Kolesnikova Tatiana Pavlovna, Ph.D. Assoc., associate Professor of the Department «Management», Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University
УДК 17:33
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА СЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСОВ
Э.Е. Гордова, Ю.В. Гордов
Рассматриваются этические кодексы, они вбирают в себя общие ценности и правила этики, которые, по мнению управляющих предприятий, должны стать основой в деятельности работников. Этические нормативы в сфере экономики разрабатываются для описания целей организации, создания оптимальной нравственной атмосферы и определения сути этических контекстов управленческих решений.
Ключевые слова: этический кодекс, экономические предприятия, руководитель, сотрудники, деятельность, нравственный климат в компании.
Рассматривая этический кодекс, отметим, что, по сути, он является сводом правил и норм поведения, которыми должны руководствоваться члены компании, фирмы или предприятия. С его помощью задаются определенные модели поведения, единые стандарты отношений и совместной деятельности. Первыми универсальными этическими кодексами, представляющими собой реестр общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил. Чуть позже стали возникать частные этические кодексы, определяющие поведение отдельных социальных групп общества. Потребность в частных этических кодексах (например, кодексы объединений, профессий) возникает в связи с тем, что универсальных норм недостаточно для регулирования человеческого поведения в специфических ситуациях. Частная этика конкретизирует общие нравственные принципы применительно к особенностям той или иной деятельности.
В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов - профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп. Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества и эффективны для «свободных профессий», где наиболее выражены профессиональные этические дилеммы. Наиболее известны этические кодексы тех профессий, где значимые этические дилеммы задаются содержанием деятельности
(адвокаты, психотерапевты, журналисты, риэлторы, предприниматели и т. д.) [1]. Этические кодексы действительно содержат ресурсы для решения достаточно широкого спектра задач.
Корпоративный кодекс содержит положения, отражающие принципы и правила делового поведения в конкретной фирме или предприятия, ответственность администрации по отношению к работникам, обязательства по охране окружающей среды [2]. Важнейшие задачи кодекса корпоративной этики состоят в том, чтобы установить приоритеты в отношении целевых групп и пути согласования их интересов. Кодекс корпоративной этики может выполнять такие основные функции как репутационная, которая заключается в формировании доверия к компании со стороны референтных внешних групп (по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам и т. д.), управленческая, которая состоит в регламентации поведения в сложных этических ситуациях и развитие корпоративной культуры. Повышение эффективности деятельности сотрудников осуществляется путем: регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами, определения порядка принятия решений в сложных этических ситуациях, указания на неприемлемые формы поведения [3]. Кодекс корпоративной этики - значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность.
Содержание кодекса компании или экономического предприятия определяется, прежде всего, ее особенностями, структурой, задачами развития, установками ее руководителей. Как правило, кодексы содержат две части: идеологическую (миссия, цели, ценности) и нормативную (стандарты рабочего поведения). Для разработки и внедрения этического кодекса компании могут выбрать один из трех путей: 1) привлечь внешних экспер-тов-консультантов, которые будут вести проект этического кодекса от начала до конца и сопровождать компанию после его внедрения; 2) разработать и внедрить кодекс этики с помощью внешних экспертов, а поддержку системы осуществлять самостоятельно; 3) собственными силами разрабатывать и внедрять этический кодекс.
Некоторые компании обращаются в консалтинговые агентства, консультанты которых собирают мнения и предложения коллектива, анализируют их и на этой основе формируют и предлагают руководству корпорации этический кодекс. Руководство других экономических предприятий заимствуют типовые кодексы той или иной отрасли (кодексы медиков, психологов, предпринимателей), редактируют их и получают собственный свод внутрикорпоративных правил. При подготовке этического кодекса руководители компании высшего и среднего звена знакомятся с аналогичными документами, действующими на других предприятиях, выявляют традиции, которые сложились в компании, этические моменты, имеющие-
ся в корпоративной культуре, привносят то, что хотелось бы видеть в идеале.
В качестве примера приведем этический кодекс компании ОАО «Аванта». Основная задача компании - производить товары наивысшего качества и ценности для максимального удовлетворения запросов покупателей.
1. Соблюдение сотрудниками ОАО «Аванта» законов и правил деловой этики и поведения: каждый сотрудник должен знать и понимать организационно-правовые требования, предъявляемые к его должности, и информировать руководство, если он считает, что допущено нарушение закона или основных принципов деятельности ОАО «Аванта». На сотрудников, допускающих нарушение закона или основных принципов деятельности компании либо действующих вопреки полученным ими рекомендациям юристов, налагаются дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения. Каждый работник обязан оберегать ее престиж и честное имя.
2. Этические принципы: в Декларации цели нашей компании указывается, что ОАО «Аванта» стремится неукоснительно соблюдать все законы и выполнять все правила, существующие там, где мы осуществляем свою деятельность.
3. Политика в отношении конфликта интересов: политика компании в отношении возможного конфликта интересов основывается на том принципе, что при принятии сотрудником решений по деловым вопросам он должен руководствоваться исключительно интересами ОАО «Аванта». Каждый сотрудник обязан избегать внешних финансовых или иных связей, которые могли бы отрицательно сказаться на интересах компании, создать раздвоение в его отношении к компании или ее интересам и препятствовать эффективному выполнению им служебных обязанностей, а также стать причиной возникновения конфликта интересов.
4. Конфиденциальная или являющаяся собственностью компании информация: в процессе своей работы в компании сотрудник будет сталкиваться с информацией и материалами имеющие конфиденциальный характер. Многие из этих информационных материалов должны рассматриваться как коммерческая тайна. Их защита от несанкционированного доступа жизненно важна для успеха деятельности компании в будущем. При поступлении на работу в ОАО «Аванта», как в прочем, и в любую иную компанию, новый сотрудник принимает на себя этическое и правовое обязательство не разглашать конфиденциальную или представляющую коммерческую тайну информацию, даже если в дальнейшем он примет решение уйти из данной компании. Для сотрудника, которому доверено конфиденциальная информация, наиболее надежный и по сути дела единственный гарантированный способ избежать его случайного разглашения является твердое решение не обсуждать ее в общественных местах.
5. Поведение на рабочем месте: наша принципиальная политика заключается в том, что мы относимся ко всем нашим коллегам в компании с
уважением. Компания стремится создать на работе безопасные, здоровые и стимулирующие высокую производительность труда условия. Каждый сотрудник несет личную ответственность перед коллегами и компанией за содействие в устранении причины обстоятельств подрывающих такие условия и отрицательно сказывающихся на обстановке в коллективе. Не допускается нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, так как это может поставить под угрозу безопасность труда.
6. Подкуп в коммерческих отношениях: во многих странах, и в том числе в США, подкуп в коммерческих отношениях является противоправным актом и карается как уголовное преступление. Выплата каких-либо сумм или дача взяток лицам, находящимся на службе у заказчиков либо поставщиков ОАО «Аванта», а равно получение взяток или принятие денежных сумм сотрудникам компании влечет за собой строгие дисциплинарные меры в отношении виновного со стороны компании, вплоть до возбуждения уголовного дела. Даже в тех странах, где подобные действия с формальной точки зрения могут и не считаться противоправными, компания их категорически запрещает. В условиях конкуренции ОАО «Аванта» всегда должна действовать честно и, прежде всего, полагаться на высокое качество своей продукции.
7. Политика в отношении безопасности труда, охраны здоровья и защиты окружающей среды: ОАО «Аванта» соблюдает все действующие законы и правила, относящиеся к нашей продукции и деятельности. Нарушения законов влекут за собой личную и корпоративную ответственность и могут поставить компанию перед необходимостью возмещения убытков. Сотрудники ОАО «Аванта» должны знать законы, которые регламентируют их деятельность, и выполнять их, используя все надлежащие средства, имеющиеся в распоряжении компании. Более того, каждый сотрудник должен знать и соблюдать в своей повседневной работе правила безопасности труда и охраны окружающей среды. Сотрудники, в обязательность которых входит оценка безопасности наших продуктов, должны принимать все возможные меры для того, чтобы характеристики продуктов, их изготовление, а также оценка результатов исследований соответствовали наивысшим профессиональным и научным стандартам, а компания и потребители были уверены в полной безопасности нашей продукции. Не мене важно, чтобы при оценке безопасности изделий руководители и разработчики учитывали все имеющиеся мнения. Руководители должны избегать действий, препятствующих свободному обмену мнениями или направленных на его ограничение.
8. Честность в отношениях с заказчиками и поставщиками: ОАО «Аванта» ставит перед собой задачу производить товары наивысшего качества и потребительской ценности для максимального удовлетворения запросов покупателей. Успех нашей деятельности зависит от создания бла-
гоприятных отношений с нашими заказчиками, основанных на добросовестности, соблюдении этических норм и взаимном доверии. ОАО «Аванта» осознает, что у наших заказчиков имеются индивидуальные потребности и запросы, которые создают превосходные возможности для успешного взаимодействия на благо обеих сторон.
9. Достоверность учетной документации компании: вся документация относительно деловой активности компании должна быть точной, достоверной и полной без каких-либо ограничений или оговорок. Это означает, что достоверность любой документации определяется как ее фактический точностью, так и этической оценкой и соответствием этическим нормам. Сотрудники ОАО «Аванта», участвующие в подготовке, оценки и ведении документации компании, должны понимать, что компания придает достоверности своей документации первостепенное значение. Все сотрудники должны также учитывать, что компания не допускает и не санкционирует наличия какого-либо фонда денежных средств, который не отражен в бухгалтерской документации, в независимости от целей, для которых эти средства могут быть предназначены. Это означает, без всяких исключений, что все средства компании должны быть отражены в официальной учетной документации компании и что каждая проводка и счет должны быть точно и полно определены по своему характеру и назначению. Компания категорически не допускает сокрытия каких-либо платежей посредством их проведения через бухгалтерские книги и счета третьих лиц и, в частности, агентов или консультантов.
Подразделения ОАО «Аванта» обязаны соблюдать все местные и государственные законоположения в отношении точного и полного ведения бухгалтерских книг и документации компании. При ведении учетной документации, также как и при исполнении иных обязанностей, сотрудники должны действовать честно, объективно и добросовестно. Добросовестность предполагает, что сотрудник не при каких обстоятельствах не должен соглашаться на участие в противоправных или неэтичных действиях ни каких оправданий для создания умышленно искаженного или вводящего в заблуждение учетного документа компании быть не может.
10. Выводы: в настоящих Правилах обобщены принципы, которые уже в течение многих лет регламентируют деятельность и решения сотрудников ОАО «Аванта». Этот документ напоминает всем нам, что работники ОАО «Аванта», вне зависимости от места и характера своей деятельности, должны вести себя как представители компании в соответствии с самыми строгими этическими нормами [4].
Итак, делая итоговые обобщения, можно отметить следующее: каждая компания определяет собственные задачи, для решения которых она намерена использовать такой инструмент, как кодекс корпоративной этики. Создание кодекса не ограничивается только написанием текста документа. Существует специфика исполнения подобных документов: заста-
вить исполнять этический кодекс нельзя. Поэтому для того, чтобы он действительно работал, еще на этапе его создания необходимо предусмотреть процедуры, включающие в процесс разработки документа по возможности всех сотрудников компании. Только при условии принятия каждым сотрудником кодекса корпоративной этики он будет реально исполняться.
Отсюда правильно будет сделать вывод: основное предназначение этического кодекса состоит в создании комфортных условий труда, благоприятного психологического климата в компании, сплочении всех членов коллектива, сформировании корпоративной культуры, все указанные факторы, несомненно, способствуют повышению эффективности деятельности экономических предприятий.
Список литературы
1. Мур Д.Э. Природа моральной философии. М.: Республика, 1999. 351с.
2. Герчикова И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. М.: Издательство «Консалтбанкир», 2002. 576с.
3. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001. 352 с.
4. http: //www.avnt.ru/index. htm
Гордова Элла Евгеньевна, канд. филос. наук, доц., [email protected], Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева,
Гордое Юрий Владимирович, канд. филос. наук, ст. преп., youriy34@,mail. ru, Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева
INCREASE OF EFFICIENCY OF ACTIVITY OF THE ECONOMIC ENTERPRISES DUE TO
INTRODUCTION OF ETHICAL CODES
E.E. Gordova, Yu.V. Gordov
In this article ethical codes are considered, they incorporate the general values and rules of ethics which, according to the operating enterprises, have to become a basis in activity of workers. Ethical standards in the sphere of economy are developedfor the description of the purposes of the organization, creation of the optimum moral atmosphere and definition of an essence of ethical contexts of administrative decisions.
Key words: the ethical code, the economic enterprises, head, officer, activity, moral climate in the company.
Gordova Ella Evgenevna, candidate of philosophical science, docent, [email protected], Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University,
Gordov Yury Vladimirovich, candidate of philosophical science, senior lecturer, [email protected], Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University