Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРЫ ПЕДАГОГИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Криштопа Андрей Николаевич

Рассматривается проблема разработки и реализации организационно-технологического обеспечения формирования метакомпетентности бакалавров педагогики в процессе их профессиональной подготовки в вузе. На примере содержания учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» (КСЕ) раскрываются особенности реализации авторского подхода к её преподаванию, в котором одним из важных условий является возможность её организации в трех основных формах (видах) - предаудиторной, аудиторной, постаудиторной. Разработанный авторами подход является комплексным по содержанию, методически насыщенным и разнообразным, организационно гибким. Он ориентирует студентов на овладение эффективными способами решения различных по сложности образовательных и воспитательных задач. Показаны возможности реализации дидактических ресурсов Интернет-сервиса, которые позволяют студентам использовать разнообразные по форме представления учебного материала, что создаёт предпосылки к активизации и развитию их когнитивных способностей. Особое место в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла отведено реализации междисциплинарных связей, в том числе в целях реализации принципа наглядности, с использованием технических средств обучения (интерактивные доски и панели с соответствующим программным обеспечением). Основной целью занятий с использованием ИКТ-технологий является формирование у студентов навыков моделирования и анализа на основе моделирования линейных и нелинейных систем, а также контроль за качеством усвоения студентами необходимых естественнонаучных знаний в современном формате. Студентов ориентируют на выполнение компьютерных заданий самостоятельно, что повышает качество усвоения материала. Раскрыто значение практических занятий по темам курса КСЕ, включающих разные виды интерактивных технологий и интерактивных игр, позволяющих достигнуть интеграции содержания естественнонаучной и профессиональной подготовки, что отражается на росте позитивной мотивации к освоению знаний по КСЕ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF METACOMPETENCY OF BACHELORS IN EDUCATION AND TRAINING

The article discusses developing and implementing organizational and technological support for the formation of metacompetence of bachelors in education in the process of their professional training at a university. The content of the educational discipline "Concepts of Modern Natural Science" (CMNS) was taken as an example to identify the features of the implementation of the authors’ approach to its teaching. In this approach one of the important conditions is the possibility of its organization in three main forms (types) - pre-audience, audience, and post-audience. The approach developed by the authors is complex in content, methodically saturated and diverse, organizationally flexible. It focuses students on mastering effective ways to solve various educational and nurturant problems. The shown possibilities of realization of didactic resources of Internet service allow students to use various forms of presentation of educational material, which creates prerequisites for activation and development of their cognitive abilities. A special place in the teaching of the subjects of the natural science cycle is assigned to the implementation of interdisciplinary relations, including in order to implement the principle of clarity, using technical means of training (interactive boards and panels with appropriate software). The main goal of ICT-based classes is to develop students' modeling and analysis skills based on modeling linear and non-linear systems, as well as to monitor the quality of students' assimilation of the necessary natural science knowledge in a modern format. Students are guided to perform computer tasks on their own, which improves the quality of assimilation of material. The authors show the importance of practical lessons on the topics of the CMNS course, including various types of interactive technologies and interactive games, allowing students to achieve the integration of the content of natural science and professional training, which is reflected in the growth of positive motivation to master knowledge on CMNS.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ»

УДК 378.02:372.8 ББК 74.489 Г 79

В.М. Гребенникова

Кубанский государственный университет, кафедра педагогики и психологии, Краснодар, Россия, vm-grebennikova@mail.ru

А.Н. Криштопа

Краснодарское президентское кадетское училище, Краснодар, Россия,

Krisht@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ

(Рецензирована)

Аннотация. Рассматривается проблема разработки и реализации организационно-технологического обеспечения формирования метакомпетентности бакалавров педагогики в процессе их профессиональной подготовки в вузе. На примере содержания учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» (КСЕ) раскрываются особенности реализации авторского подхода к её преподаванию, в котором одним из важных условий является возможность её организации в трех основных формах (видах) - предаудиторной, аудиторной, постаудиторной. Разработанный авторами подход является комплексным по содержанию, методически насыщенным и разнообразным, организационно гибким. Он ориентирует студентов на овладение эффективными способами решения различных по сложности образовательных и воспитательных задач. Показаны возможности реализации дидактических ресурсов Интернет-сервиса, которые позволяют студентам использовать разнообразные по форме представления учебного материала, что создаёт предпосылки к активизации и развитию их когнитивных способностей. Особое место в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла отведено реализации междисциплинарных связей, в том числе в целях реализации принципа наглядности, с использованием технических средств обучения (интерактивные доски и панели с соответствующим программным обеспечением). Основной целью занятий с использованием ИКТ-технологий является формирование у студентов навыков моделирования и анализа на основе моделирования линейных и нелинейных систем, а также контроль за качеством усвоения студентами необходимых естественнонаучных знаний в современном формате. Студентов ориентируют на выполнение компьютерных заданий самостоятельно, что повышает качество усвоения материала. Раскрыто значение практических занятий по темам курса КСЕ, включающих разные виды интерактивных технологий и интерактивных игр, позволяющих достигнуть интеграции содержания естественнонаучной и профессиональной подготовки, что отражается на росте позитивной мотивации к освоению знаний по КСЕ.

Ключевые слова: бакалавры педагогики, профессиональная подготовка, формирование метакомпетентности, организационно-технологическое обеспечение, дидактические ресурсы вуза

V.M. Grebennikova

Kuban State University, Department of Pedagogy and Psychology, Krasnodar,

Russia, vm-grebennikova@mail.ru

A.N. Krishtopa

Krasnodar Presidential Cadet School, Krasnodar, Russia, Krisht@yandex.ru

ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF METACOMPETENCY OF BACHELORS IN EDUCATION AND TRAINING

Abstract. The article discusses developing and implementing organizational and technological support for the formation of metacompetence of bachelors in education in the process of their professional training at a university. The content of the educational discipline "Concepts of Modern Natural Science" (CMNS) was taken as an example to identify the features of the implementation of the authors' approach to its teaching. In this approach one of the important conditions is the possibility of its organization in three main forms (types) - pre-audience, audience, and post-audience. The approach developed by the authors is complex in content, methodically saturated and diverse, organizationally flexible. It focuses students on mastering effective ways to solve various educational and nurturant problems. The shown possibilities of realization of didactic resources of Internet service allow students to use various forms of presentation of educational material, which creates prerequisites for activation and development of their cognitive abilities. A special place in the teaching of the subjects of the natural science cycle is assigned to the implementation of interdisciplinary relations, including in order to implement the principle of clarity, using technical means of training (interactive boards and panels with appropriate software). The main goal of ICT-based classes is to develop students' modeling and analysis skills based on modeling linear and non-linear systems, as well as to monitor the quality of students' assimilation of the necessary natural science knowledge in a modern format. Students are guided to perform computer tasks on their own, which improves the quality of assimilation of material. The authors show the importance of practical lessons on the topics of the CMNS course, including various types of interactive technologies and interactive games, allowing students to achieve the integration of the content of natural science and professional training, which is reflected in the growth of positive motivation to master knowledge on CMNS.

Keywords: bachelors in education, professional training, formation of meta-competence, organizational and technological support, didactic resources of the university

Важным элементом успешной реализации идей компетентностного подхода в профессиональной подготовке бакалавров педагогики является разработка организационно-технологического обеспечения процесса формирования метакомпетентности [1, 2]. На наш взгляд, организационно-технологическое обеспечение этого процесса включает разработку содержания программы преподавания в вузе конкретной дисциплины (в нашем случае «Концепции современного естествознания» (КСЕ)), определение планируемых результатов формирования метакомпе-тентности (развитие её структурных компонентов: мировоззренческого,

интеллектуального, когнитивного, операционально-процессуального, мотивационного, рефлексивно-регу-ляторного); разработку содержания самостоятельных и контрольных заданий; выбор и описание специфики реализации методов, методических приемов и технологий, обеспечивающих развитие каждого компонента метакомпетентности [3]. Эта процедура может быть представлена как через традиционные методы, так и с использованием инновационных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий (ИКТ). Особенности реализации организационно-технологического обеспечения обусловлены потенциальными

возможностями непрерывного обновления содержания с учётом варьирования педагогических задач, формировании новых знаний на основе использования ресурсов информационной среды, что значительно обогащает содержание традиционные педагогических методов [4].

Одним из важных факторов реализации разработанного нами организационно-технологического обеспечения является организация самостоятельной работы студентов в трех ее основных формах (видах) - предаудиторной, аудиторной, постаудиторной. Разработанная система организационно-технологического обеспечения процесса профессиональной подготовки бакалавров педагогики является комплексной по содержанию, методически насыщенной и разнообразной, организационно гибкой. Она ориентирует студентов на овладение эффективными способами решения различных по сложности образовательных и воспитательных задач.

Организация предаудиторной самостоятельной работы студентов предполагает разработку опорных вопросов к подготовке всех видов аудиторных занятий. Информирование по теме осуществляется с помощью докладов студентов, презентаций и опорных схем, которые студенты самостоятельно разрабатывают и предлагают на аудиторных занятиях своим одногруппни-кам. Презентации, в том числе в «Power Point», а также в Интернет-сервисе learningapps.org, привлекают простотой в использовании, быстротой создания необходимых элементов. Применение ресурсов сервиса learningapps.org даёт возможность наглядно продемонстрировать выполнение интерактивных заданий, повысить интерес к теме занятий и усилить мотивацию к процессу обучения, успешно развивать ИКТ-компетентность. Разработанные преподавателем задания и рекомендации для выполнения самостоятельной работы выдаются

студентам в начале изучения учебной дисциплины. Таким образом, реализация дидактических ресурсов Интернет-сервиса позволяет студентам использовать разнообразные по форме представления учебного материала, что создаёт предпосылки к активизации и развитию их когнитивных способностей [5, 6].

Аудиторная самостоятельная работа студентов ориентирована на использование элементов самостоятельного решения проблем не только на семинарских и лабораторных занятиях, но и во время лекции, когда преподаватель ориентирует обучающихся на составление вопросов разных типов. Вопросы могут быть практического, разъясняющего, объясняющего и оценочного характера. Составление таких вопросов в течение лекции осуществляется с целью развития каждого компонента метакомпетентности. Подготовка цифровых ресурсов на данном этапе может предполагаться только при наличии компьютерного класса.

Постаудиторная самостоятельная работа студентов предполагает выполнение ими таких заданий, которые обеспечивают обобщение и систематизацию полученных естественнонаучных знаний, а также позволяют самостоятельно выявить связь таких знаний с особенностями педагогической деятельности. Данный этап также может быть осуществлён с помощью подготовки презентаций «Power Point».

Содержание заданий для самостоятельной работы студентов и ожидаемые результаты при их выполнении представлены в таблице 1.

Особо следует остановиться на принципах организации практических и лабораторных занятий, ориентированных на развитие всех компонентов метакомпетентности. Более результативными являются занятия с использованием материала, на котором лучше осознается связь естественнонаучного знания с явлениями, наблюдаемыми в повседневной жизни, а также в

Таблица 1

Содержание заданий для самостоятельной работы студентов и ожидаемые результаты их выполнения по дисциплине «Концепции современного естествознания» (КСЕ)

№ Содержание задания для самостоятельной работы студентов Ожидаемые результаты

1. Составить опорную таблицу «Ценности и идеалы естественнонаучного и гуманитарного познания» Операционально-процессуальный, мировоззренческий и интеллектуальный компоненты метакомпе-тентности

2. Выявить взаимосвязь естественных и гуманитарных наук в современной научной картине мира. Выполнение задания оформите в виде таблицы, где структурируется научная картина мира и обозначаются взаимосвязи естественных и гуманитарных наук Все компоненты метакомпе-тентности

3. На основе методологического подхода М.М. Бахтина проанализировать взаимосвязь естественнонаучных и гуманитарных способов познания окружающей действительности. Результаты выполнения заданий представить в виде таблицы, где в первом столбце будут отражены основные положения теории М.М. Бахтина, а во втором и третьем - естественнонаучные и гуманитарные способы познания Расширение общего кругозора, развитие аналитических умений, навыков систематизации теоретического материала

4. Написать эссе «Основные особенности современной науки» Развитие мыслительных операций

5. Провести сравнительный анализ этапов эволюции естественнонаучного знания и этапов развития педагогических теорий и образовательных парадигм. Результаты сравнительного анализа оформить в виде таблицы, где в первом столбце будут обозначены основные этапы развития естественных наук, во втором - соответствующие им изменения в педагогических теориях, в третьем - анализ соотношения и влияния развития науки на педагогические мысли и теории Все компоненты метаком-петентности: отрабатываются умения анализировать, обобщать, классифицировать, расширяется общий кругозор, развивается широта мышления, его критичность и системность, отрабатываются рефлексивные способности

6. Выделить логические формы мышления в древнем мире, в периоды Средневековья, Возрождения, Нового времени. Результаты анализа оформить в виде опорной схемы изучения особенностей становления и развития науки Расширение общекультурных знаний, развитие грамотности и образованности. Когнитивный и интеллектуальный компоненты

7. Выделить структурные компоненты современной науки, их основные элементы и содержание. Подготовить презентацию на тему «Структурно-содержательные характеристики современной науки» Развитие мыслительных операций и операций системного мышления

№ Содержание задания для самостоятельной работы студентов Ожидаемые результаты

8. Составить опорные вопросы для выявления особенностей и уровня развития научного мировоззрения у обучающихся средних (начальных) классов Обосновывается взаимосвязь естественнонаучной и профессиональной подготовки

9. Сформулировать закономерности и механизмы развития науки. Результаты выполнения задания оформить в виде соответствующей таблицы Обобщающие и системные компетенции, абстрагирование и все свойства мышления

10. Провести сравнительный анализ общенаучных методов познания и методов психолого-педагогического исследования. Результаты выполнения задания оформить в виде таблицы Все компоненты метакомпе-тентности

11. Определить пути реализации системного подхода к исследованию проблемы формирования научной картины мира у обучающихся основной общей школы Взаимосвязь естественнонаучной и профессиональной подготовки

12. Провести сравнительный анализ принципов глобального эволюционизма и синергетики относительно изучения и развития живой и неживой природы Все компоненты метакомпе-тентности

13. Используя основные положения синергетиче-ского подхода, проанализировать эволюцию образовательных парадигм на примере развития отечественного образования Все компоненты метакомпе-тентности

14. Подготовить презентацию «Уровни организации материи: микро-, макро- и мегамир» Широкий общий кругозор

рамках изучения основных физических концепций происходит живое обсуждение вопросов о сущности принципов относительности, дальнодействия, близкодействия, симметрии [7].

При изучении концепций жизни студентам предлагаются ориентированные на развитие компонентов ме-такомпетентности задания.

Например, соотнесите понятия макро- и микроэволюции, применяя законы эволюции, которые Вам известны.

Систематизируйте материал по истории развития теории эволюции. Современный этап представьте в виде таблицы, где будут отражены сущностные его характеристики.

Значительный интерес вызывают задания, требующие проведения мини-исследований. Например, обучающимся предлагалось проанализировать демографическую ситуацию в современном мире и составить свой прогноз последствий, опираясь на факты, которые обучающийся должен был узнать сам, использовав разные источники информации. При обсуждении результатов выполнения задания студенты сталкиваются с противоречивостью представленной в разных источниках информации, учатся определять ма-нипулятивные действия некоторых источников информации, аргументированно критиковать их, опираясь на собственное мнение, основанное на научных знаниях.

Необходимо отметить, что лабораторные занятия по дисциплине КСЕ проводятся отнюдь не всегда и не во всех образовательных организациях высшего педагогического образования. Вместе с тем лабораторный практикум, как показывает наш экспериментальный опыт, способствует развитию у студентов ме-такомпетенций, а также универсальных компетенций как части метакомпетентности и профессиональных компетенций. При организации лабораторных работ важно помнить, что такие работы проводятся не по отдельным предметным областям естественных наук, а по синтезированному комплексному и интегративному курсу КСЕ, то есть они должны иметь общенаучное значение. К примеру, такое значение имеет практикум по методам обработки прямых и косвенных измерений. Конечной целью такого практикума является осознание студентами того, что точные измерения в разных системах практически не возможны, что, по сути, главной задачей такого измерения является поиск доверительного интервала, в диапазоне которого находится истинная величина измерения. Такой вывод делается на основе измерения массы или плотности деревянных либо металлических конструкций; в нашем исследовании мы ограничились заданием измерения объема определенного тела. Для разработки лабораторных занятий по КСЕ возможно использовать традиционные физические лабораторные практикумы, однако цель их будет существенно изменена.

Помимо лабораторного практикума, необходимо наличие практических занятий по темам курса КСЕ, включающих разные виды интерактивных технологий. Например, в процессе работы над научными понятиями на обобщающем этапе нами была использована интерактивная игра, согласно правилам которой учебная группа делится на микрогруппы, состоящие из 2-3-х

студентов. Микрогруппам раздается наглядный материал, отражающий сущность понятий «материя», «движение», «хаос», «самоорганизация», «порядок», «энтропия», «пространство», «время», «эксперимент», «гипотеза», «абстракция». Каждая микрогруппа в течение некоторого времени обсуждает методы работы над понятиями, затем демонстрирует эти методы и методические приемы на занятии с последующим их обсуждением. Так достигается интеграция содержания естественнонаучной и профессиональной подготовки, что отражается на росте позитивной мотивации к освоению знаний по КСЕ.

Особое место в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла отведено реализации междисциплинарных связей, в том числе в целях реализации принципа наглядности, с использованием технических средств обучения (интерактивные доски и панели с соответствующим программным обеспечением). Основной целью занятий с использованием ИКТ-технологий является формирование у студентов навыков моделирования и анализа на основе моделирования линейных и нелинейных систем, а также контроль за качеством усвоения студентами необходимых естественнонаучных знаний в современном формате. Студенты выполняют компьютерные задания самостоятельно, что повышает качество усвоения материала.

Полученные в ходе проведённой в 2018-2020 годах опытно-экспериментальной работы на базе факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета эмпирические данные свидетельствуют о том, что реализация организационно-технологического обеспечения формирования метакомпетентности бакалавров педагогики на примере содержания учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»

способствовала их эффективному развитию.

Таким образом, в успешном развитии метакомпетентности важное значение имеет организационно-техническое обеспечение, включающее предаудиторную, аудиторную и постаудиторную работу обучающихся, развитие междисциплинарных

связей как через самоподготовку, так и через решение задач, поставленных студентам на занятиях, сочетание традиционных и инновационных методов, успешно дополняющих друг друга, а также развитие аналитических навыков через использование элементов учебно-исследовательской деятельности.

Примечания:

1. Шабанов О.А. Метакомпетенция и метакомпетентность в рамках компе-тентностного подхода в образовании // Человек и образование. 2015. № 3(44). С. 53-56.

2. Ariso A. The Evaluation of Students Meta-Competenciesand Management Skillsinthe Contextof the Final Year Project // European Conferenceon Innovationand Entrepreneurship. 2016. September. P. 50-56.

3. Криштопа А.Н. Модель развития метакомпетентности в процессе естественнонаучной подготовки бакалавров педагогики // Человеческий капитал. 2020. № 3(135). С. 135-148.

4. Курило Ю.А., Федулова С.В. Применение инновационных технологий для формирования ИКТ-компетенции у студентов в педагогическом вузе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 5, ч. 1. С. 24-38.

5. Лысак О.Г., Правдюк В.Н. Технология разработки теоретической модели подготовки будущих бакалавров профессионального обучения на основе формирования естественнонаучных (математических) компетенций // Учёные записки Орловского государственного университета. 2016. № 1 (70). С. 214-217.

6. Куваева, А.А. Демкина, Е.В. Психолого-педагогичекое сопровождение развития личности будущего педагога в процессе профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 1 (157). С. 35-42.

7. Шабанов О.А. Метакомпетенция и метакомпетентность в рамках компетент-ностного подхода в образовании // Человек и образование. 2015. № 3(44). С. 53-56.

References:

1. Shabanov O.A. Metacompetence and metacompetency in the framework of the competence-based approach in education // Man and education. 2015. No. 3 (44). P. 53-56.

2. Ariso A. The Evaluation of Students Meta-Competencies and Management Skills in the Context of the Final Year Project // European Conference on Innovation and Entrepreneurship. 2016. September. P. 50-56.

3. Krishtopa A.N. Model of development of meta-competence in the process of natural science training of bachelors of pedagogy // Human capital. 2020. No. 3 (135). P. 135-148.

4. Kurilo Yu.A., Fedulova S.V. Application of innovative technologies for the formation of ICT competence of students in a pedagogical university // Scientific Review. Pedagogical Sciences. 2019. No. 5, Part 1. P. 24-38.

5. Lysak O.G., Pravdyuk V.N. The technology development of the theoretical model of training future undergraduate vocational training through the development of natural (math) skills // Scientific notes of Oryol State University. 2016. No. 1 (70). P. 214-217.

6. Kuvaeva A.A., Dyomkina E.V. Psychological and pedagogical support of the personality of future teacher in the course of professional education // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 1 (157). P. 35-42.

7. Shabanov O.A. Metacompetence and metacompetency in the framework of the competence-based approach in education // Man and education. 2015. No. 3 (44). P. 53-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.