Научная статья на тему 'Социальное управление качеством высшего военного образования'

Социальное управление качеством высшего военного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER MILITARY EDUCATION / QUALITY OF HIGHER MILITARY EDUCATION / SOCIAL QUALITY MANAGEMENT OF HIGHER MILITARY EDUCATION / SYSTEM OF HIGHER MILITARY EDUCATION / COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE QUALITY OF MILITARY EDUCATION / QUALITY INDICATORS OF HIGHER MILITARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истомина Ксения Викторовна

Управление качеством российского высшего военного образования обладает многогранностью и сложностью определения. Потому проблематика выбора адекватного инструментария для измерения и оценки качественных соответствующих показателей имеет сложные и неоднозначные решения. В целях более полного отражения понятия качества образования в эмпирической реальности необходим синтез качественноколичественных методов исследования. Несмотря на множество имеющихся способов оценивания качества высшего образования, адекватных возможностей, удовлетворяющих признакам комплексности понятия качества образования, так и не было найдено. Система российского высшего военнопрофессионального образования, обладающего собственной спецификой, также нуждается в методологии комплексной оценки качества образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL QUALITY MANAGEMENT OF HIGHER MILITARY EDUCATION

Quality Management of Russian higher military education has a variety and complexity of definition. Therefore, the problem of choosing an adequate tool for measuring and evaluating the quality of relevant indicators has complex and ambiguous solutions. In order to better reflect the concept of quality of education in the empirical reality, it is necessary to synthesize qualitative and quantitative research methods. Despite the many available ways to assess the quality of higher education, adequate opportunities that meet the criteria for the complexity of the concept of quality of education have not been found. The system of Russian higher military professional education, which has its own specifics, also needs a methodology for a comprehensive assessment of the quality of the educational process.

Текст научной работы на тему «Социальное управление качеством высшего военного образования»

Социальное управление качеством высшего военного образования

Истомина Ксения Викторовна,

преподаватель, Военный университет МО РФ E-mail: [email protected]

Управление качеством российского высшего военного образования обладает многогранностью и сложностью определения. Потому проблематика выбора адекватного инструментария для измерения и оценки качественных соответствующих показателей имеет сложные и неоднозначные решения. В целях более полного отражения понятия качества образования в эмпирической реальности необходим синтез качественно-количественных методов исследования. Несмотря на множество имеющихся способов оценивания качества высшего образования, адекватных возможностей, удовлетворяющих признакам комплексности понятия качества образования, так и не было найдено. Система российского высшего военно-профессионального образования, обладающего собственной спецификой, также нуждается в методологии комплексной оценки качества образовательного процесса.

Ключевые слова: высшее военное образование, качество высшего военного образования, социальное управление качеством высшего военного образования, система высшего военного образования, комплексная оценка качества военного образования, показатели качества высшего военного образования.

е

CJ

Е

сэ см о см

<3

В условиях совершенствования российского военного строительства появляется объективное противоречие между необходимостью социального управления качеством высшего военного образования и отсутствием адекватных инструментов его социологической оценки; между теорией и практикой социального управления качеством высшего военного образования.

В этой связи, возникает актуальная научная задача по разработке методического аппарата по социальному управлению качеством высшего военного образования на основе его социологической оценки.

Специфика социологического подхода к исследованию управления качеством высшего военного образования состоит в том, что искомое понятие всегда, так или иначе, рассматривается институционально, с точки зрения его социальной роли и социальных функций и во взаимосвязи с другими социальными подсистемами, с одной стороны; с другой стороны, оно выступает объектом регулирования своих основных субъектов как акторов. Все вместе это составляет целостную социологическую картину функционирования изучаемого явления как системного образования. Считая наиболее общим предметом своего изучения образование в целом как социальный институт, мы подразумеваем выявление конкретных и вполне устойчивых форм его организации и их конкретные проявления в деятельности организаций высшего военного образования через действия и взаимодействия субъектов высшего военного образования.

Искомый предмет изучения находится на стыке двух отраслевых социологий: социологии образования и военной социологии, что обусловливает и специфику его исследования. Итак, остановимся на характеристике социальных функций института образования и их специфике в высшем военном образовании.

Сущность высшего военного образования состоит в целенаправленном процессе и соответствующем результате передачи имеющегося социально обусловленного опыта руководства военной службой, передаваемого в учреждениях высшего военного образования специально подготовленными педагогическими работниками и другим кругом компетентных лиц обучаемым (курсантам ВВУЗов). Высшее военное образование является социальной подсистемой, выстраиваемой на пересечении двух социальных институтов: системы высшего образования и системы военной службы, что обусловливает собой наличие признаков обоих социальных институтов. В свою очередь, система высшего военного образования включает в се-

бя подсистемы более низкого порядка - военно-учебные заведения высшего образования [1].

Особенностями системы высшего военного образования (А.В. Кравец, Л. Шарый, Г. Зибров) можно считать следующие: подготовка к выполнению профессиональных функций на вполне конкретных (первичных) офицерских должностях; наличие специальной атрибутики; специфические условия подготовки будущих военных специалистов, смоделированных близко к военным; тесная связь с формированием у обучаемых морально-волевых качеств; создание определенной дисциплинарной микросреды; непрерывность военного образования как его атрибут; зависимость высшего военного образования от реализуемой военной доктрины государства; от себя добавим, что основным заказчиком подготовки специалистов выступает государство в лице различных ведомств.

При всем многообразии подходов к оценке качества образования как системного понятия мы считаем целесообразным придерживаться комплексного подхода (Н.А. Селезнева, А.И. Субет-то, Т.Е. Ухабина, Т.О. Толстых, Л.А. Семенова) [2]. С этой точки зрения качество высшего военного образования понимается как (а) качество процессов; (б) качество результатов (качество подготовки офицеров); (в) динамику изменений состояния обучаемого контингента в результате воздействия процессов (результат подготовки минус качество входного ресурса). В ипостаси результата мы рассматриваем инвариантную для всех субъектов оценки модель личности офицера, получаемую «на выходе», а в данной «модели офицера» для нас важны социально значимые качества личности офицера, заданные необходимостью выполнения специфических функций институтом военной службы. В качестве основных (инвариантных) групп социальных требований мы выделяем требования к общепрофессиональному развитию; требования к развитию коммуникативных компетенций; требования к общекультурному развитию; требования к морально-волевым качествам [3]. В свете перечисленного, к наиболее общим критериям сформированности указанных групп качеств личности офицера выступают высокая мотивация на военно-профессиональную деятельность и служение Родине, государству; наличие разносторонних знаний в самых различных областях профессиональной деятельности и смежных с ней областях; рефлексивно-патриотическая жизненная позиция. Исходя из данных критериев выводятся и требования к качеству процессов.

Социологический подход к управлению качеством высшего военного образования направлен на понимание того, каким способом происходит согласование взаимных интересов различных социальных групп в вопросах управления качеством образования. Под социальным управлением качеством высшего военного образования в данной работе понимается управление (качеством как объектом) на основе включенности различных субъектов образования в данный процесс, пресле-

дующее цели развития высшего военного образования в интересах больших социальных групп или общества в целом [4]. Теоретическая модель социального управления качеством высшего военного образования представляет собой систему, состоящую из следующих элементов: субъектов управления, на основе согласования порядков, становящихся коллективным субъектом; процесса воздействия на процессы внутри образовательной системы и результаты через систему ресурсного обеспечения. Социологический подход к управлению качеством высшего военного образования предполагает широкий социальный контекст, а само качество образования предстает как социальный феномен, обусловленный широкой сетью социальных связей и отношений.

Исследование процесса социального управления качеством высшего военного образования наиболее оптимально производить в рамках неоинституционального подхода (теории контрактов Н. Флигстина, согласования интересов Л. Теве-но и легитимации П. Джимаджио и У. Пауэлла). Субъекты (5г5п) (различных порядков, Л. Тевено) становятся коллективным субъектом управления на основе выработки общей системы критериев оценки. Выработка данных критериев происходит на основе понимания и согласования цели социального развития для системы высшего военного образования. Согласование порядков приводит к формированию некоего обобщенного мнения, выражаемого через коллективный субъект. Институциональные образования (Н. Флигстин) (мы понимаем под ними совокупность традиций и инноваций) воздействуют на мотивационные структуры и формируют концепции контроля. Переход инноваций в институциональные образования обеспечивается легитимностью (П. Димаджио, У. Па-уэлл) [5]. Таким образом, социальное управление предполагает выявление и изменение институциональной среды, базирующейся на легитимности.

Системный процесс управления качеством высшего военного образования предполагает его оценку, анализ соответствия, выявление достижений и проблем, прогнозирование и моделирование, внедрение инноваций, контроль. В этом алгоритме социологическая оценка (диагностика) выполняет ключевую роль. Социологическая оценка качества высшего военного образования предполагает формирование устойчивой «обратной связи» с основными субъектами образования, и эта связь является не одно-, двухсторонней, а многосторонней. Социологичность оценки качества заключается в возможности интегрировать несколько каналов «обратной связи» в единое звено управления [6].

Качество высшего военного образования обладает многогранностью и сложностью определения. Тем более сложно подобрать валидный инструментарий для его измерения и оценки. Очевидно, что для более полного отражения понятия в эмпирической реальности требуется синтез качественно-количественных методов исследова-

сз о

о Л о

о сз о в

ния. Несмотря на множество имеющихся способов оценивания качества высшего образования, адекватных возможностей, удовлетворяющих признаку комплексности понятия, так и не было найдено. То же можно отметить и в отношении высшего военного образования, обладающего собственной спецификой.

Оценка результатного аспекта качества высшего военного образования предполагает некую обобщенную оценку субъектами образования уровня подготовленности выпускников высшей военной школы в самых различных областях знаний, так или иначе имеющих отношение к будущей профессиональной деятельности офицеров. С этой целью предполагается знать, какие именно требования выдвигает современное общество, в целом, и заинтересованные стороны, в частности, к уровню подготовки выпускников высшей военной школы, к их знаниям, умениям, сформированным личностным качествам.

В результате проведенного анализа по оценке различных аспектов качества высшего военного образования сквозь призму мнений и оценок субъектов образования, можно обозначить основные направления совершенствования процесса социального управления качеством высшего военного образования.

1) Между руководителями и преподавателями имеется согласованность относительно приоритетных знаний, навыков и качеств, формируемых у будущих офицеров. Однозначно выше всего оценены общепрофессиональная подготовка выпускников, а также патриотизм и межкультурная толерантность. Однако можно говорить о некоей традиционности в понимании современной модели личности офицера как результата образовательной подготовки. Как правило, руководители ВВУЗов отдают недостаточно приоритета отдельным компонентам подготовки, которые вполне актуальны с учетом современных условий. Важно донести до руководителей ВВУЗов приоритеты общекультурного развития современного офицера (общего кругозора, эрудиции, гуманитарной подготовки), навыков работы с компьютерными и информационными технологиями, языковой грамотности (знания иностранных языков), навыков проектной работы, выполнения научных работ, навыков групповой работы в команде. Таким образом, важным направлением является динамичное изменение взглядов на цели и содержание подготовки современного офицера в высшей военной школе (например, осознание важности экологического воспитания и формирования критического мышления, самостоятельной жизненной позиции).

2) В социальном управлении качеством высшего е военного образования важную функцию и роль е могут и должны выполнять другие заинтересованные субъекты - общественные организации

° военно-патриотической направленности, эко-ав логической, историко-культурной и других ви-

дов направленностей. Было бы хорошей практикой привлекать их к формированию идеального образа (модели) выпускника-офицера, к выдвижению от их имени социальных требований к уровню развития у офицеров определенных социально значимых качеств. Одновременно социальные партнеры могли бы способствовать формированию идейности (идея служения Родине, народу) как неотъемлемого качества современного офицера (по оценкам субъектов образования, данное качество пока что формируется слабо), усиливать мотивацию обучаемых к службе в Вооруженных Силах страны.

3) Социальное управление качеством высшего военного образования должно предполагать согласованность субъектов образования в решении следующих наиболее важных вопросов функционирования ВВУЗа, составляющих на данный момент проблемные аспекты: мотивация обучаемых к службе в ВС; идейность как атрибут профессиональной деятельности офицера; повышение уровня общефизической подготовки на всем протяжении обучения в ВВУ-Зе; воспитание патриотизма в его деятельном, а не только эмоциональном восприятии; развитие самостоятельной гражданской позиции и критического мышления; повышение первичных навыков командования и руководства коллективом через внедрение активных форм групповой работы; развитие социальных навыков обучаемых через активизацию их на занятиях в формах публичных выступлений, защит групповых и индивидуальных проектов; развитие общекультурной и гуманитарной подготовки обучаемых, расширение их кругозора в самых различных областях сверх профессиональной деятельности.

4) Социальное управление качеством высшего военного образования предусматривает четкое понимание и одинаковую трактовку понятия «образовательные инновации» всеми субъектами образования. Проведение методических семинаров на данную проблематику могло бы восполнить пробел знаний руководителей ВВУ-Зов в данной области и транслировать затем имеющийся теоретический потенциал в институциональную среду, прежде всего, преподавательскому коллективу и затем - обучаемым. Формирование современной инновационной среды военного вуза должно основываться на развитии субъект-субъектных отношений, на повышении личностной активности как преподавателей, так и обучаемых через стимулирование их участия в выработке новых идей, касающихся развития высшей военной школы.

5) Социальное управление качеством высшего военного образования должно оперировать конкретными потребностями субъектов образования, а именно - проводить диагностику данных потребностей и искать совместные пути их удовлетворения. Проведенный анализ показал

игнорирование данного аспекта в современном военном ВВУЗе. Так, неудовлетворенными остаются потребности обучаемых в получении дополнительного образования (общегуманитарной подготовки, языковых знаний и навыков, т.д.), в творческой самореализации, в реализации других личностных возможностей, которыми обладают обучаемые. В то же время, преподаватели как субъекты образования также не вполне могут реализовать свой научный и другие виды потенциалов, могущие привнести позитивные изменения в развитие институциональной среды ВВУЗа и повысить, тем самым, качество образования. Обозначенные направления совершенствования процесса социального управления качеством высшего военного образования являются базовыми. Развитие соответствующих направлений возможно лишь при условии наличия согласованности между субъектами образования по поводу основных целей, ценностей высшей военной школы, что достижимо в открытой, доступной информационной среде современного военного вуза.

Литература

1. Дедушкина Т.А. Социальное проектирование дошкольных образовательных организаций: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2014.

2. Кочетов В.В. Социальное проектирование дополнительного образования молодёжи в крупном городе: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2012.

3. Луков В.А. Социальное проектирование. 7 -е изд. М.: Моск. гуманитарный ун-т, Флинта, 2007.

4. Тощенко Ж.Т. Прогнозирование, проектирование и планирование в социальном управлении // Социологические исследования, 2005, № 5, с. 23-45.

5. Фролов С.С. Возникновение и развитие правил в практике управления социальными систем // Социологические исследования, 2015, № 3.

6. Шмарион Ю.В. Социальное проектирование комплексов непрерывного профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Белгород, 2004 и др.

SOCIAL QUALITY MANAGEMENT OF HIGHER MILITARY EDUCATION

Istomina K.V.

Military University of the Russian defense Ministry

Quality Management of Russian higher military education has a variety and complexity of definition. Therefore, the problem of choosing an adequate tool for measuring and evaluating the quality of relevant indicators has complex and ambiguous solutions. In order to better reflect the concept of quality of education in the empirical reality, it is necessary to synthesize qualitative and quantitative research methods. Despite the many available ways to assess the quality of higher education, adequate opportunities that meet the criteria for the complexity of the concept of quality of education have not been found. The system of Russian higher military professional education, which has its own specifics, also needs a methodology for a comprehensive assessment of the quality of the educational process.

Keywords: higher military education, quality of higher military education, social quality management of higher military education, system of higher military education, comprehensive assessment of the quality of military education, quality indicators of higher military education.

References

1. Dedushkina T.A. Social design of preschool educational organizations: author. dis. ... cand. sociol. sciences. M., 2014.

2. Kochetov V.V. Social design of further education of youth in a large city: author. dis. ... cand. sociol. sciences. M., 2012.

3. Lukov V.A. Social design. 7th ed. M .: Mosk. Humanities University, Flint, 2007.

4. Toshchenko Zh.T. Prediction, design and planning in social management // Sociological studies, 2005, No. 5, p. 23-45.

5. Frolov S.S. The emergence and development of rules in the practice of managing social systems // Sociological Studies, 2015, No. 3.

6. Shmarion Yu.V. Social design of continuing professional education complexes: author. dis. ... Dr. Sociol. sciences. Belgorod, 2004, etc.

C3

о

о Л о

о сз о в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.