УДК 37.013:171
ПРИНЦИПЫ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА НРАВСТВЕННОСТИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С УЧАЩИМИСЯ
PRINCIPLES OF TRAINING THE FUTURE TEACHER FOR IMPLEMENTING THE GOLDEN RULE IN INTERACTION WITH STUDENTS
© 2016
В.С. Поздняков
Самарский государственный социально-педагогический университет
(Россия, Самара)
V.S. Pozdnyakov Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)
В статье обосновывается актуальность проблемы ориентации будущего учителя на реализацию золотого правила нравственности во взаимодействии с учащимися и делается вывод о том, что решение данной проблемы связано с включением будущих учителей в нравственную деятельность, результатом которой становится свойственный каждому конкретному студенту нравственный опыт. Включение студентов в нравственную деятельность в педагогическом вузе возможно с помощью принципов, являющихся принципами ориентации студентов на реализацию золотого правила нравственности во взаимодействии с учащимися: принцип гуманизма, принцип ценностной ориентации, принцип реальности, принцип действия, поступка, совершенного «здесь и сейчас», принцип рефлексивной направленности педагогического процесса, принцип субъектности. Принцип гуманизма позволяет наиболее полно развить сущностные силы ребенка, создать условия для определения и оценки своего места в обществе. Принцип ценностной ориентации создает условия для обмена ценностями между субъектами деятельности, ведущий к тому, что присвоенные учеником ценности становятся нормами. Принцип реальности означает, что присвоенные школьниками ценности проявляются в реальных личностных качествах учащихся, в реализуемых школьниками отношениях. Принцип действия, поступка, совершенного «здесь и сейчас», способствует формированию способности ученика к выбору между добром и злом. Принцип рефлексивной направленности педагогического процесса позволяет учителю осмысливать выбор оснований деятельности по нравственному воспитанию школьников. Принцип субъектности дает возможность учителю максимально содействовать развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, оценивать себя как субъекта знаний, отношений, а также свой выбор.
The article explains the importance of training the future teacher to be ready for implementing the Golden Rule when collaborating with students and concludes that the solution of this problem lies in involving future teachers in the moral activity, the result of which is individual moral experience of each student. This involvement is possible in the pedagogical university environment by means of following the following principles: the principle of humanity, the principle of value-based orientation, the reality principle, the principle of action «here and now», the principle of reflective character of the pedagogical process, the principle of subjectivity. The principle of humanity is to develop the child's strong points, to create the conditions for his or her self-determination and self-assessment. Value-based orientation principle creates the conditions for values exchange between the participants of communication and leads to turning the values into the norms for the student. The principle of reality means that the values are revealed in students' personal qualities and their relationships. The principle of action «here and now» contributes to a student's ability to choose between good and evil. The principle of reflective character of the pedagogical process enables the teacher to choose students' activities by reflecting on their moral development. Subjectivity principle makes it possible to assist in the child's self-determination in communication with other people and the world in every its aspects, in self-assessment as a subject of knowledge, attitudes, as well as in reflecting on their choice.
Ключевые слова: студент - будущий учитель; учащийся; ориентация; принцип; золотое правило нравственности; гуманизм; ценность; реальность; поступок; рефлексия; субъект.
Keywords: student - the future teacher; student; orientation; principle; the Golden Rule; humanism; value; reality; act; reflection; subject.
Важной проблемой, стоящей перед со- особое место здесь, конечно, занимает си-
временным российским обществом в целом стема образования, способствующая воспи-
и перед образованием в особенности, явля- танию, обучению, развитию человека - чело-
ется проблема утверждения нравственности. века нравственного. В данном контексте од-
Утверждение нравственности должно осу- ним из ведущих требований к личности учи-
ществляться во всех сферах общества, но теля является требование быть нравственным, так как только нравственный учитель
может воспитать нравственного ученика. Тем самым важное место в образовательном процессе современного педагогического вуза занимает подготовка учителя, который не только на высоком профессиональном уровне знает свой предмет, умеет методически грамотно донести содержание конкретной науки до школьников, но и является человеком нравственным.
Формирование личности студента педагогического вуза как человека нравственного в идеале приведет к тому, что он в своей жизни и профессиональной деятельности будет придерживаться правил: «Не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других», «Делай другому все то, чего сам хотел бы от других» (В.С. Соловьев) [1]. Иными словами, будет выстраивать свою деятельность в соответствии с золотым правилом нравственности.
К золотому правилу нравственности сегодня обращаются многие ученые. Так Л.Н. Доброхотова, говоря о том, что золотое правило нравственности обобщает реальный повседневный опыт межчеловеческих отношений, подчеркивает, что «золотое правило в качестве основы нравственного сознания и нравственного поведения всегда было объектом пристального внимания философов. Т. Гоббс считал его основой естественных законов, определяющих жизнь человека. Дж. Локк полагал, что, осознав естественное равенство людей в форме «Золотого правила нравственности», люди приходят к состоянию общественной добродетели. Выражая несогласие с правилом, И. Кант, тем не менее, сформулировал категорический императив (центральное понятие его этического учения), который по сути есть философское осмысление золотого правила: «поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства» [2, с. 126].
Д.В. Филюшкина утверждает, что золотое правило нравственности, являясь общим духовно-практическим знаменателем различных культурно-цивилизационных традиций, тем самым выступает гарантией взаимопонимания между ними: «Такого взаимопонимания, которое ни в коей мере не предполагает нивелирования различий. Ведь "золотое правило" составляет такое ядро межчеловеческих отношений, которое допускает самые разнообразные их конфигурации при том единственном условии, что не
ставится под сомнение ценность этих отношений в лице права каждого индивида быть их ответственным субъектом. Аккумулированный в "золотом правиле" опыт человечества свидетельствует об огромном нравственном потенциале межличностных отношений как преимущественной области индивидуально-ответственного поведения» [3, с. 125].
Мы согласны с Т.В. Григорян в том, что общественная жизнь, выстраиваемая на основе золотого правила нравственности, «характеризуется нивелированием гендер-ных, возрастных, национальных, имущественных и иных природных и социально-обусловленных различий между людьми. Тем самым "золотое правило нравственности" способствует выработке в обществе взаимопонимания, согласия и плодотворного сотрудничества. "Золотое правило нравственности" требует от каждой личности доброжелательности, эмпатии, альтруизма и иных добрых чувств по отношению ко всем окружающим людям; тем самым оно способствует формированию нравственного мировоззрения в человеке» [4, с. 19].
Однако для утверждения нравственности в российском обществе недостаточно того, чтобы только учитель придерживался золотого правила нравственности. Необходимо, чтобы педагог развивал способность учащихся к реализации данного правила во взаимоотношениях с людьми. В этом контексте важное значение приобретает педагогическая проблема ориентации студента - будущего учителя на реализацию золотого правила нравственности во взаимодействии с учащимися. Решение данной проблемы напрямую связано с включением будущих учителей в нравственную деятельность, результатом которой становится свойственный каждому конкретному студенту нравственный опыт как данность, как непосредственность, или жизнь. Такое включение в условиях педагогического вуза возможно с помощью конкретных принципов, которые являются и принципами ориентации студентов на реализацию золотого правила нравственности во взаимодействии с учащимися.
Анализ научной литературы [5-18] позволил выделить следующие принципы: принцип гуманизма, принцип ценностной ориентации, принцип реальности, принцип действия, поступка, совершенного «здесь и
сейчас», принцип рефлексивной направленности педагогического процесса, принцип субъектности.
Охарактеризуем данные принципы.
Принцип гуманизма. Признавая ценность и целостность личности каждого учащегося, его право на свободное развитие, гуманистическая педагогика ориентируется на личность неповторимую, самобытную. В условиях учебно-воспитательного процесса, построенного на принципе гуманизма, становится возможным наиболее полное развитие сущностных сил ребенка, обретение и определение им самого себя. Реализация принципа гуманизма позволяет «устранять» прагматические установки образования, не способного в полной мере развивать внутренний нравственный мир ученика.
Реализация принципа гуманизма ориентирует учителя на развитие не просто человеческого в ученике, но человечного, на развитие личности, способной к свободному выбору и несущей ответственность за действия и поступки, что особенно актуально в условиях ослабления гуманитарных основ современной жизни.
Принцип ценностной ориентации. В педагогической деятельности, направленной на нравственное воспитание учащихся, реализуется аксиологическое отношение учителя к ученику, которое ценностно опосредуется школьником. Аксиологическое отношение, с точки зрения В.Н. Сагатовского, связано с реализацией ценностного подхода [16, с. 192]. Ценностное отношение реализуется в ценностно-ориентационной деятельности. В ценностно-ориентационной деятельности происходит обмен ценностями между субъектами деятельности, который ведет к тому, что присвоенные учеником ценности становятся нормами.
Важной составляющей принципа ценностной ориентации, как мы полагаем, является культурно-ориентационное поле развития ученика, в котором представлено многообразие ориентиров личностного нравственного развития. Одним из условий организации процесса нравственного воспитания школьников должно стать создание цен-ностно-ориентационного поля, содержание которого составляют ценности.
Принцип реальности. Методологической основой принципа реальности является реалистическая этика, в основе которой лежит принцип верности действительности. Последняя включает в себя и природный
мир, и «вторую природу», и самого субъекта, подлежащего моральной оценке, в том числе и в плане становления индивидуальной нравственности.
Особое значение имеет та часть реалистической этики, в которой раскрывается идея о том, что принцип согласия с реальностью требует не ограничиваться заученными моральными нормами и принципами, но каждый раз, совершая моральный выбор, напрягать все силы собственного разума и прислушиваться к голосу совести, стремясь до конца понять веления моральных норм и заповедей в выборе поступков и ценностей.
Ученик как субъект нравственного действия самостоятельно выбирает в действительности свой путь восхождения к культуре, аксиологической формой которой являются ценности, а осмысление результатов выбора в единстве с оценкой есть нравственность ученика. Принцип реальности означает, что присвоенные школьниками ценности, ставшие нормами, причем нормами, соотнесенными с нравственными ориентирами, проявляются в реальных личностных качествах учащихся, в реализуемых школьниками отношениях.
Принцип действия, поступка, совершенного «здесь и сейчас». Методологической базой для обоснования принципа действия, поступка, совершенного «здесь и сейчас», является следующее положение этической науки: «Моральное благо обретается или утрачивается в поступке, на который человек решается в конкретной ситуации морального выбора, ставящего перед ним суровую альтернативу между добром и злом» [18, с. 255]. С педагогической точки зрения это формирование способности ученика к выбору между добром и злом, а не к выбору средств для достижения цели. Когда ученик осуществил выбор в пользу добра, тогда перед ним встает вопрос о выборе средств для достижения, реализации добра. Это, во-первых. Во-вторых, учитель должен предъявлять ученику образцы добра, обосновывать, что противоположно злу.
Мы отдаем себе отчет в том, что речь должна идти о конкретном событии, явлении. Более того, одно и то же действие, один и тот же поступок могут быть для одного ученика добром, а для другого злом. Выбор добра есть выбор таких действий, которые способствуют развитию ученика. Именно так проблема добра трактуется в гуманистической этике.
Принцип рефлексивной направленности педагогического процесса. Сущность данного принципа заключается в том, что рефлексивные процессы буквально пронизывают деятельность учителя. Они проявляются:
- в процессе практического взаимодействия педагога с учащимися, когда учитель стремится адекватно понимать и целенаправленно регулировать мысли, чувства и поступки учащихся;
- в процессе проектирования деятельности учащихся, когда педагог разрабатывает цели обучения и конструктивные схемы их достижения, причем разрабатывает их с учетом особенностей учащихся и возможностей их продвижения в развитии;
- в процессе самоанализа и самооценки преподавателем собственной деятельности и самого себя как ее субъекта [10, с. 73].
Отметим также и личностный аспект принципа рефлексивной направленности педагогического процесса. Рефлексия как интеллектуальный процесс всегда личностно обусловлена.
«Рефлексия - не просто знание и понимание другого, но знание того, как другой понимает "рефлектирующего" индивида. Рефлексия - своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, взаимоотражение, содержанием которого является субъективное воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого индивида» [9, с. 48].
Рефлексируя, учитель старается понять мысли и действия ученика и оценивает себя его глазами. Индивидуальная рефлексия учителя в данном случае основана, как отмечают Ю.Н. Кулюткин и Г.С. Сухобская, на процессах взаимоотражения: не просто на
понимании педагогом внутреннего мира учащегося, но и на понимании того, как он понимает педагога, не просто на открытии внутреннего мира другого, но и на постижении этого мира [9, с. 48-49].
Рефлексия как способность учителя осмысливать себя, свои действия, учащегося и его действия, ведущая к осознанию и пониманию внутреннего мира ребенка, позволяет педагогу осуществлять выбор оснований деятельности по нравственному воспитанию школьников. Однако принцип рефлексивной направленности педагогического процесса предполагает не только рефлексивную деятельность учителя, но и рефлексивную деятельность ученика.
Принцип субъектности. Сущность данного принципа в том, что учитель максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как субъекта знаний, отношений, а также свой выбор.
Одним из правил реализации принципа субъектности является обращение учителя к сознанию ученика по парадигме: «Если ты..., то тебе...» и «Если ты..., то всем...» [13, с. 390]. Применительно к проблеме нравственного воспитания учащихся это есть одна из вариаций золотого правила нравственности. Учитель раскрывает сущность действий и поступков и их влияние на жизнедеятельность, показывает связь действий человека с состоянием окружающего мира (люди, природа, культура). Каждый миг жизни дает человеку шанс сделать выбор в пользу достойной либо недостойной жизни. И человек использует или отвергает этот шанс. Педагог не может осуществить выбор за учащегося, но может научить школьника производить осмысленный выбор.
•к "к "к
1. Соловьев В.С. Оправдание добра: нравственная философия. М. : Республика, 1996. 479 с.
2. Доброхотова Л.Н. Золотое правило нравственности как гуманистически-ориентированная и индивидуально-ответственная стратегия поведения // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. 2012. 5-2(22). С. 124-126.
3. Филюшкина Д.В. Забвение «Золотого правила нравственности» и утрата культуры доверия в поведении и человеческих взаимоотношениях // Гуманитарий юга России. 2012. №°3. С. 124133.
4. Григорян Т.В. Этапы становления идеи гуманизма // Гуманитарный вектор. Серия: философия, культурология. 2012. №3. С. 17-21.
5. Бездухов В.П., Позднякова О.К. Морально-этическая рефлексия учащихся // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. 2010. Т. 12. № 3-3. С. 575-577.
6. Бездухов В.П., Позднякова О.К. Принципы формирования нравственного сознания студента - будущего учителя // Известия Российской академии образования. 2012. № 4. С. 32-44.
7. Гайнуллина Л.Ф., Яковлева Е.Л. Принцип гуманизации в образовании и трансформация идей гуманизма в современном обществе // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2015. Т. 146. № 4. С. 114-123.
8. Карпов А.В. Рефлексия в структуре сознания // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2012. №1. С. 6-12
9. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / сост. Ю.Н. Ку-люткин, Г.С. Сухобская. СПб. : Тускарора, 1996. - 175 с.
10. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / под ред. Ю.Н. Ку-люткина, Г.С. Сухобской. М. : Педагогика, 1990. 104 с.
11. Нигматов З.Г. Принципы гуманизма и аксиологии в образовании // Образование и саморазвитие. 2015. №2. С. 138-144.
12. Обидин А.И. О нравственных принципах и реальности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №8-2. С. 80-82.
13. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М. : Российское педагогическое агентство, 1995.638 с.
14. Позднякова О.К. Формирование нравственного сознания студента - будущего учителя : учеб. пос. - Самара : СГПУ, 2009. 200 с.
15. Прозорова М.Н. Педагогическая рефлексия студентов в условиях модернизации образования // Казанская наука. 2012. № 2. С. 250-252.
16. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. В 3 ч. Ч. 1. Введение: философия и жизнь. СПб. : СПбГУ, 1997. 224 с.
17. Сероветникова С.А. Закономерности и принципы воспитания ценностных ориентаций школьников в учебной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. №8(161). С. 30-35.
18. Шрейдер Ю.А. Этика. М. : Текст, 1998. 271 с.