Научная статья на тему 'ЭСТЕТИКА МЕТАМОДЕРНИЗМА КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ'

ЭСТЕТИКА МЕТАМОДЕРНИЗМА КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
287
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МЕТАМОДЕРНИЗМ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ЭСТЕТИКА / ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ / ФОТОГРАФИЯ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / «НОВАЯ ИСКРЕННОСТЬ» / МОЛЧАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Оводова С. Н., Жигунов А. Ю.

Осуществляется попытка интерпретации влияния эстетических установок метамодернизма на современное российское искусство. Рассмотрены некоторые работы современных российских фотографов, перформанс-авторов и режиссеров, в которых прослеживается реализация технических приемов супергибридности, двойного фреймирования, постиронии, характерных для метамодернистского художественного дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETICS OF METAMODERNISM AS ELEMENT OF THE MODERN RUSSIAN ART CULTURE

The article attempts to interpret the influence of metamodernism aesthetic attitudes on contemporary Russian art. Some works of contemporary Russian photographers, performance authors and directors, in which the implementation of the techniques of super hybridity, double framing, postirony, characteristic of the metamodernism artistic discourse, is traced, are considered.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИКА МЕТАМОДЕРНИЗМА КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 130.2

DOI 10.24147/1812-3996.2021.26(4).77-82

ЭСТЕТИКА МЕТАМОДЕРНИЗМА КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

С. Н. Оводова, А. Ю. Жигунов

Омский государственный университета им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Информация о статье

Дата поступления 14.11.2021

Дата принятия в печать 30.11.2021

Дата онлайн-размещения 17.12.2021

Ключевые слова

Культура, метамодернизм, постмодернизм, эстетика, философия культуры, фотография, массовая культура, «новая искренность», молчание

Финанирование

Исследование проводилось при поддержке гранта Президента РФ, проект МК-1512.2020.6

Аннотация. Осуществляется попытка интерпретации влияния эстетических установок метамодернизма на современное российское искусство. Рассмотрены некоторые работы современных российских фотографов, перформанс-авторов и режиссеров, в которых прослеживается реализация технических приемов супергибридности, двойного фреймирования, постиронии, характерных для метамодернистского художественного дискурса.

AESTHETICS OF METAMODERNISM AS ELEMENT OF THE MODERN RUSSIAN ART CULTURE

S. N. Ovodova, A. Yu. Zhigunov

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Article info

Received 14.11.2021

Accepted 30.11.2021

Abstract. The article attempts to interpret the influence of metamodernism aesthetic attitudes on contemporary Russian art. Some works of contemporary Russian photographers, performance authors and directors, in which the implementation of the techniques of super hybridity, double framing, postirony, characteristic of the metamodernism artistic discourse, is traced, are considered.

Available online 17.12.2021

Keywords

Culture, metamodernism, postmodernism, aesthetics, philosophy of culture, photo, mass culture, new sincerity, silence

Acknowledgements

The reported study was funded by the grant of the President of the Russia MK-1512.2020.6

В современной теории и философии культуры диагностируется девальвация постмодерна как ключевой объяснительной теории, описывающей актуальные социокультурные процессы [1; 2]. Представленная плеяда постпостмодернистских теорий предлагает альтернативные системы описания современности. Однако следует понимать, что вне зависимости от того, какие методологические бои идут на теоретическом поле, в культурной реальности реализуются определенные этические и эстетические установки.

Среди постпостмодернистских теорий именно метамодернизм в большей степени предлагает конкретные эстетические приемы, а его теоретики демонстрируют, как эти эстетические установки реализуются в различных художественных произведениях [3]. В своем исследовании мы используем в качестве различающего инструментария понимание метамо-дернистской методологической системы как взаимосвязи ряда установок, воплощение которых в произведениях культуры позволяет нам соотносить данное произведение с метамодернизмом. К метамо-дернистским установкам мы относим аутентичность, новую искренность, постиронию, супергибридность, глубину, историчность, аффект, самость. Реализация указанных установок в отдельных феноменах культуры осуществляется посредством осцилляции (качания). При столкновении с произведением метамо-дернизма мы не можем четко в нем идентифицировать ни модернистские, ни постмодернистские установки культуры, ибо при восприятии произведения мы испытываем качание между «энтузиазмом модернизма и постмодернистской насмешкой» [4].

Целью нашей статьи является выявление эстетических метамодернистских установок в современной российской художественной культуре. Достижение поставленной цели осложнено тем, что в художественной сфере мало самоидентификаций художников, соотнесения ими своих произведений с конкретной теоретической рамкой. К слову сказать, это и не является их задачей. А в связи с полифонично-стью теоретического языка культурологии это задача осложняется. Однако, используя предлагаемую нами систему метамодернистских установок, мы обнаруживаем в различных произведениях элементы метамодернистской эстетики. Предполагается, что художественная культура современности неосознанно воспроизводит некоторые из эстетических установок, описанных в рамках теоретического осмысления понятия «метамодернизм». Наиболее наглядно реализацию приемов метамодернизма

можно наблюдать в нарративных произведениях: фильмах, литературных текстах, перформансах, инсталляциях, театральных постановках, сериях картин или фотографий. При наличии развертывающегося во времени и пространстве произведения зритель может осуществлять осцилляцию, попеременно погружаясь в различные состояния и переживая различные чувства.

Рассмотрим реализацию некоторых эстетических установок метамодернизма в произведениях современных российских фотографов. Материалом для анализа послужили более 100 фотографий, созданных в период с 2005 по 2020 гг.

В серии работ «Если у тебя есть секрет» фотографа-эмигранта Ирины Поповой воплощаются идеи ностальгии по русской реальности: суровой и чарующей, неприглядной и родной. Фотографии Поповой ситуативны, сюжеты - просты. Кадры повседневной жизни российской глубинки, упадок географической «периферии», переплетаются с глубокими чувственным началом, солидарностью и сопереживанием происходящему. Таким образом достигается эффект, названный Р. Эшельманом «двойным форматированием», когда между «исходниками» фотоснимка (внутренний фрейм) и авторским фактором, организующим их, существует «сцепка» или «соответствие» [5, с. 422]. Такая связь, несомненно, структурирована и функционально вкладывается в генеральный мета-модернистский концепт «метаксиса», с одной стороны, и организует многоуровневый визуальный ряд, подобно многоуровневому тексту, - с другой.

Попова намеренно обращается к периоду своего детства, который совпал с рядом травмирующих событий конца XX - начала XXI в. Крушение СССР, экономический спад 90-х, рост социальной напряженности - смысловые акценты, объединенные в произведениях фотографа с мечтательностью и непринужденностью детства. В работах доминирует депрессивность, однако сохраняется положительное восприятие «загадочной русской души» (слова автора). В череде, на первый взгляд, малоприятных зарисовок размещены знакомые объекты, ситуации и лица, апеллирующие к естественному, бытовому порядку нашей жизни. Таким образом, сюжетный визуальный код, кажущийся далеким на первый взгляд, репрезентирует близкую реальность.

В работах Поповой встречаются и другие характерные для метамодернистской эстетики тематические и жанровые решения. В одной из работ доминирующее место в композиции занимает затылок

человека, находящегося на свадьбе1. На фоне в расплывчатой дисгармонии гости занимаются привычными им делами: едят, пьют, говорят друг с другом. Однако акцент, сделанный на затылке седого мужчины, полностью искажает кажущееся позитивным впечатление от фотографии. Малозначительными выглядят праздничные столы, заполненные едой, не виден силуэт жениха или невесты. При прочтении комментария под фото становится ясным коннотация, не позволяющая зрителю разделить радость от происходящего на фото: «На праздновании свадьбы в Беслане, Северная Осетия. На свадьбах в Беслане после трагедии в школе до сих пор никто не танцует». В рамках названного цикла работ фотограф запечатлела сцены жизни в Беслане, несколько лет спустя после ужасной трагедии.

Проект Данилы Ткаченко «Манекены» является умелым синтезом постановочной фотографии и элементов перформанса, характерного для реализации метамодернистских установок. Ткаченко обращается к табуированной теме - концентрационным лагерям на территории бывшего Советского Союза. Сталинские репрессии, жертвами которых по различным данным стали миллионы людей, создают белое пятно в ментальной памяти, политика умалчивания и игнорирования этого исторического факта формирует ложное впечатление о несущественности этих трагических событий. Из описания проекта: «Самоубийственная природа советских репрессий затрудняет работу тех механизмов, которые помогают пережить катастрофу: узнать о том, что произошло; найти и наказать виновных; установить мемориалы на местах преступлений»2.

Фотограф посещает известные места, где находились пенитенциарные учреждения: лагерь на Таймыре, Кольский и Якутский исправительно-трудовые лагеря, Днепровский и Дальневосточный рабочие лагеря. В местах, где предположительно находились корпуса, размещены манекены, накрытые черной тканью. Аллегория одиночества и изолированности, достигнутая за счет темных силуэтов на фоне белой северной дымки, органично сочетается с приемом анонимизации - доподлинно неизвестно, сколько людей пострадало и умерло в лагерях, были ли они похоронены, реабилитированы ли они, понесли ли их мучители наказание.

Сюжет указанного перформанса - не только попытка привлечь внимание к малоиспользуемой в ме-диапространстве, массовой и художественной культуре теме. Актуализация безликих образов в потенци-

ально враждебной среде - символ извечного противостояния человеческой личности стихийным силам.

В ранее опубликованных статьях нами было продемонстрировано, как сопрягаются различные теоретические рамки при осмыслении культурных травм [6; 7]. «Характерной чертой метамодернист-ского подхода к описанию реальности, который представляет собой один из вариантов постпостмодернизма, является частотно постулируемая "новая искренность", обладающая характеристиками постиронии, разрывом с молчанием и с дискурсивными исключениями». «Слепые зоны, ускользающие от практики академического анализа европейской культуры, прячутся не только в невысказанных словах подчиненных локальностей, непроговоренных иден-тичностях, но и в замалчиваемых культурных травмах, стираемых местах культурной памяти, забытых травмирующих событиях. В теориях trauma studies и memory studies происходит обращение к опыту травмированного субъекта (свидетеля), чьи чувства и воспоминания оказываются ключевыми для осознания остальным обществом масштабов катастрофы. Свидетель либо молчит, либо его опыт замалчивается, либо он просто не может говорить» [6, с. 97].

Схожие идеи реализуются и в серии фотографических работ Данилы Ткаченко «Закрытые территории»3, где автор размышляет об утопических технократических проектах, которые были устремлены в будущее, а сейчас представляют собой лишь руины прошлых идей. На фотографиях изображены заброшенные и занесенные снегом технические объекты (самолет, тропосферная антенна, заброшенные насосные станки на отработанном нефтяном месторождении, самая большая в мире дизельная подводная лодка, ступени космических ракет и т. п.) и сооружения (пустынная обсерватория, заброшенные научные городки, оставленные военные базы, завод, мемориал, наземная станция управления космическими аппаратами и т. д.). Фотографии позволяют оценить масштаб объектов, репрезентирующих величие проектов модерна, и показывают их неактуальность, заброшенность, припорошенность снегом. Мы одновременно испытываем восторг от утопических технократических идей модерна и постмодернистское разочарование в этих нарративах.

Художественный проект омского художника Михаила Рубанкова «Атомные тени», представляющий собой изображения силуэтов людей как будто оставленных после взрыва на развалинах заброшенной ракетной части в Омской области, также пробле-

матизирует установки модерна, подвергая их постмодернистскому переосмыслению. С одной стороны, мы испытываем ностальгию и грусть при виде обломков советской эпохи, а с другой - силуэты, растворившихся в воздухе людей, заставляют нас задуматься о цене имперских свершений, ощутить разочарование.

Тема руин является ключевой для искусства романтизма, где посредством данного образа воспевалась скоротечность бытия и сиюминутность жизни. Например, изображения руин мы встретим в работах художника-романтика Каспара Давида Фридриха. Метамодернизм использует неоромантическую эстетику, поэтому актуализация тематики романтизма позволяет нам увидеть в современных произведениях элементы метамодернистской эстетики.

Обращение к теме советского модерна и ее постмодернистское деконструирование мы можем наблюдать в спектакле «Чернобыльская молитва» Никитинского театра (г. Воронеж), поставленного режиссером Дмитрием Егоровым по одноименной книге Светланы Алексиевич. Специфика спектакля состоит в том, что зритель одновременно воспринимает несколько нарративов. Из телевизора, поставленного на сцене, транслируется советский фильм о строительстве чудесного города Атомограда (не стилизация, а именно реальный советский фильм). В фильме показаны советские люди, взрослые и дети, которые воспевают Чернобыльскую атомную электростанцию, демонстрируются кадры ее строительства, кадры заселения Атомограда. Вырезки из фильма вплетаются в рассказы очевидцев взрыва, что помещает восторженный нарратив модерна в рамку. Переклички реплик очевидцев катастрофы, озвученные актерами, и реплик очевидцев строительства электростанции из фильма, создают поли-фоничный дискурс, где переплетаются восторг от воплощения проекта модерна с ужасом и горем от его краха. Неожиданно из этой тональности зрителей выводит сцена из игры КВН, где актеры разыгрывают антрепризы с шутками про Чернобыльскую катастрофу. Продемонстрированная циничная ирония показывает, что катастрофа была не до конца осознаваема большинством, которое шутило по поводу размера чернобыльских яблок и т. п. Такой режиссерский ход позволяет показать, как одно и то же событие может быть рассказано с использованием разных дискурсов: модерна, постмодерна и метамо-дерна. Зритель в ходе этого спектакля испытывает гамму противоречивых чувств: ужас от постижения

масштаба катастрофы и ее влияния на жизнь и здоровье свидетелей, оторопь от сопоставления восторженного советского нарратива фильма и слов жертв, грустную иронию от рассказов свидетелей, которые не желали оставлять свои вещи, выкрадывали ночью двери домов из оцепленного города Атомограда, сетовали на оставленное в банках варенье. Весь спектакль зритель осциллирует, ни один из дискурсов не дает оценку всему происходящему, он лишь демонстрирует возможный взгляд на ситуацию. Здесь нет главенствующей, резюмирующей позиции.

Фотограф Яна Романова рефлексирует о концептах «красота» и «женственность» в проекте «W»4. Автор копирует позы и движения героинь своих произведений, иронично создавая двоякое осмысление понятий грации и разнообразия женской природы. С одной стороны, модель, которая была выбрана для буквальной экспликации естественной красоты, с другой - фотограф, копирующий в своей индивидуальной манере, искажающий тонкие силуэты, но создающий альтернативный, саркастичный, но все же справедливый облик обаятельности.

Произведения Дениса Бычихина в рамках проекта «Соц-Сеть-Арт»5 пронизаны постироничным восприятием массовой культуры через семиотику социальных сетей. Смысловые константы онлайн-коммуникации (смайлы, подписи, курсор компьютерной мыши и др.) синтезированы с фотографиями знаменитостей, рекламой всем известных услуг и пр. Так, в рамке, которой обычно обводят знакомых людей, зрители видят лица известных актеров и медийных личностей. Строка под их изображением, куда вписывается имя, либо пуста, либо снабжена надписью «Введите любое имя», характерной для соответствующей функции в социальной сети. Подвергнув фотоматериалы такой кажущейся банальной обработке, автор прибегает к приему супергибридности, лигитимизируя инфомационно-коммуникационное пространство и его пользователей до неизвестных личностей. Интернет выступает мощнейшим средством идентификации и в то же время анонимиза-ции, коммуникации и унификации одновременно.

Предложенная и апробированная нами система эстетических установок метамодернизма позволяет фиксировать в современной, невероятно динамичной культурной реальности художественные произведения, содержащие элементы эстетики ме-тамодернизма. По результатам анализа объектов культуры можно констатировать, что наибольшую продуктивность данная система метамодернистских

Вестник Омского университета 2021. Т. 26, № 4. С. 77-82

ISSN 1812-3996-

установок показала по отношению к объектам, в которых сопряжены несколько дискурсов. Колебание между этих позиций создает многоплановость при осмыслении и репрезентации идей и событий, кото-

рые не могут быть описаны исключительно одним из дискурсов модерна или постмодерна, что и проявляется в актуализации поиска нового языка теории культуры, которым и становится метамодерн.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 URL: https://fotosky.ru/images/articles/2013/Feb/obzor_sovremennogo_rossijskogo_fotoiskusstva_izobra-zhenie_bog_my_vse_ego_raby/7_na_prazdnovanii_svad_by_v_beslane_severnaya_osetiya.jpg.

2 Ткаченко Д. Манекены. URL: https://danilatkachenko.com/projects/mannequins/ (дата обращения: 01.11.2021).

3 Ткаченко Д. Закрытые территории. URL: https://danilatkachenko.com/projects/restricted-areas/ (дата обращения: 01.11.2021).

4 Романова Я. проект «W». URL: https://janaromanova.com/wproject (дата обращения: 01.11.2021).

5 Бычихин Д. Проект «Соц-Сеть-Арт» // URL: https://discours.io/expo/image/photography/sots-set-art#25 (дата обращения: 01.11.2021).

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Hutcheon L. The Politics of Postmodernism. N. Y. ; L. : Routledge. 2002. 402 р.

2. Павлов А. Постпостмодернизм: как социальная и культурная теория объясняют наше время. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021. 560 с.

3. Метамодернизм. Историчность, Аффект и Глубина после постмодернизма. М. : РИПОЛ классик, 2019. 494 с.

4. Вермюлен Т., ван ден Аккер Р. Заметки о метамодернизме // METAMODERN: журнал о метамодер-низме. URL: https://metamodernizm.ru/notes-on-metamodernism/ (дата обращения: 15.10.2021).

5. Эшельман Р. Заметки о перформатистской фотографии: познание красоты и трансцендентности после постмодернизма // ван ден Аккер, Вермюлен, Гиббонс Метамодернизм: историчность, аффект и глубина после постмодернизма. М. : РИПОЛ классик, 2019. С. 419-451.

6. Оводова С. Н., Жигунов А. Ю. Метамодернистский медиадискурс в современной культуре: от глобального молчания к глубокой искренности // Вестн. Ом. ун-та. 2020. Т. 25. № 4. С. 94-101.

7. Оводова С. Н. Голоса «неуслышанных» и «новая искренность»: практики геронтологического, пенитенциарного, этнического, религиозного исключения и их осмысление в современной теории и философии культуры (постановка проблемы) // Вестн. Ом. гос. педагогич. ун-та. Гуманитарные исследования. 2021. № 3 (32). С. 33-38.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Оводова Светлана Николаевна - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры теологии, философии и культурологии, заведующая научно-исследовательской лабораторией социальных и институциональных исследований, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55; e-mail: snovodova@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Ovodova Svetlana Nikolaevna - Candidate of Philosophical Sciences, Docent, Docent of the Department of Theology, Philosophy and World Culture, Head of the Research Laboratory for Social and Institutional Research, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: snovodova@ mail.ru.

Жигунов Антон Юрьевич - аспирант кафедры журналистики и медиалингвистики, преподаватель кафедры теологии, философии и культурологии Омский государственный университет им. Ф. М. До-

Zhigunov Anton Yurievich - Postgraduate Student of the Department of Journalism and Media Linguistics, Lecturer of the Department of Theology, Philosophy and World Culture, Dostoevsky Omsk State University,

Вестник Омского университета 2021. Т. 26, № 4. С. 77-82

-ISSN 1812-3996

стоевского, 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55; 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: e-mail: zhigunowanton94@mail.ru. zhigunowanton94@mail.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Оводова С. Н., Жигунов А. Ю. Эстетика метамодер-низма как элемент современной российской художественной культуры // Вестн. Ом. ун-та. 2021. Т. 26, № 4. С. 77-82. DOI: 10.24147/1812-3996.2021. 26(4).77-82.

FOR CITATIONS

Ovodova S.N., Zhigunov A.Yu. Aesthetics of meta-modernism as element of the modern Russian art culture. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2021, vol. 26, no. 4, pp. 77-82. DOI: 10.24147/1812-3996.2021.26(4).77-82. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.