Научная статья на тему 'ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
649
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / ПЕНСИОНЕРЫ / СТРАХОВЫЕ ПЕНСИИ / НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИИ / ПЕНСИОННЫЙ БАЛ / СТРАХОВОЙ СТАЖ / НАЧИСЛЕНИЯ ПЕНСИЙ / СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ГРАЖДАНЕ / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СТАЖА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимонина Ирина Владимировна

В статье рассматриваются особенности и этапы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации. Автор рассматривает вопросы, касающиеся реализации положений пенсионной реформы на различных этапах; специфики начисления страховых пенсий гражданам Российской Федерации. В рамках социальной политики России по развитию пенсионной системы разработан ряд государственных программ для решения первоочередных задач. Практика показывает, что пенсионное обеспечение России регулируется как федеральным, так и региональным законодательством, а важной отличительной чертой нормативно-правовой базы по системе пенсионного обеспечения является подразделение по категориям граждан. Следует отметить, что условия и способы назначения пенсий разным категориям граждан могут иметь существенные различия, а перечень категорий граждан, имеющих право на пенсию, расширяется. Автор отмечает, что важным показателем социального государства является уровень пенсионного обеспечения, который характеризует пенсионную систему, и её состояние в конкретные периоды времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF REFORMING THE PENSION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the features and stages of reforming the pension system in the Russian Federation. The author examines the issues related to the implementation of the provisions of the pension reform at various stages; the specifics of accrual of insurance pensions to citizens of the Russian Federation. Within the framework of Russia's social policy for the development of the pension system, a number of state programs have been developed to address priority tasks. Practice shows that pension provision in Russia is regulated by both federal and regional legislation, and an important distinguishing feature of the regulatory framework for the pension system is the subdivision by categories of citizens. It should be noted that the conditions and methods of assigning pensions to different categories of citizens may have significant differences, and the list of categories of citizens en titled to a pension is expanding. The author notes that an important indicator of the welfare state is the level of pension provision, which characterizes the pension system and its condition in specific periods of time.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_11_115

ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Stages of reforming the pension system of the Russian Federation

ТИМОНИНА Ирина Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теория права, гражданское право и гражданский процесс Российского университета транспорта (МИИТ). Россия, г. Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9. E-mail: asemicheva@yandex.ru;

TIMONINA Irina Vladimirovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

of the Department of Theory of Law, Civil Law and Civil Procedure of the Russian University of Transport (MIIT). Russia, Moscow, Obraztsova str., 9, p. 9. E-mail: asemicheva@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются особенности и этапы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации. Автор рассматривает вопросы, касающиеся реализации положений пенсионной реформы на различных этапах; специфики начисления страховых пенсий гражданам Российской Федерации. В рамках социальной политики России по развитию пенсионной системы разработан ряд государственных программ для решения первоочередных задач. Практика показывает, что пенсионное обеспечение России регулируется как федеральным, так и региональным законодательством, а важной отличительной чертой нормативно-правовой базы по системе пенсионного обеспечения является подразделение по категориям граждан. Следует отметить, что условия и способы назначения пенсий разным категориям граждан могут иметь существенные различия, а перечень категорий граждан, имеющих право на пенсию, расширяется. Автор отмечает, что важным показателем социального государства является уровень пенсионного обеспечения, который характеризует пенсионную систему, и её состояние в конкретные периоды времени.

Abstract: The article discusses the features and stages of reforming the pension system in the Russian Federation. The author examines the issues related to the implementation of the provisions of the pension reform at various stages; the specifics of accrual of insurance pensions to citizens of the Russian Federation. Within the framework of Russia's social policy for the development of the pension system, a number of state programs have been developed to address priority tasks. Practice shows that pension provision in Russia is regulated by both federal and regional legislation, and an important distinguishing feature of the regulatory framework for the pension system is the subdivision by categories of citizens. It should be noted that the conditions and methods of assigning pensions to different categories of citizens may have significant differences, and the list of categories of citizens en titled to a pension is expanding. The author notes that an important indicator of the welfare state is the level of pension provision, which characterizes the pension system and its condition in specific periods of time.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, пенсионная реформа, пенсионеры, страховые пенсии, накопительные пенсии, пенсионный бал, страховой стаж, начисления пенсий, система пенсионного обеспечения, граждане, распределительная система, законодательство, продолжительность стажа.

Keywords: pension provision, pension reform, pensioners, insurance pensions, accumulative pensions, pension ball, insurance experience, pension accruals, pension system, citizens, distribution system, legislation, length of service.

Для цитирования: Тимонина И.В. Этапы реформирования пенсионной системы Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2022. № 11(215). С. 115-118. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_115.

For citation: Timonina I. V. Stages of reforming the pension system of the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2022. No. 11(215). pp. 115-118. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_115.

Статья поступила в редакцию: 11.10.2022

Реформирование пенсионной системы началось с принятием Закона РФ № 340-1 от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РФ» [1], которым вводилась система пенсионного обеспечения на основе обязательного пенсионного страхования наёмных работников.

До пенсионной реформы, расходы на выплату пенсий ложились на государственный бюджет, размеры пенсий были минимальными, поэтому назрела необходимость повысить реальный уровень доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию.

Закон, вступивший в силу в 1990 г. закрепил систему обязательного пенсионного страхования. Суть новой системы состояла в распределение страховых взносов между работниками и работодателями, которые аккумулировались в фонде обязательного пенсионного страхования (Пенсионном фонде РФ). Данные средства направлялись только на пенсионное обеспечение застрахованных, их семей и не могли изыматься на иные цели.[1]

Все условия и нормы уплаты страховых пенсионных взносов, а также нормы пенсионного обеспечения (уровень пенсий в процентах к заработку, требуемый для получения пенсии стаж, порядок подсчёта стажа и заработка, минимальные и предельные размеры пенсии и т. д.) определялись вышеуказанным законом.

А.К. Соловьёв отмечает, что уровень пенсионного обеспечения характеризует пенсионную систему и её состояние в конкретные периоды времени. Уровень страхового пенсионного обеспечения определяется, во-первых, тем, сколько лет гражданин трудился; сколько работниками и работодателями уплачивалось в эти годы страховых взносов. Именно эти показатели определяют уровень пенсионного обеспечения конкретного наёмного работника и дифференциацию в размерах пенсий застрахованных, их семей.[2]

В 2002 году наступил следующий этап реформирования пенсий, в силу чего 1 января вступил в силу блок новых федеральных законов: ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФЗ-166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ФЗ-167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», ФЗ-111 «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации». [3]

Нормы данных законов закрепили реорганизацию существующей распределительной системы начисления пенсий: изменили структуру пенсий и дополнили их накопительной частью, ввели персонифицированный учет застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.

Целью реформы стало повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, формирование стабильного источника дополнительных доходов в социальную систему с учётом пенсионных прав граждан в зависимости от их «белой» зарплаты, и уплачиваемых ими пенсионных отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем.

Введение подобной системы, на основании уже имеющейся практики Европейских государств, было направлено на преодоление негативных демографических последствий (низкая рождаемость в 90-х годах), которые в дальнейшем неизбежно отрицательным образом сказались бы на пенсионной системе РФ.

С 1 января 2002 года в России начала действовать система персонифицированного учета уплаченных страховых взносов, которая отразила накопительное финансирование пенсий.

По закону «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные негосударственные пенсионные фонды. По данному закону государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.[4]

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования, Пенсионным фондом РФ был создан резерв, обеспечивающий реальное выполнение им обязательств по выплате гражданам пенсий в полном объёме.

Закон «Об обязательном пенсионном страховании» установил три составляющих пенсионной системы: базовую, страховую и накопительную пенсии, которые в последующем были модифицированы.

Закон «О государственном пенсионном обеспечении», определил порядок выплат связанных с бюджетным финансированием пенсий, а закон «О трудовых пенсиях в РФ» - порядок назначения и выплат страховой и накопительной части пенсий. Также законодательством были установлены новые размеры взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд и социальный налог.

Закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» дал право гражданам инвестировать накопленные средства в негосударственные пенсионные фонды, деятельность которых контролируется государством.

В 2014 году в рамках Пенсионной реформы гражданам предоставлено права на добровольное формирование накопительной части. Гражданин мог отказаться от нее или сохранить её с шестипроцентным тарифом, но при условии подачи заявления в Пенсионный фонд и выбора негосударственного пенсионного фонда (НПФ) для управления накопленными средствами до конца 2015 года. В противном случае, гражданин получал только страховую пенсию.

С 2002 по 2013 год большая часть средств была сформирована за счет обязательных страховых взносов работодателей в накопительной системе пенсий.

С 2014 года накопительная часть пенсий заморожена, а в настоящее время заморозка продлена до конца 2023 года. Взносы в ПФР от работающих россиян не поступают на индивидуальные накопительные счета, а идут на выплаты пенсий нынешним пенсионерам, новые взносы в накопительную систему заморожены.

В рамках реформы, также была продлена программа софинансирования пенсий, которая дала шанс гражданам ежегодно пополнять свои пенсионные счета на сумму от 2 до 12 тыс. руб., и получать к пенсии доплату от государства.

Ежегодно проводится индексация пенсий неработающим пенсионерам, и перерасчет выплат для работающих граждан, которым уже была назначена пенсия.

Следующий этап реформирования пенсий начался в 2015 году. В это время вступают в силу законы: ФЗ-400 «О страховых пенсиях» [5] и ФЗ-424 «О накопительных пенсиях». [6]

Цель дальнейшей пенсионной реформы - введение наиболее справедливого пенсионного обеспечения граждан, которое будет зависеть от величины их заработной платы и продолжительности стажа работы. То есть, гражданам назначаются страховые пенсии, которые зависят от наличия страховых платежей на лицевом счёте работающего лица.

Необходимость дальнейшего реформирования пенсионной системы заложена в том, что ежегодно количество лиц, достигших пенсионного возраста в России увеличивается, в результате чего соотношение работающих граждан и пенсионеров в ближайшие годы составит один к одному, что негативно отразится на размерах назначаемых пенсий.

Поэтому важным моментом реформы явилось стимулирование более позднего выхода граждан на пенсию. Законодательно было закреплено положении о том, что если после наступления пенсионного возраста гражданин откладывает свой выход на пенсию, ему за каждый год работы свыше установленного срока, начисляются дополнительные баллы по новой формуле, которая содержит индивидуальные коэффициенты (баллы), отражающие величину взносов, перечисленных работодателем, и длительность стажа.

В связи с изменениями в законодательстве, женщинам в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, включаются периоды по уходу за ребенком до полутора лет, но в общей сложности в стаж засчитывается не больше 6 лет (ст. 12. ФЗ-400).

Другим важным моментом реформирования пенсий, является увеличение минимального страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии, который увеличивается на 12 месяцев каждый год.

В 2022 году минимальная продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости составляет 13 лет и 23,4 пенсионные баллы, а в 2024 году при выходе на страховую пенсию, гражданину потребуется уже не менее 15 лет страхового стажа и 30 пенсионных баллов.

Понятие «пенсионный балл» введено с 2015 года, который стал основой введённой реформы.

Пенсионный балл зависит от размера заработной платы, получаемой гражданином до 2002 года, а также суммы страховых взносов, перечисленных работодателем за сотрудника в ПФР с 2002 года.

Накопительная система баллов высчитывается для каждого пенсионера индивидуально, в зависимости от стажа и вредности работы.

Пенсионные коэффициенты пересчитываются в рубли, когда гражданин выходит на страховую пенсию. В 2022 году каждый балл «стоит» 107,36 к, он был повышен с учётом инфляции.

Лицам, получающим пенсию, стоимость баллов пересчитывается автоматически с 1 января ежегодно. Исключение составляют работающие пенсионеры, которым такой перерасчёт будет производиться только после их увольнения с работы. Также к стоимости баллов прибавляется фиксированная выплата, которая в 2022 году составляет 6564,31 рубля.

При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного законом для назначения страховой пенсии по старости.[5] То есть, к 2025 году обязательным условием для получения страховой пенсии станет наличие определенного количества пенсионных баллов, которые с начальных 6,6 увеличатся до минимальных 30, то есть каждый год с учетом инфляции устанавливается новый размер пенсионного балла.

Следует обратить внимание и на тот факт, что именно пенсионный коэффициент является показателем трудовой деятельности гражданина за год.

Государством, кроме накопительных баллов, будут выплачиваться и различные надбавки, сумма которых является одинаковой и не зависит от стажа или баллов.

Страховые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, в настоящее время, также рассчитываются по новой формуле. Сохраняются и коэффициенты к пенсиям за продолжительность работ, выполняемых в определённых местностях. В зависимости от продолжительности работы в определённых климатических условиях, к фиксированной части пенсии начисляются надбавки.

Лицам, имеющим право на одновременное получение различных видов страховых пенсий, в соответствии с Федеральным законом № 400 устанавливается одна пенсия по их выбору. Причём обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком. [5]

Назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом «О накопительной пенсии».[6]

Но ещё раз хочется обратить внимание на тот факт, что накопительная часть пенсии заморожена до конца 2023 года с целью экономии государственных средств, чтобы не привлекать из него дополнительные средства на текущие выплаты пенсий.

Следует отметить, что правила предоставления досрочных льготных пенсий для отдельных категорий работников не изменятся, хотя в дальнейшем планируется увеличение продолжительности стажа, необходимого для их оформления.

В 2022 году рассматривается возможность индексации пенсий работающим пенсионерам. В 2021 году индексация пенсий данной категории граждан не производилась, но производился их перерасчет за год.

Корректировка пенсий распространяется на страховую часть пенсии, и каждый конкретный случай рассматривается в индивидуальном

порядке.

Повышение размера пенсий также зависит от страховых пенсионных взносов и стажа (продолжительности работы и размера заработной платы).

Следует отметить, что по прежнему пенсионному законодательству пенсионные права учитывались в рублях - страховых взносах, а с

1 января 2015 года они учитываются в баллах.

В 2019 году начался новый этап пенсионной реформы, который продолжается и в настоящий период времени. Необходимость дальнейшего реформирования пенсионной системы обусловлена снижением рождаемости в России, что обусловлено и пандемией сслл(^-19 .

В 2016 году увеличился возраст выхода на пенсию государственных служащих, а в 2019 году началось постепенное повышение пенсионного возраста для всех категорией граждан: женщинам с 55 до 60 лет; мужчинам с 60 до 65 лет.

Повышение пенсионного возраста не затронуло только работников, занятых на вредных и тяжёлых работах, военнослужащих и сотрудников силовых структур.

В 2022 году пенсии назначаются при достижении гражданами, достигшими пенсионного возраста в 56,5 лет женщинами и в 61,5 год мужчинами, при наличии минимального страхового стажа 13 лет и пенсионного балла 23,4.

Также в 2022 году мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения, получающие страховые пенсии по инвалидности 1 и

2 группы, переводятся в беззаявительном порядке на страховую пенсию по старости при достижении ими пенсионного возраста - 62 года и 57 лет соответственно, без изменении размера пенсии.

Переход на страховую пенсию по старости возможен и инвалидам 3-й группы, но при подаче ими заявления, и с учётом особенностей расчета фиксированной выплаты к их пенсии.

В январе-феврале 2022 года с учётом фактической инфляции пенсии были повышены на 8,6%: 01.01.22 страховые пенсии повысили на 5,9%, а затем 101.02.22.ещё на 2,7%. Военнослужащим-пенсионерам пенсии также в 2022 году проиндексированы на 8,6%.

Социальные пенсии в России будут также проиндексированы с 1.04.2022 года на 7,7%., а возраст выхода на данный вид пенсии в 2022 году также повысится: для мужчин 66,5, а для женщин 61,5.

Необходимо указать на тот факт, что женщины, имеющие теперь не четырех, а трёх и более детей, могут выйти на досрочную пенсию в 2022 году раньше установленного возраста. Ранее такое право предоставлялось только женщинам, родившим и воспитавшим 5 и более детей, а в 2021 году четырёх и более детей.

Если у гражданина к моменту выхода на страховую пенсию не будет установленного законом минимального страхового стажа и пенсионных баллов, ему назначается социальная пенсия по достижении возраста: женщинам 65, мужчинам 70 лет, т.е. пенсионный возраст увеличивается на 5 лет при условии, что они не будут в период получения пенсии заниматься трудовой деятельностью. В противном случае социальная пенсия выплачиваться не будет.

Подводя итог, следует отметить тот факт, что новый этап пенсионной реформы предполагает его постепенную реализацию. Но цель реформы будет достигнута только в том случае, если государству удастся обеспечить запланированное самофинансирование пенсионной системы и справедливое пенсионное обеспечение граждан.

Библиогра фия:

1. Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

2. А.К. Соловьёв. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность. Учебное пособие. М.: «Проспект» 2014 г. С.296.

3. Федеральный закон от 17.12.2001. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 15.12.2001. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.07.2002. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

References:

1. Law of the Russian Federation No. 340-1 of November 20, 1990 "On State Pensions in the Russian Federation".

2. A.K. Solovyov. Pension reform: Illusions and reality. Textbook. M.: "Prospect" 2014 p.296.

3. Federal Law of 17.12.2001. No. 173-FZ "On labor pensions in the Russian Federation", Federal Law of 15.12.2001. No. 166-FZ "On State pension provision in the Russian Federation", Federal Law of 24.07.2002. No. 111 -Federal Law "On Investing Funds to Finance a Funded Pension in the Russian Federation".

4. Federal Law No. 167-FZ dated 15.12.2001 "On Compulsory Pension Insurance in the Russian Federation".

5. Federal Law No. 400-FZ dated 28.12.2013 "On Insurance Pensions".

6. Federal Law No. 424-FZ dated 28.12.2013 "On Funded Pensions".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.