О. В. Зиннурова, М. В. Журавлева ЭТАПЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессия, профессионализм, профессиональная подготовка, профессиональное образование.
Стимулирование профессионального самоопределения студентов в течение всего обучения в вузе является важной задачей, которая должна решаться вузом в тесном взаимодействии с предприятиями нефтехимического комплекса. Влияние условий социального партнерства на этапы
профессионального самоопределения описывается в данной статье.
Keywords: professional self-determination, trade, professionalism, vocational training,
vocational training.
The important problem of students during all training in high school is stimulation of professional self-determination, which should dare high school in close interaction with the enterprises of a petrochemical complex. Influence of conditions of social partnership on stages of professional self-determination is described in given article.
Профессиональное самоопределение - важнейший этап социализации личности, оно также является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре.
Актуальность исследования проблемы профессионального самоопределения студентов обусловлена тем, что в период обучения закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях.
В отечественной психологии и педагогике накоплен богатейший опыт исследования проблемы профессионального самоопределения. Это в первую очередь разработки таких ученых, как Е.А.Климов, Н.С. Пряжников, П. А. Шавир, С.Н.Чистякова, Е.И. Головаха, П.Н. Осипов и многих других.
Анализ трудоустройства выпускников вуза показал, что только 40% идут работать по специальности. Это говорит о недостаточно сформированном профессиональном самоопределении выпускников и предопределяет необходимость стимулирования профессионального самоопределения студентов на этапе обучения в вузе. Основными задачами стимулирования профессионального самоопределения является упрочение мнения студентов в правильности выбора вуза, перспективности выбранной специальности, поддержание интереса к профессиональной подготовке, стремлению получить более глубокие знания. Взаимодействие вуза с отраслевыми предприятиями обеспечивает благоприятные условия для стимулирования профессионального самоопределения [1].
Процесс профессионального самоопределения студентов технологического вуза включает такие этапы, как адаптационный, коррекционный и проектировочно-реализующий [2].
Информационная поддержка на младших курсах расширяет кругозор о будущей профессии, обеспечивает видение перспектив получения профессии, возможности карьерного роста. Чем полнее и лучше информированы студенты о будущей профессиональной деятельности, тем выше эффективность формирования профессионального самоопределения, принятие требований профессиональной подготовки.
Формированию дополнительных мотивов получения выбранной специальности у студентов, коррекции и помощи в правильности выбранного направления профессиональной деятельности, уверенности в том, что данная специальность востребована рынком труда, способствует следующий этап стимулирования профессионального самоопределения. Здесь большое значение в процессе формирования профессионального самоопределения имеют: общественная поддержка, гуманистический стиль отношений педагогов и представителей предприятий со студентами, совместная научная работа с ними, рекомендации на конференции, стажировки, участие в конкурсах по специальности и т.д. Также действенны материальные стимулы, у студентов это стипендия, надбавки за хорошую учебу, премии и другие денежные вознаграждения.
Профессионально-утверждающий этап стимулирования имеет своей целью -создание условий формирования основ профессиональной культуры, целевых установок специалиста. Стимулирование профессионального самоопределения студентов на этом этапе осуществляется исходя из выявленных индивидуальных профессиональных планов, и заключается в создании условий их реализации за счет организации индивидуального гибкого образовательного процесса.
Производственно-сопровождающий этап стимулирования предполагает содействие выпускникам вуза в трудоустройстве (предварительное распределение, сопроводительные письма, рекомендации вуза). Начало работы по специальности - реализующий этап, свидетельствует о сформированности профессионального самоопределения выпускника, как результат осознанного выбора вида профессиональной деятельности, места работы.
Таким образом, стимулирование профессионального самоопределения студентов в течение всего обучения в вузе является важной задачей, которая должна решаться вузом, т.к. это позволит существенно повысить эффективность профессиональной подготовки.
Литература
1. Журавлева, М.В. Концептуальные и методологические основы создания региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса / М.В. Журавлева, Н.Ю. Башкирцева // Вестник Казанского технол. ун-та. - 2008. - № 6.- С.315-321.
2. Бабанова, И.А. Моделирование подготовки квалифицированных специалистов в ссуз технического профиля / И.А.Бабанова // Развитие многоуровневой системы подготовки специалистов в области машиностроения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Казань: РИЦ «Школа», 2009. - С.65-69.
© О. В. Зиннурова - методист деканата ФННХ, асп. каф. ПМиВПО КГТУ, [email protected]; М. В. Журавлева - канд. техн. наук, зам. декана по воспитательной работе ФННХ, [email protected]