УдК 101.1:316 ББК Ю6
Татевик Вартановна Григорян,
аспирант, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского (Чита, Россия),
e-mail: [email protected]
Этапы становления идеи гуманизма1
Обосновывается тезис о том, что возникновению идеи гуманизма предшествовали талион и «золотое правило нравственности». Выделяются основные общие и отличительные черты этих принципов общежития, выступающих в качестве морально-этических правил в мировой философии. Практико-гуманистическая направленность талиона выражена в том, что он строго предполагал нанесение ущерба пострадавшей стороной соразмерно причинённому ей повреждению, тем самым, сдерживая враждебность между людьми. Талион выступал в качестве первого представления о справедливости в форме равнозначного воздаяния. На смену талиону приходит «золотое правило нравственности» как нравственный принцип общежития. Параллельно с господством «золотого правила» в европейской философской мысли в эпоху Возрождения возникает идея гуманизма, основанная на признании ценности каждой человеческой жизни и охватывающая все сферы человеческой деятельности и отношений.
Ключевые слова: талион, «золотое правило нравственности», идея гуманизма, человек.
Tatevik Vartanovna Grigoryan,
Graduate Student, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernyshevsky (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
The Stages of Humanism Idea Formation
The paper proves that the emergence of the idea of humanism was preceded by tal-ion and “the golden rule of morality” and highlights the main general and distinctive features of these principles of society, acting as moral and ethical rules in world philosophy. The practical and humanistic orientation of talion is expressed in the fact that it strictly assumes causing damage to the affected party proportionately to the losses, thereby, restraining hostility between people. Talion the first representation of justice in the form of equivalent requital. Talion was replaced with the “golden rule of morality” as a moral principle of society. Simultaneously with the domination of the “golden rule” in European philosophical thought in Renaissance there arises the idea of humanism which is based on the recognition of each human life’s value and covers all spheres of human activity and relations.
Keywords: talion, “golden rule of morality”, idea of humanism, man.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что, несмотря на большое количество философских работ, посвящённых проблеме гуманизма, до настоящего времени недостаточно изучен процесс становления идеи гуманизма. Гуманизму как мировоззренческой установке в истории эволюции человеческого рода предшествовало два других принципа нравственного общежития, которые с полным правом можно назвать исторически сложившимися этапами возникновения и развития идеи гуманизма. К первому этапу можно причислить талион, а ко второму - «зо-
лотое правило нравственности». Объектом исследования является исторически развивающаяся система нравственных принципов общежития. В качестве предмета исследования берётся становление идеи гуманизма как универсальной мировоззренческой установки личности.
С начала XXI в. гуманизм перешёл на качественно новую ступень. В современных условиях бытия идея гуманизма не только антропоцентрическое учение, возникшее в эпоху Возрождения, она выступает как универсальное общечеловеческое мировоз-
1 Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3701.2011 © т. В. Григорян, 2012
зрение. Поэтому социально-философский анализ идеи гуманизма способен наиболее полно раскрыть её содержательную сторону. Социальная философия утверждает, что общество на различных этапах его организации существует и функционирует согласно природным и социальным закономерностям, то есть в целостной системе мироздания. Философия истории позволяет вскрыть истоки зарождения идеи гуманизма и проследить пути её развития, что позволяет учёным глубже понять суть идеи гуманизма.
Возникновению идеи гуманизма предшествовало первое нравственное правило общежития, которое позднее в истории философии получило название талиона. В первобытное время талион служил в роли древнего обычая кровной мести в родоплеменной общности. Классическая суть талиона чётко изложена в Библии: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле, так и ему должно сделать» [1, с. 20]. В этом же Ветхом Завете написано, что человек не должен помышлять талиона и тем более практически применять это правило во взаимоотношениях с людьми, так как использование талиона является исключительно прерогативой Бога: «Не говори: “как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его”» [1, с. 659].
В противовес Библии, которая оставляет право применения талиона только за Богом, в древнее время люди практически следовали этому правилу. В первобытном обществе талион служил в качестве должного нравственного правила родоплеменной жизни. То есть, говоря юридическим языком, если человек из одного племени совершал насилие в отношении одного или некоторого числа людей из другого племени, то, в этом случае, пострадавшее племя равнозначно возмещало себе урон ответным поведением - делало аналогичные действия в отношении такого же числа людей, которые относились к тому племени, из которого происходил нарушитель.
Если оценивать философско-мировоззренческие позиции талиона в целом, то нельзя не отметить его нравственносодержательные моменты. Во-первых, талион предполагал причинение соразмерного ущербу вреда нарушителю. Во-вторых, он служил первой основой возникновения эмпирического представления о справедливости как равном воздаянии. В-третьих, равнозначное воздаяние за насилие над человеком в первобытном обществе сдерживало потребность человека в мести и массовые убийства,
что послужило немаловажным основанием для сохранения и развития человеческого рода на Земле. В-четвёртых, талион, являясь культурно-генетической формой выражения кровной мести, сдерживал внутриродовое насилие. И наконец, в-пятых, в результате обоюдного принятия обидчиком и нарушителем компромиссного решения, вытекающего из талиона, признаётся равенство между существовавшими племенами.
Отрицательные моменты талиона с позиции человечности заключались в следующем. Во-первых, талион имел узкие рамки своего применения, то есть он не регламентировал должного правила общежития. Талион использовался только в качестве своеобразного принципа «уголовной ответственности», ограничивающего насильственные действия, как в самих родовых общинах, так и между этими общинами. Во-вторых, талион снимал ответственность с конкретного человека и перекладывал её на ту общность первобытных людей (племя, род и т. п.), к которой принадлежал нарушитель. Наконец, в-третьих, применение талиона носило ситуативный характер и представляло собой надсубъективное правило, легально разрешающее совершение человеком равнозначного убийства, что сводило на нет признание за каждой человеческой жизнью её абсолютной ценности.
Усматривая негативное воздействие талиона на человека, А. А. Гусейнов отмечает, что талион со временем приобрёл статус житейского правила и к настоящему периоду имеет следующие языковые выражения: «... “все так поступают”, “не один я так поступаю”», что, по мнению Гусейнова, в сущности, воспроизводит механизм талиона. Этот человек «.отказывается брать на себя вину за содеянное, перекладывая её на анонимную общность» [3, с. 129].
В настоящее время в цивилизованных странах официально талион, в качестве должного правила общежития, нигде не регламентирован. Талион, активно использовавшийся в условиях родоплеменной общности, представляется нравственно деградирующим началом для современных гражданских условий общежития. В своём практическом применении в настоящее время он противоречит не только христианскому гуманизму, но и гуманизму как таковому. Христианский гуманизм, в противоположность талиону, проповедовал непротивление злу насилием. Представители христианского гуманизма, а также такие философы, как Л. Н. Толстой, А. Швейцер, А. Шопенгауэр, Г. В. Ф. Гегель, И. Кант и дру-
гие, утверждали, что применение насилия в ответ на зло не является действенным средством для борьбы с внешними проявлениями зла; напротив, равное возмездие только разрушает общественные отношения, умножает в них страдания и усиливает бедствия.
В отличие от Ветхого Завета, в котором говорится о возможности применения талиона только Богом, в Новом Завете уже провозглашается суть «золотого правила нравственности»: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» [1, с. 7]. Таким образом, в Библии нашло отражение то, что в обществе на смену талиону пришло «золотое правило нравственности», выступающее в качестве второго этапа зарождения идеи гуманизма.
Суть принципа взаимности, или «золотого правила нравственности», было провозглашено также Буддой и в изречениях Мухха-меда (исламская религия). Его основополагающая идея состоит в том, что человек, поступая определённым образом, невольно ждёт и требует ответной реакции от окружающих его людей, сопряжённой с подобным стилем поведения. Кроме того, суть «золотого правила нравственности» как социорегулирующего механизма рассматривали многие учёные и представители китайской, индийской, арабомусульманской, западноевропейской и русской философии.
Реальная общественная жизнь, в которой преобладают отношения, строящиеся по принципу «золотого правила нравственности», характеризуется нивелированием гендерных, возрастных, национальных, имущественных и иных природных и социально-обусловленных различий между людьми. Тем самым «золотое правило нравственности» способствует выработке в обществе взаимопонимания, согласия и плодотворного сотрудничества. «Золотое правило нравственности» требует от каждой личности доброжелательности, эмпатии, альтруизма и иных добрых чувств по отношению ко всем окружающим людям; тем самым оно способствует формированию нравственного мировоззрения в человеке.
Трактовка «золотого правила нравственности» не всегда однозначна. Это правило, по мнению известного психолога Дейла Карнеги, имеет эгоистическую направленность. Он выделил ряд элементарных потребностей, к которым, по его мнению, стремится каждый здравомыслящий человек. К таковым он относил здоровье, долголетие, еду, сон, мате-
риальные богатства, сексуальное удовлетворение, всеобщее уважение, загробную жизнь и благополучие детей. Он считал, что каждый человек является в большей или меньшей степени эгоистом. Но отмечал, что то, чего человек хочет от жизни для себя, неразрывно связано с другими людьми, от которых можно получить желаемое. Для этого, по мнению Карнеги, не надо даже пытаться вызвать у другого человека интерес к себе, напротив, необходимо сознательно израсходовать немало времени, энергии и заботы, чтобы стараться выказывать искренность и заинтересованность личными делами и семейной жизнью других людей. Только в этом случае человек произведёт на других приятное впечатление и сможет быстро получить желаемые блага для себя. Поэтому Карнеги считал, что человек во взаимоотношениях с людьми всегда должен руководствоваться «золотым правилом нравственности». Он писал, что «.нужно следовать золотому правилу и давать другим то, что мы хотели бы получить от них» [4, с. 100].
В отличие от талиона, который опирался на ситуативность, причиной возникновения которого являлся человек, «золотое правило нравственности» апеллирует к чувственному миру человека. Иначе говоря, талион предполагал от человека только общепринятое ответное действие, а «золотое правило нравственности» - инициативное действие. Бесспорно то, что эти два нравственных императива заключают в себе элементы идеи гуманизма. В настоящее время «золотое правило нравственности» в словесно переформулированном виде встречается в пословицах и поговорках у различных народов, например: «Как аукнется, так и откликнется», «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь» и т. п.
Мы считаем, что «золотое правило нравственности» имеет ряд существенных ограничений в своём теоретическом и практическом аспекте по сравнению с гуманизмом. В частности, «золотое правило нравственности» не призывает людей к активному взаимодействию во благо индивиду и обществу, так как оно может оправдывать эгоистические желания человека. Идея гуманизма признаёт наличие индивидуальностей и видит в человеческом многообразии залог здорового и прогрессивного развития человечества. Специфика идеи гуманизма также кроется в том, что она является сугубо социальным явлением, не имеющим аналогов в животном мире. Идея гуманизма провозглашает активную жизненную позицию личности, основан-
ную на гармоничном единстве мысли, слова и дела.
«Золотое правило нравственности» гласит: как человек поступает по отношению к самому себе, так же он должен поступать с другими людьми. Это правило связано с общечеловеческой проблемой добра и зла, то есть оно имеет сугубо этическую направленность. Идея гуманизма, в отличие от «золотого правила нравственности», исследуется не только этикой и антропологией, она имеет именно социально-философскую интерпретацию по ряду причин. Во-первых, идея гуманизма шире проблемы добра и зла, так как гуманизм охватывает не только взаимоотношения между людьми и отношение человека к самому себе, но и к природному и трансцендентному миру. Из этого следует, что гуманизм затрагивает и такие важные проблемы, как вред и польза, свобода и произвол, красота и безобразие, справедливость и беззаконие и тому подобное. Это означает, что идея гуманизма не умещается в сугубо этические рамки. Во-вторых, гуманность не является врождённым качеством в человеке, следовательно, идея гуманизма обязана своему возникновению в человеке преимущественно социальным факторам. Кроме этого, гуманность - это такое отношение, которое распространяется не только на людей, но и на флору, фауну, многообразные неодушевлённые вещи, предметы, процессы и явления. Гусейнов пишет: «Гуманность по отношению к животным нами одобряется потому, что она нужна как норма межчеловеческого общения» [3, с. 93].
Следовательно, «золотое правило нравственности» выражает взаимность отношений между людьми; оно изначально принадлежит сфере этики, а идея гуманизма является предметом изучения, прежде всего, социальной философии. Идея гуманизма служит в качестве общепризнанной формы морально-этического закона. Гусейнов считает, что гуманность в большей или меньшей степени присутствует в разных культурах: «.заложенная в общественных отношениях мера гуманности усваивается индивидами не автоматически, а в ходе их самостоятельной активности. <...> Решающее значение здесь имеет деятельная жизненная позиция самой личности, её конкретное место и роль в противоречивом сцеплении общественных сил» [3, с. 193]. Идея гуманизма основывается на социально-нравственном опыте, который вбирает в себя добродетельность, порядочность, удачу и успех, находящихся в гармоничном взаимодействии между собой.
Чтобы человек был гуманной личностью во всех смыслах этого слова, он должен ощущать по отношению к себе уважительное отношение со стороны социума. Такое социальное отношение укрепляет личную самооценку, позволяющую человеку служить на благо себе и обществу посредством благоприятной самореализации в семейном, творческом и профессиональном виде деятельности.
Идея гуманизма требует от гражданского общества повсеместно-практической реализации лежащих в её основе моральных и правовых принципов общежития. Выступая в качестве универсальной и потенциальной основы в человеке, идея гуманизма призвана обеспечить благополучное и счастливое мироустройство. Идея гуманизма, по сравнению со своими нравственными предшественниками в лице талиона и «золотого правила нравственности», имеет ряд отличительных особенностей, которые состоят в следующем.
Во-первых, идея гуманизма рассматривает каждого человека в качестве активного социального агента, при условии, что он является дееспособным и правоспособным гражданином определённого цивилизованного государства. Следовательно, каждый человек несёт персональную ответственность за своё поведение.
Во-вторых, в идее гуманизма, в противовес двум своим нравственным предшественникам, человек рассматривается в качестве реального биосоциального творца культурного мира.
В-третьих, в то время как «золотое правило нравственности» является своеобразным синтезом талиона, божественной заповеди любви к ближнему, милосердия и ненанесе-ния вреда, идея гуманизма уже выступает в качестве наивысшего нравственного требования общежития, так как вбирает в себя не только основные этические элементы, происходящие из «золотого правила нравственности», но и сопрягает эти элементы с разумностью человеческого существа.Важно отметить, что такой составляющий элемент «золотого правила нравственности», как милосердие, в идее гуманизма, в современной его интерпретации, отсутствует, так как на его место приходит принцип уважения и признания человеческого достоинства, которое является не только этико-моральным требованием, но и в истории развития общества постепенно закрепляется в конституционных законах разных стран, а также отражается в ряде международных нормативных актов.
Идея гуманизма, в отличие от талиона и «золотого правила нравственности», является одной из центральных категорий социальной философии. Она призвана научить всех людей чувствовать себя полноправными членами одной большой планеты Земля, судьба которой во многом предопределяется людьми. Идея гуманизма основывается на моральных нормах и нравственных принципах общежития, которые не существуют сами по себе, а имеют практическую значимость и правовую регламентацию. Она детерминирована объективными интересами социальных слоёв, экономическими, политическими, культурными, религиозно-духовными, производственными и иными формами общественных отношений. Она выступает за то, чтобы процесс социализации индивида был максимально свободным и благоприятным для самого индивида и общества в целом. Идея гуманизма предполагает активную жизненную позицию, но не переходящую черту вседозволенности, выраженную, прежде всего, в противозаконных действиях.
Следовательно, талион, «золотое правило нравственности» и идея гуманизма не являются равнозначными и взаимодополняющими друг друга нравственными правилами общежития. Талион является первой ступенью представления человечества о нравственности, а «золотое правило нравственности» -второй. На смену этим двум последовательно и исторически сложившимся нравственным принципам в истории человечества приходит идея гуманизма, которая начиная приблизительно с XIV в., до сих пор не теряет своей социальной актуальности. Актуальность идеи гуманизма в современном мире обусловлена преимущественно тем, что на протяжении всего своего существования она постоянно затрагивает проблему ценности человеческой жизни и достижения общечеловеческого счастья на Земле. Эти три нравственных правила общежития, каждое в свой период истории выражали обобщённые представления о высшей справедливости и подлинной нравственности.
Список литературы
1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Минск: WWP, 2007. 1217 с.
2. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. Изд. 2-е. М.: Молодая гвардия, 1982. 208 с.
3. Карнеги Д. Учебник жизни: сочинения. М.: ЭКСМО, 2003. 729 с.
Spisok literatury
1. Biblija. Knigi svjaschennogo pisanija Vethogo i Novogo Zaveta. Minsk: WWP, 2007. 1217 s.
2. Gusejnov A. A. Zolotoe pravilo nravstvennosti. Izd. 2-e. M.: Molodaja gvardija, 1982. 208 s.
3. Karnegi D. Uchebnik zhizni: sochinenija. M.: JeKSMO, 2003. 729 s.
Статья поступила в редакцию 20.04.2012 г.