Научная статья на тему 'Государственное регулирование деятельности нефтеперерабатывающего комплекса'

Государственное регулирование деятельности нефтеперерабатывающего комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС / КОНКУРЕНЦИЯ / ЦЕНА / АКЦИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимова Полина Евгеньевна

В статье рассматриваются основные направления государственного регулирования нефтеперерабатывающего комплекса и анализируется данного комплекса страны. Рассматриваются проблемы ценообразования отрасли. Приводятся основные проблемы в области налогообложения, а также пути их разрешения. Показывается объективная необходимость воздействия государства на развитие отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование деятельности нефтеперерабатывающего комплекса»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО КОМ ПЛЕКСА

Герасимова Полина Евгеньевна

аспирант. НОЧУ ВПО «Санкт-Петербургский институт управления и права», кафедра экономики и управления

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: xxpgxx@inbox.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления государственного регулирования нефтеперерабатывающего комплекса и анализируется данного комплекса страны. Рассматриваются проблемы ценообразования отрасли. Приводятся основные проблемы в области налогообложения, а также пути их разрешения. Показывается объективная необходимость воздействия государства на развитие отрасли.

Ключевые слова: нефтеперерабатывающий комплекс; государственное регулирование; нефтепродукты; конкуренция; цена; акциз

Код УДК: 338.981

Annotation. This article reviews the main directions of state regulation of the refinery complex functioning. Author shows the state of the refinery complex in Russia. Problems of pricing the refinery production are considered in the article. Main problems of taxation are shown and the ways to resolve them are proposed. The article shows the objective necessity of government influence on refinery industry development.

Keywords: oil-processing complex; government regulation; oil products; competition; price; excise duty

Исследования показывают, что нигде, ни в одной из стран мира нефтегазовый сектор экономики (к которому наряду с поиском и разведкой углеводородов относят также их добычу, транспорт, первичную переработку и реализацию продуктов добычи и переработки) не является объектом регулирования исключительно со стороны «невидимой руки» - рыночных сил и чисто рыночных регуляторов. Повышенная степень государственного воздействия на данный сектор экономики связана не только с важной ролью углеводородов в решении энергетических и финансово-экономических проблем различных стран, - в существенной мере она определяется наличием целого ряда объективных условий. К их числу относятся [1]:

• повышенные «барьеры входа» в нефтегазовый сектор, что связано с высокой капиталоемкостью проектов;

• особенности производственно-технологических активов нефтеперерабатывающей промышленности - наличие в их составе уникальных производственно-технологических комплексов и систем, занимающих так называемое «естественно-монопольное» положение (со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями);

• вступление России в ВТО предполагает изменение арсенала инструментов государственной Журнал «Теоретическая экономика» №4, 2014 www.theoreticaleconomy.info

поддержки, акцент перемещается в сферу поддержки спроса, развития институциональных условий, выстраивания системы долгосрочных, устойчивых и предсказуемых мер, направленных на повышение эффективности промышленных предприятий, в том числе, на выравнивание макроэкономических показателей, влияющих на конкурентоспособность экономики.

Динамика инновационно-инвестиционных процессов в нефтеперерабатывающей промышленности во многом зависит от возможностей отечественной промышленности выпускать конкурентоспособное оборудование. Меры государственной поддержки, без которой невозможно ее развитие, должны быть направлены не просто на расширение производства или стабилизацию финансового положения машиностроительных предприятий, а на обеспечение качественного рывка. Государственную поддержку должны получить такие технологические разработки, внедрение которых позволит повысить эффективность работы отрасли. Перспективы инновационного развития связаны с применением информационных, наукоемких и энергосберегающих технологий, направленных на значительное снижение издержек в переработке углеводородов [2].

Повышение конкурентоспособности российских поставщиков и подрядчиков, перевозчиков и других производителей товаров и услуг является важнейшей государственной задачей, решение которой обеспечит возможность снижения издержек и повышения эффективности функционирования нефтяной отрасли. При этом конкурентоспособные машиностроительные предприятия получат эффект от инвестиций в нефтяную отрасль раньше, чем нефтяной комплекс. Государство, создав условия для инвестиций в нефтяную отрасль, получит налоговые доходы в бюджеты всех уровней в большем объеме и в более ранние сроки именно через машиностроительные регионы по сравнению с налоговыми поступлениями из нефтедобывающих регионов.

Чем выше будет конкурентоспособность отечественного машиностроения, тем большие косвенные эффекты будут генерировать инвестиции в нефтяную отрасль, тем более эффективно нефтяная отрасль сможет сыграть роль локомотива инновационного экономического роста России.

Указанные объективные особенности являются основанием для непосредственного присутствия государства в сфере регулирования нефтеперерабатывающего сектора.

Структура внутреннего рынка нефтепродуктов определяется организационной структурой отрасли. В силу демонополизации отрасли государство не регулирует цены на сырую нефть и нефтепродукты, и даже государственные компании работают в относительно рыночной среде. Если в 1990-е гг., особенно в их первой половине, существовали элементы административного регулирования цен на нефтепродукты, то в 2000-х гг. они исчезли. Но в силу олигополии на общенациональном уровне и наличия монополий на локальном и региональном уровнях рынок нефтепродуктов носит искаженный характер.

Цены на нефтепродукты на внутреннем рынке, фактически, отражают трансфертное ценообразование в рамках вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). В принципе, они формируются по принципу net back (принцип равнодоходности поставок на внутренний и внешний рынки) по отношению к экспортной цене за вычетом транспортных издержек и таможенных пошлин, поскольку большинство компаний имеет выбор между поставками на внутренний рынок и на экспорт. Поэтому цены на внутреннем рынке нефтепродуктов в основном повторяют колебания мировых цен. Но искажающее воздействие таможенных пошлин еще больше, чем на рынке нефти из-за различий между ставкой пошлин на сырую нефть, светлые и темные нефтепродукты. Кроме того, важную роль имеет наличие региональных монополий, когда у потребителей нет выбора поставщика, и контроль над оптовым и в значительной степени розничным звеном сбыта осуществляется со стороны ВИНК.

В результате внутренние розничные цены являются существенно менее во-латильными, чем мировые цены на нефть. В 2012 г. темп роста средних экспортных цен по нефтепродуктам составил 103,4% к соответствующему периоду 2011 г., в т. ч. по автомобильному бензину - 96,3%, дизельному топливу, не содержащего биодизель, - 101,8% и топливу жидкому, не содержащего биодизель, - 107,8%. В связи с ростом физических объемов экспорта и экспортных контрактных цен поступления валютных средств от экспорта нефтепродуктов увеличились до 107,7% к 2011 г. [3]. Причем тенденция роста мировых цен отражается на российском рынке сильнее, чем тенденция спада (табл. 1).

Таблица 1

Динамика среднегодовых цен на нефть и нефтепродукты на мировом и внутреннем рынках в

2009-2011 гг.

Ед. измерения 2009 2010 2011 2011/2010

Мировой рынок

Нефть сорта Brent долл. США /барр. 61,5 79,5 111,3 + 40 %

Нефть сорта Urals (Средизем./СЗЕ) долл. США /барр. 61,0 78,3 109,1 + 39 %

Бензин (среднее по СЗЕ: премиум + регуляр) долл. США /т. 577,9 735,0 984,9 + 34 %

Дизельное топливо (Средизем./СЗЕ) долл. США /т. 518,8 670,1 930,0 + 39 %

Мазут (Средизем./СЗЕ) долл. США /т. 346,3 441,5 608,0 + 39 %

Авиакеросин (Средизем./СЗЕ) долл. США /т. 558,3 716,3 1006,1 + 40 %

Внутренний рынок

Нефть долл. США /барр. 25,8 30,6 42,1 + 38 %

Бензин долл. США / т. 674,6 786,2 1037,3 + 32 %

Дизельное топливо долл. США / т. 494,9 604,4 863,6 + 43 %

Мазут долл. США / т. 256,0 321,5 373,0 + 16 %

Авиакеросин долл. США / т. 487,6 590,0 839,0 + 42 %

Источник: Данные консалтинговых и информационных агентств [4, 5, 6] Журнал «Теоретическая экономика» №4, 2014 www.theoreticaleconomy.info

Проблема достаточно высоких цен (в отдельные периоды более высоких, чем в США, но пока еще более низких, чем в Европе) носит комплексный характер. Помимо недостаточной конкуренции, важную роль играет технологическая отсталость нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). В результате при производстве востребованных видов топлива (бензина и дизеля) образуется большое количество мазута и других низкокачественных продуктов. Издержки их сбыта частично закладываются в цену более качественных продуктов. Таким образом, насыщение внутреннего рынка качественными нефтепродуктами возможно только при достаточных инвестициях и адекватных институциональных условиях для них на рынке. Пока государственная политика, включая антимонопольную, не обеспечивает решение этой задачи.

Нехватка мощностей деструктивных и облагораживающих процессов на российских НПЗ препятствовала их адаптации к новым условиям рынка. Это проявилось в том, что при росте объемов производимого бензина, продиктованного спросом на него со стороны рынка, НПЗ были вынуждены увеличить объем переработки нефти и, следовательно, производства мазута, который рынком не был востребован.

В последние годы были приняты меры по улучшению качества выпускаемой продукции: введение Технического регламента по нефтепродуктам, дифференциация ставок акциза на бензин и дизельное топливо в зависимости от их экологического класса, усиление контроля над обеспечением модернизации нефтеперерабатывающих заводов. Следствием данных процессов стало увеличение инвестиций со стороны нефтяных компаний в технологическое перевооружение своих производств.

В 2011 г. осуществлен переход к новой модели определения ставок вывозных таможенных пошлин, выравнивающей экспортные ставки на светлые и темные нефтепродукты (система «60-6690»), которая также предусматривает повышение с 2015 г. ставки экспортной пошлины на темные нефтепродукты до 100% от пошлины на нефть (табл. 2).

Таблица 2

Динамика средних ставок таможенных пошлин, акцизов и налогов по нефтепродуктам в

России с 2009-2011 гг.

Ед. измерения 2009 2010 2011 2011/2010

Экспортные пошлины

Легкие и средние дистилляты долл. США / т. 133,1 196,6 274,1 + 39 %

Нафта долл. США / т. 133,1 196,6 332,6 + 69 %

Мазут долл. США / т. 71,7 105,9 208,2 + 97 %

Пропан, Бутан долл. США / т. - 61,1 176,0 + 188 %

Акцизы

Бензины с октановым числом не выше 80 % долл. США / т. 83,8 96,3 н/п -

Ед. измерения 2009 2010 2011 2011/2010

Бензины с октановым числом выше 80 % долл. США / т. 114,4 131,4 н/п -

Бензины классов 4 и 5 долл. США / т. н/п н/п 175,1 -

Бензины класса 3 долл. США / т. н/п н/п 193,1 -

Бензины, не относящиеся к классам 3, 4,5 долл. США / т. н/п н/п 204,1 -

Прямогонный бензин долл. США / т. 123,0 141,3 207,3 + 47

Дизельное топливо долл. США / т. 34,1 39,1 н/п -

Дизельное топливо классов 4 и 5 долл. США / т. н/п н/п 76,5 -

Дизельное топливо класса 3 долл. США / т. н/п н/п 84,6 -

Дизельное топливо, не относящиеся к классам 3, 4, 5 долл. США / т. н/п н/п 93,7 -

Моторное масло долл. США / т. 93,0 106,9 159,3 + 49 %

Была введена повышенная ставка пошлины на автобензины (90%) для ограничения экспорта ставшего дефицитным в 2011 г. автомобильного топлива. В результате объемы экспорта бензина в 2011 г. остались незначительными (менее 3,1 млн.т), уменьшился экспорт дизельного топлива: с 40,6 млн.т до 35,4 млн.т, экспорт мазута остался на прежнем уровне и составил 71,7 млн. т.

Измененные сроки запрещения оборота топлив низких классов были установлены в 2011 г., исходя из анализа заявленных в добровольном порядке планов нефтяных компаний по модернизации нефтеперерабатывающих производств, а также прогноза спроса на основные виды нефтепродуктов. В результате:

• оборот топлив класса 2 будет запрещен с 1 января 2013 г.;

• класса 3 - с 1 января 2015 г.;

• класса 4 - с 1 января 2016 г.

Поэтапное выполнение четырехсторонних соглашений нефтяными компаниями позволит перейти на производство топлива не ниже экологического класса 5 не позднее 1 января 2016 г.

Для выполнения требований Технического регламента и недопущения дефицита топлива на внутреннем рынке нефтяным компаниям до 2020 года предстоит:

• ввести в эксплуатацию и реконструировать 116 установок вторичной переработки нефти (для сравнения: в 2008-2011 гг. - всего 20 установок);

• инвестировать 1,1 трлн. руб. в ценах 2012 г. (для сравнения: суммарные инвестиции за 2008 -11 гг. - 170 млрд. руб.).

Как результат - к 2015 г. производство топлива пятого экологического класса должно вырасти:

• автобензинов - с 600 тыс. т в 2011 г. до 38,6 млн. т в 2015 г.;

• дизельного топлива - с 11,9 млн. т в 2011 г. до 77,1 млн. т в 2015 г.

Для достижения этих целей Министерство энергетики планирует проводить политику, направленную на неуклонное соблюдение требований Технического регламента и недопущение дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке (в том числе - ежеквартальный мониторинг модернизации НПЗ, синхронизация плановых ремонтов, составление и ежегодное обновление краткосрочных (на 1 год, помесячно) и среднесрочных (на 3 года в разбивке по годам) балансов спроса и предложения в разрезе основных видов нефтепродуктов (автобензин, дизтопливо, керосин).

К модернизации заводов компании будут подталкивать экономические стимулы, в том числе уже принятые:

• усиление дифференциации ставок акцизов в зависимости от класса;

• выравнивание пошлин на темные и светлые нефтепродукты - режим «60-66», вступивший в силу с 1 октября 2011 г.;

• выравнивание пошлин на мазут и нефть с 1 января 2015 г. - предусмотрено режимом «6066»;

• введение 90-процентной пошлины на бензины с 1 июня 2011 г.

Подводя итог в части налогообложения нефтяной отрасли, можно отметить, что Минэнерго России выработан комплекс мер налогового, тарифного и технического регулирования, который в случае принятия в полном объеме обеспечит выполнение озвученных стратегических целей. Но в настоящее время стоят новые задачи - принятие законов, нормативно-правовых актов, которые должны обеспечить выполнение ранее озвученных стратегических целей, принятие методики, а также принятие стимулирующих мер и создание инвестиционной привлекательности отрасли.

Итак, ключевой проблемой развития нефтеперерабатывающей отрасли на перспективу является проблема преодоления дефицита инвестиций, создание благоприятного инвестиционного климата для удовлетворения прогнозируемых потребностей страны в нефтепродуктах, обеспечения эффективности нефтепереработки и повышения его конкурентоспособности. Думаю, что разрешение этой проблемы будет способствовать и осуществлению новой индустриализации РФ, о чем справедливо указывается в современной экономической литературе [7, 8]. На решение этих задач и должна быть нацелена работа Правительства и Федерального Собрания России, всех компаний и предприятий топливно-энергетического комплекса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев Ю.П. Анализ состояния и развития топливно-энергетического комплекса СевероЗападного федерального округа РФ / Ю. П. Григорьев, Т. К. Салина. - Санкт-Петербург : Изд-

во Политехнического ун-та, 2011. - 95 с.

2. Нефтяная промышленность России - сценарии сбалансированного развития / [В. В. Бушуев и др.] ; Союз нефтегазопромышленников России, Ин-т энергетической стратегии. - Москва : ИАЦ Энергия, 2010. - 160 с.

3. Салина Т.К. Роль и место нефтеперерабатывающей отрасли в развитии национальной экономики / Т. К. Салина // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия. Экономика. - 2013. - № 7 (66).

4. Platts, McGraw Hill Financial [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russia.platts.com/ products-services

5. Argus Media Limited [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.argus.ru

6. Компания «Кортес» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stat.kortes.com

7. Гордеев А.А. Новая индустриализация в РФ и учет советского опыта / А.А. Гордеев, В.А. Гордеев // Шестьдесят шестая всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием, Ярославль, 23 апреля 2013 г. : тезисы докладов : в 2 ч. - Ярославль, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.