Научная статья на тему 'Формирование умений импровизации в процессе творческой деятельности вокалиста'

Формирование умений импровизации в процессе творческой деятельности вокалиста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
829
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЕ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE PROCESS / МЕТОДИКА ВОКАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ / VOCAL IMPROVISATION METHOD / VOCALIST'S IMPROVISATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колесникова Надежда Юрьевна

В данной работе рассматривается формирование умений импровизации в процессе творческой деятельности вокалиста. Статья кратко знакомит с основами разработанной методики вокальной импровизации, вследствие которой осуществляется развитие ряда вокально-технических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This work is dedicated to the extremely important problem of the formation of vocalist's improvisation skills as an element of his or her creative process. The article contains a brief overview of the newly developed vocal improvisation method whiсh results, in turn, in the enhancement of numerous vocal techniques.

Текст научной работы на тему «Формирование умений импровизации в процессе творческой деятельности вокалиста»

.....

п

Музыкальное образование 221

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ИМПРОВИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОКАЛИСТА

Н. Колесникова

Московский государственный университет культуры и искусств

В данной работе рассматривается формирование умений импровизации в процессе творческой деятельности вокалиста. Статья кратко знакомит с основами разработанной методики вокальной импровизации, вследствие которой осуществляется развитие ряда вокально-технических задач.

Ключевые слова: умение импровизировать, творческая деятельность, методика вокальной импровизации.

This work is dedicated to the extremely important problem of the formation of vocalist's improvisation skills as an element of his or her creative process. The article contains a brief overview of the newly developed vocal improvisation method whkh results, in turn, in the enhancement of numerous vocal techniques.

Key words: creative process, vocalist's improvisation, vocal improvisation method.

Несмотря на большую значимость вокальной импровизации и насущную потребность её использования в воспитании молодых вокалистов, данная учебная дисциплина пока не введена в учебный процесс. Однако современная потребность новых методов подготовки оперных певцов обуславливает необходимость заниматься, в том числе, и вопросами развития импровизации.

Формируя у студентов в учебном процессе умения импровизировать, мы преследуем цель увеличить эффективность певческой деятельности у исполнителей.

Импровизация - это творческий процесс, который необходим для развития вокальных умений (техники). По нашему мнению, нужно организовать процесс обучения студентов на уроках вокала так, чтобы этот творческий фактор способствовал развитию: внутреннего слуха, музыкальной памяти, музыкального

мышления, музыкальных образов, музыкального языка, музыкальной эмоциональности, композиторских способностей, технических возможностей, музыкальной интонации, гармонического слуха, певческого дыхания, сценического мастерства и ритма, пластики и так далее.

Центральное понятие для импровизации это творческая деятельность.

В комплекс умений входит система определенных упражнений в целях развития творческой составляющей студента, которые нужно использовать на практических занятиях на уроках вокала. Приведем ряд из них:

1. Посредством музыкального вокализа просим выразить человеческие эмоции в музыке (стон, плачь, смех, счастье, досаду, горе, ненависть). Это упражнение направлено на развитие эмоциональности (актёрского мастерства, выраженного с помощью голоса (во-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 221-224

.....

I I I ■ M I I I

222 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь

кализации)).

2. Добавим ритмику выразительных движений к вокалу. Задание выразить эти чувства с движением (ходьба, бег, прыжки, пластика жестов, характерная эмоциональной интонации голоса).

3. Подключение внутреннего слуха к музыкальному материалу, что означает почувствовать общий эмоциональный строй музыки изнутри (представить пение птиц вдали, услышать музыку внутри себя, подключить обоняние и осязание, услышать речь другого персонажа, и все это выразить посредством вокализации).

Данные экспериментальной психологии говорят о том, что при восприятии музыки (когда мы ее слушаем) связь музыкальной интонации и человеческой вокализации, равно как и музыкального ритма и ритма выразительных движений в большинстве случаев не осознается так, как при активной музыкальной деятельности в процессе исполнения (7).

4. Для того чтобы в большей степени осознать значение импровизационных возможностей для изображения характерных речевых вокализаций голосом, можно также использовать ужимки и пластику движения. Возьмем басню, которая содержит несколько комических персонажей («Ворона и лисица», «Две собаки», «Квартет» или любую другую) и исполним ее как музыкальную миниатюру под живой аккомпанемент рояля. Эта импровизация будет включать в себя комплекс предыдущих упражнений. Музыкальным языком голоса на текст басни сымпровизируем образы персонажей плюс подключим выразительные движения, характерные данному герою. В таких случаях мы можем для выполнения этого упражнения использовать несколько студентов, при пении такой музыкальной импровизации обязательно нужно выражать характер данного персонажа (художественный образ).

5. В импровизации на лирическую музыку или текст картины используется иная музыка, которая основывается на искусстве переживания. Здесь мы подключаем уже эмоции лири-

ческих персонажей, основанные на эмоциях когда-то пережитых самими нами. Здесь за основу можем взять стихи Сергея Есенина или любые другие. Моделируем эмоции путем «непосредственной», «прямой» передачи эмоции от сердца импровизатора к сердцу слушателя.

6. Следующее задание: создать живые музыкальные интонации прямым путем от заданной тематики и образа к импровизации, то есть на имеющуюся музыкальную тему. Другими словами, необходимо создать особый художественный образ, лишь до известной степени имеющий сходство со своим реальным прототипом. В этом мысленном процессе импровизатор использует особые характеры и черты, в воображении рождается свое особое видение этого музыкального фрагмента (произведения).

Получается мы выделяем два вида импровизации: первый основывается на своих имевшихся ранее наглядных образах (без нотного материала, только текст) и второй вид импровизации основан на музыкальном фрагменте или произведении. Образ и характер, а также ритм нам изначально дан. Согласно нашему взгляду, во втором случае произведению присущи некоторые изначальные, первичные образы, но они в процессе импровизации также могут корректироваться по усмотрению импровизатора. Основным условием следует считать только тот факт, что импровизация не должна превращаться в бесконечный хаос, а должна иметь музыкальную форму, стиль и гармонию.

С практической точки зрения большое значение имеет осознание, понимание того устоявшегося в искусствознании и психологии момента перевода бессознательного в сознательное. Осознание этого аспекта является субъективным и индивидуальным для каждого человека и выражается в определенной степени конкретных образных представлениях или их отсутствии как таковых. Музыку можно понимать как слушатель, в таком случае уловить лишь общий эмоциональный её устрой, а можно прочувствовать её как бы изнутри

.....

ш

Музыкальное образование 223

и проникнуть в её сущность внутренним взором, а также понять выразительность её движения, услышать внутренним существом (слухом) речь музыкального персонажа и передать его в своей импровизации.

Импровизация - это самопознание, развитие рефлексов. Импровизация девствует как механизм саморазвития способностей посредством творческой деятельности. Она развивает такой комплекс умений, как музыкальную интонацию, гармонический слух, артистизм, воображение, музыкальное мышление, технику (беглость), а самое главное - держаться на сцене, тем самым вызвать интерес зрителя.

Творчество выступает главным условием импровизации, а это выражение сущности человеческой природы в сочинении и одновременно исполнении музыкальных фрагментов или целых законченных произведений. Импровизация - это создание в процессе творчества абсолютно нового, ранее не исполняемого, это процесс развития, в сущности, свойственный всем в большей или меньшей степени. Для студентов этот процесс интересен и направлен на развитие вокально-технических способностей. Систематически включаясь в активную творческую деятельность по формированию умений импровизировать, мы предполагаем решение ряда вокальных задач:

1. Определить начальный уровень импровизационных возможностей студента (анкетирование, мониторинг).

2. Выявить возможности развития формирования умений вокальной импровизации (практические задания).

3. Сконструировать модель дальнейшего формирования, реализации методики вокальной импровизации.

4. Произвести практическую проверку

предложенной методики формирования умений импровизировать.

Теоретические вопросы касаются изучения импровизации, а также содержательной основы, необходимой для включения в активный творческий процесс.

На этапе разработки методики формирования умений импровизации целью преподавателя становится заранее продумать те реальные ситуации, которые он предложит студенту на уроке вокала в процессе импровизационной деятельности.

1. На аналитическом этапе подготовки к занятию будем использовать опыт как своей практики, так и других исследователей по данной проблеме.

2. На проектном этапе будем фиксировать процесс формирования умений импровизировать, исходя из возможностей студента.

3. Исполнительный этап реализуется в процессе урока, корректируем исходный проект и создаем импровизационный процесс.

Таким образом, понятно что, для того чтобы развить импровизационные умения посредством учебно-творческого процесса, педагог должен постоянно, на протяжении всего урока отыскивать более эффективные формы воздействия на студента, которой и является импровизация.

Данные умения формируются у студентов в процессе активного обучения, самостоятельного и творческого отношения к явлениям окружающей действительности через процесс импровизации при использовании различных ситуации (которые организует педагог на уроке), в дальнейшем при возникновении необходимости их применения ассоциативно всплывают в подсознании для их употребления в сценической практике, посредством их развития.

Примечания

1. Абдулин, О. А. Проблемы формирования педагогических умений и навыков у будущих учителей / О.А. Абдулин // Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов: [сборник научных трудов]. - М., 1976.

2. Вокальное образование начала XXI века. - М., 2006. - Выпуск 3.

3. Вокальное образование начала XXI века. М., 2007. - Выпуск 4.

.....

I I I ■ М I I I

224 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь ^

4. Землякова, С. А. Формирование умений педагогической импровизации у преподавателя высшей школы: дис. ... канд. пед. наук /С.А. Землякова. - М., 2003

5. Минкова, А. Всеобщая история музыки / А. Минков, С. Минков. - М., 2010.

6. Мун, Л. Н. Импровизация в истории искусства / Л.Н. Мун // Искусство. - 2002. - № 6. - С. 3.

7. Усачева, В. О. Сочинение и импровизация музыки на уроках и во внеурочное время / В.О. Усачева. - М., 2002.

8. Харькин, В. Н. Педагогическая импровизация: теория и методика / В.Н. Харькин, под ред. В.А. Сластени-на, Ю.П. Сокольникова. - М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.