Этапно-последовательная технология формирования метакомпетентности обучающихся в образовательном процессе
Осипов Михаил Владимирович,
Ассистент кафедры общей и социальной педагогики, Сибирский федеральный университет E-mail: [email protected]
Процесс формирования метакомпетентности субъекта образовательного процесса может быть разделен на этапы. В статье рассматриваются два разных основания для выделения этапов формирования метакомпетентности с ориентацией на структуру исследуемого феномена и/или на теоретически обоснованные педагогические условия. Обоснована целесообразность интеграции этих подходов в определении трех этапов технологии формирования мета-компетентности обучающихся в образовательном процессе: проблемно-рефлексивный, интеллектуально-познавательный и эмпирико-праксиологический. Проблемно-рефлексивный этап формирования метакомпетентности предназначен для актуализации субъектной позиции обучающихся, проявляющуюся в мотивационной активности, инициативности субъекта. На интеллектуально-познавательном этапе формирования метакомпетентности обучающегося осуществляется обогащение содержания профессиональной подготовки, позволяющим формировать когнитивную составляющую ме-такомпетентности. Формирование метакомпетентности как деятельностной характеристики субъекта образовательного процесса обеспечивается вовлечением обучающихся в активную самостоятельную деятельность с использованием проблемно-аналитических методов и дискуссионных форм обучения. Опытно-экспериментальная работа по формированию метакомпетентности обучающихся показала целесообразным использования выявленных этапов в этом процессе, а теоретически обоснованная технология этапного формирования ме-такомпетентности определяет научную новизну исследования.
Ключевые слова: метакомпетентность, технология формирования, проблемно-рефлексивный, интеллектуально-познавательный и эмпирико-праксиологический этапы.
о
U
см
см
см
см
Z
42
Формирование метакомпетентности как личностного качества субъекта познавательной деятельности осуществляется достаточно продолжительное время, в котором могут быть выделены отдельные этапы в технологии формирования названного феномена [1].
Основанием для выделения этапов формирования метакомпетентности может служить структура метакомпетентности, включающая мотивационно-целевой, когнитивно-содержательный, процессуально-деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты [2]. Другим способом воздействия этапов формирования ме-такомпетентности является установление соответствия этапов с теоретически обоснованными педагогическими условиями, способствующими формированию метакомпетентности. Педагогические условия формирования метакомпетентности представляют специфику педагогической системы, ориентированной на заданную цель:
• актуализация субъектной позиции обучающегося, рассмотрение его главной ценностью образования, ориентированного на создание его развития посредством реализации идей личностно-ориентированного образования;
• изменение содержания профессиональной подготовки посредством его расширения, позволяющим формировать когнитивную составляющую метакомпетентности;
• погружение обучающихся в специально организованную познавательную деятельность, способствующие развитию процессуально-деятельностной и рефлексивно-оценочной компонент [3].
Интегрируя два названных основания выявления этапов в технологии формирования метаком-петентности обучающихся в образовательном процессе, считаем целесообразным определить три этапа этой технологии: проблемно-рефлексивный, интеллектуально-познавательный, эмпирико-праксиологический. Запуск процесса формирования метакомпетентности начинается с актуализации мотивационно-целевого компонента на проблемно-рефлексивном этапе формирования. Этот этап соответствует первому педагогическому условию, состоящему в реализации личностно-ориентированного образования. Метакомпетентность проявляется в осознании интеллектуального процесса, что возможно осуществить при выходе в рефлексивную позицию по отношению к прошедшей и предстоящей деятельности, выделения его компонент и способов её осуществления [4].
Рефлексия как характеристика субъектной позиции обучающегося выступает основанием в формировании мотивационно-целевого компонента метакомпетентности. В ходе экспериментальной работы для актуализации рефлексии использовался дидактический материал о логике научного исследования. Анализ результатов анкет обучающихся позволил зафиксировать и осознать студентами явное несоответствие между имеющимся уровнем сформированности и тем уровнем, который необходим для успешной научно-исследовательской и проектной деятельности. При реализации идей личностно-ориентированной модели образования создаются условия формирования метакомпетентности проявляющейся в мо-тивационной активности, инициативности субъекта в образовании на проблемно-рефлексивном этапе формирования метакомпетентности.
Интеллектуально-познавательный этап формирования метакомпетентности соответствует реализации второго педагогического условия, состоящего в изменении содержания профессиональной подготовки посредством его расширения для наполнения когнитивной составляющей метакомпетентности.
Идея проводимого исследования по формирования метакомпетентности состоит в научном осмыслении познавательного процесса на основе когнитивной психологии с целью подготовки обучающихся и самообразованию в контексте непрерывности. Из сказанного следует, что освоение обогащенного содержания профессиональной подготовки может происходить как в процессе самостоятельной деятельности студента с использованием разработанного электронного ресурса, так и контактной активной форме на занятиях. Активная деятельность обучающихся, осуществляемая с использованием проблемно-аналитических методов и дискуссионных форм обучения соответствует логике освоения базовых понятий метаком-петентностного образования: метакомпетентность как вид компетентности, характеристики метакомпетентности, отличие метакомпетентности от познавательной компетентности.
Результатом этого процесса в активной мыс-ледеятельности явилось синтезирование понятия метакомпетентности «как интегративного динамического личностного качества, ориентированного на саморазвитие в условиях продуктивного непрерывного образования и проявляющееся в способности использовать целесообразные стратегии, контролировать и регулировать познавательную деятельность на основе рефлексии результатов и границ интеллектуальной деятельности» [5].
Обучающиеся на интеллектуально-познавательном этапе формирования метакомпетентно-сти осваивают сущность таких новых понятий как «метазнания», «метапредметный подход», «мета-стратегия», «метаобразование», «метанавыки». Для аспирантов и магистрантов осознание обучающимися значимости понимания и управления процессами познания и управления процессом по-
лучения своего образования в контексте непрерывности.
Третий этап в технологии формирования метакомпетентности соответствует третьему педагогическому условию, ориентированному на формирование процессуально-деятельностного и рефлексивно-оценочной компонентов метакомпетентности обучающихся [3].
При реализации этого этапа в технологии формирования метакомпетентности приобретался, расширялся и закреплялся опыт использования ме-тастратегий в условиях научно-исследовательской и проектной деятельности.
Осознание сущности метастратегии, как одного из видов стратегии осуществляется в последовательном рассмотрении понятий: «стратегия -план», «тактика - план». Определяется стратегия как детализированный, ограниченный во времени план достижения поставленной цели в условиях ограниченных ресурсов. Рассматривается сущность понятия «учебные стратегии» как специальные шаги, приемы для достижения образовательных результатов в заданный промежуток времени. Синтезируется понятие метастратегии как особой стратегии, способствующей осознанию себя как субъекта учебной деятельности, регулирующего познавательный процесс. Сущность метастрате-гии раскрывается посредством выделения её составляющих действий как этапов мыследеятель-ности: целеполагание, планирование, контроль, регулирование, рефлексия. Названные действия, составляющие метастратегию, могут быть сформулированы в проектной деятельности обучающихся. Опираясь на методологию деятельностно-го подхода, постулирующего тезис о том, что развитие человека, в том числе и формирование ме-такомпетентности обучающихся, может осуществляться только в деятельности, «обучение посредством делания» [6].
Проектная деятельность представляет собой интеллектуальную творческую деятельность, раскрывающуюся в поэтапном продвижении к достижению цели проектной деятельности с учетом имеющихся ресурсов и требований к временным ограничениям. При выполнении проекта обучающиеся добывают необходимые знания в соответствии с их востребованностью на разных этапах проектной деятельности, что придает особую значимость и осознанность в процессе расширения когнитивной составляющей процесса проектирования.
Педагогическая ценность проектной деятельности состоит в потенциальных возможностях этой деятельности для развития метакомпетент-ности. Следует отметить, что результат проектной деятельности необходимо рассматривать в разных аспектах.
Одним из результатов проектной деятельности является продукт, соответствующий цели проекта. Другим результатом, важным в рамках проблемы формирование метакомпетентности, является личностное развитие обучающегося, в том
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
числе, и расширение когнитивной компоненты метакомпетентности, развитие процессуально-деятельностной компоненты в процессе приобретения и расширения опыта проектирования, освоение рефлексивных процедур на этапе оценки результатов проектной деятельности и достигнутого личностного развития. Анализ этапов проектной деятельности показывает их соответствие отдельным компонентам метакомпетентности. Этап выявления и конкретизации проблемы, определение цели и задач проектной деятельности соответствует сущности мотивационно-целевой компоненты метакомпетентности.
При выполнении основного этапа проектной деятельности обучающийся в рамках индивидуальной или командной работы над проектом формирует метастратегии, в соответствии с сущностью самостоятельного метаобразования (самоорганизация, самоконтроль, саморегуляция на основе рефлексии результатов и границ интеллектуальной деятельности) и составляющими действиями метакомпетентности (целеполагание, планирование, контроль, регулирование).
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы с участием репрезентативной выборки из бакалавров, магистрантов и аспирантов показал, что участие в проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся оказывает существенное влияние на уровень развития метакомпетентности. В частности, мотивационно-целевой компонент метакомпе-тентности для аспирантов по результатам формирующего эксперимента низкий уровень не показал ни один обучающийся, в то время как на начало эксперимента низкий уровень показали 28% аспирантов.
Аналогичную динамику в формировании де-рективных знаний в структуре когнитивной компоненты метакомпетентности, для которой уменьшение низкого уровня сформированности этой компоненты снизился от 25% до 2%, что естественно отразилось на повышении среднего и высокого уровней. Наибольшую сложность в формировании метакомпетентности, как показали результаты диагностики, имело формирование способности к самоконтролю и способности осуществлять коррекцию своей интеллектуальной деятельности. По результатам формирующего эксперимента низкий уровень названных компонент метакомпетентности показали 7% аспирантов.
Таким образом, реализация проблемно-рефлексивного, интеллектуально-познавательного и эмпирико-праксиологического этапов по результатам диагностики уровней сформированности компонент метакомпетентности показало целе-^ сообразность такой технологии реализации пе-с= дагогических условий, приводящий к повышению ~ мотивационно-целевого компонента, обогащения сэ когнитивной составляющей и приобретение опыта ~ научно-исследовательской и проектной деятель-z ности.
Литература
1. Осипов М.В. Метакомпетентность как объект психолого-педагогического анализа // Современное педагогическое образование. - 2019. -№ 5. - С. 34-38.
2. Осипов М.В. Сущность и структура метакомпе-тентности субъекта образовательной деятельности // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 10. - С. 12-15.
3. Осипов М.В. Педагогические условия формирования метакомпетентности обучающихся // Современные наукоемкие технологии. -2020. - № 10. - С. 219-225.
4. Щедровицкий П.К. Коммуникативная и рефлексивная компетенция в рамках мыследея-тельностного подхода: контуры нового понимания. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-ой научно-практ.конф. / Красноярский гос. ун-т. -Красноярск. 2003. С. 56-61.
5. Осипов М.В., Шершнева Обобщенная характеристика диагностики метакомпетентности // Перспективы науки и образования. - 2020. -№ 3(45). - С. 52-64.
6. Дьюи Дж. Школа и общество: руководство для преподавателей / пер. с англ. Г.А. Лучинско-го. - М: Госиздат. 1924. - 174 с.
STEP-BY-STEP TECHNOLOGY OF FORMATION OF MEDIA COMPETENCE OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Osipov M.V.
Siberian Federal University
The process of forming the meta-competence of the subject of the educational process can be divided into stages. The article considers two different grounds for distinguishing the stages of metacom-petence formation with a focus on the structure of the phenomenon under study and/or on theoretically justified pedagogical conditions. The expediency of integrating these approaches in determining the three stages of technology for the formation of students' meta-competence in the educational process is substantiated: problem-reflective, intellectual-cognitive and empirical-praxiological. The problem-reflexive stage of metacompetence formation is designed to actualize the subjective position of students, manifested in motivational activity, initiative of the subject. At the intellectual and cognitive stage of the formation of the student's metacompetence, the content of professional training is enriched, which allows forming the cognitive component of metacompetence. The formation of meta-competence as an activity characteristic of the subject of the educational process is ensured by the involvement of students in active independent activity using problem-analytical methods and discussion forms of learning. Experimental work on the formation of metacompetence of students has shown that it is expedient to use the identified stages in this process, and the theoretically justified technology of the step-by-step formation of metacompetence determines the scientific novelty of the study.
Keywords: media competence, technology of formation, problem-reflective, intellectual-cognitive and empirical-praxiological stages.
References
1. Osipov M.V. Metacompetence as an object of psychological and pedagogical analysis // Modern pedagogical education. -2019. - No. 5. - pp. 34-38.
2. Osipov M.V. The essence and structure of the meta-compe-tence of the subject of educational activity // Modern pedagogical education. - 2019. - No. 10. - pp. 12-15.
3. Osipov M.V. Pedagogical conditions for the formation of me-ta-competence of students // Modern high-tech technologies. -2020. - No. 10. - pp. 219-225.
4. Shchedrovitsky P.K. Communicative and reflexive competence within the framework of the mental activity approach: contours of a new understanding. Pedagogy of development: key competencies and their formation: Materials of the 9th Scientific and
Practical Conference / Krasnoyarsk State University. - Krasnoyarsk. 2003. pp. 56-61.
5. Osipov M.V., Shershneva Generalized characteristics of meta-competence diagnostics // Prospects of science and education. - 2020. - № 3(45). - Pp. 52-64.
6. Dewey J. School and society: a guide for teachers / translated from the English by G.A. Luchinsky. - Moscow: Gosizdat. 1924. - 174 p.