Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
193
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / АДАПТАЦИЯ / ПОСТТРУДОВОЙ ПЕРИОД / ПЕНСИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иржанова А.А.

В данной статье рассмотрены технологии социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период. Автор, изучая проблему, опирается на теорию и практику, анализирует проблему и, исходя из этого, предлагает возможные варианты ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF ADAPTATION OF ELDERLY PEOPLE IN THE MODERN WORLD

This article describes the technology of social adaptation of elderly people in postremoval period. The author, studying the problem is based on the theory and practice, analyzes the problem and, on this basis, offers possible solutions.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

УДК 364

Иржанова А.А. магистрант 2 курса кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования научный руководитель: Маметьева О.С., к.пед.н.

доцент

кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова

Россия, г. Магнитогорск ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация:

В данной статье рассмотрены технологии социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период. Автор, изучая проблему, опирается на теорию и практику, анализирует проблему и, исходя из этого, предлагает возможные варианты ее решения.

Ключевые слова: пожилые люди, адаптация, посттрудовой период, пенсия, социальные проблемы

Irzhanova A. A., 2-year student of the Department of social work and

psychological-pedagogical education Magnitogorsk state University. G. I. Nosov

Russia, Magnitogorsk

Scientific supervisor: Mamatieva O. S. the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of social work and psycho-

pedagogical education Magnitogorsk state University. G. I. Nosov

Russia, Magnitogorsk

THE TECHNOLOGY OF ADAPTATION OF ELDERLY PEOPLE IN

THE MODERN WORLD

Abstract:

This article describes the technology of social adaptation of elderly people in postremoval period. The author, studying the problem is based on the theory and practice, analyzes the problem and, on this basis, offers possible solutions.

Key words: elderly, adaptation, postremoval period, the pension, social problems.

В современной России, как и во всем мире, в последнее время наблюдается прогрессивное увеличение численности пожилых людей, а необходимость сохранения активной жизнедеятельности в посттрудовой период является одной из актуальных тем современных научных исследований.

Согласно классификации ВОЗ и геронтологической ассоциацией к пожилым людям относятся люди в возрасте 60 - 74 лет, к старикам 75 - 90 лет, к долгожителям старше 90 лет.

Пожилые люди - это категория граждан, специфическая в плане психофизиологических, социальных, экономических характеристик, обусловленных их принадлежность к возрастной категории от 60 лет и старше [4, с. 70].

Один из переломных моментов жизни человека, влекущим за собой важнейшие перемены в укладе его жизни является выход на пенсию, то есть переход жизни в посттрудовой период.

Посттрудовой период - это завершение одной деятельной фазы социальной жизни человека и начало другой,

резко отличающейся от предшествуемой [5, с. 69].

Вступление человека в этот период не следует понимать только как четко установленное во времени явление, оно может длиться долгое время, так как процесс перестройки сознания личности, находящегося на предпенсионном этапе жизни начинается задолго до фактического прекращения работы.

Так или иначе, перемены в жизни способствуют изменению поведения человека и его образа жизни, заново формируются его отношения с окружающими людьми, переосмысливаются ценности, отношении к действительности и т. п. Человек осознанно или неосознанно готовится к роли пенсионера. На основе этого человек может либо принять, либо отвергнуть новую роль.

Переход человека в группу пожилых людей существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные и философские понятия, как: смысл жизни, доброта, счастье и так далее. Значительно меняется образ жизни людей. Прежде пожилые люди были связаны с обществом, производством, занимались общественной деятельностью, а в посттрудовой период они утратили прежние социальные роли. Разрыв с трудовой деятельностью и прежней жизнью отрицательно сказывается на состоянии здоровья, жизненном тонусе и психике пожилых людей. И это естественно, поскольку активная жизненная позиция является источником долголетия и условием сохранения хорошего здоровья. Но пенсионеров не часто берут на работу, поэтому они вынуждены быть безработными.

В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, особенно в посттрудовой период.

Очень часто пожилые люди выходят на пенсию психологически не готовыми к своему новому положению и новому этапу жизнедеятельности. Такая неготовность к переменам негативно сказывается на процессе их социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности.

Для осуществления успешной социальной адаптации, необходимо

подробно изучить технологию социальной адаптации в социальной работе, так как на ней построена почти вся деятельность по отработке у клиента, то есть пожилого человека навыков противостояния негативному воздействию окружающей среды.

Процесс социальной адаптации это всегда взаимодействие личности со средой. Поэтому на ход этого процесса оказывают влияние, как различные условия среды, так и особенности самой личности. Поэтому следует выделять две характерные стороны процесса социальной адаптации: объективную и субъективную.

Объективная сторона процесса социальной адаптации заключается в том, что человек на протяжении всей жизни приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. То есть происходит непрерывное усвоение и развитие механизмов адаптации, в формировании которых активное участие принимает окружающая среда.

Субъективный процесс социальной адаптации связан со всеми аспектами социально-психологического развития личности, с ее характерными свойствами и особенностями.

Социальная адаптация пожилых людей рассматривается как система последовательных действий, в результате которой качество жизни пожилых людей улучшается. Вследствие этого происходит перестройка сознания пожилого человека, что способствует осуществлению активной деятельности в новых условиях.

Существует большое количество психологических и физических факторов, которые влияют на успешность процесса социальной адаптации пожилых людей к новым условиям. Общего,

универсального способа социальной адаптации не существует, для каждой личности необходим индивидуальный подход. Например, для кого-то большую ценность представляет семья, внуки, а для других -самостоятельность, независимость и возможность заниматься любимым делом.

Но несмотря на индивидуальные особенности пожылих людей, существует одна технология социальной адаптации, она представляет собой ряд последовательных этапов:

1.Адаптационный шок. На этом этапе в жизни пожилого человека, вышедшего на пенсию происходит нарушение привычного уклада жизни что приводит к дальнейшему потрясению социогенного характера. Эта стадия в процессе социальной адаптации является наиболее сложной и болезненной..

2.Мобилизация адаптационных ресурсов. После адаптивного шока пожилой человек начинает осмысливать происходящее, осваивать новую модель поведения. На этом этапе важную роль играет потенциал личности: как уровень образования и квалификации, демографический и социальный статус, социально-психологические характеристики и прочее. Именно характерные особенности адаптационного потенциала определяют его

способность овладеть ситуацией и освоится в ней.

З.Ответ на «вызов среды». Это стадия завершает процесс социальной адаптации в посттрудовой период. На этой стадии пожилой человек, вышедший на пенсию реализует конкретную модель поведения. Так же человек приспосабливается к среде посредством новой деятельности, которые выбираются пожилым человеком с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей.

Стоит учитывать, что вышеперечисленные этапы проходят все пожилые люди, вышедшие на пенсию, однако время, с которым протекает один определенный этап, может быть разное [3, с. 171].

Таким образом, мы выяснили, процесс социальной адаптации достаточно сложный и многогранный. Чтобы социальная адаптация проводилась успешно, необходимо знась и учитывать особенности не только субъекта, но и саму технологию «Социальная адаптация». Это позволит выстроить грамотную и эффективную работу.

Использованные источники:

1. Ковалева Н. Г. Образ жизни как фактор адаптации к жизни на пенсии // Психология зрелости и старения. - 2004. - N 2. - С. 34-53.

2. Соколинская Е. В. Гендерные аспекты качества жизни у лиц пожилого и старческого возраста // Психология зрелости и старения. - 2006. - N 1. - С. 94-108.

3. Христенко О. В. Изменение ценностных ориентаций людей пожилого возраста в современной России // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2006. - № 2. - С. 70-72.

4. Шендрик И. Адаптация наоборот : как подготовить работника к выходу на пенсию // Кадровое дело. - 2010. - № 9. - С. 68-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.