Научная статья на тему 'О тенденциях развития многоукладной экономики в КНР (1990 - 2000-е годы)'

О тенденциях развития многоукладной экономики в КНР (1990 - 2000-е годы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
876
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Людмила Валерьевна, Алехина Юлия Владимировна

The paper investigates the Chinese approach to ownership system transformation and identifies major development trends in the China's ownership structure during the 1990s. The authors suggest a classification of Chinese enterprises by ownership type with a focus on their legal status. Evolution of the state, collective, private and foreign sectors, as well as contribution of each sector to overall economic growth are considered. State owned enterprises reformation, the key point of economic modernization in China, is highlighted. The authors argue that a smooth transition of China from the planned to the market economy characterized by highly positive economic dynamics can be to a large extent attributed to gradualism in ownership system reorganization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Forming of Heterogeneous Ownership Structure in China (1990s-2000s)

The paper investigates the Chinese approach to ownership system transformation and identifies major development trends in the China's ownership structure during the 1990s. The authors suggest a classification of Chinese enterprises by ownership type with a focus on their legal status. Evolution of the state, collective, private and foreign sectors, as well as contribution of each sector to overall economic growth are considered. State owned enterprises reformation, the key point of economic modernization in China, is highlighted. The authors argue that a smooth transition of China from the planned to the market economy characterized by highly positive economic dynamics can be to a large extent attributed to gradualism in ownership system reorganization.

Текст научной работы на тему «О тенденциях развития многоукладной экономики в КНР (1990 - 2000-е годы)»

Л. В. Попова г Ю. В. Алехина

О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ МНОГОУКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ В КНР (1990 - 2000-е годы)

Одним из ключевых моментов процесса экономических преобразований, проводящихся в КНР с 1978 г., является реформа отношений собственности, направленная на создание многоукладной экономики. Китайский подход к реформированию системы собственности отличается постепенностью; преобразования в этой сфере состоят в модернизации ранее существовавшего общественного сектора, представленного государственными и коллективными предприятиями, с параллельным созданием предприятий необщественной формы собственности (все прочие хозяйственные структуры). Деление на общественный и необщественный сектор является в Китае главным принципом классификации существующих в стране форм собственности, при этом основное различие между ними видится не только в характере собственности на капитал предприятий, но, прежде всего, в той роли, которую обе формы призваны играть в экономике: в соответствии с проводящимся в Китае курсом на создание социалистической рыночной-экономики ведущие позиции в системе собственности должны быть сохранены за общественным сектором.

1990-е годы явились новым этапом в развитии многоукладной экономики КНР и были отмечены введением единого нормативно-правового регулирования и порядка налогообложения всех субъектов хозяйствования в целях создания равных условий конкуренции между предприятиями различных форм собственности. В данной статье представлена характеристика существующих в настоящее время в Китае форм собственности и раскрыта суть преобразований, осуществлявшихся в данной сфере во второе десятилетие реформ (с начала 1990-х годов по настоящее время). *

Сектор общественной собственности. На XV съезде КПК (сентябрь 1997 г.) было дано расширительное толкование общественной собственности, в которую теперь помимо государственного и коллективного секторов включаются государственная и коллективная доли в экономике, базирующейся на смешанной собственности.1 Официальная статистика КНР по данным на 1998 г. определяет долю этого сектора в ВВП страны равной 67 % (в том числе доля госсектора - 37 %, доля коллективных предприятий - 30 %); вклад общественной экономики в валовое промышленное производство КНР оценивался на уровне 66,6 % (доля госсектора - 28,2 %, коллективного - 38,4 %) (рис. 1, 2).

Построение классификации в значительной степени осложнялось не устоявшейся терминологией и отсутствием четких классификационных признаков. Возможный вариант классификации предприятий по формам собственности, существующим в настоящее время в КНР, представлен на рис. 3.

ПОПОВА

Людмила Валерьевна

- канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры мировой экономики СПбГУ. Окончила восточный факультет Университета и аспирантуру экономического факультета (1998). В 1995 - 1996 гг. стажировалась на экономическом факультете Китайского народного университета (г. Пекин). С 1998 г. работает в СПбГУ. Сфера научных интересов - экономика стран Восточной и Юго-Восточной Азии, интеграционные процессы в Азиатско-тихоокеанском регионе. Автор 14 научных публикаций.

© Л.В. Попова, Ю.В. Алехина, 2003

Доминирование общественной экономики в структуре собственности очевидно, вместе с тем внутри этого сектора, т.е. в рамках государственной и коллективной экономики, наблюдаются крайне разнородные процессы. Доля госсектора на протяжении всего периода реформ неуклонно снижается как в структуре собственности в целом, так и в рамках общественного сектора, причем происходит это не столько в результате сокращения абсолютных масштабов государственной экономики, сколько за счет быстрого расширения коллективного сектора, главным образом его сельской составляющей, и увеличения в системе собственности доли необщесгаенных укладов (рис. 1,2).

%

■ госудаственн ы й сектор

■коллективный

•маетны й

-смешанный

(китайско-

иностранный)

Рис.1. Динамика изменения доли предприятий различных форм собственности в валовом промышленном выпуске КНР Источник: Портяков В. Я. Реформа отношений собственности в КНР: к 20-летию 3-го Пленума ЦК КПК 11-го созыва // Проблемы Дальнего Востока. 1998. №. 6; 2000 saw healthy private enterprise growth // Zhonghua Gongshang Shibao (China Business Times). 2001. 30 March. (www.chinaonline.com).

С иностранным капиталом

6%

27%

Частные!

Г осударственные

37%

30% Коллективные

Рис. 2. Доля предприятий различных форм собственности в ВВП КНР (1998 г.)

Источник: Gregory N., Tenev S., Wagle D. China's Emerging Private Enterprises: Prospects for the Future // International Finance Corporation. 2000. September. P. 79.

АЛЕХИНА Юлия Владимировна

- аспирантка кафедры мировой экономики экономического факультета СПбГУ. Окончила экономический факультет СПбГУ в 2001 г. Сфера научных интересов - экономические преобразования в КНР.

Модернизация государственной экономики является ключевым и вместе с тем наиболее болезненным моментом китайской реформы, поэтому преобразования в этой сфере проводятся поэтапно во избежание значительных экономических колебаний и социальных потрясений. Наибольший размах в госсекторе реформы, осуществляемые под лозунгом создания «системы современных предприятий», приобрели только в 1990-е годы, после того как в стране получили развитие прочие хозяйственные уклады.*

Необходимость в реформировании госсектора обусловлена проблемой убыточности государственных предприятий, обострившейся в 1990-е годы.** К основным причинам, объяснявшим убытки в госсекторе, китайские экономисты относили несовершенную систему управления госпредприятиями и неравные по сравнению с предприятиями других форм собственности условия хозяйствования (более высокий до 1994 г. уровень налогообложения,*** необходимость продажи всей или части продукции по низким государственным ценам, большие социальные обязательства, ограничение хозяйственной самостоятельности и т.д.).

В отношении госпредприятий используются различные способы их реформирования в зависимости от размеров предприятия, сферы деятельности и стратегической значимости. Идея широкой приватизации государственных предприятий как единственной панацеи от существующих в госсекторе проблем в Китае отвергалась изначально, поскольку, во-первых, изменение отношений собственности как таковое не являлось целью реформ, во-вторых, частная собственность не воспринималась как эквивалент экономической эффективности - опыт приватизации стран Восточной Европы и России еще больше убедил китайских реформаторов в правильности их подхода. Наиболее популярным методом модернизации предприятий госсектора стала практика акционирования, параллельно осуществляется также частичная приватизация государственной собственности за счет передачи в подряд, аренду или продажи с аукциона коллективам и частным лицам некрупных государственных предприятий. С целью решения проблемы хронической убыточности части госпредприятий в 1998 г. была разработана специальная трехлетняя правительственная программа, в результате реализации которой число нерентабельных предприятий в госсекторе заметно сократилось.

Госпредприятия функционируют во всех сферах экономики: промышленности, строительстве, торговле, сфере услуг. В сельском хозяйстве доля предприятий этого сектора чрезвычайно мала (менее 1%). На сегодняшний день мы можем выделить три типа государственных предприятий: акционерные; с контрольным пакетом акций у государства; неакционерные. Категорию акционерных предприятий образуют мелкие госпредприятия и предприятия средних размеров - не монополисты в каком-либо виде производства (нефтехимии, автомобилестроении, некоторых отраслях машиностроения, а также в легкой промышленности, торговле, строительстве, в производстве бытовой техники). Неакционер-

’ Реформирование государственного сектора началось в 1978 г. с концепции расширения хозяйственной самостоятельности государственных предприятий, согласно которой государство сохраняло право собственности, а право распоряжения и пользования «спускалось» конкретным предприятиям. В 1987 г. эту концепцию сменила подрядная форма хозяйствования.

“ По имеющимся данным, примерно третья часть всех госпредприятий в середине 1990-х годов являлись хронически убыточными, еще одна треть - периодически терпели убытки (см.: Хэ Юйчан. Меры по повышению эффективности предприятий госсектора в Китае (1998-2000 гг.): основные итоги и перспективы // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5 Экономика. 2003. Вып. 1).

’*’ Помимо подоходного налога по ставке 55 % и налога с оборота, госпредприятия до 1994 г. выплачивали налог на строительство объектов энергетики и транспорта, а также регулирующий налог. Общие отчисления по налогам и отчислениям с прибыли на государственных предприятиях доходили до 85 % (на коллективных предприятиях - 75 %, на предприятиях других форм собственности - 60 %) (см.: Кондрашова Л. Госсектор КНР: приватизация или модернизация? // Проблемы Дальнего Востока. 1998. № 4. С. 51).

ные предприятия функционируют в таких стратегически важных для государства сферах, как почта и телеграф, транспортное сообщение (железные и автодороги, авиатранспорт), электро- и водоснабжение, охрана окружающей среды, оборонная и угольная промышленность. В группу предприятий с контрольным пакетом акций, принадлежащих государству, входят крупные предприятия-монополисты. Эти предприятия представлены в основном базовыми отраслями, такими как энергетика, металлургия, нефтехимия, и некоторыми другими сферами экономики.2

По данным Министерства финансов КНР, на конец 1998 г. количество госпредприятий составляло 238 тыс., из них 214 тыс. - предприятия со 100 %-ной государственной собственностью, 24 тыс. - с контрольным пакетом, принадлежащим государству.3 В данном случае, видимо, не выделены в отдельную группу 11,5 тыс. предприятий с некоторым участием государства.4

Законодательство КНР определяет следующие организационные формы предприятий: акционерное общество (АО) открытого и закрытого типов, общество с ограниченной ответственностью (ООО), а также акционерно-кооперативное общество (АКО*). Предприятия большинства форм собственности могут учреждаться в одной из перечисленных выше организационных форм, при этом коллективные предприятия чаще всего создаются в форме АКО, а государственные - АО (рис. 3).

Другой составляющей общественного сектора являются коллективные предприятия. Основным источником формирования собственности таких предприятий являются вклады участников общества в денежной и/или натуральной форме. Общество может выпускать акции как для внутреннего хождения, так и для обращения за пределами общества. Все участники сообща владеют вложенным имуществом, прибыль распределяется по труду и количеству акций.

Внутри коллективного сектора выделяют два сегмента: городские и сельские коллективные предприятия («поселково-волостные», или ПВП). Поселково-волостные предприятия играют более важную роль в экономике Китая, чем городские, что объясняется относительно низким уровнем урбанизации в стране и более благоприятными общими условиями функционирования сельских предприятий. Например, городские коллективные предприятия в большей степени зависят от местных властей и, как правило, не имеют налоговых льгот.5 Численность занятых в сельских коллективных хозяйствах существенно выше, чем в городских: 290 млн и 19 млн человек соответственно. Доля сельских предприятий в валовом промышленном выпуске также выше, чем городских - около 30 % по сравнению с 10 % городских предприятий. В зависимости от уровня подчиненности выделяют следующие категории поселково-волостных предприятий: 1) волостные коллективные предприятия; 2) предприятия деревень; 3) совместные крестьянские предприятия (лянъхэти); 4) отдельные крестьянские дворы.6

' АКО - объединение более трех работников для ведения хозяйственной деятельности на основе договора. Эта форма - специфика Китая, она вызвана к жизни реальной экономической необходимостью. При условии достижения предприятием, функционирующим в форме АКО, крупных масштабов производства и использовании прогрессивных технологий, оно может быть преобразовано в обычное АО.

Рис.З. Классификация предприятий КНР по формам собственности

В табл. 1 представлена отраслевая структура сельского коллективного сектора и происшедшие в ней за десятилетие структурные сдвиги. К настоящему времени I (сельское хозяйство), II (промышленность и капитальное строительство) и III (услуги и торговля) сферы составляют соответственно 24,4, 62,9 и 12,7 % валового выпуска сельской экономики, в то время как в 1978 г. 70 % всей сельской экономики приходилось на I сферу.

Таблица 1. Динамика изменения I, II и III сфер в сельской экономике, %

Сфера 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.

1 42,9 35,8 29,0 27,7 26,3 25,0 24,4

11 49,5 56,3 60,8 62,0 62,3 62,6 62,9

III 7,0 7,9 9,6 10,3 11,0 12,0 12,0

Источник: Ван Гуаншэн. Иностранный капитал в экономике КНР // Проблемы теории и практики'^правления. 1997. № 3. С.147.

Основные отличия предприятий коллективной собственности от предприятий госсектора заключаются в следующем.

1. Уровень подчинения - государственные предприятия подчиняются государственным органам на уровне центральной власти, провинции или крупного города, коллективные предприятия находятся в подчинении администрации волости, поселка или деревни.

2. «Плановость». Перед коллективными предприятиями не ставится задача выполнения плана, тогда как более половины государственных предприятий работают по Госплану.

3. Социальное обеспечение. Рабочим государственных предприятий предоставляются социальные гарантии (оплата больничных, предоставление жилья, накопительная пенсия), работники, занятые в коллективном секторе, этого лишены и, таким образом, находятся за рамками системы социального обеспечения. На многих предприятиях коллективного сектора рабочий день является ненормированным и существуют худшие условия труда, чем в госсекторе.

4. Размер предприятия. По размеру, масштабам производства, численности занятых коллективные предприятия* в массе своей уступают предприятиям госсектора.7

5. Уровень технического развития Коллективные предприятия отличаются более низкой технологической культурой, технической оснащенностью, более низкой квалификацией работников.

6. Сфера деятельности. Для коллективных предприятий в промышленности она ограничена производством преимущественно товаров потребительского назначения, кустарных изделий, тогда как госпредприятия функционируют в базовых отраслях экономики, ВПК, сфере связи и других стратегически важных отраслях хозяйства. В то же время предприятия сельской промышленности играют более заметную роль во внешней торговле страны (например, в 1998 г. на долю предприятий коллективного сектора приходилась почти половина экспорта КНР).8 Велико значение этих предприятий также и в обеспечении занятости.

Говоря о предприятиях коллективной формы собственности, необходимо учитывать, что истинные масштабы коллективной экономики, по крайней мере до унификации условий функционирования предприятий всех форм собственности в 1992-1994 гг., были несколько меньше, чем это следует из официальных статистических данных, так как многие фирмы, регистрировавшиеся как коллективные, в действительности относились к частному сектору.

* Например, в 2001 г. в КНР насчитывалось только 2609 крупных негосударственных предприятий, из которых коллективными являлись 517, т.е. 20 %. Всего же коллективных предприятий - около 20 млн.

Сектор необщественной собственности образуют частные предприятия и предприятия с иностранным капиталом. Частный сектор получил развитие в конце 1980-х годов после его легализации на XIII съезде КПК (октябрь 1987 г.), что было оформлено внесением дополнений к ст. 11 действующей Конституции (апрель 1988 г.), а также после принятия ряда документов, регламентирующих частную предпринимательскую деятельность, к числу которых в первую очередь относятся «Временные положения о частных предприятиях КНР» (июнь 1988 г.) и документы XIV съезда КПК (октябрь 1992 г.). * В 1990-е годы частный сектор был уравнен в положении с предприятиями других форм собственности.

Частный сектор формируется главным образом за счет появленш^новых объектов хозяйственной деятельности, а не за счет приватизации предприятий госсектора: в результате передачи части мелких и средних нерентабельных государственных предприятий частным лицам или коллективам образовалась лишь незначительная его часть (менее 1 %).9

Частная собственность в КНР имеет в настоящее время две составляющие: индивидуальные и частные предприятия. Индивидуальная экономика (гэти ху) основывается на частной собственности небольших размеров. Индивидуальный предприниматель*' - это одновременно и рабочий, и собственник средств производства, всех доходов, получаемых от производственной деятельности за исключением налоговых выплат и оплаты труда. Подавляющее большинство единоличников не привлекают наемной рабочей силы и опираются только на свой труд и труд членов семьи или нанимают учеников и помощников в меньшем количестве, чем установлено квотой.10 Частная экономика (сыин цие) базируется на собственности более крупных размеров. Максимальное количество наемных рабочих на частных предприятиях не регламентируется, но минимальный предел - восемь человек. Как правило, частные предприятия возникают на основе успешно развивающихся семейных индивидуальных хозяйств.

«Временные положения о частных предприятиях КНР» (1988 г.) предусматривают следующие организационные формы предприятий частного сектора:11

■ частное единоличное предприятие, действующее на средства одного лица. Его инвестор несет неограниченную ответственность по долговым обязательствам предприятия;

■ товарищества, или предприятия с совместным капиталом (хэхо цие) - предполагают паевые вложения двух и более вкладчиков (партнеров), кооперацию, совместную неограниченную ответственность за прибыли и убытки в соответствии с подписанным ими соглашением;

■ общества с ограниченной ответственностью (гуфэнь юсянь гунсы) - общества с числом вкладчиков не менее 2 и не более 50 человек. Такая компания несет ответственность по долговым обязательствам всем своим имуществом и пользуется правами юридического лица, однако ей запрещается выпускать акции для продажи населению с целью пополнения своих фондов.

Производственная структура индивидуального и частного секторов практически совпадает и охватывает широкий круг отраслей - от промышленности до сферы науки и образования. При этом сфера индивидуального сектора отличается большим удельным весом

' Правовую базу функционирования предприятий частного сектора составляют также «Закон о компаниях» (1994), «Закон о паевых предприятиях» (1997), поправки к Конституции о регламентации частного бизнеса (март 1999 г.).

" Индивидуальные предприятия - предприятия, в которых индивидуальный предприниматель использует свой труд и труд членов семьи, а также может использовать труд наемных работников в установленных государством пределах (от 3 до 5 учеников и 2 помощников). Индивидуальными предпринимателями могут быть лица трудоспособного возраста, не занятые трудовой деятельностью. В порядке совместительства разрешается заниматься индивидуальным бизнесом медицинским работникам, преподавателям и научно-техническим специалистам по профилю их квалификации. Не разрешается заниматься предпринимательской деятельностью кадровым работникам, рабочим и служащим из партийно-правительственных и государственно-административных структур (в 1993 г., чтобы сократить численность государственного аппарата, этот запрет был снят, но при условии, что служащие оставляют госслужбу) (см.: Чуванкова В.В. Особенности политики приватизации в КНР II Информационный бюллетень ИДВ РАН. 1996 .№ 4. С. 34-35).

торговли и общественного питания (более 70 % общего числа индивидуальных предприятий и занятых). Второе место занимает промышленность, затем идут транспорт и связь, строительство и прочие виды деятельности. В производственной структуре частного сектора, в отличие от индивидуального, преобладают предприятия промышленности, транспорта и строительства (свыше 70 % общей численности частных предприятий).12

С 1989 по 2000 г. количество частных предприятий возросло в 19,5 раза, а численность занятых на них - в 14,7 раза (без учета индивидуального сектора) (табл. 2). Каждое предприятие в среднем использует 11,4 человек, а средний размер уставного капитала составляет 755 тыс. юаней (91 тыс. долл.). Надо полагать, что реальная численность предприятий частного сектора больше, поскольку многие государственные предприятия после реорганизации сохраняют прежний статус.13 Доля частного сектора в ВВП страны составляет в настоящее время 27 %, а в валовой продукции промышленности - 17,1 % (см. рис. 1, 2). Причем с 1985 г. доля частного сектора в ВВП страны возросла в 9,5 раз; с 1991 по 1997 г. ежегодные темпы роста составляли 71 %.14 Однако вклад частного сектора в народное хозяйство пока меньше, чем индивидуальной экономики (на начало 1997 г. в Китае насчитывалось свыше 27 млн индивидуальных хозяйств, на которых было занято более 50 млн человек).15

Таблица 2. Развитие частных предприятий в КНР

Год Количество предприятий (тыс. ед.) Количество занятых (тыс. человек) Зарегистрированный капитал (млрд долл. США) Доход с продаж (млрд долл. США)

1989 90,6 1640,1 1.0 1.7

1993 237,9 3726,3 8,2 8,8

1997 960,7 13492,6 62,1 84,8

2000 1764,5 20080,0 160,7 249,1

Источник: 2000 saw healthy private enterprise growth // Zhonghua Gongshang Shibao (China Business Times). 2001. 30 March. (www.chinaonIine.com).

Структура частных предприятий по организационным формам, а также структура занятости в частном секторе по типам предприятий (табл. 3 и 4) в 1990-е годы изменились. Если в конце 1980-х годов количественно преобладали предприятия, основанные на единоличной собственности, то в 2000 г. их роль снизилась и на первый план вышли компании с ограниченной ответственностью. По количеству занятых в конце 1980-х годов лидировали товарищества - к 2000 г. они утратили свои ведущие позиции, на которые, опять-таки, выдвинулись ООО. Данное изменение свидетельствует об укрупнении предприятий частного сектора, а также о постепенном сближении организационной структуры частного предпринимательства в КНР с мировой практикой, где превалируют различные виды обществ в силу ряда преимуществ.

Таблица 3. Структура частного сектора по организационным формам предприятий

Всего зарегистрированных предприятий 1988 г. 2000 г.

тыс. ед. % тыс. ед. %

40,6 100,0 1764,5 100,0

В том числе по типам:

Хозяйств с индивидуальным капиталом 20,9 51,3 499,8 28,3

Товариществ 17,5 43,1 174,7 9,9

Компаний с ограниченной ответственностью 2,3 5,6 1090,0 61,8

Источник: Корпусов В.В. Частное предпринимательство в Китае // М., 1996. С. 338; 2000 saw healthy private enterprise growth // Zhonghua Gongshang Shibao (China Business Times). 2001. 30 March, (www.chinaonline.com).

Тип предприятия Абсолютная численность занятых (тыс.) % от общего количества предприятий

1988 г. 2000 г. 1988 г. 2000 г.

Предприятия индивидуального капитала 330,045 6320,0 45,6 31,5

Товарищества 348,863 2670,0 48,2 13,3

Общества с ограниченной ответственностью 44,874 11090,0 6,2 55,2

Все предприятия 723,782 20080,0 100,0 100,0

Источник: Там же.

В 1990-е годы произошли изменения и в территориальной структуре частного и индивидуального секторов экономики: если в 1980-е годы предприятия этих форм собственности концентрировались преимущественно в сельской местности, то с начала 1990-х годов проявилась тенденция перемещения частной предпринимательской деятельности из деревни в города и поселки, хотя большая часть частных и индивидуальных предприятий по-прежнему концентрируется в сельской местности.16

Другим элементом сектора необщественной собственности являются предприятия с иностранным капиталом. В соответствии с традиционной классификацией выделяют следующие формы инвестирования в зависимости от характера и доли участия иностранного партнера:

■ Совместные предприятия. В таких предприятиях обе стороны совместно инвестируют, управляют предприятием и несут ответственность в соответствии с долей в акционерном капитале.

■ Контрактные совместные предприятия. Создаются обычно для осуществления какого-либо крупного проекта, как правило, в добывающем секторе промышленности.

■ Предприятия, основанные на капитале соотечественников из Сянгана, Аомэня и Тайваня, а также капитале китайских эмигрантов, проживающих в других странах мира. Такие предприятия (в статистических сборниках, законодательстве, публикациях) выделяют в отдельную группу согласно особой политике в отношении зарубежных китайцев."

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Предприятия, основанные полностью на зарубежном капитале.

Согласно Закону КНР о компаниях (1 июля 1994 г.), организационной формой совместных предприятий и предприятий полностью иностранного капитала является общество с ограниченной ответственностью (ООО). В зависимости от принадлежности национального китайского капитала тому или иному собственнику функционирующие в Китае ПИИ можно разделить на: 1) ПИИ с участием государственных предприятий; 2) ПИИ с участием фирм коллективной и частной форм собственности.

' Эти территории считаются официальным Пекином частью КНР. Гонконг и Макао вошли под юрисдикцию КНР совсем недавно (1 июля 1997 г. произошло воссоединение с Гонконгом, с Макао - в декабре 1999 г.). С Тайванем, который не признает главенство Пекина, сохраняются конфликтные отношения. К сожалению, точных статистических данных, иллюстрирующих экономические причины выделения предприятий из Тайваня, Гонконга и Макао в отдельную группу, найти не удалось. Но в литературе встречаются упоминания о более льготном налогообложении.

ПИИ являются важной составной частью экономики КНР, занимая ведущие позиции в производстве и экспорте высокотехнологичной продукции, а также в инвестиционном процессе. Так, по данным на 1998 г. иностранные предприятия обеспечили более 15 % валового промышленного выпуска и 6 % ВВП Китая (рис. 1, 2). В 1990-е годы число ПИИ, функционирующих в КНР, резко возросло: к концу января 2001 г. было зарегистрировано более 365 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, тогда как еще в 1987 г. их количество не превышало 10 тыс.17 Общая сумма накопленных в 1989-2001 гг. прямых инвестиций превысила 381,5 млрд долл.18 Основными сферами привлечения прямых инвестиций являются промышленность и капитальное строительство. Из отраслей промышленности преобладают трудоемкие.

Самой распространенной формой ПИИ являются совместные предприятия, составляющие 49 % от общего количества зарегистрированных ПИИ (табл. 5). Популярность этой формы инвестирования обусловлена не только тем, что она облегчает процесс адаптации иностранного инвестора к недостаточно прозрачной деловой среде, но также законодательным ограничением деятельности предприятий со 100 %-ным иностранным капиталом в некоторых отраслях народного хозяйства (нефтепереработке, добывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и др.). По мере открытия ряда сфер для предприятий со 100 %-ным иностранным капиталом в 1990-е годы при регистрации вновь создаваемых ПИИ число

Таблица 5. Реализованные прямые зарубежные инвестиции по типам ПИИ, 1979-1998 гг. (млрд долл. США)

Тип ПИИ Кол. ПИИ % от общего кол. Реализованные инвестиции % от общего кол.

Всего 324629 100,0 267,3 100,0

СП 191137 59,0 129,6 49,0

Предприятия кооперативного хозяйствования 46368 14,0 56,7 21,0

Предприятия со 100%-ным иностранным капиталом 86952 27,0 75,2 28,0

Прочие 163 0,05 5,8 2,0

Источник: China's Foreign Investment Enterprises. Zhongguo Waizi (Foreign Investment Monthly). 1999. 6 Oct. (www.chinaonline.com).

предприятий данной формы стало возрастать, а СП, напротив, уменьшаться. Например, если в 1993 г. доля предприятий со 100 %-ным иностранным капиталом в общем количестве ПИИ составляла 24,5 %, то за 7 месяцев 2000 г. их доля возросла до 55 %.19 В 2000 г. вклад совместных предприятий в общий объем инвестиций по заключенным контрактам составил 20,0 млрд долл. из 62,7 млрд долл., а предприятий со 100 %-ным иностранным капиталом - 34,0 млрд долл., т.е. 32 и 54 %, по реализованным -14,6 млрд долл. (36 %) и 19,1 млрд долл. (47 %) соответственно.20

Китайский подход к реформированию системы собственности, состоящий в создании условий для динамичного развития необщественного сектора и сохранении лидирующих позиций в экономике предприятий общественной формы собственности, обеспечивает плавный переход от командно-административной системы хозяйствования к рыночной экономике. В минувшем десятилетии основной вектор преобразований в сфере собственности, направленный на формирование многоукладной экономики, сохранился, наметившиеся в 1980-е годы тенденции в развитии различных форм собственности продолжали набирать силу. Здесь мы отмечаем лишь некоторые из них.

1. Изменения внутри сектора общественной собственности в результате преобразования госпредприятий: уменьшение доли государственной экономики и расширение коллективной, причем для последних - с изменением отраслевой структуры в сторону промышленного, а не сельскохозяйственного производства.

2. Реформирование предприятий госсектора на основе акционирования, реструктуризации, частичной денационализации и других мер, значительное снижение числа убыточных предприятий.

3. Укрупнение и расширение частного сектора как результат легализации этой формы предпринимательства, уравнивания ее в статусе с предприятиями других форм собственности; изменение территориальной структуры частных предприятий (перемещение из сельской местности в города и поселки); некоторое замедление темпов роста индивидуальной экономики и повышение роли частного бизнеса.

4. Феноменальный рост числа предприятий с иностранными инвестициями и существенные сдвиги внутри этого сектора, состоящие в увеличении количества регистрируемых предприятий со 100 %-ным иностранным капиталом и уменьшении количества регистрируемых совместных предприятий (хотя СП по-прежнему занимают ведущие позиции в общем количестве функционирующих на территории Китая ПИИ).

5. Формирование иерархичности национального хозяйства, выражающееся в следующем: государственные предприятия играют лидирующую роль в базовых и стратегически важных отраслях национальной экономики, коллективные и частные - в традиционных отраслях промышленности и сельского хозяйства, а также в сфере обращения, предприятия с иностранным капиталом - во внешней торговле и высоких технологиях.

'Чуванкова В. Индивидуальная и частная формы хозяйствования в Китае // Проблемы Дальнего Востока, 1998, №2. С. 110.

2 Пивоварова Э. Опыт акционирования в КНР // Проблемы Дальнего Востока. 1995. 2. С. 50; Кондрашо-ва JI. Госсектор КНР: приватизация или модернизация? // Проблемы Дальнего Востока. 1998. № 4. С. 53-54.

3 Foreign Investment, www.moftec.gov.cn

4 Пивоварова Э. Указ. соч. С. 49; 2000 saw healthy private enterprise growth // Zhonghua Gongshang Shibao (China Business Times). 2001. 30 March, (www.chinaonline.com).

5Портяков В.Я. Реформа отношений собственности в КНР: к 20-летию 3-го Пленума ЦК КПК 11-го созыва //Проблемы Дальнего Востока. 1998. №6. С. 40.

6 Развитие поселково-волйстных предприятий // Информационный бюллетень ИДВ РАН. 1997. № 7. С. 55.

7Jefferson G.H., Singh I. Enterprise Reform in China: Ownership, Transition and Performance//World Bank Research Publication. 1998. December. P. 155.

1 Алексахина C.H. Опыт проведения экономических реформ в экспериментальных сельских районах КНР // Информационный бюллетень ИДВ РАН. 1998. Вып. 7. С. 125.

’Чуванкова В. Указ.соч. С. 112.

10 Там же. С. 115-116.

"Карлусов В.В. Частное предпринимательство в Китае//М., 1996. С. 49.

12 Там же. С. 116, 119.

13 Чуванкова В. Указ. соч. С. 112.

u Gregory N.. Tenev S., Wagle D. China's Emerging Private Enterprises: Prospects for the Future // International Finance Corporation. 2000. September. P. 1.

15 Чуванкова В. Указ. соч. С. 115.

16 Там же. С. 112-113.

17 Foreign Direct Investment in China // www.uschina.org; Foreign Investment // www.moftec.gov.cn.

18 Foreign Direct Investment in China // (www.uschina.org).

19 Foreign Investment // (www.moftec.gov.cn).

20 Foreign Direct Investment in China /7 (www.uschina.org).

Статья поступила в редакцию 11 декабря 2002г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.