Научная статья на тему 'Этапы подготовки дизайнера костюма в дисциплине «Основы производственного мастерства»'

Этапы подготовки дизайнера костюма в дисциплине «Основы производственного мастерства» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН КОСТЮМА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ГРАФИЧЕСКИЕ ПАКЕТЫ / ЭСКИЗЫ / FASHION DESIGNER / COMPUTER GRAPHICS / GRAPHIC SUITES / SKETCHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валиулина Светлана Валерьевна

В статье приведены цели и задачи дисциплины «Основы производственного мастерства» для дизайнеров костюма, перечислены последовательно задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAGES OF A FASHION DESIGNER TRAINING IN THE COURSE “BASICS OF PRODUCTION SKILLS”

The article describes the goals and objectives of the Course “Basics of Production Skills” for fashion designers; a consistent list of the assignments is also given.

Текст научной работы на тему «Этапы подготовки дизайнера костюма в дисциплине «Основы производственного мастерства»»

УДК 378+745/749

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРА КОСТЮМА В ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МАСТЕРСТВА»

© 2014 С.В.Валиулина

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Статья поступила в редакцию 28.04.2014

В статье приведены цели и задачи дисциплины «Основы производственного мастерства» для дизайнеров костюма , перечислены последовательно задания.

Ключевые слова: Дизайн костюма , компьютерная графика , графические пакеты , эскизы.

"Обучение специальности дизайнер костюма происходит при помощи ряда дисциплин , среди которой Основы производственного мастерства. В этой дисциплине студенту предлагается выполнить ряд заданий художественного свойства на компьютере. Дизайнер - это профессия , в которой изобразительное искусство играет далеко не самую главную роль. Дизайнер - это генератор интересных идей , не обязательно изобразительных. Дизайнер - это человек , продающий не собственный стиль и почерк , а стиль, любимый клиентом , будь то рококо или модерн. Это профессионал , умеющий работать с макетом , шрифтом и пространством1. Поэтому приоритет в выполнении ставится в ярком выражении замысла и характера различными средствами , а также в умении композиционной организации плоскости.

Все задания студенты выполняют при помощи графических программ , т.к. компьютер стал неотъемлемым помощником дизайнера , он исполняет роль и карманного блокнотика для быстрой записи идей , и отличного инструмента для содержательных и многогранных проектов. Каждый специалист в области дизайна в современных условиях обязан знать и пользо-

Валиулина Светлана Валерьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры дизайна. E-mail: aceg@inbox. ru

1 Франк Я. Дневник дизайнера-маньяка. - М.: 2006. -256 с.

ваться всеми доступными графическими пакетами , создавать и обрабатывать файлы , быстро и точно доносить свои идеи публике. Особенно важно это для такой сферы , как дизайн костюма , где актуальные направления меняются раз в полгода.

Источником для выполнения заданий выступают объекты реального мира: фотографии людей , одежды , предметы и животные , птицы , растения и т.п. Свежие идеи существуют только в реальном мире , а не в работах других людей. Эту нехитрую формулу подарил мне художник Серебровский: все замечательные композиции , необычные решения и причудливые формы однажды были увидены в жизни. Ко всем орнаментам и схематичным рисункам человек пришел , изучая реальные вещи и обобщая их до «самого главного».

Дисциплина «Основы производственного мастерства» служит для формирования навыков у студентов дизайнеров костюма в области изучения возможностей графических пакетов в процессе применения их в будущей профессиональной деятельности. Цель предмета -обучить студента приемам реализации проекта при помощи графических пакетов , задачи -наделить студента умелым пользованием компьютерным инструментарием. Курс состоит из 3 частей , каждая , из которой проходит в течение полугода на 1, 2, 3 курсах. На первом курсе студент знакомится с азами программ, основ-

ными возможностями на основании заданий композиционного характера - создании принтов тканей , а также формировании плоского пространства: листа, планшета , группы планшетов , с понятием верстки.

В первой части первого курса студенты занимаются созданием принтов тканей. В программе обучения будущих дизайнеров костюма , знания и умения проектирования текстиля необходимы. При создании коллекции моделей текстиль играет первостепенную роль в стилистике проекта2. Основой для создания принтов тканей служат несколько приемов: отсканированный готовый орнамент, нарисованный собственноручно руками или на компьютере , различные фотографии. Таким образом , формируется несколько заданий.

Задания в графическом пакете Photoshop:

1) Создание нового орнамента на основе готового существующего орнамента.

2) Создание принта ткани на основе фотографии текстур как природного , так и техногенного свойства. 3) Создание принта ткани на основе фотографий сюжетного характера. 4) Обработка фотоизображения. Задания в графическом пакете Corel Draw: 1) Создание орнамента в графическом пакете из объектов. 2) Создание орнамента из шрифтов. 3) Создание орнамента с привнесением фотоизображения.

Во второй части первого курса студент учится правильно формировать плоскость при помощи компьютерных программ, в частности , знакомится с принципами верстки в графическом пакете Corel Draw: 1) Формирование планшета с курсовым заданием. 2) Формирование группы планшетов с дипломным заданием.

Действительная цель дизайна - проектирование человека , его облика , его образа жизни, поэтому основой проекта должна быть концепция образа человека , концепция обществ3.

2 Сабило Н.И. Орнаментальная текстильная композиция. Основы построения: учеб. пособие. - Самара: 2008. - 70 с.

3 Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделировании и

художественное оформление одежды: учеб.пособ. для

Этому утверждению вторят и слова другого автора: дизайн занят образным преобразованием действительности4. Поэтому на втором курсе студенты продолжают осваивать графические пакеты на основе ряда заданий,где объектом приложения становится образ при конкретизации изображения - портрете. Обязательным условием для всех упражнений именовать полученный образ, вложить в название наилучшую характеристику изображения.

Задания в графическом пакете Photoshop: 1) Нарисовать портрет свободного свойства при помощи рисовальных инструментов: кисть, карандаш, селекция , заливка. 2) Сделать коллаж из фотопортретов людей. 3) Изменить фотографию человека в соответствии с определенным образом: изменить прическу, макияж, детали. 4) Создать коллаж из изображений человека и объекта биомира. 5) Создать коллаж из изображений человека и объекта предметного мира. 6) Преобразовать фотопортрет человека в соответствии с источником - живописным изображением.

7) Преобразовать фотопортрет че-ловека в соответствии с источником - эскизом образного решения. 8) Изменить рисунок - образ, выполненный руками, при помощи средств растровой графики. 9) Нарисовать портрет-образ при помощи светового пера, используя возможности растровой программы, имитирующей различный характер графики. Задания в графическом пакете Corel Draw: 1) Создать портрет-образ человека при помощи векторных объектов. 2) Создать портрет-образ человека при помощи шрифта. 3) Перевести растровое изображение в векторное и преобразовать его в определенное образное решение.

На третьем курсе студенты выполняют схожие упражнения, но объектом становится изображение человека в полный рост. Также необходимым условием остается формирование, прежде всего четкого характера, образа, но те-

студ. учрежд. сред.проф.образования. - М.: 2001 -184 с: ил.

4 Зеленов Л.А. Система эстетики: учеб. пособ. -Н.Новгород; М.: 2004. - 418с.

перь на базе человека в костюме. Структура модного образа включает в себя следующие составляющие элементы: фигура, одежда, аксессуары , обувь5. Таким образом, выполняется не только изображение одежды на человеке, но и решается голова (прическа , макияж , аксессуары), руки , ноги в контексте с определенным образом. Также обязательно студенту необходимо подобрать изображение фона в соответствии с замыслом.

Упражнение № 4 выполняется с привлечением материала учебного пособия по проектированию костюма Г.И.Петушковой6. Итоговая модель получается путем трансформации исходного мотива в знаковую структуру, а затем в модель одежды со специфичной образно-пластической проработкой формы. Упражнения № 5 , 7 выполняются с привлечением материала учебного пособия Н.И.Сабило «Художественная форма...»7.

Задания в графическом пакете Photoshop:

1) Найти модель - фотоизображение человека минимально одетого, обработать тонально фотографию, вырезать, сохранить в файл формата PSD в слое с пустым фоном. Использовать во всех упражнениях как исходная модель, на которую следует делать эскиз костюма.

2) Нарисовать при помощи рисовальных инструментов растровой программы эскиз костюма.

3) Сделать коллаж: наложить фотоизображение одежды на модель и придать одежде необходимые тени и объем. 4) Выполнить эскиз костюма на основании источника - объекта биомира. 5) Выполнить эскиз костюма на основании источника - объекта предметного мира. 6) Создать эскиз костюма на основании источника - фотографии костюма, имеющего четкий силуэт и конструктивные линии.

5 Афанасьева Н.В., Кузьмичев В.Е. Женская мода в России XX - XXI века: костюм-фигура-конструкция: учеб. пособ. - Самара: 2005. - 128с.

6 Петушкова Г.И. Проектирование костюма: учеб. для вузов. - М.: 2004. - 416 с.: илл.

7 Сабило Н.И. Художественная форма как система изобразительно-выразительных средств в проектировании костюма: учеб. пособ. - Самара,:2007. - 105 с.

7) Создать эскиз костюма на основании источника - живописного произведения. 8) Создать эскиз костюма из ткани с направленным рисунком. 9) Создать эс-киз костюма из орнаментальной ткани. 10) Выполнить эскиз костюма на фотомодель на основании источника -рисованного костюма , выполненного руками. 11) Нарисовать эскиз костюма при помощи светового пера в растровой программе , с возможностью имитации графических материалов. Задания в графическом пакете Corel Draw: 1) Выполнить формообразующий ряд из объектов векторной графики. 2) Выполнить технический эскиз модели на основании рисунка -эскиза применения. 3) Выполнить векторизацию растрового изображения - фотографии костюма и изменить получившееся изображения для получения нового костюма. 4) Выполнить векторизацию растрового изображения -рисунка костюма , скорректировать полученное изображение.

Дисциплина «Основы производственного мастерства» призвана помочь студенту в освоении графических программ, в формировании нового инструмента при решении творческих задач. Студент приобретает полезные навыки , необходимые для современного успешного внедрения в профессиональную сферу дизайнера костюма. Помимо освоения компьютера и графических программ также студент шлифует знания и умения, полученные на других дисциплинах , таких как дизайн и проектирование , костюмография , фотографика , композиция , выполнение проекта в материале , рисунок и живопись.

THE STAGES OF A FASHION DESIGNER TRAINING IN THE COURSE "BASICS OF PRODUCTION SKILLS"

© 2014 S.V.Valiulina

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

The article describes the goals and objectives of the Course "Basics of Production Skills" for fashion designers; a consistent list of the assignments is also given. Keywords: Fashion designer, computer graphics ,graphic suites ,sketches.

Svetlana Valeryevna Valiulina, Candidate of Philosophical Sciences, associate professor of Department of Design. E-mail: aceg@inbox. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.