Научная статья на тему 'Визуальные образы пользователей сети "Интернет": от фотографии до аватара'

Визуальные образы пользователей сети "Интернет": от фотографии до аватара Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
4042
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / АВАТАР

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дятлова Елена Викторовна, Михина Марина Владимировна

С позиций социальной психологии рассматриваются особенности визуальной самопрезентации в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Предлагается обоснование аватара, как познавательного визуального средства между участниками интернет-коммуникаций. В исследовании предполагается, что регулирующими принципами выбора аватара пользователя являются операции мышления. Неопределенность критериев выбора, то есть отсутствие стандартов и требований, предъявляемых к опубликованию аватара, возможность в сети одним человеком создавать неограниченное количество личных данных пользователя способствуют актуализации творческого воображения. Обозначено отличие между феноменами «аватар» и «обманчивой самопрезентацией».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Visual images of the internet users: from a picture to an avatar

The article considers some features of the visual self-presentation on the Internet from theperspective of the social psychology. To register on websites, a user has to provide personal information (name, gender, etc.) and publish an image (avatar) in the personal profile that enables searching and making contacts, as well as creating the first impression. The study assumes that person’s mentality is responsible for choosing a userpic. In conditions of uncertainty of the selection criteria which means lack of standards and requirements to post an avatar, one user can create personal data at infinite scale that enhances actualisation of the creative imagination. The difference between the phenomena "avatar" and "false self-presentation" is indicated.

Текст научной работы на тему «Визуальные образы пользователей сети "Интернет": от фотографии до аватара»

УДК 316.77

Дятлова Елена Викторовна

кандидат исторических наук, доцент Иркутский государственный университет

Михина Марина Владимировна

магистр психологии независимый исследователь, г. Иркутск dytlovae@mail.ru, mihinamv@yandex.ru

ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»: ОТ ФОТОГРАФИИ ДО АВАТАРА

С позиций социальной психологии рассматриваются особенности визуальной самопрезентации в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Предлагается обоснование аватара, как познавательного визуального средства между участниками интернет-коммуникаций. В исследовании предполагается, что регулирующими принципами выбора аватара пользователя являются операции мышления. Неопределенность критериев выбора, то есть отсутствие стандартов и требований, предъявляемых к опубликованию аватара, возможность в сети одним человеком создавать неограниченное количество личных данных пользователя способствуют актуализации творческого воображения. Обозначено отличие между феноменами «аватар» и «обманчивой самопрезентацией».

Ключевые слова: Интернет, интернет-коммуникация, восприятие человека, социальное восприятие, самопрезентация, аватар.

Росту массовых коммуникаций способствует развитие электронных технологий и сеть «Интернет». Из привычной физической окружающей действительности с материальными вещами и ценностями происходит смещение сферы интересов человека в электронную среду с иными качествами, связанными с созданием, распространением и использованием невещественной информации. Перевод внимания с физического мира взаимодействий с вещами и техническими устройствами в иной, электронный - с символами и программами можно сравнить с явлением преломления, возникающего на границе двух различных сред, при этом изменяется направление проходящего через них луча. В информационном обществе ценностью является информация, программы, коммуникация и то, что с ними непосредственно связано. В. Флюссер признает, что человек в будущем меньше имеет дело с вещами и не совершает поступки «он будет нажимать на кнопки, чтобы вести игру с символами. И потому это уже более не человек действующий, а человек играющий» [13, с. 117].

Существенные изменения, происходящие в сфере деятельности, оказывают влияние и на подростков, которые с увлечением создают разнообразные информационные продукты, например, публичные интернет-журналы, блоги, собственные телевизионные каналы, а также организуют тематические интернет-сообщества и группы с неограниченным числом участников. Добавляются в сеть полученные при помощи нажатия кнопки смартфона или фотокамеры фотографии, видео и это не завершение творческого процесса, а переход от одного его этапа в другой. В массовых коммуникациях передача с помощью технических устройств точных копий своих движений, поз и иных композиций служит основой для привлечения внимания, установления контакта и обмена эмоциями с публикой.

Важной особенностью является возможность легкого создания и удаления неограниченного количества учетных записей, то есть личных данных пользователя и свободная от документов, подтверждающих личность регистрация в сети, которая предоставляет человеку выбор между анонимностью, позволяющей оставаться инкогнито либо зарегистрироваться под собственным именем и личной фотографией, либо создать псевдоним. В качестве сетевого имени часто применяются псевдонимы, творчески конструируется индивидуальный стиль личной веб-станицы, включая и визуальный образ пользователя. Все это может свидетельствовать о создании комфортной психологической дистанции не только с другими участниками интернет-коммуникаций, но и с собственными информационными продуктами деятельности.

Визуальный образ пользователя в сети «Интернет», в отличие от внешнего облика в физическом мире, конструируется посредством свободного выбора из личных фотографий или иных электронных изображений, картинок, поэтому вошел в повседневную речь такими понятиями как «юзерпик» от английского картинка пользователя или «аватар» с санскрита - нисшествие. Он выступает новым социокультурным феноменом информационного общества, визуальным стимулом к социальным коммуникациям, психологическим средством воздействия на собеседника. Кроме того, может способствовать групповым процессам и подчеркивать принадлежность к социальной группе и, следовательно, представляет особый интерес для его изучения с позиций социальной психологии.

В современных условиях становятся наиболее актуальными и увеличиваются исследования в области визуальной культуры, в сфере массовых коммуникаций в условиях электронной среды при этом «существует значительный пробел в изучении социально-психологических особенностей само-

© Дятлова Е.В., Михина М.В., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

83

презентации в интернет-пространстве» [9] (Погон-цева, 2013).

Согласно ранее проведенным исследованиям, аватар раскрывает мотивацию пользователя [5; 7]; характеризует личность на уровне отдельных личностных черт [19; 17]; отображает реальные социальные отношения, существующие в повседневном коммуникативном дискурсе; является средством самоидентификации [2] и самопрезентации [3]; выступает фактором формирования первичного доверия/недоверия [4]. Вместе с тем, следует отметить разрозненность эмпирических исследований, слабо проработанную теоретическую базу механизма выбора определенного изображения в качестве визуального образа пользователя сети «Интернет».

Цель настоящей статьи обоснование аватара как познавательного визуального средства между участниками интернет-коммуникаций. Новизна заключается в определении регулирующих принципов выбора аватара в соответствии с операциями мышления.

Фотография собственного лица соответствует тому, что ежедневно видит человек в зеркале, формирует представление о принадлежности к определенной социальной группе, препятствует созданию новых образов. В. А. Лабунская с позиций современной социальной психологической практики рассматривает внешний облик, как атрибут видимого человека и отмечает, что «преобразовательная активность, направленная на свой внешний облик, - это не просто коррекция и изменение внешнего облика, а выраженное стремление влиять на свои «внутренние» характеристики, на событийные контексты, на ценностно-смысловые интерпретации как себя, так и другого посредством воздействия на «внешние» характеристики» [6].

Во-первых, полное отсутствие каких-либо установленных стандартов, требований, предъявляемых к опубликованию в сети аватара пользователя, создает ситуацию неопределенности, во-вторых, обратимость, когда человек волен неоднократно изменять его в любой момент времени способствуют тому, что в решении проявляется не рациональность и не логика, а эмоции и творческое воображение. Преобразование собственного имени и внешности с одной стороны, позволяет преодолеть состояние неопределенности в сети, подчеркнуть индивидуальность и самоопределение. С другой стороны, может способствовать отрыву от реальной жизни, сохранению психологической дистанции между собой и другим участником коммуникаций, проживанию функций привлекающих образов.

Способность людей принимать и преодолевать неопределенность отличается, но в основе вынесенного решения заложены операции мышления, в частности, сравнение фотографий, выделение в них существенных признаков, раскрытие связей

с мотивами и личностными качествами, абстрагированием или конкретизацией. Если, увидев личную фотографию или иное изображение человек принимает решение об использовании ее в интернет-коммуникациях в качестве своего визуального образа, следовательно, он отмечает определенную установленную им взаимосвязь, привлекающую его общую черту с выбранным объектом. Выбор определяется либо стремлением к конкретности, однозначности, предпочтению стабильности, отвержением всего необычного; либо, наоборот, ему свойственна открытость новому, гибкость в поведении, предпочтение абстрактных форм. Таким образом, регулирующие принципы выбора аватара раскрываются в трех направлениях: как в пользу конкретного, например, выбор только из личных фотографий; так и путем абстрагирования от реальных физических качеств и размещением изображений в общих чертах людей, животных, техники и т. п.; либо отказом от принятия решения.

Обобщая результаты исследований, можно сделать вывод, что на выбор изображения в качестве аватара оказывают влияние особенности информационно-коммуникационной сети и тематика веб-сайта. В социальных сетях, предназначенных для поиска и установления контактов пользователям необходимо быть узнаваемыми, поэтому важно предоставить о себе наиболее конкретную информацию и в подавляющем большинстве они делают выбор в пользу реальных фотографий [2; 1]. В группах, форумах сети с различной тематической направленностью (политические, игровые и т. п.) целью является не самопрезентация и установление социальных контактов, а обсуждение интересующей, проблемной ситуации. В результате процентное распределение между личными фотографиями и иными изображениями (животных, вымышленных персонажей и т.п.) различно [7].

С одной стороны, выбор аватара основан на знании объективной действительности, поэтому, как правило, осознан и целенаправлен [20]. С другой стороны, критерием выбора определенного визуального образа в электронной среде, в том числе и из личных фотографий, является не максимально точное воспроизведение физических явлений, а результат познания и применение его как познавательного средства между участниками коммуникаций. Он размещается не вместо пользователя, не скрывает его и может не иметь визуального сходства с его владельцем, связь между ними условна, но он относится к структуре указывающего жеста на участника интернет-коммуникаций, выступает его символом и обладает необходимыми для коммуникаций качествами. Вне познавательной функции он бессмыслен и ценность его была бы лишь художественная.

В доступных нам теоретических и эмпирических исследованиях авторами научных публика-

84

Вестник КГУ ^ 2018

ций, как правило, обращается внимание и проводятся различия между аватарами, содержащими личные фотографии от тех, которые не соответствуют физическим качествам владельца, по сути, являются визуальными псевдонимами и сравниваются с обманчивой самопрезентацией, подделкой [17].

В ходе исследования, сравнивая феномены «аватар», который скрывает реальные физические качества владельца и «обманчивая самопрезентация» выделяются едва заметные, но существенные различия, как между псевдонимом, избираемым на основе воображения в процессе самоопределения и подчеркивающем идентичность, особенности личности с феноменом хорошо известным в истории как «самозванство», связанного с утратой идентичности.

Осуществление деятельности человеком под чужими именами и личными фотографиями, например, широко известных личностей, то есть умышленная дезориентация других пользователей является, по сути, самозванством и обманом. В сети «Интернет» можно найти множество фальшивых веб-страниц с именами и фотографиями знаменитых политиков, актеров, писателей, а также героев художественных и мультипликационных фильмов, в различных целях, в том числе и криминальных, используются и личные фотографии разных людей.

Следует проводить различия как между реальными именами, личными фотографиями пользователей, так и созданием псевдонимов, новых визуальных образов, так и присвоением конкретного чужого имени и внешнего облика. Личные фотографии передают видимые физические качества владельца. Аватар, например, с изображением в виде животного, техники и т.д., является символом пользователя, следовательно, выражает ценностно-смысловую сферу личности. Создавая новый визуальный образ в информационно-телекоммуникационной сети, человек проявляет творческое воображение и организует свое поведение в соответствии с ним. Но, в том случае, если участник интернет-коммуникаций завладевает конкретным чужим внешним обликом и именем то, таким образом, подделывает, копирует поведение другого человека и утрачивает идентичность.

Присвоение чужого имени, образа и извлечение пользы из него, из внешних признаков популярности, сексуальности, статуса и т.д. для того, чтобы обладать ценностями и смыслами, принятыми в обществе свидетельствует об обмане, и именно в этом случае человек предстает с обманчивой самопрезентацией, то есть маской в современном понимании. Характерный признак подделки в цели использования, не в качестве познавательного средства между участниками коммуникаций, а для извлечения каких-либо преимуществ из него.

Таким образом, необходимо обратить внимание, что в основе визуальных образов пользователей находится свободный выбор человека в искусственно созданных условиях сети «Интернет». На обычных фотографиях, фотографических автопортретах отображается статичная зафиксированная структура социальной реальности в физическом мире, поэтому те, кто рассматривают аватар пользователя лишь как фотографию, неосознанно ожидают совпадений с внешними особенностями владельца и приходят к выводу об их «истинности» или «ложности». Когда берется в расчет только понятие «фотография пользователя», но не учитывается «свободный выбор», то возникает опасность в самообмане. Иллюзия восприятия, обман, который скрывается не в творческом процессе самоопределения, не в воссоздании идеального или желаемого образа участником коммуникаций, а в ошибках раскодирования, в принятии символа и невещественной электронной информации за отображение конкретных вещественных качеств. Критерии выбора определенного изображения в качестве аватара основаны не на точном воспроизведении в электронной среде физических явлений, а на применении его как познавательного средства между участниками интернет-коммуникаций.

Библиографический список

1. Антонова Ю.А., Демина С.А. Аватар как элемент самопрезентации в социальной сети // Линг-во-культурология. - 2010. - № 4. - С. 15-20.

2. Быльева Д. С. Аватар как индивидуальный выбор средства самоидентификации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2014. -№ 1 (191). - С. 261-268.

3. Гринькова Е.А. Особенности самопрезентации молодежи Юга России в социальных сетях // Science Time. - 2014. - № 12. - С. 133-143.

4. Зайцева Ю.Е. Образ самопрезентации (ава-тара) как фактор формирования первичного доверия/недоверия субъекту интернет-коммуникации // Вестник СПбГУ Серия 12. - 2012. - Вып. 1. -С. 134-143.

5. Кузнецова И.В., Фоминова Е.А. Выбор ава-тара как форма самопрезентации в сети Интернет (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Петербургский психологический журнал. - 2016. -№ 14. - С. 101-114.

6. Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. - 2010. - № 1. - С. 26-39.

7. Михина М.В. Коммуникационные мотивы участников групп сети «Интернет» на основании символьных изображений // Инновационная наука. - 2017. - № 7. - С. 107-112.

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

85

8. Мышкина М.С. Виртуальная самопрезентация как пространство личностной идентичности и мотивационно-смысловой интенции личности // Вестник СамГУ - 20i5. - № 7 (i29). - С. 2i2-22i.

9. Погонцева Д.В. Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 20i3. - № i. - С. 92-98.

10. Спирина А.А. Псевдоним как результат самоидентификации творческой личности // Известия Самарского научного центра РАН. - 20i5. -№ i (2). - С. 475-478.

11. Ушкин С.Г. Визуальные образы пользователей социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг. -20i2. - № 5 (iii). - С. i59-i69.

12. Флюссер В. О положении вещей. Малая философия дизайна. - М.: Ад Маргинем Пресс, 20i6. - i60 с.

13. Фримен Дж. Проблема влияния электронной среды на интеллектуальное развитие и межличностные отношения одаренных и талантливых детей // Психологическая наука и образование. -2015. - Т. 20. - № 1. - С. 102-109.

14. Шкуратова И.П. Оформление внешности как средство самовыражения личности // СевероКавказский психологический вестник. - 2009. -№ 2. - С. 33-36.

15. Шугайло И.В. Пространство «Иного» в ме-диаобщении // Вестник ОмГУ - 2013. - № 1 (67). -С. 21-24.

16. Щебетенко С.А. Большая пятерка черт личности и активность пользователей в социальной сети «Вконтакте» // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2013. - № 4. - С. 73-83.

17. Щекотуров А.В. От флирта до смены пола онлайн: подростковые практики альтернативных самопрезентаций в социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг. - 2017. - № 6 (142). - С. 327-343.

18. Fong К. Mar R.A. What Does My Avatar Say About Me? Inferring Personality From Avatars // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2015. -Vol. 41 (2). - P. 237-249.

19. Young K. Online Social Networking: An Australian Perspective // International Journal of Emerging Technologies and Society. - 2009. - Vol. 7. -No. 1. - P. 39-57.

References

1. Antonova YU.A., Demina S.A. Avatar kak ehlement samoprezentacii v social'noj seti // Lingvo-kul'turologiya. - 2010. - № 4. - S. 15-20.

2. Byl'eva D.S. Avatar kak individual'nyj vybor sredstva samoidentifikacii // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. - 2014. - № 1 (191). - S. 261268.

3. Grin'kova E.A. Osobennosti samoprezentacii molodezhi YUga Rossii v social'nyh setyah // Science Time. - 2014. - № 12. - S. 133-143.

4. Zajceva YU.E. Obraz samoprezentacii (avatara) kak faktor formirovaniya pervichnogo doveriya/ nedoveriya sub"ektu internet-kommunikacii // Vestnik SPbGU. Seriya 12. - 2012. - Vyp. 1. - S. 134-143.

5. Kuznecova I.V., Fominova E.A. Vybor avatara kak forma samoprezentacii v seti Internet (na primere social'noj seti «VKontakte») // Peterburgskij psihologicheskij zhurnal. - 2016. - № 14. - S. 101-114.

6. Labunskaya V.A. «Vidimyj chelovek» kak social'no-psihologicheskij fenomen // Social'naya psihologiya i obshchestvo. - 2010. - № 1. - S. 26-39.

7. Mihina M.V Kommunikacionnye motivy uchastnikov grupp seti «Internet» na osnovanii simvol'nyh izobrazhenij // Innovacionnaya nauka. -2017. - № 7. - S. 107-112.

8. Myshkina M.S. Virtual'naya samoprezentaciya kak prostranstvo lichnostnoj identichnosti i motivacionno-smyslovoj intencii lichnosti // Vestnik SamGU. - 2015. - № 7 (129). - S. 212-221.

9. Pogonceva D.V. Prezentaciya v social'noj seti kak sozdanie virtual'noj tatuirovki // Filosofskie problemy informacionnyh tekhnologij i kiberprostranstva. -2013. - № 1. - S. 92-98.

10. Spirina A.A. Psevdonim kak rezul'tat samoidentifikacii tvorcheskoj lichnosti // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. - 2015. -№ 1 (2). - S. 475-478.

11. Ushkin S.G. Vizual'nye obrazy pol'zovatelej social'noj seti «VKontakte» // Monitoring. - 2012. -№ 5 (111). - S. 159-169.

12. Flyusser V. O polozhenii veshchej. Malaya filo-sofiya dizajna. - M.: Ad Marginem Press, 2016. - 160 s.

13. Frimen Dzh. Problema vliyaniya ehlektronnoj sredy na intellektual'noe razvitie i mezhlichnostnye otnosheniya odarennyh i talantlivyh detej // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2015. -T. 20. - № 1. - S. 102-109.

14. SHkuratova I.P. Oformlenie vneshnosti kak sredstvo samovyrazheniya lichnosti // Severo-Kavkazskij psihologicheskij vestnik. - 2009. - № 2. -S. 33-36.

15. SHugajlo I.V. Prostranstvo «Inogo» v mediaobshchenii // Vestnik OmGU. - 2013. -№ 1 (67). - S. 21-24.

16. SHCHebetenko S.A. Bol'shaya pyaterka chert lichnosti i aktivnost' pol'zovatelej v social'noj seti «Vkontakte» // Vestnik YUUrGU. Seriya: Psihologiya. - 2013. - № 4. - S. 73-83.

17. SHCHekoturov A.V. Ot flirta do smeny pola onlajn: podrostkovye praktiki al'ternativnyh samoprezentacij v social'noj seti «VKontakte» // Monitoring. - 2017. - № 6 (142). - S. 327-343.

18. Fong K. Mar R.A. What Does My Avatar Say About Me? Inferring Personality From Avatars // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2015. -Vol. 41 (2). - P. 237-249.

19. Young K. Online Social Networking: An Australian Perspective // International Journal of Emerging Technologies and Society. - 2009. - Vol. 7. -No. 1. - P. 39-57.

86

Вестник КГУ 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.