Научная статья на тему 'Этапы подготовки классического гитариста к концертному выступлению'

Этапы подготовки классического гитариста к концертному выступлению Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
191
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка классического гитариста к концертному выступлению / этапы подготовки к концертному выступлению / преодоление сценического волнения / preparation of a classical guitarist for a concert performance / stages of preparation for a concert performance / overcoming stage excitement

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Денисова И.Н.

Статья посвящена изучению этапов подготовки классического гитариста к концертному выступлению. Раскрываются проблемы, возникающие при подготовке гитариста к публичному выступлению, и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of preparing a classical guitarist for a concert performance

The article is devoted to the study of the stages of preparation of a classical guitarist for a concert performance. The article reveals the problems that arise when preparing a guitarist for a public performance, and ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Этапы подготовки классического гитариста к концертному выступлению»

DOI: 10.24412/2226-0773-10-2-160-165

Этапы подготовки классического гитариста к концертному выступлению

И.Н. Денисова

Московский государственный институт культуры

141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7

State University of Culture

Bibliotechnaya, str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia

Ключевые слова: подготовка классического гитариста к концертному выступлению, этапы подготовки к концертному выступлению, преодоление сценического волнения.

Key words: preparation of a classical guitarist for a concert performance, stages of preparation for a concert performance, overcoming stage excitement.

Резюме: Статья посвящена изучению этапов подготовки классического гитариста к концертному выступлению. Раскрываются проблемы, возникающие при подготовке гитариста к публичному выступлению, и пути их решения.

Abstract: The article is devoted to the study of the stages of preparation of a classical guitarist for a concert performance. The article reveals the problems that arise when preparing a guitarist for a public performance, and ways to solve them.

[Denisova I.N. Stages of preparing a classical guitarist for a concert performance]

Концертные выступления являются неотъемлемой частью учебно-творческого процесса, способствующей становлению творческой личности исполнителя и представляющей серьёзную проверку усвоения материала и художественной подготовки музыканта.

В концертных условиях, где степень ответственности и волнение значительно возрастают, у исполнителя на классической гитаре возможно появление различных непредвиденных ситуаций. Чтобы выявить проблемы, которые могут возникнуть при подготовке гитариста к публичному выступлению, и обозначить пути их решения, необходимо определить основные этапы и направления данного процесса. О.А. Блок справедливо подчеркивал: «Не стоит забывать, что пустота рождает пустоту, отстраненность в исполнении - репродуктивность плохого качества, а музыкальное творчество во многом есть процесс интеллектуально-чувственного развития исполнителя. Включенность в процесс освоения музыкального произведения, попытки «погружения» в глубины содержания художественного образа (его логико-смысловой, эмоционально-чувственный портал) - важные составляющие «первых шагов» музыканта» (Блок, 2020б: 99).

Подготовительный этап, являясь самым продолжительным и важным, включает: грамотный подход к выбору репертуара, соответствующего техническому уровню музыканта; регулярные занятия; работу над произведением. При выборе программы необходимо учитывать, чтобы исполнительский уровень гитариста соответствовал техническим и художественным требованиям произведения. В некоторых случаях при выборе репертуара стоит брать программу немного проще, чем позволяет техническая подготовка учащегося. Основополагающим фактором успешного выступления является спланированная, грамотно выстроенная работа над исполняемой программой. Помимо совершенствования технических навыков, гитаристу крайне важно развить устойчивое внимание, глубокое восприятие, художественное мышление, «которые подобно физической выдержке, так же необходимой при исполнении программы, вырабатываются в процессе тренировки не только на эстраде, но и в период подготовки к выступлению» (Михайленко, 2003: 164). «Необходимость глубокого восприятия нотного текста, понимание его многогранности и в то же время ограниченности, в плане фиксации многоуровневой художественно-образной природы музыкального произведения, обнажает стратегическую задачу исполнителя-интерпретатора: выйти в осмыслении за границы сугубо нотного фиксирования, осваивая «многоэтажное здание» композиторского гения, освещая его лучами озарения, вдохновения, творческого потенциала в целом» (Блок, 2020а: 194).

К подготовительному этапу мы также отнесём акустическую репетицию в аудитории проведения концерта. Данный вид репетиций крайне важен для исполнителей на классической гитаре. Любая аудитория имеет свои акустические особенности, которые могут существенно повлиять как на строй, звучание инструмента, так и на исполнение программы в целом.

Основной задачей этапа психологической и эмоциональной подготовки является создание оптимального психофизиологического состояния гитариста непосредственно в день концертного выступления.

Отдельное внимание стоит уделить физическому состоянию исполнителя. Во время разыгрывания на репетиции необходимо распределить нагрузку таким образом, чтобы основной эмоциональный и физический заряд музыканта сохранился до выхода на сцену.

Современный гитарист и композитор С.И. Руднев в своей книге «Сократить время, или как повысить эффективность игры на гитаре» предлагает упражнения, активизирующие определённые группы мышц, которые составляют основу мелкой моторики гитариста.

Данные упражнения эффективны тем, что не требуют наличия инструмента, соответственно, их можно практиковать независимо от местонахождения. Рассмотрим упражнение «Два ногтя». Необходимо «сделать обычный щелчок большим и указательным пальцами, при этом большой палец накроет ноготь указательного пальца сверху. Натяните с силой мышцы (но, не отпуская палец) на несколько секунд без щелчка. Затем расслабьте. Поменяйте пальцы местами: указательный - лежит на ногте большого пальца, словно хотите щёлкнуть большим пальцем. Так же напрягите пальцы, задержите в этом положении несколько секунд и расслабьте их» (Руднев, 2015: 45). Данное упражнение быстро и эффективно разминает места соединения мышц. Автор рекомендует сначала проработать таким образом все пальцы по отдельности, затем вместе «подобрав их под большой или накрыв его сверху» (Руднев, 2015: 45).

Известный испанский композитор Ф. Сор говорил: «Когда мы слушаем игру гитариста, мы всегда слышим его правую руку» (Руднев, 2015: 36)

Действительно, основным способом звукоизвлечения на классической гитаре является щипок, который производится ногтевой пластиной пальцев. Соответственно, плотный качественный гитарный звук напрямую зависит от состояния ногтей музыканта. Именно такой способ звукоизвлечения «… обеспечивает достижение большой силы, насыщенности, тембрового разнообразия и колоритности звука при небольшой мышечной нагрузке» (Михайленко, 2003: 83). Таким образом, перед выходом на сцену ногти гитариста должны быть правильно заточены и отполированы.

К сожалению, впечатление от выступления даже опытных гитаристов нередко портит исполнение программы на расстроенном инструменте. Классическая гитара, являясь акустическим инструментом, обладает нестабильным строем. Поэтому музыканту необходимо тщательно настроить гитару не только за сценой, но и на сцене, так как даже малейшие изменения температуры и влажности в помещении способны нежелательным образом повлиять на инструмент.

Совершенно справедливо высказывание Н.А. Римского-Корсакова: «Волнение обратно пропорционально степени подготовки» (Нейгауз, 1988: 178). Данное замечание абсолютно верно, но его не стоит понимать только с точки зрения технической подготовки. Не менее важна в данном случае психологическая готовность музыканта к выходу на сцену.

Многие педагоги и исполнители не задумываются, но эстрадное волнение зависит не только от психологических, но и от физиологических причин. Одной из физиологических причин волнения является неправильное неритмичное, спазматическое дыхание. В результате чего «кровь менее обогащается кислородом, <…> сердцебиение ещё более набирает темп, усиливая и волнение, общий невроз» (Михайленко, 2003: 168). Даже малейшая ошибка в исполнении способна, усиливая волнение, ввести исполнителя в состояние паники. Преподавателю необходимо научить учащегося контролировать своё дыхание, применяя его в качестве инструмента не препятствующего, а способствующего комфортному эстрадному самочувствию исполнителя. Правильно выстроенное дыхание музыканта способно не только снизить излишнее волнение, но и помочь в осмыслении и построении музыкальной фразировки произведения.

Изучая вопросы подготовки музыканта к публичному выступлению, В.И. Петрушин определил три компонента, составляющих оптимальное концертное состояние исполнителя - физический, эмоциональный, мыслительный. Особое место в предконцертной подготовке автор уделяет «функции внимания, которое должно быть одновременно и очень устойчивым, и гибким, и объёмным» (Петрушин, 2008: 308). К.С. Станиславский также подчёркивает важность концентрированного внимания в деятельности артиста: «Центр человеческого творчества - внимание» (Станиславский, 1947: 61).

Не менее важным этапом, завершающим концертное выступление, является анализ и оценка успешности исполнения. Неотъемлемой частью исполнительской деятельности музыканта является умение «взвешивать свои ошибки, замечать их» для дальнейшей работы над произведением (Григорьев, 2006: 132).

«Многим педагогам-музыкантам сегодня следует обратить пристальное внимание на значимость формирования интонационной культуры, освоение необходимого арсенала технических средств в единстве сознания, физиологической стороны исполнительского аппарата и эмоционально-чувственной природы, что позволило бы продуктивно подойти к освоению кантилены, виртуозных сочинений, полифонического и гомофонно-гармонического принципов изложения; произведений от миниатюры до сложной формы» (Блок, 2019: 19).

Также крайне важным опытом для музыканта является запись не только своих концертных выступлений, но и репетиций. Слушание себя со стороны позволяет «трезво анализировать собственную игру не только непосредственно после концерта, но и на протяжении длительного времени, сравнивая её качество в разные периоды, определяя направленность эволюции своего стиля» (Григорьев, 2006: 133). Регулярное выполнение данной практики способствует формированию «действенной эстрадной установки и внутренней мотивации благоприятных психических состояний в предконцертном и постконцертном периодах» (Григорьев, 2006: 133), что является важным фактором в концертной деятельности музыканта.

Таким образом, концертные выступления являются важной составляющей музыкально-творческой деятельности исполнителя, успешность которой определяет старательная и систематическая работа на всех этапах обучения. Для наиболее целостной передачи содержания музыкального произведения в условиях стрессовой ситуации, музыканту необходимо постоянное развитие профессионально-важных качеств, требующих эмоциональной, интеллектуальной и физической подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

Блок О.А. 2019. Резервы педагогики музыкального исполнительства в XXI веке. - Музыка и время. 3: 18-22.

Блок О.А. 2020а. Музыкальное произведение как объект освоения в классах инструменталистов: герменевтический подход. - Мир науки, культуры, образования. 5 (84): 193-195.

Блок О.А. 2020б. Сочинительство как проявление целостного музыкально-творческого развития юных учащихся-инструменталистов. - Искусство и образование. 6 (128): 98-104.

Григорьев В.Ю. 2006. Исполнитель и эстрада. М.: Классика-XXI. 151 с.

Михайленко Н.П. 2003. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. К.: Книга. 248 с.

Нейгауз Г.Г. 1988. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка. 240 с.

Петрушин В.И. 2008. Музыкальная психология. М.: Академический проект, Трикста. 400 с.

Руднев С.И. 2015. Сократить время или как повысить эффективность занятий на гитаре. М.: Альпина Паблишер. 112.

Станиславский К.С. 1947. Беседы ред. Ю.С. Калашников. М.: Всероссийское театральное общество. 153 с.

Получена / Received: 11.02.2021

Принята / Accepted: 25.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.