Научная статья на тему 'Этапы формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства'

Этапы формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHARACTERIZATION / STEPS OF MASTERY / FINE ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стариченко Дмитрий Евгеньевич

В статье раскрывается сущность этапов формирования живописного видения студента. В ней отражены основные материалы экспериментальной части диссертационного исследования автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства»

По окончании эксперимента было проведено исследование мотивации учебной деятельности студентов с помощью методики «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной [4]. Она содержит в себе три шкалы: «приобретение знаний», «овладение профессией» и «получение диплома». В соответствии с ключом методики преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворении ею, об адекватности учебной мотивации.

Анализируя результаты эксперимента и опросов студентов, можно сделать вывод, что поставленные задачи выполнены.

Использование КТ, которые были введены в учебный процесс ЭГ, позволило добиться следующих результатов:

- студенты в период всего семестра проявляли интерес к изучаемой дисциплине;

- при выполнении заданий студенты проявляли творческую активность, что видно по результатам выполненного практического задания;

- студенты сумели показать достаточно высокий уровень профессиональных навыков в части решения маркетинговых задач;

- постоянная работа с ПК позволила повысить их профессиональную компетентность в области использования ПК.

В заключение необходимо отметить следующее: несмотря на то, что применение КТ не может решить всех проблем в подготовке высококлассных специалистов, активное использование различного рода КТ с учетом технической оснащенности института, возможностей преподава-

теля и студентов, рамок и требований изучаемой дисциплины позволяет добиться хороших результатов в формировании профессиональной готовности выпускников.

Библиографический список

1. АндреевA.J1. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа [Текст] //Педагогика. -2005. -№4.-С. 19-27.

2. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] /

B.А. Болотов, В.В. Сериков//Педагогика.-2003. —№10, —С. 8-14.

3. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст]. - М.: Высш. школа, 1991.-207 с.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст]. -СПб.: Питер,2002.-512 с.

5. Митина А.М. Теория образования в течение жизни в зарубежной андрагогике [Текст] // Педагогика. - 2005. - № 5. - С. 100-106.

6. Новиков А.М. Методология учебной деятельности [Текст]. - М.: Изд-во «Эгвес», 2005. -176 с.

7. Новиков А.М. На смене образовательных парадигм [Текст] // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения (EDQ-2005): Материалы международной научно-практической конференции. -М.: МГИУ, 2005. -

C.219-225.

8. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование [Текст]. - М.: Наука, 2002. -527 с.

УДК 372.8 С 771

Д. Е.СТАРИЧЕНКО

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИВОПИСНОГО ВИДЕНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье раскрывается сущность этапов формирования живописного видения студента. В ней отражены основные материалы экспериментальной части диссертационного исследования автора.

На данном этапе развития художественной структурировано. Профессионально-художе-

педагогики содержание преподавания дисципли- ственная подготовка будущих учителей изобра-

ны живопись определено, но не достаточно зительного искусства предъявляет особые требо-

© Д.Е. Стариченко, 2009

61

Профессиональное образование

вания к разработке структуры и содержательного наполнения специальных дисциплин. Решение проблемы формирования живописного видения у студента как основы профессиональной художественной подготовки позволяет выявить структуру этапов обучения дисциплины живопись и построить ее содержание на основе последовательного усложнения учебных задач.

Живописное видение натуры является одной из базовых способностей студента, обучающегося на художественных специальностях вуза. Особое значение эта способность приобретает в профессиональной подготовке будущего учителя изобразительного искусства. Будущий учитель должен владеть достаточным уровнем живописного мастерства, который напрямую зависит от уровня живописного видения натуры. Кроме того, он должен уметь формировать у своих будущих учеников это качество для того, чтобы с одной стороны, выявить художественный потенциал ребенка, а с другой сформировать у него способность грамотно воспринимать искусство живописи как неотъемлемую часть общей художественной культуры личности.

Под живописным видением, мы понимаем, способность художника воспринимать натуру через призму создаваемого художественного образа. В основе этого процесса лежат три основных компонента деятельности художника: наблюдение натуры, освоение закономерностей изображения и анализ выразительных средств создания художественного образа. Художник воспринимает натуру и изображает ее через призму своих мыслей и чувств. При этом само изображение значительно отличается от фотографии с натуры, которую также можно сделать и затем сравнить ее с выполненным художником живописным этюдом. Кроме того, что художник вложил свое понимание и ощущения в изображение, он также использовал не все доступные ему живописные средства изображения, отбирая только самые необходимые. Художник - мастер, как правило, очень серьезно подходит к процессу отбора живописных средств изображения. Именно этот отбор средств и определенная художественная условность изображения создает отличие работы художника, как от фотографии, так и от работы непрофессионала.

Формирование живописного видения в процессе занятий живописью - процесс длительный и трудоемкий. Сформировать в один момент все

три основных компонента живописной деятельности студента невозможно. Поэтому, вполне естественно возникает необходимость разработать систему этапов формирования живописного видения. В традиционной системе обучения живописи для формирования базовых качеств живописного видения предусмотрено движение от простого к сложному. При этом в основе нарастания сложности лежит сама натура, которая изображается. Кувшин легче изобразить, чем голову, а голову легче, чем фигуру человека. Поэтому этапы обучения живописи в основном связаны с усложнением натуры от натюрморта к голове, затем к обнаженной и одетой фигуре. Мы полагаем, что формирование живописного видения натуры также должно происходить в определенной последовательности от простого к сложному. В основу постепенного и систематичного формирования живописного видения мы предлагаем положить систему усложнения живописных задач.

В живописные задачи включается формирование умений наблюдать натуру, освоение закономерностей живописного изображения и выразительных средств создания художественного образа в этюде. Именно эти параметры стали основой предлагаемой нами системы этапов формирования живописного видения натуры.

Первый этап характеризуется постепенным и последовательным освоением элементарных закономерностей живописного изображения, основанным на дифференцированном восприятии живописных качеств натуры. Вначале обучения необходимо сформировать у студента способность различать и выделять отдельные живописные закономерности и средства. Только в этом случае у студента формируется достаточно четкое и полное представление о сущности каждой живописной закономерности. Освоение закономерностей изображения на первом этапе тесно связано с процессом наблюдения натуры. На первом этапе мы наблюдаем следующие цветовые параметры натуры: предметный цвет, градации светотени, цветовые рефлексы, контраст по теп-лохолодности, воздушную перспективу, цвет освещения, цветовую доминанту, контраст по дополнительному цвету.

Исследовательская экспериментальная работа показала, что первые пять цветовых параметров и связанных с ними закономерностей изображения лучше всего осваивать, анализируя одну

62

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2009, том 15

і <(Лі;т-.]Ііпцчм- -огип^ к. Г „сп1, ■ і іи -Н і і і і і і иД‘ і V. ),-.ж і 1 1и-І <Кс. Ьаі » рН-'г Г - -

■ иИІИ-) [ [ЄрВг-1- ІІЇЬ раО І •"■ гіт тЬ-" ^ и ™ ь І - лплКЬ •■■шен- і ’’ЧіСКОЛЬК' лш-->и

і4 йка нилви.їж і белее і.лаиомсони упр.іВЛип ч -СНІ и НаПИСчНИЯ * І ВиПи^у, \л (Н..,, гі -С

іи"п мь і вилучає ■>> <ачно п> явленного маз-

(іМ- Т« . "V ІЄН ■ еьшч І ЄОВЬИ- 1 ГН)І ^ 1Г

‘СіИН ( іЬКиїШР І ІС’І І І ІІВЄ ре |, 'ІЬ' ЧТ»- ■ Ц]'

а- і изображениеочен> іапрь-<-><- < т р ■ ял і *■ «ппч^. работа скорее похпжг і і г>чсуної рябер к і 11 іна- < (• пепне і -тюле риксир')ч іреді/іе^ ли к — і :туцент ^пипаетгч на свои спосооні .■ і ко» гантного видения (тоедметчого двета. ірл ( г.„.іінр^ч о -лг, г . гюдс ■ с д.^"т чаС'чг аает з г> і /же две цветэ ь. закономерности пр^і-

І-ТНЬІР диет Л ЧГ( изменение і Г і] лйаСНСТВИс™ радаций св птени і .дации і ,іспй во .п,. ;ают в іависимогти . і .¡а, і авле л .сь^-исния л арактеиа формы прсдмеї >в наїюоморть її

ГОИ ^аООТЇ ір( 4 . г.поїВ игсі ЗбУї^ЛивЛИваї і Н

вР^отеньк В )гіид1. іюявляе1 -и пі;ко(* подобна

ЖИВОПИСИ. І Ы Ь ІКИЬ- і-(СНОМ l--.it і аги,

лі <Я ООЬсМнвІМИ Н грсі'ьем эткше ■■ Ііепвьш .Ь МіШОВЬш .-»і». 'Ь -мсиної; ■* < ірииапллг і і і в\ і >вліе Сл-Ль-сы-ы * ;ні наилкшае услол>

І “плі ОО І ~Л0ВЛЄНН0Г< іівета \ -игі ^еис її' і і їй иь..ЛИі,и.,ии оі ал-гиіі^оь- І -- ЧчеТВсрічМ І ідДі. ,_,ЬКі І ІИІ аьляетс < ШІ- -я

акимомерноиіь іон і р-іс і і і геплохолодност Ь її їй раооі ; 'чиї-*.- -і четыре і. імпонерта і і у топленного шета і> гая р-<о . ■ * *

оя бвіполнени« пяміалач предметною ав^т ■>

. гіепаечи -інп'-- км р^фмекСО^ гегіл- * ЛОДНОи .и -іичі^ шчой ни і іеі-1 -і т., При ніш рабита

{ а данном . ............ ол т

і-: ішкни щ ічї іе-г.іи'м ‘ і и г,"*і икт нагін

:а, и і жшопи^и. На нері»'м і гам (><■■ ,і \чс i- .1t- рилае-і и; ДПЧ'М ' І і ШПЛ'ПЩГШМ кОМПІЗН 1-і їм шічшінинііі і іагуїн.) <г ,ииффррешПШШІЯН ІГ"1У і( приїт^иі '¡(к<іїмімерниг'т(ніжіівописншіц ті (..-чсеич, [іеТ'КП ІМПОНЛН ИЧІГІПНИР V І ПІНІ' ІІГГ 1'ЄПСП || і<-|І -41 ГІІЧЧНСИІИШР І’-І ■*“ ІИЧ "- ІН ¡¡¡'11 ^ЯГІІ [ |.| 7МРИЧЧ ПО [ІЬ 1'М; ГТіГИ п- "С ■■■ргіп г -РІІШЧЯ НІ І-УІІНІРВМ* ІфіІСОК, Т^' ІИЧ ЖОГП У"!і іа за инструм ^нхямі н?ппгр^ істрр’чг а K0^

І ГІПГ Ь їсти И’^оражеьле выполняете ле ' ">ПІ ним мя™ом (> їй іа пе і вы> п г-ги -ткшах ■ пользуется і ,вязн пм ’тг данная техника ^ олчг і равляема і ,л ікзапьль

) і ч іьньїе три живописные законом рило г

одзг ' ..--ш.-пк -і И І-ІВОЛ ииіуіппа* ■ ■ г -и‘ і■■

ДІ-НОЛНЙ ГЄЛЬНОМ> Ц.-- , і ^пакіг—па л Іит,

Р"“| ич І л і рмь|і( ІІООТаНОгіОі., -і і . іОы ШОЫ/ -іі ■’'С. і <1 їіи П1_1Ь>м<1^ -:-і -.і «очьісм-Йї і іиімнчм,, ^Г^Н. Обновление 11 >~т<ШОВОК ^■ожние і і -Т І Неї ^ -ІІІ ЩЮДЄНИЯ ни [ -^1 - ‘і-сни-

Є1 > лр-ік (Єр условии А в .ил- Он І ПНД Л ЗТЮД Греб Р І ^дрн іи -ГИН-Ч С] 1* Н- ГХ

ЧО'.ьММ --кПИПМНОНПІ ггіи он Весьма лижр^ ■

(І V ИНРНЧЯ ^ ЛР !• ЧТОіу, ПІ ф**і< СЛОЖНОГТ^ ЧР.Г- V ¡ХУ ■«*''нику ІКВІ'Р“ ■« живппис*

г'па» чг-^ктenизvl“....9 мят і ) ’рчиляемостки

тоцесса і южно чредс ави г' . іаск-олько слс «єн коней лервог^'- і Шг ісво.ния элементарных ^акономерчостеї Тасимобраі і на перво.,' іт. пе 'рулент ^иаиь і первоначалвньп. наоо»' жі ■зопи^ппіл -аі»...^,« гра1.ъ1с і ч)ен.сіі ^зобрал. пп,- і ІIV і ЬІЙ і І.В, л ОООЙ О^ои > ік.ал^

МИ -іЄііНд-Й і. Иі, іРМЬІ ЖлВОііИ. 1-і

FVro^.l ’і ■ .■! ¿.ОимИРован«и я и-опитної-. Оі. іьгіья і і >я(ч ч іа более полно л >сознании гшо цеССь 4) і і 4і-чірі'^ 4 акономерНОС ІЄ смеиі 11 * вбогій л в і-иі”>см‘ і іііаы ► ■ юаі

( ІВ И 1, рмі'.-иі-. ІХП^ЬІ І I аі! і ((СТОИТ И І дв . д.Ої-іІОІ ІЬ- І -І^сімшл 4 '-рхні (Д. 'ИМОЙ -лкіНОПИі^-

в і :ПноЙ ^аб і ; с і V існ ■ выол^ " ^ имі-и іует ■ *ив. мисной іааде * р ^ її і создающие ког-Г^а^ нІ _ І -и< аки. .^как пррдмет-

Ь І'іиг'" ^Рт І ень Кчі Тг -1-"1 1 І т',-|.'(чуЛ- ГТО/ДНО.

т... :онтг>ис^по чопо'чнигсльномі иЬ‘ г- В і&иач>

ГТ. іш-ьг +И^оПИі. Ш Чині.

-р- И^лользу І IIкю соелетвя СОЗЛІІН 1* «1Н-грпС^ Ч Ц. 1’ !»■ 1 ни -1-й- 'І'-М Пі йрабоїг

ычленякпея ^.редч. чу- ^о<дан>ши* інрмониі' Срециних |і,н+»і ^ніе ірфдрксьі ч. і1 иная пер' чективч І.ВРТ к чеіпения. ЦЧРТПВЯЯ ппччцич I М 1ЯЧ І11, V, РЧТ! чаг т. яті » чагіписн---

тчім няі'юрм і і а чспользуя закономепності ссзичкчпие !■ ичогч. рце контрасты 'Г-ЧОНІ-

ЇИрив і І ,'х "!'ч: .і«ргін<- -|ЧЦ..- ;03ЛЯЮПІИ1ИЧ гаї

VIII' ІІ1ІІ І [ 1,1 и? чанном 1ТЯПР СТЛ/,ЦґНП ' гч-і с.р

II- ІРТЬ І їм і . ■ і>- о 1- отур^ зятнлмрпнП'-™ Г‘-чакічії ■ ігоч і 1 ст^і ь- гармон ■ і» -ипптогч» < )оо г-ітпр жіч >шігі ^акг-ищі^рчост^ » а> трр"-сі'Зііачні' гг>' грастор ^ -аг средств создан« ^ ИОІ'ЧЙ позвол - -"'«•ОльКО штат - юнивт^ «

•ув і = озатьж ,а< ^исную стп-^кт , г1/ нат'х 1 иеа ізопоажения -*і ■ і ос га позволяет 'т/лентл ?нйта. ї. ттэлходить к лроцссоу создания из''-( шьния д іальн-” іем г можч і’. ковочиї. раб і.ій ('удуши 1 гмиков і.^боонир ігхнолс

Іеиаг-иии І7 п. і іияпьня япптя < Івенппщ ц -ип^и-к. І ■ік

tbrt ИасЛЯНОЙ «ИНОПИСИ ITeXrfHKPCuJi1' процееч.оЕ ПОЛ1 ( I IV ма- 14ч-'Й живописи. сао^оР >3 к. iiL/и^М'-t. 5ai il i ni i pe!?4' T большого дополнитель nui < с înivuin- - трепс^аивгг.'-Я

i du трет -:i пр дполагаетосвоение npouti _<•■ i iopa *ив! чшскык i коиомс *►+ :тси ip< деть «ля с знания шиЖ ственн*- о образа. На утм )~аЛ£ студент дс i «е < гч <1 ïн? гь. *-1 > bj'iH i- i ель ниш е -г-, л; я i ястсл следствием отбора *ч™-писны: закчномсрностг-й и с jene м^м^рчлегни!-Г|- +1 •* 1ерк-.|М «я ^ 4ИК-4 ч. LJ 1DCI <«• нем нвес-I и СП 1-tin-iMi I jp * ИВ( lim Нь£л «коНомерн I 7 h il И'-rypH'’M tu ID i Ipre при

v'TOBVpTurnitUlBl l- ï.-пичетро ЖЧЧППИС Ь, I -¡я

к„н.,м ip«OüTe-ï К' <орыечю«н> вмясать на каж-грань И1 'ИК' i . phv V vVP4K> jaeCTl ппос КОСТ tV ИМ соответствуют шестт f'CH<'BI t* ичог-

рзд., ге I Ь1; параметров- фО^М' , i i. ~4i* j

i ,аь. ч,> ко1 озинич rf■ чическиЗ пр№ 1 1 1С ■iH^ponfR кя кдыи i ( этих парам* rpoi оздант ж и йпписного ohpa ia и размести! ix на плоско-<>тя\ кубика » /оика г ожно пол/чит ь , iönp \z 5*-живописн> ■> -чдг i ^.,я примера приведем раскадровку 1 «ан^ 11‘г'пма ко рукцш, Юъем светотеневой, чропорции пластика плоскостность, i *п»-----чзация, контр астнгстъ величин.

V атериал* «остг

LLB'-r. Л^ка ,Ь ,ЫЙ, ДОПОЛЬ iT: 7ЬНЫЙ KOHTDdC"

J сПЛОХОЛОДНОСТЬ. чростой JB< iOBO'~ рефлекс СЛОЖНЫ? W I .JOH Г.еф чеКС. lut- I ^всшсНИЯ ) ве 1 ;вая ЦОМйма 11 i. цьетовий фильтр. Кол»..'«и.-и» иинамика c i i ¡кл. оавноиес» -. иммг г -я а-—т •VI STDm i i w i шоп' шп >aci i ве i очень >ь [ I I ropSHiie О Ol il • ПилЖ'-ИНЫЙ

направленный щ.^л-шснцый * *\сствевнчи солнечный, tHvl’fcЯНЫ-1fr П|нч’ТраНСТИ(1 1ИНСЙНаЯ

пспек^ив^ о^^улная перспектива, i чперппо '"paHCTÏO cjiKnH*"-" ! ■ " IIT'I [ 1ИЦ1 i ■ OOpaTl i ■ Itjr 'Чрктак iir-1 фадьиа рас ГЯ»»«», ' тряничен

^'Р рр К граи 1|<и, |“<1|1^1 ич It'f ПрГН'чранОТВО РЧГМНЧР^-СИ < |рнем. <npi(V''fibU мм ' |] , ПНКЯ»

i Aon™ t i i и ш ivi, I'îpt HifP4bHMr"i înipnx pa,j

еп^нмь- n -Inn Ier Hpfl’TII, "pt-'ГМ III, ^ipirrvn-

i 4 n-Hoe см^шиванир грри n ni1 pi’imo» (.mil ВНП ть • -<'||я|ч|-| грнпс-^-П Г ” РД-’Т- ЧГ»-t РИСН0Г1 Ч |('г>рчиген'Т 'J’T<»e 1НЯГГНЧ 'CvniefTp..4<>^ - I."] ГТ1 1 uv -vrnöDaHHbH ЗЭК<-

L чернпгтр»а < k-ohpunm т тГ ilyR-Tii"ur>r''- -

ч ппутпиа иОЖип •'''тигнуг в'"0Ч ''n’^ai , ЭСЛР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чге -тудеиты чыпг Т11ЯК I )ДН V 1 же ТС ‘ТЭК : в-с нэтупы, чс j каждого и i них им< i я ci

-твенный нач-'О >алипомеопостеь ^ ^релстс кс -I пые они днлжны ьыиилнь I ь. выполняя 71анн>к раоо'г; с1УАйтыдчл»н I Опии! редставлять 5>-т» 1и>— г льта! овиего труда |\ри. I м идет Лор IV! ироьание способно |р стух .1-1 шее ! ^1 ;ль

и- I aript.il К.ОЛР1Ч1 -,-гЧ- -1 КачЬСЧВи ИСП0 лЬ--1-

вания т3) ИЧЧ ИИ01Л йлии!.™;' 1 С1 еь 4 раи > »

^О задание ПОЗВОЛЯВ дг<т ьГУие'Ну .шьл. I чип. кие и ТОМ ГТС отбо" 1И^Н>'1И рН‘|| 1 . I I «сдегь

1 11.0) а -СНИ( чячиТг ■'(-га- Прилет I-а КаЧС1 I во

«нв. шинною и <1)1 ражен и« П‘ : ’« живописнее

'И1МНИИ ИЯ I 'ОН 1 Ч1ч.,-|1МИ1 „ в Г0М 4ТПГ1Ь1 нк5-|-^1|г II- акономерност> I соса^тва. КО 1 Р"|£ р-пят озпвть ■ т.ам'Ч иую ч Вшр^н-г пьнуюжи у .г-и-В-'“ рч*~ I-

И. тпри9 ряг ] | 1|-ег- »• О этапр >сновывае1С>

!■• г ■ епням ренр > I с-1 гпоре + швписны» закпчг-м>»0Н0Стеы I ¡р^гтети ■ гул^ч-гу апрчт-лвляет-*

I япор И к ■ОТПЧРЬ И1>4 > ОСО&ИР ■? V* ПР пепеКИ 7г

I ого - 'пендар , на ко" р » 11

'.о'-ти, р. ер описанные • гф дыдушр ’ шданш С >т 1 ^сн^ а ., ■ ,, я на основе анализа 1ату" > ;|:1_натело щ зыоглт] гг 'аклн^м'ч ноет I г"т,.'р к

* уту~ 1а, .10; :с пплнг ■ гве-ать >амыслу в! 1 1' елтлего—О-;нов* ;1С внимание на данр 1М та :е трггго^авате.ть ^эчжен уделит^ чак^чмальнор , аии! ■ ^ирсписноц» - ;ми выЬьаьи .• сту

гнтоу ^.’кзнэм арностей изображения, ?. такж ак.г'ченносты оаЬоть.

|ч I -СРТЬ^ (.1, о 1ьоляе1 с » т ,^лО- "I

* чЮИш ны« эаконимеонш И I еДС-. м в о Си 1^ И- )ри4еснй ДОЖИВШИ V Н ‘■■1Л -ристичсск>>

I И1 1 -VI Л ПЛОТНУЮ ПОДОЙТИ К освоению II НЯ|> и

к» ш’Ри (> Н1 данном И"г дифференцирован -11^ нйЗииие г _е1:тг у*- сфчрмиочванэ л- чя-Н1,Ш Образол, 1 --ьп I и- > ■'РСМч мкр-> „ 1 к це.ш ьТН'ИД жиипг ¡^ЧОМУ Р-ПеНИК I Н ГО ПОДВНЗУМе ачет ТГ' Чт- ^ | /пе-11 л¡■^ ^ (Зняге.тичо ре> уДНрУ^ I

, трпень р ПОЛ-ОТ | -Я1ГНЧЯИИЧ т<-^ ИЛИ ЧН>-г. лч.

ВГ.ПИГННУЧЯ! 'Р дррног/гей И МОЖРТ ппедвидет! 1У1ГПЛИ« реЗУ ьтяп г *гир»1шг.»г» > 'рои-

чрп«Н1'Я грчрнче ЧЯННОП ч га...у— • ’Т т- 1

ЧР *Т ' р < -ЧШ'ПИ' Н) |(* рЯ1-><1 1-Т ■ Ю Ш-НИЦ!1 I ■ Ч-'

-,.рмг . ,л4р -и , У ••и,' ■ 1 сложившихся 8 чгторим

■,01,ГЧ1„т.П1.НОГС V -у----------т Р

■-;р"Я5Г Р щтя ЦРТЧРПТОГС 1ТЯПГ ТТЯР-г ^-гл/ПРР'-,

тоедстчвление О р“атПГ,ят"1и 1Н-ЧВОГ'И''ЧЫУ ЧЧКПЧ-

>ж«гчиг>гтрО Р чта ГЧ'-»™' V "ППЧ7 1- > 1

раКТрр Ч исп<~>"1,човячи ' чед\ЧОШИ''’ •’я^пн 1 :г НиСТРЙ ПРеДМетнЫЙ 1ВРТ. -'.ВРТ^теН' ч цвет^рт ргф ¡ексы Лпелметный цве^ видоизменяется пг

Рес тик КГ" им 11 А Некоасова ♦ OOV юм 11

воздействием светотени и цветовых рефлексов. Но цветовые рефлексы изображаются не в прямую, отдельными пятнами, а полностью изменяют цветовую характеристику локально закрашенной плоскости. В качестве примера произведений, выполненных в локальной системе колорита, можно рассмотреть Джотто ди Бондоне, Мазаччо, Микеланджело, Рафаэля.

Выполнение данного задания позволяет сформировать у студента представление о том, что даже использование всего трех закономерностей в изображении дает возможность добиться большого разнообразия в живописном изображении. Принцип работы отношениями с этого момента в истории развития живописи становится основным для создания гармоничного изображения. Во втором задании четвертого этапа студент выполняет этюд в светотеневой системе колорита. Студент использует светотень как средство создания объема фигур и предметов в этюде. Здесь светотень создает эмоциональное напряжение и смысловое прочтение картины. Наиболее ярким представителем данной системы колорита является Рембрандт Ван Рейн. Выполнение этого задания позволяет студенту понять, каким образом доминирование одного средства изменяет весь цветовой и тоновой строй живописной работы. В третьем задании студент выполняет живописный этюд в оптической системе колорита. В ней используются практически все живописные закономерности: предметный цвет, светотень, цветовые рефлексы, контраст по теплохолодности, воздушная перспектива, цвет освещения, цветовая доминанта как средство создания цветовой гаммы, контраст по дополнительному цвету с ахроматической гармонизацией. Все эти средства создают оптические эффекты и нацелены на создания у зрителя определенного эмоционального впечатления. По данному заданию необходимо выполнить не менее двух этюдов. Первый этюд выполняется студентами на основе оптического смешения цветовых тонов и оттенков (работа ведется пуантилистической техникой или техникой небольшого мазка). Второй этюд выполняется с акцентировкой на создание световоздушной среды в изображении.

Выполнив эти три задания на освоение наиболее существенных признаков трех систем колорита, большинство студентов усваивает, что в основе колористической целостности изображения лежит выбор одной из закономерностей в ка-

честве доминирующей. При этом остальные закономерности играют подчиненную роль. Кроме того, в данных работах внимание студента обращается на технические приемы изображения, способы смешения красок на палитре, поскольку каждая из колористических систем диктует свои правила написания этюда.

Этап пятый посвящен процессу формирования авторского подхода к процессу живописного изображения и характеризуется определенной степенью самостоятельности студента в отборе живописных закономерностей и средств для создания художественно выразительного изображения. Этот этап занимает по времени два с половиной года, начиная с пятого семестра и до конца обучения. В процессе этого этапа студент осваивает живопись головы, портрета, обнаженной и одетой фигуры. На данном этапе студент осознанно реализует приобретенные знания и умения, предыдущих двух лет обучения. При этом он стремиться, не только познать натуру, но и собственные параметры личности, которые, безусловно, отражаются в каждой работе студента. Основное внимание нацелено на выявление взаимосвязи закономерностей изображения, наблюдения натуры и расширения диапазона объектов окружающего мира. Изобразительные и выразительные средства изображения на данном этапе становятся достаточно важным объектом исследования студента в процессе живописной работы. Постепенно складывается приоритеты в отборе живописных средств, глубокое понимание взаимосвязи понимания натуры и взаимосвязи живописных закономерностей в создании художественного образа.

Для того, чтобы данные пять этапов формирования живописного видения были осуществлены, на протяжении всех лет обучения при выполнении каждого учебного задания студент должен глубоко понимать, что каждая закономерность или живописное средство отбирается в соответствии с наблюдаемой натурой и является составной частью создаваемого им живописного художественного образа.

Таким образом, формирование живописного видения осуществляется в процессе пяти этапов освоения живописных закономерностей и средств на основе наблюдения натуры. При этом процесс наблюдения натуры изменяется в зависимости от задач каждого этапа.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2009

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.