викторовна

канд. ист. наук, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», r. Иркутск e-mail: dytlovae@mail.ru

Михина Марина Владимировна

магистр, независимый исследователь, г. Иркутск

e-mail: mihin@inbox.ru

Dyatlova Elena

Candidate of History Sciences, Irkutsk State University, Irkutsk e-mail: dytlovae@mail.ru

Mikhina Marina

Master of degree, independent researcher, Irkutsk

e-mail: mihin@inbox.ru

DOI10.26425/1816-42 77-2019-4-168-172

ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: ПУТЬ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ИЛИ СВОБОДА ВЫБОРА В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ

Аннотация. С внедрением практически во все сферы деятельности людей компьютерных технологий возникает необходимость в формировании целостной научной позиции в определении дальнейшего культурного развития человека. Сделано предположение, что продуктивным основанием для исследований коммуникаций посредством сети Интернет являются философские категории и культурно-историческая психология, так как ее положения позволяют осмыслить интернет-коммуникации как опосредованную деятельность. В статье выделены и проанализированы особенности электронных взаимодействий, которые оказывают существенное влияние на развитие личности: отсутствие тактильных ощущений, увеличение объема и скорости передачи информации, внедрение в коммуникации искусственного интеллекта.

Ключевые слова: адаптация, интернет-коммуникации, искусственный интеллект, информационное общество, поведение, электронная среда.

INTERNET COMMUNICATION TOOLS: THE WAY OF CULTURAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY OR FREEDOM OF CHOICE IN THE DIGITAL AGE

Abstract. With the introduction of almost every sphere of human activity computer technologies, there is a need for the formation of holistic scientific position in determining further cultural development of the human being. An assumption has been made, that a resourceful basis for communication research via the Internet are philosophical categories and cultural-historical psychology, because its statements allow to conceptualize the Internet communication tools as indirect activity. The specific features of electronic interactions, which have a significant impact on development of the of the personality have been highlighted and analyzed in the article: a lack of tactile sensations, increasing the volume and speed of information transfer, the introduction of artificial intelligence in communication tools. Keywords: adaptation, Internet communication tools, artificial intelligence, information society, behavior, electronic environment.

Применение в деятельности людей компьютерных технологий и сети «Интернет» направляет внимание к массовым коммуникациям и формированию электронной информационно-образовательной среды. Авторы научных публикаций приходят к выводу, что интернет-коммуникации формируют «новый тип коммуникации, новый тип языка и новый тип мышления, который разные исследователи называют то сетевым мышлением, то виртуальным мышлением, то NET-мышлением» [4, с. 65]. Тем не менее, в научной литературе недостаточно философских обоснований, которые могли бы послужить основой для исследований «виртуального бытия», электронной среды и на сегодняшний день существуют два противоречащих подхода. «Первый подход заключается в том, что виртуальная реальность рассматривается как адекватная

© Дятлова Е.В., Михина М.В., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

модель объективной реальности, то есть виртуальная реальность идентична настоящей реальности (включая пространство, время, движение и другие свойства объективной реальности). Второй подход наделяет виртуальную реальность особыми артефактными свойствами» [3, с. 234].

Исторически активность и формы поведения складывались в соответствии с приспособлением к физическим качествам среды и соответствующими ей смыслами и ценностями, но они становятся иными в искусственно созданной электронной среде. В научных публикациях выделяют особенности интернет-коммуникаций: ограничение сенсорного опыта; неопределенность идентичности; анонимность; уравнивание статусов; растяженность пространственных и временных границ; социальное разнообразие [11].

Важно отметить, что коммуникации посредством сети «Интернет» изменяют реальные социальные отношения людей, а их отпечаток ложится в основу высших психических функций. Т.Н. Носкова отмечает, что «в процессе освоения и применения человеком новых информационных технологий происходит трансформация и усложнение строения высших психических функций, которые характеризуются работой не только со знаками, но и со знаковыми системами» [5, с. 10]. Актуальными становятся вопросы, связанные с перспективой, то есть определением дальнейшего пути культурного развития человека.

Цель данной статьи заключается в исследовании особенностей интернет-коммуникаций в контексте проблем культурного развития личности.

Положение. В настоящее время внедренные технологии не позволяют участникам интернет-коммуникаций почувствовать запах, обменяться рукопожатиями, прикосновениями, температурными и другими тактильными ощущениями с собеседником. В сети человеку можно нанести моральный вред, то есть оскорбить, высказать в его адрес угрозы, распространять клеветнические сведения, критиковать или, наоборот, хвалить, поощрять, оправдывать и оказывать иные воздействия на сознание, но нанести физический вред или обнять, коснуться его невозможно. Все это влияет на ориентирование, способность к выбору, формирование ценностей и желаний, препятствует полноценному раскрытию эмоциональных состояний.

Информация, представленная в сети «Интернет», экранизирована, т. е., переведена на экран технических устройств посредством компьютерных программ, ее важными признаками являются мобильность, быстрое и легкое редактирование, а также определенная обратимость, что качественно отличает ее от того, как она представлена в действительности.

Искусственно созданная электронная среда противопоставлена физической реальности. После того, когда статья будет опубликована в печатном виде, поправить что-либо в ней невозможно, а изменениям подвержены материальные качества носителя информации, например, бумага, краска, холст и т. д., но в искусственно созданной электронной среде дело обстоит абсолютно иначе. В сети существует возможность неограниченно редактировать не только опубликованные там тексты, но и фотографии, изображения, музыку, которые добавлены на стабильную основу.

Произведения искусства, размещенные в сети, указывают на живую реальность, к которой человек не может прикоснуться, вдохнуть запах и, значит, охватить как целое, почувствовать последовательно изменяющуюся физическую основу носителя, например, запах бумаги, шероховатые на ощупь и пожелтевшие от света страницы книги, он оказывается помещенным в стабильные качества искусственно созданной электронной среды.

Символическое содержание текста, опубликованного на материальном носителе, раскрывает смыслы и ценности последовательно переживаемых социальных и культурных изменений действительности. Но с приходом компьютерной техники происходит переворот, деятельность переносится из изменяющегося мира материи в невещественный электронный мир со своими характерными ему атрибутами, в результате символическое содержание утрачивает временную перспективу, сохраняя смыслы как размножаемые оттиски или клише, стремящиеся поразить воображение. «Интернет-сообщение - это не речь и не письмо, соответственно чему, информационное взаимодействие в виде процесса виртуального мышления - это не речевое и не письменное мышление, а именно, текстуальное мышление, в котором текст выступает не письмом, а системой символов, знаков и образов с клишированными смыслами» [4, с. 69].

А.М. Сафина, исследуя трансформацию современного искусства, предполагает, что «основной функцией художественного произведения в пространстве сетевой культуры выступает коммуникация», а эстетические характеристики художественного произведения становятся избыточными [8, с. 121].

Согласно М.Г. Чистяковой современное экранизированное искусство требует интерактивности, «активной двусторонней связи между произведением и реципиентом; в возникающей — в процессе художественной коммуникации — способности произведения реагировать на действия реципиента. Ключевые особенности интерактивного произведения в пределе совпадают с особенностями перформанса» [10, с. 56]. Следовательно, если творческий процесс находится в центре внимания, то участники интернет-коммуникаций являются его функциональными составляющими, которые преобразуют свою социальную активность в направление темы. Интерактивное произведение «существует только здесь и сейчас, время и пространство взаимодействия зрителя с произведением здесь совпадают» [10, с. 58].

Пространство и время или пределы. Множество разнообразных сайтов разрозненны в пространстве сети и образуют в некотором роде мозаичные структуры, в отличие от конкретного сайта, который воспринимается целостно, например, тема обсуждения вместе с комментариями разных пользователей. В результате при интернет-коммуникациях на сайте отношение «автор - зритель» уравниваются, исчезает различие статусов [2; 8]. Характерными особенностями формирующегося интернет-общества являются изменяющиеся возможности доступа в сеть (web 1.0; web 2.0; web 3.0), пространственно уравнивающая сетевая структура коммуникаций, которые качественно отличаются от взаимоотношений в социальном пространстве действительности.

Авторы современных интернет-журналов («Большой город», «Сноб») при подаче материала «отказываются от цельного анализа, предоставляя читателю своего рода пазл, головоломку, части которой тот может собрать в цельную картинку самостоятельно» [1, с. 122]. Фрагментарность, неопределенность, многозадачность содействуют развитию воображения, способности к комбинированию и структурированию полученных фактов.

Важной особенностью является увеличивающийся объем оцифрованной информации, ее избыточность. Любая ситуация и событие, каждый поступок и слово в действительности могут фиксироваться, отслеживаться с помощью технических средств и, как следствие, оставлять цифровой след в целях последующего установления причин и принятия решений. Камеры видеонаблюдения на дорогах, в школах, офисах и т. п., электронный документооборот с подробной регистрацией персональных данных каждого является в некотором роде внешним контролем, но его дальнейшая чрезмерность способствует тому, что культура общества будет ориентирована на контроль и защиту от вторжений в частную жизнь.

Одно единственное событие раскрывается с многочисленных позиций очевидцев, наблюдателей и экспертов, профессиональных медиа, являющихся равноправными участниками интернет-коммуникаций. В современном обществе прибыль извлекается из собранных данных и программ. Уровень информированности возрастает, что предъявляет негласные требования к творческим способностям авторов материалов, умению привлечь внимание, заинтересовать аудиторию, чувствовать ее и т. д.

На начальных этапах развития технологий предоставление доступа к сети «Интернет» ограничивалось по времени, но затем с появлением «безлимитного интернета» ценностью становятся объемы и максимально возможная скорость. С увеличением объема распространяемой в сети информации основным решающим моментом становится скорость и не только в передаче, но и в обработке информации. Д.В. Власов отмечает «в сфере информатизации новые знания устаревают за три-четыре года, а десятилетие становится сроком жизни парадигм. Столь радикальные изменения парадигмальных масштабов не могут не отражаться на состоянии языка», в результате возникает терминологическая неопределенность [3, с. 236].

Исследования приводят к выводу, что потребности пользователя формируются с желанием «получать информацию в простых и доступных формах, способствующих экономии когнитивных усилий с его стороны» [6, с. 91]. В целях наилучшего усвоения при интернет-коммуникациях происходят изменения в языковых конструкциях:

1) длина сообщений сжимается, достигая предельной краткости, лаконичности;

2) организация содержания даже небольшого текста строится путем дробления на небольшие блоки-абзацы;

3) мысль выражается предельно однозначно, с лежащей на поверхности смысловой структурой. Подобные трансформации в языке оказывают влияние на мышление.

Коммуникации в сети формируют навыки, необходимые в быстро меняющемся информационном обществе, которые являются качественно иными по отношению к культуре, ориентированной на медленное,

вдумчивое чтение длинного линейного текста. Постепенно можно наблюдать изменения качества образования, к примеру, популярность набирает обучение ментальной математике, способствующей навыку быстрого счета, а также скорочтению, но возникает закономерный вопрос в этой погоне за скоростью останется ли место пониманию, нахождению новых идей, смыслов, искусству. Жестами интернет-коммуникаций являются удары кончиками пальцев по твердой поверхности кнопок клавиатуры или сенсорного экрана и перемещение мыши по относительно ровной горизонтальной поверхности. Именно они становятся основой для перенесения представлений, понятий человека в электронную действительность.

Современному человеку необходимо умение эффективно работать с большими потоками разнообразной информации, выделять главное, сохранять критичность, отличать дезинформацию, в очень короткие сроки упорядочивать, осмысливать ее и принимать решения. Потребленные в большом количестве различные мнения, суждения за малый промежуток времени, без сознательной переработки, без осмысления человеком остаются в бессознательной сфере и могут оказывать влияние на принимаемые в дальнейшем решения и поведение.

Действие. В. Флюссер, рассматривая деятельность человека в окружении невещественной информации, предполагает, что в ней нет действий и поступков, но только сенсации и игра. Человек в будущем «не желает действовать и обладать - он желает переживать. Он желает обретать опыт, познавать и прежде всего наслаждаться. Поскольку он не заинтересован в вещах, у него не может быть проблем. Вместо них у него есть программы» [9, с. 117].

Программы управляют ресурсами компьютера, организуют взаимодействия пользователей, обеспечивают деятельность с информацией в электронной среде. Постепенно и незаметно человек добровольно передает свое право свободного выбора в принятии решений усовершенствованным компьютерным программам, которые способны прокладывать маршруты, предупреждать о том, где повернуть, когда остановиться и направленны на круглосуточную автоматическую подстройку к предпочтениям каждого, кто ими пользуется. В качестве примера можно привести уже существующие навигаторы и программы виртуального голосового помощника распознающего речь, обученные быстро решать задачи и отвечать на поставленные вопросы. Согласно работам Л.С. Выготского указательный жест играет важную роль в развитии речи и является основой для высших форм поведения, и именно его значение и функции постепенно передаются компьютерным программам.

Если в первобытной культуре решения принимались посредством бросания жребия, то есть искусственно вводимого вспомогательного стимула, связанного в некоторой степени с иррациональностью, чувственностью и физическими качествами, то можно предположить, что в культуре ближайшего будущего ни одно важное решение не будет приниматься без вычисляющих программ или искусственного интеллекта. Компьютерная программа становится «игральной костью» направляющей поведение, искусственным стимулом, опирающимся на математическую статистику, вычисления и логику, конструируя смыслы заново без принятия во внимания эмоций и переживания причинности, в которых существует возможность проскользнуть между бесцветных числовых форм. Таким образом, можно предположить, что поведение будет связано с особенностями и качеством разрабатываемых программ, их целями и степенью овладения человеком.

В Флюссер отмечает, что «создается впечатление, что в невещественном будущем общество разделится на два класса: класс программирующих и класс программируемых - тех, кто создает программы, и тех, кто действует сообразно созданным программам. На класс игроков и класс марионеток» [9, с. 122]. Но, скорее всего, «игроки», разрабатывающие и внедряющие в коммуникации между людьми компьютерные программы постепенно обратят их и на свое поведение.

А.В. Сапа отмечает, что «дети сейчас живут в ином мире, чем раньше: они больше общаются с компьютерами, чем с родителями и друг с другом» [7, с. 26]. С позиций культурно-исторической психологии можно предположить, что впоследствии через программы искусственного интеллекта будет происходить становление человека. Но свобода выбора в пределах запрограммированных вычислительных машин, интеллектуальных систем, способных или обученных мгновенно распознавать, направлять, выдавать различные ответы лишь кажущаяся, отрицающая субъективное переживание, понимание, мотивы человека.

Таким образом, искусственно созданные условия электронной среды непосредственно влияют на поведение человека, следовательно, участники интернет-коммуникаций в определенный момент могут оказаться в новых, ранее маловероятных или невозможных в естественной среде ситуациях.

Библиографический список

1. Акулиничев, А. С. Подача информации в современных русских интеллектуальных журналах: фрагментарность и культивирование медиавирусов // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. - 2013. - № 12. - С. 120-125.

2. Бейненсон, В. А. Актуальные проблемы медиапсихологии в условиях системы Web 2. 0 // Вестник ННГУ - 2014. -№ 1 (2). - С. 409-412.

3. Власов, Д. В. Современные проблемы информатики: философский анализ // Статистика и экономика. - 2011. - № 2. -С. 233-239.

4. Курбатов, В. И. Символическое виртуальное сетевое мышление: новая эпоха, или эпоха новостей // Гуманитарий Юга России. - 2013. - № 4. - С. 64-74.

5. Носкова, Т. Н. Новое измерение информационно-образовательного пространства современного университета // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2004. - № 9. - С. 9-17.

6. Проект, Ю. Л. и др. Развитие сетевых технологий как фактор трансформаций жизненного пространства современного человека / Ю. Л. Проект, И. М. Богдановская, Н. Н. Королева // Universum: Вестник Герценовского университета. -2014. - № 1. - С. 89-96.

7. Сапа, А. В. Поколение z — поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. -№ 2. - С. 24-30.

8. Сафина, А. М. Интернет-пространство как фактор трансформации современного искусства // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2018. - № 6. - С. 118-127.

9. Флюссер, В. О положении вещей. Малая философия дизайна / В. Флюссер. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. - 160 с.

10. Чистякова, М. Г. Интерактивное искусство как фактор переписывания мира // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. Общественные науки. - 2018. - Т. 13. - № 4 (182). - С. 53-59.

11. Якоба, И. А. Интернет как средство социальной коммуникации: особенности виртуального общения // Вестник ИрГТУ -2011. - № 8 (55). - С. 342-347.

References

1. Akulinichev A. S. Podacha informatsii v sovremennykh russkikh intellektual'nykh zhurnalakh: fragmentarnost' i kul'tivirovanie mediavirusov [The presentation of information in contemporary russian intellectual magazines: fragmentariness and cultivation of mediaviruses]. Vestnik VolGU. Seriya 8: Literaturovedenie. Zhurnalistika, 2013, I. 12, pp. 120-125.

2. Beinenson V. A. Aktual'nye problemy mediapsikhologii v usloviyakh sistemy Web 2.0 [Current issues in media psychology in web 2.0 system]. Vestnik NNGU, 2014, I. 1 (2), pp. 409-412.

3. Vlasov D. V Sovremennye problemy informatiki: filosofskii analiz [The modern problems of computer science: the philosophical analysis]. Statistika i ekonomika [Statistics and Economics], 2011, I. 2, pp. 233-239.

4. Kurbatov V. I. Simvolicheskoe virtual'noe setevoe myshlenie: novaya epokha, ili epokha novostei [Symbolic virtual network thinking: a new epoch or epoch of the news]. Gumanitarii Yuga Rossii, 2013, I. 4, pp. 64-74.

5. Noskova T. N. Novoe izmerenie informatsionno-obrazovatel'nogo prostranstva sovremennogo universiteta [A new dimension of a modern university educational information space]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena, 2004, I. 9, pp. 9-17.

6. Proekt Yu. L., Bogdanovskaya I. M., Koroleva N. N. Razvitie setevykh tekhnologii kak faktor transformatsii zhiznennogo prostranstva sovremennogo cheloveka [The development of network technologies as a factor in the transformation of the living space of modern man]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta, 2014, I. 1. pp. 89-96.

7. Sapa A. V. Pokolenie z - pokolenie epokhi FGOS. Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii, 2014, I. 2, pp. 24-30.

8. Safina A. M. Internet-prostranstvo kak faktor transformatsii sovremennogo iskusstva [Internet space as a factor of contemporary art transformation]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2018, I. 6, pp. 118-127.

9. Flyusser V. O polozhenii veshchei. Malaya filosofiya dizaina [About the state of things. Small design philosophy], M.: Ad Mar-ginem Press, 2016. 160 p.

10. Chistyakova M. G. Interaktivnoe iskusstvo kak faktor perepisyvaniya mira [Interactive art as a Factor in Rewriting the World]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta, Ser. 3, Obshchestvennye nauki, 2018, T. 13, I. 4 (182), pp. 53-59.

11. Yakoba I. A. Internet kak sredstvo sotsial'noi kommunikatsii: osobennosti virtual'nogo obshcheniya [Internet as a means of social communication - features of virtual communication]. Vestnik IrGTU, 2011, I. 8 (55), pp. 342-347.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.