© O.E. Полозюкова, 2012
УДК 614.841.345 O.E. Полозюкова
ЭТАПЫ И ТЕНДЕНЦИИ «ДВУХКОЛЕЙНОГО» ПЕРЕХОДА ЭКОНОМИКИ КИТАЯ ОТ ПЛАНА К РЫНКУ
Рассмотрены особенности концепции «двухколейного» перехода от жесткого центрального планового хозяйства к рыночной системе. Изложены основные этапы, тенденции и результаты процесса разгосударствления экономики Китая. Ключевые слова: Китай, разгосударствление, двухколейный переход, государственные предприятия.
Китайские реформаторы, прежде чем приступить к реформам, осуществили громадную теоретическую, методологическую и организационную работу. Они изучили весь гигантский опыт реформ, через которые прошли основные страны мира, и, в конечном счете, разработали и стали осуществлять применительно к Китаю свою собственную долгосрочную стратегию развития, воплотившуюся в так называемый «двухколейный подход» - строительство рыночной колеи параллельно существующей плановой. Основная стратегия Китая при переходе от жесткого центрального планового хозяйства к рыночной системе заключалась в постепенной децентрализации принятия важных экономических решений, включая либерализацию государственной и негосударственной экономики.
Прежде всего, реформы коснулись сельского хозяйства, в котором доминировали сверхкрупные, крайне неэффективные сельскохозяйственные бригады. Они хотя и не являлись собственно государственным сектором, были жестко регламентированы в своей деятельности, а крестьяне получали за свой труд лимитированное количество продуктов для пропитания. Эти ог-
ромные, крайне неэффективные бригады были распущены, а крестьяне получили возможность взять землю в аренду и, опираясь на помощь властей (прежде всего кредитную), начать производство тех видов продукции, которые они свободно выбирали сообразуясь с реальной обстановкой. Такая же политика проводилась и отношении широко разветвленного кооперативно-промыслового сектора в мелкой городской промышленности. Отметим, что занятость в этих отраслях и сферах была огромной - 3/4 всего населения Китая. Таким образом, рынок, т.е. капиталистические хозяйственные отношения, стал создаваться первоначально «снизу», в массе потребительского сектора. Затем данный подход стал внедряться в плановую (государственную) экономику, во все области принятия решений: преобразования в секторах и отраслях, установление рыночных цен (без вмешательства государства, хотя контроль здесь существует и достаточно жесткий), реструктуризацию предприятий, региональное развитие, регулирование валютного обмена, налоговые отношения между центральной властью, провинциями и органами местного самоуправления, эмиссию национальной валюты (юаня).
Типичный пример «двухколейного» перехода предполагает следующие эволюции:
• открыгтие свободного рынка без изменения при этом объемов госпоставок по более низким плановым ценам;
• постепенное изменение плановых цен с целью выхода на уровень рыночных цен. На поставки, закупаемые по плановым ценам, обычно устанавливалась квота, если их объем со временем не снижался;
• субъекты рынка не были связаны никакими ограничениями, действуя на основе уставных положений, зарегистрированных соответствующим государственным органом.
Реформу государственных предприятий в КНР условно можно разделить на три этапа.
Первый этап - с декабря 1978 года по сентябрь 1984 года. Это период подготовки и начала реформы госпредприятий, когда она носила экспериментальный характер. Главная задача состояла в расширении прав самоуправления и сокращении отчислений в бюджеты всех уровней. В это время государство обнародовало ряд законов и нормативных документов о расширении хозяйственной самостоятельности предприятий. В мае 1984 года Госсовет КНР издал «Временное положение о дальнейшем расширении прав государственных предприятий на самостоятельное хозяйствование». Это хорошо известные в Китае «Десять пунктов о расширении прав на самостоятельность».
Основным направлением преобразований в госсекторе стало «делегирование прав вниз», перевод предприятий в управление на места с перспективой их «отделения» от административных органов управления и превращения через расширение хо-
зяйственных прав в самостоятельных товаропроизводителей. Государственные предприятия выводились из системы бюджетного финансирования (переход с 1981 г. на систему кредитования по основным фондам, с 1983 г. - по оборотным фондам), что компенсировалось предоставлением им относительно дешевых кредитов и расширением их собственных средств. В 1983 году вместо взимания налогов с прибыли они стали взиматься с объема валовой продукции и услуг.
Начавшаяся в конце 70-х годов экономическая реформа сопровождалась появлением индивидуального и расширением группового хозяйствования (индивидуальный подряд в деревне, мелкие предприятия в городе и деревне). Негосударственные формы собственности, которым предоставлялся льготный налоговый и инвестиционный режим, распространялись не путем вытеснения государственных объектов, а в дополнение к ним.
Общее направление на либерализацию экономики проявилось также в привлечении иностранных партнеров в производство на территории Китая.
Второй этап - с октября 1984 года по декабрь 1991 года. ЦК КГТК и Госсовет КНР уточнили, что именно реформа госпредприятий является ключевым звеном реформы всего хозяйственного механизма страны. На этом этапе углублялось разграничение между государством и предприятием, происходило разделение прав собственности и хозяйствования, создавалась система хозяйственной ответственности.
В 1986 году был опубликован Закон о банкротстве, в апреле 1988 года - Закон КНР о промышленных предприятиях всенародной собственности, которые впервые определили
новую систему госпредприятий, их статус в качестве юридических лиц. Развернулся эксперимент по акционированию и созданию холдингов, на некоторых предприятиях в порядке эксперимента вместо подрядных отчислений вводилась налоговая форма выполнения бюджетных обязательств.
К началу 1987 года 95% государственных предприятий перешли на подрядную форму хозяйствования, которая предусматривала заключение договора с вышестоящей инстанцией на определенный объем производства и сумму отчислений в госбюджет. Эта система установила договорные отношения между государством и хозяйствующими субъектами, позволила мобилизовать активность последних. На мелких государственных предприятиях началось введение аренды.
Третий этап - с января 1992 года по настоящее время. Характерной чертой его является то, что реформа предприятий проводится уже исходя из конечной цели создания «социалистической рыночной системы». Предприятия окончательно превращаются в самостоятельные юридические лица и субъекты рынка. Лучшие остаются на плаву, худшие погибают. Постепенно создается структурно-функциональный институт современных предприятий.
Реформа госпредприятий от первоначально предоставленного им права распоряжаться прибылью, от «замены отчислений от прибыли налогом» и от подрядной системы перешла к созданию системы современных предприятий. Государственный сектор экономики слился с рынком, а государственные предприятия стали субъектом последнего.
В 1992 г. приняты «Установки по изменению механизма управления
предприятиями общенародной собственности». В соответствии с размерами предприятий и их общегосударственным значением предполагалось дифференцировать методы их управления следующим образом:
• предприятия отраслей общегосударственного значения (почта и телеграф, железные дороги, авиатранспорт и магистральные железные дороги, электро- и водоснабжение, охрана окружающей среды) остаются в системе госсобственности с прямым выходом на госбюджет и полным бюджетным обеспечением по всем направлениям, включая капстрои-тельство;
• крупные предприятия монопольного характера (в энергетической промышленности, нефтехимии, металлургии, автомобилестроении и других важнейших отраслях машиностроения) преобразуются в крупные корпорации с контрольным пакетом акций у государства (или с «золотой акцией») и переходом на самофинансирование;
• «обычные» предприятия конкурентного характера в различных отраслях, особенно в легкой промышленности, производстве бытовой техники, торговле и строительстве, подлежат акционированию с сохранением того или иного государственного участия или без него. Этим предприятиям предстоит стать самостоятельными товаропроизводителями, работающими в режиме полной самоокупаемости с ориентацией на рыночный спрос;
• мелкие госпредприятия преобразуются в паевые товарищества, кооперативы, акционерно-кооператив-ные организации, передаются в аренду или продаются частным лицам либо коллективам.
В 1992 г. принимается также специальное постановление о методах акционирования и начинается рост
числа акционерных предприятий (в первой половине 1993 г. их насчитывалось более 3 200, преимущественно закрытого типа).
Принятые в 1993 г. государственные и партийные решения нацеливали на закрепление рыночного содержания хозяйственных реформ и создание «системы современных предприятий» - преобразование большей части государственных предприятий в корпорации, действующие в условиях рынка и жесткой конкуренции.
В этой связи примечательно, что в марте 1993 г. новая Конституция заменила прежнее определение госсектора как «гоин» на «гою» (вместо «государство управляет» «государство владеет»). Создание «системы современных предприятий» при ориентации на западную теорию имущественных прав означает, по существу, корпоративизацию госсектора и образование корпоративной собственности.
В 1994 г. принимается закон о корпорациях, с 1995-1996 гг. объявляется курс «чжуада, фан-сяо» («удерживать в руках государства крупные предприятия, отпуская мелкие»).
Проводимая в 90-е годы реформа госсектора была направлена на постепенное превращение госпредприятий в компании различного типа: полностью государственные акционерные компании, компании с контрольным пакетом акций у государства и компании с государственным участием. В связи с этим, следует признать, что основные цели реформы госсектора были достигнуты, а именно: разгосударствление экономики, плюрализацию форм собственности, изменение характера управления госпредприятий.
Субъекты рынка формировались не через разрушение существующих государственных структур, а путем их
преобразования и заполнения пустующих «брешей» новыми коммерческими структурами. Таким образом, с первых шагов реформа работала на уменьшение традиционной для социализма дефицитности экономики. В этих целях не только мобилизовывались внутренние ресурсы, но и активно привлекались зарубежные капиталы. Стимулируя хозяйственную инициативу на микроуровне, руководство страны не выпускало из рук макроконтроль над экономикой и в периоды опасного нарастания ее несбалансированности немедленно принимало контрмеры.
Вместе с тем, несмотря на большие успехи страны в течение прошедших двадцати пяти лет в целом, в настоящее время ряд проблем госсектора пока остается нерешенным. Значительная часть государственных предприятий не приспособилась еще к рыночному режиму, их управление остается негибким, технический уровень недостаточно высок, эффективность растет медленно. Борьба с убыточностью госпредприятий, закрытие нерентабельных видов производства сопряжены с массовыми увольнениями рабочих. По ориентировочным оценкам, в настоящее время в госсекторе, который уже покинули 10 млн. человек, численность избыточной рабочей силы достигает 20 млн. человек. Эта проблема стоит на первом месте среди всех мероприятий по дальнейшему преобразованию хозяйственной системы.
В целом, предельно либерализовав внутренний рынок, «запустив» рынок как средство решения поставленных социально-экономических задач общества, китайские реформаторы сохранили контроль государства над основными отраслями народного хозяйства. Они полностью внедрили в
экономическую систему общеконкурентный рынок, широко открыли двери для иностранных инвестиций, создали благоприятные условия для развития смешанной экономики, стимулировали рост мелких, в том числе семейных форм хозяйствования.
Также следует отметить, что в Китае непрерывно ищут и находят оптимальные способы соединения и взаимодействия государства и рынка.
1. Бергер Я.М. Экономическая стратегия Китая / Бергер Я.М. - М.: ИЛ «ФОРУМ», 2009;
Иными словами, это не раз и навсегда заданная модель, она непрерывно обновляется и модифицируется применительно к тем или иным задачам. Каждый раз, для каждых конкретных преобразований экспериментально определяются необходимые и достаточные меры участия государства и рынка в модернизации экономики и общества в той или иной области, на каждом отдельном участке.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: учебник для бакалавров / Р.И. Хасбулатов. - М.: Издательство Юрайт, 2012. и'.м-1
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -
Полозюкова O.E. - аспирант кафедры «Мировая экономика, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», olgaapr@list.ru
- ДИССЕРТАЦИИ
ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ
Автор Название работы Специальность Ученая степень
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»
ДОРДЖИЕВ Дмитрий Юрьевич Обеспечение устойчивости выработок в рудном массиве при разработке удароопасных урановых месторождений (на примере месторождения «Антей») 25.00.20 к.т.н.
ЧЕБАКОВ Антон Валерьевич Методика прогноза напряжённо-деформированного состояния пород в бортах карьеров глубокого заложения (на примере алмазоносной трубки им. В. Гриба) 25.00.20 к.т.н.