Научная статья на тему 'Этапы формирования инженерной компетентности бакалавров по направлению подготовки "Строительство"'

Этапы формирования инженерной компетентности бакалавров по направлению подготовки "Строительство" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ЭТАП / ИНЖЕНЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРИТЕРИЙ / ЭКСПЕРИМЕНТ / УРОВЕНЬ / ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина О. А.

Целью статьи является анализ изучения вопроса формирования инженерной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Строительство» в образовательной организации высшего образования. Выявлены критерии и методы формирования инженерной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Строительство». Расписаны этапы исследования, а также сформированность когнитивного критерия инженерной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Строительство» на констатирующем этапе эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FORMATION OF ENGINEERING COMPETENCE OF BACHELORS IN DIRECTION PREPARATIONS "CONSTRUCTION"

The purpose of article is the analysis of studying of a question of formation of engineering competence of bachelors in the direction of preparation «Construction» in the educational organization of the higher education. Criteria and methods of formation of engineering competence of bachelors in the direction of preparation «Construction» are revealed. Investigation phases and also formation of cognitive criterion of engineering competence of bachelors in the direction of preparation "Construction" at the stating experiment stage are painted.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования инженерной компетентности бакалавров по направлению подготовки "Строительство"»

вати умови для емоцшного благополучия та повно-цiнного nCTxiHTOro й особистiсного розвитку школяра в ситуациях сощально-педагопчно1 взаемоди в ходi фiзкультурно-оздоровчих занять, попереджу-вати виникнення психологiчних проблем. KpiM того, психолопчний супровiд передбачае своечасне виявлення труднощiв у психосоцiальному розвитку дитини, визначення умов та засобiв 1х корекци, й проведения в1дповщно1 психокорекцшно1 роботи [2, с. 271-272].

Педагопчний контроль здiйснюють учителi шд час навчальних занять з метою запобтання швидко! втоми школярiв, що е характерним для ще1 категори дггей, органiзовують оздоровчу рухливу дiяльнiсть. В умовах вимушено1 гшодинамп, що су-проводжуе дитину зi складними порушеннями роз-витку, зокрема з обмеженими руховими можливос-тями, тривалi систематичнi навчальш заняття мо-жуть спричиняти вторинш ускладнення основного захворювання. Значна статична напруга пiд час навчальних занять, довготривале пiдтримання одно-маштно1 пози за партою, фiзичне та психiчне нава-нтаження, що виникае впродовж навчального дня, можуть призвести до виникнення захворювань вер-хнiх дихальних шляхов, порушення функцюну-вання опорно-рухового апарату тощо. У зв'язку з цим виникае гостра необхiднiсть оптишзацд рухового режиму дней зi складними порушеннями розвитку, а саме: проведення ранково1 гiмнастики, фь зкультхвилинок, рухливих iгор, фiзкультпауз, рух-ливих перерв; стежать за правильною поставою пвд час письма, читання, ходшня з використанням вправ щодо профшактики сколiозу, запобiганню ri-подинами; виконують зорову, дихальну i пальчи-кову пмнастику, релаксацiйнi хвилинки. Крiм цього, упроваджуеться фiзична пiдготовка, фiзiоте-рашя, аромотерашя, загартування, гiмнастика, ма-саж, фiтотерапiя, музична терашя [6, с. 39].

Висновки i пропозицп. Пiдсумовуючи, дохо-димо висновку, що всебiчний розвиток дiтей обме-женими можливостями потребуе постiйного ме-дико-психолого-педагогiчного супроводу з боку фахiвцiв, як1 працюють у освггаьо-реабштацш-ному центрi. Лише консолщащя 1хтх зусиль у ст-льнiй дiяльностi, у тому числ i пiд час оргашзаци

фiзкультурно-оздоровчоl роботи, сприятиме тдви-щенню не лише покращенню соматичного здо-ров'я, розвитку фiзичноl шдготовленосп, активiза-цп руховш дiяльностi, а й уих iнших складових здо-ров'я (психологiчного, емоцiйного, морального, сощального, духовного), що значною мiрою сприятиме 1'хнш соцiальнiй адаптаци в подальшому житгi. З огляду на це, забезпечення медико-психо-лого-педагогiчного супроводу дггей зi складними порушеннями розвитку уважаемо педагопчною умовою оргашзаци фiзкультурно-оздоровчоl роботи в освiтньо-реабiлiтацiйному заклада.

Лiтература

1. Бережна Л. К. Програмно-цшьовий шдхвд до оргашзаци роботи школи сприяння здоров'ю // Управлшня школою. - 2011. - № 19. - С. 63-66.

2. Кобильченко В. В. Теоретико-методичш засади психолопчного супроводу пiдлiткiв з глибо-кими порушеннями зору : дис... докт. психол. наук. 19.00.08. Кив, 2010. 489 с.

3. Луговський А. Реабiлiтацiйний супровiд навчання неповносправних дiтей: методичний пось бник / Укл.: А. Луговський, М. Сварник, О. Пада-лка. - Львiв : Колесо, 2008. - 144 с.

4. Мешко Г. М. Формування здоров'язбере-жувального освiтнього середовища як аспект дiяль-ностi керiвника загальноосвiтнього навчального закладу // Науковий вюник ужгородського ушверси-тету. Серiя : «Педагопка. соцiальна робота». - 2017. - Випуск 1 (40). - С. 157-161.

5. Миллер Н. Д. Здоровьесберегающее обучение детей санаторных классов общеобразовательной школы : автореф. дисс. .канд. пед. наук : 13.00.01. Новокузнецк, 2006. 18 с.

6. Нагорна О. Особливосп застосування оздоровчих технологш до дiтей з особливими освiтнiми потребами // Нова педагопчна думка. -2014. - № 2. - С. 36-40.

7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М. : АРКТИ, 2005. - 270 с.

8. Швець О. I. Особливосп оргашзаци роботи логопеда в умовах навчально-реабштацшного центру. - Кам'янець-Подшьський, 2012. - 74 с.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СТРОИТЕЛЬСТВО»

Сорокина О.А.

старший преподаватель кафедры городского строительства и хозяйства Кумертауский филиал «Оренбургский государственный университет»,

РФ, г. Кумертау

STAGES OF FORMATION OF ENGINEERING COMPETENCE OF BACHELORS IN DIRECTION

PREPARATIONS «CONSTRUCTION»

Sorokina O.

senior lecturer of the department of urban construction and economy Kumertau branch of «Orenburg State University»,

Russia, Kumertau

АННОТАЦИЯ

Целью статьи является анализ изучения вопроса формирования инженерной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Строительство» в образовательной организации высшего образования. Выявлены критерии и методы формирования инженерной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Строительство». Расписаны этапы исследования, а также сформированность когнитивного критерия инженерной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Строительство» на констатирующем этапе эксперимента.

ABSTRACT

The purpose of article is the analysis of studying of a question of formation of engineering competence of bachelors in the direction of preparation «Construction» in the educational organization of the higher education. Criteria and methods of formation of engineering competence of bachelors in the direction of preparation «Construction» are revealed. Investigation phases and also formation of cognitive criterion of engineering competence of bachelors in the direction of preparation "Construction" at the stating experiment stage are painted.

Ключевые слова: этап, инженерная компетентность, критерий, эксперимент, уровень, задача.

Keywords: stage, engineering competence, criterion, experiment, level, task.

Целью экспериментальной работы явилась апробация комплекса педагогических условий, обеспечивающих реализацию структурно-функциональной модели внедрения профессионально-ориентированных проектных задач как фактора формировании инженерной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Строительство», которая была сконструирована в ходе теоретического этапа исследования проблемы.

Педагогический эксперимент использовался нами как метод исследования, позволяющий обеспечить научно-объективную проверку правильности выдвинутой гипотезы. Организация и проведение экспериментальной работы базировались на

принципах: интегративности, профессионального взаимодействия, регионализации, перспективности, рефлексивности, технологичности.

При выборе экспериментальной и контрольной группы мы обращали внимание на то, чтобы они были идентичными по наполняемости и уровню успеваемости, демографическому признаку, мотивации.

Уравнение фактора личности в процессе экспериментальной работы обеспечивалось проведением занятий одним педагогическим составом. В таблице 1 показаны как распределились методы исследования.

Таблица 1

Комплекс методов выявления сформированности инженерной компетентности бакалавров по

Метод Педагогиче- Анкет- Решение про- Метод саморе- Методы мате-

ское наблюде- ный фессионально- ализации и са- магической

ние, монито- опрос ориентирован- мооценок статистики

ринг ных проектных

Критерий задач

Когнитивный + + + + +

Операциональ- + + + +

ный

Производ-

ственно-эмпири- + + + +

ческий

Мотивационно-ценностный + + + + +

Рефлексивно -прогностический + + + + +

Анализ педагогической литературы, диссертаций, посвящённых рассматриваемой теме, опыт работы в ФГБОУ ВО Кумертауском филиале «Оренбургский государственный университет» позволил нам сформулировать следующее авторское видение нижеприведённых понятий.

Инженерная компетентность - это не заученные знания, а актуализированные умения в области профессиональной детальности, креативное мышление при решении профессиональных ситуаций, постоянное обновление знаний в профессиональной сфере. На сегодняшний день под компетентно-

стью подразумевают овладение бакалавром набором необходимых компетенций для ведения профессиональной деятельности [1].

Инженерная компетентность бакалавров по направлению подготовки «Строительство» - инте-гративное личностное качество, характеризующее готовность решать профессионально-ориентированные проектные задачи на высоком уровне, осознавая общественную важность и ответственность за результаты учебно-профессиональной деятельности, необходимость постоянной самооценки и самореализации и ориентацию на профессиональный результат.

строительные материалы, компьютерная графика, сопротивление материалов, строительная механика, архитектура гражданских и промышленных зданий и сооружений, металлические конструкции, железобетонные и каменные конструкции, конструкции из дерева и пластмасс, основания и фундаменты, техническая эксплуатация зданий и сооружений) и 35 инженерно-технических работника предприятий строительной отрасли.

Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На рисунке 1 представлены этапы эксперимента.

Рисунок 1. Этапы исследования Разработанные методики внедрены в образовательный процесс в ФГБОУ ВО Кумертауском филиале «Оренбургский государственный университет», также приведены результаты статистической обработки результатов эксперимента [2]. Результаты сведены в таблице 2.

_Таблица 2

Педагогический эксперимент по определению уровней и этапов формирования инженерной компетенции бакалавров по направлению подготовки «Строительство» проводился в течении 2012-2019 г.г. в ФГБОУ ВО Кумертауском филиале «Оренбургский государственный университет». В эксперименте участвовало 371 студент с первого по четвертый курс, 23 преподавателя следующих дисциплин (математика, начертательная геометрия и инженерная графика, физика, теоретическая механика, техническая механика, механика грунтов, основы архитектуры и строительные конструкции.

Этап Цель Экспериментальная база Число участников

Констатирующий 2012-2013 г.г.) Изучить состояние проблемы формирования инженерной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Строительство». ФГБОУ ВО Кумертауский филиал «Оренбургский государственный университет» Студенты по направлению подготовки 08.03.01 Строительство, профессорско-преподавательский состав кафедры, работодатели

Формирующий 2014-2018 г.г.) Выявить результативные подходы к формированию инженерной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Строительство», уточнить понятия «инженерная грамотность», «инженерная образованность», «инженерная компетентность» бакалавров по направлению подготовки «Строительство» применительно к их профессиональной деятельности, разработка структурно-функциональной модели формирования инженерной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Строительство», разработка и отладка профессионально-ориентированных проектных задач, направленных на формирование инженерной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Строительство». ФГБОУ ВО Кумертауский филиал «Оренбургский государственный университет» Студенты по направлению подготовки 08.03.01 Строительство, профессорско-преподавательский состав кафедры, работодатели

й .г.

ы н г.

ньл 9 10

о

орт 2 -

тн 8

о 1

К 0 2

Экспериментальная проверка выявленных организационно-педагогических условий и описание процесса реализации структурно-функциональной модели внедрения профессионально-ориентированных проектных задач в формировании инженерной компетентности бакалавров по направлению подготовки « Стро ител ьство»._

ФГБОУ ВО

Кумертауский филиал «Оренбургский государственный университет»

Студенты по

направлению подготовки 08.03.01 Строительство, профессорско-преподавательский состав кафедры,

работодатели

Использование комплекса методов по первому критерию позволило заключить, что у студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) положительные мотивы к будущей профессиональной деятельности одинаково низки.

Таблица 3

Мотивы инженерной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Строительство»

Каковы мотивы Вашего выбора профессии? ЭГ КГ

Посоветовали друзья и близкие 34,5% -

Востребованность будущей профессии инженера-строителя 27,5% 35,7%

Возможность высокой оплаты 44,8% 46,4%

Возможности карьерного роста 20,6% 21,4%

Необходимость повышения квалификации 31% 28,6%

Доступность вуза 13% -

Удовлетворенность выбором профессии 3,4% 3,5%

Хочу стать современным компетентным инженером-строителем 6,8% 7%

Овладению проблемной ситуацией 3% 3,1%

Как видим из таблицы 3, студентов привлекает в основном «востребованность будущей профессии инженера-строителя», «возможность высокой оплаты», «необходимость повышения квалификации».

Сформированность когнитивного критерия инженерной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Строительство» на начало констатирующего эксперимента представлено в таблице 4.

Таблица 4

Сформированность когнитивного критерия инженерной компетентности на констатирующем

Уровни сформированности ЭГ КГ

Количество студентов % Количество студентов %

Ориентационный 3 12,5 4 16,0

Продуктивный 4 16,7 3 12,0

Профессионально-востребованный 7 29,2 6 24,0

Перспективный 10 41,7 12 48,0

Представим эти результаты также более наглядным методом (гистограмма).

Сформированное^ когнитивного критерия инженерной компетентности на констатирующем этапе эксперимента

4-1

эг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Ориентацнсннын ■ Продуктивный

Профессвонально-Еостребованвын Перспективный

50 40 30 20 10 0

Рисунок 2. Уровень сформированности когнитивного критерия инженерной компетентности

на констатирующем этапе

Данные таблицы показывают, что на констатирующем этапе в экспериментальной группе только 12,5 % студентов имело ориентационный уровень сформированности когнитивного критерия инженерной компетентности; 16,7 % студентов - продуктивный уровень; 29,2 % - профессионально-востребованный уровень; 41,7 % - перспективный уровень. Примерно такие же данные мы получили по контрольной группе (16,0 %, 12,0 %, 24,0 %, 48,0 % соответственно). Мы сделали вывод о том, что необходима в формировании инженерной компетентности бакалавров по направлению подготовки

«Строительство» интеграция знаний, фундамента-лизация инженерного знания.

Литература

1. Аверьянова, Е.В. Формирование инженерной компетентности средствами инновационного проектирования: коллективная монография «Развитие науки и образования» / Е.В. Аверьянова, И.Д. Белоновская, О.А. Сорокина, О.Н. Рахимова // Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - С. 211-222.

2. Гуртовая, Н.Г. Применение методов математической статистики при проведении педагогического эксперимента / Н.Г. Гуртовая, А.А. Червова // Нижний Новгород, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.