Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ'

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИХ УЧИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / УРОВНИ / LEGAL COMPETENCE / FUTURE TEACHERS / EDUCATION / REFORMS / COMPETENCIES / LEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаева А.Д., Абдулазимов У.А.

Данная статья посвящена формированию и развитию правовой компететности будущего учителя. А также определяются уровни правовой компетентности учителей, работающих в школе, в Ошском областном институте усовершенствования учителей. По исследованию проводилось анкетирование, опрос, результаты кототрых отражены в данной научной статье. В целях определения уровня правовой компетентности будущих учителей мы выделили высокий, средний и низкие уровни развития правовой компететности будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FORMING THE LEGAL COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER

This article is devoted to the formation and development of the legal competence of the future teacher. And also the levels of legal competence of teachers working in schools are determined at the Osh regional institute for teacher training. According to the research, a questionnaire was conducted, a survey, the results of which are reflected in this scientific article. In order to determine the level of legal competence of future teachers, we have identified high, medium and low levels of development of the legal competence of a future teacher.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ

А.Д. Бабаева1, канд. пед. наук, доцент У.А. Абдулазимов2, аспирант

1Ошский государственный юридический институт 2Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-1-81-87

Аннотация. Данная статья посвящена формированию и развитию правовой компететности будущего учителя. А также определяются уровни правовой компетентности учителей, работающих в школе, в Ошском областном институте усовершенствования учителей. По исследованию проводилось анкетирование, опрос, результаты кототрых отражены в данной научной статье. В целях определения уровня правовой компетентности будущих учителей мы выделили высокий, средний и низкие уровни развития правовой компететности будущего учителя.

Ключевые слова: правовая компетентность, будущих учитель, образование, реформы, компетенции, уровни.

Правовые реформы, проводимые в Кыргызстане, открытие демократических институтов и их деятельность, переход системы образования на правовые основы, реформируясь в демократическом направлении, принятие национальной программы "Права человека", введение корректив и дополнений в законы в соответствии с требованиями времени, становление института Омбудсмена - всё это вместе является подтверждением того, что Кыргызстан делает шаги по направлению к демократической стране, которая овладеет высокой правовой культурой в ближайшем будущем.

Приоритетность правовых норм в обществе требует вместе с подготовкой педагогическими высшими учебными заведениями лучших профессиональных учителей школы, также овладения выпускниками правовой компетентностью. В настоящее время возникает необходимость того, чтобы педагоги должны освоить новую систему ценностей, которую составляют общие и профессиональные компетентности (в том числе - правовая компетентность).

Правовая компетентность педагога -это определяющееся или разрешающееся государством (в рамках полномочных прав и обязанностей) знание им норм и правил поведения человека, и выполнение их.

В настоящее время в учебно-воспитательном процессе при правовом воспитании молодого поколения имеется множество противоречий:

- противоречие между требованиями общества к правовым обязанностям учащихся и общей социальной средой, определяющей повседневную практическую жизнь;

- несоответствие между быстрым динамичным развитием требований к правовой компетентности учителя, правовых знаний и правового учебно-воспитательного опыта и теоретической обеспеченностью этой проблемы со стороны кыргызской педагогики;

- между становлением общего правового государства, созданием условий для строительства правового общества, правовыми реформами на государственном уровне в данном направлении, ростом научно-технического прогресса и низким уровнем правовых знаний и правовой культуры подрастающего поколения;

- противоречия между целью правового воспитания и правового образования и технологиями обучения и средствами формирования правовой компетентности педагогов, реализующих их [1, с. 298];

- противоречия между требованиями к правовой культуре учащихся, развитию личностных качеств и возможностями

достижения этого уровня согласно данным требованиям и др.

Устранение данных противоречий требует создания соответствующих условий в вузе для формирования у будущих учителей правовой компетентности и сохранения прав и свобод учащихся учителями в учебно-воспитательном процессе в школе.

В правовой литературе понятие компетентность в узком смысле имеет узкоспециальное значение. В юриспруденции компетенция во многих случаях объясняется как набор полномочных прав, обязанностей и ответственностей определенного человека. Компетентность в юриспруденции в основном рассматривается как набор полномочных прав субъекта, утвержденных в различных нормативно-правовых актах [2, с. 250]. Возможность пользования субъектами определенными правами, выполнения обязанностей зависит от ряда условий, поэтому вместе с имением определенных прав, субъект, может быть, не умеет правильно использовать его на практике. Несмотря на это, объем и характер его компетентности остается неизменным. Анализируя психолого-педагогические основы формирования правовой компетентности будущих учителей, определено, что в данном вопросе необходимо уделять особое внимание профессиональной подготовке педагога. Правовая компетентность учителя - это качество, необходимое в его профессиональной деятельности и поведении. Успешное формирование правовой компетентности напрямую влияет на формирование личностных взглядов, позиции, ценностных ориентиров будущего учителя. Правовая компетентность определяет точные и соответствующие критерии правильного выполнения учителем своей профессиональной деятельности с правовой точки зрения, какие действия следует производить в каждой конкретной ситуации, ориентируя на принятие правильного решения в рамках определенных правовых норм.

При правовой подготовке будущего педагога в его личностной, профессиональной деятельности правовая компетентность считается основным вопросом.

Совместным вариантом является использование возможностей закона в личных, групповых и организационных интересах, а также в превентивных мерах против требований закона. Участие в организации правового пространства ассоциируется с активным законным поведением, направленным на ответственное использование. Этот вариант использует мотивацию учителей для развития их юридических компетенций. В то же время интеграция учителя в юридическую систему школы сопровождается обогащением его юридических знаний, навыков и способностей, что, в свою очередь, ведет к лучшему сотрудничеству. Ведь «чтобы школьная среда была доброжелательной, должны быть люди, которые могут научить вас тому, что вам нужно»

Известно, что такой вариант сотрудничества связан с формированием и развитием профессиональной правовой компетенции учителя в условиях послевузовского образования. В этом аспекте система правовой компетентности учителя должна работать непрерывно и интенсивно. Кроме того, получение соответствующей подготовки в профессиональных учебных заведениях - лишь один из первых шагов в процессе завершения набора учебных групп в общеобразовательных учреждениях. Это будет продолжаться после окончания курса через практическое участие учителя в правовых отношениях в вузе [3, с. 293].

Задания, которые даются слушателям курсов повышения квалификации, адаптированы к их индивидуальным интересам и направлены на реализацию на практике интересов педагога и сообщества, изучающего теоретические знания. Примеры включают следующие задачи:

- правовой анализ устава общеобразовательного учреждения, в котором они работают;

- организация юридической консультативной группы по оказанию правовой помощи учащимся и их родителям (законным опекунам) по правовому регулированию дошкольного образования;

- создать нормативную базу данных по субъектам образовательного процесса;

- организовать теоретический семинар (для учителей, родителей и старшеклассников) по правовым основам современной школьной деятельности;

- реформа системы повышения квалификации в школах правовыми средствами и т. д.

В основном эти семинары проводится под наблюдением куратора. Именно в этом плане научное руководство оказало помощь в разработке практической программы и теоретических моделей, методологий [4, с. 125].

В целях определения уровня сформиро-ванности правовой компетентности учителей, работающих в школе, в Ошском областном институте усовершенствования учителей среди педагогов-слушателей курсов повышения квалификации проведен анкетный опрос. Характер самооценки правовой компетентности учителей-слушателей курса определен с помощью вопросов, включенных в соответствующий раздел анкеты. В анкетном опросе приняли участие 126 учителей. Из них 13 мужчин, 113 женщин. Все с высшим образованием. В том числе, с 5-летним стажем 48, 10-летним стажем 62, со стажем более 15 лет составили 16 человек.

С помощью вопросов анкеты выявлено следующее: 50% респондентов отметили особую необходимость правового образования. 80% выразили заинтересованность вопросами правового воспитания и формирования правовой компетентности учителя. 70% учителей отметили недостаточный уровень в своей теоретической и практической подготовке в данной отрасли.

Анализ ответов, полученных на вопросы анкеты, выявил, что, хотя педагоги точно и ясно знают свои профессиональные обязанности, они не до конца понимают значения правовых знаний в качестве средства реализации собственных правовых интересов. А также определено, что они плохо знают нормативную базу образовательных учреждений, не умеют ис-

пользовать правовые механизмы при защите своих законных интересов, отстаивании прав и свобод родителей и учащихся, не интересуются целенаправленным использованием правовых отношений и активным их применением. По результатам мониторинга студентов к дидактическим условиям формирования правовой компетентности в ходе профессиональной подготовки относятся:

1) рекомендовать дополнить правовую подготовку будущих учителей психолого-педагогическими дисциплинами;

2) рекомендовать непрерывность педагогической практики в процессе подготовки будущих учителей;

3) разработать содержание и технологии обучения спецкурса «Формирование правовой компетентности педагогов».

4) проведение во внеаудиторном учебно-воспитательном процессе круглых столов, тренингов, семинаров, конференций, диспутов и других мероприятий, посвященных правовой сознательности, правовой культуре, правовым действиям и поведению.

В исследованиях в целях определения уровня правовой компетентности будущих учителей мы выделили следующие уровни: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень - полное освоение понятий и умений, связанных с формированием правовой компетентности будущих учителей.

Средний уровень - сравнительное освоение формирования правовой компетентности будущих учителей.

Низкий уровень - освоение формирования правовой компетентности будущих учителей на низком уровне.

После обобщения анализа результатов педагогического эксперимента они отражены в таблице 1 и рисунках 1, 2, 3. Как видно на таблице, наблюдается тенденция, что с каждым учебным годом в экспериментальных группах высокий уровень у студентов растет, а низкий уровень идет на спад.

Таблица 1. Уровни сформированности правовой компетентности будущих учителей

Учебные годы Группы Уровни

Низкий Средний Высокий

2017-2018у.г. Э1(19) 21,05% 53,05% 25%

Ki(17) 40,76% 43,84% 15,13%

2018-2019у.г. Э2(12) 16,67% 57,33% 26%

К2(14) 40,57% 47,28% 12,28%

2019-2020 у.г. Эз(21) 12,28% 57,14% 30,57%

Кз(20) 46,28% 41,55% 12,05%

60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

низкии уровень

40,76%

2017-2018 уч год

среднии уровень

53,05%

высокии уровень

25%

Э] (19) эксперименталдык группа К] (17) контрольная группа

PHC. 1.

PHC. 2.

PHC. 3.

В ходе проведения анализа по результатам педагогического эксперимента по параметрам, показанным студентами контрольной и экспериментальной группы, их достижения выросли приблизительно на 20%.

Эффективность предложенной технологии во второй раз проверена путем статистической обработки с помощью метода Х2 - критерия.

Значение Х2 - критерия определена следующей формулой:

т (Ук -

Х2 = X, здесь

к=1 Рк

Рк - результат итогового теста (К12), выполненного в контрольной группе (в %);

Ук - результат итогового контрольного теста (Э2), выполненного в экспериментальной группе (в %);

т - общее количество групп с распределенными результатами выполненной работы (уровни сформированности правовой компетентности студентов: низкий, средний, высокий). В соответствии с результатами выполнения итогового контрольного теста (2012-2013), (2013-2014), (2014-2015) и учитывая т=3, получаем следующий результат.

2 2 2 (21,05-28,57) (52,63-57,28) (26,31-14,28)

Х2байк= _+ _ + _ =12,49

28,57 57,28 14,28

Это значение больше значения таблицы сформированности профессиональной Х2табл = 9,2 m= 3-1=2 вероятность ошибки компетентности студентов. 0,01 т.е. Х2байк> Х2табл (12,49>9,2). Подводя итоги, можно сказать, что

Полученные результаты в соответствии с овладение выпускниками личностными правилами принятия решения служит качествами и профессиональными основой для непринятия Н0 гипотезы и свойствами, компетенциями,

принятия альтернативной ей Н1 гипотезы. необходимыми для успешной работы по Статистическая обработка результатов специальности, и мастерское, точное проведенного педагогического выполнение обязанностей,

эксперимента тоже доказывает его соответствующих своей профессии, эффективность - повышение уровня свидетельствуют о профессиональной

компетентности специалиста.

Библиографический список

1. Бабаева А.Д., Жусупова Н.Ы. Сущность и содержание методической системы проектирования профессионально - правовой подготовки будущего учителя // Наука и новые технологии. - 2013. - №2. - С. 297-299.

2. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М., 2013. - 268 с.

3. Бабаева А.Д. Сущность правового образования и воспитания будущих учителей в современных условиях // Наука и новые технологии. - 2013. - №2. - С. 292-295.

4. Жусупова Н.Ы., Бабаева А.Д. Правовая культура как важный фактор формирования компетентности будущего учителя // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №4-3. - С. 62-65.

STAGES OF FORMING THE LEGAL COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER.

A.D. Babaeva1, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

U.A. Abdulazimov2, Postgraduate Student

1Osh State Law Institute

2Osh State University

(Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. This article is devoted to the formation and development of the legal competence of the future teacher. And also the levels of legal competence of teachers working in schools are determined at the Osh regional institute for teacher training. According to the research, a questionnaire was conducted, a survey, the results of which are reflected in this scientific article. In order to determine the level of legal competence of future teachers, we have identified high, medium and low levels of development of the legal competence of a future teacher.

Keywords: legal competence, future teachers, education, reforms, competencies, levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.