Научная статья на тему 'Выездной туризм из Китая'

Выездной туризм из Китая Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
432
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТОК / КНР / ВИЗОВЫЙ РЕЖИМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ци Вэйчао

Сегодня активно развивается туристическая отрасль в мире. Вместе с ней активно растет китайский туристический поток. Это обусловлено экономической политикой КНР, традициями и особенностями китайского народа. Богатейшая история, культура и природа нашей страны основа роста популярности туров из КНР по территории Российской Федерации. В статье подчеркивается важность развития отрасли туризма для экономики страны. В статье представлены результаты исследования тенденций развития выездного туризма из КНР. Проведен анализ динамики числа китайских туристов в 2006-2016гг. и представлен ее прогноз до 2020 года. Проанализированы средние траты китайских туристов на человека в разных странах и регионах мира в 2016 году. Составлена градация туристических приоритетов китайских туристов. Выявлены проблемы выездного туризма из КНР, имеющие место на текущий момент времени, очерчены запланированные мероприятия по их решению. Рассматриваются перспективы в развитии туристического сотрудничества между Россией и Китаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выездной туризм из Китая»

Выездной туризм из Китая

Ци Вэйчао

аспирант, кафедра международных экономических отношений, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, qiweichao@gmail.com

Сегодня активно развивается туристическая отрасль в мире. Вместе с ней активно растет китайский туристический поток. Это обусловлено экономической политикой КНР, традициями и особенностями китайского народа.

Богатейшая история, культура и природа нашей страны - основа роста популярности туров из КНР по территории Российской Федерации. В статье подчеркивается важность развития отрасли туризма для экономики страны.

В статье представлены результаты исследования тенденций развития выездного туризма из КНР. Проведен анализ динамики числа китайских туристов в 2006-2016гг. и представлен ее прогноз до 2020 года. Проанализированы средние траты китайских туристов на человека в разных странах и регионах мира в 2016 году. Составлена градация туристических приоритетов китайских туристов.

Выявлены проблемы выездного туризма из КНР, имеющие место на текущий момент времени, очерчены запланированные мероприятия по их решению. Рассматриваются перспективы в развитии туристического сотрудничества между Россией и Китаем.

Ключевые слова: туризм, выездной туризм, туристический поток, КНР, визовый режим, туристический рынок, тематический туризм.

Туризм в XX - начале XXI играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. Его роль сводится не только к воздействию на экономику, но и к осознанию необходимости развития связей между народами разных стран мира для взаимопознания их истории, культуры, традиций. Туризм сегодня стал послом дружбы в международных отношениях. Отрасль туризма характеризуется высокими темпами развития.

Для России развитие туризма особенно важно, так как отрасль туризма является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки.

Международные отбывающие туристы - это количество отправлений, которые люди делают из страны постоянного проживания в любую другую страну по любым причинам, за исключением оплачиваемых поездок в страну. Данные об отбывающих туристах относятся к числу отправлений, а не к количеству путешествующих людей. Таким образом, человек, который совершает несколько поездок из страны в течение данного периода учитывается каждый раз.

За последние два десятилетия КНР добилась больших результатов в развитии туристической отрасли. Сегодня китайский туристический поток растёт значительными темпами, что обусловлено высокой мобильностью населения страны, большой его численностью, а также ростом доходов граждан КНР в последние годы.

Число отправлений из Китая в 2010-2016 гг. представлено в табл. 1.

Динамика числа китайских туристов в 2006-2016гг. и прогноз да 2020 года представлены на рис. 1.

К 2020 году за границу будут выезжать в два раза больше китайских туристов, чем сейчас. В 2014 году за рубеж выехали в общей сложности 107 миллионов китайцев, в 2016 году - 155 миллионов китайцев. В 2020 году эта цифра должна достигнуть 234 миллиона человек.

Аналогично этому показателю должны вырасти общие траты китайцев за границей.

Дороже всего китайцам обходятся поездки в сравнительно далекие Европу и США - более 2,5 тысяч долларов на человека в среднем. При этом на третьем месте по затратам находится достаточно близкая к Китаю Япония (рис. 2).

Следует заметить, что китайцы, как правило, расточительны, их волнует, что думают о них другие люди, и они желают получить признание. К тому же, китайцы весьма неравнодушны к одежде мировых брендов, которая из-за налога на потребление и высоких импортных пошлин становится в их родной стране значительно дороже, чем в других зарубежных странах. Именно по этой причине китайские туристы расходуют значительные суммы на покупки за границей (по сравнению с расходами на питание и проживание). Наиболее популярными товарами китайских туристов за рубежом являются косметическая продукция, электронная техника и ювелирная продукция.

Рейтинг туристических целей китайских туристов, составленный на основе выборочного метода статистических исследований, представлен на рис. 3.

Так, самым популярным местом у китайских туристов остается Гонконг: в прошлом году каждый восьмой из опрошенных ездил именно туда. На втором месте -Таиланд, на третьем - Южная Корея. Россию посетили лишь 0,4 процента опрошенных. При этом, большинство опрошенных не выезжали за пределы Китая.

В 2016 году Китай продолжал быть крупнейшим поставщиком туристов для России.

Благодаря стимулированию правительств Китая и России, с 2016 года количество китайских туристов, посетивших Россию, составило 1,183 млн. человек, что на 31% больше, чем годом ранее.

О £

ю

5

г

5

сч

Б

а

2 е

Следует отметить, что стремительное развитие китайско-российского двустороннего туризма неотделимо от эффективных мер, которые принимают правительства двух стран.

?Во-первых, были приняты меры по упрощению визового режима. В 2000 году Китай и Россия подписали соглашение об отмене виз для групповых поездок. Такая мера позволила упростить процедуру оформления, сэкономить время и получила признание самих туристов.

?Во-вторых, Россия и Китай провели годы туризма. «Год туризма в РФ» прошел в 2012 году. В 2013 году прошел «Год туризма в Китае». Эти мероприятия по развитию туризма позволили заложить хороший фундамент для развития туристической отрасли в будущем.

?Кроме того, увеличилось количество туристических проектов, были запущены новые авиамаршруты. Постоянно предлагаются новые туристические проекты, соответствующие потребностям рынка. Например, были запущены такие туристические продукты, как «Красный туризм», «Туризм по местам военных сражений», «Экотуризм», «Общие туры по бывшим республикам СССР», и т.д.

?Кроме того, правительства двух стран постоянно работают над тем, чтобы увеличить инфраструктурное строительство, стимулировать взаимные инвестиции между китайскими и российскими предприятиями. Кроме того, были запущены «горячие линии» для туристов двух стран, чтобы повысить гарантию безопасности туристов и уровень услуг в отрасли.

Начиная с первого квартала 2014 года, Китай стал крупнейшим поставщиком туристов в Россию. В 2014 году, количество поездок китайцев в Россию, включая каналы группового и самостоятельного безвизового туризма, превысило 1,1 млн. Таким образом, Китай обогнал Германию, став лидером по количеству иностранных туристов в России, и сохранил эту позицию до сих пор. С 2014 года, в связи с ослаблением рубля, россияне стали меньше ездить за границу. Но даже в этой ситуации, в Китай все равно въезжал определенный объем российских туристов. Ежегодно он колебался в пределах одного миллиона человек, в связи с чем, перспективы развития китайско-российского двустороннего туризма смотрелись как радужные.

Китайско-российский туристический рынок обладает следующими характеристиками.

Таблица 1

Число отправлений из Китая в 2010-2016 гг. [4]

Год Число отправлений, чел.

2010 57386000

2011 70250000

2012 83183000

2013 98185000

2014 107276000

2015 116886000

2016 155102000

Number of Chinese Tourists

3

J 125

Рис. 1. График числа китайских туристов в 2006-2016гг. и прогноз до 2020 года. Данные: www.hinaluxuryadvisors.com

SpendInga Per Capita Abroad

% 2.555 $ 2.548

$ 1.678

; j тис £

4

5 ilJSO

Europf

Hang Kc.'Kj 'tHH ' Л.*. • ;*

Л|рпп Ком-* Т#г*ал ТГый

Рис. 2 - Средние траты китайских туристов на человека в разных странах и регионах мира в 2016 году. Данные: www.hinaluxuryadvisors.com

Во-первых, с точки зрения туристической инфраструктуры китайских туристов в РФ интересует тематический туризм.

Во-вторых, с точки зрения времени пребывания, китайские туристы предпо-

читают ездить в Россию в основном в летний сезон, спасаясь от жары.

В-третьих, с точки зрения распределения по регионам, китайские туристы, помимо посещения крупных российских городов, с оптимизмом смотрят на перс-

1.*-. ТЛ', Щ 1%

зрв.п |: '■ ; >

RirtUn 10.40%

NO №11«! I' ПК:' 1Г1 mt 12 months H

15« 254.

PerMfviw of есдодошг

Рис. 3 - Самые популярные туристические цели среди китайцев. Выборка: 1019 человек. Данные: www.hinaluxuryadvisors.com

пективы российского туристического рынка [2].

Так, китайские туристы очень интересуются российской культурой и историей. Поэтому они в первую очередь выбирают крупные города с большим количеством достопримечательностей, чтобы удовлетворить свой интерес. В связи с тем, что Россия - это огромная территория, и ее природный пейзаж имеет множество отличительных особенностей, с развитием российского туристического рынка и улучшением вспомогательных объектов, все больше российских регионов обретают популярность.

Путешествующие в Россию китайцы испытывают теплые чувства к Советскому Союзу, некоторые из них отправляются в путешествие, чтобы поностальги-ровать. Поэтому каждый из них подходит к путешествию в Россию по-разному.

И, наконец, с точки зрения возраста китайских туристов, среди китайских туристов, которые с туристическими группами приезжают в Россию, большинство находится в возрасте 50-60 лет. Некоторые молодые люди выбирают самостоятельные путешествия по России, чтобы наслаждаться туристическими достопримечательностями и гибким графиком поездок.

Следует отметить, что лидером по прибытию туристов из КНР в Россию, остается Москва. Но в последнее время китайским туристам становятся интересны и глубинные регионы России, такие как Амурская область, Иркутская область, Приморье и другие.

Однако, ситуация, которая складывается в сфере туризма в Москве и Санкт-Перербурге, основных местах посещения китайских туристических групп, с точки зрения соблюдения российского законодательства, на сегодняшний день стала катастрофической [1]. Это обусловлено тем, что в настоящее время более 80% туристических групп из КНР обслуживаются «гидами-нелегалами», то есть гражданами КНР, временно проживающими в России на основании студенческих, деловых и прочих виз, или так называемыми турлидерами, то есть представителями китайских туристических компаний, которые въезжают и выезжают из РФ вместе с группой по туристической визе.

По данным туристической ассоциации «Мир без границ», за 3 года число туристов из КНР, прибывающих в Москву в рамках безвизового группового обмена, увеличилось в 3 раза (с 82 тысяч в 2013 году до 240 тысяч в 2016 году) [1].

Следует подчеркнуть, что Ростуризм видит большие перспективы в развитии туристического сотрудничества между Россией и Китаем. Им внесены предложения, которые значительно упростят бюрократические процедуры при получении виз китайскими туристами. В частности, китайской стороне предложено продлить срок пребывания в Китае наших туристов без визы до 21 дня. Численность минимальной группы планируется сократить с 5 человек до 3. Для самостоятельных туристов прорабатывается возможность получения электронных виз.

Подводя итоги, следует отметить, что туристическая отрасль КНР находится на

фазе активного подъема. Китайский выездной туризм стимулирует грамотная экономическая политика КНР, в результате реализации которой выросли доходы населения страны. В последние годы резко возросли туристические потоки граждан Китая в Россию, что обусловлено изменением экономической ситуации в России в результате падения курса рубля, в связи с чем путешествия в Российскую Федерацию становятся привлекательными для китайских граждан в свете возможности приобретения более дешевых товаров и услуг, а также возможности изучить достопримечательности, историю страны, увидеть ее природу.

Литература

1. http://Www.epochtimes.ru/vyezdnoj-turizm-iz-kitaya-problemy-i-perspektivy-99028860/

2. Кораблёва Д.Р., Понкратова Л.А. Выездной туризм из Китая: динамика и смена приоритетов. РОССИЯ - КИТАЙ: ВЕКТОР РАЗВИТИЯ Материалы научно-практической конференции. Под общей редакцией канд. экон. наук О.А. Цепеле-ва. 2016 Издательство: Амурский государственный университет (Благовещенск)

3. Сайбель Я. В., Жилиостова Е. Н. Анализ современного состояния туризма в России // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 950-953.

4. http://knoema.ru/atlas/topics

Outbound tourism from China QI Weichao

Moscow State University M.V.

Lomonosov Abstract. Today the tourism industry is actively developing in the world. With her rapidly growing Chinese tourist flow. This is due to the economic policies of the PRC, traditions and peculiarities of the Chinese people. The rich history, culture and nature of our country - the basis for the growing popularity of tours from China through the territory of the Russian Federation. The article emphasizes the importance of the development of the tourism industry to the economy of the country.

The article presents the results of a study of trends in the development of outbound tourism from China The analysis of the dynamics of the number of Chinese tourists in 20062016. and presents her forecast up to 2020. Analyzed the average spending of Chinese tourists per person in different countries and regions of the world in 2016. Compiled gradation of tourist priorities for Chinese tourists. Identified problems of outbound tourism from China, which takes place at the current time, outlined

0

1

Ю

5

r

5

planned actions to address them. The perspectives for the development of tourist cooperation between Russia and China are pointed out.

Key words: tourism, outbound tourism, tourist flow, China visa, tourist market, thematic tourism.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. http://www.epochtimes.ru/vyezdnoj-turizm-iz-kitaya-problemy-i-

perspektivy-99028860/

2. Korablyova D. R., Ponkratov L. A Outbound tourism from China: dynamics and change of priorities. RUSSIA - CHINA: DEVELOPMENT VECTOR

3. Materials of a scientific and practical

conference. Under the general edition the edging. O. A Tsepelev's

sciences. 2016 Publishing house: Amur state university (Blagoveshchensk)

4. Saybel Ya V., Zhiliostova E. N. The

analysis of the current state of tourism in Russia//the Young scientist. — 2016. — No. 11. — Page 950-953.

5. http://knoemaru/atlas/topics

сч in £

6 a

2 о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.