РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Russian Journal of Entrepreneurship
Том 18 • Номер 8 • апрель 2017 ISSN 1994-6937
>
Креативная экономика
издательство
Этическая среда
многонациональных предприятий
Гурова И.П. 1
1 Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:
Многонациональные предприятия/транснациональные корпорации осуществляют хозяйственную деятельность в разных странах мира в условиях сложной международной среды, включающей не только экономические, но и политические и социокультурные компоненты. В статье изучены подходы к морально-этическим факторам в бизнесе, используемые в аналитических материалах Всемирного экономического форума и Всемирного банка. На основе проведенного исследования для оценки внешней этической среды многонационального предприятия предложено использовать показатели институционального развития из рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума: на уровне общей (генеральной) внешней среды - показатели государственных институтов (доверие общества к политикам, незаконные платежи и взятки, фаворитизм в принятии решений госслужащими), а на уровне функциональной среды (среды задач) - показатели институционального развития частного сектора (этичность поведения фирм). Показана роль корпоративной этической программы как элемента внутренней этической среды в многонациональных компаниях.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: корпоративная этика, внутренняя среда предприятия, внешняя среда предприятия.
введение
Предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность в разных странах мира, должны учитывать не только экономические, но и неэкономические факторы: политическое устройство, социально-психологические особенности, культуру, моральные ценности, критерии справедливости и приемлемого поведения. Многообразные экономические и неэкономические факторы формируют среду ведения бизнеса, в которой предприятия осуществляют деловые операции.
Ethical environment of multinational enterprises
Gurova I.P. 1
1 Moscow State Institute of International Relations (MGIMO)
многонациональные предприятия в мировой экономике
В условиях открытой рыночной экономики предприятия имеют возможность участвовать в различных формах международных эко-
номических отношений: в международной торговле, международном инвестировании, международном производстве, международном технологическом обмене и т.д. В результате прямого инвестирования в зарубежные экономики и создания на этой основе структурных подразделений, осуществляющих основную хозяйственную деятельность за рубежом, происходит транснационализация экономики предприятия, формирование его многонационального профиля. На волне либерализации международных экономических отношений 1990-2000-х гг. и роста прямых иностранных инвестиций (ПИИ) количество таких предприятий возросло в 2,7 раза, а и их зарубежных филиалов - в 3,5 раза (табл. 1).
Согласно определению Международного торгового центра (МТЦ), это предприятия, которые независимо от страны происхождения и формы собственности (государственное, частное или смешанное) включают в себя компании, расположенные в двух или более странах, связанные отношениями собственности или иным способом таким образом, что одно или более предприятий могут оказывать существенное влияние на деятельность других предприятий, в частности, в таких вопросах, как владение знаниями и ресурсами, ответственность и т.д. [10]. Они управляются системой принятия решений, основанной на согласованной политике и общей стратегии, осуществляемой из одного или более управленческих центров.
В процесс транснационализации вовлекается все больше компаний из развивающихся стран, переходящих к прямому инвестированию и участию в международном производстве. Если в 1990 г. они составляли всего 8% от общей численности ТНК, то
ABSTRACT:_
Multinational enterprises / transnational corporations carry out economic activity in different countries of the world in a complex international environment that includes economic, political and socio-cultural components. The article studies the approaches to moral and ethical factors in business, used in the analytical papers of the World Economic Forum and the World Bank. On the basis of the conducted research, in order to assess the external ethical environment of a multinational enterprise, we propose to use institutional development indexes taken from the global competitiveness index of the World Economic Forum, such as: indexes of state institutions (public trust in politicians, illegal payments and bribes, favoritism in civil servants' decision-making) related to the level of the general external environment, and indexes of institutional development of the private sector (firms' ethical behavior) related to the level of the functional environment (environment of tasks). We show the role of a corporate ethical program as an element of the internal ethical environment in multinational companies.
KEYWORDS: corporate ethics, internal enterprise's environment, external enterprise's environment.
Received: 09.04.2017 / published: 30.04.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Gurova I.P. ([email protected])
CITATION:_
Gurova I.P. (2017) Eticheskaya sreda mnogonatsionalnyh predpriyatiy [Ethical environment of multinational enterprises]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (8). - 1383-1391. doi: 10.18334/rp.18.8.37771
Таблица 1
транснациональные корпорации и пии в мировой экономике
показатель 1995 2000 2005 2010
Вывезенные накопленные ПИИ, млрд долл. 3769 8008 12564 21283
Количество родительских компаний 38541 63459 69727 103786
Количество зарубежных филиалов 251450 689520 690391 892114
Источник: составлено автором на основе 8, с. 57] (Jaworek M., Kuzel M., 2015).
Таблица 2
показатели крупнейших российских нефинансовых тнк в рейтинге юнктАд*
итн** Активы, продажи, сотрудники, человек
% млн долл. млн долл.
за рубежом всего за рубежом всего за рубежом всего
Лукойл 43 32907 111800 119932 144167 22623 150000
Газпром 26 15137 256177 94579 144477 28594 450000
*данные за 2014 г.
**Индекс транснациональности (ИТН) рассчитывается как среднее арифметическое трех составляющих: доля зарубежных активов в совокупных активах, доля зарубежных продаж в совокупных продажах, доля зарубежного персонала в совокупной численности сотрудников предприятия. Источник: составлено автором на основе [13].
в 2008 г. - уже около 30% [14]. Это компании, странами базирования которых являются Китай, Бразилия, Мексика, Малайзия, Республика Корея, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Сингапур, Тайвань, Гонконг, Алжир, Венесуэла, Кувейт, Индия, Аргентина, Таиланд и др.
В рейтинге ЮНКТАД в число крупнейших нефинансовых ТНК включены российские компании нефтегазовой отрасли: ПАО «Лукойл» и ПАО «Газпром». Среди 100 крупнейших нефинансовых компаний из развивающихся стран и стран с переходной экономикой они занимают 9 и 41 по величине зарубежных активов, а по индексу транснациональности - 66 и 85 места соответственно (табл. 2).
В зарубежных филиалах у компании «Газпром» сосредоточено 6%, а у компании «Лукойл» - 15 % сотрудников. Согласно данным МТЦ, «Газпром» имеет аффилированные предприятия в Болгарии, Белоруссии, Черногории, Турции, Нигерии, Индонезии,
ОБ АВТОРЕ:_
Гурова Ирина Павловна, профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей, доктор экономических наук, профессор (igurova0mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Гурова И.П. Этическая среда многонациональных предприятий // Российское предпринимательство. -2017. - Том 18. - № 8. - С. 1383-1391. Сои 10.18334/гр.18.8.37771
Киргизии, «Лукойл» - в Хорватии, Румынии, Турции, Украине, Египте, Черногории, Латвии, Польше [11]. Транснациональная деятельность российских компаний распространяется не только на развивающиеся, но и на развитые страны. По данным «Лукойл», в 2009 г. была приобретена доля 45% в нидерландском нефтеперерабатывающем заводе «TRN» (Total Raffinaderij Nederland), в 2011 г. переименованном в «Zeeland Refinery» [5].
внешняя этическая среда многонациональных предприятий
Транснационализация экономики предприятия ведет к расширению и усложнению его внешней и внутренней среды, круга участников и заинтересованных лиц. К их числу относятся потребители и клиенты, сотрудники и агенты, поставщики и провайдеры услуг, акционеры и собственники, кредиторы и инвесторы, государственные служащие не только в стране базирования, но и в принимающих странах [6, 13, 14]. Важным аспектом отношений многонационального предприятия во внешней и внутренней среде является доверие, то есть обоснованные ожидания по поводу возможного поведения всех участников хозяйственных операций [1, 2] (Gurova I.P., Korchagina N.A., 2011; Gurova I.P., Makhonko O.P., 2004). В частности, ПАО «Лукойл» рекламирует свою продукцию на официальном сайте под лозунгом «Доверие клиентов. Всегда в движении, развивая партнерские отношения» [5].
Внешняя среда включает элементы, которые находятся за пределами компании, но оказывают на нее существенное воздействие. Выделяют два уровня внешней среды: во-первых, общая (генеральная) среда и, во-вторых, функциональная среда (среда задач) [3, с. 84] (Daft R., 2010). В первом случае это разнообразные элементы, которые способны оказывать лишь косвенное влияние на деятельность предприятия: макроэкономические, демографические, социальные, социокультурные и прочие факторы. Функциональная среда напрямую связана с операционной деятельностью предприятия и воздействует на ее повседневные функции в основной хозяйственной деятельности. Ее этические аспекты определяются поведением поставщиков, потребителей, конкурентов и т.д.
В Докладе о глобальной конкурентоспособности, ежегодно публикуемом Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), проводится оценка совокупности институтов, политики и факторов, определяющих уровень производительности в стране, который, в свою очередь, влияет на достижение определенного уровня ее процветания. Согласно подходу ВЭФ, именно они характеризуют глобальную конкурентоспособность государств [9, с. 4]. Многие из этих институтов и факторов являются элементами внешней среды предприятий, определяющими общие и функциональные условия их работы.
ВЭФ выделяет три группы факторов: базовые условия, факторы эффективности, инновации и профессионализм бизнеса. К базовым условиям относятся институты, наряду с инфраструктурой, макроэкономической средой, здравоохранением и началь-
ным образованием. Институциональная среда определяется поведением как государственных, так и частных заинтересованных лиц. В частности, в Докладе о глобальной конкурентоспособности за 2016-2017 гг. отмечается, что «глобальный финансовый кризис 2007-2008 гг., наряду с многочисленными корпоративными скандалами, высветил необходимость стандартов учета и отчетности и прозрачности для предотвращения мошенничества и плохого менеджмента, для надлежащего управления и поддержания доверия инвесторов и потребителей» [9, с. 35].
Рейтинг глобальной конкурентоспособности для оценки государственных институтов выделяет такой аспект как «этика и коррупция», а частных - «этичность поведения фирм». Их можно рассматривать как элементы этической среды. Поведение государственных институтов, характеризуемое доверием общества к политикам, отношением к незаконным платежами и взятками, фаворитизму в принятии решений госслужащими является элементом общей среды, а этичность поведения фирм - элементом функциональной среды.
Многие страны, в которых российские ТНК осуществляют хозяйственную деятельность и создают аффилированные предприятия, в том числе и Россия, имеют неблагоприятную общую этическую среду и средний уровень функциональной этической среды (табл. 3).
Таблица 3
Элементы этической среды в отдельных странах в рейтинге ВЭФ*
за 2016-2017 гг.
Страна Государственные институты Частные институты
Доверие обще- Незаконные плате- Фаворитизм в принятии Этичность поведе-
ства к полити- жи и взятки решений госслужащими ния фирм
кам
Россия 3,3 3,6 3,0 3,9
Болгария 2,7 3,6 2,7 3,6
Египет 2,8 4,1 4,1 3,8
Индонезия 3,6 3,6 3,8 4,3
Латвия 2,5 4,5 2,6 3,9
Кипр 2,4 4,5 2,6 3,7
Киргизия 2,8 2,6 2,9 3,4
Нигерия 1,7 2,6 2,1 3,2
Нидерланды 5,6 6,2 5,2 5,8
Польша 2,4 4,8 3,0 4,0
Румыния 1,9 3,6 2,2 3,3
Сербия 2,3 3,7 2,5 3,3
Турция 2,9 4,3 2,9 3,6
Украина 2,8 2,9 2,5 3,4
Хорватия 2,1 4,0 2,6 3,6
Черногория 3,1 3,9 3,1 3,9
*оценка в баллах по шкале 1-7
Источник: составлено автором на основе [9].
Таблица 4
Показатели коррупции в отдельных странах
страна доля компаний, рассматривающих коррупцию как основное препятствие, % ожидаемая стоимость подарка для получения госконтракта, доля от стоимости контракта, %
Мировая экономика 33 1,7
Россия 33,1 2,6
Болгария 27,5 0
Египет 59,0 0,5
Индонезия 13,6 2,9
Латвия 7,7 0
Киргизия 60,2 2,4
Нигерия 44,8 1,6
Польша 13,0 0,9
Румыния 46,1 0,5
Сербия 24,5 0,9
Турция 12,1 0,6
Украина 37,7 14,2
Хорватия 15,9 1,1
Черногория 53,1 0
Источник: составлено автором на основе [12].
Большинство принимающих государств, в том числе и некоторые страны Евросоюза, имеют невысокие баллы в оценке поведения государственных институтов, особенно в отношении незаконных платежей и взяток. Этот вывод подтверждается и данными опроса предприятий, который проводит Всемирный банк в развивающихся странах. Коррупция является существенным препятствием в бизнесе в этих государствах, в том числе в России и в тех странах, где российские многонациональные компании осуществляют транснациональную деятельность (табл. 4).
В неблагоприятной этической среде предприятия несут значительные издержки в отношениях с государственными органами. Взятки получают распространение в вопросах налогообложения, в государственных закупках и государственных контрактах, в получении разрешений и лицензий, в оформлении доступа к коммуникациям и решении многих других вопросов.
корпоративная этическая программа как элемент внутренней этической среды
В отличие от внешней среды, которая не поддается контролю со стороны отдельного предприятия, внутренняя этическая среда формируется внутренними заинтересованными лицами: работниками и руководителями. Она включает внутрифирменные
отношения и системы управления ими. Внутренняя этическая среда многонационального предприятия характеризуется многообразием культур и представлений о приемлемом/неприемлемом поведении. Например, в этическом кодексе транснациональной корпорации «Unilever PLC» подчеркивается сложность многокультурной среды, которая создает «смесь культурных убеждений и норм внутри компании» [7].
Многонациональные предприятия формируют корпоративные этические программы, которые играют важную интегрирующую функцию и способствуют укреплению доверия в отношениях как внутри компании, так и с внешними заинтересованными лицами (инвесторами, поставщиками, потребителями, клиентами и т.д.). Такие программы включают целый ряд элементов: стандарты и процедуры для управления поведением сотрудников, формулируемые в кодексах корпоративной этики, и системы поощрения соблюдать их; полномочия, ответственность, подотчетность в рамках этической программы; системы распространения этических стандартов и информирования сотрудников, мониторинга их поведения и оказания поддержки в сложных этических ситуациях, возникающих на рабочем месте; ответные меры на нарушение этических стандартов и процедур; регулярная оценка эффективности этической программы и т.д. Некоторые политики компаний в области корпоративной этики не выходят за пределы внутреннего пользования, однако, как правило, этические программы носят прозрачный характер: в открытом доступе размещаются корпоративные этические кодексы, а также поддерживающие системы, в том числе, «горячие линии», необходимые для решения этических проблем. Открытость и транспарентность внутренней этической среды является предпосылкой укрепления доверия как важнейшего актива компании.
В отличие от ТНК, базирующихся в развитых государствах, в большинстве компаний из развивающихся стран внутренняя этическая среда остается закрытой и непрозрачной. В связи с низким уровнем профессионализма бизнеса они не уделяют должного внимания внутренней этической среде, ограничиваясь формальными документами либо фрагментарными политиками. Например, на официальном сайте ПАО «Газпром» упоминается кодекс корпоративного управления (поведения), принятый в 2002 г., который ограничивается обязательствами в отношении акционеров [4]. ПАО «Лукойл» сообщает о наличии «Кодекса деловой этики» как элемента политики управления персоналом, относящегося к числу внутренних документов [5].
заключение
Этическая среда многонациональных предприятий отличается более сложным характером в силу многообразия социально-культурных условий, в которых осуществляется их хозяйственная деятельность в разных странах мира. Основные элементы внешней этической среды носят институциональный характер и определяются стандартами поведения заинтересованных лиц, представляющих как государственный, так и частный сектор. Данные рейтинга глобальной конкурентоспособности ВЭФ
указывают на неблагоприятный характер внешней этической среды во многих развивающихся странах, в которых осуществляют транснациональную деятельность российские компании. Внутренняя этическая среда в этих компаниях остается непрозрачной и закрытой.
ИСТОЧНИКИ:
1. Гурова И.П., Корчагина Н.А. Понятие доверия в экономических отношениях //
Власть. - 2011. - № 5. - с. 48-50.
2. Гурова И.П., Махонько О.П. Саморегулирование в профессиональной деятельности
// Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2004. - № 9. - с. 45-50.
3. Дафт Р. Менеджмент. / Учебник / Пер. с англ. С.К.Мордовина. - 8-е изд. - СПб. :
Питер, 2010.
4. Официальный сайт ПАО «Газпром». [Электронный ресурс]. URL: http://www. gazprom.ru ( дата обращения: 09.04.2017 ).
5. Официальный сайт ПАО «Лукойл». [Электронный ресурс]. URL: http://www.lukoil.
ru ( дата обращения: 09.04.2017 ).
6. Business Ethics: a Manual for Managing a Responsible Business Enterprise in Emerging
Market Economies. U.S. Department of Commerce, International Trade Administration, 2004
7. Code of Business Principles and Code Policies. Unilever PLC. [Электронный ресурс].
URL: https://www.unilever.com/Images/4394-cobp-code-policies-booklet-external.v12_ tcm244-409220_en.pdf ( дата обращения: 09.04.2017 ).
8. Jaworek M., Kuzel M. Transnational Corporations in the World Economy: Formation,
Development and Present Position. Copernican Journal of Finance & Accounting. [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.12775/CJFA.2015.004.
9. Global Competitiveness Report 2016-2017. World Economic Forum, 2016. [Электронный
ресурс]. URL: http://www3.weforum.org.
10. International Trade Centre. Investment Map. [Электронный ресурс]. URL: http://www. investmentmap.org/glossary.aspx ( дата обращения: 09.04.2017 ).
11. International Trade Centre. Investment Map. [Электронный ресурс]. URL: http://www. investmentmap.org/searchCompany.aspx ( дата обращения: 09.04.2017 ).
12. Enterprise Surveys: Corruption. World Bank. [Электронный ресурс]. URL: http://www. enterprisesurveys.org ( дата обращения: 09.04.2017 ).
13. World Investment Report 2016: Annex Tables. Annex table 25. The top 100 non-financial MNEs from developing and transition economies, ranked by foreign assets. [Электронный ресурс]. URL: http://unctad.org ( дата обращения: 09.04.2017 ).
14. World Investment Report 2010. Investing in a Low-Carbon Economy. UNCTAD, 2010
REFERENCES:
Code of Business Principles and Code PoliciesUnilever PLC. Retrieved April 09, 2017, from https://www.unilever.com/Images/4394-cobp-code-policies-booklet-external. v12_tcm244-409220_en.pdf Daft R. (2010). Menedzhment [Management] SPb.: Piter. (in Russian). Enterprise Surveys: CorruptionWorld Bank. Retrieved April 09, 2017, from http://
www.enterprisesurveys.org Global Competitiveness Report 2016-2017World Economic Forum, 2016. Retrieved
from http://www3.weforum.org Gurova I.P., Korchagina N.A. (2011). Ponyatie doveriya v ekonomicheskikh otnosheniyakh [The concept of trust in economic relations]. Vlast. (5). 48-50. (in Russian).
Gurova I.P., Makhonko O.P. (2004). Samoregulirovanie v professionalnoy deyatelnosti [Self-regulation in professional activity]. Finansovye i bukhgalterskie konsultatsii. (9). 45-50. (in Russian). International Trade CentreInvestment Map. Retrieved April 09, 2017, from http://
www.investmentmap.org/glossary.aspx International Trade CentreInvestment Map. Retrieved April 09, 2017, from http://
www.investmentmap.org/searchCompany.aspx Jaworek M., Kuzel M. Transnational Corporations in the World Economy: Formation, Development and Present PositionCopernican Journal of Finance & Accounting. Retrieved from http://dx.doi.org/10.12775/CJFA.2015.004 World Investment Report 2016: Annex Tables. Annex table 25The top 100 non-financial MNEs from developing and transition economies, ranked by foreign assets. Retrieved April 09, 2017, from http://unctad.org