Метакомпетентность
как объект психолого-педагогического анализа
Осипов Михаил Владимирович
магистрант, кафедра "Прикладная математика", Сибирский государственный университет науки и технологии имени академика М.Ф. Решетнева, [email protected]
В статье актуализируется проблема непрерывного самообразования личности в условиях высокой динамики изменения техники и технологии, необходимости обработки огромных объемов информации, синтезирования нового знания для решения проблемной ситуации. Методологическую основу исследования составили системно-мыследеятельностный, компе-тентностный, деятельностный подходы. Теоретической основой исследования являются положения метакогнитивной психологии; теоретические положения, раскрывающие самообразование и развитие самообразовательной компетентности. В исследовании использованы общетеоретические методы: сравнительно-сопоставительный анализ научных исследований при определении степени разработанности проблемы, формирование исследовательских вопросов, проблемы и цели исследования. Обосновано, что самообразование, саморазвитие, самовоспитание осуществляется результативно, если субъект деятельности владеет метакомпетентностью. Метакомпетентность представляет собой часть методологических компетенций, связанных с индивидуальной эффективностью решения личностью проблем в новых условиях. Показано, что владение мета-компетенцией позволяет управлять знаниями, своими интеллектуальными и рефлексивными процессами для повышения результативности в решении образовательных и профессиональных задач.
В статье синтезировано понятие метакогнитивной компетентности как интегративное личностное качество, проявляющееся в способности и готовности субъекта деятельности приобретать новые знания, понимать их сущность, переносить и применять новые знания и способы деятельности в содержательно различных областях, самостоятельно осуществлять организацию когнитивных процессов, активный контроль и регуляцию для достижения поставленных целей.
Обоснована структура метакогнитивной компетентности с включением мотивационно-ценностного, когнитивного, дея-тельностного, рефлексивно-оценочного компонентов. Дано содержательное раскрытие названных компонентов. Ключевые слова: компетенция, компетентность, метакомпе-тентность, самообразование, саморазвитие, методология когнитивных процессов.
0
(Ч 1Л
01 г
Введение
Один из базовых трендов современного развития общества - ускоряющаяся и углубляющаяся изменчивость техники и технологий, приводящая к устареванию некогда незыблемых знаний ставит перед человеком проблему, во-первых, быть толерантным к постоянным изменениям и возникающей при этом неопределенности, а, во-вторых, быть способным разрешать проблемные ситуации посредством собственного изменения на основе непрерывного образования.
Образование, призванное выполнять опережающую функцию в развитии общества должно ориентироваться на формирование у современного человека ценностного отношения к постоянному обновлению своих знаний и компетенций с использованием его разных форм (формальное, неформальное и информальное). Особую значимость в развитии современного человека имеет самостоятельное обучение с учетом всех факторов и тенденций научного и технологического процесса.
Важным условием непрерывного и продуктивного самообразования современного человека адекватно динамики изменений широкого контекста является освоение им стратегий, методов и техник учения, метакогнитивных способов деятельности.
Постановка задачи исследования
Метакогнитивные способы деятельности раскрывают психологические механизмы переработки информации в процессе решения познавательной задачи, т.е. отвечают на вопрос как строится познавательный образ [1]. Понимание сущности метакогнитивных процессов позволяют субъекту деятельности выделить (выявить) знания о собственных когнитивных процессах и результатах познавательной деятельности, выполняющие функции организации процесса познания его активного контроля и оперативной регуляции для достижения намеченных целей [2].
Метакогнитивность, как психологический феномен, является предметом изучения ряда зарубежных и отечественных ученых [3; 4; 5; 6]. В частности, известные американские исследователи Дж. Р. Андерсон [7], Р. Стенберг [8] являются авторами образовательных технологий, в основе которых лежат метакогнитивные стратегии (адекватный контроль мышления, метакогнитивная ориентация, саморегулируемое академическое образование). Исследования А.Г. Асмолова, А.В. Карпова, М.А.
Холодной и ряда других ученых посвящены психологической проблеме формирования метакогни-тивных способностей. К названной проблеме примыкает проблема развития интеллектуальной рефлексии, рассматриваемая в исследованиях В.В. Давыдова, И.Н. Семенова и др. исследователей.
Для данного педагогического исследования особую значимость имеют работы, в которых ме-такогнитивность, метапознание, метакогнитивные процессы связываются с успешностью академической и профессиональной деятельности субъекта и определяют их продуктивность [9; 10; 11; 12].
Проблема формирования способности обучающегося к осуществлению метакогнитивных способов деятельности становится актуальной проблемой современной педагогической науки и образовательной практики. Названная проблема в рамках компетентностного подхода определяется как проблема раскрытия сущности и структуры ме-такомпетентности и поиска условий формирования метакогнитивной компетентности обучающегося в процессе его образования.
Целью данной статьи является раскрытие сущности и структуры метакомпетентности обучающегося.
Методы исследования
Методологическую основу исследования составили подходы:
• системно-мыследеятельностный подход, позволяющий рассматривать связь познавательной деятельности человека с интеллектуальными процессами её сопровождающими, в том числе и со способами мыследеятельности (А.Г. Асмолов, Г.П. Щедровицкий и др.);
• компетентностный подход, определяющий результат образования в виде сформированной метакомпетентности (А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.);
• деятельностный подход, рассматривающий развитие человека в деятельности, определяющий приоритетность активных методов обучения в процессе формирования метакомпетентности.
Теоретической основой исследования являются теоретические положения метакогнитивной психологии (М.А. Холодная, А.В. Карпов, И.М. Скитяева, J.H. Flavell, A.L. Brown и др.); теоретические положения, раскрывающие самообразование и развитие самообразовательной компетентности (И.Ф. Медведев, Е.Н. Фомина и др.).
В исследовании использованы общетеоретические методы: сравнительно-сопоставительный анализ научных исследований при определении степени разработанности проблемы, формирование исследовательских вопросов, проблемы и цели исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
В данном исследовании метакомпетентность относится к высшему уровню в иерархии компе-тентностей и представляет собой «владение личностью способами организации самопознания, самообразования, самостоятельной работы, самовоспитание и реализацию их в образовательной и профессиональной деятельности» [13].
Опираясь на достигнутый уровень развития компетентностного подхода в образовании [14; 15], конкретизируем понятие метакогнитивная компетентность как интегративное личностное качество, проявляющееся в способности и готовности субъекта деятельности приобретать новые знания, понимать их сущность, переносить и применять новые знания и способы деятельности в содержательно различных областях, самостоятельно осуществлять организацию когнитивных процессов, их активный контроль и регуляцию для достижения поставленных целей.
Раскрытию сущности метакогнитивной компетентности способствует обоснование её структуры как деятельностной характеристики субъекта с включением в неё мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов. Раскроем их содержание.
Мотивационно-ценностный компонент мета-когнитивной компетентности представляет собой проявленный интерес к процессу познания, понимание значимости метакогнитивной компетентности для успешной деятельности в образовательной и профессиональной сферах, стремление к освоению рациональных способов её осуществления.
Когнитивный компонент включает в себя знание способов организации самообразования, самостоятельной работы, саморазвития, в том числе знание о метакогнитивных стратегиях и критериях их выбора для решения конкретных познавательных проблем.
Деятельностный компонент метакогнитивной компетентности характеризуется владением субъектом деятельности интеллектуальными умениями, мыслительными операциями и приемами познания (анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация, конкретизация, абстрагирование, моделирование и др.), метакогнитивными стратегиями (целеполагание, планирование на основе выделения задач мыслительной деятельности, самоконтроль и регулирование).
Рефлексивно-оценочный компонент МКК ориентирует процесс познания на выявление его семантической структуры, оценку эффективности использованной стратегии мыслительного процесса, закрепление успешно работающих способов и вариантов реализации метастратегий в различных проблемно-познавательных ситуациях.
В настоящее время в педагогической науке исследуется проблема целенаправленного формирования метакогнитивных навыков. Считаем обоснованной точку зрения Р. Перкинса и Б. Саломона [16], утверждающих, что метакогнитивные навыки могут быть сформированы в условиях использования определенной области знаний, в которой субъект достаточно успешен с последующим переносом в другие сферы деятельности. В организации такого процесса формирования метакогни-тивных навыков значимую роль играет интеллектуальная рефлексия, направленная на выявление метакогнитивных навыков, их тренировку с после-
о о и и m 5 m
О m э m й А
X £ m О
х О m
О DI и А ы о и А X X m
о
сч m
SI
Z
дующим закреплением навыков в различные смысловые контексты.
Целенаправленный процесс формирования метакогнитивной стратегии представлен в исследованиях К. Диркса [10], в рамках образовательной программы «Knowledge Wave» [4], а также через так называемый «иерархический подход» [5].
Рассматривая процесс формирования мета-когнитивной компетентности, подчеркнем роль рефлексии, которая является наиболее сложным и высокоорганизованным метакогнитивным процессом. А.В. Карпов и П.Г. Демидова приводят характеристики высоко и низко рефлексивной личности, влияющие на метакогнитивные процессы. В частности, как отмечают ученые, личность с высокоразвитой рефлексивной способностью отслеживает логические отношения и закономерности в процессах различной системы сложности, производит многоуровневую оценку информации, вырабатывает альтернативные решения в проблемных ситуациях [2].
Низкорефлексивную личность характеризует развитый самоконтроль мыследеятельности, эмоциональная сензитивность, способность планировать решение проблемы с опорой на приобретенные знания и опыт [2].
Несмотря на то, что у высоко и низко рефлексивных личностей метакогнитивные процессы реализуются при использовании разных стратегий, отмечена возможность целенаправленного обучения метакогнитивным навыкам и стратегиям. Психологическими основаниями такого подхода является метакогнитивная психология образования.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы образовательной практики показывает, что продолжается развитие теории и практики компетент-ностного подхода в образовании. Расширяется семантическое поле исследования, вводятся и исследуются новые компетентности. Актуальность повышения качества образования в рамках компе-тентностного подхода определила необходимость и возможность использования метакогнитивной психологии для решения этой проблемы посредством формирования у обучающихся метакомпе-тентности, относящейся к высшему уровню в иерархии компетентностей, определяющей успешность и продуктивность академической и профессиональной деятельности.
Сказанное выше определяет проблему выявления и обоснования педагогических условий формирования метакогнитивной компетенции студентов в процессе их профессиональной подготовки.
Представляется целесообразным в качестве одного из педагогических условий рассмотреть обогащение содержания образования проблемно-ориентированным контекстом, освоение которого возможно реализовать в совместной командной проектной деятельности по разрешению проблем. Вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность в рамках в рамках выполнения проектного задания, сопровождающаяся
рефлексией границ и результатов деятельности может выступать вторым педагогическим условием формирования метакогнитивной компетентности.
Литература
1. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с.
2. Карпов А.В., Демидова П.Г. О содержании понятия метагокнитивных способностей личности. Известия ДГПУ, № 4, 2013. - С. 12-19.
3. Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-developmental inquiry // American Psychologist. 1979. Vol. 34, № 10. P. 906-911.
4. Brown A.L. Metacognition, executive control, self-regulation, and other more mysterious mechanisms. In. F.E. Weinert, & H. Kluwe (Eds.). Metacognition, motivation, and understanding, Hillsdale, New Jersey: Zawrence Erlbaum Associates. 1987. P. 65116.
5. Metacognition: Cognitive and Social Dimensions / Ed.by V. Yzerbyt et al. SAGE Publications. 2002. 253 p.
6. Карпов А.А. Основные тенденции развития современного метакогнитивизма: метод. указания / Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2015, 72 с.
7. Wilson L. O. Anderson and Krathwohl - Bloom's Taxonomy Revised. [Электронный ресурс] URL: http://thesecondprinciple.com/teaching-essentials/beyond-bloom-cognitive-taxonomy-revised.
8. Sternberg R. Practical Intelligence in Everyday Life. - СПб.: Питер. 2002. - 272 с.
9. Карпов А.А. Взаимосвязи обучаемости и ме-такогнитивных качеств личности. Ярославский педагогический вестник - 2012 - № 3 - Том II (Пси-хологопедагогические науки). С. 228-225.
10. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология ме-такогнитивных процессов личности. - М.: Ин-т психологии РАН, 2005. - 352 с.
11.Антипенко О.У. Метакогнитивные стратегии как предиктор качества профессиональной подготовки студентов. Научные труды республиканского института высшей школы, № 17-3, 2017. - С. 9-22.
12. Резчикова Е.В. Дидактические основы формирования метакомпетенций // Материалы IV конференции «ТРИЗ. Практика применения методических инструментов». - [Электронный ресурс] URL:http:www.metodolog.ru/node/1618 .
13. Матыцин О.В. Актуальность развития мета-когнитивной компетентности у курсантов военного вуза. Гуманитарные проблемы военного дела, № 1, 2017. - С. 120-124.
14.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
15. Осипова С.И. Компетентностный подход в реализации инженерного образования // Педагогика. 2016. - № 6. - С. 53-59.
16. Perkins R., Salomon B. Metacognition and Control Strategies Revised // Social Psychology Journal, vol. 3, 1987. Pp. 13-18.
Metacompetency as the Object of Psycho-Pedagogical Analysis
Osipov M.V.
Siberian Federal University
The article discusses the problem of continuous self-education of the individual in the framework of rapid technological development including the necessity to process huge amounts of information, and synthesize new knowledge to solve problems. The methodological basis of the current study includes systemic, competence-based, and activity-based approaches. The theoretical bases of the study are the statements of metacognitive psychology, theory of self-education, and the development of self-educational competency. The paper utilizes general theoretical methods including comparative study of scientific research in the problem area, formation of research questions, problems and research objectives. It is proved that self-education, self-development, and self-training are carried out effectively if the subject obtains metacompetency. Metacompe-tencies are part of the methodological competences related to the individual performance in problem solving in new environment. It is shown that the possession of metacompetency allows individual to manage knowledge as well as intellectual and reflexive processes for increasing of problem solving performance.
The article synthesizes the concept of metacognitive competence as an integrative quality of an individual, manifested in the ability and willingness of the subject to acquire new knowledge, to understand their essence, to transfer and apply new knowledge and methods of activity in substantially different areas; to independently carry out the organization of cognitive processes, active control and regulation in order to achieve goals.
The study recognizes the structure of metacognitive competency including motivational, cognitive, activity, and reflexive components. The substantial disclosure of the components is given.
Keywords: competency, competence, metacompetency, self-education, self-development, methodology of cognitive processes.
References
1. Cold MA Cognitive styles. On the nature of the individual mind.
2nd ed. - SPb .: Peter, 2004. - 384 p.
2. Karpov A.V., Demidov P.G. On the content of the concept of
metagoknitivnyh personality abilities Proceedings of the DGPU, № 4, 2013. - p. 12-19.
3. Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area
of cognitive-developmental inquiry // American Psychologist. 1979. Vol. 34, No. 10. P. 906-911.
4. Brown A.L. Metacognition, executive control, self-regulation, and other other mysterious mechanisms. In. F.E. Weinert, & H. Kluwe (Eds.). Metacognition, Motivation, Understanding, Hillsdale, New Jersey: Zawrence Erlbaum Associates. 1987. P. 65-116.
5. Metacognition: Cognitive and Social Dimensions / Ed.by V. Yzerbyt et al. SAGE Publications. 2002. 253 p.
6. Karpov A.A. The main trends in the development of modern
metacognitivism: method. instructions / Yaroslav. state un-t them. P.G. Demidov. - Yaroslavl: YarSU, 2015, 72 p.
7. Wilson L. O. Anderson and Krathwohl - Bloom's Taxonomy
Revised. [Electronic resource] URL:
http://thesecondprinciple.com/teaching-essentials/beyond-
bloom-cognitive-taxonomy-revised.
8. Stemberg R. Practical Intelligence in Everyday Life. - SPb .:
Peter. 2002. - 272 s.
9. Karpov A.A. The relationship of learning and metacognitive qualities of the individual. Yaroslavl Pedagogical Bulletin - 2012
- No. 3 - Volume II (Psychological and pedagogical sciences). Pp. 228-225.
10. Karpov A.V., Skityaeva I.M. Psychology of metacognitive processes of personality. - M .: Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, 2005. - 352 p.
11. Antipenko O. U. Metacognitive strategies as a predictor of the quality of student training. Scientific works of the Republican Institute of Higher Education, № 17-3, 2017. - p. 9-22.
12. Rezchikova E.V. The didactic foundations of the formation of metacompetences Practice the use of methodological tools. -[Electronic resource] URL: http: www.metodolog.ru/node/1618.
13. Matytsin O.V. The relevance of the development of metacognitive competence of the cadets of the military university. Humanitarian problems of military affairs, № 1, 2017.
- p. 120-124.
14. Khutorskoy A.V. Key competencies as a component of student-centered education // Public Education. - 2003. - № 2. - p. 58-64.
15. Osipova S.I. Competence approach in the implementation of engineering education // Pedagogy. 2016. - № 6. - p. 53-59.
16. Perkins R., Salomon B. Metacognition and Control Strategies Revised // Social Psychology Journal, vol. 3, 1987. Pp. 13-18.
o
o
00
■o
m
5
m
X
X
o
m
n
m
b
A
-i
O
-i
X
£
m
O
X
o
m
O
01
■o
A
u
o
00
A
X
X
m
37