^ Образование в сфере культуры
Этапы работы в учебном процессе вокального исполнительства
М. С. Зайкова
Московский государственный университет культуры и искусств
Представленная статья освещает вопросы, связанные с вокальным исполнительством в учебном процессе. Автором выделены пять этапов работы в учебном процессе в классе вокала. Для достижения основной цели предлагается проведение психодиагностики и авторских упражнений на развитие мышления, внимания, воображения, памяти, выработку психологических жестов и пластических движений. Даны рекомендации по проведению анализа педагогом конкретного выступления студента в вокальном исполнительстве.
Ключевые слова: внимание, воображение, память, мышление, психологические жесты и пластические движения, психодиагностика, этапы вокального исполнительства.
Presented article takes up the questions connected with vocal execution in educational process. By the author it is developed five stages of work in educational process in a vocal class. For main objective achievement carrying out of psycho diagnostics and author's exercises on development of thinking, attention, imagination, memory, psychological gestures and plastic movements is offered. Recommendations about carrying out of the analysis by the teacher of concrete performance of the student in vocal execution are made.
Key words: attention, imagination, memory, thinking, psychological gestures and plastic movements, psycho diagnostics, stages vocal execution.
На пути к профессиональному успеху в вокальном исполнительстве необходимо преодолевать весомые технические трудности, в том числе физические и психологические. Одно из основных препятствий к достижению успеха в вокальном исполнительстве - это физические и психологические зажимы, связанные с нервным напряжением певца в ходе выступления перед публикой. К данной проблеме вокального исполнительства обращались такие исследователи, как Л. Дмитриев, И. Силантьева, Ь. МагциаП:, Ф. Шаляпин, А. Иванов, О. Далецкий, В. Морозов и др. Но, изучая данные труды и исследуя учебный процесс в вокальном исполнительстве, мы пришли к выводу о том, что представленная проблема требует глубокого ее осмысления, так как в аспекте педагогики и в рамках учебного процесса она не была решена.
В ходе проведенного нами эксперимента решение данной проблемы видится в совершенствовании у студентов навыков освобождения от мышечных и психологических зажимов, включая упражнения на развитие памяти, внимания, воображения, мышления, выработку психологических жестов и пластических движений в работе над сценическим образом. Для достижения представленной цели необходимо решить задачи, которые мы подразделили на пять этапов:
1. Педагог при помощи определенной психодиагностики, ориентированной на выявление свойств личности, определяет дальнейший подход для развития данных индивидуальных особенностей студента в вокальном исполнительстве.
2. Подбирает упражнения, наиболее полно соответствующие личностным каче-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 157-160 157
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^
ствам обучаемого.
3. Способствует проверке знаний, умений и навыков студентов с целью выявления усвояемости данного тренингового материала.
4. Обучаемым требуется применить в практике выступлений данные знания, умения и навыки, выработанные в процессе учебной работы в классе, а также самостоятельно самим певцом.
5. Студенту предлагается оценить свое исполнительское мастерство, а затем и педагогу, который, после оценки, дает дальнейшие рекомендации певцу по поводу его предстоящей работы в данном процессе.
Рассмотрим более подробно все предстоящие этапы выработки данных навыков в вокальном искусстве.
Первый этап - это психодиагностика, который представляет собой специально подобранный набор тестов, ориентированных на определение видов памяти, внимания, мышления и воображения студента. Затем, опираясь на полученные данные, можно выстраивать систему упражнений.
В данном случае если у студента получился высокий балл по наглядно-образному и креативному (творческому) мышлению, то, опираясь на данные проведенного эксперимента, мы выявили, что обучаемому с таким типом намного легче проявить творческий подход в создании сценического образа произведения, чем тому, у кого более развито абстрактно-символическое мышление.
В связи с этим мы пришли к выводу о том, что педагогу необходимо координировать учебный процесс, руководствуясь данными критериями. Приведем пример: студенту, участвовавшему в эксперименте по формированию образа, мы предложили объяснить и описать данный образ героя во всех подробностях, что вызвало у исследуемого затруднения. Затем, определив, с помощью психодиагностики его преобладающий тип мышления (абстрактно-символический), мы предложили не рассказывать, а нарисовать данный образ персонажа так, как он себе его представляет, например, в виде различных обозначений,
включая схемы и знаки. В результате обучаемый справился с заданием намного быстрее, что определило последующий ход работы. Необходимо отметить, что в дальнейшем нужно вырабатывать различные виды мышления у студентов и применять разнообразные подходы для этого. Это касается также развития памяти, внимания и воображения.
Второй этап - это подбор упражнений. В ходе экспериментальной работы мы предложили студентам несколько различных по смыслу слов: дерево, скамейка, шкаф, стол, вешалка. Далее обучаемому задается вопрос на развитие словесно-логического мышления: «По какому свойству можно объединить эти предметы?». Если студент ответит правильно: «По материалу, так как все эти предметы состоят из дерева», то можно приступить к развитию наглядно-образного мышления. В том случае, если студент не справился с заданием, мы говорим: «одно из слов содержит подсказку данного свойства» и т.д. Далее в этом упражнении для развития наглядно-образного мышления студенту предлагается, используя данные слова, составить яркий описательный в образах рассказ. Данное задание также способствует развитию воображения, внимания и памяти, так как различные по смыслу слова обучаемому необходимо держать в памяти для составления образной истории; быть внимательным, выстраивая логичную последовательность своего рассказа; использовать способность к воображению и фантазии, описывая эмоционально и ярко данные события, что весьма сложно на первых этапах обучения.
К.С. Станиславский предлагал специфичный метод по «расшевеливанию воображения» в своем труде «Работа актера над собой»: «В моем методе расшевеливать воображение есть несколько моментов, которые следует отметить... Когда воображение ученика бездействует, я задаю ему простой вопрос. Нельзя же не ответить на него, раз к вам обращаются. И ученик отвечает, - иногда наобум, чтобы отвязались. Такого ответа я не принимаю, доказываю
его несостоятельность. Чтобы дать более удовлетворительный ответ, ученику приходится либо тотчас же расшевелить свое воображение, заставить себя увидеть внутренним зрением то, о чем его спрашивают, либо подойти к вопросу от ума, от ряда последовательных суждений ... Однако бывает ленивое воображение, которое не всегда отзывается даже на самые простые вопросы. Тогда преподавателю ничего не остается, как, задав вопрос, самому подсказать ответ на него» (7, с. 93).
В развитии такого качества, как пластическая координация певца, вначале необходимо вырабатывать данные навыки на небольших психологических жестах, а затем уже в более активных движениях. Например, если певец на протяжении всего произведения поет с одним жестом (это может быть вытянутая вперед рука), то следует предложить ему выявить в тексте исполняемого произведения все глаголы и соотнести их с действием, которое может быть. Так или иначе, окажется, что фиксация протянутой руки исполнителя при пении совсем не подойдет ко многим глаголам данного текста, поэтому обучаемому придется мобилизовать все свои силы, а также работу воображения и фантазии, для того чтобы найти нужный психологический жест.
Если учебный процесс включает в себя постановку произведения конкретной формы (опера, мюзикл, отдельный номер), то необходимо, помимо психологических жестов, использовать и пластические движения. «Выразительность актера на сцене зависит от его способности чувствовать движение. Чувство движения - это навык, который формируется в процессе "переживания" движения, то есть сознательного освоения его структуры, и совершенствуется через сознательное отношение к процессу построения движения» (4, с. 67). В. Дюпре в своей книге «Как стать актером» выделяет следующие составляющие «чувства движения», которые необходимо вырабатывать при помощи тренировки (4, с. 68):
Чувство баланса - умение сохранять
^ Образование в сфере культуры
устойчивую позицию на различных видах конструкций, зависящее от способности актера, в данном случае певца-актера, управлять центом тяжести, удерживая равновесие в непривычных для тела положениях.
Чувство координации - умение координировать движение в заданном рисунке и, прежде всего, управлять периферией тела, включая мышцы лица.
Чувство скорости - умение управлять скоростью движения, играть скоростями, способность к взрывной реакции, рождающей активное движение.
Чувство инерции - умение мягко и быстро тормозить и управлять процессом изменения действия.
Чувство напряжения - умение управлять своим актерским напряжением и играть напряжением персонажа. В эти категории входят и движения в виде потягивания, прыжков и вращений.
Способствуя развитию данных навыков личности студента, мы вырабатываем у певца привычку учиться действовать. Все данные составляющие способствуют преодолению страха и снятию психологического барьера перед зрителями, но для этого их необходимо вырабатывать и постоянно совершенствовать.
Далее, в третьем этапе, следует проверка знаний, которая включает в себя следующие элементы:
1. Необходимо заново проверить у студента тип его мышления, памяти, воображения, внимания.
2. Студенту требуется высказать свое мнение по поводу заданий и заданных к ним вопросов, после какого этапа ему было легче отвечать, а на каком - сложнее.
3. Полученный результат следует использовать для выявления проблемы и в дальнейшем ориентироваться на восполнение определившихся пробелов в знаниях, развивая при этом также типы вышеописанных свойств личности, требующихся для данной деятельности.
Четвертый этап самый сложный, так как он требует воплощения всех наработанных ранее знаний на практике, для чего в пер-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^
вую очередь следует провести их систематизацию. Прежде чем певец выйдет на сцену перед большим залом, следует научить его концентрировать внимание на исполняемом произведении и действии. Для этого можно проводить урок в паре с кем-то из однокурсников студентов, чтобы один студент выступал в роли зрителя, а другой - исполнителя. Применяя такой прием, мы заметили, что студенты учатся анализировать ошибки других и таким образом - работать со зрителем, справляться с волнением. Затем можно провести открытый урок в классе, собрав всех студентов, где каждый исполнит свою программу перед собравшимися.
Заключительный этап - оценивание студентом себя в выступлении и, разумеется, педагогом. Здесь мы предлагаем выступавшему критически посмотреть на себя со стороны, выявить свои положительные стороны, а также недостатки в работе. Педагог предлагает обучаемому самому найти решение выявленной проблемы, при помощи каких средств это следует осуществить, для того чтобы достигнуть высокого и требуемого результата. Не ре-
комендуется слишком подробно анализировать каждый недочет в исполнении, это может привести к отрицательному результату: студент будет каждый выход на сцену воспринимать как очередной разбор его недостатков.
Главное для педагога уметь правильно сделать выводы по данной работе и суметь грамотно указать на недочеты студента, предлагая ему самому выбрать, что для него лучше. Если студент не определился с выбором, то педагог может подсказать ему пути преодоления барьеров. Необходимо учитывать мнение каждого обучаемого, развивая навыки самостоятельной работы и принятия решений в данной проблеме.
Таким образом, мы пришли к выводу о целесообразности последовательного прохождения всех представленных этапов учебного процесса в вокальном исполнительстве. Этому способствует определенный набор упражнений, подобранный в соответствии с выявленными свойствами личности студента при помощи психодиагностики, для того чтобы в дальнейшем обучаемый смог применить данные навыки в публичном выступлении.
Примечания
1. Блох, О. А. Педагогика и психология музыкального творчества / О.А. Блох. - М.: МГУКИ, 2011. - 160 с.
2. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика : [учебник для вузов] / Л.Ф. Бурлачук. - СПб., 2006. - 351 с.
3. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 1968. - 676 с.
4. Дюпре, В. Как стать актером / В. Дюпре. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 192 с. - (Золотой фонд).
5. Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 288 с.
6. Ланщикова, О. Г. Содержание и структура актерско-режиссерской подготовки вокалистов в системе высшего образования / О.Г. Ланщикова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 1. - С. 196-198.
7. Работа актера над собой / К. С. Станиславский; О технике актера / М. А. Чехов; [предисл. О. А. Радищевой]. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. - 490 с.