Научная статья на тему 'Метакомпетенция и метакомпетентность в рамках компетентностного подхода в образовании'

Метакомпетенция и метакомпетентность в рамках компетентностного подхода в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4598
534
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТАКОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / МЕТАЗНАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / COMPETENCY / COMPETENCE / META-COMPETENCY / META-COMPETENCE / META-LEARNING IN STUDY PROCESSES / META-KNOWLEDGE / EDUCATIONAL STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанов Олег Александрович

В работе рассмотрены и проанализированы взгляды ведущих зарубежных и российских ученых на проблему метапредметности в рамках компетентностного подхода в образовании. Уточнены категории метапредметности и предложены авторские определения понятиям метакомпетенция и метакомпетентность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meta-competency and meta-competence within the competence approach in education

The main idea of the paper is to analyze and finalize the views of leading Russian and foreign scientists on the problem of meta-learning within the competence based approach in education. Federal educational standards as well as other regulating documents presuppose understanding of the concept meta-competence, but the background of this category is still hard to understand both for scientists and educators. In this paper we followed the historical development of the “meta” category itself starting from ancient times following by the present day scientists and researchers. The category of meta-learning has been specified and the definition of such concepts as meta-competency, meta-competence has been proposed by the author

Текст научной работы на тему «Метакомпетенция и метакомпетентность в рамках компетентностного подхода в образовании»

О. А. Шабанов

(Уфа)

Метакомпетенция и метакомпетентность в рамках

компетентностного подхода в образовании

В работе рассмотрены и проанализированы взгляды ведущих зарубежных и российских ученых на проблему метапредметности в рамках компетентностного подхода в образовании. Уточнены категории метапредметности и предложены авторские определения понятиям метакомпетенция и метакомпетентность.

На сегодняшний день Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС ВПО и ВО] и другие внутренние и внешние регламентирующие образовательную деятельность документы оперируют новыми, заимствованными понятиями, смысл и глубина которых не совсем понятны для работников высшей школы. Более того, мы считаем, что понятийный аппарат, которым осуществляют коммуникацию, весьма запутан. С такими категориями, как компетентностный подход в образовании, и понятиями компетенция и компетентность мы, думается, уже вполне разобрались - этому посвящено множество отечественных [2, 3, 4, 8, 10] и зарубежных исследований [6, 13]. Что же касается научных категорий с приставкой мета и введения в научный лексикон категории метапредметности, то здесь присутствует некоторый диссонанс. Каким категориальным аппаратом оперирует наука? Следует ли нам различать понятия мета-компетенция и метакомпетентность? Совпадает ли их научная номинация?

В своей книге «Метапредметный подход в обучении» А. В. Хуторской отмечает, что первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древнегреческого метафизика означает «то, что после физики», и это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды учёного. Занимательно, что первоначально слово «метафизика» использовалось им для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия, которые буквально располагались после аристотелевой «Физики». С тех пор смысл термина сильно изменился и под метафизикой стали понимать учение о началах всего сущего [9].

Метафизика в её различных толкованиях выступала предметом изучения как зарубежных философов - Фомы Аквинского, Канта, Хайдеггера, так и отечественных учёных -Вл. Соловьёва, П. Флоренского, С. Булгакова, Д. Андреева и др. Например, Вл. Соловьёв разработал метафизику всеединства, согласно которой смысл исканий человека состоит в постижении первоистоков единства важнейших ценностей - истины, добра и красоты.

«Мета» (что означает «за», «через», «над»], как часть слова, используется для обозначения таких систем, которые служат для описания или исследования других систем, например, метатеория, метаязык.

Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; это знания о получении знаний, о методах познания. Метазнания - архитектура целостной картины мира.

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач [9].

Согласно введённому научной школой А. В. Хуторского принципу человекосообразно-сти образования именно человек является основным субъектом своего образования. И смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру. Связь внутреннего и внешнего в человеке, его микро- и макрокосма обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальным узловым основаниям мира и человека. В этих основаниях и заключена метапред-метная суть образования [9].

По мнению Ю. В. Громыко, метапредмет является такой же экспериментальной установкой, как Большой адронный коллайдер или ядерный реактор (хотя это технологии

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (44] 2015

53

середины XX века, а наша - конца XX века]. Метапредметы, метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания учащегося и учителя. Этот тип сознания не «застревает» в информационных ограничениях одного какого-то учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин [1].

К сожалению, другие работы, посвященные метапредметному подходу в обучении, не несут в себе каких-то свежих научных взглядов и только ссылаются на две вышеприведенные работы, поэтому обратимся к исследованиям наших западных коллег. В августе 2003 г. в городе Падова (Италия] состоялась десятая научная конференция, посвященная исследованиям в области обучения и преподавания, основной темой которой являлось обсуждение концепта metalearning (метаобразование, метаобучение или мета-предметный подход в обучении]. Во время конференции всесторонне обсуждался концепт «метаобразование», который был сформулирован в работе Джона Бигза «The role of metalearning in study processes» (Роль мета-предметного подхода в образовании] и звучал как 'being aware of and taking control of one's own learning' (точное понимание и управление процессом получения своего образования] [11]. Стоит отметить, что на данную работу ссылаются практически все зарубежные ученые, которых интересует концепт метаобразование. Как результат было синтезировано большое количество пониманий данного концепта, сформулированных учеными. Ниже приведем лишь некоторые из них, которые, по нашему мнению, являются наиболее репрезентативными.

A collection of learning methods that people utilize to help them learn. (Набор методических образовательных приемов, которые люди формируют, чтобы помочь себе учиться]; Learning about learning. (Учение о получении образования]; Personal knowledge of learning. (Личные знания о получении образования]; Being aware of and taking control of one's own learning. (Точное понимание и управление процессом получения своего образования]; Changing perceptions of learning. (Смена восприятия получения образования]; Knowledge about how other people learn in order to help me learn. (Знания о том, как другие люди получают образование, чтобы мне было проще полу-

чить образование]; Consciousness/awareness of own learning practices and study strategies. (Осознание своей собственной стратегии образования]; The advisory function to self about how to learn in a particular situation. (Получение образования в различных ситуациях и умение ими управлять]; Recognizing own motivations for learning. (Видеть и понимать мотивы для получения образования]; The ability to stand back and see the bigger picture for learning. (Умение смотреть на ситуацию получения образования со стороны и видеть ситуацию во всем ее многообразии]; Imagining the future. (Способность прогнозировать и смотреть в будущее] [11].

Огромный интерес вызывают результаты научных исследований Л. Мерви и А. Вервей, которые сгруппировали определения мета-предметного подхода в образовании. Данные определения являются, по нашему мнению, наиболее содержательными.

1. Metalearning studies how learning systems can increase in efficiency through experience; the goal is to understand how learning itself can become flexible according to the domain or task under study. (Метапредметный подход изучает воздействие различных образовательных методик на эффективность обучения; основная задача подхода заключается в том, чтобы понять, каким образом обучение может быть гибким в ту или иную сторону в зависимости от поставленных задач].

2. The primary goal of metalearning is the understanding of the interaction between the mechanism of learning and the concrete contexts in which that mechanism is applicable. (Основная задача метапредметного подхода заключается в понимании взаимодействия механизмов обучения и конкретных основ применения этих механизмов].

3. Metalearning is the study of principled methods that exploit metaknowledge to obtain efficient models and solutions by adapting machine learning and data mining processes. (Метапредметный подход понимается как изучение состоявшихся методов, которые используются для получения метазнаний, эффективных моделей и решений путем адаптации машинного обучения и интеллектуального анализа данных процессов].

4. Metalearning monitors the automatic learning process itself, in the context of the learning problems it encounters, and tries to adapt its behaviour to perform better. (Мета-

Шабанов О. А. Метакомпетенция и метакомпетентность в рамках компетентностного подхода в образовании

Метакомпетенция Компетенция

Направленность на решение новых задач Направленность на решение задач на основе известных способов действия

Проявление в новых условиях / в изменившихся условиях Проявление в стабильных, неизменяющихся условиях

Обобщенный характер Более специфичный характер

Ориентированность на личность Ориентированность на задание

предметный подход подразумевает автоматический контроль процесса обучения, и в случае возникновения каких-либо проблем, подразумевается, что он может адаптироваться, скорректировать проблему и работать еще лучше [15].

Невозможно не согласиться с Л. М. Ордо-боевой, которая утверждает, что проблеме изучения метакомпетенции посвящены зарубежные исследования прежде всего в области профессионального образования, менеджмента знаний, управления компетенциями (Kompetenzmanagment) [14]. В них представлены наиболее содержательные определения понятия метакомпетенций - это способность к быстрой адаптации, приспособления к новым условиям, готовность к непрерывному обучению/образованию, готовность к переносу имеющихся знаний, умений, способностей на новые объекты деятельности [5].

Неподдельный интерес вызывают сформулированные Л. М. Ордобоевой различия между метакомпетенцией и компетенцией, которые мы представляем в виде таблицы (см.).

Еще больший интерес вызывает научная школа Йохансбургского Университета, где определяют метакомпетенцию как: abilities that underpin or allow for the development of competencies, as well as characteristics that individuals will need in addition to competencies such as motivation and key cognitive abilities (способности, которые лежат в основе развития компетенций, а также такие характеристики, как мотивация и ключевые когнитивные способности, которые будут нужны людям в дополнение к компетенциям). Ими же была разработана модель метакомпетентно-сти, которая включала в себя четырехуровневую систему с различными временными промежутками усвояемости [5].

В исследованиях Р. Браун метакомпетенция понимается как Meta-competence is the overarching ability under which competence shelters. (Метакомпетенция является глав-

ным умением, которое предшествует компетенции] [12].

Французские исследователи Ф. Деламер и Д. Винтертон в своей работе «Что такое компетенция» отмечают, что метакомпетенции служат для облегчения приобретения других компетенций, они представлены в виде некого надструктурного входа, который облегчает их приобретение и освоение [13].

Суть феномена метакомпетенций в своих трудах раскрывает М. А. Холодная [7]. Наряду с интеллектуальной компетенцией, она говорит о непроизвольном интеллектуальном контроле. Непроизвольный интеллектуальный контроль является составляющей мета-когнитивного опыта. Непроизвольный интеллектуальный контроль - это ментальная структура в составе метакогнитивного опыта, обеспечивающая оперативную избирательную регуляцию процесса переработки информации на субсознательном уровне. Для успешной профессиональной адаптации выпускник должен иметь сформированные ме-такомпетенции, поэтому в высокорейтинговом, успешном вузе реализация ФГОС ВПО и ВО должна быть акцентирована на формирование метакомпетенций у выпускников.

Подводя итог вышесказанному, мы можем констатировать, что для сферы образования метапредметный подход в обучении - это способ мышления, при котором осмысляются и создаются новые технологии и методики получения знаний. Это отношение, стиль жизни или некая привычка, которая регулирует поведение человека для получения максимальных знаний в тот или иной промежуток времени. Этот подход есть единственный и правильный путь увеличения знаний и прогнозирования образовательных траекторий. Предлагаем различать понятия метакомпе-тенция и метакомпетентность, которые до этого в российской науке понимались как синонимы. Под метакомпетенцией мы понимаем готовность к непрерывному получению

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (44) 2015

55

знаний и умений, приспособление к новым условиям и ситуациям, а метакомпетентность мы рассматриваем как способность стратеги-

чески мыслить и оценивать образовательную ситуацию для выстраивания максимально эффективной образовательной траектории.

Литература

1. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика. - Минск, 2000. - С. 114-115.

2. Горляков П. Ю. Понятие компетентности и особенности профессионально-ориентированного обучения иностранному языку / / Общество. Среда. Развитие. - 2010. - № 3. - С. 119-123.

3. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 4. - С. 34-42.

5. Ордобоева Л. М. Метакомпетенция как компонент содержания профессиональной иноязычной подготовки студентов в языковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2014. - № 14(700). - C. 144-153.

6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация : пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2002. -396 с.

7. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

8. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А. А. Орлова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2008. - Вып. 1. - С. 117-137.

9. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении : научно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Эйдос» ; Изд-во Института образования человека, 2012. - 73 с.

10. Шабанов О. А. Методологические основания анализа компе-тентностной и знаниевой образовательных парадигм // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 10. - С. 81-91.

11. Biggs, J. B. (1985). The role of meta-learning in study processes. British Journal of Educational Psychology, 55, 185-212.

12. Brown, B. R. (1993). Meta-Competence: A Recipe for Reframing the Competence Debate. Personnel Review, 22(6), 25-32.

13. Le-Deist, F. D., & Winterton, J. (2005). What is competence? Human Resource Development International, 5(1), 27-46.

14. Dimitrova, D. (2008). Das Konzept der Metakompetenz: Theoretische und empirische Untersuchung am Beispiel der Automobilindustrie. Wiesbaden: Gabler. S. 260.

15. Van Der Merwe, L., & Verwey, A. (2007). Leadership meta-competencies for the future world of work. SA Journal of Human Resource Management, 5(2), 33-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.