Научная статья на тему 'Эстетика этнопедагогического наследия Коста Хетагурова'

Эстетика этнопедагогического наследия Коста Хетагурова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетика этнопедагогического наследия Коста Хетагурова»

Е.К. Дзуцова

ЭСТЕТИКА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ КОСТА ХЕТАГУРОВА

Занимаясь изучением проблемы эстетизации современного учебно-воспитательного процесса в условиях Северной Осетии, невозможно проигнорировать этнопеда-гогическое наследие. В частности, нельзя не назвать имя Константина (Коста) Левановича Хетагурова - основоположника осетинской литературы, первого осетинского живописца, классика аланской эстетической культуры.

Именно с него начинается непрерывная линия развития осетинской художественной литературы, ее реальная связь с эстетикой.

Когда мы говорим о том, что, контактируя с современной молодежью, должны опираться на достижения отечественной и мировой культуры, уместно вспомнить отношение Коста к искусству не как к украшению жизни, а как к учебно-воспитательному, педагогическому средству. Коста Хе-тагуров преклонялся перед естественнонаучными знаниями, но ведущее место в становлении личности отводил национальному искусству, так как оно целенаправленно формирует человека.

Хотя Коста Леванович Хетагуров высказывался по вопросам эстетики косвенно, мы можем судить об эстетических взглядах осетинского классика по его стихам, статьям. Этот вопрос исследовали С.Т. Габараев, Н.Г. Джусойты, Б.И. Кан-диев, К.В. Кулаев и многие другие. «Педагогическая эстетика Коста была социальной, она охватывала весь спектр духовных процессов - искусство, религию, национальную идею, воспитание, образование. В его стихах звучали идеи об усовершенствовании быта осетин, о формах и методах нравственно-эстетического воспитания - верность чести, слову, женщине, умение восхищаться живописной красотой родного края» [1, с. 79].

Однако эстетика Коста часто рассматривалась сквозь призму общественно-политических событий той исторической эпохи, в которой он жил. Коста Хетагуров был неординарным представителем своего времени, но, воспитанный на образцах классической русской живописи и литературы, он не принимал декадентство.

Чтобы изучать эстетику Коста, надо проанализировать личность и творчество поэта. К.Л. Хе-тагуров родился в селении Нар в 1859 году. Он

учился в Ставропольской гимназии, а затем в Петербургской академии художеств, где и сформировались его взгляды. «Понимая ограниченность просветительства, Коста отлично сознавал, какую громадную пользу приносила осетинскому народу школа. Поэтому он вступает в открытую борьбу с произволом царской администрации в отношении к народному образованию» [2, с. 51].

М.С. Тотоев называет Коста Хетагурова «борцом за распространение просвещения среди осетин и других горцев Северного Кавказа» [3, с. 88]. Коста был сторонником развития всех наук и выступал за открытие высших технических учебных заведений на Кавказе. Особенностью просветительских идей Коста было то, что он не просто копировал программы русских просветителей, а творчески претворял их в осетинской действительности с учетом местных особенностей. Он считал, что народу необходима трудовая школа, которая будет обучать детей традиционным ремеслам. Орудия труда являются частыми спутниками его персонажей. «Произведения Коста Хе-тагурова на родном языке представляют собой образец любовного отношения и глубокого знания поэтом языка народа» [3, с. 97]. Коста был лучшим знатоком осетинской культуры своего времени и поэтому не мог мириться с пренебрежительным отношением к языку.

Некоторые произведения Коста были написаны по народным сюжетам и мотивам. Среди них «Фсати», «Хетаг», «Новогодняя песня» и другие. В 1899 году во Владикавказе впервые был издан сборник «Осетинская лира» («Ирон фандыр»). В него вошли пятьдесят стихотворений, песен, небольших поэм и басен. Эта книга была встречена с восторгом и волнением, так как рассказывала о духовных стремлениях народа, его жизни, надеждах и бедах.

Произведения Коста близки народу не только потому, что показывают его думы и чаяния, беды и борьбу, но и потому, что тесно связаны с устным народным творчеством, на котором воспитывалось его незаурядное поэтическое дарование. Коста высоко ценил идейное, общественно-актуальное, народное искусство - и в этом был залог глубокой народности его собственного творчества.

© Е.К. Дзуцова, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

283

Он использует народные произведения для описания осетин, их быта и истории, воспевает любовь к родине и своему народу, мужество и трудолюбие, чувства человеческого достоинства, уважение к женщине, к старым. Все это присуще и народному творчеству. Коста никогда не покидает тревога за свою родину.

Увижу ль, неясной надеждой влекомый,

Тебя я счастливой, о родина-мать?

Родная земля! Твоим стонам я внемлю...

Где бы ни находился поэт, он не переставал думать о бедах своего народа.

Мне вашего счастья не нужно, -В нем счастья народного нет.

В блестящих хоромах мне душно,

Меня ослепляет их свет.

Их строило рабство веками,

Сгорают в них стоны сирот,

В них вина мешают с слезами.

Нет, будьте вы счастливы сами,

Где так обездолен народ!

Свободу народа Коста видел в его образованности, поэтому вопросам просвещения посвятил ряд специальных очерков: «Развитие школ в Осетии», «Церковно-приходские школы в Осетии», «Тартарен», «Владикавказские письма», «Маленькая история» и другие. Именно Хетагурову принадлежала инициатива протеста закрытия Оль-гинской женской школы, которую поддержала осетинская интеллигенция. Коста Леванович требовал, чтобы школу возглавлял человек со специальной педагогической подготовкой. Он придавал большое значение учебным заведениям, которые способствовали духовному развитию народа и восприятию передовой русской культуры.

В статье К.В. Кулаева «Педагогическая эстетика Коста Хетагурова» высказывается следующую мысль: «Поэзия Коста стала предметом истории Осетии потому, что в ней больше истины, чем в научных трактатах отечественных историков. Но эта истина особого рода - это психология осетинского общества XIX - начала XX в. Поэт поразительно точно смоделировал сознание всех слоев общества, социальную психологию и массовое сознание тех лет» [1, с. 78].

Эти слова в полной мере следует отнести к этнографическому очерку К.Л. Хетагурова «Особа», в котором автор подробно описывает быт и культуру народа. Анализируя очерк, можно заметить, что Коста отмечал отрицательное влияние некоторых обычаев на эстетическое развитие народа и считал, что ликвидировать эти традиции целесообразно только просвещением. В этнографическом очерке поэт подробно описывает поселения, сословную рознь, жилище и утварь, одежду, пищу, хозяйство жителей Нарской котловины, но большая часть «Особы» отображает все периоды жизни от рождения до смерти и обычаи, связанные с ними. На наш взгляд, данный очерк может служить прекрасным пособием для современной молодежи, стремящейся к всестороннему изучению обычаев своих предков.

Сам поэт многократно высказывал тревогу за подрастающее поколение. Здесь ярче всего прозвучит его стихотворение «Без пастуха».

В чаще со стадом пастух не расстанется,

Зорко за ним он следит.

Что же с тобой, молодежь наша, станется?

Кто же тебя защитит?

Ты, обезумев, как стадо голодное,

В чаще блуждаешь лесной, -Ищешь ты стебли в лесу прошлогодние. Гибнешь. Что будет с тобой?

О, если б только над горной вершиною Песню пастух твой запел,

Кликнул тебя - и в семью бы единую Быстро собрать всех сумел.

Библиографический список

1. Кулаев К.В. Педагогическая эстетика Коста Хетагурова // Педагогика. - 1999. - №28.

2. Корзун В.Б. Коста Хетагуров. Очерк жизни и творчества. - М., 1957.

3. Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. - Орджоникидзе, 1962.

284

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.