Научная статья на тему 'Перспективы российского туризма в Китае'

Перспективы российского туризма в Китае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
447
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ В РОССИИ / ДИПЛОМАТИЯ ТУРИЗМА / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чжао Лэй

Россия стала первой страной, осуществляющей сотрудничество с Китаем в области въездного туризма. Оглядываясь на развитие российского туризма в Китае в течение последних 25 лет, можно сказать, что российский туризм в Китае заслужил высокую оценку и стал важным элементом в области внешних связей, дипломатии, экономики и культуры. Анализ основных потребностей российских туристов в Китае, изучение факторов, ограничивающих российский туризм в Китае, позволил определить пути использования новых возможностей для его дальнейшего развития. Определяется роль и место туристической индустрии в расширении и углублении китайско-российских партнерских отношений, укреплении стратегического сотрудничества, увеличении возможностей инновационного развития, а также всестороннего совершенствования экономической инфраструктуры и повышении эффективности дипломатии туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы российского туризма в Китае»

Перспективы российского туризма в Китае

Чжао Лэй,

младший научный сотрудник, аспирант, Академия общественных наук г. Харбина, (КНР), zhaolei99830@163.com

Россия стала первой страной, осуществляющей сотрудничество с Китаем в области въездного туризма. Оглядываясь на развитие российского туризма в Китае в течение последних 25 лет, можно сказать, что российский туризм в Китае заслужил высокую оценку и стал важным элементом в области внешних связей, дипломатии, экономики и культуры. Анализ основных потребностей российских туристов в Китае, изучение факторов, ограничивающих российский туризм в Китае, позволил определить пути использования новых возможностей для его дальнейшего развития. Определяется роль и место туристической индустрии в расширении и углублении китайско-российских партнерских отношений, укреплении стратегического сотрудничества, увеличении возможностей инновационного развития, а также всестороннего совершенствования экономической инфраструктуры и повышении эффективности дипломатии туризма. Ключевые слова: туризм в России; дипломатия туризма; регулирование экономической инфраструктуры.

Туризм является открытым окном, мостом дружбы, наилучшим способом сотрудничества в области культурного обмена, наиболее активным и эффективным каналом «народной» дипломатии. В 1978-ом году политика реформ Китае открыла путь всестороннему развитию китайской дипломатии туризма. Российский туризм в Китае играет большую роль в расширении внешних связей и развитии дипломатии туризма. В 1988 году Россия стала первой страной, осуществляющая с Китаем сотрудничество в области въездного туризма. В 1991 году правительство Российской Федерации отметило, что туризм играет важную роль не только в дальнейшем укреплении культурных обменов между двумя странами, но и всего китайско-русского экономического и социального развития. В настоящее время Россия стала одной из наиболее важных стран для Китая в области развития взаимного туризма. Российский туризм в Китае стал блестящим достижением китайско-российской дипломатии туризма, оказывая глубокое влияние на экономическое и социальное развитие обеих стран, и способствуя укреплению китайско-русских отношений.

Обзор развития китайского туризма в России

В сентябре 1988 года были организованы однодневные поездки между г. Хэйхэ в провинции Хэйлунцзян и г. Благовещенск Советского Союза (России), утвержденные Государственным советом. В 1989 году число туристов из Советского Союза в Китае увеличилось до 81347 человек, что в три раза меньше, чем туристов в 1987 году (24794 человека). После чего, пограничные с Россией провинции Хэйлунцзян, Цзи-линь и Внутренняя Монголия (автономный регион), стали выпускать различные продукты пограничного туризма. Оглядываясь на развитие российского туризма в Китае за последние 25 лет, можно выделить следующие ключевые моменты в развитии российского туризма в Китае, которые характеризуются рядом новых черт.

Ключевые моменты развития китайского туризма в России.

1.Образование правительства Российской Федерации.

В декабре 1991 года Советский союз распался и образовалось новое правительство Российской федерации. 27 декабря 1997 года Китай официально установил дипломатические отношения с Россией. В декабре 1992 года, Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин впервые совершил официальный визит в Китайскую Народную Республику. Глава России и КНР подписали Совместную декларацию об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, в которой указали, что обе стороны будут поощрять и расширять сотрудничество в области культуры, искусства, образования, информации, туризма и спорта, а также молодежный обмен между двумя странами. Впервые упомянута необходимость развития Китайского туризма в России как важной части культурных обменов.

2.Подписание соглашения о сотрудничестве в области туризма.

В мае 2008 года КНР и Российская Федерация подписали Протокол к Плану совместных действий Федерального агентства Российской Федерации по туризму и Государственного управления по делам туризма КНР на период 2008 - 2010 г.г. Главы двух государств, присутствуя на церемонии подписания, подчеркнули, что всестороннее расширение и углубление российско-китайского сотрудничества в сфере человеческой культуры, имеет важное значение для углубления партнерских отношений стратегического сотрудничества между Россией и Китаем. Стороны должны сосредоточиться на реализации мероприятий «Год России в Китае и Год Китая в России» в области культуры, развития различных молодежных обменов, дельнейшего укрепления сотрудничества в области образования, культуры, здравоохранения, спорта, туризма, средств массовой информации, кино, архивов.

В октябре 2015г КНР, РФ и Монголия подписали соглашения о сотрудничестве в области развития трансграничного туризма между странами на сумму $220 млн. Соглашения затрагивают такие сферы сотрудничества, как развитие трансграничных ту-

© £

Я

3

9

2 а

7

г-

сэ

см

£

Б

а

2 ©

ристических маршрутов, обучение персонала в сфере туризма, строительство отелей и зон отдыха. Китай и Россия подписали ряд соглашений о сотрудничестве в области туризма, что имеет большое стратегическое значение для расширения и углубления взаимопонимания между двумя народами, укрепления и развития китайско-русских отношений дружбы и сотрудничества.

3. Проведение Китайско-российского года обмена.

В 2006 году и 2007 году состоялись мероприятия года России в Китае и года Китая в России. В 2009 году и 2010 году - года русского языка в Китае и года китайского языка в России. В 2012 году и 2013 году - год российского туризма в Китае и год китайского туризма в России, а в 2014 году и 2015 году - годы молодежи России - Китая.

С 2006 года тесная связь между Китаем и Россией становится больше, чем раньше, а мероприятия тематических годов взаимного обмена между Китаем и Россией являются не только важной частью сотрудничества в области человеческой культуры, но и важным событием в истории китайско-русского туризма Туризм был упомянут между двумя странами на национальном уровне в первый раз, что является инновацией в истории китайско-русской культурной дипломатии, что в значительной степени содействовало расширению обмену в сфере туризма и всестороннему развитию отношений между двумя странами для дальнейшего улучшения китайско-русских двусторонних отношений.

В 2011 году число российских туристов в Китае достигло 2.5363 миллиона человек, что составило половину от европейских туристов, выезжающих в Китай. Россия стала третьей по величине туристов страной въездного туризма в Китае. В 2012г, 2013г, 2014г и 2015г количество российских туристов в Китае сократилось из-за экономического спада в России. В январе 2016 года российские туристы в Китае составляют 144200 человек, увеличившись приблизительно на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, Китай по-прежнему является наиболее важной туристической дестинацией Российских туристов.

4. Режим «Безвизовый транзит через территорию КНР в течение 72 часов».

В «Законе КНР о контроле за въездом в страну и выездом за границу иностранных граждан» о безвизовом транзите туристов установили, что международ-

Таблица 1

Количество российских туристов в Китае

Источник данных: официальный сайт Государственное статистическое управление ГСУ КНР

Критерии классификации 21111г 2012] 201 Зг 2014г 2015г

Общее количество (десять тысяч) 253.63 242.62 218.63 204.58 158.23

По возрастем До 14лет 9.90 10.19 8.69 8.25 4.73

15- 24года 32.11 27.72 21.09 18.52 15.31

25— 44года 120.62 115.97 104.57 95.99 72.68

45- 64года 83.62 81.04 76.27 73.54 58.49

Более 65лет 7.37 7.69 8.01 8 29 7.02

По половому различию Мужской пап 108.74 107.04 98.13 93.95 76.81

Женский пап 144.90 135.58 120.50 110.63 81.51

По цели прибытия Заседание и коммерческие дела 66.12 66.40 65.61 62.30 54.81

совершение экскурсии и отдых 145.64 131.21 108.85 97.05 64.02

Навещать родственников и друзей 0.05 0.07 0.14 0 36 0.41

Обслуживающие персоналы 27.20 27.97 26.90 25.91 24.44

Прочие 14.62 16.96 17.14 18.96 14.55

ное воздушное судно, судно, поезд с пассажирскими билетами на транзит Китая в третьи страны или регионы, могут остаться в Китае, не покидая порт, менее чем на 24 часов, или в течение указанного времени оставаться в указанной зоне, утвержденной Государственным Советом КНР. С 1 января 2013 года в Пекине Китая вводится 72-часовой безвизовый режим для граждан РФ. В 2015 году Государственный Совет КНР утвердил введение 72-часового безвизового режима для граждан РФ в Харбине провинции Хэй-лунцзян. Российские туристы просто придерживаются визы и билетов определенной третьей страны и могут пробыть три дня в Пекине или Харбине. 72-часовой безвизовый режим в значительной мере удовлетворяет потребности российских туристов в Китае, что свидетельствует о доверии Китая к российским туристам и является важным шагом в развитии китайско-русского туризма.

(2) Основные особенности расходов Российских туристов в Китае.

1. По атрибутной структуре туристов.

По официальным данным Государственного управления по делам туризма (таблица 1), за последние пять лет, среди российских туристов в Китае, наиболь-

шая доля приходится на туристов в возрасте 25-44 лет, что составляет 50% от общего числа; туристы 45-64 лет составляют одну треть от общего числа; туристы 15-24лет составляют одну десятую от общего числа. Большинство российских туристов в Китае - женщины и составляют половину от их общего числа.

2. По цели поездки туристов.

По официальным данным Государственного управления по делам туризма (таблица 1), за последние пять лет, основными целями российских туристов в Китае являются деловые поездки, экскурсии и отдых, контакты с родственниками и друзьями, обслуживающие персоналы и другие пять групп, среди которых наибольшая доля приходится на туризм и отдых, что составляет более 40% от общего числа. В 2011 году это число составило 57 процентов, причем китайская медицина для здоровья стала новой горячей точкой, а деловые путешественники составляют 25% -35% от доли рынка.

3. Потребности туристов.

Большинство Российских туристов в

Китае выбирает поездку на 1-2 дня, но количество дальних поездок имеет тенденцию к увеличению. Российские туристы не только едут в приграничные горо-

да, но и вглубь приграничной провинции, в центральную и южную часть Китая. Российские туристы любят не только такие города, как Харбин, Шэньян, Пекин, Урумчи и другие места, а также города Хайкоуи Санья в провинции Хай-нань,Циндао и Яньтай пров. Шаньдун, Циньхуандао пров. Хэбэй, Синчэн, Далянь пров. Ляонин и прибрежные города.

(3). Основные факторы, ограничивающее развитие Российского туризма в Китае.

Огладываясь на развитие российского туризма в Китае, социологи обнаружили, что российские туристы составили в 2015 году менее 6,09% от общего числа всех туристов из разных стран, причем большинство туристов приехали из восточного региона России, а туристические направления сосредоточены в провинции Хэйлунцзян, Пекине и других провинциях. Развитие российского туристического рынка в Китае обусловлено политической, экономической средой и средой безопасности, среди которых следующие аспекты являются основными элементами ограничения.

(I) Отсутствие экономической поддержки.

Развитие в сфере туризма Китая началось после реализации политики реформ и открытости в 21-м веке, когда индустрия туризма Китая вступила в фазу ускоренного развития. Китай является четвертой по величине страной въездного туризма в мире. Число туристов, прибывших в Китай в 1978 году составляло 1,8092 млн человек, а в 2015 году уже достигло 133 млн человек, увеличившись в 72,5 раза, что означает среднегодовой прирост на 12,3%. В 1978 год валютные доходы в сфере туризма составили 263млн долларов, а в 2015 году составили 113,65млрд долларов, увеличившись в 431 раз, а средний годовой прирост составил 17,8%. К 2015 году, прямые инвестиции в сфере туризма превысили один триллион юаней и достигли 1.0072 трлн юаней, что на 30 процентов выше, чем национальный темп роста инвестиций основных активов (12%), что на 31% выше, чем национальный темп роста третьей индустрии (10,6%). Наряду с быстрым развитием въездного туристического рынка, китайское правительство увеличило поддержку всей индустрии туризма. Однако, мы должны трезво осознавать, что инвестиции в сфере туризма в России среди национальных туристических инвестиций занимает очень маленькую долю, без каких-либо крупных инвестиционных проектов; провинция Хэйлун-

цзян в качестве основного места туризма к России, недостаток экономического развития, Но несмотря на эти сдвиги финансовая поддержка для развития туризма все еще является недостаточной.

Расходы на туризм слишком высокие

Россия - самая большая страна мира, её площадь 1707 квадратных километров. Протяженность России с запада на восток самая большая во всем мире. Китай - четвертое по площади государство в мире, его площадь составляет 960 квадратных километров. Две обширные страны, с большой протяженностью по долготе, требуют более высоких затрат на туризм. Кроме того, в России в некоторых частях Европы и Азии существует явление неравномерного распределения транспортных линий, в европейской части России сеть железных дорог очень плотная, радиально-кольцевая с центром в Москве, предоставляя большой выбор для путешествий. В Азиатской части железные дороги представлены только транссибирской магистралью, соединяющей европейскую часть России, Сибирь и Дальний Восток. Цена железнодорожных билетов (до 500) долларов оказывают негативное влияние на российский туризм в этих регионах.

(Ш)Недостаток конкуретноспособно-сти в сфере туризма

Россия является европейской страной, но находится на двух континентах: Европы и Азии. Она граничит по суше со следующими государствами: Китай, Северная Корея, Монголия, Азербайджан, Грузия Казахстан из Азии, Норвегия, Финляндия, Польша, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония из Европы, только по морю граничит с Японией, США, Канадой, Гренландией, Исландией, Швецией. Российские туристы имеет большой выбор выездного туризма в Соединенные Штаты, Канаду, Японию, которые являются мировыми великими державами в сфере туризма с сильной конкуренцией. Кроме того, российские туристы проявляют большую заинтересованность к таким странам, как Турция, Египет, Греция, Таиланд.

В Китае существуют большие недостатки в области состояния и демонстрации туристических достопримечательностей, транспорта, проживания и сферы обслуживания. В связи с этим конкурентоспособность в сфере туризма является слабой.

(М)Недостаток реального делового сотрудничества.

Многие программы сотрудничества между Китаем и Россией связаны с раз-

витием туризма, но, к сожалению, такие объекты до сих пор остаются на бумаге. Это касается строительства железнодорожного моста через реку Амур в районе населенных пунктов Нижнеленинское и Тунцзян (КНР), российско-китайского проекта «трансграничный туристический парк «восточные ворота россии забай-кальск-маньчжурия», проекта строительства канатной дороги через реку Амур, строительства зоны международного туристического сотрудничества между Китаем, Северной Кореей и Россией вдоль реки Туманган. При сохранении таких темпов их трудно будет завершить в течение запланированного времени. В 2013 году состоялся государственный визит в Россию генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина, во время которого главы двух стран подписали «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о взаимовыгодном сотрудничестве и углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия» (далее совместное заявление). В этом заявлении стороны подчеркнули, что стратегической задачей, стоящей перед Россией и Китаем, является расширение и углубление уровня политических отношений в плане практического сотрудничества в экономической, культурной областях.

Предложение по развитию китайского туризма в России.

Санкции запада и девальвация валюты оказывают негативное влияние на российский выездной туризм, который в 2016 году, сократился на 30%. Тем не менее, Китай - наиболее безопасное в мире туристическое направление, дружественный сосед России, продолжает привлекать российских туристов. Оглядываясь на развитие Китайского туризма в России в течение последних 25 лет, тщательно анализируя все элементы ограничений, мы считаем, что должны поднять на новый уровень развитие туристических проектов с Россией, а также играть активную роль в туристической дипломатии.

(1)Расширение возможностей развития и углубления отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия Российской Федерации и Китайской Народной Республики в области туризма.

Путин сказал: «Россия нуждается в процветающем и стабильном Китае. Китай также нуждается в сильной и успешной России». Отношения между Китаем и Россией обращать на себя особое внима-

© £

Я

3

9

2 а

7

г-

CS

сч £

Б

а

2 ©

ние на фоне непростых отношений между Россией, с одной стороны, и США и ЕС, с другой. В совместном заявлении в 2013г всесторонние партнерские отношения стратегического сотрудничества «Равенство и доверие, взаимная поддержка и совместное процветание и дружба, передающаяся из поколения в поколение, находятся на новом уровне развития. Политическое взаимодоверие между Китаем и Россией углубляется, всестороннее сотрудничество в различных областях в настоящее время модернизируется, особенно сотрудничество в области морских портов, водных путей, дорог, мостов и других объектов инфраструктуры, которые формируют благоприятную внешнюю среду и платформу для развития туризма. Хотя за последние два года, падение цен на нефть и международные экономические санкции повлияли на российскую экономику, что привело к снижению потребительской способности общества и сокращению числа туристов в Китае, Россия остается мировой державой, державой туризма, в которой желание путешествия никогда не снижается. В 2013 году на церемонии открытия «Год китайского туризма в России» в выступлении генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина оценивая сотрудничество в области туризма между Китаем и Россией, подчеркнул особую роль китайско-русского туризма в китайско-российских отношениях всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства. В мае 2015г генеральный секретарь Си Цзиньпин прибыл в Россию с официальным визитом. Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин подписали совместное заявление о сотрудничестве в строительстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и проекта «Шелковый путь». Это создает хорошие перспективы для сотрудничества в области образования, туризма и культурных обменов между Китаем и Россией. В 2016 председатель Си Цзиньпин прибыл в провинцию Хэйлун-цзян и подчеркнул, что продвижение стратегии «один пояс, один путь», реализуется в совместном строительстве экономического коридора Монголия-Китай-Россия. Российский туризм в Китае должен воспользоваться возможностью углубления и расширения всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства, в котором туризм продолжает играть большую роль в области распространения культуры, обмена культуры, укрепления дружбы, разработки традиционной китайской медицины, развития

Хэйлунцзянской фармацевтической промышленности, производства специальных пищевых продуктов.

(II). Увеличение динамики инновационной деятельности, всестороннее стимулирование реформы структуры поставок.

В аспекте общего промышленного развития в мире, индустрия туризма, эта новая отрасль промышленность, которая становится наиболее перспективной отраслью, особенно в период слабого экономического роста. Туризм всегда будет пользоваться потребительским спросом. Сегодня, несмотря на ограниченную потребительскую способность и недостаток покупательной способности, потребительское намерение и потребительский энтузиазм людей в этой области по-прежнему существует. Это является предпосылкой и основой для будущего широкого развертывания туризма между Китаем и Россией, что также является причиной укрепления веры в перспективность освоения рынка российского туризма в Китае.

Для российского туризма в Китае следует осуществлять реформу структуры поставок под углом зрения спроса российских туристов, выполнить основные работы, чтобы добиться всестороннего развития. Необходимо изменить отношению к рынкам источников турис-тов:перевести часть потоков туризма из Дальнего Востока России к г. Москва, Санкт-Петербурга и другим экономически развитым областям. Надо привлечь внимание туристов из центральных зон. В связи с тем, что строительство инфраструктуры в восточных районах России примыкающих к Китаю отстает, ход строительства воздушного и железнодорожного транспорта идет медленно, инвестиции основного капитала и темпы экономического роста значительно ниже, чем в других регионах России, постепенно снижающееся население, высокий уровень безработицы, низкий уровень дохода на душу населения, и как следствие всего этого, низкая потребительская способность населения этого региона. Изучение характеристик спроса российских туристов, указывает на то, что, кроме традиционных экскурсий и прогулок по магазинам, следует увеличить путешествия в целях здравоохранения с помощью китайской медицины, путешествия в горячие источники, путешествия в целях отдыха и отпуска, зимнего туризма и других самобытных видов туризма, ускорить осуществление сотрудничества в туристических маршрутах и отдельных авиа-

ционных маршрутах между Китаем и Россией, развивать деловой туризм, туризм в целях здравоохранения, туризм в целях исследования и обучения, туризм в целях углубления эмоционального и духовного развития, чтобы Хэйлунцзян больше не являлся бы местом назначения только туризма, но становился бы и транзитным пунктом, изменяя нынешнее состояние недостаточного снабжения региона продукцией, и тем самым расширяя туристические маршруты и время пребывания российских туристов в Китае. Проведение маркетинга в туризме должно увеличить поддержку его развития с помощью науки и техники. «Развитие туризма с помощью науки и техники» с использованием возможностей интернета помогает постигнуть то, что «вкусное вино не боится находиться в глухом месте», и обеспечить российским народам всесторонние, точные и ясные туристические информации о Китае. Короче говоря, следует увеличить динамику инновационной деятельности, изучить новые виды туризма и новые модели маркетинга, активно содействовать реформе структуры этого бизнеса.

(III). Повышение эффективности сотрудничества и стимулирования дипломатии путем развития туризма.

Хотя нет никаких статистических данных о реализации инвестиционных программ правительства Российской Федерации в последние 10 лет, но после обработки данных о реализации стратегических соглашений о туризме и планов сотрудничества между Китаем и Россией в последние годы, легко обнаружить, что проекты, отвечающие требованиям «начинать строительство по плану, выполнить по графику, построить в соответствии со стандартами, достигнуть показателей в нормативах» очень редко реализуются. Некоторые проекты трудно продвигаются в состоянии «точил свой меч десяток лет», некоторые проекты становятся пустыми иллюстрациями. Для китайско-русского культурного сотрудничества, особенно сотрудничества в области туризма между Китаем и Россией, неотложной задачей является реализация согласованных взаимоинвестиционных «демонстрационных» проектов и строительных «ключевых» проектов. Следует как можно быстрее реализовать стратегию «бесперебойности туристических маршрутов» на новом уровне, ускорить строительство транспорта и улучшить механизм сотрудничества. Следует более активно изучать «туризм + финансы» и осуществлять инновационную фи-

нансовую поддержку для китайско-русских проектов в области туризма, хорошо выполнять работы по расчету национальной валюты в пограничных районах, чтобы создать благоприятные условия для расширения и совершенствования расчетов между жэньминьби и рублями. В частности, создать механизм подготовки и резерва кадров. Следует помочь гидам на русском языке улучшить свои услуги путем обучения без отрыва от производства: увеличить интенсивность преподавания русского языка, изменить статус преподавания русского языка в пограничных районах; предусмотреть онлайновую платформу обучения гидов на русском языке, чтобы помочь им с изучением русского языка, равно как и работникам других отраслей, имеющим основы русского языка, самостоятельно учиться; создать официальный сайт для осуществления гуманитарных обменов между Китаем и Россией; открыть платформу беспрепятственного обмена на китайском и русском языке, всесторонне информировать о китайско-российском партнерстве в области стратегического сотрудничества, информировать о ходе реализации сотрудничества и обмена в реальном масштабе времени, создать блок «Туризм в Китае и России», чтобы показать возможность стимулирования

дипломатии путем развития туризма, стимулировать реализацию и завершение стратегических планов между Китаем и Россией, превратить благоприятную политическую атмосферу в плодотворное и перспективное деловое сотрудничество.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Даниловских Т.Е., Кузьмичева И.А., Флик Е.Г., Кузьмичев Д.И.

Этапы развития и формы приграничной торговли между Китаем и Россией// Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. Т. 8. № 3 (2016). С. 16-22.

2. Понкратова, Л.А., Мирошниченко О.В. Российско-китайские трансграничные туристические потоки // Международная экономика. - 2011. - № 9. - С. 52.

3. Хайер Ю. А., Майер В. и др. Новый Великий поход // Профиль. № 29 (917). 17.08.2015. С. 55-59.

4. Электронный ресурс: https://www. China statistical abstract 2015. Китайская статистическая аннотация

5. Электронный ресурс: http://www. WTO.Yearbook of Tourism Statistics-Madrid, 2013 -2016 Ежегодник по статистике туризма.

The prospects of the Russian tourism in

China Zhao Lei

Academy of Social Sciences of Harbin Russia became the first country which is carrying out cooperation with China in entrance tourism. Looking back at development of the Russian tourism in China within the last 25 years, one may say, that the Russian tourism in China has deserved an appreciation and there were an important element in the field of external relations, diplomacy, economies and cultures. The analysis of basic needs of the Russian tourists in China, studying of the factors limiting the Russian tourism in China has allowed to define ways of use of new opportunities for his further development. The role and the place of the tourist industry in expansion and deepening of the Chinese-Russian partnership, strengthening of strategic cooperation, increase in opportunities of innovative development and also comprehensive improvement of economic infrastructure and increase in efficiency of diplomacy of tourism is defined. Keywords: tourism in Russia; tourism diplomacy; regulation of economic infrastructure.

References

1. Danilovskikh T. E., Kuzmicheva I.A., Flik E.G.,

Kuzmichev D.I. Stages of development and form of border trade between China and Russia//the Territory of new opportunities. Bulletin of the Vladivostok state university of economy and service. 2016. T. 8. No. 3 (2016). Page 16-22.

2. Ponkratova, L.A., Miroshnichenko O.V. Russian-

Chinese cross-border tourist traffics// International economy. - 2011. - No. 9. -Page 52.

3. Yu. A. Haier, Maier V., etc. New Great campaign/

/Profile. No. 29 (917). 8/17/2015. Page 5559.

4. Electronic resource: https://www. China statistical

abstract 2015. Chinese statistical summary

5. Electronic resource: http://www. WTO.Yearbook

of Tourism Statistics-Madrid, 2013 - 2016 Year-book according to tourism.

О

3

В

s

2 e

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.