Литература:
1. Буренин А.Н. Рынки производных финансовых инструментов. - М.: ИНФРА-М, 1996.
2. Саркисян А.М. Производные финансовые инструменты. Хеджирование, спекуляция, арбитраж. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1998..
3. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1998.
4. Рэдхэд К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками. Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1996..
5. Колб Р. Финансовые деривативы. Учебник. Издание 2-е / Перевод с англ. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.
6. Материалы Банка «Церих»: Электронный ресурс. Режим доступа: www.bank.zerich.ru.
7. Материалы Московской межбанковской валютной биржи: Электронный ресурс. Режим доступа: www.micex.ru.
8. Материалы Министерства финансов РФ: Электронный ресурс. Режим доступа: www.minfin.ru.
9. Материалы Фондовой биржи РТС: Электронный ресурс. Режим доступа: www.rtsnet.ru.
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Лочан С.А., д.э.н., профессор ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Федюнин Д.В., к.э.н., профессор ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
В статье рассмотрены вопросы разработки стратегии продвижения продукции в социальных сетях. Показаны условия и возможности эффективного продвижения и отражены основные составляющие стратегии продвижения продукции в социальных сетях.
Ключевые слова: продвижение, социальная сеть, маркетинг, потенциал, эффективность коммуникации, бюджет продвижения, целевая аудитория.
DEVELOPMENT STAGES OF THE PRODUCT PROMOTION STRATEGY IN SOCIAL NETWORKS
Lochan S., doctor of economics, professor of Russian Economic University named after G.V Plehanov Fedyunin D., cand .econ. sci., professor of Russian Economic University named after G.V. Plehanov
The article discusses the development of product promotion strategy in social networks. Showing the conditions and opportunities for the effective promotion and presents the basic components of product promotion strategy in social networks.
Keywords: promotion, social networking, marketing, capacity, effectiveness of communication, budget, target audience.
Социальные сети - это площадки для построения долгосрочных отношений, а это значит, что готовиться к такой работе нужно тщательно, чтобы не совершить ошибок, которые могут эти отношения разрушить.
Коммуникации в социальных сетях должны выступать одной из составляющих маркетинговогомикса, наряду с традиционными медиа.
Стратегия продвижения продукции в социальных медиа не существует сама по себе, а является частью общей стратегии маркетинга компании, которая в свою очередь встроена в стратегию развития компании.
Таким образом, разрабатывая стратегию продвижения продукции в социальных медиа, нужно постоянно опираться на предшествующие стратегии. В противном случае, если действия компании в социальных сетях и остальные действия не согласованы между собой, вся работа становится абсолютно бессмысленной и может даже навредить компании.
Место стратегии продвижения в социальных сетях в деятельности компании хорошо проиллюстрирована на схеме, предложенной Александром Блохиным [1]
Стратегия продвижения продукции в социальных сетях формализует работу, отражает шаги на пути от поставленных целей к желаемым результатам, очерчивает пространство для экспериментов, регламентирует взаимодействие между участниками процесса, детализирует набор инструментов и многое другое.
До разработки стратегии следует исследовать коммуникационное поле вокруг объекта продвижения, изучить действия конкурентов в социальных медиа, проанализировать портрет аудитории. На основе этих и других данных и будет составляться стратегия продвижения.
Кроме того, очень важно понимать, что стратегия продвижения продукции в социальных медиа - это документ, в котором четко и ясно прописывается все, что касается предстоящей работы в социальных сетях. На данный момент не существует единого образца этого документа, он не формализован. Но есть ряд пунктов, которые следует последовательно рассмотреть при разработке стратегии в социальных сетях.
Содержание стратегии продвижения продукции в социальных сетях включает в себя следующие пункты:
Рис. 1. Место стратегии продвижения в социальных сетях в общей стратегии развития компании.
1. Введение. Введение - это та часть стратегии, которая описывает исходные данные: этап развития бренда на момент составления стратегии, основную аудиторию бренда, долю рынка,проводи-мые ранее рекламные компании, место объекта продвижения среди других продуктов компании, позиционирование объекта продвижения на рынке, другие рекламные активности
Совокупность этих данных позволит составить наиболее полную картину, отражающую ситуацию вокруг объекта продвижения. Сюда могут входить и данные заранее проведенного мониторинга социальных медиа (такие как число упоминаний, соотношение упоминаний разной тональности и другие).
2. Цели и задачи. Во втором пункте в разработке стратегии продвижения в социальных сетях нужно четко сформулировать коммуникационные цели компании. После того, как сформулированы цели, нужно разбить их на задачи, которые компания ставит перед социальными медиа.
В качестве примера, целью может быть увеличение узнаваемости бренда среди целевой аудитории, а задачей в этом случае будет рост числа упоминаний, увеличение контактов с аудиторией и прочие. Разделение целей и задач поможет спланировать действия на пути их достижения, сделать работу последовательной и логичной.
Именно на этом этапе происходит выбор площадок, инструментов и каналов коммуникации. И может оказаться, что социальные сети для решения актуальных на данный момент задач подходят в меньшей степени, чем какие-то другие инструменты. В таком случае компания сможет сэкономить средства, избежать ошибок и вложить эти деньги в наиболее эффективные для достижения целей медиа-каналы.
3. Портрет аудитории. Приходя в социальные сети, важно точно знать с кем компания собирается взаимодействовать. Очень часто, компании говорят о том, что их аудитория очень широкая, забывая, что потребности, интересы и образ жизни разных сегментов этой большой аудитории коренным образом отличается. Описывая свою аудиторию (в случае, если она очень широкая), важно разделить ее на группы, выделяя что-то общее.
Помимо традиционных социально-демографических характеристик, портрет аудитории должен детально описывать их интересы, потребности, образ жизни. Важно знать, какими социальными сетями аудитория пользуется чаще, как ей удобнее потреблять информацию: в виде обстоятельных объемных текстов блога или в виде коротких лаконичных записей микроблога. Что способно привлечь больше внимания: серьезные проблемные материалы или смешные фотографии.
Для того, чтобы с максимальной точностью составить портрет целевой аудитории до начала работ нужно провести ряд исследований. По их результатам можно будет выработать наиболее эффективную стратегию коммуникации и построить взаимодействие с пользователями.
4. Инсайт в области коммуникации. Определившись с целями и узнав свою аудиторию, необходимо понять, что именно заставит действовать аудиторию так, как нужно компании, и найти мотив коммуникации с брендом. Поиск инсайта является необходимым условием дальнейшей успешной работы.
Инсайт - это своеобразный мотив человеческого поведения, то, что определяет его действия. Инсайт в области коммуникации -это то, что может подтолкнуть его к общению с брендом. Так, например, если речь идет о туристической компании, то пользователям будет интересно общаться о странах.[2]
5. Площадки и инструменты. Площадки и инструменты работы выбираются только после того, как предыдущие этапы разработки стратегии уже пройдены. Так как выбор той или иной площадки зависит от целевой аудитории, интересов и предпочтений, а выбор инструментов обусловлен возможностями площадок и поставленными задачами.
6. Содержательное наполнение. После выбора площадок для работы осуществляется разработка перечня тем, вокруг которых будет строиться коммуникация, а также активации, которые будут проводиться с использованием выбранных инструментов. Еще до начала работы нужно определиться с тем, на какие узкие темы будет происходить общение с аудиторией, в каком формате будет осуществляться стимулирование аудитории.
Разрабатывая содержание площадок, необходимо предусмотреть, каким образом будет строиться работа с негативными мнениями, которые неизбежно будет возникать. Поэтому еще на этапе разработки стратегии, необходимо прописать все возможные при-
чины недовольства аудиторией и разработать план действий на случай появления негативных комментариев.
7. Ключевые показатели эффективности. Показатели эффективности зависят от выбранных площадок и инструментов. Поэтому, когда уже решено где, как и при помощи каких инструментов будет продвигаться бренд, необходимо определить как будет измеряться эффективность маркетинговый усилий. Это может быть количество упоминаний или изменение соотношения упоминаний бренда разной тональности. Ключевым показателем может также являться число регистраций или даже заказов (если это предполагает продвигаемый продукт). Участники акций, полученные комментарии - все это тоже показатели эффективности. Показатели эффективности должны быть выражены количественно.
8. Позиционирование объекта продвижения. С приходом компании в социальные сети, учитывая цели, ставшие толчком к этому, нужно обязательно определить позиционирование бренда в пространстве социальных медиа. При этом оно не должно идти в разрез с общей идеей бренда, а призвано дополнять ее и адаптировать к новым условиям продвижения.
Самый простой пример, когда бренд идет в социальные сети для того, чтобы улучшить клиентский сервис. Основным инструментом работы в этом случае будет - создание в социальных сетях собственных площадок бренда, центральной функцией которых станет «горячая линия». В этом случае вполне обоснованно будет добавить в концепцию позиционирования бренда пункт о стремлении меняться в соответствии с ожиданиями клиентов, о готовности оперативно решать проблемы, возникшие у покупателей с продукцией. Наверняка раньше этих пунктов в концепции позиционирования бренда не существовало, или они были обозначены абстрактным словосочетанием «клиентоориентированный подход».
9. Планирование активностей в социальных медиа. Следующий этап создания стратегии продвижения продукции в социальных медиа - это планирование активностей. Планирование поможет наметить хронологию основных действий, обозначить точки контрольных замеров показателей эффективности и запланировать все желаемые активности. Имея план работы, впоследствии можно будет корректировать время проведения тех или иных активаций. Наглядный план облегчит работу и по корректировке стратегии, при необходимости.
Как правило, это план на год, квартальный план и план на месяц.
План на год включает общий тайминг проекта, где указаны периоды реализации постоянных активностей, то есть тех, которые проводятся не разово (как конкурсные активации), а регулярно (например, обновление блога, таргетированные объявления).
Следующий план - квартальный. Квартальный план содержит понедельное планирование. Квартальный план помогает заблаговременно готовить концепции всех активаций. Необходимо проводить замеры ключевых показателей эффективности и планировать их в квартальных планах. Это поможет корректировать стратегию и план на следующие периоды в соответствии с полученными результатами.
И, наконец, помесячный план. Он включает в себя ежедневное планирование. Такой план должен быть максимально точным и разрабатываться за неделю до начала нового месяца. В помесячный план входит и редакционная сетка, в которой планируется обновление контента на площадках, и медиа-планы. Такой план должен быть максимально подробным и включать точные даты запуска конкурса, сбора его результатов, объявления победителей, запуска новой площадки и другие активности. В планах также должны быть отражены и другие online и offline активности компании. Ведь часть, а иногда и большинство действий в социальных сетях будут сопряжены с другими активностями.
10. Проектная команда. На этапе разработки стратегии решаются вопросы должностных обязанностей штатных сотрудников и подрядчиков, укомплектованности штатного состава, обучения, повышения квалификации сотрудников, порядок взаимодействия сотрудников компании по проектам, определения ответственного за ведение отчетной документации, выбора руководителя проекта.
11. Смета работ. Смета составляется именно по окончании разработки стратегии, а не в ее начале. Путь от бюджета к плану активностей - тоже провальный. При отсутствии требуемого бюджета, лучше повременить с запуском работ. Стратегия должна разрабатываться только по пути от задач к решению и на основе этого должен составляться план, определяться проектная команда и со-
ставляться смета работ. В противном случае даже имеющийся бюджет может быть потрачен впустую. [3]
Резюмируя рассмотренные вопросы организации продвижения продукции в социальных сетях, можно сказать, что как и в организации любой маркетинговой активности, здесь требуется порядок, четкий план действия и, самое главное — обозримая измеримая цель. Работа с социальными медиа требует выстраивания определенной стратегии, хорошо коррелирующей с другими бизнес-стратегиями компании.
Также нужно иметь представление о предпочтениях и особенностях поведения целевой аудитории, выбрать правильную площадку для продвижения продукта, использовать эффективные инструменты взаимодействия с пользователями, в зависимости от целей, стоящих перед брендом. Это позволит быстро получить нужную реакцию.
Кроме этого, принимая решение о построении стратегии продвижения продукции в социальных сетях, компаниям нужно быть готовыми выделять ресурсы и бюджет на постоянную поддержку этой активности в будущем. В аспекте всего сказанного представим далее стратегию для продвижения парфюмерного бренда SYOSS в социальных сетях.
При выборе стратегии продвижения бренда SYOSS в социальных сетях, прежде всего, необходимо выделить общие барьеры и драйверы продукта, оказывающие влияние на потребителей на функциональном и эмоциональном уровне восприятия бренда.
Ключевыми драйверами продукта на функциональном уровне являются профессиональный имидж, профессиональное качество, широкая дифференциация продуктов по различным потребностям потребителей, уникальные предложения в новых сегментах косметических продуктов, широкая дистрибуция, сравнительно низкая цена.
На эмоциональном уровне драйверами продуктов являются стремление женщин пользоваться премиальной профессиональной косметикой, демонстрируя, таким образом, свой статус, уровень дохода. Также продукты SYOSS дают возможность заботиться о красоте на профессиональном уровне женщинам, которые ограничены в средствах или во времени для того, чтобы ходить для этого в салон.
Ключевыми барьерами для SYOSS на эмоциональном уровне является скептическое отношение к нему пользователей других профессиональных брендов, которые считают продукт несравнимым с салонными. Отчасти это обусловлено низким ценовым позиционированием SYOSS в сравнении с профессиональными продуктами, что влияет на восприятие продукта как низкокачественного.
Функциональными барьерами бренда SYOSS является среднее качество продуктов, которое зачастую не оправдывает ожидания потребителей, так как под воздействием активного промотирова-ния профессионального имиджа, у них возникают завышенные ожидания от действия продукта.
Проанализировав коммуникационные активы и барьеры бренда SYOSS, для правильного позиционирования продукта в основе коммуникаций с пользователями в сети следует придерживаться темы профессионализма, экспертизы, следование тенденциям косметического рынка.
Выбрав наиболее релевантные площадки для организации продвижения бренда SYOSS, определившись со стратегией продвижения бренда в социальных сетях, необходимо выделить набор инструментов для продвижения бренда, эффективных для каждой конкретной социальной сети.
Прежде всего, нужно определить наиболее эффективный вариант организации страницы бренда SYOSS в социальных сетях.
Необходимо отметить, что выбор способов продвижения брендов в социальных сетях является достаточно сложным. В отношении бренда SYOSS можно остановить выбор как на создании «бренд-сообщества», так и на «тематическом» сообществе. Выбирая между ними, мы так или иначе столкнемся с определенными барьерами. С одной стороны, пользователи не заинтересованы вступать в брендированные сообщества, продуктами которого они не пользуются. В этом случае бренд изначально ограничивает свои возможности для привлечения пользователей в свое сообщество лишь лояльными потребителями. С другой стороны, нет никакого смысла вкладывать деньги в развитие сообщества, пусть и имеющего потенциал для участия в нем большого количества пользователей, где о бренде речь будет идти лишь косвенно.
Анализируя конкурентное окружение, можно отметить, что в социальной сети Facebook большинство брендов создают так называемые fan-pages (фанатские страницы), и это благоприятно воспринимается пользователями данной сети.
В социальной сети Вконтакте же прослеживаются другие тенденции. Большинство брендов выбирают путь развития тематических сообществ, основной контент которых является увлекательным для аудитории и обладает вирусным потенциалом, а бренд скорее встраивается в коммуникацию. Как показывает опыт крупнейших косметических сообществ, эта стратегия эффективна, если центральная тема сообщества будет релевантна бренду.
В связи с этим, для бренда SYOSS наиболее предпочтительным вариантом организации продвижения в данных социальных сетях будет создание страницы бренда в сети Facebook и тематического сообщества в сети Вконтакте.
Учитывая разницу аудитории этих социальных сетей, способы организации подачи продуктовой информации, различные функциональные инструменты привлечения пользователей, необходимо предложить различные механики организации маркетинга бренда SYOSS для каждой выбранной социальной сети.
Таким образом, для продвижения бренда SYOSS в социальных сетях можно предложить следующие мероприятия:
1. Создание брендированного приложения. Отталкиваясь от коммуникационной стратегии продвижения бренда SYOSS в социальных сетях: «Вместе с профессиональными средствами SYOSS ты становишься профессионалом по стилю и уходу за волосами», для большего вовлечения пользователей группы можно создать рейтинговое приложение-тест на выявление настоящих профессионалов.
Основной идеей данного приложения будет накопление виртуальных баллов за правильные ответы на релевантные продуктам SYOSS области знаний, в том числе продуктовые. После накопления определенного количества баллов пользователи получают степень эксперта. Делятся своими достижениями с друзьями.
В рамках данной активности решаются сразу несколько задач, поставленных в рамках организации маркетинговой активности для бренда SYOSS в социальных сетях. Прежде всего, это высокий охват, так как игровые приложения пользуются большой популярностью среди целевой аудитории бренда в Интернете, а также способствуют вирусному распространению информации о бренде. А также в процессе игры в доступном формате коммуницируются свойства продуктов, доказывается их эффективность, происходит обучение потребителей правильному подходу к использованию продуктов.
2. Организация конкурсов. Среди женской аудитории большую популярность имеют ТВ шоу с преображением обычных женщин, таких как «Снимите это немедленно» и множество других. Это обусловлено отчасти тем, что в силу нехватки времени, незнания, отсутствия денег женщины зачастую не могут обратиться к профессиональному стилисту, поэтому они так ценят советы экспертов с экрана. Описанный инсайт как никакой иной обеспечивает точное попадание в позиционирование бренда SYOSS «советы профессионалов в доступной тебе сети».
Попасть на шоу и получить личную консультацию практически невозможно, поэтому организованный командой профессиональных стилистов SYOSS конкурс с подобным призом и с прозрачной механикой отбора участниц вызовет большой резонанс среди целевой аудитории бренда в социальных сетях.
Каждое преображение помимо интереса к непосредственному участию в конкурсе будет также служить одной из контентной составляющих наполнения групп, так как репортаж о преображении будет также коммуницировать варианты применения продукции SYOSS для создания модного образа, а также обучающим материалом для правильного использования продуктов всех линеек бренда.
Положительные отзывы участников преображения позволят продемонстрировать качество продуктов и будут являться основой для построения позитивного информационного поля вокруг бренда SYOSS, которое в последствии, может быть инструментом для нивелирования негативных отзывов о продуктах в сети. Что является решением для реализации еще одной цели присутствия бренда в социальных сетях.
3. Интеграция с offline средой. Необходимо предусмотреть возможности интеграции с дополнительными тематиками, релевантными для аудиторий различных площадок.
В случае с сообществом Вконтакте, бренд SYOSS может выступать партнером крупнейших ВУЗов при проведении конкурсов красоты. Это прекрасно коррелируется с позиционированием бренда как доступного качественного профессионального продукта, ведь в таких конкурсах участвуют простые девушки, но при этом многие ВУЗы организуют подобные мероприятия на самом высоком уровне.
Этот формат спонсорства на данном этапе не используется ни одной из ведущих косметических марок, и администрация учебных заведений крайне положительно относится к подобному взаимодействию, предлагая различные возможности анонсирования бренда взамен на предоставление подарочных наборов от спонсора. В большинстве случаев, это ничего не стоит компании, но, несомненно, является очень позитивным информативным поводом для пользовательниц в сети Вконтакте, ядро аудитории которой составляют учащиеся или выпускники ВУЗов.
Нельзя не отметить, что подобная тематика не будет интересна пользователям Facebook, так как аудитория этой сети более возрастная, сравнительно более платежеспособная, интересующаяся модными, качественными событиями. Поэтому, в случае страницы бренда на Facebook более правильным будет сконцентрироваться на освещении глобальных событий, релевантных имиджу бренда, например, недель мод и выставок парикмахерского искусства.
4. Построение двусторонней коммуникации.Для обеих выбранных площадок крайне привлекательным является наличие «настоящего» эксперта, отвечающего на вопросы пользователей, позволяющего выстроить межличностный контакт со SYOSS посредством общения с представителем бренда (стилистом, колористом, трихологом, парикмахером). В отношении исследуемого бренда эта активность может оказать большую отдачу, так как образ стилиста присутствует в каждом рекламном сообщении бренда, и будет очень органично вписываться в общую стратегию продвижения бренда в традиционных медиа.
Литература:
1. В^ТтО^Шу [http://oreilly.com] - "^айв"^еЬ 2.0 — Режим доступа:http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.англ.
2. Данишевская О.Г., Стратегии неслучайного маркетинга, или как правильно «шуметь» в социальных медиа // журнал «Реклама. Теория и практика», 2011, №05(47)
3. Мирман Скотт Д., Новые правила маркетинга и Р^ Как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного контакта с покупателем. - М.: Альпина Паблишер, 2011.
ВЛИЯНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ НА СКОРОСТЬ И КАЧЕСТВО СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ В ЛЕСНОМ КОМПЛЕКСЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Олейник Е.Б., к.э.н., доцент кафедры Бизнес-информатики и экономико-математических методов, Дальневосточный федеральный
университет
В статье рассматривается понятие интегрального структурного сдвига, исследуется влияние инвестиций на структурные сдвиги в лесном комплексе Дальневосточного региона. Дается количественная и качественная оценка влияния инвестиций на структурные сдвиги в лесном комплексе Дальневосточного региона.
Ключевые слова: лесные ресурсы, инвестиции в лесной комплекс, интегральные структурные сдвиги, коинтеграция, рентабельность инвестиций, скорость сдвигов в объеме производства.
INFLUENCE OF INVESTMENTS ON SPEED AND QUALITY OF STRUCTURAL SHIFTS IN THE WOOD COMPLEX OF THE FAR EAST FEDERAL DISTRICT
Oleynik E., assistant professor Business informatics and economic-mathematical methods chair Far East federal university
The concept of integrated structural shift is considered, influence of investments on structural shifts in a wood complex of the Far East region is investigated. Quantitative and quality standard of influence of investments on structural shifts in a wood complex of the Far East region is given.
Keywords: wood resources, investments into a wood complex, integrated structural shifts, a kointegratsiya, profitability of investments, speed of shifts in volume of production.
Для регионов, богатых лесными ресурсами, лесной комплекс является существенной частью их экономической, социальной и экологической сферы деятельности. Дальневосточный федеральный округ (ДВФО) - крупнейший лесной регион России. На его долю приходится 27% запаса древесины в России. Экономический потенциал региона, благодаря наличию ценных лесных ресурсов, довольно значителен. Проблема повышения уровня использования потенциала лесного комплекса Дальнего Востока сегодня особенно актуальна, а вопросы сбалансированного развития лесного комплекса выходят за рамки чисто экономических проблем.
Понятие “лесной комплекс” впервые было использовано в 1972 г. в материалах Всесоюзной конференции “Использование и воспроизводство лесных ресурсов Дальнего Востока”. В период 19762005гг. был опубликован целый ряд работ, в которых изложены различные взгляды на содержание этого понятия. Основным в понятии лесного комплекса должно быть отражение в нем условий, необходимых для организации рационального лесопользования. Отсюда следует и основная задача ЛК - «получение лесопродукции в максимальном количестве с наименьшими затратами на основе рационального использования лесных ресурсов» [5].
Все экономические структуры, в том числе и лесной комплекс, подвержены изменениям, происходящим с течением времени. Если эти изменения ведут к качественному изменению компонентов структуры, к изменению долей и пропорций экономической структуры, то
можно говорить о структурном сдвиге. Именно эффективные структурные сдвиги являются важным условием экономического роста лесного комплекса. Они имеют разную природу и зависят от многих факторов. Важнейшим фактором, влияющим на структурные сдвиги в лесном комплексе, являются инвестиции, однако инвестиции могут направляться в различные отрасли лесной промышленности, в этом случае и эффект от инвестиций может быть различным. Для исследования влияния инвестиций на структурные сдвиги в лесном комплексе Дальневосточного региона выбран период 2000-2010 гг., в котором не происходило резких изменений курса доллара, что позволило выявить некоторые закономерности в динамике структуры. Для расчета интегральных сдвигов в отраслевой структуре лесного комплекса ДВФО использовалась следующая формула:
n I I—1
s < fj - f
j=1
К
(1)
j=1
j=1
где
удельные веса объемов производства j-