Научная статья на тему 'Формирование рыночных институтов в переходных экономиках'

Формирование рыночных институтов в переходных экономиках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1574
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрюшкевич Ольга Анатольевна

В статье с позиции институционализма анализируется формирование в переходных экономиках рыночных институтов. На примере Китая показано, как происходило преобразование традиционных форм собственности (государственная, коллективная) в рыночные (смешанная, частная), а также выращивание новых институтов, включая образование фондового рынка. Работа выполнена в рамках гранта по государственной поддержке ведущих научных школ РФ (№ НШ-929.2008.6).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming the Market Institutes in Transition Economics

The forming of the market institutes in transition economics is studied. This subject is treated as the process of growing the intermediate institutes. We show involving the Chinese experience (that differs from the negative trials in Eastern Europe) how the traditional forms of property (both state and collective ownership) are transformed into the market ones (joint, shareholding and private ownership). We also analyze how China develops new institutional structures (including fund market).

Текст научной работы на тему «Формирование рыночных институтов в переходных экономиках»

мощным ростом цен, в развитие газовой отрасли необходимо вложить, по разным оценкам, несколько сот миллиардов долларов, в то время как инвестиционные возможности Газпрома находятся в пределах нескольких десятков» (Сенчагов, Мальцева, 2007, с. 16).

Аналогичная ситуация сложилась в нефтедобывающей отрасли и электроэнергетике.

Высокая номинальная рентабельность базовых отраслей, ориентированных на экспорт, объясняется тем, что капитал в них оценивается не по издержкам его воспроизводства на современном техническом уровне, а по рыночной стоимости представляющих его ценных бумаг или по остаточной стоимости основных фондов. Конечно, так оценивается капитал и в других отраслях промышленности, однако именно в базовых отраслях разрыв между оценкой по рыночной стоимости (или по остаточной стоимости основных фондов), с одной стороны, и оценкой по издержкам воспроизводства - с другой, особенно велик и составляет, возможно, десятки раз. Если бы капитал в сырьевых отраслях и электроэнергетике был оценен в соответствии с издержками его воспроизводства, номинальная рентабельность, исчисленная как отношение валовой прибыли к капиталу, снизилась бы в десятки раз, а чистая прибыль, возможно, выражалась отрицательной величиной.

Литература

Сенчагов В., Мальцева И. Трансформация платежного баланса и новая макроэкономическая политика России на среднесрочную перспективу // Вестник Института экономики. 2007. № 4. Tobin J. Essays in Economics. Vol. 1: Macroeconomics. Amsterdam-London, 1971.

Рукопись поступила в редакцию 03.03.2008 г.

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ИНСТИТУТОВ В ПЕРЕХОДНЫХ ЭКОНОМИКАХ1

О.А. Андрюшкевич

В статье с позиции институционализма анализируется формирование в переходных экономиках рыночных институтов. На примере Китая показано, как происходило преобразование традиционных форм собственности (государственная, коллективная) в рыночные (смешанная, частная), а также выращивание новых институтов, включая образование фондового рынка.

За последнее столетие четыре основные школы экономической мысли - трудовая теория стоимости, кейнсианство, монетарная теория и институционализм - пытались объяснить закономерности экономического развития. В зависимости от идеологической направленности и экономических потребностей в определенный период времени преобладала та или иная концепция. Как показал исторический опыт, прямолинейное следование постулатам какой-либо школы не является оправданным и не приносит желаемых практических результатов. Поэтому сегодня все чаще встречается эклектическая точка зрения, согласно которой современная экономика подвержена действию кейнсианских, монетарных и институциональных эволюционных механизмов, доминирующих на разных этапах развития (Зоидов, 2005). При этом трудовая теория стоимости сознательно и незаслуженно замалчивается.

1 Работа выполнена в рамках гранта по государственной поддержке ведущих научных школ РФ (№ НШ-929.2008.6).

Современный этап экономического развития, связанный с трансформацией ряда плановых экономик в рыночные, всколыхнул интерес к институциональной теории, с помощью которой ученые пытаются объяснить удачи и просчеты рыночных преобразований. Иногда складывается представление о том, что институционализм может служить теоретической основой для постсоциалистической трансформации. Сегодня институциональная теория получает свое дальнейшее развитие за счет усиления в ней экономической составляющей (Ефимов, 2007; Явлинский, 2005; Розмаинский, Скоробогатов, 2006; Полтеро-вич, 2005, 2006а, 20066, 2007, 2008; Фамин-ский, 2005; Мозиас, 2005)2. С помощью этой теории стремятся показать решающее значение институтов3 в рыночной трансформации. Утверждается, что в этот период необходимы новые или промежуточные институты, которые либо заимствуются извне, либо, что предпочтительнее, постепенно выращиваются в рамках изменяющейся экономики. При этом неизбежны некоторые социальные издержки (Полтерович, 2005, 2006а, 2006б, 2007, 2008; Федоровский, 2003).

Хотя попытка объяснить фундаментальные экономические преобразования переходного периода с помощью только надстроечных категорий представляется не совсем корректной, тем не менее вполне продуктивным является стремление использовать достижения институционализма в анализе транзитивных изменений.

2 В момент своего возникновения (конец XIX - первая половина XX в.) институционализм был представлен четырьмя направлениями: психобиологическим, социально-правовым, эмпирическим и социологическим. В настоящее время институциональная теория все больше внимания уделяет анализу экономических явлений и понятий.

3 Под институтами обычно понимают формальные и неформальные правила поведения, принимающие организационные формы и/или имеющие морально-этическое содержание (Ефимов, 2007; Ход-жсон, 2007).

Опираясь на основные положения кейн-сианской, монетарной и институциональной теорий, западные экономисты разработали практические рекомендации по проведению рыночных преобразований в переходных экономиках. Отмечалось, что рыночный путь развития невозможен без осуществления приватизации, либерализации, перестройки структуры экономики, стабилизации и формирования институтов рынка. Общие рекомендации членов конгресса США, экспертов Всемирного банка и Международного валютного фонда были объединены в один документ, получивший название «Вашингтонский консенсус», первоначально разработанный для стран Латинской Америки (Полтерович, 2008). Основные реформы предлагалось проводить в фискальной, налоговой, финансовой областях (включая реформу государственных расходов), внешнеторговой и валютной сферах, меняя или ослабляя при этом государственное регулирование. В начале трансформационного периода общие рекомендации по направлению реформ были использованы многими странами, за исключением КНР. Впоследствии они подверглись справедливой критике со стороны экономистов-теоретиков и, как показал опыт реформирования экономик восточноевропейских стран и России, не выдержали испытаний на практике (Полтерович, 2005, 2007). Выяснилось, что распространенное вначале мнение о том, что процесс трансформации может быть запущен с устранения старых институтов, свойственных административно-плановой системе, и проведения стандартных мер стабилизации и либерализации, оказалось ошибочным. Более того, стало очевидно, что успехи трансформации в большей степени зависят от формирования институтов рынка, нежели от направлений экономической политики или скорости проведения реформ (Центрально-Восточная Европа..., 2002).

В качестве основы для становления ключевых рыночных институтов справедливо рассматривались: изменение структуры и отношений собственности, формирование рынка капиталов, включая создание фондо-

вых бирж, совершенствование кредитной и банковской системы, создание условий для развития конкуренции. Рыночное реформирование большинства постсоциалистических стран включало указанные выше направления. Однако до сих пор дискуссионным остается вопрос, насколько последовательными, своевременными и всеобъемлющими оказались предпринятые усилия. В этом смысле особенно наглядным является опыт некоторых стран Восточной Европы по изменению форм собственности путем проведения приватизации государственной собственности. Желание провести этот процесс как можно быстрее привело к известным негативным результатам. Приватизация нередко опережала создание соответствующего правового поля, и ее результаты использовались в интересах отдельных социальных групп. Необходимые институты создавались с опозданием, а законодательство было вынуждено не столько прописывать рамки институтов собственности, сколько вводить корректирующие нормы и приспосабливаться к текущей ситуации (Центрально-Восточная Европа., 2002).

Не все страны с переходной экономикой следовали рекомендациям западных экономистов. Наиболее интересным и результативным оказался опыт рыночного реформирования в Китае. Сегодняшний повышенный интерес к китайскому опыту связан не только с его очевидными экономическими успехами, но и с наличием определенной идеологической установки, стремлением объединить «необъ-единимое»: коммунистическую идеологию, плановые начала и рынок.

Китайский опыт отличается своеобразием, последовательностью и прагматизмом. Опираясь на некоторые положения институциональной теории, китайские реформаторы использовали дуалистический и эволюционный подходы к процессу рыночных преобразований во всех сферах экономики. Это означает осуществление радикальной экономической реформы «социализма с китайской спецификой» эволюционным способом, т.е. поэтапно, осторожно и без лишней спешки,

обдумывая каждый последующий шаг. В качестве стратегической цели выдвигалась задача ускоренного развития реальной экономики на основе использования стимулирующих механизмов рыночной экономики, и на этой базе - значительное повышение уровня жизни населения. Достижение глобальной цели планировалось осуществить в течение трех стратегических этапов. На первых двух намечалось увеличить объем ВНП в 2 и в 4 раза соответственно против уровня 1980 г.4, повысив благосостояние до уровня «малого достатка» и совершенствуя структуру экономики, а на третьем - к середине XXI в. осуществить модернизацию экономики, достичь уровня среднеразвитых стран по объему ВНП на душу населения, повысить материальный достаток населения до зажиточного уровня (Бельчук, 2005; Гельбрас, 2003).

Решение столь крупномасштабных задач потребовало серьезной проработки теоретических положений, механизмов и методов реформирования как фундаментальных основ экономики, так и надстроечных элементов. Изучив практический опыт других переходных экономик, Китай пошел по гра-дуалистскому пути создания дуалистической экономики, в которой сохраняются плановые начала и «выращиваются» рыночные элементы при ведущей идеологической роли коммунистической партии. Остались: директивный план (хотя по все более сужающемуся набору показателей), государственный контроль над ценами базовых видов товаров и услуг (сфера регулирования цен постепенно сокращалась), финансирование значительной части капиталовложений через госбюджеты разных уровней, жесткое внешнеэкономическое (особенно валютное) регулирование, преимущественно государственная кредитная система (Бельчук, 2005). Перечисленные директивные функции сокращались постепенно, по мере роста элементов рыночной экономики. Изменения подкреплялись рядом институциональных

4 Задачи первых двух этапов на сегодняшний момент успешно решены.

реформ, получивших отображение в официальных документах. В них было определено основное содержание реформирования экономической системы: придерживаться курса пропорционального сбалансированного развития многоукладной экономики при ведущей роли общественной собственности; заменить механизм хозяйствования на государственных предприятиях, создать современные предприятия в духе рыночной экономики; сформировать по всей стране единую систему открытых рынков, провести стыковку внутреннего рынка с мировым, способствовать оптимальному распределению ресурсов; преобразовать функции правительства в управлении экономикой; создать совершенную систему макроконтроля, главными в которой станут косвенные методы контроля; поощряя частную инициативу, создать систему справедливого распределения доходов с упором на распределение по труду (Устиян, 2006).

ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Как уже отмечалось, столь масштабные задачи решались постепенно, исходя из соображений целесообразности и прагматизма, а не партийной идеологии. Постепенность китайских реформ хорошо видна на примере преобразований общественной собственности путем поэтапного создания промежуточных институтов. Некоторые из них являются временными или вспомогательными структурами, необходимыми для выполнения генеральной цели.

В области преобразования форм собственности Китай не отказался от принципа дуализма. Наряду с сохранением старого института государственной собственности постепенно стали формироваться новые институты в виде акционерной (включая участие иностранного капитала) и частной собственности.

В развитии китайского института собственности в исторической ретроспективе

выделяются четыре основных этапа: «новая демократия» (1949-1952 гг.); «социалистическое строительство» при «обрезании капиталистических хвостов» (1953-1978 гг.); диверсификация форм собственности и создание многоукладной экономики (1979-1997 гг.); совершенствование многоукладной системы и масштабная корпоративизация госсектора (1998-2002 гг.) (Ли Ли, Кондрашова, 2003). Рыночные преобразования форм собственности отмечаются на последних двух этапах.

Первый шаг в эволюции собственности был сделан в аграрной сфере. По мнению ряда экономистов, создание институциональных основ рыночной экономики началось в 7080-х гг., когда были распущены народные коммуны и введена новая форма отношений между государством и крестьянством - семейный подряд (Бергер, 2004). Частная собственность на землю не вводилась. В то же время земля передавалась семье в индивидуальную аренду с правом наследования, а в дальнейшем -с правом переуступать аренду третьим лицам за плату. С производственными бригадами и звеньями заключался долгосрочный подряд на поставку сельскохозяйственной продукции. Весь урожай сверх установленного объема, закупаемого по установленным ценам, поступал в распоряжение производителей. В 80-х гг. оставшиеся производственные бригады были распущены. Проводилось акционирование лучших коллективных хозяйств. Подобные институциональные изменения подкреплялись широкомасштабными мероприятиями по совершенствованию структуры посевных площадей, интенсификации производства продукции животноводства, птицеводства, рыболовства. Были заимствованы достижения мировой науки по внедрению индустриальных технологий, широко привлекались отечественные и иностранные инвесторы.

Роспуск сельских народных коммун создал благоприятные предпосылки для развития новых экономических структур, образовавшихся на основе традиционных подсобных промыслов и кустарной промышленности. В частности, сформировались коллективные

предприятия, находящиеся в ведении волостей или волостей и государства, а также предприятия с участием китайского зарубежного капитала. Кроме того, стали образовываться предприятия «малой промышленности» по производству товаров производственного и потребительского назначения для сельского населения. Это решало проблему занятости населения и снабжения его продовольствием.

В 1997 г. новые рыночные структуры получили законодательное признание: был введен в действие закон о волостных и поселковых предприятиях, устанавливающий правила их взаимоотношений с государственными налоговыми и кредитными органами, порядок деловых операций с государственными, кооперативными и частными структурами (Кондрашова, 2004). Одновременно закон фиксировал имущественные права неаграрных сельских предприятий и обеспечивал правовую защиту от вмешательства бюрократии в коммерческую, производственную и кадровую политику.

Введение новых промежуточных институтов рынка в аграрной сфере имело двоякое влияние на реформирование китайской экономики в целом. Во-первых, была создана материальная, финансовая и кадровая база для дальнейшей рыночной трансформации всей экономики. Значительно возросли темпы роста аграрного сектора, включая сельскую промышленность, что способствовало удовлетворению потребительского спроса в деревне и в городе, расширилась экспортная база, повысилась занятость и уровень жизни населения. Во-вторых, постепенно стал формироваться слой собственников и предпринимателей, обучающихся на практике азам рыночной экономики.

В промышленной сфере процесс диверсификации собственности развернулся также с 70-х гг., когда стали образовываться предприятия индивидуального и мелкого частного производства. Госпредприятия постепенно выводились из системы бюджетного финансирования при одновременном расширении их собственных средств и предоставлении им

относительно дешевых кредитов. В 80-х гг. на госпредприятиях стала вводиться подрядная система хозяйствования. Мелкие предприятия в городе и деревне сдавались в аренду. Уже к 90-м гг. была сформирована «социалистическая рыночная система», включающая:

• предприятия отраслей общегосударственного значения (почта, телеграф, железные дороги, авиатранспорт и магистральные автомобильные дороги, электро- и водоснабжение, охрана окружающей среды) в виде госсобственности с прямым выходом на госбюджет и полным бюджетным обеспечением;

• крупные предприятия монопольного характера (энергетика, нефтехимия, металлургия, автомобилестроение) как крупные корпорации с контрольным пакетом акций у государства и переходом на самофинансирование;

• акционерные предприятия с небольшой долей участия государства или без него, работающие на принципах полной самоокупаемости с ориентацией на рыночный спрос (отрасли легкой промышленности, производство бытовой техники, торговля, строительство);

• мелкие предприятия - паевые товарищества, кооперативы и акционерно-коопе-ративные организации, функционирующие на правах аренды или как частная собственность.

Учитывая опыт реформирования аграрного сектора, к началу 90-х гг. была сформулирована общая концепция реформирования системы собственности, включающая: 1) легитимизацию частного и индивидуального предпринимательства как важных участников «социалистического рынка», вносящих существенный вклад в рост производства и обеспечение занятости населения; 2) реформирование государственного сектора в соответствии с принципом «не выпускать из рук крупные и отпустить мелкие» (предприятия) с перспективой полного разграничения государственной администрации и хозяйствующих организаций, превращения последних в самостоятельных товаропроизводителей со статусом юридического лица; 3) привлечение

иностранных инвесторов, создание частных иностранных и смешанных предприятий с участием иностранного капитала (Кондрашо-ва, 2004).

В соответствии с принятой концепцией в 1992 г. постановлением Государственного статистического управления и Государственного торгово-промышленного управления было узаконено существование девяти основных экономических секторов:

• госсектор (государственные и смешанные государственные предприятия);

• коллективный сектор (коллективные предприятия и смешанные коллективные предприятия);

• частный сектор (частнокапиталистические хозяйства, частные паевые организации, частные компании с ограниченной ответственностью);

• индивидуальный сектор (индивидуальные предприятия и товарищества);

• сектор смешанной экономики (государственно-коллективные, государственно-частные, коллективно-частные, государственно-коллективно-частные предприятия);

• акционерный сектор (акционерные компании с ограниченной ответственностью и компании с ограниченной ответственностью);

• сектор иностранных предприятий (китайско-иностранные смешанные предприятия и предприятия, целиком принадлежащие иностранному капиталу);

• предприятия с участием капитала из Тайваня, Гонконга и Макао;

• прочие виды хозяйственной деятельности (Ли Ли, Кондрашова, 2003).

К данной классификации стал применяться принцип разделения прав собственности и прав хозяйствования. Такой дуалистический подход (собственность -управление) исключает односложное определение уклада и требует бинарного сочетания (государственно-государственный, коллективно-индивидуальный и т.п.). Это означает, что изменения производственных отношений могут происходить без кардиналь-

ных изменений форм собственности, а только через переход от одной формы управления к другой. Эталоном чистого уклада можно считать идентичное сочетание соответствующих форм собственности и управления: для государственного уклада - сочетание государственной собственности и государственного управления, а для частного - частная собственность плюс частное управление. Все остальные уклады можно считать смешанными. В них, как правило, сочетается несколько форм собственности и форм управления.

С этих позиций в 80-х гг. к государственному сектору относились: 1) управляемые государством госпредприятия; 2) рыночно управляемые госпредприятия; 3) самоуправляющиеся госпредприятия (государство владеет, предприятие управляет); 4) государственные предприятия в частном пользовании (сданные в аренду частным лицам). Китайская статистика к государственным предприятиям относит: 1) находящиеся в государственной собственности предприятия неакционерного типа, к которым принадлежат так называемые естественные монополии в производственной сфере; 2) государственные корпорации (акционерные общества, в которых капитал целиком принадлежит государству и которые действуют на рыночных началах); 3) акционерные предприятия с государственным контрольным пакетом акций; 4) смешанные государственно-частные предприятия с преобладанием государственной доли (Кондрашова, 2004). В этих предприятиях имущественные права принадлежат государству, управление осуществляется государственными чиновниками или лицами, уполномоченными государственными органами, общие производственные планы формируются под контролем государства.

Однако благодаря внедрению смешанных форм управления госсобственностью и размыванию ее жестких границ изменился ее статус и тем самым был запущен процесс выращивания новых институтов собственности.

Процесс преобразования государственной собственности в другие виды проходил в Китае постепенно, в несколько этапов, и не

как процесс приватизации, а как процесс разгосударствления. Вначале разгосударствлению подверглись небольшие госпредприятия и лишь спустя два десятилетия после начала реформ - некоторые крупные госпредприятия. Преобразование госсобственности началось в 70-х гг. с расширения хозяйственной самостоятельности госпредприятий. В частности, предприятия получили право распоряжаться частью прибыли, которая до того целиком перечислялась в госбюджет. В 80-х гг. на промышленных предприятиях был введен хозяйственный подряд, установивший договорной порядок отношений между государством и предприятием. В дальнейшем проводились эксперименты по реформированию налогообложения и акционирования предприятий.

С конца 90-х гг. началась распродажа малых госпредприятий под лозунгом: «Удержать крупное, отпуская малое». Методы разгосударствления мелких предприятий отличались большим разнообразием, включающим: акционирование предприятий с последующим выкупом государственного пая за счет фонда предприятия; продажу акций работникам предприятий и менеджерам; продажу государственного пая на фондовом рынке; создание смешанных предприятий с участием иностранного капитала; кооперацию государственных предприятий с национальными негосударственными; дополнительную эмиссию акций (Ли Цзи Шеен, Казаринова, 2001). Кроме того, в этот период началось широкомасштабное акционирование госпредприятий с паевым участием банковских, страховых компаний и общественных организаций. Эти мероприятия способствовали созданию конкурентной среды для реформирования крупных и средних предприятий.

После 1999 г. начала отрабатываться другая модель разгосударствления через реструктуризацию задолженности по схеме «долги за собственность». Были созданы четыре компании по управлению активами, на баланс которых передавалась просроченная кредиторская задолженность госпредприятий. В дальнейшем эти госпредприятия про-

давались на аукционных торгах иностранным и частным инвесторам. Процесс разгосударствления сопровождался восстановлением мониторинга над деятельностью госпредприятий. В 2003 г. был создан специальный институт - комитет по управлению и контролю за госсобственностью, функции которого ранее были распылены между ведомствами различных отраслей (Мозиас, 2005).

Во многих отраслях экономики госсобственность по-прежнему остается доминирующей. Это железнодорожный и авиационный транспорт, почта и телеграф, топливная промышленность, металлургия, химия, машиностроение, строительство и внешняя торговля. Все госпредприятия переведены на систему подрядной хозяйственной ответственности, предусматривающей их широкую самостоятельность. В дальнейшем предполагается ограничить госсобственность сферой инфраструктуры и предприятиями в других областях экономики, построенными за счет новых государственных инвестиций. Для дальнейшего улучшения деятельности госпредприятий создаются финансово-промышленные группы по типу холдингов и международных транснациональных корпораций. При этом государство остается собственником этих предприятий, полностью обеспечивает их инвестициями, сырьем, материалами, рабочей силой и участвует в реализации их продукции на основе целевого госзаказа с фиксированным уровнем цен на конечный продукт.

Из табл. 1-3 видно, что основная тенденция развития государственной формы собственности в КНР заключается в заметном снижении ее доли в ВВП и других экономических структурах. Эта тенденция сопровождается эволюцией самого института госсобственности, изменением ее функциональных и организационных форм (от системы подрядных контрактов до акционерных компаний). Происходит модификация традиционного понятия госсобственности, «размываются» ее четкие границы и изменяется прежний статус за счет смешения различных форм управления.

Таблица 1

Динамика форм собственности в ВВП Китая, %

Виды предприятий 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Несельскохозяйственное производство

Общественный сектор, в том числе: 57 54,7 52,3 48,2 45,4 42,9

государственные предприятия 40,5 40,1 39,6 37,1 35,2 34,1

коллективные предприятия 16,5 14,6 12,7 11,1 10,2 8,8

Частный сектор 43 45,3 47,7 51,8 54,6 57,1

Итого 100 100 100 100 100 100

Экономика в целом

Общественный сектор, в том числе: 49,6 48,5 47,2 44,5 42,6 40,8

государственные предприятия 36,9 37,1 37,2 35,7 34,6 33,7

коллективные предприятия 12,7 11,4 10 8,8 8 7,1

Частный сектор 50,4 51,5 52,8 55,5 57,4 59,2

Итого 100 100 100 100 100 100

Источник: (Титаренко, 2000).

Таблица 2

Структура валовой продукции промышленности по формам собственности, %

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2006

Государственная 33,9 36,3 31,6 28,2 28,2 23,5 18,1 15,6 13,0 10,6 9,7

Коллективная 36,6 39,4 38,1 38,4 35,4 13,9 10,5 8,7 6,6 4,4 2,9

Кооперативная 3,4 3,1 2,9 2,3 1,5 1,0

Совместная 1,0 0,9 0,9 0,7 0,5 0,4

С ограниченной ответственностью 12,7 16,3 181 18,7 19,8 22,4

Акционерная 2,9 3,3 4,4 7,8 9,7 11,8 13,3 12,7 12,7 10,4 10,6

Индивидуальная 12,9 15,5 17,9 17,1 18,2 6,1 9,2 11,7 14,7 22,5 21,2

Иностранная 11,7 12,2 12,7 14,9 15,9 15,0 16,1 17,0 18,9 19,2 20,9

Собственность из Гонконга, Тайваня,

Макао 12,3 12,4 12,3 12,2 10,9 10,7

Примечание. За 1995-1999 гг. по иностранной собственности или собственности из Гонконга, Тайваня и Макао приведены суммарные данные.

Представлены основные виды собственности, сумма долей не равна 100%. Источник: рассчитано по (National Bureau..., 2000-2007).

Таблица 3

Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности, %

Годы Государственная Коллективная Индивидуальная Совместная Акционерная Иностранная Гонконг, Тайвань, Макао

1980 81,9 5,0 13,1

1990 66,1 11,7 22,2

1995 54,4 16,4 12,8 0,6 4,3 7,8 3,4

2000 50,1 14,6 14,3 0,3 12,3 3,9 3,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2001 47,3 14,2 14,6 0,3 15,2 3,8 4,3

2002 43,4 13,8 14,9 0,3 19,1 3,9 4,1

2003 38,9 14,4 13,9 0,3 22,9 4,6 4,3

2004 35,5 14,1 14,0 0,3 25,1 5,5 4,4

2005 33,4 13,5 15,6 0,3 26,5 5,2 4,2

Примечание. Представлены не все виды собственности, сумма не равна 100%.

Совместные предприятия - объединение одного или различных видов собственности через совместные инвестиции двух или более компаний, включает государственные совместные предприятия, коллективные совместные предприятия, государственно-коллективные предприятия и другие виды совместных предприятий. Акционерные предприятия - компании с долевым участием в капитале.

Компании на основе капитала из Гонконга, Макао и Тайваня - компании на основе инвестиций из перечисленных регионов в предприятия, находящиеся на территории континентального Китая, образованные на контрактной основе.

Индивидуальные (частные) предприятия - предприятия индивидуального инвестирования, использующие наемный труд. Включают индивидуальные предприятия с ограниченной ответственностью (от 2 до 50 инвесторов), частные компании с долевым участием, частные предприятия на партнерских началах. Источник: рассчитано по (National Bureau..., 2000-2007).

Что касается коллективной собственности, то она также претерпела существенные метаморфозы. В 80-х гг. в соответствии с Временным постановлением по некоторым вопросам политики в отношении городской экономики была предложена следующая классификация коллективных предприятий: 1) организованные и руководимые местными народными правительствами, начиная с городских, районных, уездных и вышестоящих; 2) организованные государственными предприятиями и другими хозяйственными организациями; 3) предприятия уличной (квартальной) промышленности (Кондрашо-ва, 2004). В дальнейшем с 90-х гг. в статистических изданиях коллективные предприятия были представлены в двух формах: волостная и деревенская промышленность. Однако статус собственности в них не был четко определен. Это не были добровольные организации, образованные самими работниками. Решение об их создании принималось местными вла-

стями, которые определяли условия финансирования предприятий из местных источников и взносов работников. Вопросы продажи или ликвидации предприятия также находились в ведении местных властей. В то же время ни местные власти, ни сами работники не имели полного права распоряжаться полученными доходами.

В середине 80-х гг. стали образовываться акционерно-кооперативные предприятия. С 90-х гг. началось массовое акционирование предприятий крупной коллективной собственности, в которых были выделены индивидуальные паи работников, коллективный пай и индивидуальные паи других лиц. Отдельные лица могли иметь контрольный пай или приобрести коллективный пай, и тогда предприятие превращалось в частное. Некоторые предприятия передавались частным лицам в аренду. Таким образом, по сути, коллективная собственность становилась ближе к смешанной или частной формам собственности.

Последовательные институциональные реформы государственной и коллективной собственности в КНР привели к появлению промежуточного института - смешанной формы собственности. По нашему мнению, этот институт имеет сегодня решающее значение в процессе превращения государственной и коллективной форм в частную собственность.

Смешанную собственность рассматривают как объединение собственности социально различных субъектов присвоения (общества, коллективов, отдельных лиц) на паритетных началах, т.е. на паевых договорных отношениях (Кондрашова, 2004). Договорные отношения могут возникать в пределах производственных коллективов (коллективно-паевая и акционерная собственность), между отдельными частными собственниками (смешанные предприятия), между разными формами собственности (индивидуальная, коллективная и государственная). Смешанной собственности свойственны известная гибкость и лучшая адаптация к рыночным импульсам.

Особенно бурное развитие эта форма собственности получила благодаря притоку иностранного капитала. Стали создаваться совместные предприятия по типу акционерных компаний с иностранным и национальным капиталом. Вначале контрольный пакет акций на таких предприятиях принадлежал национальному капиталу (государственному или частному), но после снятия запрета на приобретение иностранцами контрольного пакета акций стали возникать предприятия, целиком принад-

лежащие иностранному капиталу. Динамика общего объема привлеченного иностранного капитала, включая прямые иностранные инвестиции, а также его распределение по формам собственности представлены в табл. 4, 5.

В настоящее время подавляющее большинство совместных предприятий составляют вновь созданные акционерные компании, функционирующие в производственной и непроизводственной сферах китайской экономики. После вступления КНР в ВТО широкое развитие получила новая для Китая форма совместных предприятий - совместные предприятия, образованные путем слияния и поглощения уже существующих китайских предприятий и капитала ТНК. Контрольный пакет акций таких компаний остается, как правило, за китайской стороной, а новейшие технологии - за ТНК. Основное распространение такие компании получили в сфере высокотехнологичного производства, услуг, оптовой и розничной торговли. И наконец, еще одна форма совместных предприятий - это концессии с участием иностранного капитала для реализации проекта по строительству и эксплуатации какого-либо объекта инфраструктуры (электростанция, водоочистительное предприятие) (Гельбрас, 2003).

Экономическая заинтересованность китайской стороны в создании совместных предприятий вполне очевидна. Иностранное участие обеспечивает поступление значительных финансовых ресурсов, доступ к новейшим технологиям и современным методам

Таблица 4

Привлечение иностранного капитала в КНР

Показатели 1979-1984 1985 1990 1995 2000 2005 1979-2005

Количество проектов, ед. 3365 3145 7371 37 184 22 347 44 001 554 625 Объем иностранного капитала по контрактам,

млрд долл. 28,1 10,3 12,1 103,2 71,1 192,6 1463,4 Объем фактически использованного капитала,

млрд долл. 18,2 4,8 10,3 48,1 59,4 63,8 809,1 Источник: составлено по (National Bureau., 2000-2007).

Таблица 5

Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности и источникам финансирования

Источники финансирования Государственная Коллективная Совместная Индивидуальная Акционерная Иностранная Гонконг, Тайвань, Макао Всего инвестиций*

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1995 г.

Бюджетное ассигнование Внутренние займы Иностранные инвестиции Привлеченные средства (фан-драйзинг) Всего инвестиций* 5,0 23,7 7,9 48,7 54,4 1,7 25.8 6,3 55.9 16,4 0,9 33,6 2,0 47,4 0,6 3,2 95.7 12.8 0,8 29,8 7.2 51,4 4.3 0,4 17.4 52.5 25,0 7,8 0,05 17,2 50,9 20,9 3,4 3,1 20,9 11,5 53,2

1997 г.

Бюджетное ассигнование 4,7 1,8 0,09 0,01 0,04 0,4 0,09 2,8

Внутренние займы 23,0 17,6 38,9 4,3 29,7 15,1 17,2 19,2

Иностранные инвестиции 5,1 7,3 6,0 0,008 9,2 55,9 54,4 10,8

Привлеченные средства (фан-

драйзинг) 52,7 60,4 44,8 94,4 47,9 23,1 18,2 55,6

Всего инвестиций* 52,5 15,4 0,5 13,7 5,6 7,8 3,7 -

1998 г.

Бюджетное ассигнование 7,0 2,2 0,05 0,06 0,9 0,1 0,2 4,2

Внутренние займы 23,3 15,3 29,4 6,4 30,3 12,9 18,9 19,5

Иностранные инвестиции 4,3 6,4 1,3 0,01 8,9 56,1 43,4 9,2

Привлеченные средства

(фандрайзинг) 49,9 57,0 57,0 84,8 44,0 22,4 23,1 52,3

Всего инвестиций* 54,1 14,7 14,7 13,2 6,8 5,8 4,7 -

1999 г.

Бюджетное ассигнование 9,7 5,6 3,2 0,01 1,8 0,1 0,2 6,2

Внутренние займы 23,4 13,4 28,1 4,0 27,3 15,6 23,9 19,2

Иностранные инвестиции 3,8 4,5 1,4 0,05 4,8 45,8 34,2 6,7

Привлеченные средства (фан-

драйзинг) 46,7 64,3 54,6 90,5 43,4 23,4 26,3 53,2

Всего инвестиций* 53,4 14,5 0,3 14,0 8,3 4,8 4,1 -

2000 г.

Бюджетное ассигнование 10,4 6,6 1,3 0,01 1,5 0,3 0,2 6,4

Внутренние займы 25,2 12,3 17,8 4,9 27,9 18,2 25,2 20,4

Иностранные инвестиции 2,4 4,0 1,2 0,04 4,6 44,0 26,0 5,2

Привлеченные средства

(фандрайзинг) 45,3 66,7 52,8 79,9 47,1 25,9 34,4 52,5

Всего инвестиций* 50,1 14,6 0,3 14,3 12,3 4,0 3,9 -

2001 г.

Бюджетное ассигнование 7,0 2,2 0,05 0,06 0,9 0,1 0,2 4,2

Внутренние займы 23,3 15,3 29,4 6,4 30,3 12,9 18,9 19,5

Иностранные инвестиции 4,3 6,4 1,3 0,01 8,9 56,1 43,4 9,2

Привлеченные средства

(фандрайзинг) 49,9 57,0 57,4 84,8 44,0 22,4 23,1 52,3

Всего инвестиций* 54,1 14,7 0,2 13,2 6,8 5,8 4,7 -

Продолжение табл. 5

1 2 3 4 5 6 7 8 9

2003 г.

Бюджетное ассигнование 10,4 4,2 0,5 0,2 0,7 0,1 0,04 4,8

Внутренние займы 25,6 11,6 12,0 1,2 27,7 19,3 25,1 21,7

Иностранные инвестиции 1,6 5,0 0,9 0,03 1,4 39,1 27,6 4,7

Привлеченные средства

(фандрайзинг) 50,6 72,7 65,0 64,9 57,6 38,1 39,4 56,6

Всего инвестиций* 38,9 14,4 0,3 13,9 22,9 4,6 4,3 -

* По итоговой строке и столбцу представлены доли основных источников финансирования и форм собственности, в общем объеме инвестиций сумма не равна 100%.

Примечание. Фонды государственного бюджета включают бюджетные ассигнования и займы центрального правительства, фонды капитального строительства, специальные расходы (на инновации, производство новых товаров, городское строительство), фонды развития регионов, распределяемые через центральный бюджет.

Иностранные инвестиции - инвестиции в основной капитал (сооружение и закупку оборудования, материалов и технологии), включая займы от иностранных государств и международных институтов, экспортные кредиты, коммерческие займы от иностранных банков, прямые иностранные инвестиции.

Привлеченные средства (фандрайзинг) - внебюджетные средства для инвестиций в основной капитал от центральных министерств, региональных правительств, предприятий и институтов. Источник: рассчитано по (National Bureau..., 2000-2007).

менеджмента и маркетинга, а также снижение возможных рисков.

Таким образом, можно констатировать, что процесс эволюции собственности в КНР идет интенсивно. Государственная собственность уступает свои позиции другим видам собственности, приближающимся по своей сути к частной. Решающее значение в этом принадлежит смешанной форме собственности. Эволюция осуществляется через последовательное становление и развитие промежуточных институтов. Как справедливо отмечается некоторыми специалистами, данный подход позволяет существенно уменьшить затраты на институциональное строительство, сократить издержки адаптации, поддерживая и развивая в нужном направлении прочие существующие институты (Полтерович, 2007; Федоровский, 2003).

РЫНОЧНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ

Развитие форм собственности невозможно без кардинальных рыночных преобра-

зований финансовой сферы. Здесь также прослеживается двойственный подход к процессу рыночной трансформации. С одной стороны, постепенно коммерциализируются государственные финансовые учреждения, появился новый рыночный институт - фондовый рынок. Это закрепляет изменение форм собственности. В то же время подход к кредитно-денежной системе остается консервативным. По мнению китайского руководства, кредитно-денежная система, будучи кровеносной сетью экономики, обладает большим кумулятивным действием, следовательно, риск при ее преобразовании должен быть минимальным (Бельчук, 2005). Поэтому и по сей день либерализация кредитной системы существенно уступает рыночным преобразованиям в других областях. Основные изменения в этой сфере сводятся к реструктуризации кредитной системы, перераспределению функций между существующими институтами, а также образованию некоторых новых институтов5.

5 Современная кредитная система Китая имеет многоуровневую структуру. Возглавляет ее центральный эмиссионный банк - Центральный банк

Перераспределение функций существующих структур было проведено в 2003 г., когда был создан новый орган - Комиссия по банковскому регулированию, которой были переданы некоторые функции Банка Китая. Это вопросы регулирования доступа на кредитные рынки, установление стандарта деятельности кредитных организаций, лицензирование и надзор в банковской системе, установление требований к квалификации банковских менеджеров. За Банком Китая были оставлены только вопросы денежной политики. Центральный банк Китая осуществляет контроль и управление всеми финансовыми потоками страны, контроль над деятельностью государственных специализированных и коммерческих банков, эмиссию денег, корректировку процентных ставок. В 2000 г. произошла частичная либерализация процентных ставок: на рыночной основе стали устанавливаться ставки по валютным займам и частично по валютным депозитам. Свободные рыночные ставки действуют также при операциях на межбанковском кредитном рынке, операциях с валютными средствами филиалов иностранных банков в Китае, на рынке государственных долговых обязательств (Мозиас, 2005).

Рыночные преобразования кредитной сферы заключаются не только в изменении функций кредитных организаций. Создаются новые рыночные структуры, как за счет акционирования некоторых существующих банков (банк «Миньшэн», Шэньчженьский банк развития, Шанхайский банк развития зоны Пудун, Китайский торговый банк, банк «Хуа Ся»), так и за счет либерализации условий для создания новых негосударственных банков, включая иностранные (Мозиас, 2005).

Китая, далее идут банки, специализирующиеся на отдельных областях экономики (Стройбанк, Торгово-промышленный банк и др.), а также так называемые политические банки (Банк развития сельского хозяйства, Государственный банк развития, Экспортно-импортный банк), замыкают структуру коммерческие банки, в том числе иностранные.

Наиболее прогрессивным рыночным институтом в финансовой сфере оказался фондовыйрынок. Однако и здесь не обошлось без китайской специфики. Фондовый рынок в Китае - это механизм перераспределения ресурсов в экономике, мобилизации сбережений и материального поощрения предприятий. Основную целевую функцию - межотраслевой перелив капитала - фондовый рынок выполнять не способен, поскольку держателем больших пакетов акций является государство, а сами акции по своей сути не имеют ничего общего с традиционными инструментами фондового рынка. Это не сертификаты собственности, а некие доходные ценные бумаги, по которым возможно получение дивиденда или прибыли от изменения курсовой стоимости. Акции подразделяются на несколько классов. Класс А - акции для китайских инвесторов, класс В - для иностранцев. Акции типа Н эмитируются китайскими компаниями, зарегистрированными в Гонконге, и обращаются на Гонконгской фондовой бирже; акции типа S - компаниями КНР, зарегистрированными в Сингапуре, Европе, США (Новоселова, 2006). В свою очередь акции класса А имеют несколько градаций: акции, закрепленные в собственности государства; закрепленные за юридическими лицами (их передача в собственность других лиц ограничена); акции, распространяемые среди членов трудовых коллективов; акции для физических лиц, которые могут поступать в биржевой и небиржевой оборот. На долю последних приходится лишь одна треть совокупного акционерного капитала (Мозиас, 2005). Доступ к бирже получают, как правило, убыточные предприятия. С 2001 г. произошли некоторые прогрессивные изменения в обороте акций класса А и класса В. Китайские физические лица, имеющие валютные счета, получили возможность вкладывать деньги в акции класса В, а иностранные инвесторы - в акции класса А. Кроме того, в настоящее время разворачивается процесс специализации по операциям с ценными бумагами двух фондовых бирж Китая. Шэньчженьская биржа ори-

ентируется в основном на торговлю акциями малых, венчурных и частных компаний, а Шанхайская биржа будет обслуживать оборот приватизированных государственных предприятий.

В 2004 г. были опубликованы «Соображения Госсовета КНР о продвижении реформ, открытости и стабильном развитии отечественного рынка капитала», где определены основные задачи, направления развития и некоторые методы совершенствования системы отношений на рынке капитала. Одной из наиболее перспективных мер признается допущение на рынок значительной части акций государственных предприятий, ранее не вводимых в обращение. В настоящее время это касается 280 предприятий, обеспечивающих около четверти рыночной капитализации всех государственных компаний, прошедших листинг на фондовых биржах Китая. Как отмечают китайские специалисты, в ближайшие 20 лет совершенствование рынка капитала останется главной задачей реформирования финансовой системы (Новоселова, 2006). Этот процесс важен не только для модернизации финансовой сферы и ее адаптации к новой рыночной ситуации, но и для создания необходимых условий функционирования различных форм собственности и других рыночных институтов в рамках многоукладной экономики.

Таким образом, можно сказать, что институциональные рыночные изменения в Китае демонстрируют положительный пример того, как следование прагматическим интересам и учет национальных особенностей позволяют получить ощутимый экономический эффект. В процессе принятия решений были критически переосмыслены практические результаты развития других переходных экономик. Аккумулируя чужой опыт, Китай достаточно успешно сумел соединить современные рыночные принципы хозяйствования с особым историческим и культурным наследием. Единожды выбрав перспективную стратегию существенного улучшения жизни населения через модернизацию и техническое перевооружение производства, Китай последова-

тельно и постепенно следует ей на протяжении нескольких десятилетий.

Процесс рыночных преобразований еще не завершен. Но уже сегодня можно сказать, что происходящие фундаментальные изменения в экономике успешно подкрепляются институциональными реформами. При этом активно используются переходные формы рыночных институтов. Наиболее продвинутыми оказались преобразования форм собственности, наименее - формирование рынка капитала. В процессе эволюции собственности возникли новые виды коллективной и смешанной форм, способствующие становлению частной собственности.

По нашему мнению, основные подходы к институциональному реформированию в КНР могут представлять практический интерес для других переходных экономик. Эти подходы включают в себя: практицизм, осторожность и последовательность; учет национальных особенностей и интересов в достижении выбранной стратегической цели; сохранение и постепенное совершенствование старых институтов при одновременном выращивании новых.

Литература

Бельчук А. Вновь об оценке реформ в Китае // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 4.

Бергер Я. Использование иностранных инвестиций в

Китае // Инвестиции в России. 2004. № 3. Гельбрас В. Китай: «У пчелы спина полосатая, но тигром ее не назовешь» // Вопросы экономики. 2003. № 3.

Ефимов В. Предмет и метод интерпретативной институциональной экономики // Вопросы экономики. 2007. № 8. Зоидов К.Х. Уроки трансформационного кризиса // Экономическая наука современной России. 2005. № 4 (31).

Кондрашова Л. Приватизация с китайской спецификой (проблемы классификации форм собственности) // Российский экономический журнал. 2004. № 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ли Ли, Кондрашова Л. Демократизация прав собственности: китайский вариант // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 2.

Ли Цзи Шен, Казаринова О.В. Экономические реформы в Китае. Киров: Вятский социально-экономический институт, 2001.

Ли Чуаньтун. Организация управления государственной собственностью в КНР: Автореф. ... дис. канд. экон. наук. М., 2007.

Мозиас П.М. Формирование рыночных институтов в экономике Китая // Модернизация экономики и выращивание институтов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.

Новоселова Л. О реализации инвестиционной составляющей стратегии экономического роста в КНР // Российский экономический журнал. 2006. № 4.

Полтерович В.М. К руководству для реформаторов: некоторые выводы из теории экономических реформ // Экономическая наука современной России. 2005. № 1 (28).

Полтерович В.М. Стратегии институциональных реформ. Перспективные траектории // Экономика и математические методы. 2006а. Т. 42. № 1.

Полтерович В.М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // Экономика и математические методы. 2006б. Т. 42. № 2.

Полтерович В.М. Элементы теории реформ. М.: Экономика, 2007.

Полтерович В.М. Современное состояние теории экономических реформ // Экономическая наука современной России. 2008. № 1 (40).

Розмаинский И.В., Скоробогатов А. С. Инвестиционная близорукость как институциональный ограничитель экономического роста в постсоветской России // Экономическая наука современной России. 2006. № 4 (35).

Титаренко М. Постепенное создание многоукладной экономики - фактор успеха реформ в Китае // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6.

Устиян И. Эффективность экономической реформы Китая // Экономист. 2006. № 8.

Фаминский И.П. Рыночные институты в национальной и мировой экономике // Модернизация экономики и выращивание институтов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.

Федоровский А. Институциональные преобразования в Китае: предпосылки, особенности, перспективы // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 4.

Ходжсон Дж. Что такое институты // Вопросы экономики. 2007. № 8.

Центрально-Восточная Европа во второй половине ХХ века. Т. 3: Трансформации 90-х годов. Ч. 1. М.: Наука, 2002.

Явлинский Г.А. Плановая экономика СССР: особенности, эволюция, причины краха // Экономическая наука современной России. 2005. № 1 (28).

National Bureau of Statistics of China. China Statistical Yearbook, 2000-2007.

Рукопись поступила в редакцию 06.03.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.