Научная статья на тему 'УСПЕХ В БАЛАНСЕ ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

УСПЕХ В БАЛАНСЕ ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА (УПРАВЛЕНИЯ) / КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЕННОГО ВУЗА / ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ / В ВОЕННОМ ВУЗЕ / ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ / УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ / ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА / КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗАТОР ТЕКСТОВ / SYSTEM FOR CONTROLLING (MANAGING) / THE QUALITY OF EDUCATION AT A MILITARY / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / MAIN PROFESSIONAL EDUCATIONAL / PROGRAMMES OF TRAINING / AT A MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / SUPPORT OF DECISION-MAKING / FOR CONTROLLING THE QUALITY / OF EDUCATION IN A MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / SOFTWARE PACKAGE / EXPERT SYSTEM OF COMPUTER TESTING OF LEARNERS / SEMANTIC TEXT ANALYSER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манеркин Виктор Павлович, Манеркина Инна Александровна, Удалов Александр Юрьевич

В статье рассмотрены программно-методические инструменты управления качеством образования в военном вузе: программный комплекс поддержки принятия решений в системе управления качеством образования военного вуза и его компоненты; программный комплекс проектирования и экспертизы основной профессиональной образовательной программы; экспертная система компьютерного тестирования обучающихся; программный комплекс проектирования и оценки эффективности образовательных технологий военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манеркин Виктор Павлович, Манеркина Инна Александровна, Удалов Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALANCE IS SUCCESS SOFTWARE SUPPORT FOR DECISION-MAKING WITHIN EDUCATIONAL QUALITY CONTROL AT MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article considers software-and-methodological tools for controlling the quality of education at a military higher educational institution: a software package for supporting decision-making in the system of controlling the quality of education at a military higher educational institution and its components - a software design and expertise complex of the main professional educational programme; an expert system of computer testing of learners; a software complex to design and evaluate the effectiveness of educational technologies of a military higher educational institution.

Текст научной работы на тему «УСПЕХ В БАЛАНСЕ ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

В.ГКМАНЕРКИН, И .А. МАНЕРКИНА, А.Ю. УДА Л ОБ

V.P. MAMERKIN, I.A. MANERKINA, A.Yu. UDALOV

УСПЕХ В БАЛАНСЕ

BALANCE IS SUCCESS

ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

SOFTWARE SUPPORT FOR DECISION-MAKING WITHIN EDUCATIONAL QUALITY CONTROL AT MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Сведения об авторах: Манеркин Виктор Павлович - профессор кафедры Оперативного искусства RA ВКО имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, доктор военных наук, профессор, полковник запаса (г. Тверь);

Манеркина Инна Александровна - старший преподаватель ВА ВКО имени Маршала Советского Союза ГД. 'Жукова, кандидат военных наук, доцент (г. Тверь);

Удалое Александр Юрьевич - адъюнкт ДА ВКО имени Маршала Советского Союза FJi. Жукова, подполковник (г. Тверь).

Аннотация. В статье рассмотрены программно-методические инструменты управления качеством образования в военном вузе: программный комплекс поддержки принятия решений в системе управления качеством образования военного вуза и его компоненты; программный комплекс проектирования и экспертизы основной профессиональной образовательной программы; экспертная система компьютерного тестирования обучающихся; программный комплекс проектирования и оценки эффективности образовательных технологий военного вуза.

Ключевые слова: система менеджмента (управления) качеством образования военного вуза; основные профессиональные образовательные программы обучения в военном вузе; поддержка принятия решений; программно-методические инструменты управления качеством образования в военном вузе; программный комплекс; экспертная система компьютерного тестирования обучающихся; семантический анализатор текстов.

Information about the authors: Viktor Manerkln - Professor of the Subdepartment of Operational Art of the Military Aerospace Defence Academy named after Marshal of the Soviet Union GJC. Zhukov, D. Sc. (MIL), Professor, Colonel (res.) (Tver);

Inna Manerkina - Senior Teacher of the Subdepartment of Operational Aft of the Military Aerospace DefenceAcademy named after Marshal of the Soviet Union GJi. Zhukov, С and. Sc. (Mil.), Associate Professor (Tver);

AleksandrUdalov - Postgraduate Officer of the Military Aerospace Defence Academy named after Marshal of the Soviet Union GJC. Zhukov, Lieutenant-

Colonel (Tver).

Summary. The article considers softuxire-and-methodological tools for controlling the quality of education at a military higher educational institution: a software package for supporting decision-making in the system of controlling the quality of education at a military higher educational institution and its components-a software design and expertise complex of the main professional educational programme; an expert system of computer testing of learners; a software complex to design and evaluate the effectiveness of educational technologies of a military higher educational institution.

Keywords: system for controlling (managing) the quality of education at a military higher educational institutions; main professional educational programmes of training at a military higher educational institutions; support of decision-making; software-methodological tools for controlling the quality of education in a military higher educational institution; software package; expert system of computer testing of learners; semantic text analyser.

Вопросы управления качеством образования в военном вузе являются предметом обсуждения и дискуссий многих научно-методических конференций, семинаров и совещаний. Какие бы аспекты этого предмета ни рассматривались, неизбежно наиболее эмоциональными являются выступления о соотношении роли преподавателя и программных средств в образовательном процессе. Высказываются различные точки зрения, которые поляризуются относительно двух позиций: абсолютизации либо роли преподавателей, либо современных программных средств. Выразим мнение определенной части педагогического сообщества, заключающееся в сбалансированном подходе к дидактическим возможностям и тех, и других. Полагаем, что наиболее эффективной может быть педагогическая система, создаваемая преподавателем для обучения слушателей и курсантов в малых группах от трех до пяти человек. В такой системе подготовленный преподаватель, как правило, справляется с задачами обучения и воспитания в полном объеме. Ему хватает времени на организацию взаимодействия с каждым обучающимся и группой в целом. Проблемы возникают и накапливаются по мере усложнения предметной области военного дела, обусловленного изменением характера, развитием форм и способов современного вооруженного противоборства, разработкой новых систем вооружения и военной техники, а также в связи с увеличением учебной нагрузки: количества дисциплин, групп обучающихся и численности учебных групп. Тогда происходят известные в практике: переключение внимания преподавателя на

большую группу обучающихся в целом, изменения в характере взаимодействия с обучающимися, вызванные уменьшением контактного времени работы с каждым слушателем или курсантом, и преобладание 4 рутинных* процессов. «Рутинность» в преподавательском труде связывается, чаще всего, с необходимостью фиксации как функционально важных для преподавателя сведений о результатах педагогического взаимодействия с обучающимися (установления степени самостоятельности, оригинальности, системности, логичности и полноты ответов и суждений обучающихся по содержанию предметной области), так и формально необходимых данных, заносимых в журналы учета успеваемости, и другие документы. Параллельное ведение бумажных и электронных форм не улучшает ситуацию. Попытки «силовым способ ом * преодолеть общеизвестные выводы науки об объективной взаимосвязи между объемом решаемых задач, продолжительностью их решения и выделенными ресурсами в приложении к преподавательскому труду представляют собой напрасно затраченные усилия и могут привести лишь к временному, поверхностному эффекту. Поэтому имеет смысл поддержать преподавателя в его многотрудной борьбе за качество образования в военном вузе. Конкретизируя свою позицию по сформулированной теме, отметим, что на сегодняшний день и ближайшую перспективу альтернативы преподавателю нет. Его роль в изменяющемся мире лишь возрастает. Возрастает она, прежде всего, в направлении усиления творческой составляющей. Программные средства должны выполнять

поддержку тех его рутинных функций и в той мере, в которой в силу объективных причин при ограничениях на время и без потери качества преподавателю выполнить не представляется возможным.

В широком смысле качество - это характеристика степени соответствия продукции (услуги) ожидаемым или установленным требованиям. Известно большое количество высказываний выдающихся людей о качестве результатов труда в различных сферах деятельности. Приведем одно из них, которое принадлежит известному американскому ученому, автору многочисленных работ в области управления качеством доктору Эдвард су Демин гу: «15 % отклонений в качестве зависит от исполнителей и 85% дефектов определяются недостаточным управлением*. Что же такое качество образования?

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации* под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

В приведенной формулировке содержится аккумулированный требуемый результат деятельности руководящего и профессорско-преподавательского состава об-

■2018 № 5

31

разовательного учреждения. Подходы к обеспечению качества образования в вузах уточняются и конкретизируются б ходе совершенствования Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО). Так, в структуре ФГОС ВО 3++ в сравнении с 3+ добавлен новый раздел (номер YIII) - «Требования к обеспечению качества образования*. Содержательно новый раздел включает в себя процедуры внешней оценки, к которым относятся: государственная аккредитация; профессионально-общественная аккредитация; международная аккредитация, а также процедуры внутренней (вузовской) оценки качества образовательных программ.

При проведении внешней оценки закон об образовании определяет в качестве обязательной процедуры государственную аккредитацию, предполагающую для вузов оценку степени соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся Федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность. Применительно к высшей военной школе помимо ФГОС анализируются также квалификационные требования (КТ) заказчика.

К показателям государственной аккредитации деятельности вуза относятся показатели 1.1 и 1.2.

Показатель 1.1 - * Содержание и уровень подготовки* - позволяет оценивать соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям ГОС по уровню и содержанию.

Показатель 1.2 - «Качество подготовки* - характеризует следующие составля-

ющие: уровень требований к абитуриентам; соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ГОС; уровень организации научно-исследовательской работы обучающихся; востребованность выпускников; эффективность внутри вузовской системы обеспечения качества образования. Следовательно, указанный показатель представляет собой связующее звено между внешней и внутренней оценками качества.

Внутренняя (вузовская) оценка качества программ заключается в оценке основных характеристик образования (объема, содержания, планируемых результатов образовательной деятельности и подготовки обучающихся), организацион но-пе дагогиче-ских условий (соответствие применяемых форм, средств и методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся), форм аттестации, оценочных средств (контрольно-изм ерител ьные материалы для проведения: текущего контроля знаний (входного, оперативного(поурочного)), рубежного (по разделам и темам); промежуточной аттестации (итогового контроля по завершению изучения курса) и методических материалов (учебный план; календарный учебный график; рабочие программы учебных дисциплин и модулей; программы учебной и производственной практик; методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии; другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся).

В соответствии с требованиями руководящих до-

кументов в гражданских и военных вузах России созданы системы управления качеством, более известные на практике по аббревиатуре СМК (системы менеджмента качества). Основными вузовскими документами в области управления качеством являются: Политика в области качества, Руководство по качеству, Документированные процедуры управления качеством. Перечисленные документы содержат сведения об основных направлениях работы и целях руководящего и профессорско-преподавательского состава вуза в области качества, описание предметных областей применения СМК, обоснование исключений отдельных требований стандарта, описание необходимых для системы управления качеством процессов и процедур реализации требований, предъявляемых к СМ К стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

В целом система менеджмента качества вуза создается для разработки образовательных программ и их реализации посредством оказания услуг в сфере высшего профессионального и дополнительного образования, подготовки кадров высшей научной квалификации, производства научно-технической продукции.

В Законе «Об образовании в РФ^ и Постановлении Правительства 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности* в ст. 3 определено, что + Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению*, В приложении, в части касающейся вузов, перечислены следующие виды образовательных услуг:

7. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата.

8. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы специа л итета.

9. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы маг истратуры.

10. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

12. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы ассистентуры-стажировки.

18. Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

19. Реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки.

Образовательные услуги вузами оказываются в соответствии с перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, утверждаемыми Минобрнауки Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона 4Об образовании в РФ» содержание, а как следствие, и качество образования задаются образовательными программами и напрямую зависят от их качества. Поэтому качество программ является

по отношению к качеству образования исходным началом, важным фактором. В свою очередь, выстраивание стратегии обеспечения качества каждой образовательной программы осуществляется руководящим и профессорско-преподавательским составом вуза с учетом: всех этапов ее жизненного цикла: от проектных разработок до замены на другую, более современную. При этом в соответствии с терминологией стандартов ИСО Р необходимо ориентироваться на следующие этапы жизненного цикла образовательной программы, адаптировав их к специфике образовательной деятельности вуза:

- изучение реальной ситуации рынка образовательных услуг, предметной области, передового педагогического опыта, требований документов;

- проектирование и разработка модели результата, квалификационных требований, установление идентификационных признаков критериев оценки;

- планирование и разработка модели основного и обеспечивающих процессов, требований к их параметрам и выходным характеристикам, критериев оценки;

- выполнение мероприятий по материально-техническому, финансовому, кадровому, методическому, информационному и иным видам обеспечения;

- проведение рабочей экспертизы, педагогических экспериментов, исследований;

- реализация процессов, предоставление образовательных услуг, формирование результата;

- организация и проведение текущей и промежуточной аттестации;

- организация и проведение итоговой аттестации, подведения итогов;

- сборотчетныхданных, их обработка, формирование статистической базы, оценка эффективности процессов;

- обобщение и передача опыта образовательной деятельности, данных, апробированных методик в другие структурные подразделения, вузы, публикация результатов;

- передача данных, материалов на архивное хранение, корректировка или изъятие из пользования устаревших программ, методик, технологий, документов, внедрение эффективных инноваций.

Накопленный в системе высшего образования России опыт выполнения требований вышеперечисленных стандартов качества показал, что полноценное практическое внедрение СМК в деятельность вуза в современных условиях возможно только на основе разработки и реализации соответствующих методических и программных средств (комплексов) в прикладных компьютерных информационных технологиях.

За последние 10-15 лет на рынке программных продуктов появились программные комплексы автоматизации образовательных учреждений, в том числе вузов, и образовательной деятельности. К числу таких комплексов можно отнести следующие разработки: «Университет* компании йе<Л.аЬ, «1С¡Университет ПРОФ* фирмы 1С, ЬМЭ ВУЗ компании «Нин-тегра*, собственные инициативные разработки вузов, например, «Электронный университет» МРГУ имени Н.Э. Баумана, * Электронна я информационная образовательная среда* военного вуза (ВА ВКО, г. Тверь), +Электронный конструктор активных стратегий учебного процесса* (ОАО «РусБИТех»). Перечисленные программные комплексы имеют свои осо-

бенности, в них отражены мировоззрение разработчиков и их взгляды на автоматизацию процессов, протекающих в образовательных учреждениях. Можно выделить следующие подходы к их разработке.

Первый подход заключается в широком охвате всех сфер, прежде всего административной и финансово-хо-элиственной, деятельности образовательного учреждения. При этом отдельные вопросы, например, в учебной и методической работе, не прорабатываются глубоко. Такие технологии представляют собой адаптированные для целей образования ERP-си-стемы. Как известно, ERP-системы (ERP - англ. Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия) разрабатываются и применяются для оптимизации управления ресурсами, производственными процессами промышленных предприятий на всех этапах жизненного цикла продукции. Они используют единую базу данных об изделии (продукции), интегрируют в себе основные и вспомогательные информационные технологии и электронный документооборот. В приложении к образовательным учреждениям разработчики, насколько возможно, учитывают специфику о продукции» - образовательные услуги - и терминологию, дорабатывают программный код, базы данных.

Второй подход можно назвать традиционным. Он берет начало от этапа создания собственными силами образовательных учреждений первых компьютерных обучающих программ и комплексов. Этот этап иногда называли «островной» компьютеризацией, поскольку разработкой охватывались не все составляющие образовательного процесса, а лишь отдельные компонен-

ты - «острова», выбранные по усмотрению разработчиков. Такой подход позволял надежно заполнять нижний, рабочий уровень автоматизируемых процессов, В последу ющем требовалась системная интеграция «островов», что представляло собой сложную технологическую задачу. В современном воплощении такая задача имеет решение в виде программных продуктов для системы управления обучением (англ. Learning Management System - LMS), которые используются при разработке, управлении и распространении учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа в системах дистанционного обучения.

С учетом изложенного целесообразно принять комбинированный подход, суть которого состоит в выборе подходящих прототипов ERP-си-стемы, а также совместимой с ней системы управления обучением (LMS) с возможностью последующей их детализации за счет включения в них программных комплексов и средств вуза собственной разработки по составляющим проектирования и реализации образовательного процесса. В основу выбора базовых систем промышленной разработки должны быть положены современные требования к импортозамещению в России и необходимая функциональность.

Анализ характеристик известных программных продуктов показал их недостаточность по нескольким, далеко не всем, но важным позициям, которые в ВАВКО (г. Тверь) выделены как приоритетные направления развития компьютерных технологий для системы вузовской (внутренней) оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающих-

ся по программам высшего образования. Перечислим эти направления.

Первое. Проектирование и экспертиза образовательных программ.

Второе. Формирование фондов оценочных средств по дисциплинам, группам дисциплин и специальностям, разработка новых и развитие известных методик оценивания обучающихся.

Третье. Разработка и внедрение методов формирования и оценки у обучающихся практических навыков работы с программным пользовательским интерфейсом моделирующих комплексов и других компьютерных программ.

Четвертое. Выявление индивидуальных и групповых проблемных (по усвоению) дидактических ситуаций и выработка рекомендаций обучающимся и преподавательскому составу для их своевременного устранения.

Пятое. Разработка и внедрение методов многомерного анализа результатов комплексной педагогической (дидактической и психологической) диагностики обучающихся для ситуационного управления обучением и повышения эффективности подготовки обучающихся по программам высшего образования.

Шестое. Проектирование и экспертиза образовательных технологий военного вуза.

Названные направления развития компьютерных технологий для системы вузовской (внутренней) оценки качества образования отражают специфические, трудоемкие процессы деятельности руководящего и профессорско-преподавательского состава военного вуза. Их реализация производится в ВА ВКО (г. Тверь) в ходе разработки программного комплекса под-

держки принятия решений в системе управления качеством образования в военном вузе. Разработка является инициативной и берет свое начало от Экспертной системы компьютерного тестирования обучающихся (ЭС КТО).

Компонентами программного комплекса поддержки принятия решений в системе управления качеством образования военного вуза являются: программный комплекс проектирования и экспертизы основной профессиональной образовательной программы; экспертная система компьютерного тестирования обучающихся; программный комплекс проектирования и оценки эффективности образовательных технологий военного вуза. Перечисленные компоненты являются новыми, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации программ. Остановимся на их характеристике в порядке логики применения.

Первый компонепт - программный комплекс проектирования и экспертизы основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), Находится на стадии разработки. Актуальность работы вытекает из анализа процессов проектирования и экспертизы программ. Такие процессы представляют собой многоуровневые, протяженные по времени потоки работ с привлечением офицеров учебно-методического отдела, кафедр и факультетов академии. В ходе работ выявляются недостатки в содержании документов и организации образовательного процесса. Возникают циклы повторных работ по устранению недостатков и циклы проверок. Сложным является объект проектирования и экспертизы - основные профессиональные образовательные программы, содер-

жащие большое количество разнотипных документов. Поэтому итерационности и чрезмерных затрат рабочего времени при проведении экспертизы качества программ на практике избежать сложно. Следовательно, существует несоответствие между необходимостью качественных и своевременных проектирования и экспертизы комплекта документов, представляющего собой содержание ОПОП, и возникновением циклов повторных работ при выявлении и устранении ошибок, а также при подготовке исходных данных на различных этапах жизненного цикла программы, приводящих к превышению сроков проектирования и экспертизы. Работы по данному направлению проводит адъюнкт капитан A.A. Егра-лиев. В основу разработки программного комплекса положена научная гипотеза о том, что минимизировать сроки проектирования и экспертизы ОПОП возможно за счет оптимизации состава работ, порядка их выполнения на различных этапах жизненного цикла программы, при условии обеспечения требуемого качества ее содержания. Для оптимизации состава и порядка проведения работ модифицируются методики, заложенные в известных программных средствах управления проектами, а для проверки качества текстовых документов применяется семантический анализатор и совершенствуется база правил ЭС КТО.

Второй компонент - собственно экспертная система компьютерного тестирования обучающихся построена на основе семантического анализатора текстов ответов. Находится на стадии опытной эксплуатации, проходит модернизацию после проведения серии педагогических

экспериментов. ЭС КТО построена по модульному принципу. Относительно версии, представленной в [4], в ее состав включены новые модули, обеспечивающие поддержку деятельности руководящего и профессорско- преподавател ь-ского состава военного вуза.

В частности, П. В. Рыба л ь-ченко разработан модуль компьютерного тестирования и обучения практическим навыкам работы с программным пользовательским интерфейсом моделирующих комплексов, тренажных систем и других прикладных программ, который впервые позволяет формировать и проверять не знания о том, как действовать при эксплуатации компьютерных программ военного назначения, а практические навыки таких действий.

C.B. Дидковским разработаны методики и программный код для выявления, оценки и классификации проблемных (по усвоению) дидактических ситуаций применительно к отдельным обучающимся. В обиходе такие ситуации называют «пробелами в обученииВ программном модуле структурно-логическая схема учебной дисциплины детализируется до элементов содержания, которые подлежат изучению и по которым в последующем организуется контроль усвоения. С каждым таким элементом сопоставляются требования образовательной программы к уровням усвоения и конкретные компетенции. Результаты диагностики отображаются в виде тепловой карты, и при получении обучающимся неудовлетворительной оценки инициализируется проверка связи проверяемого элемента содержания учебной дисциплины с конкретной компетенцией. Если такая связь есть - прогнозируются последствия и

■2018 № 5

»

причины неусвоения учебного материала. Вырабатываются индивидуальные рекомендации обучающемуся и преподавателю по устранению возникшей ситуации. Иллюстрация процессов в модуле построена в двухмерной форме на основе листов электронной таблицы.

.Модуль формирования фондов оценочных средств по дисциплинам,группам дисциплин и специальностям. До настоящего времени фонды оценочных средств создаются самими преподавателями. При этом объем контрольных материалов, их дидактическая эффективность часто в недостаточной мере обеспечивают диагностику достижения целей обучения и находятся в прямой зависимости от уровня методической подготовки педагога. В академии совместно с соискателем - начальником кафедры ВИМГГУ имени Н.Э. Баумана полковником А.Ю, Кабардинским - разработана и апробирована методика назначения тестовых заданий различной дидактической эффективности для диагностики усвоения элементов содержания учебной дисциплины различной важности. Методика реализована в виде программного модуля, сертифицирована и интегрирована в ЭС КТО. В ходе проведенных исследований получены исходные данные о дидактической эффективности известных форм тестовых заданий, что наряду с применением оптимизационного метода позволило справиться с поставленной задачей.

Модуль трехмерного отображении исходных данных и результатов комплексной педагогической (дидактической и психологической) диагностики обучающихся. Стимулом для постановки и решения задачи послужили достижения в области созда-

ния современных компьютерных средств визуального анализа данных, а также положительные результаты, полученные C.B. Дидковским и А.Ю. Кабардинским в разработке и приложении аналогичных средств в области педагогической диагностики.

Исследование и развитие методических и программных средств визуального анализа результатов обучения группы обучающихся продолжаются в настоящее время в ходе диссертационного исследования подполковникаА.Ю. Уда лова. Разработанный им программный модуль также сертифицирован. Суть работы программного модуля заключается в накоплении индивидуальных данных о пробелах в обучении каждого курсанта и слушателя и построении в едином трех мерном пространстве совмещенной по группе обучающихся визуальной модели проблемных (по усвоению) дидактических ситуаций. По визуальной модели формируются обобщенные рекомендации обучающимся, а также рекомендации преподавателю по принятию ситуационных решений.

Третий компонент - программный комплекс проектирования и оценки эффективности образовательных технологий военного вуза. Находится на стадии разработки. Работа выполняется капитаном В.И. Колесниковым. В основу функционирования программного комплекса закладывается обработка статистики, накопленной в ходе применения ЭС КТО, а также в ходе практической деятельности руководящего и профессорско-преподавательского состава военного вуза. Накопленные данные и знания анализируются на предмет выявления зависимостей между содержанием ОПОП, формами, методами и

средствами обучения. Результатом обработки статистики и ее интерпретации экспертами является формирование рекомендаций по построению образовательных технологий.

Подводя итог, отметим следующее. Обеспечение требуемого качества военного образования является важной государственной задачей. Успешное выполнение ее зависит от многих факторов, в том числе, от обеспеченности руководства и профессорско-преподавательского состава военного вуза современными, эффективными, п рограм мно-мето дически м и инструментами управления качеством образования. Один из возможных подходов к созданию и применению такого инструмента - программного комплекса на примере ВА ВКО (г, Тверь) рассмотрен в данной статье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования,

3. Постановление Правительства 28 октября 2013 года

966 с О лицензировании образовательной деятельности».

4. Эксперта ая система компьютерного тестирования как основной инструмент системы управления качеством обучения в военном вузе // Вестник военного образования. - М., 2017. № 3 (6). С. 25-28.

5. Св. о гос. рег. 2016616440 Российская Федерация. Экспертная система компьютерного тестирования обучающихся {ЭС КТО) [Текст] /В.П. Манеркин, И А. Манеркина, C.B. Дидков-ский, П.В. Рыбальченко[и др.]; заявитель и правообладатель В.П. Манерки в. - № 2016616440; заявл. 17.03.2016; зарег. 10.06.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.