ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2013 Философия. Психология. Социология Выпуск 1 (13)
УДК 174
ЭТИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ:
ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ
К.Б. Сафонов
Рассматриваются особенности этических кодексов как практических воплощений концепций профессиональной этики. Проводится анализ процесса разработки кодексов, их применения для регулирования деятельности профессионального сообщества. Внимание также уделяется значению этических кодексов для отдельных организаций и общества в целом.
Ключевые слова: профессиональная этика; профессиональная деятельность; этическая регуляция; кодекс этики.
Жизнь социума, его устойчивое развитие связаны с множеством факторов, как зависящих от человека, так и не имеющих к нему прямого отношения. Одним из важнейших аспектов благополучия каждого из нас является этичность действий конкретного индивида. Именно поэтому на всех этапах развития человеческое общество имеет дело с уникальным набором нравственных ценностей и норм. Периодически происходит смена систем ценностей. Переходные периоды характеризуются ослаблением этической регуляции, отказом от традиционных понятий о чести и нравственности. В настоящий момент традиционная этика зачастую оказывается неспособна удержать человека от безнравственных действий. Необходимо помнить, что «одним из симптомов кризиса морали в современном обществе является ослабление и снижение уровня фундаментальной этической мотивации» [5, с. 58]. Однако человек не может находиться в своеобразном этическом вакууме. Этика — это не просто научная дисциплина, это своеобразный предохранитель, который удерживает общество от усиления социальной напряженности и перехода от созидательного труда и развития к саморазрушению. Не вызывает сомнения тезис о том, что «мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии» [3, с. 20]. Именно поэтому на место утраченных традиционных нравственных ценностей должны прийти новые. Такими ценностями становятся концепции профессиональной этики.
Профессиональная этика есть этика профессиональных сообществ, особых объедине-
ний людей, сплоченных общей целью и миссией деятельности. Профессиональные сообщества однородны по своей природе, поскольку в них входят представители одной и той же профессии. Очевидно, что профессия как общность, как социальный институт есть нечто большее, чем просто совокупность рабочих или служащих, имеющих примерно одинаковый набор знаний, умений и навыков и занимающих однотипные должности. Труд и трудовая деятельность представляют собой пограничные для профессионализма понятия. На наш взгляд, профессиональная этика неразрывно связана с этикой труда, само понятие которой «характеризует сложившиеся в обществе ценностнонормативные представления о труде: о том, как должно относиться к труду, сколько времени и сил отдавать работе, каким критериям должен соответствовать продукт труда, как следует относиться к клиенту и товарищам по работе и т.п.» [4, с. 80]. Труд — это процесс, результатом которого должно стать достижение определенных целей. К таким целям можно отнести материальное преобразование окружающей действительности, духовное преображение социума и индивида. В данном контексте профессия есть сфера приложения труда, то единое, части которого работают, как отлаженный механизм, действуя ради достижения общей цели, выполнения высокой миссии. При анализе этической составляющей деятельности как коллектива, так и профессионального сообщества можно выделить ряд общих черт. Основу коллектива составляет профессионализм его членов. Профессионализм как нравственная черта
Сафонов Кирилл Борисович — кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков; Новомосковский институт (филиал) Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева; 301665, Новомосковск, ул. Дружбы, 8; k_b_s_k_b@list.ru.
личности есть один из столпов, на которые опираются концепции современной профессиональной этики, а профессия как таковая может рассматриваться в качестве духовной общности.
Большой интерес вызывает анализ соотношения профессиональной этики и профессиональной культуры. Рассматривая культурные аспекты формирования профессиональных сообществ, важно не забывать о роли культуры во всех экономических процессах, происходящих в обществе, так как «без учета культурных ограничений и факторов, не изучая хозяйство на разных уровнях его существования (отдельного производства, системы производств, региона, страны, международной кооперации, планеты) построить эффективную экономику и справиться с глобальными проблемами невозможно» [6, с. 114]. Профессиональная культура, формирующая профессионалов в качестве субъектов осознанной деятельности по материальному и духовному преображению окружающего мира, зависит, с одной стороны, от господствующих в обществе и в профессиональной среде ценностей, а с другой стороны — от ее структуры и той системы отношений, которые в ней выстроены. При этом этические ценности не только представляют собой способ создания определенной моральной базы трудовой и экономической активности, но и являются тем фактором, который позволяет упорядочить данную деятельность. Современное общество рассматривает труд не как своеобразную повинность или неотвратимую необходимость, но как творчество. Созидательный труд не может и не должен подвергаться какому-либо давлению ни со стороны руководства, ни со стороны сотрудников. Это является гарантией сохранения творческого характера и добровольности труда, способствует получению каждым индивидом морального удовлетворения от своей деятельности.
Однако свобода труда как таковая является весьма противоречивым явлением. С одной стороны, полная свобода для всех может стать причиной беспорядка, поскольку отсутствие регулирующего начала есть хаос. С другой стороны, всесторонняя и всепроникающая регламентация трудовой деятельности может привести к утрате в ее содержании рационального зерна творчества и замены его элементом подневольности. Решением данной дилеммы может и должна стать разумность и справедливость в определении меры свободы труда. Основу любой трудовой деятельности и сплоче-
ния профессионального сообщества составляют этические нормы, разделяемые его представителями. Причем на современном этапе развития общества этика приобретает особое значение, поскольку «сейчас мы вступаем в эпоху утверждения нового принципа “мы оба выиграем, если будем вести себя честно”» [7, с. 33]. Это подтверждает реальность осознания сотрудниками любой организации необходимости разумного ограничения собственной свободы с целью достижения высшей цели профессии, выполнения миссии, профессионального долга. Свобода не должна пониматься как вседозволенность. Этические основания ограничения свободы сотрудников являются тем фундаментом, на котором выстраивается целостная система профессиональной культуры, а она, в свою очередь, становится базой формирования профессиональной этики. Таким образом, выйдя из этики и пройдя через профессиональную культуру, рассматриваемые нами ограничения возвращаются в исходную этическую точку. Однако их движение не было бесполезным, поскольку в конечном итоге они изменяются до неузнаваемости. Если на исходной позиции они представляли собой лишь некие обобщенные представления сотрудников о морали и нравственности, то в финале приобрели форму идентичных, четких и конкретных воззрений, формирующих особую профессиональноэтическую систему.
Профессиональная этика не функционирует сама по себе. Для взаимодействия с обществом она должна принять форму этических кодексов. Кодифицированные концепции профессиональной этики являются средством моральной регуляции деятельности сотрудников отдельных организаций, профессионального сообщества в целом. В качестве общепризнанного может рассматриваться тот факт, «что этический кодекс — атрибут профессии, способствующий преобразованию атомизированных групп в автономную профессиональную корпорацию, один из инструментов ее саморегулирования» [1, с. 222]. Иными словами, цель применения кодексов профессиональной этики — сплотить представителей профессии, регламентировать их деятельность на основе общепризнанных и приемлемых для всех этических принципов.
Этический кодекс содержит в себе информацию о принципах и ценностях, важных лишь для представителей определенной профессии. При этом особый акцент делается на значении данных положений для выполнения профессионалом своей социальной роли. Кодекс про-
ФИЛОСОФИЯ
фессиональной этики является документом, определяющим цели и задачи деятельности представителей рассматриваемой профессии, ее фундаментальные моральные ценности. Только с помощью этического кодекса общие нравственные цели становятся конкретными, а следовательно, легко достижимыми. Не каждый человек способен осознать, что представляет собой общее благо, но он может понять то, каким образом его деятельность может способствовать моральному обновлению общества. В то же время кодекс профессиональной этики является юридическим документом, закрепляющим цели и задачи, которые социум ставит перед представителями данной профессии. В течение переходного периода, когда законодательная база несовершенна или вообще отсутствует, кодекс может заменить закон, предотвратив неэтичные и противоправные действия профессионалов. Исполнение положений кодекса этики ведет не только к моральному оздоровлению профессиональной среды, но и способствует этическому прогрессу общества в целом.
Кодексы профессиональной этики не могут и не должны существовать в отрыве от общества, иначе они не только не принесут никакой пользы, но могут и навредить. В том случае если профессионалы имеют возможность пренебречь данным документом, подобный образ действия может быть перенесен и на административное и уголовное законодательство. Нетрудно понять, что это не только не приведет к повышению этичности общества, но и явится причиной роста преступности. Осознание положений кодекса профессиональной этики начинается с осознания стоящих за профессией ответственности и ценностей. При этом кодекс не является копией должностных инструкций. Он формулирует общие принципы поведения при осуществлении профессиональной деятельности. Кодекс иллюстрирует то, какое преломление получат ценности отдельных организаций и общества в целом, пройдя сквозь призму определенных профессий. Но так как не существует идеального и исчерпывающего перечня социальных ценностей и норм, невозможно существование и идеального кодекса профессиональной этики. Подобные документы не могут быть приняты раз и навсегда. Их основной особенностью является широкий характер дискуссии, постоянно идущей вокруг их содержания, что сопровождается процессом изменения как отдельных положений кодексов, так и принципов их организации.
Каждый профессионально-этический кодекс — это своеобразный набор нравственных принципов, которыми можно руководствоваться в той или иной антиномичной ситуации. Этот документ должен быть предельно конкретен, в нем не должно содержаться общих фраз, поскольку «человека интересует не вообще, что такое добродетель или справедливость, а как быть добродетельным лично ему, в его неповторимо индивидуальных ситуациях» [2, с. 55]. При этом нельзя ограничиваться лишь созданием этического кодекса. Решающее значение для повышения этичности профессионального сообщества, его морального оздоровления имеет создание и успешное функционирование этической инфраструктуры профессии, основным признаком которой является всесторонне взвешенная этическая программа, созданная с учетом особенностей профессиональной культуры.
Различным является процесс принятия и внедрения рассматриваемых кодексов. Не вызывает сомнения тот факт, что никакой этический документ не может быть «навязан» сотрудникам, спущен «сверху» для неукоснительного исполнения. Подобная система оправдана при разработке нормативно-правовых актов, но совершенно недопустима в случае этики. Может показаться, что процесс создания кодекса этики эквивалентен процессу его написания. Но это далеко не так. Разработка кодекса должна быть предварена подготовительной работой, включающей в себя многократные встречи и дискуссии с профессионалами или представителями коллективов, их анкетирование с целью выявления общих ценностей, целей и задач, консультации с клиентами, изучение накопленного опыта по созданию подобных кодексов и т.п. Коллектив разработчиков кодекса должен понимать, что итогом их работы не может и не должно стать перечисление фактов. В своей работе им придется столкнуться с описаниями абстрактных концептов, рассматриваемых с точки зрения ценностей, надежд и поведения. Однако данные описания должны быть достаточно конкретными, чтобы их можно было без труда применить на практике, скорректировав свои действия в соответствии с их требованиями.
Определенную трудность часто представляет правильное применение положений этического кодекса. Одной из центральных проблем профессиональной этики является проблема конфликта интересов при исполнении служебных обязанностей. Необходимо отметить, что успешное предотвращение возможных ситуа-
ций конфликта интересов и поиск выхода из уже сложившихся — главное условие морального оздоровления всех без исключения профессионалов, повышения этичности общества в целом. При этом эффективность кодекса напрямую зависит от приемлемости и уместности содержащихся в нем положений с точки зрения его исполнителей. Именно поэтому важным этапом на пути разработки этического кодекса должен стать отбор иллюстративного материала. При этом следует учитывать не только разность в восприятии мира представителями различных культур, но также и различия в законодательстве разных стран. Так, передача некоей ценной вещи должностному лицу в одних странах может быть расценена как взятка, в то время как в других странах это не более чем подарок. И если с точки зрения европейской культуры преподнесение подобных подарков неэтично, то на Востоке, напротив, оно рассматривается как дань уважения и знак внимания.
Анализ этических документов организаций и профессиональных сообществ — это попытка проникновения в их этический ландшафт. Любой кодекс этики уникален, как уникален каждый трудовой коллектив, каждый сотрудник. Корпоративность является одним из тех столпов, на которых держатся профессии — важнейшие социальные институты, успешное функционирование и развитие которых является обязательным условием развития общества и государства. Профессиональное сообщество состоит из отдельных представителей профессии. Объединяясь в разнородные по своей структуре коллективы, профессионалы создают корпоративность нового уровня — уровня трудового объединения. Профессиональная этика — это, с одной стороны, индивидуальная этика отдельного представителя профессии, а с другой — этика социального института профессии в целом. Концепции профессиональной
этики являются базой для формирования этической мотивации к созидательному труду, которая способствует всесторонней интеграции сотрудника в систему ценностей и норм современного общества. Работая на благо своей организации, представители конкретных профессий работают на благо всего социума, ускоряя этический прогресс и приближая нас к обществу всеобщего благоденствия. По мере развития гуманной экономики третьего тысячелетия, ориентированной на успех каждого, значение профессиональной этики будет возрастать. Как следствие, этические кодексы будут приобретать все большее значение в деятельности профессионалов, поэтому процесс создания и применения данных документов должен находиться под постоянным контролем общества.
Список литературы
1. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2005.
2. Гусейнов А.А. Об этическом образовании // Вестн. Рос. философского общества. 2003. № 2 (26). С. 53-55.
3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 1998.
4. Магура М.И., Магун В. С. Шкала протестантской трудовой этики и опыт ее применения в российских организациях // Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент / отв. ред. А.Е. Чирикова. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2000. С. 80-95.
5. Назаров В.Н., Мелешко Е.Д. Этическое образование в России (история и современность).
Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2004.
6. Розин В.М. Экономика с культурологической точки зрения // Общественные науки и современность. 2002. № 6. С. 107-114.
7. Шихирев П.Н. Психика и мораль в конфликте (О воспитательной силе зла) // Общественные науки и современность. 1992. №3. С. 27-37.
ETHICAL CODES: PROBLEMS OF CREATION AND APPLICATION
Kirill B. Safonov
Novomoskovsk Institute (branch) of Russian Mendeleev University of Chemistry and Technology;
8, Druzhby str., Novomoskovsk, 301665, Russia
The peculiarities of ethical codes as practical realizations of the concepts of professional ethics are discussed in the article. The author analyzes the process of codes creation and application to control the activities of the professional community. Attention is also paid to the role of ethical codes for separate organizations and society as a whole.
Key words: professional ethics; professional activity; ethical regulation; code of ethics.