Научная статья на тему 'ЭСТЕТИКА И ИСКУССТВО КАК ФОРМА ОЩУЩЕНИЯ ПРЕКРАСНОГО'

ЭСТЕТИКА И ИСКУССТВО КАК ФОРМА ОЩУЩЕНИЯ ПРЕКРАСНОГО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
260
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ценности / национальные и общечеловеческие ценности / духовное наследие / патриотизм / духовное пробуждение. / values / national and universal values / spiritual heritage / patriotim / spiritual awakening.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тураева, Санобар Халимовна, Тураева, Дилобар Халимовна

В статье рассматривается искусство в духовно-практическом, а эстетика в теоретическом плане сосредоточивают внимание на общечеловеческом, они актуальны, ибо способствуют сближению людей, у которых без согласия в мире нет будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETICS AND ART AS A FORM OF FEELING BEAUTIFUL

The article deals with art in spiritual and practical terms, and aesthetics in theoretical terms focus on the universal, they are relevant, because they contribute to the rapprochement of people who have no future in the world without consent.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИКА И ИСКУССТВО КАК ФОРМА ОЩУЩЕНИЯ ПРЕКРАСНОГО»

Scientific Journal Impact Factor

ЭСТЕТИКА И ИСКУССТВО КАК ФОРМА ОЩУЩЕНИЯ

ПРЕКРАСНОГО

Тураева Санобар Халимовна

КИЭИ, старший преподаватель

Тураева Дилобар Халимовна

преподаватель школы №33

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается искусство в духовно-практическом, а эстетика в теоретическом плане сосредоточивают внимание на общечеловеческом, они актуальны, ибо способствуют сближению людей, у которых без согласия в мире нет будущего.

Ключевые слова: Ценности, национальные и общечеловеческие ценности, духовное наследие, патриотизм, духовное пробуждение.

The article deals with art in spiritual and practical terms, and aesthetics in theoretical terms focus on the universal, they are relevant, because they contribute to the rapprochement of people who have no future in the world without consent.

Keywords: values, national and universal values, spiritual heritage, patriotim, spiritual awakening.

ВВЕДЕНИЕ

Эстетика и искусство - фокус всей мировой культуры и средоточие гуманитарного опыта человечества. Эстетика - как совокупность знаний о прекрасного играла определенную роль в жизни общества. Эстетическое сознание и искусства помогал людям в борьбе с природными силами. Эстетические представления, национальные песни и музыка сильно влияет на психологическую развитию человека.

Например, музыка - один из самых «человечных» видов искусства. То, что происходит в душах людей, когда они слушают музыку, можно определить древнегреческим словом «катарсис» глубокое потрясение, очищение через переживания. Музыка объединяет и сплачивает людей, заставляет их пережить сложнейшие чувства, придает людям силы, вливает в них мужество в самые трагические моменты жизни. Музыка способна на многое в воспитании человека. Это испытывал на себе А.Македонский. Он под музыкой иногда спал, иногда кушал, иногда себя плохо чувствовал, иногда воевал, иногда праздновал, то есть он под музыкой выполнял много работ.

ABSTRACT

Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 2 | ISSUE 1

educational, natural and social sciences ( ) ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423

Абу Али Ибн Сина в последние годы жизни сам себе сделал скрипку и играл на ней. Когда человек читает художественную литературу или смотреть кино, то этот человек или будет удовлетворенным или у него появляется чувства неудовлетворенности.

Это зависит от того, каким является герой этого произведения или кино.

Не случайны значительные успехи в области музыкального, изобразительного, монументального и прикладного искусства Узбекистана. Широкая пропаганда лучших образцов мировой и национальной культуры должны стать основной эстетического воспитания подрастающего поколения.

Если обратимся к истории общества, можно увидеть, как от эпохи к эпохе менялись представления о красоте, о совершенном человеке, менялись эстетический идеал.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Достаточно вспомнить египетские пирамиды стремились возвеличить того или иного фараона и, возводя гробницу в песках, на фоне безбрежного неба, считали массивность сооружения первым признаком его монументальности и выразительности. Эстетическое понятие красоты сооружения для древних египтян было неотделимо от тяжести.

Сцены битв, охоты, празднеств, сбора урожая, строительных работ, труда ремесленников, легкие лодки, рассекающие гладь реки, нежные цветы, ритмически раскачивающиеся фигуры танцовщиц - это все запечатлено в правдивых образах на настенных росписях и рельефах на египетских храмов и гробниц. Любуясь египетской пирамидой или готическим собором, мы восхищаемся не только своеобразной красотой этих величественных сооружении, но и трудом, умением и сноровкой строителей, сумевших, пользуясь примитивной техникой тех времен, создать замечательные памятники культуры.

У древних народов отношение к миру сохраняло целостность, а эстетический интерес еще не вычленялся в самостоятельную сферу (не отделился от практического). "Античная эстетика начинается как одна из граней философствования о природе" (Асмус. 1937. С. 17), она была частью нерасчлененных знаний. В характеристике мироздания присутствовала эстетическая оценка: реальное бытие - прекрасно.

Платон в диалоге "Пир" пишет: Прекрасное существует вечно, оно не уничтожается, не увеличивается, не убывает. Оно ни прекрасно здесь, ни

безобразно там... ни прекрасно в одном отношении, ни безобразно в другом".

1021

Scientific Journal Impact Factor

В диалоге "Филеб" Платон утверждает, что красота не присуща живым существам или картинам, она - "прямое и круглое", то есть абстрактная красота поверхности тела, форма, отделенная от содержания: "...я называю это прекрасным не по отношению к чему-либо... но вечно прекрасным самим по себе, по своей природе" (Платон. 1971. С. 66). По Платону, красота не есть природное свойство предмета. Она "сверхчувственна" и неприродна. Познать прекрасное можно, только находясь в состоянии одержимости, вдохновения, через воспоминание бессмертной души о том времени, когда она еще не вселилась в смертное тело и пребывала в мире идей.

Аристотель в отличие от Платона, полагал, что "прекрасное - и животное и всякая вещь, - состоящее из известных частей, должно не только иметь последние в порядке, но и обладать не какою попало величиной: красота заключается в величине и порядке" (Аристотель. Поэтика. 7, 1451а). Аристотель здесь дает структурную характеристику прекрасного. Продолжая пифагорейскую традицию, он утверждает, что постижению прекрасного способствует математика (см.: Аристотель. 1975. С. 327). Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета: "...ни чрезмерно малое существо не могло бы стать прекрасным, так как обозрение его, сделанное в почти незаметное время, сливается, ни чрезмерно большое, так как обозрение его совершается не сразу, но единство и целостность его теряются" (Аристотель. Поэтика. 7, 1451а). Для древних греков идеалом, красоты был человек - гражданин, физически и духовно развитый. Гармония тела и духа ценилась больше всего. Олимпийские игры, родина которых - Древняя Греция были не просто спортивным состязанием, а смотром - праздником физических и моральных качеств людей (к участию в них не допускались, например, те, кто запятнал себя, антиобщественными поступками). Справедливость, мужественность, доброта - это одновременно и моральные и эстетические качества людей. Поэтому существовали слова обозначавшие «доброе» и «прекрасное» в единстве.

Если на египетских гробницах высекали надписи «Прославляйте царя..., то на греческих храмах «Человек есть мера всех вещей» или «познай самого себя». Они возвеличивают человека». В древнем Риме эстетика была представлена Лукрецием Каром, который в своей поэме «О природе вещей» ставит вопрос о естественном происхождении искусства из нужды (потребности) и отстаивает просветительскую роль искусства.

Scientific Journal Impact Factor

Изучение духовной культуры прошлого дает возможность выявить ее особенности и формы, выделить художественно - эстетическое и философское наследие. Центральная Азия одним из древнейших очагов человеческой культуры. Народы центральной Азии в течение ряда тысячелетий создавали ценнейшие произведение, науки архитектуры, литературы и искусства, которые навсегда вошли в мировую сокровищницу науки и культуры.

Развитие мировой научной мысли и культуры нельзя представить без выдающихся трудов среднеазиатских мыслителей -Хорезми, Фергани, Фараби, Ибн-Сина, Беруни, Улугбека, Навои и др.

В трактате «О достоинствах наук и искусств» Фараби подчеркивает, что у человека при рождении прежде всего возникает некая «питающая сила», при помощи которой он питается. Затем по очередною появляются осязание и другие виды ощущения, после чего возникают эмоции, воображение, память и только потом «разумная сила» посредством которой он познает разумное и абстрактное, отличает прекрасное от безобразного, хорошее от плохого, полезное от вредного, овладевает науками и искусством.

В своем произведение «Большая книга о музыке» Фараби освещает вопросы истории и музыки, принципы созданий мелодий и описание устройства музыкальных инструментов, даны правила исполнительского искусства и т.п. По преданиям Фараби был прекрасным исполнителем и сочинителем музыкальных произведений и создателем нового музыкального многострунного инструмента. Его труд стал источником для развития науки о музыке в Центральной Азии.

Культурная жизнь в Герате достигла особенного расцвета при Алишера Навои. С его именем связано постройки не только прекрасных дворцов, мечетей, медресе, мавзолеев, но и бань, больниц, хаузов, мостов, рабатов на дорогах и т.п.

Время А. Навои отмечено расцветом архитектуры, литературы, поэзии, каллиграфии и музыки. Центральным понятием в произведениях А. Навои является вопросы любви. Он писал: «То слово, в котором нет признака огня любви, считай равным мертвому телу, в котором нет души». В этот период был еще один литературовед А.Джами. В его произведениях поднимаются проблемы художественных жанров. В этот период в Герате высокий уровень достигло искусство - украшения книг-каллиграфия и миниатюра. Гением миниатюрной живописи считался, мастер-художник К.Бехзод. Его называли Рафаэлом Востока. Среди музыкантов прославился Ахун Мухаммад. В этот

Scientific Journal Impact Factor

период в Мавераннахре большого расцвета достиг искусство, архитектура, строительство и др. Следует отметить мавзолеи в группе Шахи-Зинда, мечеть Биби-ханым, усыпальницу Гор - Эмир и др. В Шахрисабзе Ак-Сарой и другие здания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В XVI-XX вв. в Мавереннахре наблюдалось дальнейшее развитие литературы, науки, музыки архитектуры и изобразительного искусства. Большого развития достигли эстетические мысли Мутриби, Мушфики, Самарканди и другие. В области строительного искусства и архитектуры были построены Мечеть, МачитиКалон, Медресе Мири Араб, Абдуллахан, Кукальдаш и др.

Ахмад Даниш был не только философом своего времени, но и астрономом, поэтом, высокоодаренным каллиграфом, художником, педагогом, прекрасным музыкантом. С.Айни назвал его «Самой яркой звездой над темном небе Бухары». Значительное внимание уделяется истории эстетики, с учетом того, что эстетическая жизнь народов была тесно связана с искусством.

REFERENCES

1. Асмус. 1937. С. 17.

2. Платон. 1971. С. 66.

3. Аристотель. Поэтика. 7, 1451а.

4. Аристотель. 1975. С. 327.

5. Аристотель. Поэтика. 7, 1451а.

6. Mamasaliev, M. M. (2020). MAIN DIRECTIONS OF THE INFLUENCE OF MODERN CIVILIZATION ON THE SPIRITUAL IMAGE OF THE INDIVIDUAL. Вестник науки, 3(11), 5-8.

7. Буриев, И. И., & Мамасалиев, М. М. (2020). ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ. Вестник науки и образования, (22-2 (100)).

8. Курбонова, М. Б., & Мамасалиев, М. М. (2020). СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА МОЛОДЕЖНОГО СООБЩЕСТВА.

In ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (pp. 210-213).

9. Allanazarov, M. K., & Mamasaliev, M. M. (2020). ANALYSIS OF COMPREHENSION METHODS IN THE GNOSEOLOGY OF ALLAME

Scientific Journal Impact Factor

TABATABAI. In ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (pp. 106-109).

10. Mamasaliev, M. M. (2020). INCREASING THE EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF SOCIAL INSTITUTIONS IN THE PROCESS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT. In ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (pp. 204-206).

11. Мамасалиев, М. М., & Нематов, Д. С. (2019). ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ. Актуальные научные исследования в современном мире, (4-4),

12. Очилова, Н. Р., Мамасалиев, М. М., & Астанов, А. Р. (2020). ВНИМАНИЕ ВОСПИТАНИЮ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОГО МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ. International Independent Scientific Journal, (14-2), 18-20.

13. Mamasaliev, M. M., & Elboeva, S. B. (2019). RELIGIOUS-PHILOSOPHICAL DOCTRINES OF SARVEPALLI RADHAKRISHNAN. Theoretical & Applied Science, (11), 339-342.

14. Мамасалиев, М. М., & Буриев, И. И. (2019). ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ-ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА. In ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НА УКИ И ОБРАЗОВАНИЯ (pp. 188-190).

15. Turaeva, Sanobar Khalimovna (2021). THE PROBLEMS OF SOCIAL AND ETHNIC CONFLICTS. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1 (4), 1532-1536.

16. Очилова Нигора Рузимуратовна, & Мамасалиев Мирзоулуг Мирсаидович (2021). ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Проблемы науки, (3 (62)), 43-46.

17. Mamasaliyev, Mirzoulug' Mirsaidovich (2021). THE STATE OF SAHIBQIRAN AMIR TEMUR PHILOSOPHICAL AND ETHICAL ISSUES IN MANAGEMENT. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1 (8), 456-462.

18. Mamasaliyev Mirzoulug' Mirsaidovich, & Elboyeva Shaxnoza Buriniyozovna (2021). OLIY TA'LIM SIFATINI OSHIRISHDA AXBOROT TEXNOLOGIYALARIDAN FOYDALANISH MASALALARI. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1 (3), 100-404.

70-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.