Научная статья на тему 'Система управления образовательным процессом при подготовке специалистов в высшем военном учебном заведении'

Система управления образовательным процессом при подготовке специалистов в высшем военном учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / КУРСАНТЫ / НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоус Олег Иванович, Гупалов Максим Михайлович, Смирнов Алексей Михайлович

В статье излагаются основные характеристики системы управления образовательным процессом при подготовке специалистов в высшем военном учебном заведении. Выявлено, что система управления военным вузом представляет собой многоуровневую систему с жёстким распределением управленческих функций на каждом уровне. При этом наиболее эффективно действующими являются вертикальные связи между уровнями. Горизонтальные связи между элементами одного уровня функционируют неэффективно, так как не контролируются в вертикальных связях. Таким образом, представляется актуальной разработка обоснованного метода организации образовательного процесса, предполагающего управленческое воздействие на каждом уровне общей системы, в которую складывается управление образовательным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supervision system for the educational process at training the specialists in the higher military educational institution

The article presents the main characteristics of the supervision system for the educational process at training the specialists in the higher military educational institution. It has been revealed that the supervision system at the military higher education institution represents multilevel system with the rigid distribution of administrative functions at each level. Thus, the vertical communications between levels are the most effectively acting. Horizontal communications between elements of one level function inefficiently as they aren't controlled in vertical communications. Thus, the development of the reasonable method for the organization of the educational process assuming administrative influence at each level of the general system into which the management of the educational process is formed.

Текст научной работы на тему «Система управления образовательным процессом при подготовке специалистов в высшем военном учебном заведении»

- основываясь на полученных данных можно отметить, что спортсменки высокой квалификации могут демонстрировать аналогичные показатели по моторной плотности поединка, что и мужчины;

- при моделировании спарринга в рамках учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать показатели МПП и стремиться приблизиться по частоте выполнения инициированных действий на протяжении всего времени поединка к максимальному показателю, т.е. инициировать действия каждые 5 секунд.

ЛИТЕРАТУРА

1. Врублевский, Е.П. Индивидуализация тренировочного процесса спортсменок в ско-ростно-силовых видах легкой атлетики / Е.П. Врублевский. - М. : Советский спорт, 2009. - 232 с.

2. Грец, И.А. Рекордные спортивные достижения женщин в аспекте полового диморфизма : дис. ... д-ра пед. наук / Грец И.А. - Смоленск, 2012. - 408 с.

3. Иванов, А.В. Подготовка дзюдоисток на основе индивидуального учета циклических изменений работоспособности : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Иванов А.В. - СПб., 1994. - 21 с.

4. Лисицын, В.В. Специфика технико-тактической подготовки женщин-боксеров высокого класса / В.В. Лисицын. - М. : ЛЕНАНД, 2014. - 352 с.

REFERENCES

1. Vrublevsky, E.P. (2009), Individualization of the training process in speed-and-strength kinds of track and fields, Soviet Sport, Moscow.

2. Grets, I.A. (2012), Record sporting achievements of women with consideration of sexual dimorphism, dissertation, Smolensk.

3. Ivanov, A.V. (1994), Training female judo athletes with regard for individual cyclic changes in working capacity, abstract of thesis for Master's degree, dissertation, St. Petersburg.

4. Lisitsyn, V.V. (2014), Techniques-and-tactics peculiarity of training high level female boxers, Lenand, Moscow.

Контактная информация: i.bagirka@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.10.2015

УДК 378

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕМ ВОЕННОМ УЧЕБНОМ

ЗАВЕДЕНИИ

Олег Иванович Белоус, кандидат педагогических наук, Максим Михайлович Гупалов, кандидат педагогических наук, Алексей Михайлович Смирнов, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России (СПВИ ВВ МВД России)

Аннотация

В статье излагаются основные характеристики системы управления образовательным процессом при подготовке специалистов в высшем военном учебном заведении. Выявлено, что система управления военным вузом представляет собой многоуровневую систему с жёстким распределением управленческих функций на каждом уровне. При этом наиболее эффективно действующими являются вертикальные связи между уровнями. Горизонтальные связи между элементами одного уровня функционируют неэффективно, так как не контролируются в вертикальных связях. Таким образом, представляется актуальной разработка обоснованного метода организации образовательного процесса, предполагающего управленческое воздействие на каждом уровне общей системы, в которую складывается управление образовательным процессом.

Ключевые слова: управление, реформирование военного образования, функции управления, образовательный процесс, управление качеством образования, преподавательский состав, курсанты, научная организация, планирование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p48-56

SUPERVISION SYSTEM FOR THE EDUCATIONAL PROCESS AT TRAINING THE SPECIALISTS IN THE HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

Oleg Ivanovich Belous, the candidate of pedagogical sciences, Maxim Mikhailovich Gupalov, the candidate of pedagogical sciences,

Alexey Mikhailovich Smirnov, the junior researcher, St. Petersburg Military Institute of Interior Ministry Troops of Russia

Annotation

The article presents the main characteristics of the supervision system for the educational process at training the specialists in the higher military educational institution. It has been revealed that the supervision system at the military higher education institution represents multilevel system with the rigid distribution of administrative functions at each level. Thus, the vertical communications between levels are the most effectively acting. Horizontal communications between elements of one level function inefficiently as they aren't controlled in vertical communications. Thus, the development of the reasonable method for the organization of the educational process assuming administrative influence at each level of the general system into which the management of the educational process is formed.

Keywords: management, reforming of military education, function of management, educational process, education quality management, teaching structure, cadets, scientific organization, planning.

Основу управления высшим военным учебным заведением составляет организационно-техническая система управления образовательным процессом. Она создается в качестве подсистемы соответствующей системы управления военным вузом и, исходя из этого, в её состав должен выделяться определенный комплект органов, на основе которого осуществляется построение и применение конкретной системы управления образовательным процессом.

Таким образом, система управления образовательным процессом в военном институте должна представлять собой:

1. Составную часть (подсистему) управления (органы и пункты управления), в которой реализуются функции управления образовательным процессом и посредством которого обеспечивается управления в целом.

2. Целостную совокупность согласованных по целям, задачам, месту и времени органов, объектов и средств управления образовательным процессом, предназначенных для обеспечения выполнения функций управления образовательным процессом в любых уровнях его иерархии, по всем структурным подразделениям военного вуза.

3. Технические средства управления, которые включают средства управления образовательным процессом и образуют техническую подсистему (ВУ, АРМ, ПК) этой системы управления.

Органы управления (отделы, отделения, группы) образуют управленческую подсистему системы управления образовательным процессом.

Объекты управления образовательным процессом (факультеты, структурные подразделения, кафедры) образуют управляемую подсистему системы управления образовательным процессом в военном вузе.

При анализе любой функционирующей системы, в том числе, и настоящей, управление является первичным, а всё остальное вторичным, то есть, производным от управления.

Исходя из этого, рассмотрим основные виды функций управления образовательным процессом. В общем случае их можно представить в виде структурно-логической схемы, представленной на рисунке 1. Из вышеизложенного следует, что при построении систем управления вообще, и систем управления образовательным процессом, в частности, должно выполняться непреложное правило: «Обязательность наличия управляющего и управляемого объектов системы, состав и количество должностных лиц, рабочих мест,

технических средств, независимо от архитектуры системы управления определяют:

1) первичность управления;

2) цели, задачи и функции управления;

3) объём, сложность, важность и приоритетность информации, циркулирующей в системе управления между её элементами и между ними и сопрягаемыми элементами других систем.

Рис. 1 Основные виды функций управления образовательным процессом

Следует заметить, что вышеприведённое правило является объективным. То есть, ни должностное лицо, ни состав органа или объекта управления не может изменить эту необходимость. Управление будет осуществляться только при выполнении требований выше представленной «триады». Управленец (лицо, принимающее решение), наделенный властными полномочиями в границах конкретного цикла управления, может принимать только соответствующие (информационные, управленческие, алгоритмические и др.) решения по организации образовательного процесса. В этих целях начальник отдела (отделения, группы) должен обеспечить параллельный метод управленческой работы на принятие решения по управлению образовательным процессом на конкретный период (на период обучения, учебный год, семестр). При этой работе должны выдерживаться основные этапы:

- уяснение требований квалификационных характеристик, федеральных, государственных образовательных стандартов и оценка возможностей ввуза по организации образовательного процесса;

- определение замысла организации образовательного процесса (последовательности проведения основных учебных мероприятий, изучения учебных дисциплин, стажировок, полевых выходов и т.д.);

- выработка решения по организации образовательного процесса (задачи кафедрам, основные вопросы контроля, применения УМТБ и т.д.);

- планирование образовательного процесса в ходе конкретного периода обучения (программы, тематические планы и другие документы).

В ходе ряда исследований [1, 4] установлено, что качество образовательного процесса во многом зависит от эффективности системы управления, а та, в свою очередь, должна быть адаптирована с методами управления качеством образовательного процесса.

В исследовании будем исходить из того, что метод управления качеством образовательного процесса - это порядок и приёмы организации образовательного процесса, которые определяются в зависимости от способа использования информации об усвоении обучающимися знаний, умений и навыков, о функционировании образовательного процесса (проведении учебных мероприятий) и о воздействии внешней среды. В настоящее время используются следующие методы управления образовательным процессом:

Программный метод управления образовательным процессом - последовательность управляющих воздействий, принимаемых элементами системы образовательного процесса однократно и определяющих их действия на весь период функционирования образовательного процесса (от начала обучения в ввузе до выпуска) по заранее составленной и введенной извне программе.

Метод управления образовательным процессом по возмущениям - порядок формирования управляющего воздействия, учитывающий изменения во внешней среде в ходе функционирования образовательного процесса. При этом собственно управление смотрится как функция возмущений.

Метод управления образовательным процессом по состоянию - применение в системе образовательного процесса обратной связи, позволяющей учитывать различия между существующим и требуемым состоянием объектов управления данной системы образовательного процесса. В зависимости от величины отклонений в функционировании объектов управления, со стороны органов управления с помощью конкретных методик вырабатывается корректирующее, управляющее воздействие.

Таким образом, на основе изучения [2, 3, 4] нами рассмотрены сущность и содержание функционирования системы управления образовательным процессом в ввузе; определены её основные элементы и связи. С целью определения возможностей и эффективности существующей системы управления образовательным процессом по управлению его качеством проведём анализ её функционирования для определения управляющих воздействий.

Основное содержание функционирования системы управления образовательным процессом при подготовке специалистов в ввузе составляют:

- непрерывный мониторинг состояния учебной, воспитательной и методической работы в структурных подразделениях, сбор, обработка и анализ полученных при этом данных;

- выработка решений на организацию образовательного процесса с увязкой мероприятий по времени курса обучения;

- планирование задач образовательного процесса и их оформление в виде программных и планирующих документов (т.е. определение необходимого управленческого воздействия);

- доведение задач образовательного процесса до структурных подразделений (т.е. непосредственное управляющее воздействие);

- организация комплексирования, всестороннего обеспечения и контроля проведения мероприятий образовательного процесса и осуществление по его результатам управленческого сопровождения.

Таким образом, управление образовательным процессом носит явно выраженный циклический характер. Непосредственное управляющее воздействие на объекты управления осуществляется командованием ввуза через рабочие органы управления: отделы, службы и учёный совет. Управляющее воздействие непосредственно на курсантов осуществляется руководителями факультетов и кафедр в ходе образовательного процесса, а его эффективность во многом зависит от организации этого процесса.

Таким образом, система управления образовательным процессом функционирует, как сложная многоуровневая иерархическая система с вертикальными (управление, координация) и горизонтальными (взаимодействие) связями между элементами соответ-

ствующих уровней иерархии. Существующая система сочетает принцип линейного и функционального управления. Следовательно, при её функционировании элементы нижнего уровня (структурные подразделения) подчиняются одновременно органам линейного и функционального управления.

В общем виде структура системы управления образовательным процессом в ввузе представлена на рисунке 2.

Рис. 2 Структурная схема системы управления образовательным процессом в военном

институте ВВ МВД России.

На основе анализа сведений, представленных на рисунке 2, а также полученных из ряда источников можно заключить, что управлению образовательным процессом в ввузе на каждом уровне соответствует свой цикл, имеющий определенную периодичность. При этом каждый уровень управления отличается конкретикой реализуемых функций, степенью обобщённости и оперативности, использования циркулирующей в этой системе прямой и обратной информации.

Подробный состав органов управления образовательным процессом представлен в таблице 1.

Таблица 1

Состав органов управления образовательным процессом _в военном институте ВВ МВД России_

Уровень управления Органы управления Дополнительно создаваемые органы управления

ВВУЗ Командование ввуза: Начальник, заместители. Отделы: учебный, научно-исследовательский и редакцион-но-издательский, по работе с личным составом, кадров, строевой, секретный и т.д. Службы: медицинская, вооружения, продовольственная, вещевая, ГСМ, КЭС и т.д. Ученый совет, постоянно действующие и временные комиссии по различным вопросам подготовки специалистов и жизнедеятельности ввуза

Факультет Командование факультета: Начальник факультета, ЗНФ. Постоянно действующие и временные комиссии, межкафедральные ПМК

Кафедра Начальник кафедры, ЗНК, научно-педагогический состав (лица), ответственный за направления деятельности кафедры Постоянно действующие и временные комиссии, ПМК

Для определения конкретики функций управляющего воздействия на образовательный процесс проведён анализ функционирования системы управления на каждом уровне.

Орган управления первого уровня в ввузе представлен начальником, его заместителями по конкретным направлениям жизнедеятельности, в том числе, и управлению качеством образовательного процесса и его всестороннему обеспечению. На этом уровне осуществляется наиболее общее управляющее воздействие на образовательный процесс. То есть, происходит его организация и определяется общее содержание. Именно на этом уровне на основе предложений, подготовленных заместителями по каждому конкретному направлению деятельности ввуза, начальник принимает решение на организацию образовательного процесса. С целью повышения коллегиальности управления образовательным процессом по наиболее важным педагогическим и дидактическим вопросам при каждом ввузе создается учёный совет, который осуществляет деятельность под председательством начальника.

Органы управления второго уровня представлены отделами и службами. При этом интерес представляют два из них: учебный отдел и научно-исследовательский и редак-ционно-издательский отдел.

Учебный отдел является основным рабочим органом, через который начальник ввуза осуществляет руководство образовательным процессом при подготовке специалистов. Должностные лица этого отдела организуют планирование образовательного процесса, учебную и методическую работу, осуществляют контроль всех учебных мероприятий. На учебный отдел возлагаются следующие функции по управлению образовательным процессом:

- разработка учебных программ, учебных планов, расписаний учебных занятий (учебных мероприятий) и других основных документов по организации и планированию образовательного процесса;

- планирование учебной нагрузки на объекты учебной материально-технической базы и её развитие;

- планирование всех видов нагрузки на научно-педагогический состав;

- учёт и анализ успеваемости курсантов;

- организация производственных практик и стажировок;

- контроль качества методических и дидактических материалов;

- контроль качества проведения учебных занятий (учебных мероприятий);

- организация обеспечения образовательного процесса учебниками и учебными пособиями и планирование деятельности учебной библиотеки;

- руководство методической работой и работой методического кабинета.

Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел является рабочим органом при начальнике по организации научной работы в ввузе. Он осуществляет организацию и контроль научной работы в структурных подразделениях ввуза и организацию подготовки научно-педагогических кадров. На научно-исследовательский и редакцион-но-издательский отдел возлагаются следующие функции:

- разработка планов научной работы ввуза и определение тематики основных научно-исследовательских работ;

- разработка планов издательской деятельности ввуза и внедрения в учебный процесс новых учебных пособий и других редакционных материалов;

- подготовка научно-педагогических кадров и руководство подготовкой диссертационных работ адъюнктами и соискателями;

- организация профессионального отбора научно-педагогического состава с целью повышения научного потенциала ввуза, а также кандидатов для поступления в адъюнктуры и докторантуры;

- организация деятельности диссертационного совета;

- организация научного взаимодействия с вузами, как в пределах региона, так и на всей территории Российской Федерации (рецензирование, оппонирование, подготовка заключений и актов по представленным научным работам и т.д.);

- организация научно-представительских мероприятий (симпозиумы, семинары, конференции, круглые столы и т.д.);

- контроль качества научной продукции и обеспечение внедрения передовых научных разработок.

Третий уровень управления образовательным процессом представлен структурными подразделениями - факультетами (курсами) и кафедрами. При этом при наличии факультетов, они являются тем уровнем управления, который конкретизирует общие задачи образовательного процесса применительно к конкретным специальностям. В соответствии с этим факультет отрабатывает комплект документов в объёме общевузовских, но применительно к тем специальностям, которые находятся в его ведении. При этом в зависимости от условий при нём могут создаваться постоянно действующие методические комиссии (если они не созданы в масштабе ввуза), а именно:

- по вопросам содержания методики обучения и воспитания;

- по формам, методам и средствам обучения и т.д.

Кафедры в зависимости от структуры ввуза могут входить в состав факультетов или подчиняться непосредственно начальнику ввуза. Последние из них являются ответственными за преподавание общеакадемических дисциплин. На кафедрах решаются конкретные вопросы управления преподаванием одной или нескольких дисциплин, то есть, определяются формы и методы занятий по конкретной тематике, готовятся учебные, методические и дидактические материалы к занятиям, определяется конкретная методика преподавания на каждом занятии. Кафедра является также тем органом управления, на котором производится промежуточный контроль успеваемости (усвоения обучающимися необходимых знаний, умений и навыков). С целью упорядочения учебной и методической работы на кафедре создаются предметно-методические комиссии, а основные, наиболее важные вопросы рассматриваются и утверждаются на заседаниях кафедры. При этом анализ их участия в организации образовательного процесса и управления его качеством показывает, что участие кафедр в этих вопросах является минимальным, а, следовательно, и не влияет на качество предоставления образовательных услуг. В большинстве случаев кафедрам выдаётся конкретное расписание занятий по изучаемым темам. При этом учебный отдел не учитывает вопросы комплексности изучаемых тем. В ряде случаев занятия по учебным темам других кафедр, которые должны быть комплексны (т.е. изучаться совместно) с занятиями по ведущим дисциплинам проводятся после изучения основного материала, иногда переносятся в другой семестр и т.д.

Четвертый (нижний) уровень управления представлен подразделениями курсантов. Они, как правило, формируются в виде конкретных курсов или учебных групп при факультетах (курсах). На этом уровне решаются вопросы учёта посещаемости занятий, организации самостоятельной подготовки, факультативов, консультаций и других учебных мероприятий, связанных с обучением специалистов. На этом уровне органы управления также отделены от организации образовательного процесса.

Таким образом, система управления ввузом представляет собой многоуровневую систему с жёстким распределением управленческих функций на каждом уровне. При этом наиболее эффективно действующими являются вертикальные связи между уровнями. Горизонтальные связи между элементами одного уровня функционируют неэффективно, так как не контролируются в вертикальных связях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе выше проведённого анализа функционирования системы управления становится очевидным, что управляющее воздействие на качество образовательного процесса руководством ввуза осуществляется путём определения комплекса работ на каждом подчинённом уровне, в ходе каждого цикла управления, их распределения между исполнительными органами, а также влияния на процесс исполнения путём перераспределения трудовых, материальных, временных и других ресурсов, составляющих в совокупности образовательный процесс, с целью его оптимизации по конкретному показателю. В настоящее время этим показателем является показатель трудозатрат.

При этом объекты управления на каждом уровне можно представить как совокупность основных процессов производства конечных продуктов ввуза (специалистов) и вспомогательных процессов, производящих вспомогательные и промежуточные продукты, необходимые для формирования основного продукта, то есть, выпускников. В ходе функционирования как основных, так и вспомогательных процессов, объекты управления, то есть исполнители связаны со средствами своей деятельности определенными алгоритмами (технологией). Для достижения поставленных целей должностные лица, входящие в органы и объекты управления, осуществляют целенаправленные действия, процедуры, то есть, выполняют определенные функции. При этом содержание функций нижних уровней управления определяется и контролируется органами управления верхних уровней. Исходя из этого, можно заключить, что основой управления образовательного процесса является метод его организации. Именно на основе прогрессивных методов организации можно достигнуть повышения качества образовательных услуг.

Потребность теории и практики управления образовательным процессом в ввузах диктует необходимость разработки такого метода его организации, на основе которого возможно добиться повышения качества подготовки специалистов до уровня не ниже заданного. Таким образом, представляется актуальной разработка обоснованного метода организации образовательного процесса, предполагающего управленческое воздействие на каждом уровне общей системы, в которую складывается управление образовательным процессом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Замедлина, Е.А. Управление качеством : конспект лекций / Е.А. Замедлина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 186 с.

2. Сборник нормативных и методических материалов по аттестации образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений) и их филиалов / составители: В.Н. Клюкин, И.Ф. Шишкин. - Челябинск : Изд-во Южно-Уральского гос. ун-та, 2002. - 68 с.

3. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1984. -343 с.

4. Управление качеством образования : практико-ориентированная монография и методическое пособие / М.М. Поташник, Б.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос [и др.] ; под ред. М.М. Поташника. -М. : Изд-во Педагогического общества России, 2000. - 448 с.

REFERENCES

1. Zamedlina, E.A. (2008), Quality management. Abstract of lectures, Phoenix, Rostov on Don.

2. Ed. Klyukin V.N. and Shishkin, I.F. (2002), The collection of standard and methodical materials on certification of educational institutions of higher education (higher educational institutions) and their branches, publishing house YURGU, Chelyabinsk.

3. Talyzina, N. F. (1984), Management of process of assimilation of knowledge, publishing house of MSU, Moscow.

4. Ed. Potashnik, M.M. (2000), Education quality management: the practice-focused monograph and methodical grant, Pedagogical society of Russia, Moscow.

Контактная информация: maks_gupalov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.11.2015

УДК 796.011.3

ВОЛОНТЕРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ СТУДЕНТОВ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Илья Анатольевич Блужин, преподаватель, мастер спорта,

Евгений Николаевич Басов, старший преподаватель, Татьяна Владимировна Тихомирова, старший преподаватель, Нина Александровна Агеева, старший преподаватель, мастер спорта, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - создание моделей волонтерского коллектива студентов как субъекта социально ориентированной деятельности. Авторами представлена модель готовности студенческого коллектива волонтёров к социально ориентированной деятельности, предложены критерии её оценки, выявлены факторы просоциального поведения индивида, выявлены основные задачи, связанные с управлением волонтерским движением студентов. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики управления волонтерским движением в образовательных учреждениях, моделирование, многопараметрический анализ систем, методы квалиметрии, опросные методы, тестирование, методы математической статистики. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает коллектив волонтеров как управляемую социальную систему), компетентностный подход (рассматривает просоциальное поведение волонтеров во взаимосвязи с их личностно-профессиональными качествами), квалиметрический подход (провозглашает необходимость многокритериальной диагностики деятельности волонтеров), социологический подход (рассматривает волонтера как личность, характеризующуюся просоциальным поведением, а коллектив волонтеров - как субъект социально ориентированной деятельности).

Ключевые слова: социально ориентированная деятельность, просоциальное поведение, волонтер, особенности личности, модели.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p56-61

STUDENTS' VOLUNTEERS COLLECTIVE AS SUBJECT OF SOCIAL ORIENTED

ACTIVITY

Ilia Anatolievich Bluzhin, the teacher, master of sports,

Eugeniy Nikolaevich Basov, the senior teacher, Tatiana Vladimirovna Tikhomirova, the senior teacher, Nina Alexandrovna Ageeva, the senior teacher, master of sports, Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The purpose of investigation is models elaboration for the student volunteers' collective as subject of the social oriented activity. The authors represented the model of preparedness of volunteer students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.