УДК 17
Иржанова А.А. магистрант 2 курса кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования научный руководитель: Маметьева О.С., к.пед.н.
доцент
кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова
Россия, г. Магнитогорск ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
Аннотация: автор статьи изучает вопрос об этике взаимодействия специалиста по социальной работе с пожилыми людьми. В статье так же изучены особенности пожилого возраста. Каким должен быть специалист по социальной работе: внешний вид, модель поведения- все это автор рассказывает в статье, опираясь на теоретические и практические данные.
Ключевые слова: социальная работа, пожилые люди, этика, этичкские аспекты, специалист
Irzhanova A. A., 2-year student of the Department of social work and
psychological-pedagogical education Magnitogorsk state University. G. I. Nosov
Russia, Magnitogorsk
Scientific supervisor: Mamatieva O. S. the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of social work and psycho-
pedagogical education Magnitogorsk state University. G. I. Nosov
Russia, Magnitogorsk
ETHICAL ASPECTS OF THE INTERACTION OF SPECIALISTS IN SOCIAL WORK WITH OLDER PEOPLE
Abstract: the author studies the question of the ethics of interaction between specialist social work with older people. The article also studied the characteristics of elderly. How to be a social work specialist: appearance, behavior - all this the author tells in the article, based on theoretical and practical data.
Key words: social work, older people, ethics, thickskin aspects specialist.
Мир меняется происходят изменения и в демографической ситуации. В последние десятилетия появляются новые механизмы, способствующие поддержанию жизни в пожилом возрасте. Медицинские, психологические, социальные механизмы в настоящее время вышли на новый уровень по
своему развитию. Все это ведет к тому, что продолжительность жизни стремительно увеличивается. Это явление не могло остаться без внимания специалистов в области геронтологии.
По демографическим прогнозам, в России и во всем мире доля людей пожилого и старческого возраста будет неуклонно возрастать, и уже к 2030 году людей в возрасте старше 60 лет будет в три раза больше, чем в 1990 году [2]. Вследствие этого, в общественную жизнь будет включено все больше пожилых людей посттрудового периода. Так же возможен существенный сдвиг в возрасте выхода на пенсию. Исходя из этого, многие виды деятельности необходимо ориентировать, учитывая их социальные и психологические особенности, потребности и возможности.
Всемирная организация здравоохранения выделяет три возрастные границы для людей пожилого и старческого возраста: 55 (60)-75 лет — пожилой возраст; 75-90 лет — старческий возраст; 90 и далее — долгожители [ 1]. Эти группы не одинаковы по своему психологическому и медицинскому состоянию. Поэтому каждой группе необходим индивидуальный и грамотный подход.
Социальная работа призвана решать социальные проблемы и нужды пожилых людей, и чтобы была эффективной необходимо учитывать особенности этой группы населения.
Профессия специалиста по социальной работе требует основательной подготовки и предъявляет высокие профессиональные и морально-нравственные характеристики. Это важно, так как объектами социальной работы являются социально незащищенные слои населения, к которым нужен индивидуальный подход.
Это заставляет оценивать процесс взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента, то есть пожилого человека, как с профессиональной, так и с моральной точки зрения. Исходя их практических знаний, социальная работа с пожилыми людьми эффективна и даёт положительный результат в случае соблюдения морально-нравственных ориентиров в деятельности специалиста. А соблюдение профессиональной этики играет значительную роль в ходе выявления потребностей пожилых и старых людей, разработке и осуществлении профилактических, поддерживающих и восстановительных мероприятий.
Нужно учитывать, что люди пожилого возраста попадают в очень сложное положение, когда их настигают беспомощность или затянувшаяся болезнь. В этот момент им необходимо особое внимание со стороны социальных служб. Переход человека в группу пожилых существенно меняет его взаимоотношения с обществом и собственное мироощущение. Во взаимоотношениях с пожилым человеком, клиентом специалист по социальной работе выступает активной стороной, устанавливающей и развивающей контакты.
Психосоциальный подход является неотъемлемой частью социальной работы в практике с пожилыми людьми. Цель этого подхода - поддерживать
ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 1(17) 2018
11ир:У/£)гит-паика.ш
491
равновесие между внутренней жизнью пожилого человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. Оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оценивается потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Необходимо учитывать как сильные стороны, так и ограниченные возможности каждой личности в каждой ситуации, стремиться к их совершенствованию, находя пути здорового роста. Необходимо полное понимание людей в контексте существующей действительности и использование этих знаний для того, чтобы помочь им развивать и усиливать свой потенциал. Каждая встреча -беседа с пожилым человеком индивидуальна [4].
Аккуратность, подтянутость, точность, доброжелательность и обязательность - вот черты, привлекающие к социальному работнику пожилых людей, вызывающие к нему доверие. Милосердие - это слово отражающее способность сочувствовать человеку, его страданиям, соболезновать переживаниям, понимать боль. Подчеркиваемая снисходительность явно будут неуместны в данной сфере со стороны специалиста. Наблюдательность, способность быстро принимать решения, выдержка, умение владеть собой - качества, необходимые в общении с пожилыми людьми [3].
Таким образом, современная реальность диктует необходимость развития профессиональной этической компетентности специалистов по социальной работе, оказывающих комплексную поддержку, помощь и сопровождение пожилых в трудной жизненной ситуации.
Только должный уровень профессиональной этической компетентности специалиста по социальной работе позволяет ему построить процесс взаимодействия с клиентом рационально и построить эффективно работу с клиентом.
Использованные источники:
1. Бондарева Т. Подготовка студентов к социальной работе с пожилыми людьми // Высшее образование в России. - 2006. - N 11. - С. 148-150
2. Заплетина Н. И. Социальный работник и пожилой клиент: проблемное поле конфликтов // Отечественный журнал социальной работы. - 2004. - N 2. - С. 43-47
3. Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет. Владивосток., 2005.
4. Золотарева Т. Ф. Социально-психологическая работа с пожилыми людьми в отделении дневного пребывания центра социального обслуживания // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - N 3. - С. 55-60