Научная статья на тему 'Сущность и структура метакомпетентности субъекта образовательной деятельности'

Сущность и структура метакомпетентности субъекта образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов М.В.

В статье рассматривается проблема непрерывного образования современного человека как ответная реакция на вызовы, связанные с динамизмом общественного развития и всех сторон жизнедеятельности человека. Обоснована актуальность формирования метакомпетентности для продуктивного непрерывного образования. На основе контент-анализа понятия метакомпетентность в исследованиях ученых синтезировано ее авторское определение, раскрыта структура и содержание компонент метакогнитивной компетентности, что позволило уточнить сущность рассматриваемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипов М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура метакомпетентности субъекта образовательной деятельности»

Сущность и структура метакомпетентности субъекта образовательной деятельности

Осипов Михаил Владимирович

аспирант, кафедра «Прикладная математика и информационной безопасности», Сибирский Федеральный Университет, mishaosipov@yandex.ru

В статье рассматривается проблема непрерывного образования современного человека как ответная реакция на вызовы, связанные с динамизмом общественного развития и всех сторон жизнедеятельности человека. Обоснована актуальность формирования метакомпетентности для продуктивного непрерывного образования.

На основе контент-анализа понятия метакомпетентность в исследованиях ученых синтезировано ее авторское определение, раскрыта структура и содержание компонент метакогни-тивной компетентности, что позволило уточнить сущность рассматриваемого феномена.

Ключевые слова: самообразование, компетентность, мета-компетентность, непрерывное образование, структура и содержание метакомпетентности

о

Е

СП

0

(Ч «9

01 Z

Анализ ситуации с развитием теоретических основ и практики реализации компетентностного подхода в образовании позволяет выявить наметившиеся тенденции и выделить настоящее и актуальное в этом процессе [1].

Определяя настоящий этап развития компетентностного подхода, отметим, что начало его реализации в российском образовании связано с принятием в 2001 году «Концепции модернизации Российского образования до 2010 года». Несмотря на достаточно продолжительное время с момента принятия этого нормативного документа в педагогических исследованиях остаются проблемы, обсуждаемые учеными. К таким проблемам относятся:

• конкретизация, уточнение, обогащение базовых понятий компетентностного подхода (компетенция / компетентность), определение их сущности и структуры;

• определение педагогических условий, методов, средств формирования (развития) компетенции / компетентности;

• формирование диагностического инструментария, позволяющего осуществлять мониторинг уровневого развития (сформированности) компетенции / компетентности.

Кроме того необходимо отметить, что в рамках развития компетентностного подхода разрабатываются проблемы формирования частных видов компетенций / компетентностей (математическая, алгоритмическая, информационная, карьерная, социальная и др.).

Рассматривая актуальный этап развития компе-тентностного подхода, примем к сведению тренд императива изменчивости, характеризующий современный этап цивилизационного развития. Динамизм общественного развития, появление новых техник и технологий, новых материалов, и в целом, новых знаний, предъявляет новые требования к человеку, живущему в условиях расширяющейся и углубляющейся изменчивости окружающего мира и знаний о нем. Современный человек становится, несомненно, исследователем, разрешающим возникающие проблемы, никогда ранее не бывшие, но и вынужден постоянно обучаться новому.

Встает проблема непрерывного образования современного человека.

В то же время следует отметить, что компетентность в трактовке Общеевропейского проекта «Настройка образовательных структур TUNING» представляется как: знание и понимание (теоретиче-

ское знание академической области, способность знать и понимать); знание, как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям); знание, как быть (ценность как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) [Tuning Educational Structures in Europe Tuning Russia. URL: http://tuning-russia.org/ ] [2], отсутствует такая компетентность как способность к непрерывному образованию, которая связывается с метакомпетентностью.

Обосновывая актуальность формирования ме-такомпетентности приведем социальную, научную и практическую востребованность такой компетентности современного человека для продуктивного непрерывного процесса его образования.

Социальная аргументация формирования ме-такомпетентности обоснована динамизмов всех процессов жизнедеятельности, востребованностью непрерывного образования с использованием результативных способов его осуществления.

Давая аргументы научной необходимости теоретического осмысления процесса и условий формирования метакомпетентности, укажем на дефицит научных знаний об этом процессе в то время как в рамках развития метакогнитивной психологии определены теоретические предпосылки для использования её достижений в педагогике и образовательной практике.

Потребность практики в разработке методов и средств развития (формирования) метакомпетент-ности обоснована необходимостью формирования способности человека осознанно организовывать и управлять собственной познавательной деятельностью.

Анализ степени разработанности проблемы формирования метакомпетентности позволил констатировать начальный уровень этого процесса и интерес к нему у ряда ученых:

■ Развитие метакомпетентности преподавателя высшей школы исследовала Т.И. Дацевич [3].

■ Психические аспекты метакогнитивных процессов рассматривали М.А. Холодная, А.В. Карпов [4-5].

■ Развитие метакомпетенций обучающихся в классах инженерно-технологической направленности изучали Т.В. Фуряева, О.В. Гудкова [6].

■ Особенности метакогнитивной компетентности рассматривались А.В. Карповым, М.М. Каша-повым, Ю.В. Скворцовой [7].

■ Педагогические условия развития мета-когнитивной компетентности в дистанционном обучении исследовались Е.Л. Богдановой [8].

■ Формирование МК для успешной социализации будущих молодых специалистов рассматривались С. Панченко [9].

■ Метакогнитивные способности в структуре интеллектуальной компетентности рассматривались Я.И. Сиповской [10].

При определении сущности метакомпетентно-сти исследователи её рассматривают как

- способность анализировать собственные мыслительные стратегии и управлять собственной познавательной деятельности (Д. Флейвел) [11];

- способность к быстрой адаптации, приспособление к новым условиям, готовность к непрерывному обучению/образованию, готовность к переносу имеющихся знаний, умений, способностей на новые объекты деятельности [12] (Л.М. Ордобоева);

- способность управлять своим интеллектуальным развитием и рефлексивными механизмами в процессе обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности;

- способ мышления, при котором осмысливаются и создаются новые технологии и методики получения знаний (С. Панченко);

- некий надструктурный вход, позволяющий осваивать другие компетентности [13].

- личностное качество, проявляющееся в способности стратегически мыслить и оценивать образовательную ситуацию, выстраивать продуктивную профессионально-образовательную траекторию [6].

Таблица 1

Содержание компонент метакогнитивной компетентности

Митивационно ценностный

Понимание ценности и значимости метакогнитивной компетентности для решения разных проблем, собственного развития (саморазвития) в условиях непрерывного образования в процессе анализа и саморегуляции поисковой активности объекта деятельности при решении проблем

Когнитивный

- знать способы представления проблемы в разных формах для визуализации (разработки модели проблемы)

знать собственные ин-теллектуаль-ные возможности и ограничения для решения проблемы

- знать способы и этапы разрешения проблемы

- знать способ оценки своего эмоционального состояния и поддержания его творческого уровня

- знать возможные риски, возникающие при решении проблем разного уровня

Процессуально деятельностный

- концентрация внимания на решаемой проблеме, представление проблемы в схемо-знаковой модели, отнесение её к определенному типу проблем

- проводить анализ проблемы с выделением задач по её решению

- планировать процесс решения проблемы с учетом с учетом собственных интеллектуальных возможностей

- организовывать процесс разрешения проблемы и сознательно управлять ходом, вносить коррективы в случае необходимости

- прогнозировать риски и предлагать способы их устранения

Рефлексивно-оценочный

- выделять результаты поисковой деятельности по решению проблемы

адекватно оценивать сложность проблемы, её новизну и свои возможности для её решения

- оценивать целесообразность процесса познавательной деятельности, направленной на решение проблемы

- оценивать решение проблемы, возможности альтернативных решений

Принимая к сведению исследования ученых относительно выявления сущности метакомпетентности, в данной работе метакомпетентность рассматривается как видовое понятие и представляет собой интегративное динамическое качество личности, ориентированное на саморазвитие в условиях продуктивного непрерывного образования и проявляющиеся в способности и готовности осо-

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

знанно использовать целесообразные стратегии целеполагания, самоорганизации, самоконтроля и саморегуляции на основе рефлексии результатов и границ интеллектуальной деятельности.

Уточняя сущность метакомпетентности в соответствии с данным выше определением, будем представлять её структуру как деятельностную характеристику субъекта непрерывного образования с включением естественных компонент: моти-вационно-ценностного, знаниевого, процессуаль-но-деятельностного, рефлексивно-оценочного. Содержательное наполнение названных компонент метакомпетентности с учетом исследований, представленных в [14] дано в табл. 1.

Проявление новой компетентности, которую справедливо назвать компетенцией высшего уровня, обладающей качеством надпредметности ставят задачу систематизации разных видов компетенций и их классификации по выделенным основаниям.

Литература

1. Поликанова Е.Г. Исторический аспект развития компетентностного подхода в образовании // Вестник ЧитГУ. №4(49), 2008. С. 44-48

2. Tuning Educational Structures in Europe Tuning Russia. URL: http://tuning-russia.org/

3. Доцевич Т.И. Метамнемические особенности личности преподавателя высшей школы. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. №9(99). С. 63-67

4. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с: ил.- (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-469-00128-8

5. Карпов А.А. Основные тенденции развития современного метакогнитивизма: метод. указания / Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2015, 72 с.

6. Фуряева Т.В., Гудкова О.В. Развитие мета-компетенций обучающихся в условиях специализированных классов инженерно-технологической направленности / Вестник Томского государственного университета. 2019. № 442. С. 199-203. DOI: 10.17223/15617793/442/24.

7. Карпов А.В., Демидова П.Г. О содержании понятия метагокнитивных способностей личности. Известия ДГПУ, № 4, 2013. - С. 12-19.

8. Богданова Е.Л. Педагогические условия развития метакогнитивной компетентности в дистанционном обучении. ВестникТГПУ. 2006. Выпуск 10 (61). Серия: ПЕДАГОГИКА

9. Панченко С. Необходимость формирования метакомпетенций для успешной социализации будущих молодых специалистов. Международный образовательный портал. www.maam.ru. 2017

10. Сиповская Я.И. Метакогнитивная структура „ интеллектуальной компетентности в старшем поде ростковом возрасте / Сибирский психологический - журнал (СПЖ), 2015. № 58. С. 67 - 87.

? 11. Flavell J.H. Metacognition and cognitive N monitoring: A new area of cognitive-developmental ? inquiry // American Psychologist. 1979. Vol. 34, № 10. z P. 906-911

12. Ордобоева Л.М. Метакомпетенция как компонент содержания профессиональной иноязычной подготовки студентов в языковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2014. - № 14(700). - С. 144-153.

13. Delamare Le Deist F., Winterton J. (2005). What is Competence? Human Resource Development International, vol. 8, no. 1, pp. 27-46.

14. Савченко Е.В. Диагностика рефлексивных умений на метакогнитивном уровне рефлексивной компетентности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. Вып. 3(23). С. 97-108.

The essence of metacompetence of educational structure and

subject of activity Osipov M.V.

Siberian Federal University

The article deals with the problem of continuous education of modern man as a response to the challenges associated with the dynamism of social development and all aspects of human life. The urgency of metacompetence formation for productive continuous education is based. Based on the content analysis of the concept of metacompetence in the research of scientists, its author's definition is synthesized, the structure and content of the components of metacognitive competence are revealed, which allowed to clarify the essence of the phenomenon under consideration. Keyword: self-education, competence, metacompetence, continuing education, structure and content of metacompetence References

1. Polikanova E.G. The historical aspect of the development of the

competency-based approach in education // Bulletin of ChitGU. No. 4 (49), 2008.P. 44-48

2. Tuning Educational Structures in Europe Tuning Russia. URL:

http://tuning-russia.org/

3. Dotsevich T.I. Metamnemic characteristics of the personality of a

university teacher. Journal of scientific publications of graduate students and doctoral students. 2014. No9 (99). S. 63-67

4. Cold M.A. Cognitive styles. About the nature of the individual

mind. 2nd ed. - St. Petersburg: Peter, 2004. - 384 p.: Ill. -(Series "Masters of Psychology"). ISBN 5-469-00128-8

5. Karpov A.A. The main trends in the development of modern metacognitivism: method. Directions / Yarol. state un-t them. P.G. Demidova. - Yaroslavl: Yaroslavl State University, 2015, 72 p.

6. Furyaeva T.V., Gudkova O.V. The development of metacompetencies of students in specialized engineering-technology classes / Bulletin of Tomsk State University. 2019.No 442.P. 199-203. DOI: 10.17223 / 15617793/442/24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Karpov A.V., Demidova P.G. On the content of the concept of

metagognitive abilities of a person. Proceedings of the State Pedagogical University, No. 4, 2013. - S. 12-19.

8. Bogdanova E.L. Pedagogical conditions for the development of

metacognitive competence in distance learning. Bulletin of TSPU. 2006. Issue 10 (61). Series: PEDAGOGY

9. Panchenko S. The need for the formation of metacompetencies

for the successful socialization of future young professionals. International educational portal. www.maam.ru. 2017

10. Sipovskaya Y.I. The metacognitive structure of intellectual competence in older adolescents / Siberian Psychological Journal (SPJ), 2015. No. 58. P. 67 - 87.

11. Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-developmental inquiry // American Psychologist. 1979. Vol. 34, No. 10. P. 906-911

12. Ordoboeva L.M. Metacompetence as a component of the content of professional foreign language training of students in a language university // Bulletin of Moscow State Linguistic University. - 2014. - No. 14 (700). - S. 144-153.

13. Delamare Le Deist F., Winterton J. (2005). What is competence? Human Resource Development International, vol. 8, no. 1, pp. 27-46.

14. Savchenko E.V. Diagnosis of reflexive skills at the metacognitive level of reflexive competence // Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology. 2015. Issue. 3 (23). S. 97-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.