ч
Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2003. Вып. I (№ 5)
Хэ Юйчан
МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОССЕКТОРА В КИТАЕ (1998 - 2000 гг.): ОСНОВНЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
1. Убытки государственных предприятий в 1990-е годы
С 1992 г. в Китае проводятся преобразования, направленные на создание в стране системы социалистической рыночной экономики. В ходе этих преобразований изменяются условия функционирования предприятий госсектора; в их деятельности происходит отказ от плановых начал и повышается значение рыночных принципов хозяйствования.
Эффективность китайских государственных предприятий стала снижаться с началом экономической реформы. В 1994 г. каждое третье предприятие госсектора (29,7 %)* из числа крупных и средних являлось убыточным, общий размер убытков был равен 32,2 млрд юаней.*’ К концу 1997 г. процент убыточных государственных предприятий в Китае и размер их убытков еще более возросли: из общего числа крупных и средних промышленных предприятий/** полностью основанных на государственном капитале или с контрольным пакетом акций в руках государства, убытки терпело уже свыше 39 % предприятий. Отношение убытков этих предприятий к совокупному капиталу составляло 21,7 %, общая сумма задолженности была равна 999,6 млрд юаней, т.е. почти 80 % стоимости активов этих предприятий. Особенно неблагоприятной в плане убыточности была ситуация в военнопромышленном комплексе, текстильной, угольной и некоторых других отраслях промышленности. В географическом отношении, государственные промышленные предприятия
Таблица 1. Убытки крупных и средних госпредприятий в 1994-1997 гг.
Год Число убыточных предприятий (ед.) Процент убыточных предприятий (%) Размер убытков (млрд юаней)
1994 4220 29,7 32,2
1997 6599 39,1 66,6
* Число убыточных предприятий составляло 4220.
** Около 3,9 млрд долл. из расчета по курсу 8,3 юаня за 1 долл. США.
*** 16 874 предприятия, из них убытки терпели 6599 предприятий, или 39,1 % от их общего числа.
Хэ Юйчан
(Не УисИаг^)
- д-р экон. наук, профессор, зам. декана экономического факультета Шанхайского финансово-экономического университета. С февраля 1978 по январь 1982 г. обучался в Университете провинции Цзянси, в январе 1982 г. получил степень бакалавра философии; с сентября 1994 по июнь 1997 г. обучался в Университете г. Сямэнь, в июне 1997 г. получил степень доктора экономики. С января 1982 г. преподавал политэкономию и занимался научноисследовательской деятельностью в университетах провинции Цзянси, г. Наньчана и Шанхайском финансовоэкономическом университете. Имеет 80 опубликованных работ, в том числе несколько монографий. Основная сфера научных интересов: экономика собственности и экономическая теория социализма.
© Хэ Юйчан, 2003
© Л.В. Попова, перевод, 2003
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Рис. 1. Размер задолженности промышленных предприятий с 1992 г. (млрд юаней)
Источник: Доклад о развитии предприятий КНР. Ассоциация китайских предприятий, общество китайских предпринимателей. Пекин, 2001. С. 26.
имели чистые убытки почти в половине районов Китая (в 13 из 31, включая провинции, автономные районы и города центрального подчинения)1 (табл. 1; рис. 1).
В числе причин роста убыточности предприятий госсектора в ходе создания в Китае системы современных предприятий можно отметить следующие.
1. Недостаток производительного капитала из-за возрастания на протяжении ряда пет совокупного долгового бремени. Отношение задолженности крупных и средних государственных промышленных предприятий к активам составляло в конце 1997 г. 80,4 %. Бремя задолженности предприятий продолжало возрастать, несмотря на неоднократное понижение в 1996— 1998 гг. Центральным банком Китая уровня учетной ставки. Предприятия попали в порочный круг: с одной стороны, большая задолженность предприятий возникла в результате роста убытков, с другой - она еще больше усугубила их положение, привела к еще большим убыткам. В результате появления этого порочного круга предприятия столкнулись с нехваткой производительного капитала. Они не имели возможности производить отчисления в фонд развития, поскольку значительная часть их прибыли шла на погашение задолженности перед банками. Из-за роста убытков коммерческая репутация предприятий понизилась, и банки утратили интерес к предоставлению этим предприятиям новых кредитов. Эти причины привели к нехватке производительного капитала на предприятиях и ограничению возможностей их развития.
2. Нерациональная отраслевая и товарная структуры производства. Из-за того, что в течение длительного времени производились «слепые инвестиции» и осуществлялось строительство дублировавших друг друга промышленных объектов, отраслевая и товарная структуры производства становились все менее рациональными. Распыление государственных инвестиций ослабляло возможности кооперации предприятий, не позволяло им использовать эффект масштаба. Например, сумма продаж японской компании «Japan steel» в 1997 г. составляла 28,1 млрд долл., а китайского Баошань-ского металлургического комбината - только 5,8 млрд долл., или 20,6 % от объема продаж японской компании.2 Нерациональная отраслевая структура, как и ожидалось, обусловила нерациональность товарной структуры производства. В свою очередь нерациональная товарная структура производства привела к перепроизводству продукции. Отношение капитала, овеществленного в произведенной продукции, ко всему оборотному капиталу на 1019 предприятиях в 1997 г. превышало 1/3. Доля
этих предприятий в общей численности убыточных производств в госсекторе составляла 16,9 %, размер их убытков был равен 7,17 млрд юаней, или 12,2 % от общей суммы убытков.3 Нерациональная отраслевая и товарная структура производства привела к распылению государственного капитала, обусловила низкую конкурентоспособность и общую экономическую эффективность госпредприятий.
3. Отсталые производственные технологии и низкий коэффициент использования оборудования. На протяжении многих лет сфера деятельности госпредприятий была слишком широкой - они занимались всеми видами производства, были представлены во всех отраслях промышленности. С течением времени их производственные технологии стали устаревать, оборудование не модернизировалось, коэффициент его использования был низким. Как показали результаты третьего исследования промышленных предприятий, в рамках которого рассматривалось 403 вида промышленных товаров, 18,3 % изделий было произведено при низком коэффициенте использования производственных возможностей оборудования.
4. Большая социальная нагрузка госпредприятий (включающая социальную инфраструктуру и социальные гарантии работникам). В условиях плановой экономики государственные предприятия обслуживали обширную социальную инфраструктуру, несли расходы по медицинскому обслуживанию работников, пособиям по старости, предоставляли работникам жилье, строили детские сады и т. д., т.е. выполняли социальные функции, которые обычно находятся в компетенции государства. Поскольку действовала пожизненная система найма, то бремя скрытой безработицы также ложилось на плечи предприятия. Обязанность предприятий по строительству больниц, столовых, школ, магазинов и других социальных объектов отвлекала значительную часть их капитала на непроизводственные цели -в дальнейшем расходы на содержание этих объектов также ложились на предприятия.
5. Незавершенность процесса создания системы современных компаний, устаревшие методы хозяйствования и стиль менеджмента на предприятиях, не соответствующие требованиям рыночной экономики. Несмотря на начавшийся переход к системе современных предприятий, явление «неразделенное™ государственной власти и капитала»4 еще сохраняется, что препятствует внедрению новых методов хозяйствования. Система управления госпредприятиями является несовершенной, юридическое право собственности предприятий - формальным и ничего не дающим им на практике. Такие факторы, как отсутствие государственных инвесторов, принадлежность предприятия «самому себе», устаревший стиль управления, ослабление конкуренции между предпринимателями и духа соперничества между управленцами не позволяют повысить эффективность управления предприятием.
6. Неблагоприятный режим функционирования госпредприятий (неравные условия конкуренции). После провозглашения экономической реформы и политики открытости Правительство Китая в целях привлечения иностранных инвестиций предоставило льготные налоговые условия для ПИИ. В то время как китайские государственные предприятия платили подоходный налог по ставке 33,7 % - ставка соответствующего налога для предприятий с иностранным участием была понижена почти в два раза (она составляла 15 % в течение льготного периода). В целях стимулирования частных предпринимателей местные власти также предоставляли для них льготный налоговый режим. Конкурентоспособность государственных предприятий, поставленных в неравные условия функционирования с предприятиями других форм собственности, стала снижаться, так как себестоимость выпускаемой ими продукции была выше, чем в частном секторе или на ПИИ.
Принимая во внимание все вышеизложенное, становится очевидно, что самостоятельный выход из сложной ситуации, в которую попали в середине - второй половине 1990-х годов госпредприятия в результате роста убытков, был для них крайне затруднительным. Потребовалась разработка специальной правительственной программы, поставившей целью решение проблемы убыточности предприятий госсектора к началу нового столетия.
2. Меры Правительства по улучшению ситуации в госсекторе
В 1998 г. после того как была сформирована новая правительственная команда, премьер-министр Чжу Жунцзи от имени Госсовета заявил: «Крупным и средним государственным предприятиям, терпящим в настоящее время убытки, потребуется примерно года три на то, чтобы осуществить реорганизацию, перестроить систему управления и исправить сложившееся положение дел. Нужно приложить усилия для того, чтобы к концу XX в. большая часть крупных госпредприятий, составляющих собой костяк промышленности, была преобразована в современные компании».5 В том же году Чжу Жунцзи поставил следующие масштабные задачи (из расчета на три года) перед предприятиями госсектора: 1) в большинстве отраслей убыточные предприятия должны стать прибыльными; предприятиям, работающим в ВПК, угольной и ряде других отраслей, следует приложить усилия для уменьшения размера убытков; 2) покончить с убытками и начать зарабатывать прибыль должны государственные промышленные предприятия и предприятия с контрольным пакетом акций в руках государства в большинстве провинций Китая (включая автономные районы, города центрального подчинения); 3) превратить убытки в прибыль должна большая часть крупных и средних государственных промышленных предприятий - это создаст условия для повышения экономической эффективности ключевых предприятий и старой промышленной базы; 4) после решения проблемы с убытками размер годовой прибыли государственных промышленных предприятий должен возрасти до 100 млрд юаней в год (по возможности - до 110 млрд).
В течение трех лет (1998-2000 гг.) Правительством Китая были проведены следующие мероприятия.
1. Меры по совершенствованию макроэкономической ситуации в стране и стимулированию внутреннего спроса. В результате борьбы с контрабандой, фальсификацией и подделкой продукции, а также проверки и закрытия предприятий, учрежденных правительственными, партийными, армейскими и милицейскими структурами, и других мер, были созданы условия равной конкуренции для государственных предприятий. Меры, направленные на оживление внутреннего спроса в стране, включали снижение процентной ставки по депозитам, рост государственной задолженности и другие компоненты. Все эти шаги были ориентированы на создание благоприятных макроэкономических условий для функционирования предприятий госсектора.
2. Меры по улучшению организационной структуры предприятий на основе принципа «держим крупные, отпускаем малые», поощрение банкротства и ликвидации проблемных предприятий. В результате проведенной реорганизации был создан ряд компаний, в том числе Китайская нефтегазовая компания, Китайская химико-технологическая компания, Баоганская корпорация и др.; в 2000 г. завершилось формирование четырех компаний в информационной отрасли и алюминиевой корпорации, созданы железнодорожная, авиационная и другие компании, причем железнодорожная компания наряду со строительной, локомотивно-вагоностроительной и двумя другими крупными корпорациями были выделены из состава Министерства железных дорог. Были предприняты шаги по изменению отраслевой структуры промышленности. В текстильной отрасли за счет сокращения производственных мощностей и персонала, в угольной, сталелитейной, сахарной промышленности - закрытия малых и отстающих предприятий, ограничения производственных мощностей, объема выпуска и других мер - удалось добиться снижения себестоимости продукции, повышения реализационных цен и значительного роста экономической эффективности.
3. Уменьшение долгового бремени некоторых предприятий вследствие превращения долговых обязательств в право акционера. К апрелю 2000 г. эта система была внедрена на 580 предприятиях, общая стоимость акций составила 405 млрд юаней. В апреле 2000 г. была приостановлена выплата процентов по задолженности. Сумма выплаченных
промышленными предприятиями процентов по задолженности в 2000 г. составила 179,7 млрд юаней, по сравнению с предыдущим годом снизилась на 8,1 %. Снижение выплат по задолженности позволило предприятиям сократить расходы и увеличить прибыль примерно на 18 млрд юаней. В результате конвертации долговых обязательств в права акционера уровень задолженности предприятий (по отношению к их активам) сократился с прежних 70 до менее 50 %. Свыше 80 % предприятий, превративших долговые обязательства в права акционера, в том же году смогли перейти из категории убыточных в прибыльные.
4. Меры по реорганизации предприятий, переориентации их деятельности на рынок и ускорению создания системы современных предприятий. К 2000 г. большая часть (83,7 %)' важнейших государственных предприятий и предприятий с государственным участием была преобразована в компании, большинство предприятий осуществили диверсификацию инвесторов. Эти предприятия стали независимыми юридическими лицами.
5. Меры по дальнейшему отделению предприятий от государства. Одновременно с реформой государственных органов власти, изменением функций госаппарата, сокращением в 1998 г. числа министерств Госсовета с 40 до 29 и служащих госаппарата почти вдвое, к концу 2000 г. была завершена и реформа местных органов власти. Практически полностью ликвидирован специальный отдел при Правительстве, отвечавший за деятельность предприятий, таким образом, госпредприятия работают теперь в соответствии с законами рынка. Небольшому числу крупных госпредприятий передано право на управление, одновременно в целях усиления надзора за госпредприятиями введена система специальных представителей, назначаемых от лица государства на должность председателей наблюдательных советов - по состоянию на 2000 г. эта практика была внедрена уже на 36 ключевых предприятиях госсектора.
6. Меры по совершенствованию системы социального обеспечения. В последние годы в Китае была усовершенствована система страхования от безработицы, медицинских гарантий, пособий по старости для городских работников, начался процесс отделения от предприятий созданных ими объектов социальной инфраструктуры - учебных, медицинских и прочих учреждений. В результате социальная нагрузка государственных предприятий сократилась, себестоимость выпускаемой ими продукции снизилась.
По данным статистических отчетов о социально-экономическом развитии КНР за 2000 и 2001 гг., показатели макроэкономического развития Китая в последние два года (2000 и 2001 гг.) были вполне благоприятными и даже улучшились по сравнению с 1999 г. В частности, рост ВВП в 2000-2001 гг. в сопоставимых ценах составил 8 и 7,3 % соответственно, в стоимостном выражении величина ВВП в 2001 г. была равна 9,59 трлн юаней. По этому параметру (величине ВВП) в 2001 г. Китай занял шестое место в мире. Стоимость валового выпуска промышленной продукции в 2000 г. достигла 3,96 трлн юаней, ее рост составил 9,9 % по сравнению с 1999 г. В том числе объем выпуска предприятий госсектора (включая предприятия с контрольным пакетом акций у государства) вырос на 10,1 % (самый высокий темп роста начиная с 1997 г.) - его стоимость составляла 2,37 трлн юаней. В 2001 г. выпуск промышленных государственных предприятий увеличился еще на 8,1 %.
По результатам проведенного обследования, большая часть из 6599 крупных и средних госпредприятий к 2000 г. сумела решить проблему хронической убыточности. Если на конец 1998 г. из этого числа только 2541 предприятие стало безубыточным, а остальные продолжали терпеть убытки (4058 предприятий), то через год - к концу 1999 г. - из изначального числа убыточных предприятий (6599) продолжали терпеть убытки уже только 2989 предприятий, а ряды безубыточных предприятий пополнило еще 1069 предприятие. В конце 2000 г. число убыточных предприятий сократилось до 1800, причем из них 301 предпри-
•430 из 514.
ятие в течение года прекратило свое существование. В том году перестали быть убыточными 1189 предприятий. Таким образом, в течение трех лет в результате реорганизации, слияний, банкротства и других мер в общей сложности 4799 предприятий покинуло категорию убыточных. Из них 1723 предприятия стали прибыльными. Таким образом, процент предприятий, вышедших за этот период из затруднительной ситуации, составил 72,7 % (из 6599), убыточных осталось только 27,3 %.6
3. Результаты реорганизации предприятий госсектора и общий экономический
эффект от уменьшения числа убыточных предприятий
Решительные меры, использовавшиеся в ходе реализации трехлетней программы, к 2000 г. принесли следующие результаты.
1. Возросла общая эффективность национальной экономики: за три года (1998-2000 гг.) положение на государственных предприятиях в двенадцати из тринадцати регионов страны, в которых в 1997 г. ситуация с государственными предприятиями была особенно неблагополучной и убытки в госсекторе превышали прибыль, кардинально изменилось, и в 2000 г. прибыль этих предприятий уже была больше убытков. В 2000 г. общий размер прибыли всех государственных и контролируемых государством промышленных предприятий в стране достиг 239,2 млрд юаней, по сравнению с 1997 г. возрос на 296,6 %.
2. В отраслевом отношении в 2000 г. в двенадцати из четырнадцати контролируе-
мых государством важнейших отраслях промышленности получена чистая прибыль. Убыточными остаются пока угольная промышленность и ВПК, но и там размер убытков значительно сократился. .
3. Из 6599 убыточных в 1997 г. крупных и средних государственных и контролируемых государством предприятий 4799 (72,7 %) сумели исправить положение и перестали получать убытки. В том числе 1723 (35,9 %) предприятия превратились из убыточных в прибыльные, другие (3076 предприятий) смогли улучшить ситуацию за счет проведения реорганизации, перестройки, использования слияний, ликвидации и других способов.
4. В результате трехлетних усилий значительно улучшилось качество работы государственных предприятий, заметно повысилась общая эффективность их работы. На конец 2000 г. прибыль государственных и контролируемых государством промышленных предприятий составила 239,2 млрд юаней, по сравнению с 1999 г. возросла на 135,6 %, а по сравнению с 1997 г. (80,7 млрд юаней) - почти в три раза. Число убыточных предприятий в общей численности крупных и средних госпредприятий промышленности и предприятий с контрольным пакетом акций у государства, а также размер убытков - заметно сократились. Число убыточных предприятий уменьшилось с 6599 до 3634, процент таких предприятий снизился с 39,1 до 27,2 % (рис. 2).
По статистическим данным, в 2000 и 2001 гг. увеличение выпуска (по отношению к предыдущему году) на государственных предприятиях и предприятиях с государственным участием составляло 10,1 и 8,1 % соответственно, разрыв в темпах роста с акционерными предприятиями и предприятиями с иностранным участием стал сокращаться (табл. 2).
По оценке государственного статистического управления КНР, содержащейся в Статистическом отчете о социально-экономическом развитии КНР, вклад государственных промышленных предприятий в совокупный рост промышленности оценивался на уровне 36,5 %, по сравнению с предыдущим годом увеличился на 4,3 %. В 2000 г. индекс общей экономической эффективности промышленного производства в стране был равен 117,8 %, по сравнению с 1999 г. вырос на 16,1 %, что являлось самым высоким показателем после 1992 г.
Размер совокупной прибыли промышленных предприятий (предприятий всех форм собственности) в 2001 г. увеличился еще на 8,1 % и составил 465,7 млрд юаней (рис. 3).
Если проанализировать темп роста прибыли промышленных предприятий, действующих в разных отраслях, в 2000 г. этот показатель был самым высоким у государственных предприятий и предприятий с контрольным пакетом акций в руках государства (он составил 147,3 %), что значительно превышало темпы роста прибыли промышленных предприятий других форм собственности (табл. 3).
Рис. 2. Темп роста промышленного производства с 1990 г. (%)
Источник: Статистический ежегодник КНР. Пекин, 1992-2002; Статистический отчет о социально-экономическом развитии КНР. Государственное статистическое управление КНР. Пекин, 2001-2002.
Таблица 2. Объем и темп роста выпуска на предприятиях различных форм собственности
Форма собственности Выпуск (100 млн юаней) По отношению к предыдущему году (%)
2000 г. 2001 г. 2000 г. 2001 г.
Государственные и предприятия с контрольным пакетом акций в руках государства 14032 15198 10,1 8,1
Коллективные предприятия 3301 3141 7.4 7,2
Акционерные предприятия 4954 8086 14,5 10,4
Предприятия с участием иностранного капитала и капитала зарубежных китайцев 5333 6622 14,6 11.9
Источник: Статистический ежегодник КНР. Пекин, 1992-2002; Статистический отчет
о социально-экономическом развитии КНР. Государственное статистическое управление КНР. Пекин, 2001-2002.
1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Рис. 3. Размер годовой прибыли в промышленности с 1994 г. (млрд юаней)
Источник: Статистический ежегодник КНР. Пекин, 1992-2002; Статистический отчет о социально-экономическом развитии КНР. Государственное статистическое управление КНР. Пекин, 2001— 2002.
Таблица 3 . Размер прибыли промышленных предприятий различных форм собственности в 2000 г.
Форма собственности Размер прибыли (100 млн юаней) Прибыль по отношению к предыдущему году (%)
Государственные предприятия и предприятия с контрольным пакетом акций в руках государства 2833,8 147,3
Коллективные предприятия 476,0 22,3
Акционерно-кооперативные предприятия 122,0 47,2
Акционерные предприятия 874,0 50,5
Предприятия с участием иностранного капитала и капитала зарубежных китайцев 1219,0 58,3
Источник: Докладо развитии предприятий КНР. Пекин, 2001. С. 5.
4. Опыт, уроки и ближайшие задачи
Для решения проблемы с задолженностью, сложившейся на госпредприятиях, Правительством КНР была разработана трехлетняя программа, предусматривавшая достаточно решительные меры. Эти три года стали также этапом углубления реформы государственных предприятий в Китае. В ходе реализации программных установок был приобретен определенный опыт, требующий обобщения, и были извлечены некоторые уроки, которые следует учесть, чтобы избежать ошибок в будущем.
Что касается приобретенного опыта, то здесь хотелось бы отметить следующее.
1. Реформирование госпредприятий представляет собой ключевой вопрос реформы всей экономической системы. Основным моментом в реализации трехлетней программы по решению проблемы убыточности стало преобразование госпредприятий в современные компании. Для достижения этой цели в течение трех лет были изменены функции государ-
ства и подвергнуты реформированию система социальных гарантий, финансовая система, система внешней торговли. Эти преобразования так или иначе способствовали разрешению сложившейся на госпредприятиях сложной ситуации.
2. Экономическая эффективность госпредприятий - это главная предпосылка общей экономической эффективности на макроуровне. Госпредприятия являются субъектами национальной экономики, а крупные и средние госпредприятия к тому же представляют собой ее опорные звенья, поэтому вывод этих предприятий из замкнутого круга задолженности, в который они попали, напрямую определяет повышение экономической эффективности экономики страны. Сделав приоритетом экономической политики в последние три года решение проблемы госпредприятий и сосредоточив основные усилия на выполнении этой задачи, китайское руководство сумело обеспечить благоприятные условия для развития национальной экономики. Общая экономическая эффективность в стране заметно возросла.
3. Правительство способствует повышению роли рыночного механизма в деятельности госпредприятий. Природа госпредприятий и положение в национальной экономике предполагают, что решение их проблем возможно только на основе активной государственной поддержки, состоящей в разработке специальных мероприятий и программ реформирования. Одновременно большая роль отводится и рынку, который призван произвести отсев неконкурентоспособных предприятий и позволить оставшимся предприятиям решить их проблемы и повысить экономическую эффективность на основе повышения роли рыночных принципов в их деятельности.
4. Следует подчеркнуть комплексный характер реформ на макроуровне. Важным фактором решения проблемы убыточности госпредприятий являются также благоприятные внешние условия, включающие, в частности, создание равных условий в сфере налогообложения, реформирование системы социальных гарантий, совершенствование рыночной системы, улучшение отраслевой и товарной структуры производства, повышение рациональности в размещении госпредприятий и др. Все эти условия могут быть выполнены только в результате проведения комплексных реформ на макроуровне.
К числу отрицательных моментов, проявившихся в ходе реализации программы, следует отнести, во-первых, ориентацию ряда госпредприятий на достижение краткосрочных целей. Эти предприятия исходят исключительно из краткосрочной перспективы, действуют по принципу: «болит голова - лечим голову, болит нога - лечим ногу», манипулируют цифрами. Для того чтобы действительно вырваться из порочного круга, госпредприятиям следует разработать систему комплексных мер с прицелом на долгосрочную перспективу. Во-вторых, нужно разделять обычные убытки и убытки, возникшие вследствие неэффективного управления. В отличие от предприятий других форм собственности многие государственные предприятия помимо выполнения производственных функций имеют еще социальные обязательства - причины убыточности таких предприятий являются объяснимыми и понятными. Трудно избежать убытков также и тем предприятиям, продукция которых перестала пользоваться спросом в результате урегулирования отраслевой структуры промышленного производства. Поэтому при выработке политики нужно использовать избирательный подход к различным госпредприятиям, выявлять причины их убыточности, а не равнять всех под одну гребенку. В-третьих, нужно смириться с необходимостью закрытия или ликвидации части госпредприятий. Есть такие, которые считают, что все госпредприятия нужно вывести за рамки рыночной конкуренции. Но это неверный подход. Вопрос выживания госпредприятий в рыночных условиях может быть решен только рынком, искусственно выводить весь госсектор за рамки рынка - несправедливо и нецелесообразно. Тем более что есть много примеров успешного приспособления госпредприятий к рыночным условиям, причем этим предприятиям не только удается выживать на рынке, но и улучшать свои экономические показатели.
Наряду с учетом достигнутых госпредприятиями положительных результатов, следует принимать во внимание также и сохраняющиеся в госсекторе проблемы: 1) необходимо форсировать темп преобразований госпредприятий в современные компании, повысить прозрачность во взаимоотношениях государственных органов власти с предприятиями, усилить управление и контроль за государственной собственностью, повысить роль рынка в работе менеджеров и ввести систему поощрений; 2) трудными задачами на сегодняшний день остаются необходимость урегулирования отраслевой и товарной структуры промышленности и проведения технической модернизации предприятий; 3) несовершенной является пока и система социальных гарантий; на предприятиях по-прежнему имеется излишек рабочей силы, они еще не полностью освобождены от социальных обязательств; 4) некоторые госпредприятия все еще обременены большой задолженностью и не могут пока уйти с рынка из-за несовершенства механизма рыночной конкуренции и незавершенности реформы системы социальных гарантий. На некоторых предприятиях, избавившихся от трудностей, пока сохраняется риск возврата к прежней ситуации; 5) относительно низкий совокупный спрос - из-за медленных темпов структурных преобразований и рыночных реформ доходы городских жителей повышаются медленно, и, таким образом, рынок становится главным ограничителем экономического развития госпредприятий.
По мере усовершенствования системы социалистической рыночной экономики вышеизложенные проблемы госпредприятий со временем будут решены; при условии улучшения ситуации в мировой экономике и внутри страны, полученные госпредприятиями результаты станут более очевидными, результаты активной кредитно-финансовой политики обязательно проявятся, а общая экономическая эффективность в стране возрастет.
1 Доклад о развитии предприятий КНР. Ассоциация китайских предприятий, общество китайских предпринимателей. Пекин, 2001. С. 57-58.
2Чжан Хуэймин. Логика реформирования китайских госпредприятий. Тайюань, 1998. С. 194.
3 Там же. С. 194.
‘ X э Юйчан. Система управления и система собственности государственных компаний. Шанхай, 1997. С. 193.
5 Доклад Чжу Жуицзи на 1-м пленуме 9-го созыва ВСНП 19 марта 1998 г. //Жэньминь жибао. 1998. 20 марта.
6 Доклад о развитии предприятий КНР. Ассоциация китайских предприятий, общество китайских предпринимателей. Пекин, 2001. С. 62.
Статья поступила в редакцию 11 декабря 2002 г.