Научная статья на тему 'К обсуждению проекта этического кодекса российского психологического общества'

К обсуждению проекта этического кодекса российского психологического общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3009
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаболтас Алла Вадимовна

В статье обосновывается важность соблюдения этических принципов в профессиональной работе психологов, а также необходимость разработки и внедрения этико-нормативных документов, регламентирующих этические составляющие в прикладной и экспериментальной психологии. Дается обзор истории становления профессиональной этики психологов и существующего положения дел в части разработки и внедрения этических кодексов психолога в России, Европе и мире. Представлен проект этического кодекса психолога Российского психологического общества, принятый на V Съезде Российского психологического общества, который был разработан на основе Универсальной декларации этических принципов для психологов и Этического мета-кодекса Европейской федерации психологических ассоциаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К обсуждению проекта этического кодекса российского психологического общества»

2012

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Серия 16

Вып. 2

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

УДК 159.99 А. В. Шаболтас

К ОБСУЖДЕНИЮ ПРОЕКТА ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

В рамках 12-го Конгресса Европейской федерации психологических ассоциаций (£№А), который состоялся в июле 2011 г. в Стамбуле (Турция), большое внимание уделялось вопросам профессиональной этики психологов. В частности, был организован сквозной 3-дневный семинар по проблемам обучения профессиональной этике студентов университетов, в котором приняли участие представители ассоциаций профессиональных психологов стран Европы, США и Австралии. Обсуждались серьезные этические проблемы, с которыми сталкивается современная психологическая наука и практика, такие как плагиат и самоплагиат, манипуляции с данными и фальсификации, нарушения прав участников исследований, злоупотребления в процессе консультативной и терапевтической работы, нечувствительность к этическим конфликтам и др. Участники симпозиума были единодушны в своем мнении о том, что в большинстве вузов Европы и других стран уделяется недостаточное внимание и время этической подготовке студентов-психологов, а также обсуждению этических проблем среди коллег. Безусловно, подобная ситуация не может оставаться без внимания и изменения. Практика давно показала, что нечувствительность к этическим вопросам и невнимание к этике во время обучения в школе и вузе с большой вероятностью могут приводить к этическим нарушениям в профессии.

Профессиональная этика — это свод правил о приемлемых и неприемлемых формах поведения в профессиональном контексте. Этичные действия — это правильные действия или действия, которые необходимо предпринимать в сомнительных ситуациях конфликта. Принимая решение о допустимости тех или иных действий в профессиональном контексте, мы обычно опираемся на свои личные представления о морали и нравственности, что не всегда соответствует профессиональным задачам и требованиям. Особое внимание к этике и важность соблюдения этических принципов в научной и практической работе профессиональных психологов обусловлены несколькими обстоятельствами. Во-первых, психология относится к категории профессий, в которых велика роль персональной ответственности специалистов и отсутствует внешний контроль процесса деятельности. Во-вторых, как в научной, так и в практической работе центральное значение имеет тесное взаимодействие с другими людьми, другими личностями. В-третьих, именно в области этики ярко проявляются исторические, культурные, религиозные, социальные, семейные и др. традиции и стереотипы, которые,

с одной стороны, необходимо учитывать и уважать, а с другой — отделять от этических требований практической и научной деятельности. В-четвертых, исторически в СССР и России у населения в целом и у различных специалистов, включая психологов, сформировался низкий уровень правовой и этической чувствительности. Это обстоятельство приводит к тому, что традиционное изучение этики носит формальный и декларативный характер, а этическое сопровождение исследований с привлечением людей и открытое обсуждение этических вопросов в профессиональной психологической среде попросту отсутствуют.

Безусловно, российское психологическое сообщество не уникально с точки зрения необходимости активно и осознанно формировать и повышать профессиональную этическую культуру своих членов. Традиционно обучение профессиональной этике базируется на «трех китах» — информации, размышлениях и обсуждении этических вопросов с преподавателями и коллегами. В информационный компонент входит знакомство с нормативными этическими документами, имеющими различный статус — международный, национальный или локальный. На протяжении двух последних десятилетий профессиональными психологическими обществами многих стран были разработаны и приняты этические кодексы, целью которых является формулирование и обоснование четких этических принципов и правил, которыми должны руководствоваться профессиональные психологи в своей исследовательской, образовательной и практической деятельности. Некоторые из принципов и правил вытекают из общечеловеческих прав, обозначенных в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, а другие носят специализированный профессиональный характер.

Исторически этические кодексы психологов разных стран сильно различались по форме, глубине, содержанию и перечню основных принципов. Так, в одних кодексах приводятся моральные принципы, которые помогают психологам решать этические проблемы, а в других — нет. Это привело к тому, что в разных частях мира профессиональная этика психологов регулировалась по-разному, а клиенты получали разный уровень защиты своих прав в процессе психологической работы. Необходимость разработки единого этического кодекса для профессиональных психологов разных стран обсуждается на мировом и европейском уровне достаточно давно. Европейской федерацией психологических ассоциаций (EFPA) единый кодекс (Meta-Code of Ethics) был впервые принят в 1995 г. в рамках заседания Генеральной ассамблеи EFPA в Афинах (Греция). В 2005 г. в Гранаде Генеральная ассамблея приняла новую версию европейского кодекса, которая действует и по сей день. В 2002 г. в ходе 25-го Международного конгресса по прикладной психологии в Сингапуре состоялся психологический форум, на котором был поставлен вопрос о разработке мирового этического кодекса психолога. На симпозиуме «Этические профессиональные кодексы без границ: ищем общие основы», состоявшемся в рамках упомянутого стамбульского конгресса, профессор Жанель Готье (Janel Gauthier) предложил создать международную рабочую группу по разработке универсальной декларации этических принципов для психологов. Следует отметить, что задачей этой рабочей группы, которую впоследствии возглавил профессор Готье, была именно разработка универсальной декларации этических принципов, а не создание единого кодекса психологов всех стран. Необходимость разработки подобной декларации была обусловлена двумя основными задачами: формулирование базового набора этических принципов, который можно использовать для разработки или коррекции национальных этических кодексов, и формулирование универсальных

стандартов для оценки достижений и развития психологической этики в мире. Универсальная декларация этических принципов для психологов (Universal Declaration of Ethical Principles for Psychologists) была принята на ассамблее Международного совета по психологической науке в 2008 г. в Берлине. В том же году эта декларация была одобрена советом директоров Международной ассоциации прикладной психологии.

Общество психологов СССР было основано в 1957 г., а Российское психологическое общество (РПО) действует с 1994 г., насчитывая 5000 членов и 62 региональных отделения. Несмотря на свою долгую историю и высокий общий профессиональный уровень в области профессиональной этики, российское психологическое сообщество в большей степени опирается на бытовые представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Отсутствие нормативных документов, регламентирующих профессиональную этику психологов на национальном уровне, является недопустимым с точки зрения современных требований к качеству психологической науки и практики, а также препятствует полноценной интеграции российских психологов в европейское и мировое пространство. Российское психологическое общество уже делало попытку принятия этического кодекса на III Съезде РПО, который состоялся в Санкт-Петербурге в 2003 г. Проект, подготовленный профессором СПбГУ А. И. Юрьевым, был рассмотрен участниками съезда, вызвал много обсуждений, но не был официально принят. Резолюция III Съезда гласила: «Поручить Председателю Экспертного совета РПО представить на Координационный совет РПО отредактированный с учетом замечаний участников Съезда и доработанный текст "Этического кодекса"». Не вижу смысла вдаваться в подробные размышления по поводу того, почему данное решение III Съезда не имело никакого продолжения, а этический кодекс РПО так и не был принят. 14-18 февраля 2012 г. в Москве прошёл V Съезд РПО. В преддверии съезда администрация и сотрудники факультета психологии СПбГУ активно включились в работу специально созданной совместно с факультетом психологии МГУ рабочей группы по разработке проекта Этического кодекса РПО. Задача рабочей группы была в значительной степени упрощена тем, что мы могли опираться на последние международные нормативные документы в области профессиональной психологической этики, упомянутые выше. В основе предлагаемого к обсуждению и принятию V Съездом РПО проекта лежат два базовых документа: Универсальная декларация этических принципов для психологов [1] и Этический мета-кодекс Европейской федерации психологических ассоциаций [2].

Ниже приводится проект Этического кодекса, который был подготовлен сотрудниками факультета психологии СПбГУ А. И. Ватулиным, Е. А. Золотухиной и А. В. Ша-болтас для обсуждения объединенной рабочей группой и дальнейшего представления участникам V Съезда РПО.

Проект

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (РПО)

Декларация Съезда РПО об Этическом кодексе

Исходя из глубокого убеждения, что знания должны служить гуманным целям, а интеллектуальное развитие личности — сочетаться с ее нравственным ростом, следуя традициям человеческого благородства и самоотверженного служения науке, осознавая свою культурную миссию, ответственность за поддержание здоровой психологической и моральной атмосферы в обществе, понимая, что принадлежность к ведущему

77

психологическому сообществу страны требует соответствия высоким стандартам профессионализма и нравственно достойного поведения, Съезд РПО принимает Этический кодекс Российского психологического общества.

Обоснование и основные понятия

Профессиональная деятельность психолога, в какой бы области он ни работал, характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой.

Соблюдение этических принципов и норм в работе психолога способствует стабильности общества и повышению качества жизни всех людей.

Этический кодекс описывает этические принципы и нормы, основанные на общих человеческих ценностях. Эти принципы и нормы используются в деятельности психолога и применимы во всех ситуациях, с которыми сталкиваются профессиональные психологи.

Термин «клиент» относится к любому лицу, пациенту или организации, с которыми психологи состоят в профессиональных отношениях.

• Неравенство знаний и сил всегда влияет на профессиональные отношения психологов с клиентами и коллегами.

• Чем больше неравенство в профессиональных отношениях и больше зависимость клиентов, тем выше ответственность профессионального психолога.

• Обязанности психолога должны рассматриваться в контексте стадии профессиональных отношений.

Этический кодекс дает возможность психологам и людям, с которыми они профессионально связаны, а) руководствоваться принципами, правилами, нормами получения и применения психологических знаний, б) устанавливать стандарты, по которым могут быть оценены результаты применения психологических знаний. Таким образом, излагаемые ниже принципы дают возможность, в случае нарушения этических стандартов, применять к нарушившим их лицам санкции, предусмотренные уставом РПО.

Деятельность профессиональных психологов в России направлена на решение следующих основных задач:

— удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

— удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием, сочетающих глубокие профессиональные знания с высокой культурой и гражданской активностью;

— проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области психологических наук в тесной связи с образовательным процессом, участие в инновационной деятельности, распространение и пропаганда научных знаний;

— формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей, распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

В целях создания условий для эффективного решения этих задач и соблюдения этических стандартов профессиональной деятельности психологов Российское психологическое общество провозглашает и принимает следующие универсальные этические принципы.

78

Этические принципы

I. Уважение прав и достоинства личности. Психологам надлежит уважать права, достоинство и ценность жизни всех людей и способствовать их защите. Психологи должны уважать права граждан на неприкосновенность частной жизни, конфиденциальность, самоопределение и автономию в соответствии с другими профессиональными обязательствами и действующим законодательством.

II. Компетентность. Психологи должны стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе. Они признают границы своей компетентности и своего опыта. Они предоставляют только те услуги и используют только те методы, которым они обучались и в которых имеют опыт.

III. Ответственность. Психологи должны знать о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психологи стремятся избежать причинения вреда и несут ответственность за свои действия, а также должны гарантировать, насколько это возможно, что их услуги не являются злоупотреблением.

IV. Честность. Психологи должны стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психологи должны быть честными, справедливыми и уважающими своих коллег. Психологам надлежит четко представлять свои профессиональные роли и функции, соответствующие этим ролям.

Взаимозависимость этических принципов

Этические принципы взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга.

Для психологов это означает, что решение этических вопросов, проблем и конфликтов (этических дилемм) может требовать глубокого осмысления, диалога с клиентами и коллегами, взвешивания различных этических принципов. В любой ситуации, даже в случае конфликта интересов, необходимым для профессионального психолога остается принятие решений и активные действия.

Смысл и содержание этических принципов I. Принцип уважения прав и достоинства личности

Уважение личного достоинства каждого человека является наиболее фундаментальным и универсальным этическим принципом как среди различных этнических и культурных групп, так и профессиональных сообществ. Данный принцип обеспечивает морально-нравственную основу для других этических требований и норм, предъявляемых профессией. Уважение личного достоинства означает неотъемлемую ценность всех людей, вне зависимости от предполагаемых или реальных различий в социальном статусе, этническом происхождении, поле, способностях или других подобных характеристиках. Эта неотъемлемая ценность означает, что все человеческие существа заслуживают равного уважительного отношения.

Различные культуры, национальности, религии, истории, социальные структуры и другие подобные характеристики людей являются неотъемлемой частью личности и придают смысл её жизни. Таким образом, уважение личного достоинства включает в себя уважительное отношение к культурным и национальным особенностям.

Уважение достоинства личности выражается по-разному в различных сообществах и культурах. Важно признать и уважать такие различия. С другой стороны, также важно, чтобы все сообщества и культуры придерживались нравственных ценностей, которые уважают и защищают как конкретного человека, так и народ в целом.

Принцип уважения прав и достоинства личности включает в себя:

1.1. Общее уважение

1.1.1. Психолог должен осознавать, признавать и уважать уникальную ценность каждого человека, включая все возможные различия — индивидуальные, культурные, физические, гендерные, расовые, этнические, национальные, возрастные, религиозные, языковые и социально-экономические, различия в сексуальной ориентации.

1.1.2. Психолог должен избегать практической деятельности, которая может приводить к несправедливой дискриминации людей, а также нарушению неприкосновенности частной жизни отдельных лиц, семей, групп и сообществ.

1.2. Конфиденциальность

1.2.1. Психолог должен избегать поиска информации, которая выходит за рамки его профессиональных задач.

1.2.2. Материал, полученный в процессе работы психолога, не подлежит сознательному или случайному разглашению, помимо случаев, согласованных с клиентами или связанных с требованиями закона.

1.2.3. Психолог должен обеспечивать права клиента на знакомство с записями и иной отчетной документацией о себе, а также на получение необходимой консультативной помощи для получения данной информации.

1.2.4. Психолог обязан соблюдать необходимые требования к хранению конфиденциальной и личной информации о клиентах (данные, записи, отчеты), включая принятие разумных мер для соблюдения анонимности, когда это является необходимым условием.

1.3. Информированное согласие

1.3.1. Психолог несет ответственность за обеспечение информирования и обсуждения с клиентом своих профессиональных действий, процедур и возможных последствий. Психолог должен получать согласие клиента на свои профессиональные действия как до, так и в процессе психологической работы, включая психологические исследования и любые формы психологических вмешательств.

1.3.2. Психолог должен предварительно согласовать с клиентом регламент психологической работы, а также место, условия хранения данных, цели их использования и сроки уничтожения.

1.4. Самоопределение

1.4.1. Психолог признает право клиента на сохранение максимальной автономии, включая общее право независимо принимать решения о начале и прекращении профессиональных отношений с психологом.

1.4.2. Психолог должен осознавать и обозначать такие ограничения самоопределения клиента, как уровень развития клиента, возраст, психическое состояние и ограничения, установленные законодательством.

II. Принцип компетентности

Компетентность является жизненно важной для развития научных знаний, а также поддержания общественного доверия к психологии. Компетентность основана на честности, а также на доверии, открытом и аккуратном взаимодействии с клиентами и коллегами. Она включает в себя осознание, мониторинг и управление потенциальными предубеждениями, двойственными отношениями и другими конфликтами интересов, которые могут привести к причинению вреда и эксплуатации клиентов.

Психологам надлежит направлять свои усилия на поддержку высоких стандартов компетентности в своей работе, а также признавать границы собственных компетент-ностей и ограниченность собственного опыта. Психологи предлагают только те услуги и применяют только те техники, для использования которых у них есть соответствующее образование и опыт.

Принцип компетентности включает в себя:

2.1. Знание этических норм

Психолог должен обладать необходимыми знаниями в области этики, включая настоящий Этический кодекс, и руководствоваться этическими принципами в своей работе.

2.2. Ограничения компетентности

Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.

2.3. Ограничения в отношении процедур и методов

2.3.1. Психолог должен осознавать ограничения использования конкретных методов и выводов, которые могут быть получены в различных обстоятельствах и служить различным целям.

2.3.2. Психолог должен соблюдать баланс между осторожным применением новых методов и признанием того, что появление новых областей психологической практики и новых методов является непрерывным и позитивным процессом развития.

2.4. Непрерывное развитие

Психологи должны постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности.

2.5. Ограничение деятельности

Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.

III. Принцип ответственности

Психология функционирует как дисциплина в рамках человеческого общества. Как наука и профессиональная практика, она несет перед ним ответственность. Эта ответственность включает в себя содействие познанию общих закономерностей человеческого поведения и пониманию людьми себя и других, а также использование этих знаний для улучшения состояния отдельных лиц, семей, групп, сообществ и общества в целом.

81

В обязанности психологии и психологов входит осуществление профессиональной деятельности в обществе в соответствии с высокими этическими стандартами, а также поощрение развития социальных структур и форм поведения, поддерживающих интересы всех людей и народов.

В связи с этим психологи должны быть осведомлены о профессиональных и научных ответственностях перед клиентом и обществом, в котором они работают и живут. Психологам следует избегать ситуаций и действий, которые могут причинить вред и быть потенциально опасными для людей и общества в целом.

Принцип ответственности включает в себя:

3.1. Общая ответственность

3.1.1. Психолог несет ответственность за качество и последствия профессиональной деятельности.

3.1.2. Психолог должен поддерживать престиж профессии и избегать действий, которые могут привести к ее дискредитации.

3.2. Обеспечение высоких стандартов

Психолог обеспечивает и поддерживает высокие стандарты научной и профессиональной деятельности, включая требования к действиям психологов в соответствии с Этическим кодексом.

3.3. Ненанесение ущерба

3.3.1. Перед психологом стоит задача избегать ошибок при использовании научных данных и применении практических технологий, а также минимизировать возможный и неизбежный ущерб.

3.3.2. Психолог должен соблюдать особую осторожность при проведении исследования или принятии профессиональных решений в отношении людей, которые не предоставили своего согласия на участие в исследовании.

3.4. Непрерывность профессионального сопровождения

3.4.1. Психолог несет ответственность за продолжение профессионального сопровождения и взаимодействия с клиентами, включая сотрудничество с другими профессионалами и соответствующие действия, когда психолог должен прекратить вмешательство.

3.4.2. Психолог несет ответственность за состояние клиента после формального завершения профессиональных отношений.

3.5. Расширение сферы ответственности

Психолог несет ответственность за научную и профессиональную деятельность в соответствии с этическими стандартами применительно к взаимоотношениям с работодателями, ассистентами, студентами.

3.6. Разрешение этических конфликтов (дилемм)

Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести персональную ответственность за их разрешение. Психологам следует активно обсуждать этические вопросы и конфликты со своими коллегами и другими экспертами

(значимыми лицами), а также информировать их о принципах, отраженных в Этическом кодексе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IV. Принцип честности

Открытость и доступность информации должны быть согласованы с другими этическими соображениями, в том числе с необходимостью защиты безопасности и конфиденциальности людей и сообществ (народов) и необходимостью уважения культурных особенностей. Существуют этнические и культурные различия, касающиеся профессиональных границ, отношений и конфликтов интересов. Однако, несмотря на такие различия, психологам необходимы мониторинг и управление профессиональной деятельностью для обеспечения того, чтобы собственные интересы не мешали действиям в интересах клиентов. Психологи должны стараться находить все возможности для интеграции науки, образования и психологической практики. В этой деятельности психологи должны быть честными и уважительными по отношению к другим людям.

Принцип честности включает в себя:

4.1. Осознание профессиональных ограничений

Психолог должен осознавать ограничения своих личных и профессиональных возможностей. В случае возникновения сложных ситуаций психолог должен обратиться за помощью и поддержкой к профессионалам соответствующей области.

4.2. Открытость и точность

4.2.1. Психолог должен быть точным в раскрытии информации и презентации своей квалификации, уровня образования и опыта.

4.2.2. Психолог должен быть точным в предоставлении и репрезентации информации, не должен препятствовать рассмотрению и принятию альтернативных гипотез и точек зрения.

4.2.3. Психолог должен быть честным и точным в отношении финансовых вопросов, касающихся его профессиональной деятельности.

4.2.4. Психолог должен осознавать свою ответственность за максимально точное представление выводов и мнений в профессиональных отчетах, включая представление ограничений тех или иных заключений.

4.3. Прямолинейность и четкость

4.3.1. Психолог должен нести ответственность за информирование и избегание случаев искажения информации в исследовательской и в практической работе.

4.3.2. Психолог не должен скрывать информацию или искажать ее, если возможны альтернативные варианты вмешательства. В случае возникновения искажения информации, психолог должен проинформировать об этом все заинтересованные стороны и заново установить степень доверия.

4.4. Избегание конфликта интересов и эксплуатации

4.4.1. Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате двустороннего взаимодействия. Психолог должен стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или использованию клиента.

83

4.4.2. Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах.

4.4.3. Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после естественного завершения профессиональных отношений с клиентом. Психолог в том случае также несет профессиональную ответственность.

Литература

1. Universal Declaration of Ethical Principles for Psychologists. URL: http://www.am.org/iupsys/ resources/ethics/univdecl2008.html (дата обращения: 31.01.2012).

2. EFPA Meta-Code of Ethics. URL: http://www.efpa.eu/ethics (дата обращения: 31.01.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.