Научная статья на тему 'ЭТАЛОНЫ КАЧЕСТВА СИСТЕМА ВНУТРИУНИВЕРСИТЕТСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННОГО ВУЗА'

ЭТАЛОНЫ КАЧЕСТВА СИСТЕМА ВНУТРИУНИВЕРСИТЕТСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ВЫПУСКНИКА / ВНУТРИВУЗОВСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭТАЛОНЫ КАЧЕСТВА / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА / QUALITY OF GRADUATES / UNIVERSITY MANAGEMENT / STANDARDS OF QUALITY / SYSTEM OF QUALITY CONTROL AND TRAINING OF THE GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрофанов Михаил Валерьевич, Лепешкин Олег Михайлович, Лаута Олег Сергеевич

В статье рассматривается структура системы внутривузовского управления качеством подготовки выпускников военных вузов. Сформулированы эталоны качества (модели) выпускников согласно действующим нормативно-правовым актам. Описана система контроля качества и подготовки выпускников, обоснованы требования, предъявляемые к ней, а также основные факторы, определяющие качество подготовки выпускников военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митрофанов Михаил Валерьевич, Лепешкин Олег Михайлович, Лаута Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARD OF QUALITY SYSTEM OF INTRA-UNIVERSITY MANAGEMENT OF THE QUALITY OF TRAINING OF GRADUATES OF MILITARY HIGH SCHOOL

The article deals with the structure of the system of intra-University management of the quality of training of graduates of military schools. Standards of quality (model) of graduates according to the existing normative legal acts are formulated. The system of quality control and training of graduates is described, the requirements imposed on it, as well as the main factors determining the quality of training of graduates of vvuz are substantiated.

Текст научной работы на тему «ЭТАЛОНЫ КАЧЕСТВА СИСТЕМА ВНУТРИУНИВЕРСИТЕТСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННОГО ВУЗА»

M.V. MITROFANOV, О.М. LEPESHKIN, O.S. LAUTA

ЭТАЛОНЫ КАЧЕСТВА

STANDARD OF QUALITY

СИСТЕМА ВНУТРИУНИВЕРСИТЕТСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННОГО ВУЗА

SYSTEM OF INTRA-UNIVERSITY MANAGEMENT OF THE QUALITY OF TRAINING OF GRADUATES OF MILITARY HIGH SCHOOL

Сведения об авторах: Митрофанов Михаил Валерьевич — начальник 32 кафедры Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. By денного, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: sch-vasit@mil. ru);

Лепешкин Олег Михайлович — доцент 32 кафедры Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, полковник, доктор технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: sch-vasit@mil. ru );

Лаута Олег Сергеевич — преподаватель 32 кафедры Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, подполковник, кандидат технических наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: sch-vasit@mil. ru ).

Аннотация. В статье рассматривается структура системы внутривузов-ского управления качеством подготовки выпускников военных вузов. Сформулированы эталоны качества (модели) выпускников согласно действующим нор мативно-правовыж актам. Описана система контроля качества и подготовки выпускников, обоснованы требования, предъявляемые к ней, а также основные факторы, определяющие качество подготовки выпускников военного вуза.

Ключевые слова: качество выпускника, внутривузовское управление, эталоны качества, система контроля качества и подготовки выпускника.

Information about the authors: Mikhail Mitrofanov — head of the 32 Department of the Military Academy of communications named after Marshal of the Soviet Union S. M. Budyonny, Colonel, candidate of technical Sciences, associate Professor (St. Petersburg. E-mail: sch-vasit@mil. ru );

Oleg Lepeshkin — associate Professor of the 32 Department of the Military Academy of communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny, Colonel, doctor of technical Sciences, associate Professor (St. Petersburg. E-mail: sch-vasit@mil. ru );

Oleg Lauta — teacher of 32 Department of the Military Academy of communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny, Lieutenant Colonel, candidate of technical Sciences (St. Petersburg. E-mail: sch-vasit@mil. ru).

Summary. The article deals with the structure of the system of intra-University management of the quality of training of graduates of military schools. Standards of quality ( model ) of graduates according to the existing normative legal acts are formulated. The system of quality control and training of graduates is described, the requirements imposed on it, as well as the main factors determining the quality of training of graduates of vvuz are substantiated.

Keywords: the quality of graduates, University management, standards of quality, system of quality control and training of the graduate.

M.В. МИТРОФАНОВ, О.М. ЛЕПЕШКИН, О.С. ЛАУТА

Под качеством подготовки офицера-выпускника военного вуза понимается интегральный показатель совокупности свойств, характеризующих его подготовленность к выполнению должностных обязанностей на первичных офицерских должностях по видам военно-профессиональной деятельности, указанным на схеме 1.

В последнее время как средство управления качеством подготовки специалистов начали применяться требования и рекомендации российских стандартов по менеджменту качества продукции ГОСТ Р ИСО 9000:2015, ГОСТ Р ИСО 9001:2015 и международных стандартов ИСО серии 9000. Концептуальной основой стандартов ИСО серии 9000 является то, что управление качеством продукции не сводится к формализованному «контролю качества» готовой продукции, а управление качеством осуществляется на основе управления процессами, начиная от стадии маркетинга, разработки и далее в ходе производства. Также наблюдается смещение акцентов в вопросах управления качеством подготовки специалистов от стадии итоговой государственной аттестации ко все более ранним стадиям подготовки, вплоть до профессиональной ориентации молодежи и разработки модели выпускника по объектам практической деятельности вуза.

В то же время управление качеством подготовки специалистов с высшим образованием имеет ряд принципиальных особенностей от управления качеством продукции в производственной сфере. Они обусловлены следующими факторами:

— причастность большого числа сотрудников вуза к принятию управленческих решений — командиры курсантских подразделений, преподавательский состав, отделы и управление вуза;

— объективно неполная информированность сотрудников вуза, вовлеченных в управление, о сложившейся ситуации;

— нечеткое описание факторов, влияющих на качество подготовки и возможности влияния на них той или иной группой участников образовательной деятельности вуза;

— высокий интеллектуальный и профессиональный уровень постоянного состава вуза, что требует принятия управленческих решений после их коллективного обсуждения, появляется возможность значительного сокращения мер административного принуждения при взаимодействии участников образовательного процесса;

— представление процесса подготовки в виде динамического процесса, развивающегося во времени, в силу того, что требования

1 ~п =р - р|

# !|| ■ ■ I 1 1 II

к выпускнику могут измениться в процессе обучения.

Структура процесса внутриву-зовского управления качеством подготовки выпускников представлена на схеме 2.

Ее построение и функционирование основаны на следующих принципах:

— выработка управляющих решений и организация корректирующих воздействий на факторы процесса, среды обучения и учащихся с целью минимизации рассогласования между требованиями эталонов и реальным уровнем качества подготовки;

— формирование эталонов качества (моделей) для каждого этапа подготовки, начиная с комплектования первого курса переменным составом;

— сравнение достигнутого уровня подготовленности с эталонами и на этой основе формирование оценочной информации для принятия обоснованных решений по управлению качеством подготовки.

Процесс внутривузовского управления качеством подготовки выпускников включает в себя пять этапов образовательной деятельности:

I этап. Комплектование первого курса, осуществляемое в ходе проведения профессионального отбора кандидатов для зачисления в вуз.

Виды военно-профессиональной деятельности

Схема 7. Виды военно-профессиональной деятельности

Таблица.

Основные факторы, определяющие качество подготовки выпускников военного вуза

Ранг фактора Факторы, определяющие качество подготовки выпускников ввуза Ответственные группы участников образовательной деятельности ввуза

1 2 3

1 Факторы процесса обучения

1 Компетентность преподавательского состава. Послевузовское и дополнительное профессиональное образование Управление. Кафедры. Учебно-методический отдел (УМО)

2 Качество проведения занятий Кафедры. Управление

3 Организация самостоятельной работы курсантов командирами подразделений Факультеты. Управление. Кафедры

4 Наличие и доступность источников учебной информации - учебников, пособий и др. Управление. Библиотека. Типография. Кафедры

5 Учебная нагрузка на преподавательский состав УМО. Кафедры

6 Организация и содержание контроля результатов обучения Управление. Кафедры. Факультеты

7 Методическое обеспечение самостоятельной работы курсантов кафедрами Кафедры. УМО

8 Рациональная структурно-логическая схема подготовки специалиста УМО. Кафедры. Факультеты

9 Своевременная коррекция процесса обучения УМО. Кафедры. Факультеты

10 Консультации и работа с неуспевающими Кафедры. Факультеты

11 Обеспечение единства процесса обучения и воспитания Отдел по работе с личным составом. Кафедры. Факультеты

12 Постановка задач на организацию образовательной деятельности и подведение итогов Управление. Факультеты. Кафедры

II Факторы среды обучения

1 Оснащенность и достаточность учебно-материальной базы и технических средств обучения Управление. Отдел вооружения и техники. Отдел материально-технического обеспечения. Кафедры

2 Укомплектованность и кадровая политика в подразделениях постоянного состава Управление. Отдел кадров. УМО. Кафедры. Факультеты

3 Расписание занятий УМО. Кафедры

4 Материальное и моральное стимулирование за результаты деятельности Управление. Факультеты. Кафедры

5 Социально-бытовые условия постоянного состава Управление

6 Распорядок дня Управление. Факультеты

7 Комфортность окружающей среды при проведении занятий. Охрана труда и безопасность военной службы Управление. Отдел материально-технического обеспечения. Факультеты. Кафедры

8 Качество управления и состояние воинской (трудовой) дисциплины в подразделениях постоянного состава Управление. Факультеты. Кафедры

9 Коммуникативные отношения между участниками образовательной деятельности Факультеты. Кафедры. Управление

mir.

10 Обеспеченность постоянного и переменного состава вуза всеми видами довольствия Управление. Факультеты

11 Организация внеучебной работы: ВНР, спорт, досуг, олимпиады, конкурсы и др. Факультеты. Отдел по работе с личным составом. Кафедры. ООНР и ПНПК

12 Ответственность всех участников образовательной деятельности за качество подготовки выпускника Управление

III Факторы обучающихся

1 Мотивация к обучению и военной службе Управление. Отдел по работе с личным составом. Факультеты

2 Уровень подготовленности к продолжению обучения Приемная комиссия. Группа психологической работы. Кафедры

3 Уровень интеллектуальных и психологических качеств курсанта Факультеты. Отдел по работе с личным составом. Кафедры

4 Плановость и системность в учебной и внеучебной деятельности Факультеты. УМО. Кафедры

5 Познавательная активность Кафедры. Факультеты

6 Сформированность навыков самостоятельной работы с источниками информации Факультеты. Кафедры

7 Морально-психологическая обстановка в курсантских подразделениях Факультеты. Отдел по работе с личным составом

8 Адаптационные и коммуникативные способности Факультеты. Группа психологической работы

9 Наличие общепринятой и воинской ценностно-смысловой ориентации Факультеты. Отдел по работе с личным составом. Кафедры

10 Организованность и состояние воинской дисциплины в курсантских подразделениях Факультеты. Управление

11 Состояние здоровья, мотивация к физическому развитию Факультеты. Кафедра физической подготовки. Медицинская служба

12 Соревновательность, здоровая конкуренция Факультеты. Кафедры

II этап. Образовательная деятельность вуза по реализации основных образовательных программ высшего образования.

III этап. Итоговая государственная аттестация выпускников.

IV этап. Распределение выпускников для прохождения службы на первичных офицерских должностях.

V этап. Прохождение службы на первичных офицерских должностях.

Данным этапам подготовки соответствуют определенные эталоны качества (модели).

Первый. Модель кандидата — описание в документальной форме требований к знаниям, умениям и личностным качествам кандидата, необходимым для обучения в вузе и последующей службе в войсках связи на офицерских должностях. Модель кандидата имеет следующую законодательную и нормативно-правовую основу: Федеральный закон от 29.12.12 № 273-Ф3 «Об об-

разовании в Российской Федерации» и Приказ Министра обороны РФ от 07.04.15 № 185 «Об утверждении порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации».

Второй. Модель подготовки — документальное описание структуры и содержания образовательного процесса, а также требований к уровням подготовленности по каждой учебной дисциплине.

В осн непрофессиональная ориентация граждан

I этап Комплектование 1-го курса

П этап

Образовательная деятельность ввуза по реализация основных образовательных программ высшего образования

Ш этап Итоговая государственная аттестация

IV этап Распределение ВЫПУСКИ »ков

Внутри вузовский контроль результатов обучения

П рофессиональный отбор Текущий контроль; оперативный рубежный Промежуточная аттестация обучающихся Итоговая аттестация выпускников

Приемная комиссия Кафедры Факультет! Учебно-ы методический отдел ГИА

Организация корректирующих воздействий на факторы процесса, среды и объекта обучения_

Модель подготовки

Государственный стандарт Квалификационные требования Учебные планы и программы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модель выпускника

Требован ня ГОС иКТ

Аттестационная комиссия

Модель специалиста

Профессжь граммы

V этап Прохождение службы на офиц ерских должностях

Внешний контроль качества подготовки офицеров-выпускников

Командиры частей

Модель деятельности

Должностные обязанности

Сбор, интерпретация и анализ оценочной информации всех видов контроля. Выработка управленческих решений.

Схема 2. Система внутри вузовского управления качеством подготовки выпускников

Модель подготовки определена: Федеральным законом от 29.12.12 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Указом Президента РФ от 07.05.12 № 594 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Типовым положением о вузе; Федеральным государственным образовательным стандартом; Квалификационными требованиями; Уставом вуза.

Третий. Модель выпускника — описание в документальной форме требований к знаниям, умениям и личностным качествам выпускника по гражданским и военным специальностям подготовки. Модель выпускника определена: Государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.13 № 361-дсп; Квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников, утвержденными начальником ГУС ВС РФ от 19.07.13 (с изменениями и дополнениями от 07.08.15). Уровень военно-профессиональной подготовки — высшее военно-специальное образование.

Четвертый. Модель специалиста (профессиограм-ма) — комплексное описание профессионально-важных качеств

выпускника и его возможностей по реализации своего потенциала при прохождении службы на должностях того или иного профиля — командный, инженерный, командно-инженерный, воспитательный. К сожалению, нормативные документы, определяющие профес-сиограммы выпускников военных вузов, не разработаны. Информация о профессиограммах распределена по значительному количеству различных документов — уставы, руководства, наставления, положения и т.д.

Пятый. Модель деятельности специалиста — описание содержания деятельности офицера на конкретной должности в различных условиях обстановки. Определяется должностными обязанностями.

Важной составляющей системы внутривузовского управления качеством подготовки выпускников является система контроля качества их подготовки.

При постоянном функционировании системы контроля качества подготовки выпускников вуза все участники образовательной деятельности от курсанта до начальника вуза обеспечиваются оценочной информацией. Она формируется за счет сравнения фактического состояния качества подготовки каждого курсанта и требований к ней, описан-

ных соответствующими моделями. Но получение оценочной информации не является целью образовательного процесса, она необходима для достижения лучшего результата образовательной системы — качества подготовленности выпускника к самостоятельной деятельности на офицерских должностях. Простейшим и малоэффективным вариантом применения оценочной информации является ее использование как внутреннего элемента процесса обучения: зачисление на учебу и перевод на следующий курс обучения. Система управления качеством результатов обучения вуза предполагает использовать оценочную информацию как информационную основу управления качеством подготовки выпускника, а именно для обоснованного принятия управленческих решений.

Известный специалист в области педагогических технологий и управления качеством образования Н. Ф. Талызина, проводя анализ образовательного процесса, как технологии, делает вывод, что «эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении следующей системы требований (см. схему 3):

1) указать цели управления;

2) установить исходное состояние управляемого процесса;

3) определить программу воздействий, предусматривающую основные переходные состояния процесса;

4) обеспечить получение информации по определенной системе параметров о состоянии управляемого процесса, т.е. обеспечить систематическую обратную связь;

5) обеспечить переработку информации, полученной по каналу обратной связи, с целью выработки корректирующих (регулирующих) воздействий и их реализации».

В таблице приведены внутри-вузовские параметры (факторы) образовательной деятельности вуза, влияющие на качество подготовки выпускников, и ответствен-

ные структурные подразделения в системе управления качеством. Факторное пространство, важность влияния фактора на качество подготовки и степень возможного корректирующего влияния структурных подразделений вуза на них определены в ходе экспертного опроса и обработки его результатов.

Факторное пространство разделено на три группы:

— факторы процесса обучения;

— факторы среды обучения;

— факторы обучающихся.

Все факторы отранжированы

в порядке убывания степени их влияния на качество подготовки по приведенным выше группам. Ответственные структурные подразде-

\\-.l =р - 1 Г | ( .

■ ■ 1 1 1 11

ления приведены также в порядке убывания степени их влияния на факторы образовательной деятельности вуза:

— на первом месте приведет) подразделение, имеющее степень влияния выше среднего;

— на втором месте — средняя степень влияния;

— на третьем месте — ниже среднего.

Для процесса выработки управленческих решений, формирования и организации выполнения корректирующих воздействий на факторы образовательной деятельности для внутривузовского управления качеством результатов в вузе ха-

О ПРЕДЕЛ И ТЬ ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Обеспечение требуемого качества подготовки выпускников

УСТАНОВИТЬ ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЯЕМОГО ПРОЦЕССА

Сравнение фактического состояния качества подготовки каждого курсанта с требуемым

ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОГРАММУ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Анализ оценочной информации Определение факторов (параметров) Организация корректирующего воздействия

ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ УПРАВЛЯЕМОГО _ПРОЦЕССА_

Виды контроля: оперативный, рубежный, промежуточный, итоговый, входной, контроль остаточных знаний

Схема. 3. Система требований, необходимая для эффективного управления процессом обучения

Управление ввуза

- адаптация ОШС ввуза при изменении ситуации: -деятельность по улучшению социально-бытовых условий для переменного и постоянного состава;

- совершенствование кадрового обеспечения;

- перспективные планы по различным направлениям деятельности училища и т.д.

УМО,ООНРиПНПК, группа психологической работы

планы работы на учебный (календарный) год по различным компонентам образовательной деятельности ввуза;

■ расписание занятий на семестр обучения; - формирование составов приемной комиссии и государственной аттестационной комиссии и т.д.

Факультеты, кафедры

- контр« -пров§ обучен - анали эль проведения учебных занятий; дение всех видов контроля результате ия; з оценочной информации и тд. >в

Схема 4. Комплекс управленческих задач и принимаемых решений по управлению

качеством результатов обучения

рактерна иерархическая структура управления, имеющая три уровня управления:

1. Управление вуза (начальник, его заместители, начальники отделов и служб). Ученый совет.

2. Учебно-методический отдел, отдел организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров (ООНР и ПНПК), методический кабинет, группа психологической работы.

3. Факультеты, кафедры.

Основной объем информации

о ходе текущего контроля перерабатывается на третьем уровне управления. Здесь же вырабатываются оперативные управленческие решения и организуется их выполнение.

Оценочная информация о результатах входного, тематического контроля, контроля остаточных знаний и промежуточной аттестации анализируется на втором уровне управления.

Обобщенные данные о результатах контроля качества подготовки курсантов и результаты

внешнего контроля деятельности офицеров-выпускников поступают в первый уровень управления.

Весь комплекс управленческих задач и принимаемых решений по управлению качеством результатов обучения также разделяется на три группы, подробно описанные на схеме 4.

Сведения, представленные в таблице, не претендуют на отображение всех факторов, определяющих качество подготовки выпускников. В повседневной педагогической практике могут присутствовать и другие, а сами факторы разделяться на более конкретные составляющие. Результат ранжирования факторов показывает, что наиболее значимые из них в каждой из групп: компетентность научно-педагогических работников, оснащенность и достаточность учебно-материальной базы, мотивация курсантов к обучению — определяются стратегическими задачами вуза, принимаемыми, в основном, на первом уровне

управления качеством подготовки выпускников.

В случае необходимости количество факторов может как увеличиваться, так и уменьшаться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний [Текст]: - М.: МГУ, 1984. 343 с.

2. Контроль результатов обучения в образовательном процессе компетентностного формата: учеб.-метод. пособие / Н.Г. Плющ, М.В. Митрофанов, А. И. Костен-ко, Д. В. Кондратьев.— Рязань: РВВДКУ, 2012. 98 с.

3. Беспалъко, В.П. Параметры и критерии диагностичной цели. [Текст] / В. П. Беспалько // Образовательные технологии, 2007. № 1. С. 19-34.

4. Самохин, В.Ф. Митрофанов, М.В., Лаута, О.С. Проектирование образовательных технологий преподавания учебных дисциплин// Военная мысль, 2019. №2. С. 121—130.

/ Стратегий ческие \ задачи управления

Тактические

задачи управления

Оперативные

задачи управления

Долгосрочные перспективы

В течение года (семестра)

В течение семестра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.