Научная статья на тему 'Этапы парадигмального развития экономической теории в ретроспективе'

Этапы парадигмального развития экономической теории в ретроспективе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1268
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ПАРАДИГМА / НЕОКЛАССИКА / РАЗВИТИЕ / ЭВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черников Тимур Станиславович

Рассмотрена структура развития экономической науки. Обнаружено, что на разных исторических этапах труды многих ведущих экономистов содержали парадигмальные основания. Новые теоретические парадигмы не отбрасывают прежние знания, а интегрируют их, они выступают как «частный случай» более широких воззрений, тема анализа парадигмальных сдвигов продолжает оставаться актуальной. Выявлена необходимость формирования новой парадигмы, позволяющей обеспечивать эффективную взаимосвязь экономической теории и хозяйственной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы парадигмального развития экономической теории в ретроспективе»

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА РЕКЛАМЫ: ДИНАМИКА КОНКУРЕНЦИИ

Фурманов Михаил Игоревич

студент. ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный технический университет», г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Гордеев Валерий Александрович

доктор экономических наук, профессор. ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный технический университет», заведующий кафедрой экономической теории, действительный член Академии философии хозяйства, зарубежный полный член Академии Metaepistemia Universum г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена исследованию конкуренции в рекламном деле. Авторы акцентируют внимание на формах и направлениях взаимосвязи между рекламой и конкуренцией. Они показывают, как развитие рекламы способствует динамике конкуренции между товаропроизводителями. Особое внимание авторы уделяют анализу указанных процессов в Российской Федерации.

Ключевые слова: реклама; конкуренция; развитие; эволюция; механизм; рост

Код УДК: 339.137.2

Annotation. This article is devoted to research of the competition in the advertisement business. Authors pay attention to forms and directions of the mutual connection between advertisement and competition. They show how development of the advertisement contributes to the development of the competition between enterprises. Authors pay the special attention to analysis of these processes in Russian Federation.

Keywords: advertisement; competition; development; evolution; mechanism; growth

За последние годы рынок рекламы в России существенно эволюционировал и предназначение рекламы менялось вместе с ним. Благодаря этому реклама настолько сильно вплелась в нашу жизнь, что невозможно представить эту жизнь без рекламы, она окружает нас повсюду, начиная от гигантских неоновых ламп, до информационных листочков, раздаваемых в общественном транспорте и просто на улице.

Реклама является неотъемлемой часть экономики с рыночным механизмом, выполняя при этом множество функций. Например, таких, как ускорение сбыта товара, привлечение потенциальных покупателей, развитие конкуренции, а не так давно реклама стала выполнять ещё и социальные функции, неся культурно-смысловые сообщения, заставляющие задуматься.

Безусловно, в странах Европы и США реклама стала гораздо большим, чем просто сообщение о товаре, к ней привлекаются люди искусства, психологи, проводятся многочисленные социологические исследования, тратятся огромные деньги, но зато, конечно, результат такой рекламы достаточно высок. Россия отстаёт от указанных стран в плане качества и эффективности рекламы. К сожалению, мы не можем в полной мере перенять опыт рекламной деятельности

зарубежных стран по причине, в том числе, различия социальной психологии и менталитета, а также особенностей конкурентной ситуации [1, с. 201-257], что существенно замедляет эволюционирование отечественной рекламы.

Реклама обладает огромным потенциалом при её квалифицированном использовании. И здесь важно учитывать аспект конкуренции. Ведь в современном обществе и экономике конкуренция зачастую и проявляется в рекламе: одни рекламодатели (производители и/или продавцы) выставляют свой товар с хорошей стороны и показывают его преимущества, другие же (а порой и те же) рекламодатели выставляют чужой товар с не лучшей стороны. Тем самым они внушают потенциальным покупателям иллюзию, что именно их, рекламодателей, товар безупречен, раз про него не говорят ничего отрицательного, и, следовательно, большинство людей обратится за товаром, который не вызывает нареканий.

По развитию рекламы можно видеть, как сильно развилось у человечества желание превосходить во всём. Если, к примеру, раньше на рекламе телевизора было написано, что имеет он 6 кнопок, а другой 8 кнопок, то сейчас внимание уделяется практически всему: сколько тысяч цветов он отображает, до какой температуры он может нагреться, дабы не портить климат в помещении, и даже его вес. Каждый этот пункт стал конкурентной составляющей в современном рынке, несмотря на то, что в старых телевизорах эти составляющие также присутствовали.

Теперь конкурировать можно практически любым параметром товара или услуги, что, конечно, делает конкуренцию очень ожесточенной, особенно если сравнивать продажи зарубежного товара с отечественным. Благодаря рекламе в нашем сознании складывается представление, что зарубежный товар превосходит наш, но на самом деле это не всегда так.

В современной конкуренции очень много значит имя (логотип, бренд, марка) товара. На создание такого имени уходят многие годы качественной и добросовестной работы, чтобы зарекомендовать себя среди потребителей, но стоит однажды сделать что-нибудь не так, как пойдут слухи, сплетни, где каждый может ещё и приврать для интересности рассказа, и нередко в результате имя добропорядочной фирмы окажется втоптано в грязь. В итоге мало того, что к той фирме перестанут поступать новые клиенты, но и, скорей всего, от неё отвернутся и уже давние постоянные потребители.

Но в настоящие время многие организации нашли способ сохранять своё имя, несмотря ни на что. Это возможно за счёт компенсации убытков некомпетентной услуги, брака товара зачастую даже в большей степени, чем было затрачено клиентом на данную услугу, товар. Это считается хорошим тоном, и многие говорят об этих случаях как о положительном качестве фирмы. В основном все такие обсуждения той или иной услуги происходят в сети интернет, на специально отведённых для этого форумах, представляемых самой компанией-производителем, или же на форумах магазина, где продается товар или представляется услуга данной компании.

На этих форумах также проявляется война между конкурирующими фирмами, создаются поддельные аккаунты, с которых размешают ложные сообщения, тем самым влияя на общий престиж фирмы. Например, могут написать, что товар данной компании не так хорош, как товар другой конкурирующей компании, тем самым рекламируя другую компанию. Чтобы избежать появления таких сообщений, компании приходится нанимать группу модераторов, которые обязаны днём и ночью мониторить форумы в поисках нежелательных сообщений и дальнейшего их уничтожения. Зачастую можно наблюдать, как люди сообщают о том, что писали негативный отзыв, а его удалили без причины, хотя форум как раз и создан для выражения мнения по поводу продуктов. Конечно, найм модераторов, программистов (дабы защитить сайт от взлома), содержания серверов, - всё это требует больших затрат денежных средств, притом постоянно, так как это не является временным явлением, а должно быть на протяжении всего существования компании.

Немалую роль для потребителя, а значит, и для экономики, играет доступность товара. Так, например, если это товар первой необходимости, то чем доступней он будет для потребителя, тем лучше. Зачастую он может обладать более дорогой ценой или более низким качеством, чем конкурирующий ему товар, но за счет, например, географического расположения представляет собой большую выгоду в плане ежедневных затрат времени. Если же мы говорим о бытовой технике, то здесь в последнее время ситуация начинает складываться таким же образом: если раньше приходилось ездить за товаром по более выгодной цене далеко от места жительства, то сейчас наблюдается тенденция к тому, что товар скорее купят, где ближе, пусть и чуть подороже, нежели будут тратить время на далёкую поездку за тем же товаром по низкой цене.

В современном общественном мышлении потребителей сформировалось мнение о том, что чем товар дороже, тем он надежней. На самом деле это далеко не так. Конкурирующие фирмы зачастую занижают цену если не в убыток себе, то допуская лишь незначительную прибыль, дабы полностью уничтожить спрос на товар конкурента, тем самым выбив его с рынка, а в дальнейшем повысить цену на собственный товар ввиду отсутствия конкурентов.

Зачастую случается так, что какой-то одной определенной формы рекламы недостаточно (не охватывается весь должный объем потребителей), в таком случае приходится прибегать к комплексной рекламе. Конкурировать в таких условиях крайне сложно, приходится выбирать, стоит ли делать рекламу в той же форме, что и фирма-конкурент. Также перед началом рекламных акций современный маркетинг рекомендует прибегнуть к средствам мониторинга среды охвата товаром или услугой. При этом выяснить, что необходимо потребителю от данного товара или услуги, каков его средний возраст, пол, заработок, и создать рекламу под наибольшее количество потенциальных потребителей, а не пытаться создать универсальную рекламу, поскольку это на данном этапе развития отечественной рекламы просто невозможно. Пытаясь создать универсальную рекламу, можно вообще не получить должного результата, тем более, что средства на исследования всей массы потенциальных потребителей могут принести большие убытки фирме, а самое главное -результаты могут попросту остаться невостребованными. Если же использовать очень много рекламы, это может вызвать эффект антирекламы вследствие того, что предприятие понесёт значительные убытки и реализация товара или услуги будет происходить медленней чем при оптимальном количестве рекламы.

В условиях современной конкуренции без квалифицированной рекламной акции не сможет выстоять практически ни одна фирма. Разумеется, при этом важно учитывать. К какой именно рыночной структуре относится конкурирующая фирма [2, с. 36-92]. Особенно это важно учитывать российским фирмам. Чтобы России перестать быть страной-потребителем и стать страной-производителем, необходимо прорываться на мировой рынок. А для того, чтобы составить на нём конкурентоспособную позицию, необходимо в первую очередь громко заявить о себе при помощи рекламы. Посредством рекламных акций можно даже открыть своё дело, не имея достаточного капитала: если идею сочтут выгодной (или внушить это с помощью рекламы), то найдутся инвесторы или те, кого заинтересует выпускаемый продукт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гордеев В.А. Конкуренция и ее развитие : системный анализ: монография / В.А. Гордеев. -

Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2006. - 115 с.

2. Гордеев В.А. Микроэкономика: Учебное пособие / В.А. Гордеев. - Ярославль: Изд-во ЯГТУ,

2010. - 122 с.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО КОМ ПЛЕКСА

Герасимова Полина Евгеньевна

аспирант. НОЧУ ВПО «Санкт-Петербургский институт управления и права», кафедра экономики и управления

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления государственного регулирования нефтеперерабатывающего комплекса и анализируется данного комплекса страны. Рассматриваются проблемы ценообразования отрасли. Приводятся основные проблемы в области налогообложения, а также пути их разрешения. Показывается объективная необходимость воздействия государства на развитие отрасли.

Ключевые слова: нефтеперерабатывающий комплекс; государственное регулирование; нефтепродукты; конкуренция; цена; акциз

Код УДК: 338.981

Annotation. This article reviews the main directions of state regulation of the refinery complex functioning. Author shows the state of the refinery complex in Russia. Problems of pricing the refinery production are considered in the article. Main problems of taxation are shown and the ways to resolve them are proposed. The article shows the objective necessity of government influence on refinery industry development.

Keywords: oil-processing complex; government regulation; oil products; competition; price; excise duty

Исследования показывают, что нигде, ни в одной из стран мира нефтегазовый сектор экономики (к которому наряду с поиском и разведкой углеводородов относят также их добычу, транспорт, первичную переработку и реализацию продуктов добычи и переработки) не является объектом регулирования исключительно со стороны «невидимой руки» - рыночных сил и чисто рыночных регуляторов. Повышенная степень государственного воздействия на данный сектор экономики связана не только с важной ролью углеводородов в решении энергетических и финансово-экономических проблем различных стран, - в существенной мере она определяется наличием целого ряда объективных условий. К их числу относятся [1]:

• повышенные «барьеры входа» в нефтегазовый сектор, что связано с высокой капиталоемкостью проектов;

• особенности производственно-технологических активов нефтеперерабатывающей промышленности - наличие в их составе уникальных производственно-технологических комплексов и систем, занимающих так называемое «естественно-монопольное» положение (со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями);

• вступление России в ВТО предполагает изменение арсенала инструментов государственной Журнал «Теоретическая экономика» №4, 2014 www.theoreticaleconomy.info

поддержки, акцент перемещается в сферу поддержки спроса, развития институциональных условий, выстраивания системы долгосрочных, устойчивых и предсказуемых мер, направленных на повышение эффективности промышленных предприятий, в том числе, на выравнивание макроэкономических показателей, влияющих на конкурентоспособность экономики.

Динамика инновационно-инвестиционных процессов в нефтеперерабатывающей промышленности во многом зависит от возможностей отечественной промышленности выпускать конкурентоспособное оборудование. Меры государственной поддержки, без которой невозможно ее развитие, должны быть направлены не просто на расширение производства или стабилизацию финансового положения машиностроительных предприятий, а на обеспечение качественного рывка. Государственную поддержку должны получить такие технологические разработки, внедрение которых позволит повысить эффективность работы отрасли. Перспективы инновационного развития связаны с применением информационных, наукоемких и энергосберегающих технологий, направленных на значительное снижение издержек в переработке углеводородов [2].

Повышение конкурентоспособности российских поставщиков и подрядчиков, перевозчиков и других производителей товаров и услуг является важнейшей государственной задачей, решение которой обеспечит возможность снижения издержек и повышения эффективности функционирования нефтяной отрасли. При этом конкурентоспособные машиностроительные предприятия получат эффект от инвестиций в нефтяную отрасль раньше, чем нефтяной комплекс. Государство, создав условия для инвестиций в нефтяную отрасль, получит налоговые доходы в бюджеты всех уровней в большем объеме и в более ранние сроки именно через машиностроительные регионы по сравнению с налоговыми поступлениями из нефтедобывающих регионов.

Чем выше будет конкурентоспособность отечественного машиностроения, тем большие косвенные эффекты будут генерировать инвестиции в нефтяную отрасль, тем более эффективно нефтяная отрасль сможет сыграть роль локомотива инновационного экономического роста России.

Указанные объективные особенности являются основанием для непосредственного присутствия государства в сфере регулирования нефтеперерабатывающего сектора.

Структура внутреннего рынка нефтепродуктов определяется организационной структурой отрасли. В силу демонополизации отрасли государство не регулирует цены на сырую нефть и нефтепродукты, и даже государственные компании работают в относительно рыночной среде. Если в 1990-е гг., особенно в их первой половине, существовали элементы административного регулирования цен на нефтепродукты, то в 2000-х гг. они исчезли. Но в силу олигополии на общенациональном уровне и наличия монополий на локальном и региональном уровнях рынок нефтепродуктов носит искаженный характер.

Цены на нефтепродукты на внутреннем рынке, фактически, отражают трансфертное ценообразование в рамках вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). В принципе, они формируются по принципу net back (принцип равнодоходности поставок на внутренний и внешний рынки) по отношению к экспортной цене за вычетом транспортных издержек и таможенных пошлин, поскольку большинство компаний имеет выбор между поставками на внутренний рынок и на экспорт. Поэтому цены на внутреннем рынке нефтепродуктов в основном повторяют колебания мировых цен. Но искажающее воздействие таможенных пошлин еще больше, чем на рынке нефти из-за различий между ставкой пошлин на сырую нефть, светлые и темные нефтепродукты. Кроме того, важную роль имеет наличие региональных монополий, когда у потребителей нет выбора поставщика, и контроль над оптовым и в значительной степени розничным звеном сбыта осуществляется со стороны ВИНК.

В результате внутренние розничные цены являются существенно менее во-латильными, чем мировые цены на нефть. В 2012 г. темп роста средних экспортных цен по нефтепродуктам составил 103,4% к соответствующему периоду 2011 г., в т. ч. по автомобильному бензину - 96,3%, дизельному топливу, не содержащего биодизель, - 101,8% и топливу жидкому, не содержащего биодизель, - 107,8%. В связи с ростом физических объемов экспорта и экспортных контрактных цен поступления валютных средств от экспорта нефтепродуктов увеличились до 107,7% к 2011 г. [3]. Причем тенденция роста мировых цен отражается на российском рынке сильнее, чем тенденция спада (табл. 1).

Таблица 1

Динамика среднегодовых цен на нефть и нефтепродукты на мировом и внутреннем рынках в

2009-2011 гг.

Ед. измерения 2009 2010 2011 2011/2010

Мировой рынок

Нефть сорта Brent долл. США /барр. 61,5 79,5 111,3 + 40 %

Нефть сорта Urals (Средизем./СЗЕ) долл. США /барр. 61,0 78,3 109,1 + 39 %

Бензин (среднее по СЗЕ: премиум + регуляр) долл. США /т. 577,9 735,0 984,9 + 34 %

Дизельное топливо (Средизем./СЗЕ) долл. США /т. 518,8 670,1 930,0 + 39 %

Мазут (Средизем./СЗЕ) долл. США /т. 346,3 441,5 608,0 + 39 %

Авиакеросин (Средизем./СЗЕ) долл. США /т. 558,3 716,3 1006,1 + 40 %

Внутренний рынок

Нефть долл. США /барр. 25,8 30,6 42,1 + 38 %

Бензин долл. США / т. 674,6 786,2 1037,3 + 32 %

Дизельное топливо долл. США / т. 494,9 604,4 863,6 + 43 %

Мазут долл. США / т. 256,0 321,5 373,0 + 16 %

Авиакеросин долл. США / т. 487,6 590,0 839,0 + 42 %

Источник: Данные консалтинговых и информационных агентств [4, 5, 6] Журнал «Теоретическая экономика» №4, 2014 www.theoreticaleconomy.info

Проблема достаточно высоких цен (в отдельные периоды более высоких, чем в США, но пока еще более низких, чем в Европе) носит комплексный характер. Помимо недостаточной конкуренции, важную роль играет технологическая отсталость нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). В результате при производстве востребованных видов топлива (бензина и дизеля) образуется большое количество мазута и других низкокачественных продуктов. Издержки их сбыта частично закладываются в цену более качественных продуктов. Таким образом, насыщение внутреннего рынка качественными нефтепродуктами возможно только при достаточных инвестициях и адекватных институциональных условиях для них на рынке. Пока государственная политика, включая антимонопольную, не обеспечивает решение этой задачи.

Нехватка мощностей деструктивных и облагораживающих процессов на российских НПЗ препятствовала их адаптации к новым условиям рынка. Это проявилось в том, что при росте объемов производимого бензина, продиктованного спросом на него со стороны рынка, НПЗ были вынуждены увеличить объем переработки нефти и, следовательно, производства мазута, который рынком не был востребован.

В последние годы были приняты меры по улучшению качества выпускаемой продукции: введение Технического регламента по нефтепродуктам, дифференциация ставок акциза на бензин и дизельное топливо в зависимости от их экологического класса, усиление контроля над обеспечением модернизации нефтеперерабатывающих заводов. Следствием данных процессов стало увеличение инвестиций со стороны нефтяных компаний в технологическое перевооружение своих производств.

В 2011 г. осуществлен переход к новой модели определения ставок вывозных таможенных пошлин, выравнивающей экспортные ставки на светлые и темные нефтепродукты (система «60-6690»), которая также предусматривает повышение с 2015 г. ставки экспортной пошлины на темные нефтепродукты до 100% от пошлины на нефть (табл. 2).

Таблица 2

Динамика средних ставок таможенных пошлин, акцизов и налогов по нефтепродуктам в

России с 2009-2011 гг.

Ед. измерения 2009 2010 2011 2011/2010

Экспортные пошлины

Легкие и средние дистилляты долл. США / т. 133,1 196,6 274,1 + 39 %

Нафта долл. США / т. 133,1 196,6 332,6 + 69 %

Мазут долл. США / т. 71,7 105,9 208,2 + 97 %

Пропан, Бутан долл. США / т. - 61,1 176,0 + 188 %

Акцизы

Бензины с октановым числом не выше 80 % долл. США / т. 83,8 96,3 н/п -

Ед. измерения 2009 2010 2011 2011/2010

Бензины с октановым числом выше 80 % долл. США / т. 114,4 131,4 н/п -

Бензины классов 4 и 5 долл. США / т. н/п н/п 175,1 -

Бензины класса 3 долл. США / т. н/п н/п 193,1 -

Бензины, не относящиеся к классам 3, 4,5 долл. США / т. н/п н/п 204,1 -

Прямогонный бензин долл. США / т. 123,0 141,3 207,3 + 47

Дизельное топливо долл. США / т. 34,1 39,1 н/п -

Дизельное топливо классов 4 и 5 долл. США / т. н/п н/п 76,5 -

Дизельное топливо класса 3 долл. США / т. н/п н/п 84,6 -

Дизельное топливо, не относящиеся к классам 3, 4, 5 долл. США / т. н/п н/п 93,7 -

Моторное масло долл. США / т. 93,0 106,9 159,3 + 49 %

Была введена повышенная ставка пошлины на автобензины (90%) для ограничения экспорта ставшего дефицитным в 2011 г. автомобильного топлива. В результате объемы экспорта бензина в 2011 г. остались незначительными (менее 3,1 млн.т), уменьшился экспорт дизельного топлива: с 40,6 млн.т до 35,4 млн.т, экспорт мазута остался на прежнем уровне и составил 71,7 млн. т.

Измененные сроки запрещения оборота топлив низких классов были установлены в 2011 г., исходя из анализа заявленных в добровольном порядке планов нефтяных компаний по модернизации нефтеперерабатывающих производств, а также прогноза спроса на основные виды нефтепродуктов. В результате:

• оборот топлив класса 2 будет запрещен с 1 января 2013 г.;

• класса 3 - с 1 января 2015 г.;

• класса 4 - с 1 января 2016 г.

Поэтапное выполнение четырехсторонних соглашений нефтяными компаниями позволит перейти на производство топлива не ниже экологического класса 5 не позднее 1 января 2016 г.

Для выполнения требований Технического регламента и недопущения дефицита топлива на внутреннем рынке нефтяным компаниям до 2020 года предстоит:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ввести в эксплуатацию и реконструировать 116 установок вторичной переработки нефти (для сравнения: в 2008-2011 гг. - всего 20 установок);

• инвестировать 1,1 трлн. руб. в ценах 2012 г. (для сравнения: суммарные инвестиции за 2008 -11 гг. - 170 млрд. руб.).

Как результат - к 2015 г. производство топлива пятого экологического класса должно вырасти:

• автобензинов - с 600 тыс. т в 2011 г. до 38,6 млн. т в 2015 г.;

• дизельного топлива - с 11,9 млн. т в 2011 г. до 77,1 млн. т в 2015 г.

Для достижения этих целей Министерство энергетики планирует проводить политику, направленную на неуклонное соблюдение требований Технического регламента и недопущение дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке (в том числе - ежеквартальный мониторинг модернизации НПЗ, синхронизация плановых ремонтов, составление и ежегодное обновление краткосрочных (на 1 год, помесячно) и среднесрочных (на 3 года в разбивке по годам) балансов спроса и предложения в разрезе основных видов нефтепродуктов (автобензин, дизтопливо, керосин).

К модернизации заводов компании будут подталкивать экономические стимулы, в том числе уже принятые:

• усиление дифференциации ставок акцизов в зависимости от класса;

• выравнивание пошлин на темные и светлые нефтепродукты - режим «60-66», вступивший в силу с 1 октября 2011 г.;

• выравнивание пошлин на мазут и нефть с 1 января 2015 г. - предусмотрено режимом «6066»;

• введение 90-процентной пошлины на бензины с 1 июня 2011 г.

Подводя итог в части налогообложения нефтяной отрасли, можно отметить, что Минэнерго России выработан комплекс мер налогового, тарифного и технического регулирования, который в случае принятия в полном объеме обеспечит выполнение озвученных стратегических целей. Но в настоящее время стоят новые задачи - принятие законов, нормативно-правовых актов, которые должны обеспечить выполнение ранее озвученных стратегических целей, принятие методики, а также принятие стимулирующих мер и создание инвестиционной привлекательности отрасли.

Итак, ключевой проблемой развития нефтеперерабатывающей отрасли на перспективу является проблема преодоления дефицита инвестиций, создание благоприятного инвестиционного климата для удовлетворения прогнозируемых потребностей страны в нефтепродуктах, обеспечения эффективности нефтепереработки и повышения его конкурентоспособности. Думаю, что разрешение этой проблемы будет способствовать и осуществлению новой индустриализации РФ, о чем справедливо указывается в современной экономической литературе [7, 8]. На решение этих задач и должна быть нацелена работа Правительства и Федерального Собрания России, всех компаний и предприятий топливно-энергетического комплекса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев Ю.П. Анализ состояния и развития топливно-энергетического комплекса СевероЗападного федерального округа РФ / Ю. П. Григорьев, Т. К. Салина. - Санкт-Петербург : Изд-

во Политехнического ун-та, 2011. - 95 с.

2. Нефтяная промышленность России - сценарии сбалансированного развития / [В. В. Бушуев и др.] ; Союз нефтегазопромышленников России, Ин-т энергетической стратегии. - Москва : ИАЦ Энергия, 2010. - 160 с.

3. Салина Т.К. Роль и место нефтеперерабатывающей отрасли в развитии национальной экономики / Т. К. Салина // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия. Экономика. - 2013. - № 7 (66).

4. Platts, McGraw Hill Financial [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russia.platts.com/ products-services

5. Argus Media Limited [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.argus.ru

6. Компания «Кортес» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stat.kortes.com

7. Гордеев А.А. Новая индустриализация в РФ и учет советского опыта / А.А. Гордеев, В.А. Гордеев // Шестьдесят шестая всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием, Ярославль, 23 апреля 2013 г. : тезисы докладов : в 2 ч. - Ярославль, 2013.

ЭТАПЫ ПАРАДИГМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В РЕТРОСПЕКТИВЕ

Черников Тимур Станиславович

аспирант. НОУ ВПО «Московская академия экономики и права», кафедра экономической теории

г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрена структура развития экономической науки. Обнаружено, что на разных исторических этапах труды многих ведущих экономистов содержали парадигмальные основания. Новые теоретические парадигмы не отбрасывают прежние знания, а интегрируют их, они выступают как «частный случай» более широких воззрений, тема анализа парадигмальных сдвигов продолжает оставаться актуальной. Выявлена необходимость формирования новой парадигмы, позволяющей обеспечивать эффективную взаимосвязь экономической теории и хозяйственной практики.

Ключевые слова: исторические этапы; экономическая теория; парадигма; неоклассика; развитие; эволюция

Код УДК: 330.8

Annotation. Development structure of the economic science is considered in the present article. It is revealed that that at different historical stages works of many leading economists contained paradigm bases. New theoretical paradigms do not refuse prior knowledge but integrate them. They act as a «special case» of a broader views, and the theme of the analysis of paradigm shifts continues to be relevant. The necessity of new paradigm's forming which will provide more effective connection of economic theory and practice is revealed.

Keywords: historical stages; economic theory; paradigm; neoclassic; development; evolution

Экономические знания отражают длительный исторический путь развития науки, которая под воздействием внешних факторов и внутренних противоречий постоянно эволюционировала и обновлялась.

Й. Шумпетер в работе «Истории экономического анализа» писал: «Объект «экономической науки - уникальный процесс в историческом времени. Экономическое историческое исследование не может быть чисто экономическим, оно неизбежно отражает также институциональные факты не чисто экономического свойства. Это лучшее средство для понимания их взаимообусловленности. Изучение истории - не только лучший, но единственный метод для этих целей. Наиболее фундаментальные ошибки экономического анализа были допущены при игнорировании исторического опыта» [1, с. 12].

История европейской экономической мысли - это «история интеллектуальных усилий, предпринимаемых людьми, для понимания экономического феномена» [1, с. 3]. Экономическая теория прошла в своем развитии несколько этапов от эмпирического понимания экономических

явлений к формированию научных теорий. Становление любого этапа развития общества предполагает не только изменения в его качественной структуре и динамике, но и ломку научных парадигм, казавшихся до некоторого времени незыблемыми. Анализ теории парадигм и научных революций как концептуально-методологическая основа познания парадигмального развития науки позволяет ответить на вопросы о внутренних закономерностях, выявить причинно-следственную структуру движения экономической теории, выделить основные звенья и элементы крупных сдвигов в науке. Проблемы экономической теории, в контексте ее парадигмальной структуры, являются основными по выяснению реальной ретроспективы и перспективы развития экономической мысли. В восприятии достижений экономической мысли в историческом контексте важную роль имеет периодизация. Периоды развития экономической науки показаны на рис. 1.

Рис. 1. Основные этапы развития экономической науки

Меркантилизм1 появился в XVII в., основными представителями были Томас Мэн в Англии, Антуан Монкретьен во Франции, Антонио Сьерра в Италии. Теоретические основы меркантилизма были заложены А. Монкрестьеном в «Трактате политической экономии» (1615). Автор впервые ввел термин «политическая экономия», и под «политикой» подразумевал государство или общество, поэтому политическая экономия представлялась в качестве национального хозяйства. Школа меркантилизма, исследовав первоначальное накопление капитала в самой доступной его форме - торгового капитала, выполнила свое историческое предназначение.

Позже Уильям Петти в Англии впервые объявил источником богатства труд и землю, его работу «Кое-что о деньгах» (1682) Ф. Энгельс оценил как шедевр политической экономии. Во Франции Пьер Буагильбер предпринял попытку свести стоимость к труду и сделал решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости как источника богатства в сфере производства. По его мнению, первое требование состоит в том, чтобы все люди жили в достатке за счет своего труда или труда своих предков.

В XVIII в. новое направление в развитии экономической науки представлено физиократами2, они были сторонниками экономического либерализма. Для их экономической программы

1 Понятие «меркантилизм» происходит от латинского слова «mercari» - торговать. В английском и французском языках «mercantile» означает «торговый», а итальянский «mercante» - «торговец» или «купец».

2 Термин «физиократия» происходит от греческих слов «phisis» и «kratos» и дословно означает «власть природы». Журнал «Теоретическая экономика» №4, 2014 www.theoreticaleconomy.info

характерно требование неограниченной конкуренции. Физиократ Франсуа Кенэ на примере экономики Франции впервые исследовал экономику страны как единый целостный организм, в котором все взаимосвязано, общественное воспроизводство имеет определенную сбалансированную пропорцию, а продукты и доходы находятся в циклическом кругообороте. Он создал равновесную модель простого воспроизводства, которая была завершена и доведена до парадигмальной завершенности А. Смитом.

Период заметного влияния физиократов на экономическую мысль Франции был недолгим -около 30 лет. Однако, то, что они способствовали заметному прогрессу экономической мысли и формированию классической школы политической экономии, невозможно отрицать.

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах представителей классической политической экономии Англии Адама Смита (1723 - 1780) и Давида Рикардо (1772 - 1823).

А. Смит сыграл определяющую роль в формировании идейно-теоретических и методологических основ классической политической экономии. Его идеей был принцип естественной свободы индивидов производить и обменивать товары, в том числе труд, что должно было приводить к росту доходов как участников процесса, так и государства.

По сути, А. Смит ввел в экономическую теорию либеральную парадигму3. Разделение труда он считал важнейшим двигателем общественного прогресса. Тем не менее, такие экономические регуляторы как минимальное вмешательство государства в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения, А. Смит называл «невидимой рукой», т.е. стихийным действием объективных законов.

В книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) А. Смит систематизировал все накопленные к тому времени экономические знания. Его основной труд построен как историческое произведение, включающее страноведческий и всемирно-исторический обзор. Но целью классической национальной экономии было обнаружить разумную и правильную структуру хозяйства вообще и всеобщие законы хозяйства и понять поведение хозяйствующего человека вообще. Огромная заслуга классической политической экономии в том, что она открыла всеобщую зависимость экономического процесса и всесторонне развила метод мышления, свойственный теоретической экономической науке. Тем самым был сделан шаг к познанию экономической действительности [2, с. 38].

Д. Рикардо продолжил разработку теории А. Смита, преодолев некоторые недостатки отдельных теоретических положений. В книге «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) он показал, что единственным источником стоимости является труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты), что прибыль есть результат неоплачиваемого труда рабочего. Д. Рикардо попытался построить систему категорий политической экономии на основе трудовой теории стоимости.

Отметим других авторов, действовавших в рамках тех же парадигмальных оснований (классическая политическая экономия), которые осуществляли частичное развитие и инструментальное совершенствование идей и моделей А. Смита, проводя критику «изнутри».

Ж.Б. Сэй первым исследовал проблематику экономического цикла и отметил не безупречность работы «невидимой руки». Теоретический абсолютизм А. Смита подвергал критике Симон де Сисмонди, который считал, что метод должен быть более историчным, а цели

3 Либеральная парадигма включает в себя критику существующего положения дел, требование перехода к новой действительности, обоснование онтологической фундаментальности этой новой действительности. Что касается отдельных проектов этой парадигмы, то они могут кардинально отличаться предметом своей деятельности, ценностями, а также эпистемологией и методологией мыслительного моделирования проектируемой действительности.

этическими, и поэтому нет необходимости отождествлять частный и общий интерес, он поставил проблематику кризисов и нарушение равновесия в центр своей теории. Сисмонди первым выступил против канонов классической политической экономии.

Если классики анализировали реальные процессы создания богатства, его обращения и распределения, то Сисмонди интересовало, как правительство должно способствовать его производству и распределению. В центр своих исследований он ставил положение человека и подчеркивал необходимость всестороннего изучения исторического развития страны, где этот человек живет. Сисмонди можно считать предшественником исторической школы.

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, немецкий мыслитель-энциклопедист Карл Маркс (1818-1883) создал теоретическую концепцию, получившую

4

название марксизм .

Данный этап развития экономической теории был обусловлен соответствующими социальными интересами, требованиями времени и способствовал развитию трудовой теории стоимости, анализу проблем общественного воспроизводства, источников экономического роста, выявлению роли дополнительной стоимости как определяющего фактора и основы воспроизводства капитализма. В то время экономическая наука отличалась классовым подходом к анализу экономических проблем, абсолютизацией противоречий рыночной экономики эпохи свободной конкуренции, недооценкой способности капиталистического общества к реформированию.

Главный труд К. Маркса «Капитал» (1867) сделал автора одним из величайших экономистов мира, создав учение о товаре, рабочей силе, прибавочной стоимости. К. Маркс вывел экономическую науку из тупиков, характерных для классической школы, марксизм реализовывался на практике как социалистическое, центрально-управляемое хозяйство, опираясь на идеологию государственного вмешательства в экономику. Особенность данного этапа развития экономической науки состоит в том, что впервые в истории экономической мысли и социально-экономическом развитии общества мы имели глубоко идеологизированную экономическую теорию.

С середины XIX в. и до начала XX в. господствовала историческая школа - сначала старая, представителями которой были В. Рошер, Б. Гильдебранд, затем новая во главе со Г. Шмоллером, К. Бюхером, и новейшая, представленная, в первую очередь, трудами М. Вебера.

Первоначально историческая школа возникла как национально-периферийное направление, противостоящее классической школе, в первую очередь английской. Она была националистической, этической, междисциплинарной. Экономистов всех трех поколений германской исторической школы характеризовал повышенный интерес к факторам эволюции хозяйственных систем, акцент на их исторической множественности. Представители этой школы утверждали, что экономическое развитие каждого общества зависит от географических условий, наличия естественных ресурсов, существующих политических систем, технологических достижений и других условий, которые определяют экономический порядок, экономическую структуру. Поэтому, экономика должна быть национальной, органичной и постоянно меняющейся. Чтобы понять экономическую жизнь сегодня, необходимо изучать стадии экономического развития в прошлом.

Идеи и темы, поднятые представителями исторической школы, получили развитие в ортодоксальной экономической науке, в частности, в таком ее направлении как институционализм. Более того, идеи этого направления дали импульс развития многим новым отраслям общественных наук, таких как социология, философия хозяйства, экономическая история, экономическая

4 Марксизм - направление в теоретической экономике, представляющее собой исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма как новую экономическую систему. Принципы социализма: общественная собственность на средство производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость, ведение хозяйства по единому плану.

география и многих других. Развитие немецкой исторической школы подготовило почву для переоценки общей теории познания - переходу от науки бытия к науке становления.

Во второй половине XIX в. возник маржинализм5. Объективная обусловленность изучения маржинализма связана с новыми историческими реалиями развития капитализма в 60-70-е гг. -качественными изменениями в характере структуры производства и методах управления экономикой, которые происходили под влиянием научно-технического прогресса. Изменения в развитии научного знания были связаны:

• с кризисным состоянием классической политической экономии, основанной на затратной концепции стоимости и идеи безграничных возможностей расширения производства;

• прогрессом точных наук, математических дисциплин на основе развития дифференциального исчисления и функционального анализа;

• эволюцией гуманитарных дисциплин (философии, психологии, социологии) в направлении преодоления кризиса позитивизма и формирования новых парадигм.

Эти изменения способствовали развитию маржиналистской революции6, развитие которой было поэтапным:

• I этап (70-80-е гг. XIX в.) - субъективное направление в политической экономии и теории предельной полезности как основы ценности, что нашло отражение в трудах К. Менгера (1840 - 1921), Л. Вальраса (1834-1910) и др.

• II этап (90-е годы XIX в.) - становление неоклассического направления экономической мысли на основе отказа от субъективно-психологического подхода и сочетания маржинализма с функциональным микроэкономическим анализом. Он представлен работами выдающихся экономистов А. Маршалла (1842-1924), Дж.Б. Кларка (1847-1938), В. Парето (1848-1923) и др.

Маржиналистская теория - учение о предельной полезности и предельной производительности до сих пор лежит в основе почти всех новейших концепций микроэкономики.

У маржиналистов центр тяжести смещается из сферы материального производства в сферу потребления, человек выступает максимизатором полезности.

Переоценка ценностей, накопившихся почти за 200 лет развития классической политической экономии, формирование принципиально новых взглядов на основные проблемы экономической науки, методы их исследования и решения, осуществили научную революцию, которая знаменовала переход классической к неоклассической экономической теории. Это стало началом современной неоклассической теории как одной из магистральных течений экономической науки.

В современной западной экономической науке существуют разные направления, течения, школы, типология которых отличается как по методам анализа, так и по пониманию предмета и цели исследования, концептуально отличаются и подходы к решению экономических проблем. Однако, эти различия в значительной мере условные, поэтому всю совокупность современных немарксистских течений и школ можно сгруппировать в четыре основных направления (рис. 2).

Неоклассическое направление экономической теории в основном сформулировано в работах английского экономиста А. Маршалла. Он соединил в своем учении классическую теорию и

5 Маржинализм (от англ. marginal - предельный) - это теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления, исходя из новой идеи - использования предельных (max или min), крайних величин или состояний, характеризующих не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений.

6 Л. Вальрас - один из основателей маржинализма впервые использовал термин «маржиналистская революция».

маржинализм. Объединив теорию предельной полезности и теорию издержек производства, он пришел к выводу, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета в определении цен, что это -равноправные элементы механизма рыночного ценообразования. Он использовал понятие рыночного равновесия для характеристики баланса спроса и предложения, разработал концепцию эластичного спроса, которые до сих пор актуальны для объяснения рыночных явлений.

Рис. 2. Основные направления современной экономической теории

Огромный вклад в направлении полной и непротиворечивой идентификации целостных и единых парадигмальных оснований классической и неоклассической экономической науки внес В. Парето. В одной из своих теорем общественного благосостояния, он математически определяет и формулирует вывод о том, что существует специальный механизм - рынок совершенной конкуренции, который обеспечивает эффективное состояние экономики в условиях, когда каждый индивид заботится лишь о своем благополучии. Для этого требуется минимум информации -характеристики полезностей благ и вектор равновесных цен, который устанавливается в результате конкурентного взаимодействия индивидов. Здесь четко прослеживается парадигмальная основа классической школы: индивидуальное и общественное богатство как естественная цель, ведущая к максимальному удовлетворению потребителей.

А. Пигу завершил создание неоклассической теории благосостояния. Благосостояние человека отражает его ощущение удовлетворенностью жизнью, насыщения его потребностей не только материальных, но и социальных. Человек готов уплатить определенную сумму денег за благо при свободе выбора, что отражает степень его желания. Это принципиально важное утверждение, оно расширяет либеральное парадигмальное поле и ставит новые условия экономического равновесия. С момента возникновения экономической теории, экономическая мысль создает и совершенствует инструментарий достижения и поддержания экономического равновесия, происходит снятие части ограничений и расширение поля принятых парадигмальных оснований. Здесь просматривается конфликт парадигм развития и экономического либерализма.

Теоретической альтернативой неоклассики стало институциональное направление экономической мысли, основанное американскими исследователями Т. Вебленом, Дж. Коммонсом, В. Митчеллом и др.

В начале XX века в условиях перехода капитализма от свободной конкуренции к монополистической стадии в работах ученых молодого американского капитализма, воспринявших идеи немецкой исторической школы и других европейских школ, выделилось самостоятельное направление знания - институционализм. Он представляется как часть интернационального научного явления, имеющего общие черты и значительные различия. «The New Palgrave. A Dictionary of Economics» определяет институционализм как принципиальную школу

гетеродоксальной мысли в экономике [3, с. 864-866]. Институционализм выполняет двойную функцию, критикуя неоклассическую теорию и выдвигая альтернативную концепцию экономики и экономических исследований и анализа.Таким образом, ортодоксальные экономисты понимают под экономикой только рынок, а институционалисты заявляют о том, что рынок сам институционален, т. е. экономика - более чем рыночный механизм: она включает институты, которые определяют форму, структуру и способ. Исходной идеей институционализма является идея системности, «холизма», согласно которой общество есть многоплановый, многоуровневый, целостный организм. Основной аспект состоит в том, что система институтов - некая целостность, которая образует данную культуру или определенный тип цивилизации [4, с. 15]. Институционализм придает основополагающее значение мировоззренческим позициям, отстаивая принципы этической ответственности ученых и подчеркивая роль мировоззренческих основ в формировании теоретических взглядов и методологических подходов [4, с. 5].

Выделим три периода развития американского институционализма:

1) В 20-30-е гг. сохраняется критическая сторона негативной школы институционализма. Экономические процессы ставились в зависимость от психологии, биологии и антропологии (Т.В. Веблен), права (Дж. Р. Коммонс), антропологии и математических расчетов (У. К. Митчелл).

2) Основные представители периода, следующего после первой мировой войны - Дж. Б. Кларк, А. Берли. Этому периоду присуща позитивная, а не только критическая позиция. Вырабатывается взвешенная политика, сформированная на определенной системе этических ценностей. На идейной основе институционализма были сформулированы понятные каждому американцу нормы американского образа жизни, «американской мечты». Учитывался эволюционный характер экономического общества, расширилось и конкретизировалось понятие экономического человека. При принятии решений изучались обычаи, привычки, стиль поведения, учитывался их генетический характер и даже иррациональность мотивов. Рекомендации разрабатывались на основе изучения демографии, антропологии, расширения теории профсоюзного движения и т. д. В стране сложилось устойчивое представление об уникальности американской истории и возможности достижения социальной справедливости на базе существующей системы в стране [4, с. 16].

3) Особое развитие получило социально-институциональное направление. Основные представители его - Г. Мюрдаль, Дж. Гелбрейт, Р. Хейлбронер. К кругу интересов институционалистов третьего периода относятся: теории социальных изменений; социального контроля и коллективного выбора (или теория институтов); экономической роли правительства; технологий; организационно-институциональных принципов размещения ресурсов и др. [4, с. 22].

Институционалисты предлагали представлять политическую экономию (или социально-экономическую теорию) в отличие от «экономикса» и в противовес «теории равновесия» развивать эволюционную теорию. Они изначально ориентировались на создание «новой политэкономии», которая бы возродила связь экономической теории с этикой и расширила бы поле исследований, прежде всего, за счет проблем экономической власти, дисфункций и противоречий, которые остались за пределами интересов маржиналистов [4, с. 21].

Попытки методологического синтеза были у У. Митчелла, который исходил из необходимости синтеза неоклассического и институционального подходов [4, с. 31].

Дж. Коммонс и некоторые другие представители институционализма считали, что поскольку «экономикс» и политэкономия не могут не различаться, оба русла не альтернативны, они должны дополнять друг друга в рамках новой целостной парадигмы.

В 30-е годы XX в. начали проявляться важнейшие идеи выдающегося английского экономиста

Джона Мейнарда Кейнса в исследованиях макроэкономического анализа и теории государственного регулирования рыночной экономики. Он считал главной ключевой проблемой емкость рынка -принцип эффективного спроса, общая теория занятости, предельная эффективность капитала. С помощью регулирования емкости рынка можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Дж.М. Кейнс сформулировал макроэкономический анализ (в отличие от микроэкономического подхода) совокупных показателей - национального дохода, инвестиций, потребления, сбережений и др.

Теория Дж.М. Кейнса получила название «кейнсианская революция». Она стала научным отрицанием неоклассической доктрины автоматического рыночного саморегулирования, которая акцентировала внимание на проблемах и ограничениях рыночного предложения, доказав необходимость регулирующих мероприятий государства, а также первостепенное значение уровня совокупного спроса. Согласно кейнсианской экономической теории, рынок не в состоянии урегулировать экономику, не способен обеспечить полную занятость, стабильность производства и цен. Активную роль в реализации этих задач должно играть государство.

Дальнейшая эволюция кейнсианства была связана с развитием в 50-60-е гг. XX в. неокейнсианской теории в трудах Э. Хансена, Дж. Хикса, П. Самуэльсона и началом в 80-90-е гг. посткейнсианства и нового кейнсианства Дж. Робинсон, П. Сраффа и др.

Одновременно, на протяжении исторического развития экономической теории можно наблюдать синтез различных направлений экономической теории, примером могут служить:

• синтез классической и маржинальной теорий ценности (А. Маршалл),

• кейнсианско-неоклассический синтез (Дж. Хикс, П. Самуэльсон),

• неоинституционализм, как продукт синтеза неоклассической методологии и традиционного (старого) институционализма (Р. Коуз, Дж. Бьюкенен) и др.

Таким образом, неоклассика, кейнсианство и институционализм стали основными направлениями развития экономической теории, которые прошли длительную теоретическую эволюцию на протяжении XX в.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В середине XX в., человечество начинает осознавать свое единство во времени и пространстве, общность своей природы. Потребовалось научное осмысление новой мирохозяйственной ситуации, другой уровень идей, другая целостность знаний.

В конце XX и начале XXI века многие ученые утверждали, что стало недостаточно научного инструментария для осознания объективной реальности, особенно в экономической науке.

Важный вклад в понимание эволюции научного знания внес выдающийся американский философ, историк Томас Кун. Свой научный подход он противопоставил или, точнее, развил в дополнение, прежде всего, господствующей в то время кумулятивной теории пояснения прогресса науки, согласно которой научное развитие рассматривалось как простой поступательный прирост или накопление знания. Кун осуществил попытку дать первую аналитическую реконструкцию развития научного знания как чередование эволюционных и революционных научных изменений. Тем самым он стремился преодолеть упрощенность кумулятивной модели. Т. Кун предложил и обосновал необходимость формирования «парадигмы» современной науки [5, с. 39]. В фундаментальной работе «Структура научных революций» (1962). Т. Куном была разработана новая концепция развития науки, основные содержательные составляющие теории - это учение о парадигме и научной революции.

С моделью развития науки Куна связаны первые попытки реконструкции экономической теории, разработанная им теория является применимой к парадигмальному анализу исторического

развития экономической науки. Цель своего исследования Кун видел «в том, чтобы очертить хотя бы схематично совершенно иную концепцию науки, которая вырисовывается из исторического подхода к исследованию самой научной деятельности» [6, с. 23]. Результаты этого исследования имеют общенаучное методологическое значение, они дали мощный импульс для развития историко -экономических исследований.

В части учения о содержании и признаках научных революций, под определение парадигмы подпадают следующие важные этапы развития экономической теории: классическая теория, неоклассика, кейнсианство.

Признаком научной зрелости стало формирование первой экономической парадигмы в виде классической школы (вторая половина XVII - первая треть XIX вв.). Формированию парадигмы способствовали:

а) попытки приблизить науку к проблемам хозяйственной практики и первичных потребностей экономических субъектов;

б) переоценке основных теоретических положений классической школы.

Были начаты новые формы и методы экономического анализа, которые изменили важнейшие принципы построения экономической теории, систему основополагающих подходов к решению исследовательских задач.

С возникновением маржинализма связан новый парадигмальный сдвиг в экономической теории. Путем реализации маржиналистской научной революции в 70-е гг. XIX в. происходил переход от классики к неоклассике, а в 30-х гг. XX в., а в результате кейнсианской революции -переход от неоклассики к кейнсианству.

Обе революции по своим признакам вполне подпадали под куновскую интерпретацию: «разрушение существующей традиции научной практики», «начало нетрадиционных исследований, которые, в конце концов, приводят всю данную отрасль науки к новой системе предписаний, к новому базису для практики научных исследований» [6, с. 20].

Определенным подтверждением (иллюстрацией) теории Т. Куна является то, что начало научных революций в экономической теории, как правило, ознаменовалось актуализацией новых проблем исследования, а именно:

• в случае маржиналистской революции - роль полезности ранее не включалась в предмет классической экономической ортодоксии как фактора ценности.

• в кейнсианской революции - не включалась ранее роль циклических неравновесных состояний рынка, недостаточного спроса и его государственного регулирования.

• а также активизацией методологических дискуссий (дискуссия о методе между К. Менгером и Г. Шмоллером в 70-е гг. XIX в., дискуссии о либеральной доктрине «полного laissez-faire» и о необходимости государственного регулирования рынка между Дж.М. Кейнсом и Ф. Хайеком в 30-е гг. XX в.).

Каждый из приведенных признаков является иллюстрацией тех идейных, методологических и теоретических сдвигов, которые происходили на протяжении указанных научных революций, и таких научных параллелей можно привести множество. Кроме того, некоторые из

7 В 1970 г. в Калифорнийском университете образовалась группа методологов - кейнсианцев, которая внимательно изучила идеи Т. Куна и представила несколько вариантов применения его идей к исследованию экономической теории. Этот круг ученых отстаивал тезис о существовании революции в экономике и рассматривал кейнсианскую революцию» как смену парадигм», поддающихся объяснению на основе категорий Т. Куна. Такой точки зрения придерживались Б. Уорд, Г. Мега.

фундаментальных трудов, доминировавших в интеллектуальной среде в различные времена, -«Богатство народов» А. Смита, «Капитал» К. Маркса, «Общая теория» Дж. М. Кейнса - также иногда трактуются как своего рода «классические образцы научного исследования», «парадигмы».

Несмотря, на значительный интерес к методологии Куна, особенно в 60-70-гг. XX в., попытки применения модели научных революций к реконструкции социальных наук были предприняты в основном в экономической теории. Примечательно, что сам Кун отметил данный факт, объяснив сходство развития экономической теории и своей модели тем, что в экономике вполне определенно можно выделить периоды «нормальной» науки, когда «согласие» по методам исследования в условиях существующей парадигмы явно достигнуто экономическим сообществом. Кун имел в виду неоклассическую экономическую теорию.

Со второй половины 70-х гг. XX в. в западных капиталистических странах неоклассика вытесняет на периферию экономической науки другие направления и школы экономической теории. Альтернативные теории (марксисты, кейнсианцы, институционалисты, эволюционисты и т. п.) при всей реалистичности предпосылок, лежащих в их основе, не способны были дать, как стало считаться, целостного взгляда на окружающий человека мир.

Неоклассическая теория снова становится господствующим направлением в структуре современной экономической наук.

Второй этап ее развития охватывает 70-90-е гг. XX - начало XXI вв. Неоклассическое направление представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма. Монетаризм -теория стабилизации экономики, в которой денежные факторы играют главную роль. По мнению американского ученого-экономиста Милтона Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объясняются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики.

Сторонники экономического неолиберализма отрицали необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику. По мнению известного представителя неолиберализма Ф. фон Хайека, спонтанный характер рыночного порядка означает, что государство не должно вмешиваться в хозяйственную деятельность общества, это может подорвать механизм рынка и парализовать хозяйственную систему в целом. Более того, любой контроль над экономикой, любая экономическая политика, нацеленная на получение определенных результатов (политика полной занятости, экономического роста, борьбы с инфляцией или экономическим спадом) в принципе невыполнимы, поскольку не в состоянии учесть и использовать массив знаний, необходимый для успешной реализации намеченных целей [7]. Таким образом, в основе неолиберализма лежат принципы свободы экономической деятельности, свободного ценообразования, утверждения приоритета частной собственности и негосударственных хозяйственных структур.

Однако, новые реалии убеждают в том, что такая система научных взглядов неадекватна для разработки научно-обоснованной социально-экономической политики и воплощения ее в современную хозяйственную практику. Концепция неолиберализма в разных его формах, включая монетаризм, сыграла существенную роль в росте фиктивного, спекулятивного капитала.

Неоклассика на этом этапе подвергается критике, особенно в связи с глобальным финансово-экономическим кризисом 2007-2009 гг., который повлек за собой такие фундаментальные трансформации, в результате которых мировая политика становится более непредсказуемой, более неопределенной и более опасной.

Вполне справедлива критика современной экономической теории, так как она, во-первых, не дает ответов на вопросы: «Какова природа современного глобального социально-экономического 8 Милтон Фридман родился в 1912 г. - один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, глава «новой монетаристской школы», лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г.

кризиса и как из него выйти?»; «Как преодолеть существующий и всевозрастающий разрыв между развитыми и развивающимися странами и уровнями жизни в них?». Во-вторых, значительное количество терминов, вошедших в научный оборот, до сих пор не нашли соответствующего теоретического обоснования. Наука не имеет обоснованных показателей измерения для таких понятий (категорий), как «информация», «качество жизни» и др. Общее положение неоклассики в структуре современной экономической науки стало предметом противоречивых оценок.

Находясь в поиске адекватности собственных изменений реалиям глобализирующего мира, экономическая наука пребывает в условиях усложняющейся действительности, накопления противоречий. Научная полемика о необходимости разработки нового подхода к социально-экономическим проблемам и формирования новой методологии ведется среди экономистов не один год. Посткейнсианцы, эволюционисты и иные критики исходных установок мейнстрима, отвергая неоклассическую модель, порой не в силах противопоставить ей убедительную альтернативу. Альтернативные разработки неортодоксальных течений и школ в сфере микро - или макротеории пока что касаются, по сути своей, лишь отдельных частностей и не складываются в научную систему.

Джон Эванс и Дэвид Котс отмечают: «Глобальный финансовый и экономический кризис делает необходимым фундаментальный пересмотр превалирующей парадигмы в экономической политике... Нельзя ожидать от возвращения к политике, провалившейся в условиях бума, что она возвратит глобальную экономику на путь роста после весьма глубокой рецессии» [8, с. 31].

Новая парадигма сможет появиться в результате процесса разрешения философских, общенаучных и экономических проблем. Но когда она появится и будет принята научным экономическим сообществом, то станет ядром теории и методологии, инструментом разрешения назревших научных проблем. Разработка новой парадигмы экономической науки позволит поднять весьма плодородный пласт экономической мысли.

В контексте данной статьи мы осуществили исторический анализ экономической теории и пришли к выводу, что вся история экономической науки свидетельствует о постоянном внимании ученых-экономистов к парадигмальному развитию экономической теории. Изучение истории экономической мысли в целом и ее альтернативных течений в особенности становится чрезвычайно актуальным для того, чтобы выйти из затянувшегося кризиса экономикса. Очень важно, что современные ученые, наконец, признали идеологический характер экономической теории. Он является имманентным свойством фундаментальных общественных наук, поскольку общество не существует без идеологии, но нельзя оставить одну идеологию и выхолостить науку.

Отвечая требованиям возникшей теоретической и методологической проблемы, можно, считаю, определить суть новой парадигмы социально-экономического развития - это переход к обществу высокой нравственности, качества жизни и устойчивого развития. В связи с этим и представляет интерес разработка теоретической экономии как нового научного направления, «вбирающего» идеи предшественников в русле полиметодологического подхода [9, 10].

ЛИТЕРАТУРА

1. Schumpeter, J. History of Economic Analyses / J. Schumpeter. - N.Y., 1954.

2. Ойкен В. Основы национальной экономики : [пер. с нем.] / В. Ойкен ; [предисл. В.

Автономова, В. Гутника ; послесл. В. Освальта]. - Москва : Экономика, 1996. - 349 с. - (ЭН

Экономическое наследие).

3. The New Palgrave: A Dictionary of Economics. - L., Macmillan, 1987.

4. Козлова К.Б. Институционализм в американской политэкономии : идейно-теоретические основы либерального рефоризма / К. Б. Козлова ; отв. ред. И. М. Осадчая ; АН СССР, Ин-т мировой экономики и международных отношений. - Москва : Наука, 1987. - 214 с.

5. Гребеник В. В. Новая парадигма военно-экономической науки как фундамент обеспечения национальной и экономической безопасности / В. В. Гребеник // ЭПОС. - 2012. - № 2. - С. 4145.

6. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун ; [пер. с англ. И. З. Налетов и др.]. - Москва : АСТ, 2001. - 605 с.

7. Хайек Ф. А. фон. Дорога к рабству. / Ф. А. фон Хайек ; пер. с англ. М. Б. Гнедовского. -Москва : Экономика : МП Эконов, 1992. - 176 с. -(Экономисты-лауреаты Нобелевской премии).

8. Evans J. Exiting from the Crisis: Towards a Model for More Equitable and Sustainable Growth / John Evans, David Coats // International Politics and Society. - 2011. - № 2. - P. 22-31.

9. Гордеев В.А. Теоретическая экономика как журнал и научное направление [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.theoreticaleconomy.info

10.Гордеев В.А. Конкуренция как предмет изучения теоретической экономии на очередной конференции в Ярославле [Электронный ресурс]. - Режим доступа http:// www.theoreticaleconomy.info

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.