СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
УДК 930.85(510)
Лю Ин
аспирант (24.00.01)
Школа искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия
E-mail: [email protected]
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КИТАЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ С ПОЗИЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
В данной статье китайский туризм делится на три этапа в хронологическом порядке в соответствии с историей государства, исследование проводится с позиции культурологии. Первый этап — с древних времен до первой опиумной войны 1840 г.; второй этап — период новой истории, 1840—1949 гг. (до основания Китайской Народной Республики); третий этап — современный туризм, после 1949 г. и до настоящего времени (современная история с момента основания Нового Китая). Поэтапное изучение помогает лучше понять развитие и особенности китайского туризма. Поскольку древний туризм является наиболее показательным для всего периода развития туризма в рассматриваемой стране, первому этапу уделяется больше внимания. Эволюция китайского туризма отражает национальные особенности Китая, а также раскрывает глубоко укоренившиеся факторы, уникальные для китайской культуры. Хотя древняя сельскохозяйственная самодостаточная экономика, патриархальные концепции и традиционная национальная культура ограничивали китайский туризм, они также способствовали развитию диверсифицированного туризма. Сильное подавление обществом развития современного туризма привело к его стагнации в Китае. В наше время характер досуга людей обусловлен их духовным миром, экономическим и социальным положением, а также внешними факторами: уникальная социальная и культурная среда и ее изменения имеют решающее влияние на характеристики туризма в Китае. Также автор проводит анализ культурных исследований, связанных с туризмом в различные периоды социального развития, типами туризма, культурными характеристиками и туристическими предпочтениями людей, и обобщает характеристики китайского туризма в разные периоды. Специфика китайского туризма тесно связана с историей и культурой Китая, а также с особым процессом его роста. Долгая история страны, разнообразная культура и богатые ресурсы оказали существенное влияние на развитие туризма в ней.
Ключевые слова: китайский туризм, развитие туризма, характеристики туризма
Для цитирования: Лю Ин. Этапы развития туризма в Китае и его характеристики с позиции культурологии / Лю Ин //Вестник культуры и искусств. — 2020. — № 3 (63). — С. 78—87.
Из-за стагнации современного китайского туризма его развитие идет медленнее, чем за рубежом. Еще сложнее определить его культурные особенности. Следовательно, необходимо обобщить характеристики туризма с культурологических позиций, чтобы судить о взаимосвязи между развитием китайского туризма и культуры. Ниже мы изучили особенности туризма в Китае в разные периоды.
Первый этап — с древних времен до первой опиумной войны до 1840 г.
Наиболее показателен для характеристики китайского туризма в целом древний период его развития. Хотя в то время не существовало классификации туристической системы и не было соответствующих материалов для ее подробного исследования, туризм в Древнем Китае находился под влиянием народной
78
культуры и социального развития. Представленный туризм данного периода делится на следующие категории по разным группам: императорский парад, ознакомительная поездка, купеческая экскурсия, гражданская экскурсия и монашеская экскурсия.
В Древнем Китае императорский парад был самым заметным явлением утилитарного туризма, он способствовал развитию туризма в целом и оставил ценное историческое и культурное наследие, это в большей степени представительский способ передвижения. Например, Цинь Шихуан (основатель династии Цинь, 259—210 гг. до н. э., император королевства Цинь последних лет эпохи воюющих царств) и император У-ди (156—87 до н. э., седьмой император династии Хань, царь династии Хань) проводили грандиозные парады. Императорский парад сыграл важную роль в обеспечении нормального функционирования общества. В «Исторических записях» [1] Сыма Цяня описано множество событий, связанных с путешествиями императора [2].
Императорский парад не только стимулировал экономическое развитие, но и во многом способствовал развитию древнего туризма. Так, отмечено, что время правления династий Цинь и Хань, Суй и Тан и династии Цин, где перемещения императоров были частыми, стало наиболее активным и для развития древней туристической деятельности. Различные туристические мероприятия, в том числе деловые поездки купцов, религиозные поездки монахов и студенческие поездки, достигли своего апогея в этот период [3].
Императорский парад не только укрепил политическую стабильность и национальное единство, но и определил доминирующее положение конфуцианства в традиционной культуре Китая. Самыми популярными местами для императорского парада являлись гора Тай и города Сучжоу и Ханчжоу. Родной город Конфуция Цюйфу (Шаньдун) расположен недалеко от пересечения этих мест. Отдавая дань культу предков и уделяя внимание продвижению традиционной культуры, император должен был
посетить Цюйфу на обратном пути в Пекин, чтобы поклониться Конфуцию [4]. В результате статус Конфуция становился все выше, а его работы и идеи — все более популярны. Конфуцианская культура всегда занимала доминирующее положение в древнекитайском обществе. Конечно, на то есть разные причины, но во многом это связано с императорским парадом.
Именно императоры Канси (1661— 1722) и Цяньлун (1711—1799), много раз путешествуя на северо-восток, северо-запад, к югу от реки Янцзы, за пределами Великой стены и Центральных равнин, возвысили значение императорского парада [5]. Жители многих знаменитых местностей Китая запечатлели эти поездки в искусстве и каллиграфии. Например, к югу от реки Янцзы Канси и Цяньлун отправлялись шесть раз, и уже при жизни о них слагали легенды, которые передавались из поколения в поколение.
Парад императоров оставил туристическим направлениям много ценного культурного наследия. Культурный туризм является одной из характерных черт туризма Китая, а парад императора служит наиболее показательным примером и вносит большой вклад в формирование этого направления. Например, Храм Конфуция, Янчжоу, Сучжоу, Ханчжоу, Нанкин, гора Утай, гора Хуашань, гора Хэншань и другие места, где проходил путь императора во время путешествия, хранят множество ценных исторических и культурных реликвий, переданных миру. Сама легенда о параде императора также сформировала своеобразную культуру. Кроме того, вскоре после таких путешествий места, направления и маршруты, как правило, становились точками притяжения паломников и горячими линиями для туризма. Например, гора Тай получила статус горы номер один в Китае, а города Сучжоу и Ханчжоу стали называться раем для туристов. А после императорского парада на юг реки Канцянь маршрут Пекин — Ханчжоу считали золотым туристическим каналом.
Обучающие туры также были одним из типичных способов путешествий в древние
79
времена. В процессе ознакомительных поездок китайцы и гости страны оставили много ценных стихов, статей, биографий и других произведений, сыгравших положительную роль в популяризации древней туристической культуры. Ознакомительная поездка — это не только традиционный способ обучения и образования, но и вариант культурного туризма. Ознакомительные поездки было принято совершать весной и осенью [6]. В то время культурные центры были чрезвычайно разбросаны, и сотни академических школ учились друг у друга, обмениваясь и объединяясь, в результате чего формировалась область культурного процветания. Совершение ознакомительных поездок дает возможность знающим, талантливым и амбициозным людям, путешествующим по миру, лоббировать свои собственные идеи и мнения. Наиболее ярко это продемонстрировал Конфуций [7], который повел своих учеников путешествовать по семи странам, читая лекции повсюду [8]. С одной стороны, он часто продвигал и демонстрировал свои религиозные и политические идеи в других странах, с другой — вел своих учеников изучать и просвещать других людей, нести истину, испытывать окружающий мир и чувствовать жизнь [9].
Развитие ознакомительных поездок способствовало развитию культуры. Ученые путешествуют по горам и рекам, общаясь с местными жителями, впитывая их мудрость и одновременно распространяя свою культуру, углубляя свои знания. В процессе обучения это не ограничивается только стремлением к знаниям, но больше существует на духовном уровне, с целью развития своих собственных чувств. Распространение ознакомительных поездок стало переломным моментом в ситуации, когда только высший класс имел возможность учиться, а бедные были ограничены в получении образования, и послужило развитию образования и культурной коммуникации.
Торговые путешествия — это постоянный способ путешествий с древних времен, впервые появившийся в период Шунь. В исторических записях отмечено: «во времена династии Ся жил человек по имени Ван Хай, который лично водил лошадь, носил
одежду и увозил волов в отдаленное племя для торговли». Многие ученые считают, что это описание туризма, изложенное в гексаграмме «Путешествие» в книге «И Цзин» [10; 11]. После открытия западных регионов династия Хань создала почтовые станции и павильоны, повозки и разные способы перемещений по Шелковому пути для купцов и путешественников. В то время деловые путешественники не только часто посещали Шелковый путь, собирались в приграничных крепостях, но и развивали торговлю, содействуя тем самым общему экономическому и культурному процветанию [12]. Древнее китайское правительство проводило политику преобладания сельского хозяйства и подавления бизнеса. Однако развитие товарной биржи и стремление к соблюдению своих интересов не обошлось без перемещений торговцев на дальние расстояния, деловые поездки в Древнем Китае получили широкое распространение и оставили след в истории коммерческого развития. Деловые поездки способствуют не только экономическому развитию, но и культурному обмену, усиливают интеграцию независимых региональных культур.
Путешествия обычных людей
Для привлечения внимания обычных людей к туризму используются сезонные фестивали, жертвенные церемонии, примитивные религии и т. д. Это создает множество возможностей для туризма и отдыха, а также для удовлетворения потребностей в духовных развлечениях. Рассмотрим направления туризма обычных людей. Во-первых, важнейшие события народных развлечений — сезонные гуляния. Городские и сельские жители веселятся, проводят какие-либо мероприятия в зависимости от сезона и обмениваются опытом перед началом сельскохозяйственных работ, создавая богатую и красочную культуру туризма.
Во-вторых, участие в жертвоприношениях и религиозных ритуалах также может стать своего рода развлечением, а сам этот процесс — достопримечательностью места, где он происходит [13].
80
В-третьих, путешествия, связанные с верой. Традиционные китайские жертвоприношения в знак «уважения к предкам» также имеют характер примитивной религии, они часто происходят в определенное время, а некоторые постепенно превращаются в сезонные праздники. Туризм обычных людей в древние времена имел богатую историю и культуру: будь то фестивали, жертвоприношения или религиозные верования — все эти направления туризма основаны на культуре.
Религиозное странствие
Во времена Вэй, Цзинь, а также южных и северных династий в Китае среди религий преобладали буддизм и даосизм. Паломничество и подношения пользовались большим уважением. Многие монастыри также начали принимать туристов и даже предоставлять им жилье. В этот период приобрели известность и сегодня всем знакомые религиозные места, такие как знаменитый храм Шаолинь [14]. Практикуя свое учение в глубоких горах и густых лесах, строя храмы, монахи объективно способствовали строительству туристических достопримечательностей и развитию древнего китайского религиозного и культурного туризма. Религиозная культура дала туризму богатое культурное наследие и многочисленные культурные ландшафты, а также оказала большое влияние на древний китайский туризм. Недостаточная готовность населения к путешествиям и слаборазвитый транспорт в сочетании с условиями феодальной системы сильно ограничивали развитие туризма в рассматриваемый период. Будь то парад императора, студенческая поездка, торговое путешествие или паломничество монаха — все они обладали утилитарными характеристиками, более успешно реализовывались на близкие расстояния и группой туристов, а не индивидуально и обуславливали экономическое и культурное развитие территорий.
Второй этап — период новой истории, 1840-1949 гг.
Неспокойные условия в Китае в этот период содействовали тому, что статус туризма приобрела так называемая трудовая
миграция. Большинство людей путешествовало, чтобы заработать на жизнь, выжить, в то время как другие виды туризма находились в застое.
После опиумной войны Запад силой распахнул двери Китая. Частые обмены между странами и взаимопроникновение культур (китайской и западной) заставили Китай трансформироваться в современное общество, в то же время в стране начал формироваться современный туризм. Процесс постепенного превращения Китая в полуколониальное и полуфеодальное общество (от опиумной войны до войны сопротивления против Японии) — самый неспокойный период в истории Поднебесной. В это время китайцы потеряли свои земли и права, но это также дало им возможность ступить на Запад. В неспокойной социальной ситуации неминуемо развивается туризм, имеющий целью практическое выживание. Наиболее показательным является «движение студентов за границу». Такой вид поездок с учебными целями нельзя назвать туризмом в полном смысле слова, но по сути это то же самое, что и учебная поездка в Древнем Китае. В то время, чтобы спасти нацию от опасности, Китай отправил большое количество студентов на учебу в Соединенные Штаты, Японию, Европу, Америку и Францию [15]. Этот вид путешествий также способствует распространению культуры. Мысли и рассказы этих студентов повлияли на большое количество людей после их возвращения в Китай, и они также побудили других людей уехать за границу, что способствовало развитию современного туризма.
Стремясь к национальному могуществу, китайские бизнесмены в этот период продолжали учиться на различном опыте западных стран, при этом пытались реформировать общество с разных сторон и уровней на пользу людям. Подражая западным странам, они активизировали усилия по исправлению и улучшению социальной среды, всесторонней защите и развитию туристических ресурсов и современного туризма во множестве его форм и направлений. Например, бизнесмен Чэнь Гуанфу, благодаря много-
81
летнему путешествию за границу, видел перспективы развития современного туризма более прямыми и ясными, более всеобъемлющими и глубокими. Он сказал: «С точки зрения моего личного восприятия — путешествовать по стране сложнее, чем выехать за границу. К сожалению, иногда трудности и препятствия, возникающие в путешествии на одну или две сотни миль, затрачиваемое время и силы на самом деле больше, чем у тех, кто едет за границу за одну или две тысячи миль». Поэтому Чэнь Гуанфу выступал за развитие национальной туристической индустрии и улучшил прием и уровень обслуживания туристических агентств. «Туристические агентства в различных местах должны усерднее работать над проектированием и организацией таких вещей, как знакомство с живописными и историческими местами и развлечениями туристов, чтобы укрепить свой статус» [16].
До войны против Японии развитие туристической индустрии Китая шло достаточно стабильно, но туризм сильно пострадал после ее начала. Один за другим стали случаться «побеги» из страны. Например, в 1892 г. Сунь Ятсен (в Китае его имя — Сунь Чжуншань, китайский современный демократический революционер, представитель Китайской народной партии, защитник трех националистов) [17] работал в больнице над докторской диссертацией под названием «Зин Ху». Он вынужден был уехать в Макао на время из-за необходимости в убежище. Такой «туризм», похожий на укрытие, не редкость. Этим способом пользовались радикальные интеллектуалы, а некоторые люди уезжали, потеряв свои дома из-за войны.
Независимо от сословия, к которому принадлежали люди, перемещения в этот период почти всегда являются одним из видов туризма «надежды» и «убежища». Хотя большая часть путешествий в современном Китае была принудительной, они расширили кругозор китайцев и способствовали зарождению современного китайского туризма. Туризм в этот период имеет большое значение в содействии изменению туристического характера китайской нации и про-
движении тенденций современного китайского общества.
Третий этап — после 1949 г.
Одной из важных особенностей современного образа жизни является то, что туризм стал неотъемлемой частью жизни людей. Туризм стремительно развивается, постепенно меняются различные его виды: изменились народные обычаи, религиозная культура стала более современной, а народная культура вобрала в себя новые элементы. Цель современных туристов — получить удовольствие, а не утилитарная, как в прошлые столетия, но сейчас во время путешествий туристы часто пытаются охватить очень много без больших временных затрат и не успевают прогуляться по живописным местам [18].
Самая значительная черта современного туризма — «шумность», сейчас туризм становится все более шумным и беспокойным. Под влиянием глобализации современный туризм обычно основан на принципе физического и умственного удовольствия. Однако из-за культурных влияний есть некоторые различия в предпочтениях путешественников. Например, туристы из европейских стран больше склоняются к отдыху и развлечениям. Традиционное мышление китайцев делает ностальгию по Китаю и семейные путешествия более популярными. Традиционная философия глубоко влияет на мышление китайцев, у них всегда присутствует неотъемлемая тоска по родному городу, которую люди часто называют «локальным комплексом». «Локальный комплекс» порождает сильные эмоции, заставляя людей чувствовать теплоту человеческой привязанности. Тема, проистекающая из ценности современного туризма, — путешествие, которое основано на эмоциях. Современный туризм в Китае был улучшен в следующих направлениях: путешествия с семьей, путешествия в поисках дружбы, путешествия по памятным маршрутам и содействие гармоничному путешествию. В целом современные путешествия в Китае
82
стремительно развиваются, ориентированы на людей и сентиментальность.
На данном этапе развития индустрии туризма в Китае также существует особый вид коммерческого туризма — «агенты по закупкам». Многие люди едут за границу не только для путешествий, но и на так называемые шоп-туры, для покупки некоторых товаров, а затем их перепродажи. Благодаря быстрому экономическому развитию Китая в последние годы, уровень жизни людей значительно улучшился. При этом большая численность населения обуславливает то, что многие популярные товары, выпущенные в мире ограниченным тиражом, часто отсутствуют в Китае, а некоторые товары по каким-либо причинам находятся только в определенной стране. Путешествия для закупки являются очень своевременными. Люди регулярно ездят в разные страны, чтобы помочь своим клиентам покупать различные товары. Именно эти причины привели к появлению такого вида туризма, как «покупной туризм». Из-за воздействия эпидемии в 2020 г. все более мощно развивается электронная коммерция, а также появляются зоны беспошлинной торговли в некоторых наиболее сильно пострадавших регионах. Но часть люди по-прежнему выбирают «покупной туризм» для большего спокойствия. Там, где есть спрос, есть и предложение. Видно, что, хотя это направление туризма сильно пострадало за последние два года, оно все еще будет существовать в краткосрочной перспективе, поскольку в сфере совершения покупок, где трудно наладить доверительные отношения, удобно приобретать товары через проверенных продавцов.
В связи с быстрым развитием современной экономики и повышением уровня жизни людей современный туризм стал более стремительным, но все-таки эмоциональность остается одной из его характеристик. В наше время он менее зависим от внешних влияний, добавляет больше личных эмоций и дает возможность погружения в духовный мир.
В Древнем Китае (будь то императоры, проверяющие свои территории, студенты,
путешествующие для повышения своих знаний, торговцы, совершающие деловые поездки и т. п.) все путешествия совершались не для развлечения. Среди народных путешествий для развлечений предпринимались только поездки на короткие расстояния в определенные сезоны. В основном в свободное время или в определенные сезоны путешествовали фермеры, как правило, на недалекие расстояния либо с развлекательной целью. Обычные граждане, промышленники и коммерсанты могли посещать только некоторые городские туры и экскурсии в городах. В китайской народной традиции также есть обычай не уезжать далеко от родителей, поэтому большая часть нецелевых туристических поездок осуществлялась недалеко от дома. В то время и император, и ученики путешествовали не в одиночку, а вместе с другими людьми. Например, в путешествии императора сопровождали сотни человек. Конфуций также призывал учеников путешествовать вместе. Такой способ передвижения в группах, вероятно, был обусловлен соображениями безопасности и отсутствием транспорта, соответственно высокой степенью сложности перемещения. В то время торговые караваны состояли из нескольких торговцев, которые также путешествовали вместе. Обобщая, можно сказать, что характеристики древнего китайского туризма имеют следующие аспекты: упор на практичность и пренебрежение развлечениями, упор на безопасность, предпочтение групповым, а не одиночным путешествиям и попытки придания культурной ценности поездкам в дополнение к основным целям.
Развитие современных зарубежных учебных, деловых поездок и поиск убежища для интеллектуалов и людей, оставшихся без жилья из-за войн, — это результат вынужденного перехода Китая от закрытого образа жизни к открытому и интерактивному обмену с мировыми культурами, сопровождаемого появлением большого количества иностранцев. Этот особый исторический фон, возникший в результате притока экономической агрессии и культурного про-
83
никновения в Китай, определяет, что современный китайский туризм имеет сильное политическое содержание и утилитарный характер. Путешественники не только принесли некоторые новые веяния западной цивилизации в страну, но и в свою очередь распространили китайскую культуру по другую сторону океана. Современный китайский туризм не только расширил кругозор китайцев, но и способствовал появлению современного китайского туризма. Туризм в этот период оказывает большое влияние на изменение отношения к путешествиям жителей Поднебесной и продвижение культурных тенденций современного китайского общества.
Под воздействием глобализации современный туризм в Китае в основном схож с мировым и в целом характеризуется стремительным развитием, ориентированностью на людей и сентиментальностью. Туризм — это стремление к яркой жизни. Люди могут уйти от повседневного быта и найти отдых и удовольствие во внешнем мире или достичь определенных целей. Это освобождение от неудовлетворенности и оков бытия. Высвобождение духа также является требованием жизни. Туризм — это жизненный опыт, эстетический процесс и процесс саморазвлечения с целью получения удовольствия, физический и умственный опыт в культурном смысле, таком как отдых и эстетика. Туризм — это и способ выживания, а также духовное паломничество, во время которого люди отправляются в «священные места», чтобы исследовать духовные и культурные ценности и удовлетворить внутренние и психологические потребности.
Изучая характеристики туризма в Китае в разные периоды, можно отметить, что он идет в ногу со временем и имеет значительную связь с социальным и культурным развитием рассматриваемых эпох. Разные культурные ценности в разные периоды объясняют различия в туристических предпочтениях, что в свою очередь влияет на развитие туризма на всех уровнях. Процесс созревания и изменения культуры неизбе-
жен. Культурные ценности Китая постоянно меняются под влиянием глобализации и трансформации общества. Принадлежность к определенной культуре не только влияет на то, как люди взаимодействуют, но и отражает культурные различия между носителями. Что касается отдельных людей, то на процесс роста и различия в поведении каждого человека в основном влияют разные культурные ценности. Соответственно, чтобы лучше понимать китайских туристов и их поведение, влияние китайского туризма на индустрию в целом, необходимо правильно идентифицировать культурные ценности этой страны. Если мы сможем точно судить о влиянии культуры на отрасль туризма через взаимосвязь между культурными ценностями и туристическими предпочтениями, тогда можно будет предугадать потребности туристов в будущем. Это не только во многом будет способствовать развитию новых туристических форматов, но и приведет к преобразованию и повышению туристического потребления, а также оптимизирует распределение ограниченных ресурсов и повысит уровень инвестиций в туризм.
1. Ма Инь. Более пристальный взгляд на «Записки историка: Биографии Шан Цзюня» / Ма Инь // Признание шедевра. - 2020. - № 08. - С. 44-46.
цт. ш^-тшттттн ^^^
ш. - 2020^. 0Щ. Ш44-46М.
2. Чен Лайшэн. Взгляд на развитие туризма в Китае и его характеристики в социальном и историческом контексте / Чен Лайшэн // Академический ежемесячник. - 2004. - № 11. - С. 64-71.
ЖШЖ
М^Ж^й//^ ^ij. - 2004. -ШИШ. 64-7Щ.
3. Ли Янь. Императорский парад и туризм Древнего Китая / Ли Янь // Guangxi Social Sciences. - 2004. - № 9. -С. 159-160. Щ ё. ^шм^тя iXmW.mil Guangxi Social Sciences. - 2004 - Ш 9 Ш 159,160W.
4. Си Лина. Исследование культурного туризма Цюйфу и продвижение культуры Конфуция / Си Лина, Ма Айпин // Туристический форум. - 2008. - № 5. -С. 309-313. Й«
84
^ттт^-хштг шжш
Й'2008 (5):309 - 313И.
5. Ли Шилун. О параде китайских древних императоров / Ли Шилун // Qilu Journal. - 2001. - Вып. 4. - С. 84-90.
ТС. - 2001 ^.-ш 4ш. 84- 90И.
6. Период весны и осени и враждующих государств // Энциклопедия Baidu. - URL: https://baike.baidu.com/ item/%E6%98%A5%E7%A7% НШШ4 (дата обращения: 09.09.2020).
7. Ли Тянью. Предварительное исследование военной науки Конфуция / Ли Тянью // Вэнь Шиже. - 1962. - С. 30-31.
1962. 30- 31W.
8. Чен Линь. Историческая эволюция и просвещение исследовательских путешествий в Китае / Чен Линь, Лу Дешэн // Журнал Университета радио и телевидения Цзянси. - 2019. - Вып. 1. - С. 26-31.
РШ'ЯШ^. аадамтш^м^
ЖВ^// - 2019
- Ш1Ш.26-31W.
9. Юй Дунлинь. Взгляд на «праведную судьбу» конфуцианской туристической культуры доцинского периода из Чжоу / Юй Дунлинь // Социальные науки Гуанси. - 2014. - № 8. - С. 190-193.
жтшутяшшммж ь
. Ш90- 193М .
10. Ван Лиян. Обзор изучения Чжоуи с точки зрения литературы за последние десять лет / Ван Лиян // Партийная школа муниципального комитета Циндао Коммунистической партии Китая. Журнал Института управления Циндао. - 2019. - № 04. - С. 83-88.
2019^. 04^ ^83 - 88И.
11. Тянь Гуанзэн. Исследование явного развития туризма в культуре Чжоуи / Тянь Гуанзэн, Ли Чжанфэн и Ли Дун-гуан // Журнал Аньянгского педагогического колледжа. - 2015. - Вып. 2. -С. 62-65. М
^штжт.тъяшялтъш
Жт - 2015. 62- 65М.
12. Ван Юнхуэй. Краткое обсуждениедрев-них деловых поездок в Китае из «Йи Трэвел» / Ван Юнхуэй // Журнал образовательного колледжа Чэнду. - 2006. -Дек. - Т. 20. - № 12. - С. 139-140.
шт.
- ш
20 ш.-ш 12 ш. 139, 140И.
13. Пэн Юн. Групповое путешествие среди людей в Древнем Китае / Пэн Юн // Академический журнал Чжунчжоу. —
2006. - № 5. - С. 204-207. ШЩ.^Щ
£ ^ к га т # т тн Ф Ж ^ тс. 2006.
- 204 - 207М.
14. Тан Ронглан. Восторженные горы и реки, свободные и легкие — предварительное исследование туристического бума времен Вэй, Цзинь, Южной и Северной династий и его причин / Тан Ронглан // Журнал Педагогического колледжа Тайчжоу. — 2001. — Вып. 4. —
с. 60-66. тшш,- ^^шж^мйж-
жштшжштж
15. Хуан Лин. О зарубежных поездках современного Китая / Хуан Лин // Университет Сянтань. - 2003. - С. 8-39.
м^. ^С^Й^фшшкш »//
16. Чжан Цзинь. Современные торговцы и развитие туризма в Китайской Республике / Чжан Цзинь // Журнал Наньтунского текстильного профессионального технологического колледжа (всеобъемлющее издание). -
2007. - Март. - Т. 7. - № 1. - С. 46-40.
ж а. йтал^кашмФй^ш шш^ттшшжтштш(т^ш).
2007
17. Ян Фань. Сунь Ятсен в видении «Нью-Йорк таймс» (1896-1925) / Ян Фань, Цзян Пей // Нанкинские социальные науки. - 2016. - №7. - С. 148-151.
шш '».«шэдшижфш^
Ш(1896 - 1925)
2016. - Мо.7.Ш48-15Ш
18. Се Чуньхун. Исследование традиционных этических ресурсов на основе современной теории туризма / Се Чуньхун // Дисциплина: Философия и этика. Направление исследований: Прикладная этика. Хунаньский педагогический университет. - 2014. -Дек. - С. 1-5. 1Ш1. тШМ®&
1-5М.
Получено 02.09.2020
85
Liu Ying
Post-graduate student(24.00.01)
School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia
E-mail: [email protected]
Stages of Tourism Development in China and Its Characteristics from the Point of View of Culture
Abstract. In this article, Chinese tourism is divided into three stages in chronological order in accordance with the history of the state, the study is carried out from the standpoint of cultural studies. The first stage - from ancient times to the first Opium War in 1840; the second stage - the period of modern history, 1840-1949 (before the founding of the People's Republic of China); the third stage is modern tourism, after 1949 and up to the present (modern history since the founding of New China). A step-by-step study helps to better understand the development and characteristics of Chinese tourism. Since ancient tourism is the most indicative for the entire period of tourism development in the country in question, more attention is paid to the first stage. The evolution of Chinese tourism reflects the national characteristics of China as well as reveals deeply rooted factors unique to Chinese culture. Although the ancient agricultural self-sufficient economy, patriarchal concepts and traditional national culture have limited Chinese tourism, they have also fostered the development of diversified tourism. Strong suppression by society of the development of modern tourism led to its stagnation in China. Nowadays, the nature of people's leisure is determined by their spiritual world, economic and social status, as well as external factors: the unique social and cultural environment and its changes have a decisive influence on the characteristics of tourism in China. The author also analyzes cultural studies related to tourism in different periods of social development, types of tourism, cultural characteristics and tourist preferences of people, and summarizes the characteristics of Chinese tourism in different periods. The specificity of Chinese tourism is closely related to the history and culture of China, as well as to the special process of its growth. The country's long history, diverse culture and rich resources have had a significant impact on the development of tourism in it. Keywords: Chinese tourism, tourism development, characteristics of tourism For citing: Liu Ying. 2020. Stages of Tourism Development in China and Its Characteristics from the Point of View of Culture. Culture and Arts Herald. No 3 (63): 78-87.
References
1. Ma Yin. 2020. A Closer Look at Notes of a Historian: The Biographies of Shang Jun. Priznanie shedevra [Recognition of a masterpiece]. No 08: 44-46. (In Chinese).
2. Chen Laysheng. 2004. A look at the development of tourism in China and its characteristics in a social and historical context. Akademicheskiy ezhemesyachnik [Academic Monthly]. No 11: 64-71. (In Chinese).
3. Li Yan. 2004. Imperial Parade and Tourism of Ancient China. Guangxi social sciences. No 9: 159-160. (In Chinese).
4. Xi Ling, Ma Aiping. 2008. Qufu Cultural Tourism Research and the Promotion of Confucius Culture. Turisticheskiy forum [Tourism Forum]. No 5: 309-313. (In Chinese).
5. Li Shilong. 2001. On the Parade of Ancient Chinese Emperors. Qilu Journal. Issue 4: 84-90. (In Chinese).
6. The period of spring and autumn and warring states. Entsiklopediya Baidu [Baidu Encyclopedia]. Available from: https://baike.baidu.com/item/%E6%98%A5%E7%A7%09.09.2020 (accessed: 09.09.2020). (In Chinese).
7. Li Tianyu. 1962. Study of Confucius's Military History. Ven' Shizhe [Wen Shizhe]. P. 30-31. (In Chinese).
86
8. Chen Lin, Lu Desheng. 2019. Historical evolution and enlightenment of research travel in China. Zhurnal Universiteta radio i televideniya Tszyansi [Jiangxi University of Radio and Television Journal]. Issue 1: 26-31. (In Chinese).
9. Yu Donglin. 2014. A Look at the «Righteous Destiny» of Confucian Tourism Culture in the Pre-Ching Period from Zhou. Sotsial'nye nauki Guansi [Guangxi Social Sciences]. No 8: 190-193. (In Chinese).
10. Wang Liyang. 2019. An overview of Zhoui's study from a literary perspective over the past ten years. Partiynaya shkola munitsipal'nogo komiteta Tsindao Kommunisticheskoy partii Kitaya. Zhurnal Instituta upravleniya Tsindao [Party School of the Qingdao Municipal Committee of the Chinese Communist Party. Qingdao Institute of Management Journal]. No 04: 83-88. (In Chinese).
11. Tian Guangzen, Li Zhangfeng and Li Dongguang. 2015. Study of the Explicit Development of Tourism in Zhoui Culture. Zhurnal An'yangskogo pedagogicheskogo kolledzha [Anyang Teachers College Journal]. Issue 2: 62-65. (In Chinese).
12. Wang Yonghui. 2006. A Brief Discussion of Ancient Business Travel in China from Yi Travel. Zhurnal obrazovatel'nogo kolledzha Xendu [Hendu College of Education Journal]. December. Vol. 20. No 12: 139-140. (In Chinese).
13. Peng Yong. 2006. Group travel among people in ancient China. Akademicheskiy zhurnal Chzhunchzhou [Zhongzhou Academic Journal]. No 5: 204-2077. (In Chinese).
14. Tan Ronglan. 2001. Enthusiastic mountains and rivers, free and light - a preliminary study of the tourism boom of the Wei, Jin, Southern and Northern Dynasties and its causes. Zhurnal Pedagogicheskogo kolledzha Taychzhou [Taizhou College of Education Magazine]. Issue. 4: 60-66. (In Chinese).
15. Huang Ling. 2003. About foreign travel of modern China. Xiangtan University. May 1. P. 8-39. (In Chinese).
16. Zhang Jin. 2007. Modern traders and tourism development in the Republic of China. Zhurnal Nan'tunskogo tekstil'nogo professional'nogo tekhnologicheskogo kolledzha [Journal of Nantong Textile Professional College of Technology]. Vol. 7. No 1: 46-40. (In Chinese).
17. Yang Fan, Jiang Pei. 2016. Sun Yat-sen in a vision of the New York Times (1896-1925). Nanjing Social Sciences. No 7: 148-151. (In Chinese).
18. Xie Chunhong. 2014. Study of traditional ethical resources based on modern tourism theory. Distsiplina: Filosofiya i etika. Napravlenie issledovaniy: Prikladnaya etika. Khunan'skiy pedagogicheskiy universitet [Discipline: Philosophy and Ethics. Research area: Applied ethics. Hunan Normal University]. Dec. P. 1-5. (In Chinese).
Received 02.09.2020
87