ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИННОВАЦИИ
Ниязов Э.Ш.
Ниязов Эркин Шамсиевич - преподаватель цикла специальной подготовки,
факультет военной подготовки, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: студент, которого выпускает учебное заведение, должен обладать умением учиться на протяжении всей своей жизни, и самое главное, чтобы у него к этому было желание и стремление. Исходя из этого, современному преподавателю необходимо постоянно обновлять методики преподавания своих предметов, уметь сотрудничать со студентами, побуждать в них творческое отношение к предмету, соответственно используя для этого различные нетрадиционные формы и методы обучения, а также инновационные технологии преподавания. В данной статье речь идёт об этапах развития образовательной инновации.
Ключевые слова: педагогическая инновация, макроуровень, мезоуровень, микроуровень, инновационный процесс, инициация.
Педагогическая инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, которое осуществляется на трех уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне.
Намакроуровнеинновации затрагивают изменения во всей системе образования и приводят к изменению ее парадигмы. На мезоуровне инновации направлены на изменения в образовательной среде региона, в конкретных учебных заведениях. На микроуровне инновации направлены на создание нового содержания как отдельного курса, так и блока курсов (например, экологических или гуманитарных); либо на отработку новых способов структурирования образовательного процесса; либо на разработку новых технологий, новых форм и методов обучения.
На любом из уровней образовательная инновация развивается в пять этапов.
Первый этап - инициация нововведения и принятие решения о необходимости внедрения новаций определенного типа. Инициация может быть вызвана к жизни внутренним побуждением лидера организации, но скорее всего причиной служит внешнее или внутреннее давление: приказ министерства, заказ отрасли на нового специалиста, изменения и процессы внутри самой организации. В норме стратегия инноваций и аналитическая работа по ее внедрению должна проводиться руководителем в ранге ректора, проректора и декана (директора, завуча). На практике же часто инициатива нововведения идет не сверху, а снизу - от педагогов-новаторов.
Второй этап - теоретический, т.е. обоснование и проработка инноваций на основе психолого-педагогического анализа, прогнозирование того, как будет развиваться инновационный процесс и каковы его негативные и позитивные последствия. Этот этап является самым сложным и включает в себя следующих:
• владение психолого-педагогической теорией;
• умение выстроить в единую концепцию свои идеи;
• обоснование необходимости или неизбежности инновации;
• выделение факторов, способствующих внедрению новшества.
Этот этап предполагает также информационное обеспечение планируемого нововведения. Тщательная работа на втором этапе влечет за собой успех на этапе внедрения инноваций в педагогический процесс.
Третий этап - организационно-практический - это создание новых структур, способствующих освоению новшества: лабораторий, экспериментальных групп и т.д. Эти структуры должны быть мобильны, самостоятельны и независимы. На этом этапе важно найти сторонников инновационной идеи, особенно из числа влиятельных и авторитетных в организации лиц. Кроме того, надо предвосхитить отношение к
новации многих других сотрудников из числа тех, кого прямо затронут эти новшества. Этот этап инновационного процесса заканчивается убеждением большинства членов организации в необходимости нововведений и создании благоприятного эмоционально-мотивационного фона.
Четвертый этап - аналитический - это обобщение и анализ полученной модели. На этом этапе надо осознать, на каком уровне осуществляется инновационный процесс; соотнести состояние образовательного учреждения в целом (или состояние преподавания конкретного предмета) с тем прогностическим состоянием, которого предполагалось достичь в результате нововведения. Если соответствия не состоялось, надо найти ответ на вопрос: почему?
Пятый этап - внедрение, оно может быть пробным, а затем и полным. Успех на этом этапе зависит от трех факторов:
• от материально-технической базы того учебного заведения (или образовательной среды), где осуществляется новшество;
• от квалификации преподавателей и руководителей, от их отношения к инновациям вообще, от их творческой активности.
В заключение хотелось бы отметить, что, применяя инновационные технологии в образовании, мы еще больше совершенствуем общие, профессиональные компетенции, которые способствуют условию качественной подготовки квалифицированных выпускников, востребованных на рынке труда.
Список литературы
1. Валиев А.А. Контроль физического развития студентов на спортивно -оздоровительных занятиях // Вестник науки и образования, 2020. 22 (100). 40-43 с.
2. Мамуров У.И. Формы и методы военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования, 2020. 22 (100). 43-46 с.
3. Самадов А.А. Организация спортивно-оздоровительных занятий среди студентов // Вестник науки и образования, 2020. 22 (100). 46-49 с.
4. Темиров У.Х. Принципы военно-патриотического образования // Вестник науки и образования, 2020. 22 (100). 49-52 с.
5. Хамраев К.К. Организация тематических вечеров и встреч с ветеранами войны и труда в рамках военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования, 2020. 22 (100). 52-55 с.
6. Жумаев Ф.Ш. Принципы организации физкультурно-оздоровительных занятий студентов // Вестник науки и образования, 2020. 22 (100). 55-58 с.