_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 340
Гогин А.А.
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Тольяттинский государственный университет г. Тольятти, Российская Федерация
ЭТАПЫ ТЕРРОРИЗМА И ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, НАПРАВЛЕННОЕ НА ЕГО НЕЙТРАЛИЗАЦИЮ
Аннотация
В предлагаемой публикации рассматриваются отдельные примеры, характеризующие террористические преступления на определенных исторических этапах, как на международном уровне, так и в жизни российского общества и государства. Анализируются отечественные нормативно-правовые акты, закрепляющие меры превентивного и карательного содержания, направленные на противодействие терроризму.
Ключевые слова
Террористическая деятельность, закон, этап, идеология, экстремизм, покушение, миграция, меры ответственности.
В новейшей истории специалисты выделяют четыре глобальных этапа терроризма в разные годы, прокатившиеся по многим странам мирового сообщества. Данная периодизация весьма условна и не имеет жестко очерченных временных рубежей. Как правило, в ее основу закладывается интенсивность осуществленных террористических актов, государственный или социальный статус потерпевших, уровень общественных откликов на произошедшее преступление и последующее развитие событий.
По нашему мнению, кроме сугубо познавательного значения подобное разграничение позволяет исследователям более тщательно анализировать адекватность законодательной, правоприменительной и иной реакции органов государственной власти на агрессивные вызовы враждебных политических сил. Придерживаясь указанного деления, рассмотрим некоторые аспекты террористических проявлений, имевших место в жизни отдельных стран и народов.
Первый этап связан с распространением в последней четверти XIX века крайних революционных идеологий в Западной Европе, на территории Российской империи и в США. Террористы считали убийства наиболее эффективными средствами для достижения определенных целей. Поскольку на рубеже веков основной формой правления в большинстве государств являлись монархии, то главными объектами нападений становились представители правящих династий. Например:
- совершенное 26 июля 1900 г. убийство анархистом итальянского короля Умберто I; 1 февраля 1908 г. от рук заговорщиков погибли король Португалии Карлуш I и наследник престола; 18 марта 1913 г. такая же участь постигла греческого короля Георга I. В этом же ряду смерть от огнестрельного ранения президента США У. Мак-Кинли, полученного им 6 сентября 1901 г. также в результате покушения анархиста.
Вместе с тем, на данном этапе лишь Россия подверглась наиболее яростным террористическим атакам. Начало им положило покушение, предпринятое 4 апреля 1866 г. Д.В. Каракозовым на жизнь императора Александра II. Однако предпосылки для такого развития событий стали закладываться еще раньше. Прежде всего, это:
- половинчатая земельная реформа, последовавшая после отмены крепостного права;
- стихийные крестьянские выступления жестко подавленные царским правительством;
- отсутствие в России элементарных демократических свобод, имевшихся в отдельных западноевропейских странах;
- подъем протестных настроений в радикально настроенных общественных слоях.
Конспективно, но наиболее ярко, взгляды нигилистов отразил П.Г. Заичневский в прокламации,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
которую он написал в 1862 г. Затем ее обнародовали его единомышленники. В частности, в ней говорилось следующее:
- «мы изучали историю Запада и это изучение не прошло для нас даром: мы будем последовательнее не только жалких революционеров 48 года, но и великих террористов 92 года, мы не испугаемся, если увидим, что для ниспровержения современного порядка приходится пролить втрое больше крови, чем пролито якобинцами в 90 годах» [1].
Поэтому, несмотря на публичную казнь Д.В. Каракозов, проведенную по приговору суда, в разных городах империи возникают конспиративные кружки. Их костяк составляла разночинная молодежь, всецело настроенная на слом существующих порядков. Нелегалы полагали, что исключительно путем насилия возможно кардинальное изменение социальной жизни и полное реформирование отечественной государственной системы.
«Они не хотели понимать того момента, что для переустройства общества нужны не только объективные условия духовного, нравственного, политического, экономического и иного характера. Требовалось время, чтобы постепенное осознание необходимости реформ затронуло умы, как революционеров, так и стало потребностью для значительной части российского населения [2, с. 69].
В начале ХХ века продолжателями кровавых дел своих предшественников-народников, выступали эсеры. Мишенями террористических актов становились люди из самых различных слоев российского населения, вне зависимости от должностного статуса, материального состояния и общественного положения.
В.А. Брюханов пишет, что за 1905-1907 годы погибло 2233 и ранено 2490 представителей власти. За эти преступления было приговорено к смертной казни 2261 человек и фактически казнено из них 1293, т.е. в среднем приходится по двое убитых и двое раненых представителей власти на каждого казненного террориста. Основная масса пострадавших от террора - рядовые представители полиции, жандармерии, армии; много реже - начальники более высокого уровня, вплоть до губернаторов [3, с. 119-120].
По мнению А. Гейфман, «о размахе революционного террора можно судить даже по неполной доступной статистике, которая ясно показывает, что в России в первое десятилетие ХХ века политические убийства и революционные грабежи были действительно массовыми явлениями». Общее количество жертв преступлений террористического характера исследовательница оценивает примерно в 17 тыс. человек [4, с.
5].
В сложившейся ситуации российское правительство перешло к применению крайне жестких ответных мер. Ответом на революционные события 1905-1907 гг. явилось введение военно-полевых судов. Это позволило имперским властям в сжатый срок стабилизировать общественную жизнь и восстановить правопорядок. Перед Первой мировой войной факты терроризма были сведены к минимуму.
В работах ряда исследователей второй этап террористических преступлений ассоциируется с национально-освободительными движениями в пятидесятых-шестидесятых годах ХХ века, происходившими на Африканском континенте, Ближнем и Среднем Востоке, и в Латинской Америке. Названный период для международной общественности также памятен убийствами президента США Д. Кеннеди в 1963 г., его брата сенатора Р. Кеннеди и американского борца за права темнокожего меньшинства М.Л. Кинга в 1968 г.
Третий этап терроризма историки и правоведы связывают с вооруженными акциями «новых левых». Это «красные бригады» в Италии и ФРГ в 70-х годах прошлого века; ирландская республиканская армия в Белфасте; баскские вооруженные подпольные группировки на севере Испании; многочисленные террористические операции, проведенные палестинскими боевиками.
Среди наиболее громких преступлений тех лет похищение и последующее убийство весной 1978 г. видного итальянского политического деятеля, экс-премьера А. Моро; нераскрытое убийство шведского премьер-министра У. Пальме, совершенное 28 февраля 1986 г. на центральной улице Стокгольма; покушение турецкого террориста М.А. Акджи на Папу Римского Иоанна-Павла II, осуществленное 13 мая 1981 г.
На этом фоне, начиная с середины прошлого века, общеполитическая и социальная обстановка в СССР отличалась существенной стабильностью. Поэтому в уголовном законодательстве послевоенного периода имелись лишь две статьи, предусматривающие меры ответственности за преступления террористического характера.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
Так, согласно п. 1 ст. 66 УК РСФСР 1960 г. «Террористический акт» понимался как убийство государственного или общественного деятеля или представителя власти, совершенное в связи с его государственной или общественной деятельностью, с целью подрыва или ослабления Советской власти [5].
Из террористических актов тех лет, имевших политическую основу, известно покушение, совершенное младшим лейтенантом Советской Армии В.И. Ильиным на Л.И. Брежнева 22 января 1969 г. во время торжественной встречи космонавтов. В дальнейшем, в ходе следствия преступник был признан душевно больным и многие годы находился на принудительном лечении в медицинских заведениях закрытого типа.
В свою очередь, на основании п. 1 ст. 67 УК РСФСР «Террористический акт против представителя иностранного государства» трактовалось как убийство представителя иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений. Однако таких фактов на территории СССР не зафиксировано.
Анализ смысла и содержания вышеназванных статей показывает, что их условия были узкими и специфичными. В них отсутствовало указание на возможность проведения подобных деяний в отношении других категорий граждан, предпринимаемых с сугубо иными целями, чем это было отражено в законе.
В частности, в 70-80 гг. наиболее опасные отечественные преступления стали принимать формы воздушного терроризма, хотя в общей массе деяний они оставались единичными явлениями. Вместе с тем, интересы угонщиков заключались не в стремлении к подрыву или ослаблении Советской власти, а в желании любым путем оказаться за границей.
Считается, что первый удачный угон воздушного судна в Турцию провели 15 октября 1970 г. П. Бразинскас и его сын А. Бразинскас. Ими был захвачен самолет АН-24, летевший по маршруту «Батуми-Сухуми». В столкновении с террористами погибла бортпроводница Н.В. Курченко, ранения также получили два члена экипажа и один пассажир.
Тем не менее, советское уголовное законодательство не претерпело каких-либо кардинальных изменений. В тех случаях, когда воздушные пираты оказывались в руках представителей власти, они подвергались наказанию по статьям, предусматривающим меры ответственности за умышленное убийство, покушение на убийство, нанесение телесных повреждений различной степени тяжести.
Четвертый, наиболее жестокий и беспощадный этап терроризма берет начало с конца XX века и продолжается по настоящее время. По мнению многих ученых, чьи позиции мы разделяем, в огромной мере он порожден глобализацией, попытками ряда западных государств установить однополярный мир и утвердить свое господство над остальными странами.
Однако безоговорочное навязывание собственных сомнительных духовных, нравственных, культурных и иных представлений; смена неугодных политических режимов и правительств; военные агрессии и разрушение привычного образа жизни и самобытности вызвали жесткую, ответную реакцию многих народов. Примеры тому события в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии.
С распадом СССР и образованием на его месте независимых государств Российская Федерация практически сразу подверглась многочисленным внешним и внутренним вызовам. Это военные действия, развернувшиеся в середине 90-х годов на территории Северного Кавказа. Они охватили Чеченскую республику, Дагестан, прокатились по Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Ингушетии. Террористическим нападениям подвергались г. Москва и Буденновск, Нальчик и Волгоград, объекты воздушного и железнодорожного транспорта. Счет жертв, погибших от рук террористов, исчисляется многими тысячами человеческих жизней.
Параллельно, с началом становления рыночных отношений, их сопутствующим, характерным элементом стал так называемый «коммерческий терроризм». Это криминальные войны, связанные с захватом определенных рыночных сегментов, уничтожение конкурентов и пр. Жертвами подобных бандитских разборок также не раз становились и совершенно случайные люди.
Терроризм тех дней кардинально изменился, превратившись в распространенное социальное явление, имеющее в ряде российских регионов серьезную поддержку не только отдельных лиц, но и значительных групп населения. Террористы угрожали не единичным политическим противникам, а стратегическим объектам, обществу, государству, единству народов и национальной безопасности, поскольку имеют
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
устойчивые связи на международном уровне, финансовую и материальную помощь из-за рубежа.
«Анализ современной ситуации показывает, что совершаемые теракты, как правило, ориентированы на неопределенно широкий круг лиц, а потерпевшими становятся случайные люди. Таким образом, организаторами терактов минимизируется персонифицированный подход при выборе объекта посягательства, сохраняются возможности для конфиденциальных компромиссов с коррумпированными представителями отдельных структур органов государственной власти и управления», - полагает О.В. Дамаскин [6, с. 67-76].
Поэтому в настоящее время, в силу названных причин, в нашей стране создана обширная законодательная база по противодействию терроризму. К числу основополагающих документов относятся: Конституция РФ [7]; Уголовный кодекс РФ (ред. от 22 ноября 2016 г.) [8]; ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (с изм. на 3 июля 2016 г.) «Об обороне» [9]; ФЗ РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 6 июля 2016 г.) «О противодействии терроризму»[10], а также отдельные подзаконные акты.
Среди них особое значение имеют: Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму», на основании которого в нашей стране был образован Национальный Антитеррористический Комитет (НАК) [11]. Указ Президента РФ от 26 декабря 2015 г. № 664 (ред. от 7 декабря 2016 г.) «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» [12].
По сравнению с прошлым, в современном уголовном законодательстве правовая характеристика террористического акта полностью изменена. Она говорит не только об индивидуальном терроре, но и охватывает другие элементы данного деяния.
Так, на основании п. 1 ст. 205 УК РФ «Террористический акт» - это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Кодекс содержит и иные статьи, предусматривающие меры ответственности за противоправное поведение, связанное с терроризмом. К их числу относятся: содействие террористической деятельности; публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма; прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности.
Среди внешних факторов, способствующих росту анализируемых преступлений, следует назвать:
- враждебную, подрывную деятельность в идеологической, экономической, финансовой и иных социальных сферах, проводимую отдельными иностранными государствами, а также радикальными политическими и экстремистскими религиозными движениями;
- недостаточную защищенность российских государственных границ и просчеты в работе силовых структур;
- массовую (прежде всего, нелегальную) миграцию граждан других государств;
- нежелание многих лиц из зарубежных, национальных диаспор на законном основании интегрироваться в российское общество, изучать и осваивать его историю, традиции и культуру;
- маргинальная часть национальных диаспор представляет собой исходный материал для вербовки и создания «спящих» террористических ячеек. Об этом говорят результаты превентивных операций, проведенных в 2016 г. правоохранительными органами в Москве и Санкт-Петербурге, на Урале, в Сибири и ряде других регионов;
- активное использование деструктивными, антироссийскими силами современных информационных технологий для пропаганды и распространения радикальных идей и взглядов, идеологических и политических установок.
К внутренним негативным фактам, оказывающим непосредственное, отрицательное влияние на российскую общественность принадлежат:
- глубокие деформации нравственно-этического характера, самым серьезным образом изменившие духовность, мораль, психологию и поведение значительной числа наших граждан, особенно молодежи;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
- ярко выраженное, имущественное расслоение, вызывающее неприятие большинства российского населения и способное при определенных условиях спровоцировать массовые конфликты и противостояние между различными социальными группами;
- коррупция, проникшая во все звенья государственного аппарата, муниципальные и правоприменительные органы;
- недостаточно активное привлечение к профилактической работе неформальных руководителей национальных диаспор, религиозных лидеров, представителей национальных культур в центре и на местах;
- отсутствие единой общественно-государственной доктрины, воспринимаемой подавляющим большинством российских граждан и способствующей их консолидации.
Терроризм тесно связан с другими видами антисоциального поведения, где иногда между ними сложно провести четкую грань. В частности, факты возбуждения межнациональной розни и вражды стали нередким явлением в некоторых российских регионах.
Поэтому ст. 280 УК РФ закрепляет уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Объектом преступления выступают права и свободы человека и гражданина, конституционный строй и политическая система российского государства, его целостность и безопасность.
Деяния, предусмотренные анализируемой статьей, соотносятся со ст. 282.1 УК РФ «Организация экстремистского сообщества» и ст. 282.2 УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации», поскольку по своей сущности они имеют общий характер.
Экстремизм представляет собой многообразную противоправную деятельность общественных, религиозных, националистических и иных объединений (организаций), средств массовой информации, либо отдельных физических лиц.
Развернутое понятие деяния изложено в п. 1 ст. 1 ФЗ РФ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 23 ноября 2015 г.) «О противодействии экстремистской деятельности» [13]. Коснемся только отдельных, отличительных элементов, характеризующих указанное преступление.
Экстремизм может иметь форму публичного оправдания терроризма и иной террористической деятельности; возбуждать социальную, расовую, национальную или религиозную рознь; пропагандировать исключительность, превосходство либо неполноценность человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. Видами экстремизма считаются призывы к систематическим нарушениям прав человека и гражданина, дискриминации людей по шовинистическому, национальному, расовому или религиозному признаку.
На основании п. 2 ст. 280 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за публичные призывы к экстремизму, совершенные с использованием средств массовой информации: радио, телевидение, печать, сеть Интернет. В России прямо запрещено законом распространение через перечисленные источники соответствующих материалов и осуществление ими экстремистской деятельности.
В нашей стране существуют и другие трудности, вызывающие к себе пристальное внимание не только со стороны законодателя и государственных компетентных органов, но и всего общества. Речь идет о проблемах миграции. Именно из числа лиц, прибывающих в Россию из других стран, сотрудниками правоохранительных органов систематически выявляются приверженцы терроризма самого различного направления.
В законодательстве каждого современного государства содержатся правила, определяющие порядок пребывания иностранцев на его территории, их права, обязанности и меры ответственности, применяемые к данной категории лиц в случае нарушения ими директивных установок.
Нормативно-правовой базой, регулирующей сферу рассматриваемых отношений, являются: ФЗ РФ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (действующая редакция, 2016 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [14]; ФЗ РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [15]. Некоторые правила, касающиеся порядка трудовой деятельности иностранцев, изложены в трудовом законодательстве.
На позитивное решение соответствующих проблем также направлены Указ Президента РФ № 602 от 7
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
мая 2012 г. «Об обеспечении межнационального согласия» и утвержденная решением Президента РФ от 8 июня 2012 г. № Пр-1490 «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
В Указе перед администрацией Президента и Правительством РФ ставились задачи по подготовке комплекса мер, направленных на активизацию работы по недопущению проявлений национального и религиозного экстремизма и пресечению деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу.
В свою очередь, в Концепции сформулированы цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации российской миграционной политики. В п. 12 документа говорилось, что несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Среди основных механизмов реализации государственной миграционной политики особо выделялась необходимость совершенствования правовой базы противодействия незаконной миграции и усиления мер административной и уголовной ответственности за нарушение отечественного миграционного законодательства.
Во исполнение Указа Президента первоначальные редакции вышеупомянутых законов подверглись доработкам. Наиболее обширные коррективы последовали с принятием ФЗ РФ от 24 ноября 2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1].
Закон не только детализировал порядок регулирования миграционных потоков, вопросы легального трудоустройства и особенности трудовой деятельности иностранных граждан. В значительной степени уточнены процедуры контроля и полномочия компетентных органов, а также конкретизирован ряд условий, связанных с применением мер юридической ответственности. Остановимся на некоторых аспектах, характеризующих противоправные деяния в данной сфере социальных отношений.
Так, ст. 322.1. УК РФ содержит меры уголовной ответственности за организацию незаконной миграции. По нашему мнению, эффективность закрепленных в ней положений низкая, ибо лица, планирующие и осуществляющие подобные действия, обычно находятся за границей, вне сферы полномочий российских компетентных органов. Поэтому их реальное наказание является затруднительным, несмотря на наличие отдельных соглашений с некоторыми странами по взаимному правовому сотрудничеству.
В КоАП РФ сформулированы более детальные правила, закрепляющие меры юридической ответственности за нарушения миграционного законодательства. Их требования распространяются не только на иностранцев, но и на российских должностных и иных лиц, не соблюдающих порядок привлечения иностранной рабочей силы.
Например, согласно ч. 2 ст. 18.8. КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда, либо режима пребывания (проживания) в нашей стране, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда, фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в РФ деятельности или роду занятий, наказывается денежным штрафом с административным выдворением или без такового.
Смысл термина «выдворение» законодательно не закреплен. Он изложен в Постановлении Правительства РФ от 24 октября 2002 г. № 769 (ред. от 21 марта 2012 г.) «Правила расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления принимающей стороны»
[17].
В документе говорится: «Административное выдворение» - принудительное и контролируемое перемещение иностранного гражданина (лица без гражданства) за пределы РФ или контролируемый самостоятельный выезд иностранного гражданина (лица без гражданства) за пределы РФ, осуществляемые в соответствии с КоАП РФ».
В Постановлении также представлено содержание понятия: «депортация». Эта процедура понимается как принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из России в случае утраты или прекращения законных оснований для дальнейшего пребывания (проживания) в нашей стране. (Лат.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
deportatio) - изгнание, высылка [18].
В свою очередь, на основании ч. 1 ст. 18.15. КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства граждане, должностные лица и юридические лица подвергаются значительным денежным штрафам. Кроме того, деятельность юридических лиц может быть директивно приостановлена на срок до 90 суток [19].
Однако вследствие быстро меняющейся обстановки внутри страны некоторые законодательные установки уже нуждаются в очередном уточнении, ибо после начала военных действий в качестве беженцев и вынужденных переселенцев Украину покинули сотни тысяч жителей Донецкой и Луганской областей.
Кроме того, большое число украинских граждан, совершенно не испытывающих какой-либо симпатии к политике российского государства и к его народу, выехали к нам из других регионов этой страны. Значительное число этих людей ищет заработок или уклоняется от мобилизации. Однако было бы крайней наивностью полагать, что среди них нет лиц, направленных Службой безопасности Украины (СБУ) и другими подобными структурами, с конкретными террористическими и иными подрывными целями.
Примером тому служат сообщения в средствах массовой информации о том, что летом 2015 г. отечественные правоохранительные органы пресекли противоправную деятельность финансовой пирамиды «Российская социальная программа», созданную выходцами с Украины. Денежные средства, полученные обманным путем, уходили за рубеж на нужды украинских вооруженных сил. В отношении организаторов и участников данного образования возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ - «Организация преступного сообщества (преступной организации); ст. 159 УК РФ -«Мошенничество».
Регулярно отмечаются факты, связанные с распространением украинскими гражданами наркотиков и психотропных препаратов. Имели место неоднократные случаи незаконного ввоза в Россию оружия и боеприпасов из Украины и некоторых других европейских государств. По указанным деяниям также возбужден ряд уголовных дел, по которым ведется расследование.
В данном аспекте нельзя оставлять без внимания и слова отдельных киевских политиков, призывающих к совершению диверсионных актов на различных жизненно важных объектах, расположенных на российской территории.
Известно, что спецслужбы Донецкой народной республики (ДНР) и Луганской народной республики (ЛНР) с самого начала вооруженного конфликта не только документально фиксируют случаи военных преступлений со стороны вооруженных сил Украины против мирных жителей, но и систематически пополняют соответствующую информационную базу на активных участников, так называемой антитеррористической операции (АТО). Это не только сведения о командирах воинских подразделений, но и о рядовом составе. Отметим, что члены добровольческих батальонов правого сектора, при всей их жестокости, не имели тяжелого вооружения.
Огонь из артиллерийских орудий и установок залпового огня по городам, поселкам и деревням Донецкой и Луганской областей, причиняя им огромные разрушения, вели призванные из запаса украинские резервисты. Именно они на подконтрольной территории грабили и убивали гражданское население, вывозили к себе домой самое различное имущество. Об этом собрано огромное количество свидетельских показаний.
Между тем, многие из уволенных со службы участников АТО для устройства личной жизни стремятся отправиться, как в западноевропейские страны, так и в Россию. Полагаем, что существует потребность не только в усилении общего пограничного, миграционного и таможенного контроля.
На особый учет должны приниматься все граждане Украины, относящиеся по возрасту к числу военнообязанных. При этом наибольшее внимание уделять офицерам запаса и военнослужащим, имеющим специальную подготовку: саперам, подрывникам, снайперам, бойцам разведывательных подразделений. В отношении выявленных участников АТО необходимо ввести запрет на въезд в Россию сроком не менее, чем на пять лет [20, 98-100].
Также для иностранцев, приезжающих в нашу страну из тех государств, где идет гражданская война или существуют иные конфликтные ситуации военного характера (Афганистан, Ирак, Сирия, Ливия),
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
желательно сократить въезд по так называемым туристическим и студенческим визам.
Следует в законодательном порядке закрепить полномочия компетентных органов на взятие не только отпечатков пальцев, но и образцов ДНК у всех иностранцев, вызывающих определенные сомнения в их законопослушности, как в прошлой жизни, так и в настоящее время. Подобная практика уже существует в некоторых государствах мирового сообщества.
В свою очередь, требуется дополнительно усилить меры административной ответственности за нарушение миграционного законодательства. В частности, повторное нарушение условий ст. 18.15. КоАП РФ, связанное с незаконным привлечением к трудовой деятельности иностранных граждан, должно караться наказанием в виде обязательной ликвидации юридического лица и дисквалификации руководителей такой организации на срок до трех лет. Выводы:
- из всех видов правонарушений терроризм представляет собой наиболее социально вредное противоправное деяние;
- его особая вредность заключается в характере негативных последствий, связанных с духовными, нравственными, моральными, материальными и иными, в том числе и невосстановимыми потерями, понесенными гражданами, организациями, обществом и государством;
- в таких условиях важнейшая задача государства состоит в том, чтобы, используя весь арсенал средств, удерживать преступность террористического характера на минимально низком уровне, поскольку обуздать ее в одиночку уже не удастся даже очень сильному государству.
Список использованной литературы:
1. Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация / Ред. Е.Л. Рудницкая. - М., Археологический центр, 1997.
2. Гогин А.А. Правовые основы борьбы с терроризмом в дореволюционной России // Международный научный журнал «Символ науки» № 12-3. 2016. С. 69.
3. Брюханов В.А. Заговор против мира. Кто развязал первую мировую войну. М.: Издательский дом АСТ, Астрель, 2005. С. 119-120.
4. Гейфман А. Революционный террор в России, 1894-1917 / Пер. с англ. Е. Дорман. М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. С. 5.
5. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.
6. Дамаскин О.В. Актуальные вопросы организации противодействия терроризму // Вестник военного права. № 1. 2016. С. 67-76.
7. Конституция РФ // Российская газета. № 237. 1993. 25 декабря.
8. Уголовный кодекс РФ (ред. от 19 декабря 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
9. ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (с изм. на 3 июля 2016 г.) «Об обороне» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
10. ФЗ РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 6 июля 2016 г.) «О противодействии терроризму // Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
11. Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» // Российская газета. Фед. выпуск № 4000 (0) 17 февраля 2006 г.
12. Указ Президента РФ от 26 декабря 2015 г. № 664 (с изм. и доп. от 7 декабря 2016 г.) «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» // Официальный интернет-портал правовой информации www pravo/ gov. ru, 26.12.2015, № 0001201512260005.
13. ФЗ РФ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 23 ноября 2015 г.) «О противодействии экстремистской деятельности» // Парламентская газета. 2002. № 142-143. 30 июля.
14. ФЗ РФ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (действующая редакция, 2016) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
15. ФЗ РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2002. № 140. 27 июля.
16. ФЗ РФ от 14 ноября 2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
иностранных граждан в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2014. Федеральный выпуск № 6542. 27 ноября.
17. Постановление Правительства РФ от 24 октября 2002 г. № 769 (ред. от 21 марта 2012 г.) «Правила расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления принимающей стороны» // Российская газета. 2002. № 206. 30 октября.
18. Словарь иностранных слов. - М. ЮНВЕС. - 1996. С. 212.
19. Кодекс РФ об административных правонарушениях // Российская газета. 2001. № 256. 31 декабря.
20. Гогин А.А. Правонарушение: общетеоретический, межотраслевой и отраслевой аспекты: монография. М.: Юрлитинформ, 2016. С. 98-100.
© Гогин А.А. 2017.
УДК 340
Зидириду М.
студентка 1 курса юридического факультета ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина", г.
Краснодар
ПРАВА ЖЕНЩИН В ДРЕВНЕМ РИМЕ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация
В статье рассматривается правовое положение женского населения в Древнем Риме. Доказана неравноправность людей противоположного пола в Древнем Риме. Авторы полагают, что права женщин в двадцать первом веке равны правам мужчин.
Ключевые слова
Права, женщины, равноправие, правовое положение.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия Федерация является правовым государством [3]. Правовое государство устанавливает гуманистические конституционные основы и опирается на права человека и гражданина, которые признаются высшей ценностью [4, с.47]. Возникновение идей о правах и свободах человека в древних городах (Афинах, Риме), являлось важным движением к совершенствованию общественного и государственного устройства. Неизбежным стало в этих периодах неодинаковое распределение прав человека между разными классовыми, сословными, даже социальными (в данном случае между людьми мужского и женского пола) слоями, а также отсутствие этих свобод вообще, если речь идет о рабах. По большому счету, древние государства также не создавали как таковые условия, поддерживающие принцип равенства прав и свобод человека независимо от пола. В ходе исторического процесса женщина начинала все в большей мере обладать определенными свободами, закрепленные со временем законодательством.
На сегодняшний день, как и в нашей стране, так и во многих государствах современного мира, опираясь на действующее законодательство, можно смело говорить о равных правах мужчины и женщины, также о равном способе их реализации в жизни. Однако следует еще раз отметить то, что такая равноправность существовала не во все времена.
В рамках дисциплины римского права, рассматривая развитие и совершенствование прав женщин, в данной статье будет обращено внимание на правовое положение и статус данного пола в обществе древнеримского государства.
В царском периоде Рима (УШ - Увв. до н.э.) существенное влияние на порядок в государстве