Научная статья на тему 'Анализ системы управления инновационной деятельностью образовательной организации МО РФ'

Анализ системы управления инновационной деятельностью образовательной организации МО РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военный инженер
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ / АНАЛИЗ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черкасова Е.М.

В статье проанализировано состояние системы управления инновационной деятельностью образовательной организации МО по вопросам, относящимся к трем важнейшим функциям управления: организация инновационной деятельности, ее мотивация и контроль. При анализе использованы статистические данные Военной академии материально-технического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ системы управления инновационной деятельностью образовательной организации МО РФ»

УДК 355.232.6

Черкасова Е.М.

Cherkasova E.M.

Анализ системы управления инновационной деятельностью образовательной организации

МО РФ

Analysis of the innovative activity management system of the Ministry of Defense educational

establishments

Аннотация: Реформирование высшего военного обра-

В статье проанализировано состояние систе- зования с начала 2000-х годов носит коренной мы управления инновационной деятельностью об- характер, т.е. предусматривает инновационные разовательной организации МО по вопросам, от- изменения всех ее составляющих. В 2008-2015 носящимся к трем важнейшим функциямуправле- гг. коренная модернизация осуществлялась по ния: организация инновационной деятельности, ее трем направлениям: ликвидация или объеди-мотивация и контроль. При анализе использованы нение образовательных организаций МО (лик-статистические данные Военной академии мате- видировано 64 образовательные организации), риально-технического обеспечения. модернизация действующих образовательных

организаций, создание новых образовательных

Abstract:

The article analyzes the state of the innovative activity system management of educational establishments of the Ministry of defense relating to the problems of three key management functions -organization of innovation activities, their motivation and control. When analyzing, the statistical data from the Military Academy of logistics were used.

организаций МО. Инновационные изменения затронули всю систему высшего военного образования. В 2013 году реформирован департамент образования Минобороны, все ведомственные учебные центры выведены из его подчинения.

Практически непрерывного внедрения научно-технических, организационно-экономических, Ключевые слова: тштщтнш деятелъ- социально-культурных инноваций требует наблю-ностъ, военные образователъные организации дающееся сегодня ускорение научно-технологи-России, анализ, управление. ческого прогресса. Потребность в изменениях

Keywords: innovative activity, military повышает значимость комплексного управления

educational organizations of Russia , analysis, инновационной деятельностью.

management Исследователи инновационной деятельности

образовательной организации МО, как правило, ной организации МО выявило, что методическая рассматривают управление ею по отдельным ви- деятельность сопутствует как образовательной, дам или направлениям. Чаще всего инновацион- так и научной деятельности, выступая как учебная деятельность соотносится с изобретательской но-методическая и научно-методическая работа. и рационализаторской деятельностью (В. Черно- Таким образом, методическая деятельность по лес, Л. Холодкова, В. Самохин, О. Козлов, А. Зы- характеру выполняемых задач пересекается как с ков, А. Вдовин, Н. Ильичев, Т. Фральцова, В. За- образовательной, так и с научной видами деятель-печникова, В. Вахрушев и др.). В нормативных ности, поэтому излишне выделять ее в отдельный документах, регламентирующих деятельность крупный вид. По мнению автора, в состав видов образовательных организаций, содержатся такие деятельности образовательных организаций МО термины как «изменения и дополнения», «совер- целесообразно также включить военную деятель-шенствование качества», «внедрение нового», ность, поскольку она имеет обособленные задачи. «научно-исследовательская работа», «рационали- Они определены задачами Вооруженных сил в зация», «изобретательство» и т. п. Прояснение си- мирное и военное время.

стемы управления инновационной деятельностью Инновационная деятельность может осу-образовательной организации МО РФ является ществляться в рамках всех видов деятельности актуальным. и представляет собой качественное преобразо-Военные образовательные организации под- вание ресурсов (факторов производства) приме-чиняются командующим профильными для них няемых для решения стоящих перед образова-войсками. Управления образования главкоматов тельными организациями МО РФ задач. Инно-разрабатывают квалификационные требования к вации выступают в виде повышения педагогиче-подготовке специалистов, отвечают за материаль- ского мастерства и квалификации постоянного но-техническое обеспечение учебных центров, состава, роста профессионализма переменного готовят кадровые решения. Научная работа в во- состава, совершенствования материально-тех-енных научно-исследовательских институтах, на- нической базы образовательной и научной де-ходящихся в составе образовательных организа- ятельности, разработки образовательных про-ций, тоже под контролем профильных главкомов грамм, совершенствования нормативной и орга-[1]. низационной структур, разработки учебников, Деятельность всех образовательных органи- учебных пособий, диссертаций на соискание заций Министерства обороны России унифици- ученых степеней, военно-теоретических и ворована. Приказом Министра обороны №670 она енно-исторических трудов, монографий, обуча-разбита на три вида: образовательная (включая ющих и тренажерных комплексов, публикации воспитательную деятельность), методическая, научных статей, выполнения фундаментальных научная (научно-исследовательская) деятельно- и (или) прикладных научных исследований, сти [2]. В этом же приказе установлены главные разработки изобретений и рационализаторских задачи образовательных организаций. Сопостав- предложений, внедрения результатов педагоги-ление задач и видов деятельности образователь- ческих (методических) экспериментов в обра-

зовательный процесс, улучшения качества не- Управление инновационной деятельностью

сения военной службы и др. - это согласованное воздействие на процесс из-

Несмотря на многоаспектность инновацион- менений, задействованных при осуществлении

ной деятельности, она зачастую отождествляется ее видов деятельности факторов производства.

только с созданием и внедрением объектов интел- Эффект от инновационной деятельности зави-

лектуальной собственности. Управлением интел- сит от грамотного формулирования стратегиче-

лектуальной собственности, военно-технического ского направления инновационных изменений и

сотрудничества и экспертизы поставок вооруже- умения согласованного комплексного внедрения

ния и военной техники в Минобороны России новшеств. Контроль инновационных изменений

создана иерархическая структура органов по изо- осуществляется через систему показателей инно-

бретательству [3]. Управление организует патент- вационной деятельности. Отделом кадров МО РФ

но-лицензионную, изобретательскую и рациона- как инновационные выделены следующие показа-

лизаторскую работы; осуществляет координацию тели [6]:

деятельности органов военного управления в ча- - уровень освоения компетенций (выража-

сти военно-технического сотрудничества с зару- ется через достижения обучающихся и оценку); бежными государствами; учитывает результаты - внедрение новых обучающих техноло-

интеллектуальной деятельности; распоряжается гий;

от имени Российской Федерации результатами - совершенствование педагогического ма-

интеллектуальной деятельности, полученными стерства;

при выполнении государственного оборонного - повышение квалификации;

заказа; организует рассмотрение заявок и выдачи - участие в конкурсах;

патентов на секретные изобретения, относящие- - повышение научного звания и степени;

ся к средствам вооружения и военной техники. В - внедрение результатов научных исследо-

образовательной организации МО РФ управление ваний в войсках;

изобретательской, рационализаторской и патент- - создание материально-технической базы

но-лицензионной работой осуществляется Бюро и информационно-методического обеспечения

по изобретательству[4]. При решении своих задач образовательного процесса.

Бюро взаимодействует с подразделениями, обе- Среди перечисленных показателей присут-

спечивающими проведение научной и учебной ствуют показатели, раскрывающие качествен-

работы. Например, Бюро по изобретательству ные изменения таких факторов производства

осуществляет патентно-информационное обеспе- как труд и капитал. По мнению автора, в состав

чение научно-исследовательских работ в сотруд- инновационных показателей также следует от-

ничестве с органами военно-научной информа- нести показатели, отражающие модернизацию

ции, т.к. служебные объекты интеллектуальной социального и нормативного компонентов обра-

собственности подлежат обязательной регистра- зовательной организации. Например, показатели

ции и учёту органами военно-научной информа- воспитательной, организационной, нормативной

ции [5]. работы.

Оценить состояние и качество управления инновационной деятельностью образовательной организации МО можно на базе динамики инновационных показателей. На рис. 1 представлены динамические кривые трех показателей Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева: количество изданных учебников и учебных пособий, количество выполненных НИР, количество заявок на изобретение, частично описывающие образовательную и научную виды деятельности. Изменение показателей демонстрирует согласованность и цикличность с периодом около 20 лет. При этом наблюдаются депрессионные периоды, продолжительностью около 10 лет - с середины 70-х до середины 80-х годов и с начала 90-х до начала 2000-х годов. В эти периоды, как было установлено в ходе исследования, осуществлялась широкая модернизация системы образования: переход на новые программы обучения, изменение сроков

обучения, введение или устранение некоторых специальностей подготовки и т.п. С начала 2000-х годов наблюдается рассогласование между развитием образовательной и научной видами деятельности.

Большая волатильность показателей свидетельствует о необходимости повышения эффективности управления инновационной деятельностью. В целом управление деятельностью образовательной организации непосредственно организует и осуществляет ее начальник на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Он отвечает и за состояние дел во всех структурных подразделениях.

Организационная структура управления образовательной организации МО включает различные подразделения: управление, филиалы, институты, центры, факультеты, кафедры, циклы, научные, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, учебные и учеб-

Рис. 1. Динамика показателей Военной академии материально-технического обеспечения

им. генерала армии А.В. Хрулева

но-производственные мастерские, подразделения слушателей (курсантов), подразделения дополнительного профессионального образования, подразделения обеспечения образовательного процесса, учебные полигоны, библиотеки, музеи, другие структурные подразделения, необходимые для обеспечения ее деятельности. Их можно разбить на две группы: функциональные и процессные (проектные).

К функциональным подразделениям относятся учебно-методический отдел, отдел по организации научной работы, бюро по изобретательству, отдел военно-технической информации, отдел по работе с личным составом, отдел кадров, финансово-экономический отдел, отдел материально-технического обеспечения, типографию, библиотеку, музей и др. Функциональные руководители делегируют часть своих полномочий руководителям процесса и выделяют необходимых специалистов.

К процессным подразделениям относятся

факультеты, кафедры, циклы, лаборатории, учебные и учебно-производственные мастерские и др. Руководители процесса полностью отвечают за его планирование и выполнение. Из этого можно заключить, что в образовательной организации МО РФ применяется матричная организационная структура управления (рис.2).

На рис.2 использованы следующие сокращения: УМО - учебно-методический отдел; ООНР

- отдел по организации научной работы; БИЗР

- бюро по изобретательству; ОВТИ - отдел военно-технической информации; ОВР - отдел по работе с личным составом; ОК - отдел кадров; ФЭО

- финансово-экономический отдел; МТО - материально-техническое обеспечение; ОАК - общеакадемическая кафедра; Ф1, Ф2 - факультеты.

Управление инновационной деятельностью образовательной организации осуществляется как функциональными, так и процессными подразделениями. К недостаткам матричной структу-

Рис. 2 Организационная структура управления образовательной организации МО

ры управления, влияющим и на управление инно- трех частей: базовой, компенсационной и стиму-

вационной деятельностью, традиционно относят лирующей [8]. Структура денежного довольствия

[7]: военнослужащих содержит оклады по воинской

сложность четкого разделения ответственно- должности и воинскому званию, компенсацион-

сти за работу по заданию процесса и по заданию ные выплаты и стимулирующие выплаты. При

функциональной службы, которая возникает в ре- этом, стимулирующие выплаты трактуются обоб-

зультате двойного подчинения; щенно, как «премия за добросовестное и эффек-

дублирование некоторых управленческих тивное исполнение должностных обязанностей

функций; ...»[9].

необходимость введения двойного контроля В системе материального стимулирования над использованием ресурсов процессными под- творческой деятельности личного состава обра-разделениями с одной стороны и функциональны- зовательной организации можно выделить под-ми с другой; системы по разным критериям. По источникам высокую вероятность конфликта между руко- финансирования относительно к образовательной водителями процесса и функциональных подраз- организации - внешнее и внутреннее. По цели -делений; ежемесячная стимулирующая надбавка, допол-высокие требования к квалификации задей- нительное материальное стимулирование. По ствованного в проектах персонала. способу начисления - включение в состав оклада, Эти недостатки в образовательных организа- включение в состав нагрузки, определение вклада циях отчасти нейтрализуются путем выдвижения работника в развитие инновационных показате-высоких требований к системе подготовки и по- лей образовательной организации. По объекту де-вышения квалификации персонала, а также созда- ятельности - техническое творчество, образования, подчас чрезмерной системы координации в тельная деятельность, научно-исследовательская форме совещаний и приказаний, распространяе- деятельность и др.:

мых по всем подразделениям. Наиболее разработанной является система ма-

Важным инструментом управления иннова- териального стимулирования изобретательской и

ционной деятельностью является материальное рационализаторской работы. В ней установлены

стимулирование личного состава на основе до- объекты стимулирования и величина вознаграж-

стижения ее показателей. Система материально- дений за его создание. За разработку служебных

го стимулирования образовательной организации учебников и учебных пособий для образова-

МО РФ сроится в соответствии с общими прин- тельных организаций МО, учебников для войск,

ципами системы стимулирования персонала фе- изданных в соответствии с планами и за счет

деральных бюджетных учреждений. С 2011 года в средств Министерства обороны стимулирующее

структуру заработной платы гражданского персо- вознаграждение предусмотрено приказом № 355

нала и денежного довольствия военнослужащих [10].

включена стимулирующая надбавка. Заработная В применяемых образовательными организа-

плата гражданского персонала теперь состоит из циями МО методиках расчета величины матери-

ального стимулирования, во-первых, не учитыва- http://www.consultant.ru (дата обращения 29.06.

ются все виды деятельности, во-вторых, не учи- 2016)

тываются другие категории работников помимо 3. Вознюк М.А., Гугленко А.С., Холодко-

научно-преподавательского состава, в-третьих, ва А.А., Чернолес В.П. Право интеллектуальной

дублируются показатели стимулируемые други- собственности в МО РФ. - СПб.: Военная акаде-

ми подсистемами стимулирования, в-четвертых, мия связи, 1998. - 376 с.

некоторые показатели допускают субъективное 4. Приказ Министра обороны Российской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

толкование. Федерации от 04.07.1993 г. № 340 «Положение

Итак, новшества затрагивают различные об органах по изобретательству Вооруженных

аспекты каждого вида деятельности образова- Сил Российской Федерации», п. 12. [Электрон-

тельной организации МО РФ и могут иметь как ный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.

внешний, так и внутренний импульс. Проблемы consultant.ru (дата обращения 15.06. 2016)

продвижения новшеств образовательной органи- 5. Приказ министра обороны Российской

зации во многом обусловлены отсутствием еди- Федерации от 09.10.2010 г. № 1320 «Об орга-

ного оператора ответственного за комплексные низации в Министерстве обороны Российской

изменения, отсутствием четкого представления Федерации государственного учета результатов

об изменяемых ресурсах и недостатками приме- интеллектуальной деятельности» [Электрон-

няемой матричной структуры управления. Выде- ный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://docs.

ленные противоречия свидетельствуют о необхо- cntd.ru/document/902241844 (дата обращения

димости разработки комплексной системы управ- 12.05.20015)

ления инновационной деятельностью, критериев 6. Фральцова Т. Кадры для армии и флота

оценки ее результатов, создания однозначной XXI века// Российское военное обозрение, 2009,

системы материального стимулирования. Это по- № 12, с. 13-20.

зволит повысить эффективность управления ею, 7. Экономика и финансы. Матричная струк-

ускорить процесс модернизации. тура управления [Электронный ресурс]. — Режим

доступа: URL: http://economican.ru (дата обраще-

Список литературы: ния 25.04.2015)

1. Военные вузы в 2013 году передадут из 8. Постановление Правительства от департамента образования Минобороны в веде- 22.09.2007 г. № 605 «О введении новой системы ние командующих войсками [Электронный ре- расчета заработной платы работников федераль-сурс]. - Режим доступа: URL: http://izvestia.ru/ ных бюджетных учреждений и гражданского пер-news/542277 (дата обращения 5.03.2014). сонала воинских частей» [Электронный ресурс].

2. Приказ Министра обороны № 670 от - Режим доступа: URL: http://www.rg.ru (дата об-15.09.2014 г. «О мерах по реализации отдель- ращения 03.06.2015)

ных положений ст. 81 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273- 9. Федеральный закон Российской Федера-

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ции от 7.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном до-

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: вольствии военнослужащих и предоставлении им

отдельных выплат» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 03.06.2016)

10. Приказ Министра обороны РФ № 355 от 15.09.1996 г. «Об издательской деятельности в

Вооруженных силах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.businesspravo.ru (дата обращения 15.04.2014)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Бирюков Александр Николаевич, доктор технических наук профессор, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения (ВИ(ИТ) ВАМТО) имени генерала армии А.В. Хрулева, заведующий кафедрой «Технология, организация и экономика строительства», e-mail: kaf.1viit@mail.ru

Булат Роман Евгеньевич, доктор педагогических наук доцент, ВИ(ИТ) ВАМТО имени генерала армии А. В. Хрулёва, заместитель начальника ВИ(ИТ) по учебной и научной работе, e-mail: bulatrem@mail.ru

Вакуненков Вячеслав Александрович, ВИ(ИТ) ВАМТО имени генерала армии А. В. Хрулёва, адъюнкт, e-mail: vakyn@ mail.ru

Владимиров Юрий Фёдорович, доктор технических наук, ВИ(ИТ) ВАМТО имени генерала армии А. В. Хрулёва, преподаватель кафедры электроснабжения, электрооборудования и автоматики, e-mail: uv7701621@ gmail.com

Галушко Михаил Михайлович, кандидат технических наук, ВИ(ИТ) ВАМТО имени генерала армии А. В. Хрулёва, начальник кафедры фортификации и специальных сооружений, e-mail:mig94@mail.ru

Игнатчик Виктор Сергеевич, доктор технических наук, профессор, ВИ(ИТ) ВАМТО имени генерала армии А. В. Хрулёва, начальник кафедры, e-mail: ign73@yandex.ru

Колесник Иван Владимирович, ВИ(ИТ) ВАМТО имени генерала армии А. В. Хрулёва, преподаватель кафедры электроснабжения, электрооборудования и автоматики, e-mail: ivanelectric12@gmail.com

Куликов Дмитрий Николаевич, кандидат технических наук доцент, ВИ(ИТ) ВАМТО имени генерала армии А. В. Хрулёва, доцент кафедры «Технология, организация и экономика строительства», e-mail: kaf.1viit@mail.ru

Монахов Михаил Алексеевич, кандидат технических наук профессор, ВИ(ИТ) ВАМТО имени генерала армии А. В. Хрулёва, профессор кафедры электроснабжения, электрооборудования и автоматики, e-mail: monahovsp@mail. com

Павленок Андрей Михайлович, кандидат технических наук, ВИ(ИТ) ВАМТО имени генерала армии А. В. Хрулёва, начальник кафедры электроснабжения, электрооборудования и автоматики, e-mail: ruvitu@gmail.com

Biryukov Alexander N., doctor of technical Sciences Professor, the Military Institute (engineering) Military Academy of logistics (MI(E) MAL) behalf of the army General A.V. Khrulev, head of the Department "Technology, organization and Economics of construction", e-mail: kaf.1viit@mail.ru

Bulat Roman E., doctor of pedagogical Sciences, associate Professor, MI(E) MAL behalf of the army General A.V. Khrulev, Deputy chief of Institute on educational and scientific work, e-mail: bulatrem@mail.ru

Vakunenkov Vyacheslav A., MI(E) MAL behalf of the army General A. V. Khrulеv, adjunct, e-mail: vakyn@mail.ru

Vladimirov Yuriy F., doctor of technical Sciences, MI(E) MAL behalf of the army General A.V. Khrulev, teacher of the Department of power, electrical and automation, e-mail: uv7701621@gmail.com

Galushko M.M., candidate of technical Sciences MI(E) MAL behalf of the army General A.V. Khrulev, head of the Department of fortifications and special constructions e-mail:mig94@mail.ru

Ignatchik Viktor S., doctor of technical Sciences Professor, MI(E) MAL behalf of the army General A.V. Khrulev, , head of the Department, e-mail: ign73@yandex.ru

Kolesnik Ivan V., MI(E) MAL behalf of the army General A.V. Khrulev, teacher of the Department of power, electrical and automation, , e-mail: ivanelectric12@gmail.com

Kulikov Dmitriy N., candidate of technical Sciences, MI(E) MAL behalf of the army General A.V. Khrulev, associate Professor of the Department "Technology, organization and Economics of construction" , e-mail: kaf.1viit@mail.ru

Monakhov Mikhail A., candidate of technical Sciences Professor, MI(E) MAL behalf of the army General A.V. Khrulev, professor of the Department "Power Supply, Electric and Automatic Equipment", e-mail: monahovsp@mail.com

Pavlenok Andrey M., candidate of technical Sciences, MI(E) MAL behalf of the army General A.V. Khrulev, head of the Department "Power Supply, Electric and Automatic Equipment", e-mail: ruvitu@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.