Научная статья на тему 'СООТВЕТСТВОВАТЬ КВАЛИФИКАЦИИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ КАФЕДРЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ВКО'

СООТВЕТСТВОВАТЬ КВАЛИФИКАЦИИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ КАФЕДРЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ВКО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННОГО ВУЗА / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / EDUCATIONAL OCCUPATION OF MILITARY UNIVERSITY / MANAGEMENT OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS / THE MAIN DIRECTION OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF TRAINING OF MILITARY SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Владимир Александрович, Детушев Иван Иванович

В статье рассмотрены основные направления повышения качества подготовки слушателей по дисциплинам кафедры материально-технического обеспечения Военной академии ВКО и пути их реализации в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитин Владимир Александрович, Детушев Иван Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIT THE QUALIFICATIONS THE CONTENT OF THE BASIC DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF PREPARATION OF LISTENERS ON DISCIPLINES OF THE DEPARTMENT OF MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT OF MILITARY ACADEMY OF ASD

The article reveals the content of the basic directions of improvement of quality of preparation of listeners on disciplines of the Department of material and technical support of military academy of ASD and the methods of getting the results according to requirements of Federal State Educational Law.

Текст научной работы на тему «СООТВЕТСТВОВАТЬ КВАЛИФИКАЦИИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ КАФЕДРЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ВКО»

шш

s*; I I

-r-v-ir AJ

Ümr

В.А. НИКИТИН, V.A. NIKITIN,

И.И. ДЕТУШЕВ I.I. DETUSHEV

СООТВЕТСТВОВАТЬ КВАЛИФИКАЦИИ

FIT THE QUALIFICATIONS

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ КАФЕДРЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ВКО

THE CONTENT OF THE BASIC DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF PREPARATION OF LISTENERS ON DISCIPLINES OF THE DEPARTMENT OF MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT OF MILITARY ACADEMY OF ASD

Сведения об авторах: Никитин Владимир Александрович - доцент кафедры материально-технического обеспечения Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза ГЛ. Жукова, кандидат военных наук, доцент (г. Тверь );

Детушев Иван Иванович - преподаватель кафедры материально-технического обеспечения Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза ГЛ. Жукова, подполковник (г. Тверь).

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления повышения качества подготовки слушателей по дисциплинам кафедры материально-технического обеспечения Военной академии ВКО и пути их реализации в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).

Ключевые слова: образовательная деятельность военного вуза, менеджмент качества образовательного процесса, основные направления повышения качества подготовки военных специалистов.

Information about the authors: Vladimir Nikitin - Associate Professor

- of the Material and Technical Support Department of the Military Academy

of the East Kazakhstan Region named after Marshal of the Soviet Union G.K. Zhukova, Candidate of Military Sciences, Associate Professor (Tver);

Ivan Detushev - Lecturer, Department of Material and Technical Support of the Military Academy of the East Kazakhstan Region named after Marshal of the Soviet Union GK Zhukov, Lieutenant Colonel ( Tver ).

Summary. The article reveals the content of the basic directions of improvement of quality of preparation of listeners on disciplines of the Department of material and technical support of military academy of ASD and the methods of getting the results according to requirements of Federal State Educational Law.

Keywords: Educational occupation of military university, management of quality of educational process, the main direction of improvement of quality of training of military specialists.

На современном этапе развития общества и Вооруженных Сил РФ новым объектом управления становится качество образования. В связи с реформированием военного образования, введением ФГОС ВО, сложность и многогранность проблемы каче-

ства образования требуют принципиально нового подхода к ее решению.

Наличие системы менеджмента качества в военном вузе является удобной формой контроля, который делегируется на более низкие уровни управления. Си-

стема управления качеством образовательного процесса является составной частью системы управления военным вузом.

Наша главная задача, как преподавателей, состоит в постоянном повышении качества обучения слушателей по соот-

: | й ! .1 ;

1 г 1 1 1 1 ■ '

>11/;' II: 1!

ветствующим учебным программам.

Проблема повышения качества образования рассматривается нами, как совокупность трех составляющих: качество надо планировать (процессы и результат); контролировать (мониторинг, измерение, самооценка); постоянно улучшать (корректирующие и предупреждающие действия). В рамках указанной схемы начинать надо с планирования, т.е. с определения целей образовательного процесса.

Так, для учебного процесса была определена цель: «Подготовить квалифицированного военного специалиста, способного выполнять должностные обязанности по предназначению, готового к постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности».

На уровне конкретных действий качество можно определить, как совокупность показателей, от соотнесения с которыми зависит вся деятельность учебного заведения и кафедры в частности. Мы должны постоянно отвечать на вопросы: чего хотим достичь (качество результата); что должны для этого сделать (качество процесса); какие средства нужны для этого (структурное качество)?

К ключевым факторам, определяющим качество подготовки военных специалистов, мы относим следующие (см. схему).

Основными направлениями повышения качества подготовки специалистов по нашему мнению являются:

1. Подготовка военных специалистов с учетом ориентации на практическое выполнение своих должностных обязанностей по предназначению.

Основными задачами этого этапа являются: изучение и анализ состояния и структуры

Преподаватели в ходе командировок и войсковых стажировок изучают проблемные вопросы; возникающие в деятельности должностных лиц по организации тылового и технического обеспечения воинских частей и соединений ПВО ВКС, а также анализируют наличие и достаточность теоретических знаний и практических навыков должностных лиц для решения данных проблем.

соединений и частей ПВО ВКС, положения дел в них по предметной области кафедры. С этой целью кафедра организует выезд в воинские части и соединения ПВО ВКС на войсковую стажировку (в командировку), где изучает и анализирует процесс тылового и технического обеспечения, работу должностных лиц по реализации этого процесса. Далее на заседании кафедры вырабатывают рекомендации по внесению изменений в тема-

тические планы и методику подготовки слушателей.

При подготовке и проведении занятий преподаватели кафедры постоянно работают над развитием интерактивных методов обучения, таких, как «Мозговой штурм», деловая игра.

Одно из центральных мест в процессе обучения и при рубежном контроле успеваемости слушателей отводится решению ситуационных задач, в результате решения которых вырабатываются и принимаются решения в определенных ситуациях. Результатом решения задач по дисциплине «Материально-техническое и медицинское обеспечение» является получение данных, необходимых командиру для оценки обстановки и принятия решения на ведение боевых действий (боевого применения) с учетом вопросов материально-технического обеспечения.

Решение таких задач организуется на групповых упражнениях и практических занятиях, которые в соответствии с требованиями руководящих документов имеют целью приобретение слушателями практических навыков и опыта в планировании и

Схема. Ключевые факторы, определяющие качество подготовки военных специалистов

ч^ЗДТГШ

|длШШш

организации боевых действий, их материально-техническом обеспечении и управлении войсками.

При проведении групповых упражнений и практических занятий по дисциплине «Материально-техническое и медицинское обеспечение» основное время должно быть выделено на выработку и доклад обучаемыми решения по ситуационной задаче. Однако опыт проведения данных занятий по нашим дисциплинам показывает, что основное время слушатели затрачивают на проведение расчетов, а не на выработку и доклад решения по задаче. Таким образом, обучаемым на подготовку и доклад своих решений остается не более 25-30% времени, отводимого на занятие. Для повышения эффективности практических занятий и групповых упражнений необходимо сократить время на проведение тактико-тыловых расчетов, используя для этого ПЭВМ. Для решения этой задачи на кафедре оборудован компьютерный класс с ПЭВМ.

Коллективом кафедры разработан комплекс задач специального программного обеспечения для автоматизации системы управления МТО. При использовании компьютерного класса и специального программного обеспечения значительно сокращается время на разработку боевых и планирующих документов по управлению силами и средствами МТО, выработку альтернативных вариантов решения на МТО в ходе групповых упражнений, практических занятий, а также в ходе проведения КШУ, КШВИ с профессорско-преподавательским составом и слушателями.

Данный комплекс позволит оптимизировать методику проведения расчетов по оценке обстановки и принятию решений на МТО и увеличить время на выработку и доклад предложений и решений, что повысит степень достижения целей занятий и вы-

полнения квалификационных требований по дисциплинам кафедры.

2. Проектирование процесса обучения.

От его качества во многом зависит качество результатов. Проектирование процесса обучения подразумевает: проектирование и разработку рабочих учебных планов и программ; формирование кадрового потенциала кафедры; материально-техническое обеспечение учебного процесса. Для реализации данного направления кафедрой разработаны учебные программы для слушателей всех специальностей и специализаций в соответствии с современными требованиями подготовки слушателей, учитывающие особенности профессиональной деятельности наших выпускников в современных условиях. Также разработаны и изданы учебные пособия, в которых учтены особенности применения воинских частей и соединений ПВО ВКС в соответствии с требованиями боевых документов. При разработке новых учебных пособий особое внимание уделяется опыту материально-технического обеспечения группировок ВКС, выполняющих задачи за пределами страны, в отрыве от основных баз обеспечения.

3. Внедрение в образовательный процесс современных подходов к обучению и воспитанию слушателей.

В этом вопросе можно выделить несколько узловых моментов.

Первое, процесс деятельности преподавателя строится в зависимости от уровня подготовки слушателей (особенно это относится к специальному факультету и факультету переподготовки и повышения квалификации (ФППК)). С этой целью на кафедре проводятся заседания, где рассматриваются вопросы об особенностях подготовки и проведения занятий со слушателями данных факультетов, учитывающих уровень профессиональной подготовки слушателей.

Второе, внутренняя система управления качеством образования в вузе должна иметь системный характер и основываться на комплексном подходе. Это должно проявляться не только на административном уровне, но и каждый преподаватель академии, реализующий образовательный процесс с позиции комплексного подхода, должен выступать как в роли «поставщика», так и в роли «потребителя». Данное обстоятельство требует от него широкого использования в

учебной деятельности межпредметных связей. В этой связи преподаватели кафедры постоянно посещают межкафедральные совещания, проводят консультации с коллегами других кафедр по вопросам качества отрабатываемых комплексных тактических задач.

Качество образовательного процесса и деятельности преподавателей постоянно находится во внимании руководства академии, учебно-методического отдела, методического совета академии, предметно-методических комиссий кафедр.

Третье, мониторинг (измерение, анализ и улучшение). Цель мониторинга и последующей оценки - получение объективной информации о степени соответствия получаемой квалификации и приобретенных знаний слушателями и принятие мер по повышению уровня качества обучения. Это находит отражение в постоянном рубежном контроле усвоения пройденного материала на всех видах занятий путем проведения летучек, полетного опроса, решения тактико-тыловых задач, а также проведения контрольных работ и анализа их результатов.

Четвертое, в настоящее время ведущим фактором, определяющим состояние и возможности качества подготовки специалистов, является уровень совершенствования материально-технической базы кафедры и вуза в целом.

С этой целью на кафедре постоянно проводятся мероприятия по совершенствованию МТБ. Перерабатывается наглядный материал (учебные стенды, макеты, учебные фильмы, презентации). Совершенствуется учебно-материальная база (ремонт и переоборудование учебных кабинетов, учебных объектов). Своевременно перерабатываются и совершенствуются учебно-методические материалы для проведения занятий с использованием современ-

ных средств обучения (ПЭВМ, КСО).

Пятое, качество обученности выпускника зависит от его профессиональной подготовки и готовности выполнять обязанности по должностному предназначению. С этой целью в дисциплинах стало уделяться больше времени практическим видам занятий, где обучаемые приобретают практические навыки управления материально-техническим обеспечением воинских частей и соединений ПВО ВКС в любых условиях обстановки.

4. Контроль, анализ и корректировка образовательного процесса.

Основные цели - обеспечение, управление и совершенствование образовательного процесса.

Оценка качества должна носить комплексный, системный характер и охватывать такие объекты управления качеством, как: обучаемые, образовательный процесс и само образовательное учреждение.

При планировании и проектировании учебного процесса должны вноситься все изменения, корректирующие недостатки, которые выявлены в результате мониторинга и анализа образовательного процесса. Для этого в каждом вузе должна развиваться система образовательного мониторинга, которая, основываясь на данных анализа качества подготовки наших выпускников, вырабатывает предложения для повышения качества образовательного процесса.

Использование системы образовательного мониторинга и проведение экспертного оценивания позволяют выявить недостатки и слабые стороны образовательного процесса и принять соответствующие корректирующие действия, направленные на повышение качества образования.

Комплексный анализ позволит нам наметить области улучшений - таким образом достичь

ЛИЗСЩфГГП

1 М^^п'пп^1

поставленной цели по повышению качества образования.

Изучение и анализ контролирующей функции подразделяются на контроль обучаемых и контроль самой системы менеджмента качества подготовки военных специалистов. Контроль обучаемых ведется в параметрах текущего, рубежного, промежуточного и итогового.

Главной целью контроля самой системы менеджмента качества подготовки военных специалистов является выявление слабых сторон всего образовательного процесса и определение позитивных аспектов повышения качества. С этой целью на заседаниях Ученого совета академии, кафедр регулярно рассматриваются вопросы повышения качества образовательного процесса и внедрения новых информационных и обучающих технологий.

На наш взгляд, обозначенные направления в большой мере обеспечат выполнение заказа наших потребителей, а именно подготовку высококвалифицированных военных специалистов, способных на высоком уровне выполнять обязанности по должностному предназначению. Применение в образовательном процессе кафедры современных педагогических технологий позволит поднять на более высокий уровень качество подготовки наших обучаемых и повысить степень выполнения квалификационных требований и учебных программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Метлицкий, Г.И. Современные технологии для военно-профессиональной подготовки обучающихся в вузах ВКО. - М.: Военное образование, № 2. 2015. С. 34-37.

2. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т. 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2014. С. 56-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.