Научная статья на тему 'Эстетическое восприятие студентов-дизайнеров в процессе изображения художественных образов цветов'

Эстетическое восприятие студентов-дизайнеров в процессе изображения художественных образов цветов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
85
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Проскурина Л. К.

Статья посвящена изучению художественного образа цветка, как носителя высшей гармонии, объекта природного совершенства в системе эстетических ценностей. На основании этого, для студентов – дизайнеров предлагается ряд практических заданий, влияющих на формирование эстетического восприятия и развития творческой личности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетическое восприятие студентов-дизайнеров в процессе изображения художественных образов цветов»

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ ЦВЕТОВ

© Проскурина Л.К.*

Институт культуры и искусства Воронежского государственного педагогического университета, г. Воронеж

Статья посвящена изучению художественного образа цветка, как носителя высшей гармонии, объекта природного совершенства в системе эстетических ценностей. На основании этого, для студентов - дизайнеров предлагается ряд практических заданий, влияющих на формирование эстетического восприятия и развития творческой личности в целом.

Проблема эстетического восприятия у студентов становится особенно актуальной в нынешнее время, в связи с массовым распространением потребительского, сугубо утилитарного отношения к жизни, к окружающей среде, усилением рационального направления в развитии личности.

Эстетическое восприятие - вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства и объектов окружающего мира как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием. Эстетическое восприятие -сложный процесс со-участия и со-творчества воспринимающего субъекта. Специфику восприятия явлений действительности, более точно передает «эстетическое созерцание», содержательно раскрытое в работе Н.О. Лосско-го «Мир как осуществление красоты». По его мнению, смыслом предмета эстетического созерцания есть «сама жизнь его», заключающая в себе и тот его аспект, который мыслится в понятиях [2, с. 155]. Эстетическое восприятие невозможно представить без эстетических чувств, выражающих ощущения прекрасного, эмпатии, базирующейся на особом «понимающем» восприятии объекта, умении входить в его состояние, а также идентификации [5]. Ключевой идеей исследования по формированию эстетического восприятия студентов-дизайнеров является художественный образ цветка.

Цветы по определению считаются эстетической ценностью, поскольку представляют собой вершину красоты растений, а в совершенстве их форм заключена идеальная гармония мира. В цветах содержится уникальное сочетание: с одной стороны - это непревзойденные продукты самой природы, ее независимые творения, с другой - испокон веков любимые человеком, по праву возведенные им в ранг эстетической ценности объекты окружающей действительности. В момент изображения цветка, посредством визуального виденья, познавая его внутреннее содержание, эм-патически отождествляясь с ним с помощью созерцания и механизмов

* Старший преподаватель кафедры «Дизайн».

92

НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2010

идентификации, у студента происходит сложный процесс катарсиса -«очищения», приобщения к миру прекрасного, восприятие его облика, «открытие внутри себя» его гармонии и совершенства [1].

Цветы издавна привлекали человека, их писали художники всех эпох и направлений. Обращались к этой теме знаменитые мастера. Как объект изображения, цветы широко используются в живописи, дизайне, архитектуре и других видах искусства, фиксируя процесс отражения человеком окружающего его мира и его внутреннего состояния. Бесконечное разнообразие цветковых форм, служит средством проникновения в сущность явлений, духовным освоением природы, воплощением философских, социальных, политических, этических и эстетических идей. Цветку в высокой степени свойственно метафорическое, символическое, иносказательное значение. Кроме бытовой, у цветов есть ещё и так называемая знаковая сущность [4]. Существует, например, общественно-символическое значение растений (алая роза -любовь, незабудка - верность и т.д.). Необходимо отметить особое физиологическое и энергетическое влияние, оказываемое на человека цветами, поэтому издревле растения и их части использовались в медицинских целях, астрологии. Возвращаясь к основной идее нашей статьи, ещё раз напомним о том, что художественное изображение цветка есть явление эстетическое, имеющее длительную историю развития, которая насчитывает тысячи лет.

Создание художественного образа цветка - это процесс, где художник, с одной стороны, исходит из живого созерцания, не утрачивая связи с конкретным, с реальной натурой; с другой стороны, образ - это всегда дву-единство: то, что предстало перед художником, и то, что он увидел; то, что «сказалось» в его произведении, и то, что он хотел сказать [3]. Это, в некотором смысле, переплавка увиденного и воспринятого объекта действительности в полусубъективный образ индивидуального изображения.

Исходя из вышеизложенного, в педагогическом отношении нами разработан ряд творческих заданий, позволяющих развивать эстетическое восприятие у студентов - дизайнеров посредством изображения цветов:

- изображения цветов, при использовании различных материалов - акварель, гуашь, темпера, акрил, пастель, графические техники, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки и т.д. (технический аспект);

- копирование работы какого-либо известного художника, мастера, содержащее изображение цветов (профессиональный аспект);

- изображения цветов на передачу различных эмоциональных состояний, например: цветы «Радость», цветы «Волшебный вечер», цветы «Мне холодно», цветы «Солнечный дождь», и т.п. (психологический аспект);

- декоративная композиция с цветами, посредством различных стилей и техник: «орнамент», «витраж», «мозаика», «коллаж», и т.п. (творчески - интегрированный аспект, дизайнерское решение).

Основной целью разработки является научить студента-дизайнера, используя эстетический и технический опыт, накопленный при изображении цветов, (гармоничное сочетание красок, чувство ритма и формы, работа с фактурой и т.д.), создавать красивые и функциональные вещи. Цветы помогают развить вкус, овладеть профессиональной грамотой, дают понимание законов светотени, колорита, воспитывают способность анализировать и обобщать. Важную роль играет подбор визуального ряда, или художественных слайдов, демонстрирующих фотографии цветов, или изображения их различными художниками, великими мастерами, или цветы, выполненные в различных материалах и техниках.

Исследования показали, что во время занятий, изображая цветы и букеты, наблюдая их краски, запах, хрупкость и изящество - у студентов-дизайнеров улучшается психологическое состояние, усиливается интерес к работе в различных материалах, в моменты кризисов восстанавливается позитивный психологический фон, возникает ощущение единения себя с миром, в конечном итоге формируется эстетическое восприятие и активная творческая позиция. Сопутствующей целью является отработка профессионального мастерства.

Список литературы:

1. Античная культура: Литература, театр, искусство, философия, наука: словарь-справочник / Под ред. В.Н. Ярхо. - М.: Высш. шк., 1995. - 383 с.

2. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н.О. Лосский. - М., 1998. - 356 с.

3. Паперный З. О художественном образе. - М.: Госполитиздат, 1961. - 72 с.

4. Черлинка Г.К. Натюрморт в советской живописи. - М.: Знание, 1988. - 56 с.

5. Шингаров Г.Х.. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. - М.: Издательство «Наука», 1971. - 222 с.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

© Рабина Е.И.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

В данной статье предлагается модель развития навыков самоорганизации времени студентов вуза и условия ее эффективного функционирования.

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.