Научная статья на тему 'Этапы эволюции государственного сектора экономики Китая'

Этапы эволюции государственного сектора экономики Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1125
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / АКЦИОНИРОВАНИЕ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Го Линь

Анализируются основные этапы эволюции государственного сектора экономики Китая. Рассматривается опыт Китая по разделению функций государства по владению и управлению госсектором. Исследуются процессы создания современных госкомпаний путем укрупнения, акционирования и интернационализации госсектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы эволюции государственного сектора экономики Китая»

ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ КИТАЯ

© Го Линь*

Белорусский государственный университет,

Республика Беларусь, г. Минск

Анализируются основные этапы эволюции государственного сектора экономики Китая. Рассматривается опыт Китая по разделению функций государства по владению и управлению госсектором. Исследуются процессы создания современных госкомпаний путем укрупнения, акционирования и интернационализации госсектора.

Ключевые слова государственное регулирование, государственный сектор экономики, реструктуризация, акционирование, органы государственного управления, государственный капитал.

В отличие от России Китай не стал постепенно ликвидировать свой госсектор. Частные предприятия создавались заново или на базе малых госпредприятий (лозунг «отпускать малые, держать крупные»).

Этапы эволюции государственного сектора экономики Китая

Первый этап -1978-1992 гг. В этот период была осуществлена попытка расширения прав предприятий в направлении «передачи прав и прибыли низовым организациям и предприятиями» при сохранении централизованного планирования посредством:

1) делегирования части прав управления предприятиям на местный уровень;

2) расширения прав госпредприятий на самоуправление. В 1979 г. Госсовет принял Постановление «Некоторые распоряжения о расширении прав государственных предприятий на самостоятельное управление и ведение хозяйства», которое позволило госпредприятиям получить частичные права на самоуправление. В 1980 г. данным правом воспользовалось 6600 крупных и средних госпредприятий, что составляло 16 % госпредприятий и соответствовало 60 % ВВП и 70 % прибыли.

3) введение системы экономической ответственности (1980-1991 гг.).

4) приватизация. Начало процесса приватизации госпредприятий стало принятие в 1988 г. нормативных актов: «Закон о государственных предприятиях» и «Временное положение о системе подрядной ответственности на промышленных предприятиях общенародной собственности» [1].

* Аспирант кафедры Аналитической экономики и эконометрики.

24

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ

С развитием негосударственного сектора экономики проявились ее преимущества в эффективности. Так, в 1980-х гг. рост негосударственной промышленности превышал рост государственной промышленности в два раза[2]. Первый этап был завершен принятием документа «Государственное предприятие как муниципальная собственность всего народа». В дальнейшем в 1992 г. был предложен новый порядок проведения акционирования госпредприятий и принято «Положение о смене механизма хозяйствования промышленных предприятий общенародной собственности» [2].

Второй этап - это с 1992 г, по 2001 г,, который в китайской экономической науке принято считать этапом индустриальных инноваций и экспериментальных реформ государственного сектора экономики. В этот период большинство госпредприятий были убыточны. Во-первых, была введена система «экономической ответственности», которая позволяла прибыль, оставшуюся после отчисления базисной части государству (позднее заменена на налог на прибыль), расходовать на учреждение средств развития, коллективного благосостояния и индивидуального премирования. Во-вторых, были созданы агентства по долгам. Эти агентства приняли долги предприятий, и в дальнейшем компенсировали затраты продажей акций отдельных из этих предприятий. В-третьих, именно в этот период после «Южной речи» в 1992 г. Дэн Сяо Пина начала стремительно развиваться приватизация малых и средних предприятий.

По мере развития рыночной экономика в Китае рынок начал осуществлять распределение ресурсов, а массовое акционирование предприятий в Китае началось после 1992 г. Важнейшие направления реформ этого этапа следующие:

1) стимулирование интересов работников на цели полученной прибыли;

2) введение системы управления госпредприятиями в условиях действия механизмов рыночной экономики;

3) выделение стратегического сектора экономики;

4) начало массовой приватизации малых и средних государственных предприятий.

В этот период начала формироваться система социального обеспечения, призванная ослабить социальное бремя государственных предприятий. Появление акционерных компаний потребовало создания рынка ценных бумаг (фондового рынка) для мобилизации акционерного капитала [1].

Третий этап начался в начале XXI века с создания в 2001 г.Комитета по контролю и управлению государственным имуществом Китая (SASAC). После учреждения Комитета стало ясно, что крупные государственные предприятия должны привлекать иностранный капитал и социальный капитал, с целью сбора средств для поддержания и укрепления стабильности китайских госпредприятий, для реализации многообразия форм собственности и выдачи акций и облигаций. На этом этапе урегулируются отношения между частной экономикой и народным хозяйством. После нескольких лет развития и роста

Глобальные тенденции экономического развития

25

частного сектора экономики, они стали обладать конкурентным преимуществом во многих областях (производство, строительство, транспорт, торговля и услуги). Реализовалась тенденция взаимного проникновения частного и иностранного капитала в госпредприятия. С постепенным улучшением рынка капиталов китайская экономика интегрировалось в мировой рынок капитала. Это оказывало положительное влияние структуру государственной экономики через участие частных капиталов в реструктуризации госпредприятий, их консолидацию и интернационализацию.

Создание современных госкомпаний путем укрупнения, акционирования и интернационализации госсектора («Идти во вне») (2001-2010 гг.).

Посредством слияния, поглощений и инвестиций в контрольный пакет акций, была выработана теория управления муниципальной собственностью экономики, активизировалось большое количество государственных активов, в результате чего на базе крупных государственных предприятий были созданы современные системы предприятий. С другой стороны, заново были определены роли государственных предприятий в национальной экономике, была отрегулирована компоновка государственной экономики, снижена зависимость национальной экономики от государственного сектора.

Китайский опыт акционирования государственных предприятий имел как положительные, так и отрицательные последствия, выраженные в занижении стоимости государственной собственности, спекуляций со стороны участников рынка и т.д. Примером удачного укрупнения и интернационализации является корпорация «Вэйчай» - крупнейший производитель деталей машин. В 2008 году она купила французское предприятие по производству двигателей - компанию «Бодуэн», благодаря чему за 2009-2013 гг. оборот компании увеличился в 5 раз. Из наиболее успешных контрактов корпорации «Вэйчай» следует отнести завоевание в 2012 году 75 % акционерного права в крупнейшей в мире корпорации по производству яхт «Ферроти». Это позволило компании «Вэйчай» провести интернационализацию бренда, повысить уровень технологий, накопить международный опыт работы.

Другая известная корпорация «Босыдэн» по производству одежды активно интегрировала свое производство на зарубежные рынки. В 2013 году компания приобрела здание в Лондоне за 300 млн. юаней и в период открытия Лондонской Олимпиады корпорация создала свою европейскую штаб-квартиру до и тем самым сделала важный шаг в пути интернационализации «Босыдэна». Не менее известен успех коллективно-государственной компании «Haier» - крупнейшего в мире производителя бытовой электротехники, или государственного автомобильного концерна Chery, обогнавшая на внутреннем рынке Nissan, Ford и Hyandai.

Опыт Китая по разделению функций государства по владению и управлению госсектором.

Разделение функций государства по владению и управлению осуществлялось в следующих направлениях: 1) контроль всего комплекса государст-

26

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ

венных активов (при помощи трансформации сложившихся форм собственности); 2) управление функционирующим капиталом (при помощи использование имеющихся государственных предприятий с целью получения прибыли и направления ее на государственные нужды, включая реинвестирование в данное предприятие).

С 2001 г. в Китае используется новая модель государственного разделения прав владения и управления, внедрения современных механизмов корпоративного управления. Основным результатом использования этой модели стало проведение существенных реформ, направленных на изменение отраслевой структуры экономики. Как показал, опыт Китая, при переходе к рыночному типу функционирования экономики осуществляется косвенное регулирование и снижение контроля со стороны государства, формирование свободного денежного распределения доходов. С учетом применения китайского опыта и его возможности адаптации к белорусским условиям выделим ключевые направления:

Избранная модель заключалась в следующем: управление имеющейся государственной собственностью осуществляют специальные органы, которые организуют общее наблюдение и планирование деятельности госпредприятий, а также их финансирование. Прямое управление активами государственных предприятий осуществлялось Правительством КНР и другими правительственными учреждениями. При этом в каждой отрасли разработана индивидуальная детализация управляющих функций, которая зависит от наличия или отсутствия промежуточных звеньев управления. Так, в Китае применяется две основные модели управления: двухуровневая и трехуровневая. Для первой модели характерна передача пакета акций госпредприятия в доверительное управление частным управляющим компаниям. Трехуровневая модель предполагает три уровня: 1) государственные административные органы; 2) органы управления государственным имуществом; 3) государственные предприятия [2].

Государственный сектор экономики Китая создает более 63 % ВВП, составляет 80 % налогов в государственный бюджет, обеспечивает до 90 % занятости населения. Высокая эффективность государственного сектора экономики Китая обусловливается высокой эффективностью, прибыльностью и самоокупаемостью. Более 20 китайских государственных предприятий входят в число 500 крупнейших транснациональных корпораций мира. Государственные компании Китая представлены в основном в таких стратегических отраслях, как нефтехимическая, газовая, угольная, энергетическая, цветная металлургия, космическая и пр.

Китай вместо того, чтобы по совету западных экспертов сокращать роль госсектора в экономике наоборот увеличивал ее, но сокращая число госпредприятий и укрупняя их. Консолидация госпредприятий привела с учетом размеров Китая к созданию гигантов. Как правило, консолидация идет путем превращения госпредприятий в акционерные компании с сохранением контрольного пакета акций у государства.

Глобальные тенденции экономического развития

27

С 2002 г. по 2012 г. число предприятий центрального подчинения сократилось сл 196 до 117. Преследовалась одна цель повышение эффективности госсектора. Поэтому с целью повышения конкуренции была выдвинута идея их новой реформы по смешению форм собственности. Так были проданы пакеты акций крупных госкомпаний: China Survey, Sinopec, CNPC, Tencent. Главная причина успеха китайских госкомпаний - внедрение современных систем корпоративного управления.

С 2008 г. не менее 20 госпредприятий Китая входят в список 500 крупнейших компаний мира журнала «Fortune». Госкомпании контролируют энергетический и телекоммуникационный рынки, а также сферу оказания общественных услуг. Активы госпредприятий в период 2008-2012 гг. увеличились на 90 % и достигли 4 трлн. Долл. Однако, рентабельность госсектора составляла всего 11,6 % (частного сектора - 25,7 %).

За 2000-2014 гг. с китайских госпредприятий были окончательно сняты социальные обязательства и переданы местным органам власти. Также среди госпредприятий были выделены стратегические ТНК. Активно реализовывались процессы укрупнения госпредприятий путем слияния и поглощения, а также создания совместных с иностранными компаниями предприятий с участием китайских государственных компаний, как в Китае, так и за рубежом.

Список литературы:

1. Дяо Ли. Государственное регулирование экономики в Китае: дис. ... канд. экон. наук: 08.02.03 / Дяо Ли. - Харьков, 2000. - 227 л.

2. Ковалев М.М. Китай в XXI веке: обгоняющая модернизация / М.М. Ковалев, Лю Цзэпин; Белорус. гос. ун-т. - Мн.: Издат. центр БГУ 2011. - 171 с.

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИИ И МИРЕ

© Фахрисламова Е.И.*, Фомичева Т.* * 4

Кемеровский институт филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Кемерово

В данной статье приводится понятие и раскрывается сущность Индекса Развития Человеческого Потенциала, рассматриваются его составляющие, а также критерии, по которым происходит ранжирование стран по данному индексу. Определяется место России в рейтинге

* Старший преподаватель кафедры БУАиА Кемеровского института филиала ФГБОУ ВО «РЭУ

им. Г.В. Плеханова», аспирант кафедры ПМиЭЭ НГТУ.

4 Студент 2 курса Экономического факультета Кемеровского института (филиала) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.