ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА
УДК 37.378
Е. Н. Сулима
Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры геополитики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, г. Москва
E-mail: krikun_86@inbox.
Yevgeniy N. Sulima
Dr.Sc (Phylosophy), Professor, Geopolitics Department, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В УКРАИНСКОМ ВЫСШЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматривается сущность понятий «инновация в образовании», «инновационные процессы в образовании» в научной интерпретации украинских исследователей; концентрируется внимание на задачах педагогического образования в условиях нового социального заказа; раскрыты направления обновления украинского высшего педагогического образования в контексте евроинтеграционных процессов; отмечается важность предоставления автономии и определенной самостоятельности педагогическим вузам с целью улучшения результативности научных исследований и создания условий для подготовки инновационно ориентированных педагогических специалистов.
Ключевые слова: инновация, инновационный процесс в образовании, педагогическое образование, подготовка педагогов, инновации в высшем педагогическом образовании.
Совершенствование высшего педагогического образования невозможно без системного внедрения инноваций. Динамические изменения в социальной сфере, достижения в науке, технике и технологиях, рост объема информации постоянно выдвигают новые требования к специалистам разных отраслей, требуют качественной подготовки педагогических кадров. Модернизационные преобразования осу-
Как цитировать статью: Сулима Е. Н. Инновационные процессы в украинском высшем педагогическом образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 2(48). С.82-91.
ществляются в соответствии с общими тенденциями развития мировых образовательных систем. Внедрение инноваций в педагогическом образовании — требование времени в быстро изменяющемся социуме. Стратегия развития качества образования предусматривает взаимное обогащение мировых традиций и ценностей с одновременным сохранением собственных, национальных. Образование и воспитание подвержены изменениям, которые являются реакцией на новый социальный заказ и обеспечивают его реализацию. Определяющим аспектом всего вектора развития является инновационность.
Анализ последних исследований и публикаций в украинской педагогической литературе говорит об актуальности тематики, связанной с инновациями в педагогическом образовании. Как отмечает А. Дубасенюк, главной целью внедрения инноваций в педагогическом образовании является необходимость отвечать на вызовы глобализационных трансформаций, экологических проблем, поликультурных тенденций. Новые идеи сосредоточены вокруг проблем оценивания качества образования, формирования у педагогов индивидуальной ответственности за позитивные изменения в образовании, преодоление противоречий между темпами социально-культурного развития школьников и потребностями современного общества, достижения равных возможностей в получении качественного образования [4, с. 15].
Проблемы инновационных процессов в образовании поднимают К. Авраменко [1], В. Ачкан [2], В. Беспалько, Н. Бибик, Л. Даниленко, И. Дичкивская, В. Докучаева [3], А. Дубасенюк [4], Л. Пшеничная [9], А. Пометун, И. Пидласый и др. Ученые обосновывают инновационные процессы в образовании в социально экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом аспектах, сосредотачиваясь также на использовании инновационных технологий в процессе обучения различным дисциплинам [2].
Цель статьи — на основе анализа публикаций украинских исследователей о сущности инновационных процессов в украинском образовании выделить основные векторы обновления высшего педагогического образования на Украине. Задача исследования заключается в освещении содержания, уровней и этапов инноваций в украинском образовании; очерчивании инновационных процессов как последовательных действий, направленных на обновление педагогического образования на Украине; раскрытии характеристик современного украинского педагогического
образования и основных направлений инновационных процессов в этой сфере.
Понятие «инновация» ассоциируется в исследованиях украинских ученых с процессами совершенствования, обновления, перестройки, оптимизации, модернизации, трансформации, диверсификации, ориентации на новое. Речь идет об определенных изменениях, нововведениях, практическое использование которых приносит новые, улучшенные результаты. Исходя из этого, инновация имеет многовекторное значение, поскольку кроме обозначения новой идеи предусматривает процесс реализации этой идеи, характеризующий изменения в способах деятельности, жизни, стиле мышления; связана с переходом к качественно иному состоянию через пересмотр устаревших норм, положений, взглядов, ролей и тому подобное.
В сфере образования инновации предусматривают внедрение и распространение идей, средств, педагогических и управленческих технологий, которые повышают показатели качества образования, вызывая модификацию содержания, методов, форм обучения и воспитания с целью адаптации педагогического процесса к новым требованиям. При этом ориентация на новое, поиск его и внедрение не является самоцелью. Важнее в сравнении с этим является обеспечение адекватности и результативности образования в соответствии с запросами общества.
Нововведения в украинском образовании осуществляются на трех уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне. На макроуровне инновации являются следствием изменений, происходящих в обществе (стране, мире, социуме), касаются перестройки всей системы образования, вызывая изменения ее парадигмы (в современных условиях трансформация индустриальной цивилизации в постиндустриальную приводит к новым запросам общества во всех сферах жизни и тем самым формирует новый тип культуры), имеют глобальный характер. На мезоуровне инновации направлены на образовательную среду, создание новых типов учебных заведений на базе новых концептуальных подходов, изменение структуры системы образования. На микроуровне — на создание нового содержания как отдельных дисциплин (предметов), так и блока курсов (например, экологических или гуманитарных); отработку новых способов структурирования образовательного процесса; разработку новых технологий, форм и методов обучения [3]. На каждом из этих уровней нововведения касаются индивидуализации образователь-
ного взаимодействия, утверждение гуманистических, демократических ценностей и процессов, происходящих, как считается, на Украине.
Л. Пшеничная указывает на то, что термин «инновация» в сфере образования рассматривается как:
- процесс создания, распространения и использования новшеств для решения педагогических проблем, которые до сих пор раскрывались по-другому;
- результат творческого поиска оригинальных, нестандартных решений педагогических проблем;
- значимые и системные новообразования, которые возникают на основе различных инициатив и нововведений, которые становятся перспективными для эволюции образования, положительно влияя на ее развитие;
- новые формы организации труда и управления, новые виды технологий, которые охватывают различные сферы деятельности;
- процесс обновления или совершенствования теории и практики образования, который оптимизирует достижение ее целей;
- процесс осуществления целенаправленных изменений, ориентированных на преобразование компонентов в структуре или функционировании организации; новые идеи, действия, для которых наступило время реализации [8, с. 6].
Образовательная инновация развивается поэтапно: инициация нововведения и принятие решения о необходимости внедрения новаций определенного типа; обоснование инноваций, прогнозирование негативных и позитивных последствий, информационное обеспечение нововведения; создание новых мобильных, самостоятельных и независимых структур, способствующих освоению новшества: лабораторий, экспериментальных групп и т.д., а также убеждение в необходимости нововведений и создании благоприятного эмоционально-мотивацион-ного фона; обобщение и анализ полученной модели (осознание уровня осуществления инновационного процесса, соотношение с прогнозируемым состоянием); внедрение нового, успешность которого зависит от материально-технической базы учебного заведения (или образовательной среды), квалификации преподавателей и руководителей, их отношения к инновациям в целом, творческой активности, морально-психологического климата в коллективе [8].
В рамках конкретных этапов инновации определяются процессуально-
стью, последовательностью изменений в закономерном порядке. То есть инновационный процесс связан с созданием, освоением (внедрением) и распространением инноваций (содержания, средства, метода, формы, технологии) с целью изменений в образовательной среде (школы, региона, государства) и перехода образования к новому, высшему качеству. В общем инновационный процесс в образовании учеными трактуется как: совокупность последовательных, целенаправленных действий на обновление образования; подготовка и осуществление инновационных изменений, процесс преобразования научных знаний в инновацию; обусловленный общественной потребностью комплексный процесс создания, внедрения, распространения новаций и изменения образовательной среды; комплексная деятельность по созданию (разработке), усвоению, использованию и распространению нововведений [2].
Инновационные процессы всегда имеют своих носителей, а реализация инноваций связана со значительными изменениями в сфере сознания педагогического сообщества в целом. Речь идет о компетентности, конкурентоспособности, готовности педагогов к принятию нововведений, их способности творчески работать, реагировать на глобализационные вызовы и сложные трансформации, которые переживает человечество. Инновационная деятельность в образовательной сфере как процесс и инновации как ее результат связаны практически со всеми сферами деятельности педагога. Это ответ на вызовы современности, что приводит к гибкости системы образования, ее открытости новому, способности формировать инновационного человека — человека такого социально-культурного развития, который сможет творчески и результативно работать, быть конкурентным в современных условиях [4].
В связи с этим переосмысливается роль учителя-воспитателя в обществе и осуществляется поиск путей совершенствования подготовки педагогических специалистов нового поколения. Педагогическое образование рассматривается как особый ресурс повышения интеллектуального потенциала и уровня духовной культуры нации. Его задача — обеспечить высокий уровень интеллектуально-личностного, духовного, профессионального развития будущего педагога, овладение навыками мышления научного стиля и усвоение технологий использования нововведений в профессиональной сфере. В связи с этим целью украинской высшей педагогической школы является создание условий для подготовки инновационно ориентированных педагогов. С одной стороны, потребность
инноваций в системе украинского педагогического образования вытекает из природы социально-экономических изменений, происходящих в социуме, а с другой — это результат модификации самой системы высшего образования в условиях современных глобальных информационных процессов. Педагогическое образование может стать конкурентоспособным при условии диалога между учебными заведениями, благодаря обмену и сотрудничеству между ними. Это, в частности, предусматривает признание за украинскими педагогическими вузами педагогической, научной, административной и финансовой самостоятельности, оставляя за государством основные функциональные принципы организации образования — лицензирование, аккредитация, госзаказ, контроль за качеством подготовки специалистов, их распределение. Имеется в виду определенная автономия высших педагогических учебных заведений, возможность их самоорганизации, когда вуз несет коллективную ответственность за свою деятельность и имеет возможность управлять инновациями [5, с. 31].
Важной в этом контексте является инновационная деятельность высшего педагогического учебного заведения как источника разнообразных нововведений, к которым относятся: новейшие формы финансовой, экономической, научной, учебной, досуговой деятельности; открытие новых направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров; применение современных инновационных педагогических технологий и форм организации учебно-воспитательного процесса.
Предоставление современным вузам большей автономии и полномочий вызывает потребность в реализации следующих инноваций в системе украинского высшего педагогического образования:
- стратегических (обновление концепций и стратегий развития каждого отдельного учебного заведения, изменение образовательных учебных планов и программ подготовки учителей, разработка траекторий индивидуального развития студентов);
- организационно-управленческих (введение новой модели вузов: обновление общей структуры университета и его подразделений, нововведения в системе управления, в том числе с требованиями компетенций педагогических работников);
- технологических (введение новых методик и технологий реализации образовательного процесса) [1].
Выбирая векторы инноваций в украинском высшем педагогиче-
ском образовании, отечественные исследователи четко указывают на необходимость учитывать международные интеграционные процессы. В частности, Комиссия европейских экспертов разработала стандарты качества педагогического образования, которые должны учитывать следующие аспекты: квалификационные характеристики профессорско-преподавательского состава; составляющие учебного плана; интеграцию научной и учебной деятельности; связь со школой; степень интернационализации [7], и украинские исследователи признают их значимость и необходимость использования на Украине.
Важными направлениями инноваций в украинской педагогической образовательной системе и ее интеграции в европейское пространство является переход к сравнительной системе ступеней высшего образования, применение кредитно-модульной системы (ECTS), выдача согласованного приложения к диплому и создание условий для мобильности студентов внутри страны и за рубежом.
Привлекательным для украинских исследователей в этом смысле является внедрение трехцикловой системы подготовки педагогических специалистов: бакалавриат, магистратура, докторантура по философии (PhD), с целью согласования с европейскими стандартами и взаимного признания систем педагогического образования. Такие уровни образования позволяют, по их мнению, сохранить преемственность (ступенчатость, непрерывность) между педагогическими учебными заведениями Украины (колледжами, институтами, университетами), что в свою очередь может положительно влиять на мобильность украинского студента, его возможность менять место учебы и свободно перемещаться в поисках работы в пределах страны.
Нововведения рассматриваются и относительно содержания высшего педагогического образования на основе компетентностного подхода и личностно-ориентированной педагогики, в частности обновление учебных дисциплин, уравновешивание компонентов подготовки (фундаментальной, психолого-педагогической, методической, информационно-технологической, социально-гуманитарной составляющих), ее стандартизация, вариативность, интенсификация, информатизация; поддержка одаренной студенческой молодежи; определение общих элементов в учебных планах и международных программах; согласование с требованиями информационно-технологического общества и изменениями, происходящими в социально-экономической, духовной
и гуманитарной сферах Украины [6].
Ученые отмечают, что инновационное обучение должно предусматривать: интенсивное развитие личности студента и педагога; демократизацию их совместной деятельности и общения; гуманизацию учебно-воспитательного процесса; ориентацию на творческое преподавание и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала; модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала. Такие изменения в подходах к подготовке педагогических специалистов, по мнению украинских исследователей, предусматривают смещение акцентов с процесса обучения на его результаты, что обозначает коренную трансформацию роли педагога и внедрение новых форм взаимодействия участников образовательного процесса.
Украинские исследователи считают, что учебно-воспитательный процесс в украинской высшей педагогической школе должен ориентироваться на личность студента через индивидуализацию обучения. Поэтому сегодня на Украине осуществляется поиск инновационных форм и методов обучения, создается новое поколение дидактических средств и новейших мультимедийных обучающих технологий, идет работа по разнообразию методов оценки и способов обеспечения качества образования. Актуализируется научно-исследовательская деятельность студентов с целью формирования готовности будущих специалистов к осуществлению педагогических исследований в условиях профессиональной деятельности.
Итак, проанализировав исследования украинских ученых, мы можем выделить следующие направления обновления украинского педагогического образования:
- реформирование системы с учетом европейских требований и одновременное сохранение культурных и интеллектуальных национальных традиций в соответствии с запросами общества и нового социального заказа (новый закон «Об образовании»);
- обеспечение интеграции украинского педагогического образования в европейское образовательное пространство через совершенствование структуры высшей педагогической школы на Украине;
- создание условий для подготовки инновационно ориентированных педагогических специалистов через улучшение содержания украинского педагогического образования, внедрение эффективных инно-
вационных форм и способов подготовки специалистов;
- автономия украинских высших педагогических учебных заведений, возможность самоорганизации и самоуправления инновациями;
- улучшение эффективности и результативности научных исследований в украинских педагогических вузах на основе концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития педагогической науки и инноваций.
Инновационные процессы в системе украинского педагогического образования, по мнению украинских исследователей, должны предусматривать: глобальные изменения в научно-педагогической мысли, связанные с изменением ценностных ориентаций, гуманистической стратегии, запросами социума; системные изменения в структуре педагогического образования, выборе стратегии реформирования образования на государственном уровне с учетом национальных и общественных интересов, особенностей менталитета; практические изменения по обновлению учебных программ (содержания) и методов (технологий) подготовки специалистов на основе компетентностного и личностно-ориентирован-ного подходов. Можно сделать вывод, что основными характеристиками современного украинского педагогического образования являются: стремление соответствовать сегодняшним требованиям украинского общества и учитывать международные интеграционные процессы; соблюдение ступенчатости и этапности в подготовке педагогов; автономия и академическая свобода педагогических вузов; поиск возможностей для академических обменов студентами; совершенствование содержания, форм и методов педагогического образования на основе компетент-ностного подхода; интеграция учебного процесса и научного поиска.
Литература
1. Авраменко К. Теоретичш засади пвдготовки майбутшх учителiв до шновацшно-педаго-пчно! дiяльностi в сучасних вищих навчальних закладах Украши // 1нновацшний розвиток ви-що! осв^и: глобальний та нацюнальний ви]шри змш: матерiали II Мiжнародноi' науково-прак-тично! конференцп (26-27 березня 2015 року, м. Суми). Суми: Видавництво СумДПУ iменi А. С. Макаренка, 2015. Том 1. С. 3-6.
2. Ачкан В. 1нновацшний процес i його характеристики в контекст пвдготовки вчителя математики до шновацшно! педагопчно! дiяльностi // 1нновацшний розвиток вищо! осв^и: глобальний та нацюнальний вимiри змш: матерiали II Мiжнародноi' науково-практично! конференцп (26-27 березня 2015 року, м. Суми). Суми: Видавництво СумДПУ iменi А. С. Макаренка, 2015. Том 1. С. 6-9.
3. Докучаева В. Проектування шновацшних педагопчних систем у сучасному осв^ньому простор^ монографiя. Луганськ: Альма-матер, 2005. 304 с.
4. Дубасенюк О. !нновацшш осв^ш технологи та методики в системi професшно-педагопч-
но! шдготовки // Професшна педагопчна освiта: шновацшш технологи та методики: монографiя. Житомир: Видавництво ЖДУ iм. I. Франка, 2009. C. 14-47.
5. 1нноваци у вищiй освiтi: проблеми, досввд, перспективи: монографiя / за ред. П. Сауха. Житомир: Видавництво ЖДУ iм. 1вана Франка, 2011. 444 с.
6. Концептуальш засади розвитку педагопчно! освiти Укра!ни та 'й iнтеграцií в европейсь-кий освпнш простiр // Освiта. 2005. 12-19 ачня.
7. Махиня Н. Педагопчна осв^а у Нiмеччинi: iсторiя та сучасшсть: методичний посiбник. Черкаси: Вид. ввд. ЧНУ iменi Б. Хмельницького, 2008. 64 с.
8. Пшенична Л. 1нновацшш процеси в освт як фактор Н успiху // Педагопчш науки: теорiя, iсторiя, шновацшш технологи. Суми: СумДПУ iменi А. С. Макаренка, 2014. № 4 (38). С. 3-16.
INNOVATIVE PROCESSES IN UKRAINIAN HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION
The author of the article consider the essence of concepts "innovation", "innovation processes" in education in scientific interpretation of the Ukrainian researchers. The author concentrates on the tasks of pedagogical education in the conditions of a new social order, reveals the directions of renewal of Ukrainian higher pedagogical education in the context of European integration processes. The author of the article also notes the importance of granting autonomy and a certain independence to pedagogical universities in order to improve the effectiveness of scientific research and create conditions for the preparation of innovative pedagogical specialists.
Keywords: innovation, innovative process in education, teacher education, teacher training, innovation in higher pedagogical education.
References
• Achkan V. Innovacijnij proces i jogo harakteristiki v konteksti pidgotovki vchitelja matematiki do innovacijnoi pedagogichnoi dijal'nosti // Innovacijnij rozvitok vishhoi osviti: global'nij ta nacional'nij vimiri zmin: materiali II Mizhnarodnoi naukovo-praktichnoi konferencii (26-27 bereznja 2015 roku, m. Sumi). Sumi: Vidavnictvo SumDPU imeni A. S. Makarenka, 2015. Tom 1. S. 6-9.
• Avramenko K. Teoretichni zasadi pidgotovki majbutnih uchiteliv do innovacijno-pedagogichnoi dijal'nosti v suchasnih vishhih navchal'nih zakladah Ukraini // Innovacijnij rozvitok vishhoi osviti: global'nij ta nacional'nij vimiri zmin: materiali II Mizhnarodnoi naukovo-praktichnoi konferencii (26-27 bereznja 2015 roku, m. Sumi). Sumi: Vidavnictvo SumDPU imeni A. S. Makarenka, 2015. Tom 1. S. 3-6.
• Dokuchaeva V. Proektuvannja innovacijnih pedagogichnih sistem u suchasnomu osvitn'omu prostori: monografija. Lugans'k: Al'ma-mater, 2005. 304 s.
• Dubasenjuk O. Innovacijni osvitni tehnologii ta metodiki v sistemi profesijno-pedagogichnoi pidgotovki // Profesijna pedagogichna osvita: innovacijni tehnologii ta metodiki: monografija. Zhitomir: Vidavnictvo ZhDU im. I. Franka, 2009. S. 14-47.
• Innovacii u vishhij osviti: problemi, dosvid, perspektivi: monografija / za red. P. Sauha. Zhitomir: Vidavnictvo ZhDU im. Ivana Franka, 2011. 444 s.
• Konceptual'ni zasadi rozvitku pedagogichnoi osviti Ukraini ta ii integracii v evropejs'kij osvitnij prostir // Osvita. 2005. 12-19 sichnja.
• Mahinja N. Pedagogichna osvita u Nimechchini: istorija ta suchasnist': metodichnij posibnik. Cherkasi: Vid. vid. ChNU imeni B. Hmel'nic'kogo, 2008. 64 s.
• Pshenichna L. Innovacijni procesi v osviti jak faktor ii uspihu // Pedagogichni nauki: teorija, istorija, innovacijni tehnologii. Sumi: SumDPU imeni A. S. Makarenka, 2014. № 4 (38). S. 3-16.