Научная статья на тему 'Аватар как смысловой элемент самопрезентации в интернет-блогах'

Аватар как смысловой элемент самопрезентации в интернет-блогах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
610
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аватар / интернет-блог / самопрезентация / воздействие / avatar / Internet blog / self-presentation / metaphysics of time

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вязигина С. Ю.

Современная блогосфера представляет собой новый способ массового общения в Интернете, имеющий ряд особенностей, отличающих данный тип взаимодействия от акта реального общения коммуникантов. Одним из важных смыслообразующих элементов акта самопрезентации в интернетблоге является аватар автора дневника. Изучение данного явления требует детального исследования, поскольку графическое представление пользователя создается автором лично и несет в себе дополнительную к сообщению смысловую и эмоциональную нагрузку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Avatar as a semantic element of self-presentation in Internet blogs

Modern blogosphere is a new way of mass communication on the Internet, which has a number of features that distinguish this type of interaction from the act of real communication. One of the important semantic elements of the self-presentation act in a blog is the author’s avatar. This phenomenon requires a detailed study, since the user’s graphical representation is created by the author personally and carries a semantic and emotional load that is additional to the message.

Текст научной работы на тему «Аватар как смысловой элемент самопрезентации в интернет-блогах»

УДК: 81-1

Вязигина С.Ю.

Аватар как смысловой элемент самопрезентации в интернет-блогах

Омский государственный технический университет, Россия, Омск, viazigina_s@mail.ru

Аннотация. Современная блогосфера представляет собой новый способ массового общения в Интернете, имеющий ряд особенностей, отличающих данный тип взаимодействия от акта реального общения коммуникантов. Одним из важных смыслообразующих элементов акта самопрезентации в интернет-блоге является аватар автора дневника. Изучение данного явления требует детального исследования, поскольку графическое представление пользователя создается автором лично и несет в себе дополнительную к сообщению смысловую и эмоциональную нагрузку.

Ключевые слова: аватар; интернет-блог; самопрезентация; воздействие.

Vyazigina S.Ju.

Avatar as a semantic element of self-presentation in Internet blogs

Omsk State Technical University, Russia, Omsk, viazigina_s@mail.ru

Abstract. Modern blogosphere is a new way of mass communication on the Internet, which has a number of features that distinguish this type of interaction from the act of real communication. One of the important semantic elements of the self-presentation act in a blog is the author's avatar. This phenomenon requires a detailed study, since the user's graphical representation is created by the author personally and carries a semantic and emotional load that is additional to the message.

Keywords: avatar; Internet blog; self-presentation; metaphysics of time.

Согласно общепринятой трактовке понятия «самопрезентация», предложенной Ж. Тедеши и М. Риессом, данное явление рассматривается как осознанное поведение, направленное на создание определенного впечатления о себе у окружающих [Семенова 2005]. До недавнего времени и в отечественной, и в западной психологии и психолингвистике акт самопрезентации рассматривался в масштабах реального взаимодействия коммуникантов. Однако в условиях технического прогресса и глобализации появляются и развиваются новые способы массового общения в Интернете, представленного

различными социальными группами, имеющими свои психологические и языковые особенности.

В процессе регистрации в системе пользователю необходимо указать минимальный объем информации о себе. Уже на этом этапе коммуникации выявляется основная особенность самопрезентации в интернет-блогах — возможность умышленного изменения персональных данных пользователем с целью произвести необходимое блогеру впечатление на оппонентов, оставаясь при этом инкогнито. Одной из основных составляющих самопрезентации в интернет-блогах, требующих особого внимания, является аватар автора дневника. По своей сути «аватар» (также «аватарка», «ава») является графическим представлением пользователя, созданным им самим. Это может быть обычная фотография самого блогера или стандартная картинка, предложенная сервисом программы. Аватар — это «виртуальный двойник» пользователя. Его основная цель заключается в создании максимально точного впечатления о пользователе посредством передачи информации о его внешности, внутреннем духовном мире и даже социальном статусе. Аватаром может быть анимированная или статичная картинка, размещенная на стартовой странице дневника. В процессе дальнейшей коммуникации это изображение будет располагаться рядом с каждым сообщением блогера, что способствует упрощению восприятия информации, напрямую ассоциируя сообщения с их автором.

На наш взгляд, смысловое наполнение графического изображения, выбранного пользователем, представляет дополнительные возможности для интерпретирования его самопрезентации, а также особенностей конструирования им своей веб-личности.

В данной статье исследуется специфика выбора аватара пользователями русскоязычной блогосферы. В процессе исследования мы наблюдали за двумя экспериментальными группами блогеров, каждая из которых состояла из пятнадцати пользователей, зарегистрированных на платформе русскоязычной версии LiYejournal.com в течение месяца с начала нашего исследования. Первая группа была представлена интернет-дневниками анонимно зарегистрированных пользователей, ведущих свои дневники под вымышленными именами. В качестве аватара в данной группе использовались различного рода графические изображения. Вторая группа состояла из интернет-дневников, авторы которых при регистрации указали свои личные данные в полном объеме. Аватары этих авторов представляли собой личные фотографии (как правило, портретные снимки) авторов, что определялось и по другим фотографиям, выкладываемым авторами в своих дневниках. Тематика и

стиль повествования в блогах были различными. В каждой группе преобладали блоги-размышления, касающиеся в основном новостей политики, экономики и культуры. Присутствовали и дневники, посвященные личным путешествиям автора. Авторы двух интернет дневников публиковали в блогах свои художественные сочинения. Аватары всех анонимных пользователей были представлены статичными графическими изображениями, так или иначе отражающими тематику и цель ведения блогов. Подавляющее большинство дневников этой группы было представлено интернет-блогами политической тематики. В девяти дневниках авторы выбирали для аватара, как правило, достаточно агрессивные картинки. В основном встречались изображения национального государственного флага или политического лидера страны, интересы которой отстаивал или оспаривал автор в полемике с другими блогерами. Также встречались изображения известных политических деятелей, представленных как в уничижительно-шуточном, так и в серьезном образе. В возрастной категории (в дневниках, где возраст был указан) до двадцати пяти лет среди мужчин активно использовались образы рыцарей в стиле фэнтези. Женская аудитория в основном подражала стереотипным образам красоты, навязанным современной массовой поп-культурой. Аватары трех дневников, посвященных туристическим путешествиям автора, представляли собой картинки с изображением природы. В двух дневниках, имеющих большое количество читателей и, как результат, высокий рейтинг, авторы систематично меняли свои аватары.

Автор блога с художественными произведениями использовал для аватара портреты русских писателей, преимущественно XIX в.а, что указывало на литературные предпочтения самого автора дневника. Также такая практика положительно воздействовала на читателей, непроизвольно сопоставляющих литературные произведения, выложенные в интернет-блоге, не с их реальным автором, а с известными писателями, изображенными на аватаре. Рейтинг этого дневника был высоким в сравнении с официально зарегистрированным блогом, на аватаре которого был выставлен портрет блогера.

Для аватаров официальных блогов, посвященных обсуждению политических проблем, блогеры, как правило, выбирали официально-деловой стиль фотографий. Так же как и в дневниках анонимных пользователей, в указанной группе активно использовались государственные символы: флаги, столичные правительственные здания, политические лидеры различных партий. Как правило, на всех фотографиях присутствовало изображение автора блога. Таким образом, блогер, отстаивающий определенную политическую позицию,

ассоциировал себя с соответствующим политическим движением. Аватары интернет-дневников, посвященных туризму, культуре и размышлениям на различные темы, представляли собой как любительские снимки, на которых не всегда встречалось изображение автора дневника, так и предложенные программой анимированные и статичные заставки. Частота смены аватара также напрямую зависела от популярности интернет-дневника среди читателей. Автор дневника с художественными произведениями предпочел использовать свою личную фотографию, которую он не менял за время нашего наблюдения. И только за месяц до окончания ведения своего дневника блогер удалил свою фотографию, оставив аватар без изображения. Рейтинг посещаемости указанного интернет-блога постепенно снижался.

Исследование особенностей самопрезентации является актуальным, но малоизученным, особенно в нашей стране, вопросом. Так, зарубежными учеными (И. Гофман, М. Снайдер, Т. Иттман и т.д.) сделан основной вклад в исследование данной проблемы [Некрасова 2007, с.122]. Тем не менее, данный аспект вызывает все больший интерес со стороны современных отечественных исследователей. В частности, в работе Е.В. Михайловой представлены теоретические подходы к исследованию данной проблемы [Михайлова 2006, с.36]. Сущность и основные характеристики самопрезентации описаны в работе Н.А. Некрасовой и У.С. Некрасовой [Некрасова 2007, с.122]. О влиянии культурного начала индивида на самопрезентацию в виртуальной среде сказано в работе А.В. Чистякова [Чистяков 2006, стр. 31]. Особенностям web-самопрезентации представителей разных культур посвящена работа М.С. Романовой [Романова 2009, с.91], а также работа А.И. Затулий и Е.М. Бурнаевой [Затулий 2012, с.297]. Специфика выбора графического изображения для web-самопрезентации описана в работе Д.С. Быльевой [Быльева 2014 с.261]. Психологическим особенностям восприятия виртуального собеседника другими участниками web-коммуникации посвящена работа Ю.Е. Зайцевой [Зайцева 2012 с.134]. О прагматическом потенциале аватара, как обязательного элемента web-самопрезентации, способствующем установлению контакта, привлечению внимания других пользователей и т.д., сказано в работе Ю.А. Антонова и С.А. Демина [Антонов 2010 с.15].

Следует отметить, что во всех указанных исследованиях рассматриваются лишь частные случаи данного вопроса, что делает изучение самопрезентации в электронной среде актуальным и значимым направлением.

По результатам нашего исследования при анализе интернет-блогов обеих групп можно выделить следующие особенности.

Для группы анонимно зарегистрированных блогеров, указывающих в качестве аватара не личное фото, а графическое изображение, содержащее оскорбительные элементы, была характерна большая свобода высказываний. Категоричная форма выражения коммуникантов, зачастую использующих ненормативную лексику и оскорбления, соответствовала выбранному ими изображению. Такое сочетание графического элемента и сообщения помогает коммуниканту быть услышанным другими, привлекая внимание к своей персоне через оскорбления и ненормативное речевое поведение, что является одной из особенностей самопрезентации в виртуальных дневниках, представляющей собой своеобразный способ борьбы с рядом психологических комплексов посредством ведения «параллельной жизни». Также существование в Сети инкогнито позволяет самореализоваться за счет поведения, невозможного в повседневной жизни.

Группа, состоящая из пятнадцати официально зарегистрированных людей, не скрывающих свое изображение, в целом была представлена пользователями с определенным уровнем образования и культуры, багажом знаний и достаточно развитыми языковыми способностями. К такому выводу мы пришли, анализируя тексты статей в блогах этих авторов. Однако спустя пять месяцев с момента нашего наблюдения три блогера перестали вести записи, а у четырех пользователей постепенно снижалась активность ведения дневника.

На наш взгляд, основная причина такого явления может заключаться в двойственной природе интернет-блога. В отличие от бумажного дневника, в который обычно заносится информация личного характера и который ведется автором исключительно для себя самого, электронный дневник создается для того, чтобы представлять свои убеждения, выражать свои идеи и обосновывать свою позицию по определенным вопросам перед посторонними людьми, зачастую в большинстве своем совершенно незнакомыми автору. В связи с этим блогеры, не собравшие вокруг себя постоянных читателей, со временем потеряли интерес к этой деятельности. Причем речь в данном случае идет, как правило, о скандальной популярности дневника, а не о наличии должного количества единомышленников. Подтверждением этому является тот факт, что три политических блога заработали высокий рейтинг популярности именно за счет резкой критики в своих комментариях популярной для данного временного периода политической позиции.

В целом, наблюдая в течение девяти месяцев за первоначальным выбором аватара и последующей сменой изображения тридцатью пользователями, официально и анонимно зарегистрированными на интернет-платформе Livejournal.com, мы пришли к выводу, что грамотный выбор графического изображения во многом влияет на успех ведения блога, заключающийся в его популярности среди читателей.

Все средства самопрезентации, используемые обеими группами блогеров для конструирования своей веб-личности, являются индикаторами психофизических характеристик самого пользователя и, как результат, отражают психическое здоровье личности виртуальной. В этой связи анонимность коммуникации в блогах предоставляет широкие возможности для самопрезентации пользователя, позволяя сконструировать новую идентичность, стать тем, кем хочется, создать о себе желаемое впечатление, варьируя такие личные данные, как пол, возраст, внешность и т. д. В связи с этим общение в блогосфере можно рассматривать не как межличностную коммуникацию, а как общение виртуальных образов, представленных реальными людьми.

Аватар - графическое изображение, являющееся представлением в интернет-блогах реального человека, - наиболее полно в сравнении с другими техниками отражает сущность, внешность и характер своего хозяина. Проанализировав аватары двух групп пользователей, мы сделали выводы о предпочтениях и стереотипах современных блогеров. С точки зрения гендерной принадлежности прослеживается идеализация действительности в обеих группах, однако особо ярко данная тенденция проявляется в группе анонимно зарегистрированных блогеров, аватары которых представлены графическими изображениями, а не реальными фотографиями авторов. Для женской аудитории подбор аватара для своей страницы базировался в первую очередь на принципе красоты, стремлении к идеальной внешности в соответствии с современными модными тенденциями, о чем свидетельствует достаточное количество картинок с типичными «рекламными» образами девушек модельной внешности и «суперменами» в группе анонимных пользователей. В свою очередь, у мужской аудитории таким принципом выступил принцип «силы». Указанные гендерные предпочтения были неоднократно отмечены исследователями [Затулий 2012, с. 299].

В группе официально зарегистрированных блогеров аватары авторов в основном были представлены портретными фотографиями, выполненными в официально-деловом стиле. Наличие подобного рода изображений рядом с комментарием автора придает тексту большую убедительность, что указывает на воздействующую функцию графического оформления интернет-блога.

Эмоциональная открытость общения, которая явно прослеживается в комментариях к статьям блогов, поиск в этой среде новых контактов и единомышленников, желание любым способом обратить на себя внимание и быть услышанным способствуют росту популярности интернет-блогов среди современных пользователей и, как результат, использованию данной программы не только в целях коммуникации, но и в качестве инструмента организации и контроля, что, в свою очередь, свидетельствует о необходимости более детального изучения всех составляющих блоговой коммуникации, в частности особенностей самопрезентации в интернет-дневниках.

Список литературы Антонов Ю.А., Дёмин С.А. Аватар как элемент самопрезентации в

социальной сети // Лингвокультурология. 2010. № 4. С. 15-20. Быльева Д.С. Аватар как индивидуальный выбор средства самоидентификации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014. №1. С. 261-269. Зайцева Ю.Е. Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия/недоверия субъекту интернет-коммуникации // Вестн. СПбГУ. Сер. 12. Социология. 2012. №1. С. 134-143.

Затулий А.И., Бурнаева Е.М. Гендерные идеалы: особенности самопрезентации пользователей интернета // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012. C. 297-304. Михайлова Е.В. Обучение самопрезентации. Гос. ун-т - Высшая школа

экономики. 2-е изд. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 249 с. Некрасова Н.А., Некрасова У.С. Самопрезентация: Сущность и основные характеристики / /Успехи современного естествознания. 2007. № 11. С. 122-124. Остапенко И.А. Гендерная идентичность и самопрезентация в Интернет- коммуникации: Социально-философский анализ: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов- на-Дону, 2004. 20 с. Романова М.С. Псевдонимы в немецких и русских чатах // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. Т. 2. № 3. С. 91-93.

Семенова Л.Н. Технология самопрезентации: учебно-методический

комплекс. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. 54 с. Соколова-Бауш Е.А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте: автореф. дис. канд. психологич. наук. М., 1999. 22 с.

Чистяков А.В. Самопрезентация личности в культурном пространстве Интернета // ИЗВУЗ. Серия: Общественные науки, 2006. № 4. С. 25-31.

Шевченко И.С. Вариативность самопрезентации личности в Интернет-общении: Дис. канд. психологич. наук. Казань, 2002. 23 с.

УДК: 81-42

Ефименко Е.А. Национальная специфика вербализации концепта «HEIM» в австрийском художественном дискурсе

Московский государственный лингвистический университет, Россия, Москва, kifir81@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена описанию ключевого концепта австрийской лингвокультуры „Heim" («отчий дом») на материале

sj sj sj SJ Т/Т/

австрийской малой прозы второй половины ХХ века и его роли в представлении австрийских этнических ценностей. Особое внимание уделяется особенностям вербализации концепта „Heim" и средствам его репрезентации в австрийском художественном дискурсе.

Ключевые слова: этнические ценности, концепт, вербальная репрезентация, национальная специфика, австрийская малая проза.

Efimenko E.A.

National specificity of verbalization of the concept "HEIM"

in Austrian literature

Moscow State Linguistic University, Russia, Moscow, kifir81@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the description of the concept „Heim"(„native home") as the key concept of Austrian linguistic culture on the material of Austrian small prose of the second half of the 20th century and its role in the representation of Austrian ethnic values. Special attention is paid to the peculiarities of verbalization of the concept „Heim" and the means of its representation in Austrian literature.

Keywords: ethnic values, concept, verbalization, national specificity, Austrian small prose.

Исследование специфики структуры и содержания картины мира представителей различных лингвокультур является одной из актуальных задач современного языкознания. Решение этой задачи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.