Научная статья на тему 'ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ И ЦЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ДЕН СООЛУК»'

ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ И ЦЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ДЕН СООЛУК» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К А. Джемуратов

Макалада акыркы жылдары саламаттык сактоо секторунда жүргүзүлгөн реформалардын этаптары берилди, мында «Манас» жана “Манас таалими» Улуттук программалары аркылуу жүргүзүлгөн реформалардын дурус жактары саламаттык сактоо системасын өзгөрткөндүгү көрсөтүлдү. Ушул жылдары саламаттык сактоо секторунда чечилбеген проблемалар жана саламаттык сактоонун натыйжалуу жана жыйынтыктуу системасын түзүү жана калктын ден соолук көрсөткүчтөрүн жакшыртууга бөгөт койгон тосмолор чагылдырылды. Макалада ошондой эле саламаттык сактоо секторунда акыркы жылдары жүргүзүлгѳн реформалардын этаптары, саламаттык сактоо системасынын мурунку тажрыйбаларын эске алуу менен артыкчылыктуулукту жана механизмдерди киргизүү саламаттык сактоонун “Ден соолук” Улуттук программасын реформалоонун ишинин негизги багыттарында чагылдырылган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of reform and the National program of reforming health system «Den sooluk»

The article presents stages of ongoing reforms in the health sector in recent years, where the positive reform of the National programs of»Manas» and «Manas taalemi» changed the health-care system and problems that the health sector was not able to overcome years of data and what barriers hamper the improvement of health indicators and the establishment of effective and efficient health system. The article also provides stages of reforms conducted in health sector for the last years, main directions of the National program of reforming health “Den sooluk”, priorities and mechanisms of implementation given the previous experience of changing the public health system.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ И ЦЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ДЕН СООЛУК»»

лечебных ресурсов санаториев введен ландшаф-тно-климатический паспорт санаторно-курортного учреждения, сведения в который вносятся на основании режимных испытаний источников минеральных вод, климатических условий, описания растительности территории, пляжа, акватории и показателей.

По результатам количественной оценки соответствия стандартам СКО присваивается категория - высшая, первая или вторая.

За период с 2006 года многие санатории прошли 2-3 аккредитации. В целом имеется положительная динамика работы СКО (7). При всем многообразии курортных ресурсов и климатогеографических условий имеются особенности в подготовленности к аккредитации в зависимости от вида собственности СКО. Чисто государственных санаториев общего профиля уже не осталось, сохранились минздравовские санатории для особых контингентов больных: детский неврологический, противотуберкулезный и т.п. Государственные и профсоюзные санатории с многолетней историей не стремятся внедрять (на определенном этапе саботируя) системы сертификации. При высоких оценках блока ресурсного обеспечения, они явно мало времени отводят системе управления (1 блок стандарта), системе питания и размещения (4 блок).

В государственно-частных СКО наоборот этот блок хорошо проработан. В частных санаториях (а таких в Кыргызстане единицы) пока ограничен выбор медицинских услуг, зато намного выше качество услуг размещения и питания. В своем большинстве частные санаторно-оздоровительные организации регистрируются под упрощенным кодом «Санаторно-курортное учреждение без услуг лечения», однако в своих путевках и рекламной продукции указывают разные виды лечения. В таких случаях СКО не попадает под аккредитацию МАК, хотя потом при реализации путевок в России

такой упрощенный вариант не проходит.

Несмотря на наши многочисленные обращения, Федерация Профсоюзов Кыргызстана и Департамент туризма не спешат воспользоваться наши наработками в области стандартизации и сертификации санаторно-оздоровительных услуг, аккредитации СКО. Используя свои схемы паспортизации.

В целом разработанная система аккредитации санаторно-оздоровительных услуг в Кыргызстане, несмотря на имеющие межведомственные противоречия, положительно сказывается на качестве этих услуг, и требует дальнейшего развития.

Литература:

1. Belov G. V. Tourismus und rehabilitation in Kirgistan //Delovye vesti. 2000.N4.-p.20-21

2. Амираев Р. У. Реестр санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха - как основа стратегии развития курортного дела в Кыргызской Республике // Медицина Кыргызстана. -2013. -№1.- С.- 30-33.

3. Туризм в Кыргызстане. - Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2011.

4. Белов Г.В., Азаматов Ю.М. Аккредитация санаторно-курортных учреждений в Кыргызстане // Медицина Кыргызстана. 2007. №4. - С. 32-33.

5. СултанмуратовМ. Т., Белов Г.В., Оганова Н.Э., Молдои-саев Р.Б. Задачи ассоциации курортологов Кыргызстана по оптимизации деятельности санаторно-курортных организаций // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2005, №4. - С.34-36.

6. Орозалиев С.О., Белов Г.В., Султанова А.К.О проектах изменений в Национальные стандарты КР в области санаторно-курортного обслуживания Медицина Кыргызстана. 2007. №4.- Приложение 1. - С.58-59.

7. Орозалиев С.О. Белов Г.В. Влияние аккредитации на конкурентоспособность санаториев // Здоровье нации - Основа процветания России /Материалы V Всероссийского научного форума. Москва, 2009. - С.86-87

ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ И ЦЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

«ДЕН СООЛУК»

К.А. Джемуратов

Ассоциация больниц Кыргызской республики, г. Бишкек, Кыргызская республика

Саламаттык сактоо секторунда жYргYЗYлгeн реформалардын этаптары жана «Ден соолук»

Улуттук программасын максаттары

К.А. Джемуратов

Макалада акыркы жылдары саламаттык сактоо секторунда жYргYЗYлгeн реформалардын этаптары берил-ди, мында «Манас» жана "Манас таалими» Улуттук программалары аркылуу жYргYЗYлгeн реформалардын дурус жактары саламаттык сактоо системасын eзгeрткeндYГY кeрсeтYлдY. Ушул жылдары саламаттык сактоо секторунда чечилбеген проблемалар жана саламаттык сактоонун натыйжалуу жана жыйынтыктуу системасын тYЗYY жана калктын ден соолук кeрсeткYчтeрYн жакшыртууга бeгeт койгон тосмолор чагылдырылды.

Макалада ошондой эле саламаттык сактоо секторунда акыркы жылдары жYргYЗYлг□н реформалардын этаптары, саламаттык сактоо системасынын мурунку тажрыйбаларын эске алуу менен артыкчылыктуулукту жана механизмдерди киргизYY саламаттык сактоонун "Ден соолук" Улуттук программасын реформалоонун ишинин негизги багыттарында чагылдырылган.

Stages of reform and the National program of reforming health system «Den sooluk»

K.A. Jemuratov

Association of Hospitals of the Kyrgyz Republic, Bishkek, Kyrgyz Republic Abstract. The article presents stages of ongoing reforms in the health sector in recent years, where the positive reform of the National programs of»Manas» and «Manas taalemi» changed the health-care system and problems that the health sector was not able to overcome years of data and what barriers hamper the improvement of health indicators and the establishment of effective and efficient health system.

The article also provides stages of reforms conducted in health sector for the last years, main directions of the National program of reforming health "Den sooluk", priorities and mechanisms of implementation given the previous experience of changing the public health system.

В настоящее время почти во всех странах осуществляется поиск альтернативных путей более эффективного финансирования здравоохранения из-за основной проблемы здравоохранения - постоянно увеличивающегося разрыва между ростом расходов на здравоохранение и возможностями государства финансировать его на достаточном уровне. Все это требует радикальных изменений в сфере медицины. В условиях бывшей социалистической системы здравоохранение обеспечивало бесплатное предоставление медицинских услуг для всего населения, и было основано не на профилактике заболеваний, а главным образом на лечебной медицине. В связи с распадом Союза, система здравоохранения Кыргызстана испытала серьезные негативные изменения, связанные с сокращением финансирования расходов на здравоохранение, а также с ухудшением инфраструктуры и с качеством предоставляемых медицинских услуг. Вместе с рыночной экономикой Кыргызская Республика получила все болезни рыночной экономики и в соответствии с задачами

ВОЗ на XXI век приходится теперь решать те проблемы, которые в союзном государстве не ставились, ввиду отсутствия основания для них (1).

Реформа системы здравоохранения началась в 1996 году в рамках национальных программ «Ма-нас» и «Манас таалими». Основная цель, программ по реформированию системы здравоохранения в республике заключалась в переориентации системы здравоохранения на качественное первичное медицинское обслуживание, путем сокращения обслуживания в клиниках и перевода основной нагрузки медицинского обслуживания на семейную медицину, уделяя большее внимание профилактике заболеваний и вовлечению населения в деятельность по охране здоровья. Основным направлением реформирования сектора здравоохранения являлось развитие перви-чного здравоохранения: ФАПов, ГСВ, службы скорой и специализированной помощи и общественного здравоохранения. Соответственно ставилась задача совершенствования методов их финансирования.

В рамках широкомасштабных преобразований были проведены реформа финансирования здравоохранения по системе «Единого плательщика», был создан Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), создана первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), принято законода-

тельство по оказанию медицинских услуг населению. ФОМС, как ключевая организация в системе Единого плательщика, принес очевидные выгоды с точки зрения солидарности, позволив добиться всеобщего охвата услугами населения, наряду со значительными улучшениями в доступе к основным услугам здравоохранения. В течение последних 15 лет Правительство Кыргызской Республики, финансовые организации, донорское сообщество участвующие в совместном финансировании, успешно координируют свои мероприятия и ресурсы в поддержку реформы системы здравоохранения. Координации донорской помощи в форме широкосекторального подхода (Sector Wide Approach - SWAp), стала ключевым элементом программы «Манас таалими», с помощью которой были достигнуты результаты в финансовой защите и доступе к медицинским услугам. Наметилась тенденция к увеличению финансирования здравоохранения, рост которого в 2006 году составил 10,6 % и в 2010 13%, по сравнению с предыдущим годом, составив 2,4% к ВВП. Все эти достижения являются значимыми, особенно, учитывая факт социально-политической нестабильности, которая сохранялась в течение последних 5-6 лет, а также ограниченных ресурсов из-за экономической ситуации. На фоне успехов проводимых реформ, тем не менее, остаются барьеры, в основном финансовые, которые не преодолены.

В Кыргызстане существующие государственные обязательства носят декларированный характер, их уровень не соответствует экономическим возможностям страны. В республике практически не исполняется программа государственных гарантий. Из-за дефицита средств еще в 1999 году был принят закон «О внебюджетной деятельности государственных учреждений здравоохранения». Он позволяет получать специальные средства за оказание населению платных услуг. Однако их доля в бюджете здравоохранения не превысила 6 процентов. По данным Национального статистического комитета, цены на медикаменты и изделия медицинского назначения только за 2009 - 2010 годы выросли на 30%, при этом расходы государственного бюджета по статье медикаменты увеличились лишь на 3%. На практике это означает, что на лекарственное обеспечение одного пациента государство в среднем тратит 11 сомов в сутки, а на питание - 28 сомов. Естественно, при таком

финансировании невозможно говорить об эффективном лечении. Льготы и бесплатные лекарства декларируются властями, а на деле каждый сам платит за свое лечение (2).

В последнее время в республике осуществляются ряд национальных, государственных, целевых программ по приоритетным направлениям охраны здоровья населения. Однако ни одна из них не получила необходимого финансирования, и программы реализуются в основном за счет средств международных доноров. В качестве примера можно привести Программу перинатальной помощи, принятую в 2008 году, для улучшения перинатальной помощи, направленную на снижение материнской и младенческой смертности. Для реализации этой программы было необходимо более 47 миллионов долларов и государство не смогло ее профинансировать. В последние годы в области здравоохранения в республике было принято более 20 законов, осуществление которых, ежегодно требовало более 3-4 миллиардов сомов. Некоторые из них финансировались частично.

Помимо проблем финансирования отрасли существовали структурные и организационные барьеры. Необходимость сосредоточения внимания на структурных преобразованиях, отработке механизмов финансирования не позволяла уделить достаточное внимание на вопросах содержания медицинской практики, и системе предоставления услуг. Доказательная медицина и новые эффективные технологии не получили широкого распространения в практическом здравоохранении в силу отсутствия хороших механизмов их внедрения. До сих пор очень острой остается проблема кадрового дефицита в регионах. Все же существующие нормативно-законодательные и финансовые механизмы оказались недостаточными для формирования лидеров (лидерства) в здравоохранении. В связи с чем, повышение автономии организаций здравоохранения, изменение процедур найма и отбора руководителей, системы внутрисектораль-ных отношений не произошло в полной мере. Не произошло четкого разделения функций управления, финансирования и предоставления услуг, поскольку централизованная власть по вопросам управления, финансирования и планирования деятельности исключала правильную организацию труда, отражалась на эффективности системы здравоохранения в целом. Делегирование части функций должно было стать основанием для того, чтобы Министерство здравоохранения могло сосредоточить внимание на обеспечении адекватного управления и эффективного регулирования, и не отвечать непосредственно за поставщиков услуг. Поставщики медицинских услуг не смогли воспользоваться преимуществами финансирования здравоохранения, структурными преобразованиями и улучшением управления за счет усиления автономности, возможностей, стимулов, инструментов

и т.д., которые были им предоставлены. В целом, современная управленческая практика не нашла широкого применения в руководящих должностях системы здравоохранения, что способствует сохранению авторитарного стиля управления. Политизированное назначение руководителей системы здравоохранения способствует институциональной нестабильности и недовольству среди медицинского персонала, авторитарным отношениям внутри учреждений. Кроме того, централизация управления и ответственности на уровне Министерства здравоохранения уменьшают значение и роль автономии организаций здравоохранения, что отражается на эффективности их деятельности.

Основные внутренние недостатки финансовой системы сектора здравоохранения, влияющие на устойчивость всей системы, происходят из-за слабых взаимоотношений как внутри себя, так и с другими функциями системы здравоохранения. Во-первых, отсутствие сбалансированности государственного финансирования, выделяемого на реализацию Программы госгарантий по предоставлению медицинской помощи гражданам бесплатно или на льготных условиях, обязательствам, заявленным самим государством как пакет гарантированных медицинских услуг, во-вторых - вопросы управленческой и финансовой автономии поставщиков медицинских услуг, усиление роли финансового менеджмента, эффективное и рациональное использование ресурсов на уровне организаций здравоохранения.

Национальная программа реформирования здравоохранения на 2012-2016 годы «Ден-Соолук», основываясь на достижениях программ «Манас» (1996 -2005 гг.), и «Манас таалими» (2006-2011 гг.) направлена на завершение многих эффективных начинаний, которые в силу объективных и субъективных факторов не были реализованы и является логическим продолжением предыдущих Национальных программ реформы системы здравоохранения Кыргызской Республики, но в то же время будет включать новые подходы продиктованные реалиями и требованиями настоящей ситуации. Несмотря на то, что Программа «Ден соолук» построена на достижениях программ «Манас» и «Манас таалими», ее фундаментальный принцип является иным. Стратегический подход к реализации Программы «Ден соолук» основан на формировании устойчивой связи между мероприятиями Программы и их влиянием на показатели здоровья населения и основан на трех основных принципах, взаимосвязанных между собою и базирующихся на фундаменте, заложенном в период проведения прошлых реформ: а) ожидаемое улучшение показателей здоровья населения; б) ключевые услуги, необходимые для достижения ожидаемого улучшения показателей здоровья населения; в) определение и устранение барьеров в системе здравоохранения, которые мешают охвату ключевыми услугами, тем самым препятствуя

достижению ожидаемого улучшения показателей здоровья населения. Вся программная деятельность определяется согласованными ожидаемыми результатами в улучшении показателей здоровья населения. Таким образом, новый подход создал основу для более сфокусированной программы и укрепил связь с показателями здоровья. Во- вторых, улучшение основных медицинских услуг (индивидуальных и общественного здравоохранения) является основой данной Программы. Ориентация на обеспечение охвата ключевыми медицинскими услугами дает возможность выставить в качестве приоритета здоровье людей и их потребности в медицинских услугах. Усиление системы здравоохранения не будет основано на общем подходе, но ориентировано на устранение тех барьеров, которые тормозили процесс предоставления основных услуг в четырех конкретных программных направлениях. Например, финансовый разрыв обеспеченности ПГГ является основным барьером в системе здравоохранения, который отрицательно влияет на деятельность нескольких программ.

Только на 2011 год данный разрыв составил около 1 миллиарда 455 миллионов сомов. Сокращение данного финансового разрыва благоприятно скажется не только на программе, ориентированной на указанные приоритетные направления, но и на всех услугах здравоохранения, предоставляемых в рамках ПГГ. Таким образом, Программа «Ден соолук» выстроена с учетом установленных приоритетов и сфокусирована именно на них. Она не нацелена на решение одновременно всех определяющих факторов системы здравоохранения, на увеличение масштабов оказания всех услуг и на устранение всех препятствий, существующих в системе здравоохранения республики.

Литература

1. Ч.Р. Айнекенова Реформирование системы здравоохранения Кыргызской Республики //Вестник КРСУ. - 2008. - Том 8, № 4.

2. Жапарова Д. Реформирование системы здравоохранения: проблемы и перспективы. International Conference on Eurasian Economies, октябрь 2011г. С.186-191.

КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ И ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КР

К. А. Джемуратов, Д.М.Мадыбаева, А.О. Торобаева

Ассоциация больниц Кыргызской республики, г. Бишкек, Кыргызская республика

Кыргыз Республикасынын саламаттык сактоо системасында кадрдык ресурстар жана ген-

дердик аспектилер

К.А. Джемуратов, Д.М. Мадыбаева, А.О. Торобаева Макалада Кыргыз Республикасынын саламаттык сактоо уюмдарында жYргYЗYлгeн медициналык персонал арасында гендердик тецчилик маселеси боюнча изилдeeнYн талдоосу баяндалган. Саламаттык сактоо сис-темасынын кадрдык саясатында вертикалдык бeлYштYPYYHYн (сегрегациянын), ошондой эле горизонталдык бeлYштYPYYHYн (сегрегациянын) элементтеринин бар экендигин талдоо керсет^. Сегреция айрыкча саламаттык сактоо секторунун жетекчилик курамында e3re4e билинип турат. Декреттик eргYYДeн же YЙ-бYлeлYк шарты боюнча eргYYДeн кийин жаш аялдардын квалификациясын жогорулатуу YЧYн мYмкYнчYЛYктeрдY тецдей турган тиешелYY механизм жок. Саламаттык сактоо уюмдарындагы аял-кызматкерлеринин муктаждыктарын эмгек шарттарынын уюштурулушу канааттандырбайт.

Human resources and gender aspects in the public health system of the Kyrgyz Republic

K.A. Jemuratov, D.M. Madybaeva, A.O. Torobaeva Association of Hospitals of the Kyrgyz Republic, Bishkek Abstract. The article provides an analysis of the research on issues of gender equality among medical staff conducted in health care organizations of the Kyrgyz Republic. Analysis showed that there is either vertical segregation or horizontal segregation in the personnel policies of the health care system. Segregation is most evident on management of the health sector. There is no proper mechanism equalizing possibilities for professional development of young women out of the maternity leave or passionate leave. Working conditions do not meet the needs of female employees of health care organizations.

Введение

Поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин стоит третьим пунктом Целей Развития Тысячелетия ООН (ЦРТ 3). Вмешательства для достижения гендерного равенства обеспечивают защиту и содействуют развитию права девочек и женщин с помощью образования, включая сексуальное образование, защите от насилия, а так же устранения

дискриминации на работе и доступа к управлению домашним хозяйством. Эти меры не только увеличивают вероятность желаемых, здоровых беременностей и нормальных родов, но и способствуют повышению уровня детской выживаемости и развития, способствуя достижению ЦРТ 4 и ЦРТ 5 (1). Ратификация Кыргызстаном международных конвенций и протоколов, принятие ряда национальных законов привела к внесению принципа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.